Христианство

Cлово «христианство» означает:

Одна из трех основных мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). История христианства (история I века н.э. дается в церковном толковании, т.е. с допущением историчности Иисуса Христа) возникло в Палестине в I веке н.э. на фоне мистико-

Источник: Религиозный словарь

Значение слова «христианство» в русском языке

Религия, возникшая в 1-2 вв. н. э.; название получила по имени мифического основателя ее Иисуса Христа, сына божьего. Разделяется на несколько церквей: католическую, православную, армяно-григорианскую, ряд протестантских церквей и сект. X.- одна из трех наиболее распространенных религий на земле (наряду с исламом и буддизмом).

Источник: Политический словарь

Политический словарь

Христианство

— монотеистическая религия. Основана на "Ветхом Завете" и "Новом Завете". Исповедует догмат о Троице (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой), Боговоплощении Сына в Исусе Христе, Спасителе, о его Богочеловечестве (две природы), о его Распятии и Воскресении. Центральную роль в христианстве играет учение о церкви, которая соединяет верующих с Богом.

Политический словарь

Христианство

— одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Возникла в середине I в. в Палестине, превратившись в IV в. в государственную религию. В процессе своего развития X. распалось на три основные ветви: православие, католицизм и протестантизм. Наибольшее распространение X. получило преимущественно в Европе и отчасти в Северной Африке, на Кавказе и в Сибири. В мире насчитывается более 1 млрд. христиан.

Социологический словарь

Христианство

(от греч. Chris-tos — помазанник) — англ. Christiani- ty; нем. Christentum. Одна из мировых религий, возникшая в I в. в восточных провинциях  Римской империи как религия  обездоленных и угнетенных в результате слияния: идей ряда мессианских сект, элементов греко-римской, восточных религий и идей античной идеалистической философии. В начале IV в. X. становится госуд. религией, защищающей интересы  правящих классов. Суть X. составляет учение  о богочеловеке Иисусе Христе — сыне Божи-ем — сошедшем с неба на землю и принявшем страдания и смерть  во искупление людей от первородного греха. Формирование христианской догматики происходило на протяжении нескольких столетий, в результате чего возникают 3 основных направления X.: православие,  католицизм  и протестантизм.  См. ПРАВОСЛАВИЕ, КАТОЛИЦИЗМ, ПРОТЕСТАНТИЗМ.

Социологический словарь

Христианство

(Christianity) — монотеистическая религия  спасения, зародившаяся в I в. в Палестине, откуда распространилась и стала господствующей религией в Европе и в европейских поселениях на других континентах. Развитие  христианского сообщества отмечено расколами по вопросам церковного устройства и доктрины. В итоге современное христианство  состоит из трех крупных течений: (а) западной католической церкви, которая опирается на примат Рима; (б) 14 автокефальных восточных ортодоксальных церквей, чьи корни восходят к XI в.; (в) множества протестантских объединений, ведущих отсчет с 16-го столетия и более поздних времен. Соответственно, христианские организационные образцы весьма сложны и подразделяются на церковь,  секту и вероисповедание  (Трельч, 1912). Формы (а) и (б) имеют церковный тип организации, в то время  как протестантство  дает примеры всех трех образцов. покоится на вере в личность  всемогущего, всеведущего и справедливого Бога, создавшего вселенную. Человечество, напротив, лишилось милосердия; оно грешило и достойно божественного наказания. Однако благодаря вмешательству Спасителя — Иисуса Христа — становится возможным спасение от этого наказания; христиане верят в то, что Христос был Сыном Божьим и что его смерть стала искуплением перед Богом за грехи людей. Вопрос о путях индивидуального "спасения" верующих стал причиной расколов внутри христианства и имеет важное социологическое значение.  В частности, Вебер пришел к выводу, что одна и форм ответа на данный вопрос — доктрина предопределенности была движущей силой протестантского аскетизма  (см. Протестантская этика) . Согласно Веберу, христианский постулат о ритуальном равенстве всех верующих имел социологическое значение, предотвращая появление кастоподобных перегородок, которые могли бы разрушить единство западной буржуазии и ослабить ее преобразующий революционный потенциал.  Другие социологи следующим образом подкрепили его позицию: антиавторитарные тенденции протестантских сект 17-го столетия во многом способствовали демократическим ценностям (см. Уолзер, 1966). Хотя христианство оказало значительное воздействие на историческое развитие (не в последнюю очередь напряженностью в отношениях между церковью и государством,  ставшей особенностью европейских обществ по сравнению с азиатскими), сегодня оно теряет свое влияние  в западных обществах, сыграв тем не менее значительную роль  в недавнем преобразовании Восточной Европы. У социологов все еще сохраняется интерес  к сектантству (см. Уил-сон, 1967 и 1970), а также в целом к характеру и распространению религиозных убеждений в современных обществах (см., например, Ленский, 1961), а также к причинам,  следствиям и масштабам секуляризации (Мартин, 1969).

