Буддизм

Cлово «буддизм» означает:

(от имени Будда — просветленный) — англ. buddhism; нем. Buddhismus. Одна из мировых религий, получившая распространение главным образом в Азии. Освобождение от страданий проповедует в нравственном усовершенствовании путем ухода  от жизни, погружения в нирвану.

Источник: Социологический словарь

Значение слова «буддизм» в русском языке

одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий.Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается СиддхартхаГаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцветбуддизма в Индии 5 в. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э.; распространился вЮго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировавэлементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился виндуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственногобрахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч.ритуализма). В центре буддизма — учение о "4 благородных истинах":существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.Страдание и освобождение — субъективные состояния и одновременно некаякосмическая реальность: страдание — состояние беспокойства, напряженности,эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение(нирвана) — состояние несвязанности личности внешним миром и одновременнопрекращение волнения дхарм. отрицает потусторонность освобождения;в буддизме нет души как неизменной субстанции — человеческое "я"отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм,нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога кактворца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в немпостепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи(монашеские общины) и т. д., древнейшая мировая религия, истокикоторой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни,проповедовавшего в городах долины Ганга примерно в 5 в. до н. э.никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одногогосударства), ни других централизующих социальных институтов. Единственнымобщим для всех буддистов правилом является правило хранить триДрагоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху.Это простое правилопередавалось из поколения в поколение, от учителей ученикам и разошлосьпрактически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в 20 в.- Северной Америки, Европы, России. Согласно этому правилу,1) Есть Будда -совершенно просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершинестественным образом через развитие ума и сердца в длиннойпоследовательности перерождений (сансара). Главными из этих вершинявляются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуютокончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовныхустремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно нибогам, ни святым других религий.2) Есть Дхарма — Закон, открытыйПросветленным, который является смысловым ядром Вселенной, в соответствиис которым происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, спомощью которого можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленностьи взаимозависимость всего. Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам ввиде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколькостолетий передавались изустно. В 80 до н. э. они были впервые записаны напали, специально созданном буддийскими монахами языке (близком санскриту)индо-европейской группы. Эти писания составили канон школы тхеравадинов(старейшин) и назывались Три корзины (Трипитака, на языке пали -Типитака): Корзина устава, правил поведения (Виная-питака), Корзина бесед,проповедей (Сутра-питака, на языке пали — Сутта-питака) и Корзина ученийЗакона (Абхидхарма-питака, на языке пали — Абхидхамма-питака). Именно вкорзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов,распределенных по отделам.3) Есть сангха — община равных, не имеющихникакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху),сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые изпоколения в поколение следуют путем Будды. начинался как движениенищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений истановления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места вформирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (Дхарма) ипуть спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем внегражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними,окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально. Такимобразом, жизнь на обочине общества, на границе между цивилизацией иприродой в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местомдля совершенствования ума и психики человека.История распространения Ужепервые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камнеуказы императора Ашоки (268-231 до н. э.), объединившего северо-восточную,северную и центральную Индию, свидетельствовали об огромном влиянии ЗаконаБудды на внешнюю и внутреннюю политику государства. Ашока стремилсявоздействовать и на соседние страны, посылая туда буддийские миссии, в томчисле и на далекую Шри Ланку. Этим же временем датируются и наиболееранние памятники культового зодчества в буддизме, прежде всего ступы -курганы над останками Будды Шакьямуни, которые раскопаны на территории отдолины Ганга до северной окраины империи в Гандхаре (восточная частьсовременного Афганистана) и которые сохранились благодаря тому, чтопримерно со 2 в. ступы украшались каменными пьедесталами, барельефами,оградами и становились центрами строительства храмово-монастырскихкомплексов.Хотя ученые датируют этапы распространения буддизма, опираясьпреимущественно на данные археологии (поскольку буддийские письменныеисточники по каждой стране удревняют начала, мифологизируют его тем, чтосвязывают зарождение религии с посещениями либо самого Будды Шакьямуни,либо его непосредственных учеников, либо с посланцами Ашоки), все-такиочевидно, что сохранившиеся материальные памятники создавались значительнопозднее прихода буддийских миссионеров в возникающие государства. Так, встранах Юго-Восточной Азии от Мьянмы (Бирмы) до Вьетнама буддизмзакрепился постепенно в 1-3 вв., за исключением Лаоса, где это произошлолишь в 16 в. На острова Малайского архипелага (прежде всего Яву и Суматрусовременной Индонезии) буддизм проник в конце 7 в. На север в страныСредней Азии буддисты тоже пришли в 1 в. во времена великой империи Кушан,покровительствовавшей буддизму. Самые ранние храмово-монастырскиекомплексы здесь датируются 2 в. Отсюда в этом же веке по двум основнымкараванным тропам Великого шелкового пути буддисты прибыли вгорода-государства на территории современного Синьцзяна (ВосточныйТуркестан) и в китайскую столицу Лоян. Уже из Китая буддизм проникает вовторой половине 4 в. на Корейский полуостров, а оттуда в середине 6 в. вЯпонию. В Тибете буддизм распространялся преимущественно из Индии ссередины 7 в., но окончательно закрепился и даже стал государственнойрелигией со второй половины 8 в. В Тангутском государстве 9-13 вв.(северо-западная часть современного Китая) буддизм в этой роли укрепился в10 в. Монгольские ханы объявили буддизм (в тибетском варианте)государственной религией во второй половине 16 в.; с этого времени егоприняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в 17-18 вв. огромноеДжунгарское ханство, простиравшееся от Семипалатинска и степного Алтая доТибета на юге и Тувы на востоке (население которой с 18 в. — буддисты), атакже Калмыцкое ханство, вошедшее в 1640 в Московское царство. В этом жевеке в него было включено и Забайкалье, которое одновременно с русскимизаселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России,в соответствии с чем в 1991 праздновалось 250-летие религии в нашейстране.Одновременно с распространением буддизма на Север и Восток с 8 в.начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге Индийскогосубконтинента, а также уничтожение и изгнание монахов воинами ислама сземель современных Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана.Направления в буддизме и особенности их учений Многочисленныеконфессиональные формы современного буддизма можно подразделить на триосновные направления, отличающиеся сводами канонической литературы,культовыми, социально-поведенческими и др. особенностями.(1) Хинаяна(Малая колесница) стран Южной Азии представляет школа тхеравада(учение старейшин), являвшаяся в древности одной из 18 школ Малойколесницы (хинаяны), отдельные канонические и постканонические текстыкоторых сохранились на санскрите, а также в китайском и тибетскомпереводах. Трипитака тхеравады — исторически самая авторитетная записьЗакона Будды Шакьямуни. Уже в Первой проповеди Просветленного(Дхарма-чакра-правартана-сутра) определена роль Закона: он предназначендля тех, кто намерен следовать к высшим духовным целям, освобождению откруга перерождений Срединным путем (мадхьяма-пратипат), пролегающим междудвух крайностей религиозной жизни. Одна состоит в удовлетворении мирскихжеланий верующих, потакая которым священнослужители совершают ритуалы,жертвоприношения и т. д., другая — в отказе от желаний, в умерщвленииплоти, аскезе, самобичевании ради свободы собственного Я (атман) иотождествлении Я с Абсолютом (Брахманом или Богом). Будда советовализбегать обеих крайностей, не привязываясь ни к удовлетворению желаний, ник отказу от них, стремиться к равновесию, или невозмутимости (упекша), впоступках, словах, мыслях, к любви (майтри) и состраданию (каруна) ко всемсуществам, а также к радости (мудита) от чистоты намерений. Важнымусловием такого образа жизни, способствующего "истинному познанию,умиротворению, Просветлению, невозрождению в мире скорби", являетсянепривязанность, отрицание собственного Я (анатман) и, следовательно,Моего.