Даосизм

Cлово «даосизм» означает:

одно из направлений древнекитайской философии.

Источник: Сексологический словарь

Значение слова «даосизм» в русском языке

— философское учение а Китае в IV— III вв. до н. э., на основе которого во II в. н. э. складывается религия того же названия. Главное понятие в ней, «дао», объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия. В религии Д. складывается божественный пантеон, возглавляемый троицей — Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творец мира Пань гу. Религиозная организация строится по иерархическому принципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В начале V в. оформляется вероучение и ритуал, Д. становится государственной религией. Для Д. характерно сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий, мистики.

Источник: Исторический словарь

Философский словарь

Даосизм

— учение о дао или "пути вещей". Как особая система философствования возникает в Китае в 6-5 вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лао-цзы (много позже, в эпоху Тан — 7-9 вв. — был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4-3 вв. до н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др. Согласно постулатам ортодоксального Д., только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу". Лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью. (Д. как определенную схему философствования и Д. как религиозное вероучение, сформировавшееся к началу н.э., нельзя отождествлять.) Философские аспекты "аутентичного" Д. легли в основу китайских религиозных школ "Пути истинного единства" (2 в.), "Высшей чистоты" (4 в.), "Пути совершенной истины" (13 в.) и др. Философские подходы Д. в средневековом Китае разрабатывали Гэ Хун ("Мудрец, объемлющий простоту", 4 в.); Ван Сюаньлан ("Трактат о Сокровенной жемчужине", 6 в.); Тянь Цяо (комментарии к "Книге превращений", 10 в.). Канон текстов Д. ("Дао Цан") сложился к 12 в. В границах Д. нередко конституировались также и еретические, диссидентские теоретические системы, неоднократно оказывавшиеся идеологическим обоснованием крестьянских революций и гражданских войн в Китае. (См. Дао, Лао-цзы.)

Философский словарь

Даосизм

— филос. учение в Китае в 4—3 вв. до н. э., на основе к-рого во 2 в. н. э. складывается религия, получившая то же название. Принципы филос. Д. изложены в книге «Дао дэ цзин», авторство к-рой приписывается полулегендарному мыслителю древности Лао-цзы. Гл. понятие в ней, «дао», объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия, «матерью всех вещей». Это некий естеств. «путь», по к-рому должен следовать окружающий мир и все люди. В филос. Д. проявляются элементы материализма и стихийной диалектики. В религ. Д. естеств. процессы получают мистич. истолкование, складывается божеств, пантеон, возглавляемый троицей — Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творец мира Пань гу. Религ. орг-ция строится по иерархич. принципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В нач. 5 в. оформляется вероучение и ритуал Д., он становится гос. религией. Однако в его недрах возникает множество сект, отличающихся самостоят. интерпретацией теологич. проблем, догматики, ритуалов, различными взглядами на обязанности верующих. Среди последователей Д. были суровые аскеты, а наряду с ними — люди, вовсе не считавшие отказ от жизнен, благ условием достижения высш. блаженства. Для религ. Д. характерно эклектич. сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий, др. мистич. представлений. Даосские жрецы, проповедуя идеи нравств. самосовершенствования личности, предлагают верующим и определенную методику достижения долголетия, включающую диету, систему физич. упражнений и др. В то же время они занимаются изгнанием «злых духов», гаданиями и т. п. Д. давно утратил былые позиции, уступив их др. религиям, получившим распространение в Китае. Число его приверженцев сравнительно невелико.

Большой Энциклопедический Словарь

Даосизм

(кит. дао цзя или дао цзяо) — китайская религия и одна из основныхрелигиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основеверований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм,зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основныепредставители — Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н. э. даосизм оформился вразвитую религию. К 12 в. создан "Дао цзан" — свод литературы даосизма.Цель адептов даосизма — достичь единства с первоосновой мира — дао ипосредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. Вотдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователидаосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существуетАссоциация верующих даосов.

Исторический словарь

Даосизм

(китайское — дао цзя или дао цзяо) — китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине 1-го тыс. до н.э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, начатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители — Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н.э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан Дао цзан — свод литературы даосизма. Цель приверженцев даосизма — достичь единства с первоосновой мира — дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.

Политический словарь

Даосизм

Одна из трех наиболее распространенных в Китае религий (наряду с конфуцианством и буддизмом). Обряды Д. основаны на анимистических верованиях и вере в магию.