Философский словарь

Христианство

(от греч. помазанник, мессия) — одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), своим содержанием положившая основания для философствования главным образом по трем направлениям: 1) тринитарная теология; 2) христология и 3) теологическая антропология. Рассмотрение данных проблем побудило уже средневековых мыслителей при анализе библейского текста вплотную подойти к вопросам о знаке, значении и понимании, т. е. к семиотической и герменевтической проблематикам. Восприняв идею единого Бога из иудаизма как абсолютной благодати, абсолютного могущества и первопричины всего сущего, X. доводит личностное понимание абсолюта до состояния, которое выражено в двух его центральных догматах — триединство и боговоплощение. Идея триединства предполагает, что внутренняя жизнь божества есть личное отношение трех "ипостасей" · (лиц) Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и Св. Духа ("животворящего" принципа). Согласно догмату о триединстве. Сын "рождается" от Отца и Св. Дух "исходит" от Отца (по православному догмату) или от Отца и Сына (по католическому догмату). Философское содержание этого триединства предусматривает, что в каждой ипостаси целиком содержится вся Троица, и в то же время ипостаси различны. Божественные лица здесь состоят в единстве и вовсе не требуют диалектического снятия. Бог не есть нечто отстранение третье по отношению к своим ипостасям. Понятие Троицы как целостности концентрируется только в полном логическом объеме и заново в каждом из своих определений. Снятие противоположностей между ними означало бы уничтожение самого понятия. Внутренняя структура христианской Троицы сводится к следующей формуле: отдельный член не равен себе и только в тождестве с другим воплощает Единое. Данный принцип с методологической т. зр. ценен для понимания всякой целостности, содержание которой раскрывается в зависимости от выявленного разнообразия и диалогичности находящихся в ней "инаковостей". Если в тринитарном догмате провозглашался тезис о тождестве сущности и инаковости ипостасей, то в христологии через догмат боговоплощения постулировалось тождество ипостаси и инаковости сущностей, или природ — человеческой и божественной (во Христе). Преодолевая крайности несторианства и монофиситства, Халкидонский собор (451 г.) провозглашает парадоксальную формулу единства человеческой и божественной природ во Христе, находящиеся в нем "неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно". Боговоплощение в X. понималось как единократное, что позволяло с опорой на библейский текст формулировать историческое время в трех аспектах, как профанное, мистическое и эсхатологическое. Это способствовало созданию специфически европейского образа линейного и динамично-направленного историзма. Христологическая формула имела развитие в рамках теологической антропологии, использовавшей аналогию с соединением божественной и человеческой природ во Христе для манифестации и разъяснения соединения души и тела у человека. Доказывая примат ипостасного единства в человеке духовной и телесной природ над их различием, большинство мыслителей придерживалось мнения о сопричастности души к телу, "оживляющей" и возвышающей последнюю, в противоположность, например, платонизму. Таковы главные аспекты философского содержания X., формирование которого шло при посредстве греко-римской философии. С. А. Азаренко

Философский словарь

Христианство

— одна из основных мировых религий, в центре которой вера в Иисуса Христа как Сына Божия, Бога, воплотившегося на земле, соединившего с совершенным человеком полноту божественного бытия. Своей крестной жертвой Иисус Христос совершил победу над грехом и смертью ради спасения человеческого рода, его примирения с Творцом мира, чтобы человек смог стать "соработником" Бога в осуществлении Его замысла грядущего преображения мира. Христос преодолел созданную грехопадением дистанцию между небом и землей и этим дал ответ на духовные чаяния всех мировых религий, в которых есть жажда сближения с Высшим и духовный подвиг восхождения к Высшему, но нет сил снять эту дистанцию. осознает себя как завершение и исполнение чаяний всех религий. Принять Христа означает стать лично усыновленным Творцу мира как небесному Отцу, который и освящает каждого человека, дарует ему благодать быть носителем высшей правды на земле. Христос и апостолы создали христианство в виде Вселенской Церкви Христовой, которая в древности объединяла множество поместных церковных общин, но была едина. Она сохранила свое действенное boga-4990.html»>присутствие в основных видах церковных разделившихся в истории объединений — Католичества, Православии и Протестантстве. Все разделения среди христиан — не по воле Божией, а от человеческих стремлений, отклонившихся от Христова служения. Стать христианином — значит жить по Евангелию и войти в одну из существующих церковных общин, где и трудиться согласно призванию. " есть религия свободы и этого не вытравить из него никакими силами. Можно окутать его драгоценными ризами, заковать в золоченую раку — теологии, права, политики, — оно останется огненным по своей природе. И нет такого каменного града, построенного на его мистерии, который не был бы, рано или поздно, расплавлен этим огнем" (Г.Федотов).