Одна из форм изложения Закона в тхераваде и Малой колеснице — этоучение о четырех благородных истинах. Первая из них гласит, чтосуществование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти,недостижении желаемого и т. д. есть страдание (духкха). Вторая истинапровозглашает причиной страдания троякую жажду: чувственных наслаждений,существования и гибельного перерождения. Третья постулирует, что страданиеможет быть прекращено только искоренением причины, жажды. Четвертаяпредлагает для этого Восьмеричный путь (он же Срединный), каждая ступенькоторого должна быть по-буддийски правильной, а именно: созерцание Закона,размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложениесил, память и сосредоточение.Эти четыре истины и различные их аспекты(обычно называют 16) суть лучшие объекты углубленных раздумий и медитаций(практического соединения адептом внимания, сосредоточения и интуитивноймудрости), которым в буддизме отводится главная роль в познании и духовномсовершенствовании. Состояние же абсолютного покоя, нирваны являетсяконечной целью религиозного пути. Предварительным условием вступления наэтот путь было, по примеру Будды, оставление всех мирских забот иобязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных узи пострижение в монахи. В Малой колеснице только последние считалисьчленами сангхи, общины.Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей,бессмертных богов, нетленных душ. Во вселенной и в существах вообщеотсутствует какое бы то ни было постоянство, а есть лишь закономерное,беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели,пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. Этот обратимыйпроцесс сансары безначален. За каждым из существ тянется тяжелая цепькармы как результат его деяний в бесчисленных перерождениях, в которых онуже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. Но наиболеепредпочтительна для совершенствования и достижения нирваны участьчеловека.В карму издревле верили приверженцы и других религий Индии.Буддийская трактовка идеи неотвратимости возмездия, воздаяния отличаласьотрицанием идеи вечного носителя кармы, т. е. души, атмана. Кроме того,согласно школам Малой колесницы, лишь самостоятельные нравственные идуховные усилия могут благоприятно сказаться на судьбе, ибо над закономкармы индивидуума не властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественныесилы: "Чистота и нечистота связаны только с самим собой, одному другого неочистить" (Дхаммапада, 165). Одним из отличительных описаний кармическойпричинности стало учение о 12 звеньях цепи взаимозависимого возникновения(пратитья-самутпада), характеризующее три последовательные жизни индивида- прошлую, настоящую и будущую.Среди крупнейших представителей хинаяны,которые внесли огромный вклад в развитие ранней доктрины и труды которыхсохранились в оригинале, следует назвать прежде всего двух мыслителей 5в.: тхеравадина Буддхагхошу и сарвастивадина Васубандху.(2) Махаяна(Великая колесница) Самые ранние тексты махаяны — это сутрыСовершенствования мудрости (Праджня-парамиты), которые датируются 1 в. дон. э. — 1 в. н. э. и которые начали переводиться на китайский язык уже совторой половины 2 в. По легенде считается, что их тоже произнес БуддаШакьямуни, но смысл их не был понят людьми и поэтому эти сутры 500 летхранили наги (змеи-драконы) и боги, пока не пришел Нагарджуна (историкидатируют его жизнь 2-3 вв.), которого махаянисты именуют Вторым Буддой, ине возвестил их вновь, дав подробные разъяснения и комментарии. То жепримерно произошло и с махаянскими сутрами второго поколения, которые былиобъяснены людям Майтреей (или Майтреянатхой) и Асангой в 4-5 вв.Махаянские тексты, как сутры, так и комментарии к ним и др. труды,записывались на санскрите, но далеко не все сохранились в оригиналах. Со 2по 11 вв. санскритские рукописи активно переводились на китайский язык ибыли собраны в единую колоссальную Трипитаку. С 8 в. санскритские рукописипереводились также на тибетский язык и в 14 в. они были отредактированы иупорядочены в едином каноне, состоящем из двух собраний: Ганджур (СловоБудды в 108 томах энциклопедического формата) и Данджур (Толкования Законаиндийскими мастерами в 225 томах). Китайский и тибетский каноны,во-первых, содержательно и структурно не совпадают, во-вторых, включают всебя также сутры хинаяны и тантры ваджраяны (Алмазной колесницы),поскольку махаяна осознанно признает фактически бесконечное многообразиебуддийских путей и способов освобождения. В доктрине Великой колесницыосновной упор делается на учение о небесных и земных бодхисаттвах. Первые- это просветленные существа, которые обрели Просветление (бодхи), но дотого они дали обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другимсуществам достичь этого состояния и нирваны, хотя последняя при такомидеале практического альтруизма отходит на второй план. Земные бодхисаттвы- это монахи и миряне махаяны, стремящиеся к Просветлению из сострадания кмукам ближнего. Делать это нужно с любовью, но без привязанности, чемуможно обучиться с помощью 10 (в ранней махаяне — 6) видовсовершенствования: даяния, нравственности, терпимости, решимости,сосредоточенного созерцания (медитации), проникновенной мудрости, способа,молитвы, силы и знания. Обретаемое совершенство характеризуется многимикачествами, в том числе свехъестественными способностями адепта:ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлыхперерождениях, чудесной силой. Бодхисаттва постоянно в пути, накапливаядобродетели и знания, постигая таинство пустотности (шуньята).Эта великаяПустота (шунья), которую возможно созерцать, и есть единственно подлиннаяреальность. В ней пребывает Будда — абсолютное единство сущего,неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью (ачинтья). Все остальноемыслимое, начиная с сансары и нирваны, является Иллюзией (майя), обманом,игрой сознания. Следовательно, Иллюзия — это способ представления Будды, аизбавление от нее — это достижение состояния буддства, которое естьвсегда, везде и во всем, в том числе в нас. Все мироздание можно уподобитьТелу (кайя) Будды, иллюзорно разделяемому на 2, 3, 4 тела Будды. Из ниходно (Тело формы) или два (Тело воплощения, напр., явившийся людям БуддаШакьямуни, и Тело наслаждения) удобно изображать, но в действительностиэто лишь иллюзорные средства сообщения Тела Закона (Дхарма-кайя), котороев реальности есть Будда и Пустота. Главными школами махаяны стали школасрединников (мадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара, виджнянавада),имевшие несколько подшкол в Индии, а ныне существующие среди тибетцев,китайцев, японцев и др. буддистов махаяны в виде соответствующихнациональных школ, произошедших от тех двух индийских. Различия междупоследними сводились в основном к способам доказательства, изложениядоктрины.(3) Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм)Самыеранние тексты (тантры) Алмазной колесницы ученые относят к 5-6 вв. Тантрыучат только посвященных (поэтому здесь огромное значение придаетсяритуалу) бесчисленным способам йогической практики, которая включает всебя и элементы многочисленных тайных материнских культов. Будучидоктринально почти идентичной махаяне (дополненной положениями овозможности обрести Просветление именно в этой жизни, о главенстве в Путипрактических средств и т. д.), ваджраяна развивала многоуровневую системуйоги. Существуют три внешние системы тантризма: 1) Крийя-тантра, илитантра действа, ритуализма тела и речи, 2) Чарья-тантра, или тантрапростой йоги ума, 3) Йога-тантра, или тантра сложной йоги ума, и тривнутренние системы тантризма: 1) Маха-йога, или великая отцовская йога посозерцанию Иллюзорного тела, 2) Ану-йога, или материнская йога посозерцанию Пустоты, 3) Ати-йога, или йога Великой полноты (дзогчен) каксостояние совершенства Изначального Будды.Более ранние внешние системытантризма распространились в Китае и Японии. Обе системы тантризмапрактиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и среди монгольскихнародов, ныне же этот тантризм (особенно дзогчен) популярен на Западе и вРоссии.Литература:Дхаммапада / Пер. с пали В. Н. Топорова. М.,1960.Вопросы Милинды / Пер. с пали А. В. Парибка. М., 1989.Васубандху.Абхидхармакоша / Пер. с санскр. В. И. Рудого. Раздел I. М., 1990. РазделIII. СПб., 1994. в переводах: Альманах. СПб., 1992-1993. Вып.1-2.Алмазная сутра / Пер. с санскр. В. П. Андросова. Элиста,1993.Чатухстава, или четыре гимна буддам, и Махаянавимщика, или 20 строф омахаяне, составленные Нагарджуной / Пер. с санскр. В. П. Андросова //Восток. 1995. . 4-5.Щербатской Ф. И. Избр. тр. по буддизму. М.,1988.Андросов В. П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.Розенберг О. О. Тр.по буддизму. М., 1991.: Словарь. М., 1992. в Японии. М.,1993.Говинда (Лама Анагарика). Психология раннего буддизма. Основытибетского мистицизма. СПб., 1993.Конзе Э. Буддийская медитация. М.,1993.Лысенко В. Г. Ранняя буддийская философия. М., 1994.Буддийский взглядна мир. СПб., 1994.Андросов В. П. Индийский буддизм и тибетскаяцивилизация // Азия — диалог цивилизаций. СПб., 1996.Thomas E. The Historyof Buddhist Thought. London, 1953.Warder A. K. Indian Buddhism.1970.Plaeschke H. Buddhistische Kunst. Leipzig, 1972.Dutt N. MahayanaBuddhism. Delhi, 1978.Snellgrove D. Indo-Tibetan Buddhism. London,1987.Williams P. Mahayana Buddhism. London, 1989.Gombrich R. TheravadaBuddhism. London, 1994.В. П. АндросовБУДДХАГХОША (5 в. до н. э.) — видный ученый-буддист, составившийобъяснения и дополнения к буддийскому канону.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Буддизм

одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Он стал Буддой ("Пробужденным"), обретя просветление. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В центре Б.- учение о "4 благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В ходе развития Б. в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв ("просветленных", наставников), ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д. Жизнь Будды стала известна в Древней Руси по тексту "Повести о Варлааме и Иоасафе". Царевич Иоасаф, прообразом которого послужил Будда, стал христианским святым (память его отмечается Русской православной церковью 19 ноября). В 19 — начале 20 вв. Россия стала одним из крупнейших центров изучения Б. (труды В. П. Васильева, И. П. Минаева, С. Ф. Ольденбурга, О. О. Розенберга, Ф. И. Щербатского и др.). Издавались источники (Библиотека Буддика) и велись археологические раскопки памятников Б. в Средней и Центральной Азии. На территории Российской федерации Б. распространен в Бурятии, Туве, Калмыкии (в последней — государственная религия). См. также Ламаизм.

Исторический словарь

Буддизм

— самая древняя из трех мировых религий (наряду с христианством и исламом). Это сложное духовное образование, которое одновременно существовало как минимум на трех уровнях: как религиозное учение, как совокупность философских направлений и школ и как система специальных психологических и физических упражнений. Возник в Древней Индии.

Исторический словарь

Буддизм

— одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в Древней Индии в 6- 5 вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии — 5 в. до н.э.- начало 1-го тыс. н.э. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири. В Индии к 12 в. растворился в индуизме. В центре буддизма — учение о четырёх благородных истинах: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание — состояние беспокойства, напряжённости, равное желанию; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности с внешним миром, совершенной удовлетворённости и самодостаточности, что влечёт за собой уничтожение желаний, точнее — угасание их страстности. Важный в буддизме принцип т.н. срединного пути рекомендует избегать крайностей — как влечения к чувственному удовольствию, так и полного подавления этого влечения. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов (например, медитация, буддийская йога). В буддизме нет души как неизменной субстанции, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал и монашеские общины и т.д. а придерживаются в мире около 500 млн.чел.