Социологический словарь

Даосизм

(Taoism) — древнекитайская философская и религиозная традиция  (буквально "школа пути"), номинально основанная на идеях легендарного мыслителя Лао-цзы.  — теория,  защищающая признание сил природы и важность проживания в гармонии с ними. Если Вебер оценивал Конфуцианство  как философию правящего класса,  то в даосистских культах он видел народные формы религии, отражающие "чаяния масс".

Философский словарь

Даосизм

— учение о Дао, духовной первооснове мира согласно древнекитайской философии. Основателем считается Лао-Цзы, великий мудрец VI-V вв. до Р.Х.

Философский словарь

Даосизм

— учение о дао или "пути вещей". Как особая система философствования возникает в Китае в 6-5 вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лао-цзы (в эпоху Тан — 7-9 вв. — был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4-3 вв. до н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др. Согласно постулатам ортодоксального Д., только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу". Лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью. (Д. как определенную схему философствования и Д. как религиозное вероучение, сформировавшееся к началу н.э., нельзя отождествлять). Философские аспекты "аутентичного" Д. легли в основу китайских религиозных школ "Пути истинного единства" (2 в.), "Высшей чистоты" (4 в.), "Пути совершенной истины" (13 в.) и др. Философские подходы Д. в средневековом Китае разрабатывали Гэ Хун ("Мудрец, объемлющий простоту", 4 в.); Ван Сюаньлан ("Трактат о Сокровенной жемчужине", 6 в.); Тянь Цяо (комментарии к "Книге превращений", 10 в.). Канон текстов Д. ("Дао Цан") сложился к 12 в. В границах Д. нередко конституировались также и еретические, диссидентские теоретические системы, неоднократно оказывавшиеся идеологическим обоснованием крестьянских революций и гражданских войн в Китае. (См. Дао, Лао-цзы). А.А. Грицанов