Философский словарь

Христианство

— одна из мир. религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римск. империи как религия угнетенных, искавших избавления от бесчеловеч. условий жизни в приходе мессии (спасителя). Христ. идея воздаяния обещала страждущим и обездоленным обретение счастья и свободы в царстве небесном. Ф. Энгельс подчеркивал, что «только надеждой на воздаяние в потустороннем мире можно было возвести стоико-фи-лоновское самоотречение от мира и аскетизм в один из основных этических принципов новой мировой религии, способной увлечь угнетенные народные массы» (т. 22, с. 484). Со временем X. было приспособлено к целям правящих классов и превратилось в нач. 4 в. в гос. религию Римск. империи. Относительно быстрому распро странению X. среди различных соц. и этнич. групп империи способствовали его космополитизм, миссионер. деятельность, абстрактность обществ .-политич. и нравств. принципов, нивелировка клас. и нац. различий. Гл. в X. — учение о ми-фич. богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, к-рый сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христ. учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. Приверженцам X. внушается, что они должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни, как это делал сам Христос, а воздаяние за это они получат в будущем, загробном мире. На формирование идеологии X. заметное влияние оказали вост. культы, мессиан. иуд. секты (напр., эссены), иуд.-греч. философия (учение о логосе Филона Александрийского), поздний стоицизм. Первонач. X. не были известны появившиеся позже представления о троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причащении я др. догматы. процесс формирования христ. догматики растянулся на несколько столетий. Сформулированный Никейским и Константи-ноп. вселен, соборами символ веры неоднократно дополнялся и изменялся. Как до соборов, так и в процессе их деятельности между региональными христ. объединениями велись ожесточенные споры по вопросам понимания различных догматов. Еще более длительной была борьба, связанная с различным отношением к нек-рым обрядам, почитанию икон и т.д. В организац. отношении X. никогда не представляло собой единого целого. В процессе своего развития X. распалось на 3 осн. ветви: православие, католицизм и протестантизм. В свою очередь, в каждом из них выделились различные течения, направления, группы, секты. В наст. вр. наблюдается Глубокий кризис X. Проявлениями этого кризиса является соц.-политич. дифференциация христ. церквей и духовенства, появление левых течений и групп, ориентирующихся на прогрес. силы, пересмотр прежних откровенно прокапиталистич. доктрин и установок, интеграция различных христ. конфессий, особенно заметных в экуменяч. движении и деятельности Всемирн. совета церквей. Адаптация христ. объединений к условиям социалистич. действительности определила коренной пересмотр их соц.-политич. ориентации.

Философский словарь

Христианство

крупнейшая из мировых религий, приверженцы которой поклоняются Христу как Сыну Божию. Возникло в 1 в. н. э. в восточных провинциях Римской империи в среде обездоленных, которых увлекла вера в приход Спасителя (Мессии) Христа и идея воздаяния в царстве небесном за страдания в земном мире. Первоначально христианство было гонимо римскими властями, но в начале 1У в. стало государственной религией Римской империи. Священным писанием христиан является Библия, в которой обоснованы главные компоненты вероучения и обрядности христианства. Суть христианской догматики, сформулированная первыми двумя общецерковными (вселенскими) соборами, изложена в Символе веры, который обязывает христиан веровать: в единого Бога, выступающего в трех лицах (Троица); в Христа – Сына Божия, сошедшего с небес ради спасения человечества и воплотившегося от Святого Духа и Девы Марии, принявшего страдания и смерть для искупления людей от греха, воскресшего и долженствующего вторично прийти на землю; в святость церкви и необходимость крещения; в грядущее воскресение мертвых и вечность загробной жизни. Важнейшими элементами обрядности христианства являются 7 таинств: крещение (приобщение к христианству посредством погружения в воду или обливания), миропомазание (передача крещеному благодати Святого Духа посредством смазывания различных частей его головы ароматическим веществом – миром), евхаристия, или причащение (поедание хлеба и вина, воспринимаемых как тело и кровь Христа), покаяние (исповедание верующими своих грехов священнику с целью получения через него прощения от Бога), брак (совершение в храме венчания), священство (посвящение в сан диакона, священника или епископа), елеосвящение, или соборование (помазание больного освященным оливковым маслом – елеем). Профессиональные служители христианства – духовенство вместе с рядовыми верующими составляют христианскую церковь. Богослужения совершаются в храмах и сопровождаются пением или музыкой.