Исторический словарь

Буддизм

— одна из трех мировых религий, зародившаяся в Индии в середине I тысячелетия до н. э. и распространившаяся в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, Дальнего Востока. Приверженцы Б. считают, что он явился результатом проповеди Будды Шакья-Муни. В действительности это связано с тем, что прежние племенные религии в период появления рабовладельческих государств перестали отвечать новым общественным условиям. Из групп, отошедших от брахманизма и предлагавших свои пути религиозного спасения в 3 в. до н. э. складывается в основном единая буддийская организация при поддержке светской власти. Привязанность человека и других живых существ к воспринимаемому нашими чувствами миру — причина зла и страданий, учил Б. Любое желание лишь усугубляет страдание, приводя к новым ужасным перерождениям. Необходимо вырваться из этого круга, познать сущность мира, отказавшись от жажды жизни. Спасение — в переходе в нирвану, в страну забвения. В Индии Б. достиг расцвета в первые века и. э. в Кушанском царстве. К XII в. он почти исчезает из Индии, получая широкое распространение за ее пределами. Внутри Б. множество направлений, например, хинаяна, тантризм или ваджраяна. В Тибете в XIV-XVI вв. сложился ламаизм. В последнее время возник ряд направлений необуддизма и метзбуддизма. Создано несколько международных Б. организаций.

Политический словарь

Буддизм

Одна из наиболее распространенных религий (наряду с христианством и исламом). Возникла в рабовладельческой Индии 6-5 в. до н. э. Основателем Б. считается Сиддхартха из рода Гаутамы, прозванный Буддой — просветленным. Б. проповедует смирение, покорность, примирение с действительностью, непротивление злу. Распространен также на Цейлоне, в Бирме, Таиланде, Китае, Японии и других странах. Одна из разновидностей Б.- ламаизм.

Политический словарь

Буддизм

— самая древняя из трех мировых религий, возникшая в VI в. до н.э. в Индии. Ее основателем считается Будда, принц Сиддхартха Гаутама, после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой — "просветленным". Б. имеет приверженцев в основном в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. На 1 января 1998 г. в РФ зарегистрированы уставы 8 центров и управлений, 145 обществ (общин), 1 духовно- образовательного учреждения, 2 монастыря, 4 миссий Б.

Социологический словарь

Буддизм

(Buddhism) — дальневосточная этическая религия,  происходящая от учения Будды, "просветителя", представителя индусской знати в Непале в VI в. до н.э. Впоследствии буддизм  получил широкое распространение и принял несколько форм. Путем к спасению, согласно Будде, являются самоотречение, самодисциплина и медитация с целью  вырваться из бесконечного цикла перевоплощения, которое происходит в противном случае, а конечной целью — нирвана или полное духовное совершенство. В таком качестве ориентация  буддизма часто была, по выражению Вебера, "ино-мирской". В то же время  буддизм был и политической религией, как в ламаизме или некоторых движениях протеста  в странах "третьего мира".

Философский словарь

Буддизм

(от санскр. и пали будда — просветленный или пробужденный) — одна из мировых религий, основанная в VI в. до Р.Х. Гаутамой Буддой в восточной Индии. Распространился в основном на Дальнем Востоке, т.к. был отклонен Индуизмом. Метафизикой не склонен был заниматься в силу отрицательного отношения к жизни нашего мира, а также из тех соображений, что для ухода из тюрьмы нашего мира необязательно выяснять ее фундамент и устройство. В основе буддийской духовной работы — четыре благородных истины и восьмеричный путь, цель — освобождение от страданий через искоренение жажды жизни (тришны) и достижение Нирваны — сверхбытия по ту сторону жизни и смерти, бытия и небытия. В е нет четко выраженной связи с Высшим, поклонения Богу и установления с Ним личных отношений и в этом смысле — не религия. Основные течения — Хинаяна (сохранилась лишь школа Тхеравада) и Махаяна (в направлениях ламаизма, Чань и Дзен).