Философский словарь

Даосизм

(taoism, daoism) — одно из важнейших направлений традиционной китайской философии, религиозной и общественно-политической мысли, наряду с конфуцианством и буддизмом. По Е. А. Торчинову (1993), Д. — "идеологическое направление, с полиморфной структурой, включающей в себя религиозную доктрину и литургико-ритуальную практику, философско-рефлексивный уровень и психофизиотехнику достижения определенных измененных состояний психики (с включением трансформации соответствующих физиологических параметров), оцениваемых в рамках религиозного сознания как аксиологически приоритетных". Исследователи зачастую противопоставляют ранний и поздний Д. К раннему относят учение, изложенное в трактатах "Лаоцзы" (др. название — "Дао-дэ-цзин") и "Чжуан-цзы" IV — III вв. до н. э , имеющее якобы исключительно философский характер; к позднему Д. относят учения, содержащиеся в многочисленных текстах "Дао цзана" ("Сокровищницы Дао"), представляющих собой "вырождение" философии в религию. Однако после работ Е. А. Торчинова можно считать доказанным, что Д. представляет собой непрерывную традицию: и ранний Д., и поздний содержат в себе и философский дискурс, и религиозную доктрину, и описание методов психофизиотехники. Так, уже в "Лао-цзы" содержатся указания на сотериологическую доктрину бессмертия и методы дыхательных, гимнастических и др. упражнений. Философскую составляющую Д. можно определить как "натурфилософскую антропологию" (Е. А. Торчинов), поскольку макро- и микрокосм в Д. уподобляются друг другу, и нравственным поведением для индивида является следование законам мира. Натурфилософия поэтому занимает ведущее место в философии. В этом смысле Д. соответствует философии досократиков и их проблематике "фюзиса". Как и в философии милетской школы, в Д стержнем натурфилософии выступает космогония. Это свидетельствует о наличии в даосской философии архаического субстрата. Можно говорить о философском содержании даосских текстов, но не о специфической форме, присущей, к примеру, древнегреческой философии. Так, "Дао-дэцзин" не убеждает, не обосновывает, но "провозглашает"; в "Чжуан-цзы" те или иные космогонические модели непосредственно вводятся, а их доказательством служат иллюстрации, обращения к мифу (например, в главе 7 "Чжуан-цзы"), содержащиеся же рассуждения общего характера имеют обычно полемическую направленность, особенно против "школы имен" или "софистов" мин-цзя. Тот факт, что в рамках натурфилософии космогония заменяет собой и онтологию, и космогонию, свидетельствует об архаическом характере мышления древних даосов, склонных подменять причинные объяснения генетическими. Учение о дао, лежащее в основе космогонии Д., имеет аналогию с древнегреческими концепциями "архэ", "фюзиса" и "логоса". Дао, как и "архэ", есть начало, отправная точка во времени, а также зачин, причина мира. Дао можно трактовать и как первую, фундаментальную реальность, первичную и постоянную, что соответствует понятию "фюзис", в отличие от "вещей", вторичных, производных и преходящих. Дао в Д., как и "логос" у Гераклита, есть "мера, определяющая ритм взаимоперехода вещей друг в друга и законосообразность их взаимоотношения" (С. С. Аверинцев). Даосское дао, как и "логос", выступает в качестве "субстантивированной закономерности" (Е. А. Торчинов). Было бы, однако, неверно отождествлять дао с материей, как это делал, например, в 1950 — 1984 гг. советский исследователь Ян Хиншун. Как следует из "Дао-дэ-цзина", дао не воспринимается зрением, слухом и осязанием (параграф 14) и поэтому не является "объективной реальностью, данной нам в ощущениях". Кроме того, даосская философия представляла собой натурализм, не знающий разделения на чувственную и сверхчувственную реальность, типологически соответствующий натурализму досократиков. В литературе часто проводятся аналогии между дао и ведическим Брахманом, однако ошибочно было бы говорить о сходстве дао и Бога в иудейско-христианской традиции. В отличие от последнего дао бессловесно, непрозрачно, непроницаемо само для себя ("дао похоже на черный лак"); непредсказуемо, спонтанно, естественно ( ?, цзы жань); не является господином ("Господом") всего сущего ("выращивает, но не владеет"). Использование категории дао не является привилегией Д., однако в последнем она приобретает специфический смысл. За более чем двухтысячелетнюю историю Д. содержание этой категории многократно изменялось и изнутри даосской традиции и извне; европейские переводчики и интерпретаторы многократно усложнили ее понимание. Самым ранним, по Е. А. Торчинову является понимание дао как некоторого безусловного единства и целостности Эта целостность тончайшая ( и), тишайшая (си) и неощутимая (вэй). Эти три аспекта дао, пребывающие в неразрывном единстве, и образуют "хаос" (,Д,;Е — хунь дунь). В самом начале "Дао-дэ-цзина" говорится о двух дао: 1) безымянном и постоянном, полагающем начало всему миру и 2) именуемом и непостоянном, выращивающем всю совокупность вещей. Возникновение миро рассматривается как некая катастрофа скачок, "грехопадение", повлекшее за собой утрату единства (дао). Все, ведущее к упорядоченности и разделению, утрате изначального единства рассматривается как зло. Поэтому возникновение мирсмерть дао. В силу принципиального сходства человека и мира, любая деятельность, направленная