Большой Энциклопедический Словарь

Христианство

одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом иисламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм,протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека,Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица).Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие втаинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главнымв нем является Священное писание (Библия); а также "Символ веры", решениявселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу жераспространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. сталогосударственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа былахристианизирована. На Руси христианство распространилось под влияниемВизантии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходеРеформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает1 млрд. человек.

Исторический словарь

Христианство

-религия, возникшая в результате официального признания императором Константином в начале 4 в. учения и практики первых Христиан, возведенная вслед за этим в ранг государственной религии во всех Европейских и некоторых прилегающих странах, и представляющая в настоящее время универсальное морально-духовно-обрядовое понятие, широко и с пользой употребляемое в сферах политики и культуры современного общества, и являющееся составной частью, а не антагонистом этого общества (мира). Нынешнее христианство состоит из широчайших масс, в основном жителей северного полушария, крещенных в соответствии с традицией (а не с верой) в детстве, а иногда и в зрелом возрасте (в основном в протестантских направлениях) в большинстве случаев по уговору, эмоциональному порыву или в виду предстоящей выгодной и интересной деятельности. Такое христианство даже в его собственной среде называется «номинальным» и, конечно, не имеет ничего общего с истинным. Суеверием своих обрядов и «священнодействий», почитанием «заступников» и «заступниц», бездумной преданностью традиции и «матушке-церкви», оно превосходит все другие религии. Поэтому выражение «христианство» широко употребляется в таких понятиях, как «христианский мир»(!), «христиан­ские страны», «христианская наука», «христианские собрания» и т.п. Такое христианство широко рекламируется в специальной литературе, на специальных собраниях, часто с привлечением современной «прогрессивной» музыки, танцев и представлений (особенно на Западе). Оно постоянно преподносится как средство исцеления недугов, исправления характера, улучшения морали и т.п. Специальные миссионеры с хорошо разработанной наукой «обращения душ» несутся в хорошо организованных (и оплачиваемых!) экспедициях во все дальние страны и уголки планеты, агитируя, уговаривая, раздавая подарки. Такое христианство и слышать не хочет об отделенности от мира учения Того, Чье имя так самоуверенно себе присваивает, напротив, оно добивается признания и одобрения в мире, считая себя единственно «правильной» религией, будучи единственной, разделенной более, чем на 200 различных направлений. Оно оперирует тщательно подобранным набором мест из Библии, постоянно повторяя, например, Ин 3.16 и никогда Иак 4.4. В такое христианство привлекается теперь путем простого поднятия руки масса молодежи, которая, видимо, его таким и воспринимает и согласна поддерживать. Оно активно вовлечено во все мирские дела, тесно и добровольно координирует свои действия с мирскими организациями, вводя в заблуждение очень многих видимостью своего благочестия (Мф 23.28; 2Тим 3.5). (См. миссионерство, религия, церковь)

Исторический словарь

Христианство

одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. н.э. в восточных провинциях Римской империи (среди евреев Палестины). С конца 10 в. под влиянием Византии распространилось на Руси. В основе X.-учение о богочеловеке Иисусе Христе Сыне Божием, который был послан на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. Согласно христианскому учению, в будущем произойдет второе пришествие Христа, во время которого он совершит суд над живыми и мертвыми и воздаст каждому по его заслугам. Источник вероучения X.- Священное предание (Священное писание — Библия, "Символ веры", решения Вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения Отцов Церкви и др.). В ходе своего развития X. распалось на три основные ветви: православие, католицизм и протестантизм. В свою очередь в каждой из них выделились различные течения, направления, группы. Интеграция христианских церквей нашла отражение в экуменическом движении.

Исторический словарь

Христианство

— одна их мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Возникло в начале I в. в восточных провинциях Римской империи (Палестина) и получило распространение среди рабов и бедноты. провозгласило равенство всех людей как грешников, отвергло существующие рабовладельческие порядки и породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. и христиане вначале подвергались гонениям со стороны императорской власти, но новая религия находила все больших сторонников. Кроме рабов и бедноты, христианами становились ремесленники, торговцы, землевладельцы и римская знать. Императорская власть меняет былые гонения на активную поддержку христианства. Император Константин (285 — 337 гг.) своим эдиктом 324 г. положил начало превращению христианства в общегосударственную религию Римской империи. В 325 г. в г. Никее под его председательством собрался собор всех христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения. На Вселенских соборах IV — IX вв. разрабатывались и утверждались система вероучения и культа, формировались канонические нормы и богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции. Принятые на первых семи Вселенских соборах постулаты христианства без добавлений сохранены в его православном направлении. Согласно христианскому вероучению, основателем христианства стал Иисус Христос (греч. — помазанник, мессия, спаситель). Он родился в Галилее (Вифлеем) от Девы Марии, зачавшей его "непорочно от Духа Святого", был крещен Иоанном Крестителем, проповедовал в Палестине, творил чудеса, в годы правления прокуратора Понтия Пилата был распят на кресте за то, что объявил себя сыном Божьим, но вскоре воскрес и вознесся на небо. Христиане верят, что в будущем состоится второе пришествие Иисуса Христа на землю, страшный суд над живыми и мертвыми, будет установлено тысячелетнее царство для праведников. Вероисповедальную основу христианства составляют Священное писание (Библия) и Священное предание. Священное писание (Библия) состоит из Ветхого завета, в котором говорится о сотворении мира, и Нового завета, собственно христианского источника, где дано жизнеописание Иисуса Христа. Ветхий завет почитается иудеями и христианами, а Новый завет — только христианами. В Священное предание входят решения первых семи Вселенских соборов, труды отцов церкви (в православии), труды пап (в католичестве). В процессе своего развития христианство распадается на три ветви: католицизм, протестантизм и православие, которые также образуют ряд ответвлений и сект.