Философский словарь

Буддизм

— религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI — V вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Согласно родоначальнику этого мировоззрения, Будде (он же Сиддхартха, или Гаутама, Шакьямуни, Бодхисаттва), все сущее состоит из отдельных элементов (дхарм), физических и психических. Нет ничего сплошного, цельного, и все существует враздробь, и нет также ничего длящегося, все существует лишь в течение одного мгновения. Самое бытие есть ежемгновенное изменение, ибо где нет перемены, нет и бытия. Все, что существует, — существует вечно, в том смысле, что вечна материя, из которой оно состоит, ничто никогда не исчезает и не рассыпается на частицы, ибо частиц нет. По учению Б., отдельные элементы находятся в состоянии пульсации, ежемгновенно появляются и исчезают безо всякого следа. Дхармы постоянно откуда-то возникают и куда-то исчезают. В толковании этого учения о состоянии элементов бытия существуют различные версии в Б., но их объединяет понимание того, что мир — это не хаос, а образование, подчиняющееся строгим законам причинности. Одни элементы постоянно появляются в сопутствии с другими, одни также непременно следуют за другими. Это положение о "совместно-зависимом перерождении элементов" является центральным пунктом буддийского мировоззрения. Оно неразрывно связано и с отрицанием души, и с распылением всего сущего на отдельные элементы, и с ежемгновенным следованием одних комбинаций элементов за другими. В вопросе о соотношении между собою целого и его частей Б. приписывает действительное и истинное бытие только частям, которые, в свою очередь, из частей не состоят. Материя слагается из "атомов" вещественных, а душа из "атомов" духовных. Лишь ограниченность нашего познания, по учению Б., приписывает целому какое-то особое бытие (в куче зерна нет ничего более, кроме тех зерен, из которых она состоит). Из этого положения выводится учение о душе, утверждающее, что нет никакой единой души, которая бы существовала отдельно, самостоятельно, рядом с теми составными частями, из которых она слагается. Кажущееся единство личности рассыпается при ближайшем рассмотрении на единичные элементы. В составе личности элементы бытия объединяются в пять групп (скандх): группа физическая, или тело, и четыре группы элементов душевных: 1) чувствование, приятное или неприятное; 2) понятия; 3) воля; 4) сознание. Такое номиналистическое понимание души сопоставимо в европейской традиции с учениями Д. Юма и А. Бергсона. В свете высказанных соображений о душе понимается и учение о переселении душ. Подобно тому, как человеческое тело после смерти сгнивает, т. е. превращается в землю, в те элементы, из которых состояло живое тело, точно так же и духовный мир человека не исчезает из круговорота жизни со смертью, но проявляется вновь в другой форме и в другом месте. Весь мир пронизывает закон причинности. За каждым мгновением в бытии какого-либо элемента или группы элементов следует с необходимостью новое мгновение, и этот процесс не имеет ни начала, ни конца. В противном случае невозможно объяснить целесообразные движения новорожденного ребенка. Признается, что его психический мир не является из ничего, он при рождении (а точнее, перерождении) представляет собой лишь следующее мгновение для целого ряда душевных следствий, точно так же, как его тело есть лишь особое мгновение в развитии тела из зародыша, которому, в свою очередь, предшествовали отдельные частицы материи. По своему философскому содержанию перерождение душ есть не что иное, как факт констатации душевной преемственности, некое первоначальное учение о наследственности, изложенное в символической форме с опорой на традицию. В мире господствует изменчивость, а изменения ведут к болезням, старости, смерти, и поэтому вся жизнь есть страдание. Даже всякое удовольствие, утверждает Б., есть страдание, потому что оно достигается путем усилий, труда и, следовательно, страдания. В связи с этим Будда формулирует "четыре благородных истины". Это: истина о том, что есть страдание; истина о том, что есть причина страдания; истина о том, что есть прекращение страдания, и истина о том, что есть путь, ведущий к прекращению страдания. Первая истина о наличии страдания имеется в той или иной форме во всех философских системах Индии, Б. лишь придает ей всеобщий характер. Вторая истина выведена из того факта, что существование любого явления в этом мире — материального или духовного — причинно обусловлено другой вещью. В Б. утверждается, что человеческие желания проистекают, в конечном счете, от незнания. Если бы человек имел точное понимание вещей этого мира и понимал бы их преходящий характер и их причиняющую страдание природу, он не имел бы к ним пристрастия. Поскольку страдание, говорит третья истина, как и все другое, зависит от определенных условий, оно может быть прекращено в случае, если будут устранены эти условия. Четвертая истина, касающаяся пути освобождения, сводится кконтролю над условиями, причиняющими страдания, — это восьмеричный (состоящий из восьми ступеней) путь нравственного совершенства. Он предполагает достижения: правильной точки зрения, правильной решимости, правдивой речи, правильного (доброго) поведения, правильной жизни (честное добывание средств к жизни), истинного страдания, правильного направления мысли и правильной сосредоточенности. Эти восемь ступеней уничтожают незнание и пристрастие, просветляют ум и тем самым порождают совершенную невозмутимость и спокойствие. Страдание совершенно прекращается, а новое рождение становится невозможным. Достижение этого состояния совершенства в Б. называется нирваной. С. А. Азаренко

Философский словарь

Буддизм

— одна из 3 мир. религий, зародившаяся в Индии в сер. 1-го тыс. до н. э. и впоследствии распространившаяся в странах Юго-Вост. и Центр. Азии, а также Дальн. Востока. Последователи Б. считают, что он явился результатом проповеди Будды Шакья-Муни. В действительности его появление было вызвано важными изменениями в инд. об-ве: разрушением родо-племен. связей и порядков, усилением клас. гнета и появлением крупных рабовлад. гос-в. Прежние племен, религии перестали отвечать новым обществ. условиям. Из множества религ. групп, отошедших от брахманизма и предлагавших свои пути религ. спасения в 3 в. до н. э., при энергичной поддержке светской власти (императора Ашоки) складывается более или менее единая будд. орг-ция (монашеская община -сангха) и догматика. Б. учит, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему существующему. Причина зла и страданий — привязанность человека и др. живых существ к воспринимаемому нашими чувствами (а на самом деле иллюзорному) миру перерождений (сансара). Любое человеч. чувство, страсть, желание лишь усугубляют страдания, приводя к новым, еще более ужасным перерождениям. Чтобы вырваться из «круговорота бытия», необходимо преодолеть неведение, познать сущность мира, отказаться от жажды жизни, от стремления к жизнен, наслаждениям, к власти, к богатству, понять изменчивость и преходящий характер всего земного -лишь так можно вступить на «путь спасения». «Благородный восьмиричный путь спасения» -это праведная жизнь, суть к-рой в постепенном преодолении в себе всякой жажды бытия, всяких привязанностей, путь полной отрешенности, в к-рой нет уже места даже радости от перспективы близкого спасения. Само спасение состоит в переходе из санса-ры в нирвану, в небытие. В раннем Б. на такое спасение мог рассчитывать лишь монах-отшельник. Мирянин мог надеяться только на лучшее перерождение, если он будет щедро жертвовать монахам и соблюдать 5 моральных требо—ваний (панча-шила): воздержание от нанесения зла, от лжи, кражи, чувственных излишеств и алкоголя. Учение Б. было выгодно господств. классам, т. к. объясняло все земное зло, в т. ч. и эксплуатацию, виной самого страдающего, якобы создавшего себе в прежних перерождениях такую судьбу (карму) , и выдвигало кротость и смирение в число гл. добродетелей, несущих избавление от страданий земного бытия. Значит, расцвета в Индии Б. достиг в Кушанском царстве (первые века н. э.), после чего его влияние падает, уступив место индуизму, и к 12 в. он почти исчезает из Индии, получая широкое распространение за ее пределами. Внутри Б. всегда велась борьба мн. сект и направлений. Наиболее др. формой Б. считают хинаяну. Др. направлением инд. Б. стал тантризм, или ваджраяна. За пределами Индии Б. распространился гл. обр. в форме махаяны. В Тибете в 14—16 вв. сложился ламаизм. В форме шнъ- Б., возникшего в 5 в. в Китае, он получил в сер. 20 в. популярность в бурж. странах Запада. В последние десятилетия возн. ряд направлений необуддизма и метабуд-дизма. В наст. вр. будд. орг-ции в странах Азии играют самую различную соц. роль. Нек-рые из них активно участвуют в борьбе за нац. независимость, против колониализма и неоколониализма. Создан ряд международ, будд. орг-ций.