против целостности и единства, также рассматривается как зло. Отсюда вытекает принцип "недеяния" ( у_ ?? — у-вэй), означающий отказ от субъективистской установки на целеполагаюшую активность индивида. В рамках дискурса "недеяние" имеет парадоксальный характер, поскольку "отказ" и есть целеполагание. Состояние у-вэй, по-видимому, достигалось психофизиотехническими методами, вводящими адепта в транс, исключающий целеполагание. Деятельность, ведущая к дивергенции, представлялась нежелательной еще и потому, что вела к следующим типичным заблуждениям: имя-слово (мин) "насиловало разум", по выражению Ф. Бэкона, заставляло думать, что каждому имени мин в реальности соответствует реальная сущность ши (Й), тогда как в действительности реальность едина и нерасчленима. В даосской традиции, однако, закрепилось иное понимание дао и космогонического процесса в целом: дао порождает изначальную пневму ( юань ци), она разделяется на отрицательную пневму инь и положительную пневму ян, они соединяются и образуют триаду Небо-Земля-человек, а те, в свою очередь, порождают все сущее. При этом картина мира при всей своей динамичности сохраняет стабильность и гармонию. Адепту остается только спокойно созерцать и осознавать гармонию сущего. "Отступление от Дао касается только человека, но не космоса в целом, да и восприятие этого отступления больше не подается эмоционально окрашенным и вообще не драматизируется" (Е. А. Торчинов). Традиционное истолкование космогонического процесса сложилось сравнительно поздно, в I в. н. э., т. е. через четыреста лет после создания "Лао-цзы", не без влияния конфуцианских идеологем. Религиозная доктрина Д. аморфна и неопределенна. Тексты, входящие в "Сокровищницу Дао", никогда не играли в Д. такую роль, как Библия в иудейскохристианской традиции, что исключало доктринальные споры, подобные европейским. Ядро религиозной доктрины составляет сотериологическое учение о бессмертии, которое может быть достигнуто посредством медитативного созерцания, диетических ограничений, дыхательных гимнастик, сексуальной гигие ны, а также использованием алхимических снадобий. В позднем Д. существует обширная литература, описывающая такие методы. Даосская психотехника восходит к шаманским приемам достижения экстаза, который описывался как состояние полета. Считалось, что "совершенномудрый" (а ? — шэн жэнь) ощущал свое единство с миром настолько ярко, что мог "путешествовать, передвигаясь вместе с ветром", как это делал персонаж "Чжуан-цзы" Ле Юйкоу. В том же "Чжуан-цзы" приводится знаменитая притча о пьяном, который упал с повозки. Не сознавая своей езды на повозке, он не осознавал и своего падения, кости и плоть его были едины. Он мог сильно ушибиться, но ни в коем случае не до смерти. "Если такое единство бывает от вина, то какое же тогда от Дао!" В последние десятилетия популярность Д. у широкой публики во многом объясняется интересом к состояниям сознания, которые, благодаря работам К. Г. Юнга, А. У. Уоттса и др., рассматриваются как "подлинные", приоритетные и исправляющие "истинную человеческую природу", искалеченную прокрустовым ложем цивилизации. Действительно, даосы, в особенности Чжуан-цзы, сильны критикой цивилизации, уродующей человека, но ненависть к насилию у них по существу оборачивается призывом к насилию, причем это насилие направлено не против угнетающего человека государства, а против культуры и ее носителей (В. А. Рубин). Д. традиционно противостоял в этом смысле конфуцианству, хотя в результате многовекового взаимодействия конфуцианства и Д. последний стал весьма консервативен и по отношению к культуре, и по отношению к государству. Д. зачастую ошибочно представляют как идеологию народных восстаний; ортодоксальный Д. был имперской идеологией и, будучи институциализирован, воспроизводил структуру имперской власти. Но для Юнга конфуцианство — система, направленная на интериоризацию конвенциональных норм, создание того, что Юнг называл Persona ("маска", "личина" в античном театре), а Д. — способ освобождения от социальной роли, способ индивидуации, т. е. отделения себя от социальной роли, конвенциональной маски, которую приходится носить каждому человеку. Маска формируется для приспособления к окружающему миру, она является компромиссом между индивидом и обществом, своего рода защитным фасадом. Человек с неразвитой маской обречен на непонимание, трудность контактов, осуждаемое окружающими нековенциональное поведение и т. д. Хотя Юнг и пишет о неоеходимости Персоны, адаптации к социальному миру, он склонен видеть в нем сферу неподлинного существования — поэтому к нему необходимо адаптироваться. "Природа" человека оказывается необщественной (если только общество отличается от первобытной общины, идеального Gemeinschaft). В споре между конфуцианцами и даосами Юнг стоит на стороне последних. Особенно достается человеку больших городов современного мира: маски приросли к лицам, поведение стереотипно, роль заменила живого человека. Маска теряет эластичность, застывает, а это ведет к опасностям для психики даже в плане приспособления к внешнему миру: условия могут резко измениться, и тогда слившегося с социальной ролью индивида ожидает крах. Даосское возвращение к "естественности" (цзы жань) и "недеянию" (у-вэй), по мысли Юнга, убережет людей от такого краха. А. Л. Мышинский