Исторический словарь

Христианство

— одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: католицизм, православие , протестантизм. Всех их объединяет вера в Иисуса Христа, как богочеловека, спасителя мира, который принял страдание и смерть, чтобы искупить грехи человечества, а затем воскрес и вознесся на небо. Главным источником вероучения является Священное Писание (Библия), особенно ее вторая часть – Новый Завет. возникло в I веке н.э. в восточной провинции Римской империи (в Палестине) как религия угнетенных. Из гонимой и преследуемой властями «иудейской секты» христианство в IV веке превратилось в государственную религию Римской империи. После разделения Римской империи в 395 году на Западную и Восточную усиливается соперничество Рима и Константинополя за роль центра христианского мира. Постепенно складываются различия в толковании христианского учения представителями западной и восточной церквей, а также обрядовые расхождения. В 1054 году произошло окончательное разделение христианства на две независимые церкви – католическую (западную) и православную (восточную). Дальнейшее развитие каждой из них определялось особенностями социально-политического развития Византии и западноевропейских стран. В XVI веке в результате Реформации – широкого религиозного и социально-политического движения за коренное обновление церкви, развернувшееся в большинстве европейских стран, возникли новые направления, отколовшиеся от католицизма, которые стали называть общим термином – протестантизм. На Руси христианство было введено в качестве государственной религии князем Владимиром Святославовичем в 988 году. Крещение пришло на Русь из Византии .  

Исторический словарь

Христианство

– одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Возникло в I в. в восточных провинциях Римской империи как религия угнетенных, искавших избавления от бесчеловечных условий жизни в приходе мессии, Спасителя. Христианская идея воздаяния обещала страждущим и обездоленным обретение счастья и свободы в царстве небесном. Со временем X. было приспособлено к целям правящих классов и превратилось в начале IV в. в государственную религию Римской империи. Относительно быстрому распространению X. среди различных социальных и этнических групп способствовали его космополитизм, миссионерская деятельность, абстрактность общественно-политических и нравственных принципов, нивелировка классовых и национальных различий. Главное в X. – учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по вероучению, произойдет второе пришестие Христа для суда над живыми и мертвыми. На формирование идеологии X. заметное влияние оказали восточные культы, мессианские иудейские секты, например эссены, иудейско-греческая философия, например учение о логосе Филона Александрийского, поздний стоицизм. Первоначально X. не были известны появившиеся позже представления о троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причащении и др. Процесс формирования христианской догматики растянулся на несколько столетий. Сформулированный Никейским и Константинопольским Вселенскими соборами символ веры неоднократно дополнялся и изменялся. В организационном отношении X. не представляло собой единого целого. В процессе своего развития X. распалось на 3 основные ветви: православие, католицизм и протестантизм. В свою очередь, в каждом из них выделились отдельные течения, направления, группы, секты. На рубеже 90-х гг. XX в., после развала социалистической системы, авторитет и влияние X., особенно православия в России, значительно выросло. Разуверившись в коммунистических идеалах, господствовавших в официальной идеологии, люди стали искать в X. ответы на извечные вопросы бытия.