Философский словарь

Буддизм

одна из мировых религий. В центре Б. – учение о 4-х благородных истинах: 1.Существует страдание, 2.Его причина, 3.Состояние освобождения и 4.Путь к нему. Страдание и освобождение – субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность. Страдание – состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация Дхарм; освобождение (Нирвана) – состояние несвязности личности с внешним миром и одновременно прекращение волнения Дхарм. Б. Отрицает потусторонность освобождения; в Б. нет души как неизменной субстанции – человеческое Я отождествляется с совокупным функционированием определенного набора Дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, Бога как творца и безусловно высшего существа. Для избавления от страдания надо пройти Благородный восьмистадийнй Путь.

Философский словарь

Буддизм

теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время как Северный связан с Тибетом, Китаем и Непалом. Однако такое различение неправильно. Если Южная Церковь и ближе, в том, что не отклонилась — за исключением, может быть, некоторых незначительных догм, результата многочисленных соборов, проводившихся после смерти Учителя, — от общедоступных или экзотерических учений Шакьямуни, — то Северная Церковь есть отпрыск эзотерических учений Сиддхарты Будды, давая которые он ограничился своими избранными Бхикшу и Архатами. Фактически, о е в настоящем веке невозможно справедливо судить как по одной, так и по другой из его экзотерических, популярных форм. Истинный можно оценить лишь соединив философию Южной Церкви с метафизикой Северных Школ. Если одна кажется слишком иконоборческой и суровой, а другая — слишком метафизической и трансцедентальной, даже обросшая сорняками индийского экзотеризма — поскольку многие из богов его Пантеона пересажены под новыми именами на тибетскую почву, — это целиком обязано популярному выражению а в обеих Церквях. Они относятся друг к другу так же, как, соответственно, Протестантство и Римский Католицизм. Обе грешат избытком усердия и ошибочных интерпретаций, хотя духовенство — как Южных, так и Северных буддистов — никогда не отступала от истины сознательно; еще менее действовали они по предписаниям жрецократии, честолюбия, или следуя за личной выгодой и властью, как это делали обе христианские Церкви.