Философский словарь

Даосизм

— учение о дао, или "пути" (вещей), возникло в Китае в 6-5 вв. до Р. X. Основоположником учения считается древнекит. философ Лао-цзы, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью. Видными сторонниками даосизма были Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы, жившие в 4 — 3 вв. до Р. X.

Философский словарь

Даосизм

— мистическая часть китайской традиции. Основывается на писаниях Лао-цзы (главный труд "Даодэцзин"). В основе лежит учение о непознаваемом Дао, высшем принципе, который пропитывает всю реальность — как бытие, так и небытие, пребывая одновременно повсюду и нигде. В отличие от внешней формы китайской традиции конфуцианства, даосизм делает акцент не столько на социально-ритуальные аспектах, этике и обрядах, сколько на духовной реализации отдельного человека, мистическом созерцании и преображении.

Философский словарь

Даосизм

учение о дао, или пути (вещей), возникшее в Китае в 6-5 вв. до н.э. Основатель даосизма – древнекитайский философ Лао-цзы. Его основные идеи изложены в книге «Дао-дэ-цзин». Основой природы и общества в даосизме является великое Дао – всеобщий закон Природы, который порождает все посредством дэ. Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути – дао. В мире нет неизменных вещей, в процессе изменения они переходят в свою противоположность. Социальный идеал даосизма – природная простота и естественность, уход от всяческой суетности, страстей и желаний, которые отрицательно влияют на человека и общество. Сущность этого учения – в необходимости движения простоты и чистоты помыслов, смирения и сострадания путем не-деяния (у-вэй), т.е. невмешательства, ненасилия над природой вещей. призывал вернуться к первобытной общине, в которой только и может быть реализован принцип у-вэй.

Философский словарь

Даосизм

— учение о дао, или “пути” (вещей), возникло в Китае в 6—5 вв. до н. э. Основоположником Д. считается Лаоцзы (6—5 вв. до н. э.) — древ-некит. философ, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью; в эпоху Тан (7—9 вв.) был канонизирован как святой. Его осн. идеи изложены в книге “Дао дэ цзин”. Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному “пути”— дао. В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они переходят в свою противоположность. Человек должен следовать естественности вещей, отказаться от мудрствования. Д. выступал против господства и угнетения, призывал вернуться к традициям общинной жизни. Видными сторонниками Д. были Ян Чжу. Инь Вэнь, Чжуанцзы, жившие в 4—3 вв. до н. э. Соблюдение естественных законов (дао) жизни” согласно Ян Чжу, позволяет человеку “сохранить свою природу в целости”, а, по словам Инь Вэня, оно необходимо также для приобретения человеком мудрости и познания им истины. Последний считал, что душа человека состоит из тончайших материальных частиц — цзин ци, к-рые приходят и уходят в зависимости от “чистоты” или “засоренности” нашего органа мышления (синь). Чжуанцзы назвал мышление “зеркалом неба и земли”. В качестве предмета познания он выдвинул диалектику единого и многого, абсолютного и относительного, постоянного и изменчивого. Однако Чжуанцзы стремился к абсолютизированию единого во многом, покоя в движении, к обособлению дао от вещей, что послужило идейной основой его теории “недеяния”, ставшей одним из идейных источников формирования религии Д. на рубеже н. э. (философию Д. следует отличать от Д. как вероучения).

Cлово «даосизм» означает:

Даосизм

Даоси́зм — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определённый стиль философской критики («дао цзя») и даосизм как совокупность духовных практик («дао цзяо»), но это деление достаточно условно.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I м.Одно из основных направлений древнекитайской филисофии, возникшее в IV — III вв. до н.э., основной целью последователей которого является достижение единства с первоосновой мира — дао. II м.Одна из китайских синкретических народных религий, возникшая до II в. до н.э. на основе одноименного филисофского учения и впитавшая также элементы конфуцианства и буддизма.

Новый словарь иностранных слов

Даосизм

(кит.) одно из основных направлений древнекитайской философии; одна из религий китая, выросшая из философии даосизма, в основе вероучения — поиски вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и т. п.), и соблюдение заповедей; в настоящее время влияние даосизма незначительно.

Словарь иностранных выражений

Даосизм

[одно из основных направлений древнекитайской философии; одна из религий китая, выросшая из философии даосизма, в основе вероучения — поиски вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и т. п.), и соблюдение заповедей; в настоящее время влияние даосизма незначительно.

Словарь русского языка Лопатина

Даосизм

даос`изм, -а

Современный толковый словарь, БСЭ

Даосизм

(кит. дао цзя или дао цзяо), китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители — Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан «Дао цзан» — свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма — достичь единства с первоосновой мира — дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существует Ассоциация верующих даосов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Даосизм