Исторический словарь

Христианство

— самая крупная по числу последователей мировая религия. Возникла в Палестине в результате деятельности Иисуса Христа, а также Его ближайших последователей. Распространение христианства, особенно в первые пять столетий нашей эры, шло очень быстро. Основная часть христиан почитает Иисуса Христа как второе лицо Божественной Троицы, единого Бога в трёх лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Священным Писанием признаются Ветхий и Новый Заветы. В краткой форме основные догматы христианства изложены в трёх исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (или Никео-Константинопольском) и Афанасьевском. В православии Апостольский символ фактически вытеснен Никео-Константинопольским. Он был принят на первых двух Вселенских соборах — 1-м Никейском (325 г.) и 1-м Константинопольском (381 г.). Основная часть христиан верит в Боговоплощение, крестную жертву Иисуса Христа, своей мученической смертью искупившего грехи людей, воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо, грядущее второе пришествие Христа, будущее воскрешение мёртвых и вечную жизнь после воскрешения. Большинство христиан признаёт необходимость совершения таинств — священных действий, призванных сообщить верующим Божью благодать. Православные, монофиситы и католики призна9ют семь таинств: крещение, миропомазание (у католиков — конфирмация), причащение, покаяние (исповедь), елеосвящение, брак, священство. Большинство протестантов — только два: крещение и причащение (при этом многие рассматривают их как простые обряды).

Философский словарь

Христианство

— одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: католицизм, православие, протестантизм. Все их объединяет вера в Иисуса Христа, как богочеловека, спасителя мира, который был послан на землю, чтобы искупить грехи человечества. Главным источником вероучения является Священное Писание (Библия, особенно ее вторая часть — Новый Завет). возникло в I веке н.э. в восточной провинции Римской империи (в Палестине) как религия угнетенных и долгое время преследовалась римскими императорами. В IV веке стало государственной религией Римской империи. Основные положения христианской веры: учение о Троице — едином боге, выступающем в трех лицах (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой); о Боговоплощении — Иисус Христос, оставаясь Богом, стал человеком, родившись от девы Марии; об искуплении — Иисус Христос своими страданиями и смертью на кресте принес себя в жертву Богу-Отцу за грехи людей, т.е. искупил их; воскресение Иисуса Христа и др. После разделения в 395 году Великой Римской империи на Западную и Восточную усиливается соперничество Рима и Константинополя за роль центра христианского мира. Постепенно складываются различия в толковании христианского учения представителями западной и восточной церквей. Так, западная церковь считала возможным отпускать людям грехи и давать их душам "вечное спасение", даже продавать грамоты о таком отпущении грехов — индульгенции. На Востоке это учение отвергалось. Главные обрядовые расхождения заключались в том, что у католиков духовные лица причащались хлебом и вином, а миряне — только хлебом; у православных же все верующие без различия получали причастие и вином и хлебом. На Западе крестились пятью пальцами, на Востоке — тремя. В западной церкви служба повсюду велась только на латинском языке, в православной же — на местных языках и т.д. Реальной основой разногласий церквей являлась борьба за расширение сфер влияния Рима и Константинополя как соперничающих политических сил. В 1054 году произошло окончательное разделение христианства на две независимые церкви — западную (римско-католическую) и восточную (православную). Дальнейшее развитие каждой из них определялось особенностями социально-политического развития Византии и западноевропейских стран. В Византии церковь была полностью подчинена императорской власти, на Западе она в ходе борьбы со светской властью отстояла свою самостоятельность и долго претендовала на политическое верховенство. , стремившееся подчинить всю духовную жизнь в v-srednie-veka-4690.html»>средние века, определило характер развития культуры в IV — XIV веках в Западной Европе, в Византии, на Руси — вплоть до конца XV(( века. Христианская культура пришла в Западную Европу на смену античной, а в восточнославянских землях ее становление происходило в борьбе с культурой языческой.

Философский словарь

Христианство

— одна из трех т. наз. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римской империи, отразив надежды и чаяния задавленных тяжким гнетом людей, отчаявшихся изменить свою участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии, или “божественного спасителя”. X. было порождено настроениями безысходности, особенно остро проявившимися у масс после подавления восстаний рабов, выступлений бедноты и покоренных народов против римского владычества и эксплуататорских классов. Вероучение X. сложилось на основе идей ряда мессианских сект, заимствовав нек-рые элементы греко-римской и вост. религий, а также под влиянием античных философов Филона Александрийского и Сенеки. Центральное место в X. занимает вера в искупительную жертву “сына божьего” Иисуса Христа, к-рый был казнен наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем якобы воскрес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих последователей. Приверженцы X. верят в грядущее второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство праведникам, а грешников обречь на адские мучения. Перенося вопрос о достижении счастья праведниками в потусторонний мир, объявляя терпеливое перенесение тягот жизни непременным условием грядущего блаженства, X. добивалось смирения и покорности масс, их примирения с несправедливым социальным строем. На протяжении всей своей истории X. развивалось в обстановке внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его классового состава, различными классовыми интересами его приверженцев. Эти противоречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных течений и направлений. В 1054 в нем выделились два крупных направления: зап. (католицизм) и вост. (православие). В 16 в. в результате Реформации, мощного антифеодального и антикатолического движения в Европе, возникла третья разновидность X.— протестантизм. В свою очередь эти направления распадаются на более мелкие течения, расходящиеся между собой в интерпретации отдельных теологических и культовых вопросов, но сохраняющие незыблемыми осн. принципы X. В настоящее время X.— наиболее распространенная религия на земном шаре. Она представлена множеством церквей и сект, специфика деятельности и политическая ориентация к-рых обусловлены конкретными социальными условиями их существования. Общий кризис религии, переживаемый и X., заставляет руководителей церквей и сект искать новые пути к сохранению влияния на верующих. Они модернизируют традиционные положения вероучения, стремятся к согласованию своих принципов с “духом времени”. Пересмотру подвергаются социальные доктрины церквей, отношение к насущным жизненным проблемам. Порой X. представляют “третьим путем”, на к-ром якобы только и можно решить самые сложные проблемы человеческого бытия. Ряд христианских организаций, мн. верующие выступают с осуждением капитализма, в защиту национальных и демократических свобод.