Философский словарь

Буддизм

— религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Б. — индийский принц Сидхартха Гаутама — Будда. Краеугольный камень Б. — вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием. Единое учение Будды уже в первые столетия существования разделилось на 18 школ. Буддийские Соборы в Раджатрихе (ок. 477 до н.э.) и при императоре Ашоке (253 до н.э.) не привели к объединению. В начале 1 в. образуются две основные ветви Б.: Хинаяна ("малая колесница") и Махаяна ("большая колесница"). Возникнув в северо-восточной Индии, Б. распространяется по всей Индии, Китаю, Тибету, Юго-Западной Азии, Японии, Монголии и др. Особого расцвета достигает в 3-1 вв. до н.э., 1-4, 8-9 вв. В Индии Б. постепенно вытесняется возрождающимся брахманизмом (индуизм) и к 12 в. практически теряет свое значение. В настоящее время существует около 400 млн. буддистов-мирян и 1 млн. монахов и монахинь. Философия Б. создана на основе ведийских текстов. Учение Будды явилось серьезной попыткой реформировать брахманизм, очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства людей и построения общин (сангх). Толкования учения Будды его последователями привели к дифференциации Б. Хинаяна и Махаяна выходят из первоначальной школы Тхеравады ("Учение старейшин"). Хинаяна проповедует индивидуальный путь спасения. Махаяна указывает на необходимость служения людям. Главное отличие Хинаяны от Махаяны в том, что последняя кроме Гаутамы Будды и Майт-рейи признает Иерархию Света, возглавляемую многими Бодхисаттвами (Бодхи — озарение, пробуждение; "саттва" — сущность) и Тарами (женскими Божествами). Основателем Махаяны на Юго-Западе Индии был Нагарджуна (2 в.), на Северо-западе — Асвагоша (Ашвагоша), поэт, драматург, философ (80-150).. В 1-5 вв. образуются две основные школы Махаяны: мадхьямики (Нагарджуна, Арьядэва (3 в.), Васубандху (5 в.); и йогачары (Асанга (4 в.), ученик основателя школы Майтрейянатхи (3-4 вв.), буддийские логики Дигна-га (5-6 вв.) и Дхармакирти (6-7 вв.). Около 5 в. возникает особое течение Ваджраяна ("алмазная колесница"), параллельное индийскому тантризму. Для философии Ваджраяны характерно стремление к синтезу всех школ Б. с учетом практики йоги, почитанием духовного учителя — ламы (отсюда название ламаизм). Именно из этой школы идет и священно охраняется учение о стране духовного благоденствия, где мир духовный сочетается с материальным — Шамбале, о существовании духовного Братства, с которым были связаны все великие Учителя человечества (см. труды Н.К. и Ю.Н. Рерихов). Теософская доктрина Блаватской и Учение Агни Йоги представляют собой новые версии предания о Шамбале (т. наз. русское Беловодье). В Тибете возникают две махаянские школы: Желтых Шапок (Гелугпа) и Красных Шапок (Дуг-па). Основателем и реформатором Гелугпа является учитель Цон-Капа (Цзонхава (1357-1419), автор классического трактата "Ламрин" ("Степени пути просветления"). Дугпа основана учителем Падма-Самбхавой (755-791). Он участвует вместе с философом Шантаракшитой в пропаганде Б. в Тибете. Среди методов обучения Падма Самбхава применял йогическую практику, магию, теургию. Написал комментарий к классическому тексту "Бордо тодол" (Тибетская "Книга мертвых"). Наряду с этими школами в Тибете существует самое древнее верование Бонпо, заимствовавшее многое из Б. и тантризма. В Китае Б. приспосабливался к местным учениям Лао-Цзы и развивался в синтетической форме с даосизмом (Чань-Б.), в Японии — с синтоизмом (Дзэн-Б). Видным теоретиком и философом современного Б. является Судзуки. В европейской философии Б. и его первоисточники начинают изучаться только с начала 19 в. Среди востоковедов России большой вклад в изучение Б. внесли В.П. Васильев, И.П. Минаев, С.Ф. Оль-денбург, Ф.И. Щербатской, Ю.Н. Рерих. Священными текстами и первоисточниками Б. являются: "Лалитавистара" (Жизнеописание Будды), "Трипитака" (Типитака-пали) (букв. Три корзины) — свод священных книг, содержащих космогонию, правила жизни монахов в сангхе, логику, изречения Будды ("Дхаммапада"), методологию и гносеологию В.; "Аб-хидхарма" Васубандху ("Энциклопедия Б."), ряд Сутр, особенно "Праджняпарамита"; Гандкур (108 томов) и Данджур (225 томов) — палийский канон Б. литературы и др. Основная философско-этическая идея Б. связана с Учением о "четырех благородных истинах", преподанных Буддою в первой Бенареской проповеди: 1) существует страдание воплощенного бытия, проистекающее из постоянно возобновляющихся рождений и смертей; 2) причина этих страданий в омраченности, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, несовершенстве; 3) прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения, при котором создаются возможности выхода из кругооборота бытия на земле; 4) путь к прекращению страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на земле, и в приближении к великой истине. Существует "восьмеричный путь" к истине: правильные 1) мышление, 2) речь, 3) действие, 4) распознавание, 5) жизнь, 6) труд, 7) воспоминания и самодисциплина, 8) концентрация. Мировоззренческая система Б. строится на следующих главных категориях и понятиях: дхарма (элемент, Закон), карма (действие), сансара (поток бытия), Нирвана (букв, угасание — состояние Просветленности), нидана (колесо причинно-следственных связей), сангха (община). Космология Б. описывает мир, состоящим из трех лок (сфер): камалока (чувственный, реальный мир); рупалока (мир форм, иллюзорный); арупалока (мир без форм, сфера чистого сознания). Одной из важнейших в Б. является учение Калачакры ("Колесо Времени"). Ее суть во взаимосвязи человека и Вселенной. Калачакра существует как учение о циклах (малых 12-летних, годовых — 60-летних, а также космических). Календарное летоисчисление — эзотерическое "Колесо Времени". Эзотерическая доктрина Калачакры связана с сокровенными астрологическими знаниями о периодах эволюции Вселенной и жизни человека. Мир в Б. представляется бесконечным сочетанием дхарм, элементарных частиц, своего рода, вспышек жизненной энергии. Весь мир — "волнение" дхарм. Психологическое страдание есть постоянное переживание беспокойства. Страдание, равно как и удовлетворение, создают следствия для новых рождений и сочетаний дхарм. Если не изменять характера переживаний, то человек не сможет выйти из круга рождений и смертей (сансары). Своими поступками, чувствами, мыслями человек складывает карму (судьбу). Благородная и нравственная жизнь улучшает карму. Препятствуют достижению Нирваны 10 оков: иллюзия личности, сомнение, суеверие, телесные страсти, ненависть, привязанность к земле, желание наслаждения и успокоения, гордость, самодовольство, невежество. "Из трех видов действий наиболее губительно не слово, не телесный поступок, но мысль" (Изречения Будды. Маджхима Пикая). Человек есть комплекс сочетаний скандх, и в то же время — звено между двумя последующими состояниями жизни. Освобождение достигается прекращением "волнения" дхарм, т.е. уничтожавшем желаний, страстей, мыслей, всего неотвечающего праведному восьмеричному пути. Нирвана — есть состояние абсолютного спокойствия, проникновения в истинную сущность вещей, безгрешность и независимость от внешнего. Спокойствие — лишь внешний признак, не выражающий сущности состояния. "Нирвана есть качество вмещения всех действий, насыщенность всеобъемлемости". Именно в состоянии озарения притекают истинные знания. Для достижения освобождения в ряде школ Б. разработаны специальные методы, методики и процедуры, служащие преобразованию психофизических характеристик личности, ускоряющих ее эволюцию, трансмутирующих несовершенные сцепления дхарм (скадхи). Особое развитие они получили в школах йогачаров, ваджраяны, в которых соединена практика индийской йоги, китайского даосизма, древних магических религий. Человек должен исполнять свою Дхарму (Закон, Долг), которая в жизни связывается с нравственными представлениями. учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине (сангхе). Он выступил против ритуальных форм религиозной жизни, против абстрактно-догматических исканий. Начав с отрицания внешней религиозности, Б. в ходе исторического развития пришел к ее признанию. Будда стал олицетворяться с Универсумом, возникла теория Космического тела Будды. В ваджраяне — это понятие Ади-Будды — верховного единого Божества. Из буддийской сангхи, трудовой монашеской общины, выросли монастыри, церкви, иерархия священнослужителей. Культ Б. стал охватывать семейно-бытовую жизнь, праздники, создал систему социальных институтов, позволяющих рассматривать Б. как единое религиозное государство со своими регионами — школами и традициями. Догматическое восприятие учения Будды привело к социальному расслоению и дифференциации приверженцев религиозных направлений. Б. оказал сильное влияние на образ жизни в Индии, при своем зарождении и развитии выступив в оппозиции брахманизму. Влияние Б. на мировую религиозно-философскую мысль огромно. Буддийская культура образовала целый ментально-духовный мир со своими философией, архитектурой, живописью, литературой и формой мышления. В 1950 создано всемирное братство буддистов. В.В. Лобач

Философский словарь

Буддизм

— проповедовавшееся ок. 560-480 до Р. X. Буддой ("ясновидящий") Гаутамой (Готамой) священное учение. Согласно этому учению, все в мире "преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скорби (неудовлетворенности)". Каждое отдельное существо представляет собой преходящую комбинацию действующих жизненных сил, которые, согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга (дхарма). Постольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни (видимая личность), как этого требует карма, после смерти находит продолжение в потустороннем существовании. Моральные поступки ведут к очищению, совершающемуся путем прохождения через отдельные ступени; познание и преодоление жажды (стремления к жизни) ведет к освобождению (см. Нирвана). Старое плюралистическое учение о спасении (хинаяна, т.е. "малая колесница") со временем развилось в монистическую махаяну ("большая колесница"); дхармы не имеют действительного значения, в реальности существует только непостижимая шунья (пустота), которая тождественна с нирваной и только под влиянием иллюзии проявляется как мир в его многообразии (см. Индийская философия). Активистская этика махаяны считала, что высшим идеалом для ученика Будды должен быть не архат (святой) с его стремлением достигнуть спасения для себя самого, а боддисатва (будущий наместник Будды), который ставит своей целью бескорыстной любовью ко всем существам вести других к спасению. Ок. 1200 влияние буддизма в Индии начало падать, но в форме хинаяны сохранилось на Цейлоне и в восточных районах Индии, а также (в форме махаяны) в Китае, Японии, Тибете, Монголии и Гималаях. См. также Дхьяна.