1) одно из основных направлений древнекит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами 'Лао-цзы' (др. название — 'Дао дэ цзин') и 'Чжуан-цзы'. В настоящее время большинство учёных приходит к выводу, что 'Чжуан-цзы' появился около 300 до н. э. и приблизительно в то же время — 'Лао-цзы', в связи с чем датировка возникновения Д. передвигается с 6-5 вв. до н. э. (как считалось ранее) к 4-3 вв. до н. э. В центре учения, изложенного в 'Чжуан-цзы' в виде притч, носящих полемический характер и направленных против конфуцианства и моизма (см. Китай , раздел Философия), лежат противопоставление природы обществу и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, безыскусственной жизни, близкой к природе, воплощающей дао. Это понятие выступает как таинств, целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и невыразимая в словах. Разочарование в возможности политического и социального действия, анархический индивидуализм, мистицизм и иррационализм характерны для философии 'Чжуан-цзы', а имеющаяся в трактате мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз на протяжении истории Китая идеологически оформлявшей крестьянскую революционность. Вместе с тем превознесение природы и призыв к внимательному наблюдению происходящих в ней процессов, с одной стороны, содействовали появлению в Китае первоначальных научных знаний, сделавших возможным ряд изобретений (в частности, бумаги), способствовавших техническому прогрессу; с др. стороны, сыграли впоследствии огромную роль в развитии китайской живописи (в особенности пейзажной). В трактате 'Лао-цзы' понятие 'дао' приобретает смысл не только сущности, но и первопричины вселенной. Вместо свойственного 'Чжуан-цзы' абсолютного отрицания политики и морали появляется призыв к недеянию (увэй), означающему в моральном плане самоустранение, уступчивость, отказ от желаний и от борьбы, а в политическом плане — проповедь невмешательства правительства в жизнь народа.
2) Одна из китайских религий. Возникла во 2 в. н. э. и использовала в качестве основного канонического сочинения трактат 'Лао-цзы'. Во 2 в. Чжан Дао-лин основал, по-видимому под воздействием буддизма , даосскую религиозную организацию, при помощи которой во время восстания 'Жёлтых повязок' (
184) было создано повстанческое государство. В начале 5 в. Коу Цянь-чжи разработал даосскую теологию и ритуал, что создало возможность провозглашения Д. государственной религией. Особым покровительством пользовался Д. в эпоху Тан, когда по императорскому указу были канонизированы Лао-цзы , Чжуан-цзы и др. даосские мыслители и по всей стране воздвигались даосские храмы. После 10 в. Д. утратил поддержку государственной власти и сохранился до середины 20 в. главным образом как синкретическая народная религия, впитавшая в себя элементы конфуцианства и буддизма. Основной целью адептов Д. является достижение долголетия, для чего употребляется целый ряд методов, начиная со специфической диеты и кончая различными физическими упражнениями. Даосские маги и врачеватели, занимавшиеся поисками эликсира бессмертия, значительно способствовали развитию кит. алхимии.Лит.: Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М. — Л., 1950; Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая, вступит, ст., пер. и комментарии Л. Д. Позднеевой, М., 1967; Рубин В. А., человек в древнекитайской мысли, 'Народы Азии и Африки', 1968, | 6; Fung Yulan, A history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53; Maspero H., Melanges posthumes sur les religions eti'histoire de la Chine, v. 2, P.,

1950. В. А. Рубин.

Полный орфографический словарь русского языка

Даосизм

даосизм, -а

Викисловарь

Даосизм

одно из основных направлений древнекитайской философии, возникшее в IV—III веках до н. э., основной целью последователей которого является достижение единства с первоосновой мира — дао одна из китайских синкретических народных религий, возникшая до II века до н. э. на основе одноименного философского учения и впитавшая также элементы конфуцианства и буддизма

Викисловарь

Даосизм

одно из основных направлений древнекитайской философии, возникшее в IV—III веках до н. э., основной целью последователей которого является достижение единства с первоосновой мира — дао одна из китайских синкретических народных религий, возникшая до II века до н. э. на основе одноименного философского учения и впитавшая также элементы конфуцианства и буддизма

Каким бывает «даосизм»?

Даосизм бывает:

  • китайский
Все определения к слову ДАОСИЗМ

Синонимы к слову «даосизм»

Какими словами можно заменить слово даосизм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДАОСИЗМ

Сочетаемость слова «даосизм»

Как правильно употребляется слово даосизм? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • в религиозном даосизме
Полная таблица сочетаемости слова ДАОСИЗМ

Предложения со словом «даосизм»

Примеры употребления слова даосизм в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Но прячутся под его крылом от происков мирового империализма и китайского даосизма.

Юрий Иванович, Активная защита

Они сами ведут практические занятия, активно продвигая принципы даосизма, цигун, йоги, тибетской гимнастики и самомассажа и прочих восточных практик.

Константин Медведев, Большая книга кремлевских тайн. Как остановить старение, предсказывать будущее и читать людей, словно книгу

На рубеже нашей эры и в первых веках нашей эры происходит превращение философского даосизма в религию, впитавшую в себя элементы древних народных культов и шаманских верований.

Группа авторов, Словарь китайской мифологии

Все предложения и цитаты со словом ДАОСИЗМ

Cлово «даосизм» является ответом на вопросы