Философский словарь

Христианство

(греч. christos — помазанник, мессия, спаситель) — 1) Вероучение, центрированное фигурой Иисуса Христа и объединяющее в единый семантический комплекс содержание как Ветхого, так и Нового Заветов, обеспечивая единство Библии как общего для всех христиан источника. Впервые термин "X." как обозначение веры последователей Христа — христиан — возник, согласно кн. Деяний, в Антиохии Сирийской ок. 42. Первоначально последователи Иисуса не называли себя христианами и свою сообщность — X., — это имя атрибутировалось в презрительном смысле Церкви и ее членам язычниками, однако впоследствии, связавшись в семантике X. с искупительной жертвой Иисуса, оно конституировалось в контексте христианской церкви как самоназвание. X. представляет собою наиболее последовательное и полное воплощение теизма, основываясь на Тринитарном догмате о бытии всеблагого, всеведущего и всемогущего Бога как трансцендентного миру Абсолюта, единого в трех лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого (см. Троица). Бог личен, в силу чего проявляет в общении с миром и человеком совокупность онтологических и нравственных свойств, главное из которых — любовь. Подобие этих свойств составляет образ Божий в человеке, что делает последнего причастным Божественного естества, обладателем бесценного дара личностного бытия. В первоначальной гармонии материального и духовного начал в человеке X. полагалось единство Бога и мира, которое было разрушено в акте грехопадения (запечатленного в феномене первородного греха) и восстановлено учением, страданием, крестной смертью и воскресением Иисуса Христа. Христоцентризм акцентирует в X. феномен искупительной жертвы Христа как вектор выходящего за пределы оценочной этики милосердия и спасения ("обожения") человечества, несмотря на его греховность (распятие как эмоционально-содержательное ядро христианской символики). В соответствии с этим нравственная максима достойного "несения своего креста" апплицируется в X. на парадигмы человеческого поведения (семантическая фигура мученика, аксиологически значимый статус страдания ("сердца болезнующего") и аскезы в христианской этике), что задает глубокий психологизм X.: диалогизм события человека с Богом, максимально реализующийся в феномене откровения; ориентация на рефлексивные формы сознания (например, культивация осознания собственной греховности — начиная с "Исповеди" Августина); остро личное эмоциональное переживание любви к Богу; парадигма не чувственного и не бесчувственного, но сочувственного отношения к миру (начиная с Максима Исповедника) и т.п. (ср. с соответствующими нравствеными программами стоицизма, стоицизма, основанными на постулате бесстрастной атараксии). Перенесение хронологических акцентов из настоящего (античные философия истории, гедонистическая этика и др.) в будущее (идея второго пришествия и царствия Божьего на земле) задает в X. парадигму дистанцирования от социального контекста как волощения несправедливости и источника страданий: "не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего" (Поcл/ к евр., 13, 13-14). В этой связи аксиологическую значимость обретает в X. феномен сознательной самоизоляции, выпадение из связей "града земного" (отшельничество, монашество, добровольное нищенство в западноевропейских "братствах" типа францисканских общин и среди православных юродивых и др.). В этом контексте ориентации на нездешнее ("быть в мире, но не от мира сего") новую артикуляцию и семантическую наполненность в X. обретают процедуры обрядности, что проявляется, прежде всего, в феномене "таинства" как акта реального открывания себя сакральной сферой в сфере повседневности (ср. с традиционной дохристианской функцией культа как регулятора бытия именно в сфере повседневности): крещение как изглаживание наследственной греховности; причащение как интимное соединение с Иисусом посредством вкушения хлеба и вина, претворенных в "Плоть и Кровь Христову" (признаются всеми конфессиями X.); миропомазание как передача Даров Святого Духа; священство как введение в право совершения таинств в качестве пастыря; бракосочетание как соучастие в браке Христа с Церковью; исповедь как покаяние перед Богом и соборование как испрашивание исцеления души и тела (принимаются православием и католицизмом, но не во всем объеме практикуются в протестантизме). Эволюция X., сохраняя исходный канон вероучения, демонстрирует в настоящее время тенденции обновления (протестантский модернизм, феномен аджорнаменто в католицизме и др.). 