Философский словарь

Буддизм

— религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение “высшего просветления” — нирваны. Зародился в Индии в 6—5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического плана, в 3 в. до н. э. провозглашается официальной религией. В настоящее время распространен в Шри Ланке, Японии, Китае, Непале, Бирме, Тибете (в форме ламаизма) и др. странах. Б. исповедуют около 500 млн человек. Основатель Б. Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным), в период образования крупных государств выразил протест народных масс против брахманской религии, освящаемых ею кастовых различий, сложных обрядов поклонения богам и жертвоприношений. Он искал освобождение от страданий в нравственном усовершенствовании, к-рое достигалось путем ухода от жизни, погружением в нирвану. Будда отверг существование бога-отца, отрицал религию Вед, но он (с нек-рыми изменениями) принял их учение о круге рождений (сансаре) и о воздаянии (карме). Вначале идеи Б. передавались в форме притч, сказаний и т. п. В 3—1 вв. до н. э. идея Будды о спасении получила философскую трактовку в учении о мире и человеческой личности как потоке сменяющих друг друга элементов материи и сознания — дхарм. Путь спасения, по этому учению, заключается в подавлении “беспокойства” дхарм. В первых вв. н. э. буддийская религия принимает совершенно иной характер. Место простого почитания памяти учителя занимает культ обожествленного Будды. Спасение человека ставится в зависимость от милости божества, к-рую можно снискать повторением священных сутр. Новая религия получила название махаяны (“большая колесница”), в отличие от традиционного, идущего от Будды направления — хинаяны (“малая колесница”). В противоположность хинаянистским философам, к-рые считали материальные и психические дхармы реальными, махаянистские философы доказывают нереальность дхарм, нереальность всего мира. Учение о нереальности дхарм, или о шуньяте (пустоте), было логически обосновано Нагарджуной (2 в.). От др. махаянистских сутр трактаты Нагарджуны отличались логической доказательностью и последовательностью. Рационализм Нагарджуны стал исходным пунктом развития буддийской логики, представителями к-рой были Дигнага и Дхармакирти (5—7 вв.). Учение Нагарджуны о нереальности понятийного мышления и об абсолютном интуитивном знании стало основой позднейших идеалистических школ (мадхьямика, виджня-навада), тантрического Б. и даже дзэн-буддизма. В настоящее время сторонники Б. подчеркивают его “рационалистический”, “атеистический” характер, называют его “религией без бога”. В сущности же эти новые эпитеты имеют своей целью пропаганду модернизированной буддийской религии. Философия Б. (буддийская философия) классифицируется по принадлежности к различным направлениям хинаяны и махаяны. К хинаяне относятся философские школы вайбхашиков и саутрантиков. Их последователи верят в реальное существование того, что воспринимается органами чувств. В основе всех явлений прошлого, настоящего и будущего лежит первичная и низменная субстанция, состоящая из пяти сканд, или элементов, к-рые могут принимать различные временные формы. Большое значение придается проблеме познания, признаются два источника познания — восприятие и вывод. Примыкающие к махаяне последователи школы йогачаров считают все свойства внешнего мира порождением разума. Все знания человека не истинны, а являются плодом воображения, или майя. Мир явлений со своей видимостью существования — порождение разума, к-рому свойственна внутренняя тенденция, направленная на создание воображаемой кажимости существования объектов. Даже если объект и существует, то человек познает его посредством идей о нем. Последователи мистико-идеалистического направления шунья-вада (от санскр. “шунья” — пустота) не отрицают существования внешнего мира и не принимают его (поэтому и путь наз. срединным). Действительность, с их т. зр., относительна, все реально в определенных пределах; осн.— учение о дхармах, или составных частях сознания, любой предмет, вещь, явление представляет поток дхарм. следующих одна за др. в непрерывной последовательности. И человек, и любой предмет представляют набор дхарм. Все дхармы мгновенны и в свою очередь зависят от чего-то. “Закон зависимого происхождения” — сердцевина буддийской философии. Согласно ему, ничего не существует само по себе, все зависит от чего-нибудь; все существующее в мире временно. Осн. идея этой махаяистской школы Б.— обоснование тождества существования и несуществования, нереальности существования реального мира.

Философский словарь

Буддизм

— самая древняя мировая религия. Возник на территории полуострова Индостан в VI в. до н.э. Основателем буддизма считают Сиддхартху Гаутаму, который родился во второй половине VI в. до н.э. близ Гималаев, на границе Непала в семье раджи. Покинув дом отца, после нескольких лет аскетической жизни, попыток найти путь к нравственному совершенствованию, Сиддхартха обрел учение, получившее широкое распространение в Индии, Китае, Корее, Японии, Учение Будды заключается в постепенном углублении в самого себя, в сосредоточенных размышлениях об истинах веры. Единственная, достойная человека цель, учил Будда, это освобождение, свобода от всего, и в том числе от самого себя. Для этой цели он предложил "восьмеричную систему". Она включает: 1) правильные взгляды, т.е. основанные на "благородных истинах"; 2) правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины; 3) правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая; 4) правильное поведение, т.е. непричинение зла; 5) правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый; 6) правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание; 7) правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания; 8) правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации. Итогом восхождения по этим восьми ступеням совершенствования должна стать нирвана, доступная людям, полностью посвятившим себя спасению. Для простых буддистов-мирян были сформированы Пять заповедей: 1) воздерживайся от убийства; 2) воздерживайся от воровства; 3) воздерживайся от блуда; 4) воздерживайся от лжи; 5) воздерживайся от возбуждающих напитков. В пантеоне буддизма огромное количество богов, святых. Количество священных книг также намного больше, чем в других религиях. Столь же велико и количество философских школ, связанных с ним.

Толковый словарь Ожегова

Буддизм

Религия, распространенная в Китае, Японии и в ряде других стран Востока [по имени ее основателя Будды, 6 век до нашей эры]

Каким бывает «буддизм»?

Буддизм бывает:

  • тибетский
  • индийский
  • японский
  • ранний
  • китайский
  • северный
  • традиционный
  • современный
  • тантрический
  • эзотерический
Все определения к слову БУДДИЗМ

Фонетический разбор слова «буддизм»

Звуко-буквенный разбор слова буддизм. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «буддизм»

Какими словами можно заменить слово буддизм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову БУДДИЗМ

Ассоциации к слову «буддизм» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово буддизм? В русском языке со словом буддизм чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову БУДДИЗМ

Сочетаемость слова «буддизм»

Как правильно употребляется слово буддизм? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • индийский буддизм
  • китайский буддизм
Полная таблица сочетаемости слова БУДДИЗМ

Cлово «буддизм» является ответом на вопросы