2) Одна из мировых религий, объединяющая многочисленные конфессионально дифференцированные направления (православие, католицизм, протестантизм в различных его версиях, многообразные течения (толки), группы и секты). X. возникло в 1 в. в восточных провинциях Римской империи. Благодаря универсализму нравственных принципов X. и, в первую очередь, провозглашаемому кодексу ценностей, основанному на презумпциях равенства, милосердия и любви, идее Спасения, избавления, получило широкое распространение. В 311 X. обретает легальный статус, в 324 — становится государственной религией, унифицируется Символ Веры. В 1054 в результате разногласий между Восточной и Западной христианскими Церквами по проблеме филиокве происходит раскол единой христианской Церкви на православие и католицизм. В контексте культурного движения Реформации осуществляется дистанцирование от католицизма такой конфессии X., как протестантизм (1526). В настоящее время X. конфессионально объединяет более 1 млрд. 800 млн. человек (по данным 1993); в развитии X. наблюдается отчетливая тенденция к интеграции, проявляющаяся в экуменистическом движении и деятельности созданного в 1948 Всемирного Совета Церквей; христианская Церковь выступает значимой социальной силой современности. 3) Тип культуры, первоначально сформировавшийся в Европе в пределах Римской империи и сменивший затем — в целом — в контексте западной традиции разнообразные культуры античности (язычество). В эпоху великих географических открытий в результате миссионерской деятельности различных конфессий X. переносится как в Северную, так и в Южную Америки, Австралию, а также ряд областей Африки и Азии, где приобретает свои специфические особенности (феномен вернокулярности). Христианские основания данного типа культуры задали глубинный дуализм ее базовых мировоззренческих оснований (равно восходящих к античному рационализму и ближневосточному иррационализму) и оказали фундаментальное (как аксиологическое, так и содержательное) детерминирующее влияние на развиваемые в контексте этой культуры: мораль (практически все кодексы которой генетически восходят к библейскому декалогу); философию (от универсальной идеи трансцендентализма и до предельно конкретной специфики артикуляции схоластикой онтологической и гносеологической проблематики); искусства (включая и тематику, и образный строй); доминирующие системы ценностей (переосмысление таких фундаментальных для человеческого бытия универсалий, как добро, справедливость, свобода, любовь и счастье) и культурные идеалы, а также осознание этой культурой себя как векторно ориентированнной в будущее (см. Социальное время, Надежда). Ядром X. как особого типа культуры является его центрация на личности особого типа, ориентированной на сохранение самотождественности и духовной автономии в социально-политических и духовно-идеологических контекстах, рефлексивную самооценку и индивидуальную ответственность за судьбы мира. (См. также: Теизм, Вера, Бог, Иисус Христос, Троица, Филиокве, Символ веры, Библия, Православие, Католицизм, Протестантизм, Мистика, Откровение, Патристика, Богословие православное, Теология, Апо-фатическая теология, Катафатическая теология, Экзегетика, Апологетика, Персонализм, Схоластика, Томизм, Неогомизм, Аджорнаменто, Диалектическая теология, Протестантская этика, Провиденциализм, Теодицея, Теургия, Апокалипсис, Пиетизм, Квиетизм, Исихазм, Хилиазм, Эсхатология, Ереси и др.). С.Л. Лепин, М.А. Можейко

Толковый словарь Ожегова

Христианство

Религия, основанная на культе Иисуса Христа и имеющая три основных направления:православие католицизм и протестантизм

Каким бывает «христианство»?

Христианство бывает:

  • средневековое
  • западное
  • восточное
  • раннее
  • первоначальное
  • изначальное
  • традиционное
  • первичное
  • истинное
  • греческое
Все определения к слову ХРИСТИАНСТВО

Фонетический разбор слова «христианство»

Звуко-буквенный разбор слова христианство. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «христианство»

Какими словами можно заменить слово христианство? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ХРИСТИАНСТВО

Ассоциации к слову «христианство» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово христианство? В русском языке со словом христианство чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ХРИСТИАНСТВО

Сочетаемость слова «христианство»

Как правильно употребляется слово христианство? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • апостольское христианство
  • библейское христианство
  • византийское христианство
Полная таблица сочетаемости слова ХРИСТИАНСТВО

Cлово «христианство» является ответом на вопросы