Ересь

Cлово «ересь» означает:

( греч. hairesis — особое вероучение) — 1) вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей рел.; 2) отступление от общепринятых правил и взглядов, заблуждение; 3) вздор, чепуха.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «ересь» в русском языке

1) Оппозиционное или враждебное сектантское религиозное течение в эпоху средневековья, ложное с точки зрения господствующей христианской религии и церкви, являвшейся оплотом феодализма. В ересях обычно в религиозной форме выражался протест народных масс против господствующего общественно-политического строя, освященного официальной религией. 2) (Перен.) нечто ложное, вздор, заблуждение.

Источник: Политический словарь

Религиозный словарь

Ересь

(греч. — отбор, школа, учение) — религиозные направления, отступающие от официальной церковной доктрины и вызывающие осуждение, отлучение и репрессии со стороны церкви. Чаще всего ересь является формой политического протеста под религиозной оболоч

Социологический словарь

Ересь

(от греч. hairesis — выбор) — англ. heresy; нем. Ketzerei. 1. Религиозное учение,  отклоняющееся от официальной доктрины церкви в области догматики, культа,  организации. В христианстве еретики воспроизводили идеи первоначального христианства, различных сект периода  его становления (николаиты, эбиониты, монтанисты, манихеи и др.). 2. Заблуждение,  отклонение от ч.-л., принятого в обществе как неоспоримое и само собой разумеющееся.

Философский словарь

Ересь

по [6] — учение, отклоняющееся от официальной доктрины в вопросах догматики, культа, организации. Слово произошло от глагола, который первоначально имел смысл “взять рукой", а затем стал означать "выбрать лично".

Философский словарь

Ересь

(греч. hairesis — предпочтение или выбор) — в первоначальном смысле это ошибка в вопросах веры, обнаружившаяся в чьем-либо мнении или учении, появившемся внутри Церкви; в строгом смысле слова "ересью, т.е. учением, противоречащим основам христианства, является доктрина, обсужденная и отвергнутая одним из Вселенских Соборов" (о. А.Мень). Встречаются у философов иные критерии. Напр., у Вл.Соловьева еретичны учения, отвергающие веру, что во Христе нераздельно и неслиянно соединились совершенный Бог и совершенный человек (халкидонский догмат). О. С.Булгаков называл ересями односторонности мысли, порождаемые стремлением объяснить многообразие сущего рационально исходя из одного принципа: "Философская характеристика ереси в истории христианского богословия состоит именно в том, что сложное, многомотивное, антиномическое для разума учение упрощается, приспособляется к постижению разума, рационализируется и тем самым извращается. Все основные ереси представляют собой подобный рационализм в применении к догматам. Рационализм, как такое злоупотребление разумом, имеет источником гордость разума, понимаемую не в смысле личной горделивости отдельных философов-ересиологов, но в объективном смысле — незнания им своей собственной природы, границ и состояния". Св. Симеон Новый Богослов (Х в.) называл еретиками тех, которые "говорят, будто нет никого в наши времена и посреди нас, могущего сохранить евангельские заповеди и стать подобными Св. Отцам… те, кто говорят, что это невозможно, обладают не какой-либо частной ересью, но всеми, т.к. эта ересь много превосходит и покрывает все другие нечестием и кощунством. Говорящий это опровергает все Божественные Писания".

Философский словарь

Ересь

особая школа, сознательно отклоняющаяся от официальных канонов и догматов. Господствующая церковь осуждает ересь, определяя ее как ложное вероучение. Нередко из ересей возникали новые конфессии и церкви. следует отличать от раскола, а также от непреднамеренных ошибок в догматическом учении.

Толковый словарь Даля

Ересь

ж. вообще, различие в мнениях веры; раскол или отщепенство, отступничество. У нас называют староверством, последованье во всем православным догматам, при употреблении старописных икон, старопечатных книг и старинных напевов (это же едино

Исторический словарь

Ересь

(греч. — особое вероучение) — течение, отклоняющееся от догматов официальной церкви, выступающее за ее преобразование. На Руси появилась с XII в. как обвинение духовенства в извращении слова Божия. В XIV — XVI вв. — выступление стригольников, новое учение Феодосия Косого и т.д.

Исторический словарь

Ересь

— отклонение от предписанных религией взглядов.

Исторический словарь

Ересь

(греч. отделение) (Деян 5.17; 15.5; 24.5,14; 2Пет 2.1; Гал 5.20)-ложное учение, которое выдается за истинное. -не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи, учение которых в основном совпадало с учением фарисеев, но отличалось только непризнанием воскресения и Ангелов, были для них еретиками (Деян 5.17; 23.8), хотя оба учения находились в рамках закона Моисеева. Ап. Павла фарисеи назвали представителем Назорейской ереси (Деян 24.5), так как не признавали Иисуса из Назарета Мессией, боясь подрыва устоев своего собственного учения. Но вот и само учение фарисеев в Деян 15.5 названо ересью (по отношению к христианству), так как некоторые из уверовавших фарисеев стали настаивать на исполнении Моисеева закона также и другими верующими из язычников. Упомянутые в Откровении учения Николаитов, Валаама и Иезавели (От 2.6,14,15,20), которых придерживались некоторые верующие в Пергам­ской и Фиатирской церквах, можно, очевидно, также назвать ересями. В истории церкви известен целый ряд ересей. При этом, в первые века христианства они носили характер искажения истинного учения, а в дальнейшем (при усилении папства и государственности христианства)-протестантский, освободительный характер и, таким образом, являлись «ересью» только для папства. Гностики (от греч. гносис-знание) (1-3 вв.)-последователи учения, по которому мир и материя-зло, и поэтому Бог к ним не может даже и прикоснуться. По этому учению мир был сотворен промежуточными божествами (эманациями), одной из которых и является Христос. Поскольку плоть-зло, ее нужно совершенно игнорировать и подавлять или, наоборот, полностью удовлетворять, не придавая этому никакого значения. Не ясно их учение о спасении, ибо все тексты гностических авторов уничтожены церковными властями и сохранились только цитаты в богословских трудах, по которым можно заключить, что мир по их представлениям постепенно очищаясь может примириться и воссоединиться с божеством. Аналогичные представления живы и в настоящее время, особенно среди высших церковных деятелей, проповедующих всеобщее примирение. Манихеи (3 в.)-последователи Мани (214-277 гг.), основой учения которого является непрекращающаяся борьба изначально существующего зла (тьмы) с также изначально существующими добром и истиной (светом). Разумные души пленены злым, но неразумным миром. Христос пришел взять Своих, дав им знание самих себя. Спасаются они через полное отрицание внешнего и осознание своей избранности, своей высшей природы. Во дни своей молодости, до обращения, этим учением был сильно захвачен Августин, хотя видел его многие недостатки. Мани за отказ от собственной религии (зороастризма, в общем-то схожего с его учением) был преследуем, бежал в Индию, затем вернулся в Персию, был схвачен и казнен. Его учение распространилось по всей Римской империи, но вскоре повсеместно стало преследоваться. Последний запрет был провозглашен в Китае в 14 в. Послужило толчком к зарождению учений павликиан, катаров, альбигойцев. Ариане (4 в.)-последователи Александрийского священника Ария, который отрицал единосущность Бога Отца и Сына и считал Христа чем-то средним между Богом и человеком. Созванный императором Константином в 325 г. Первый вселенский собор в Никее осудил арианство как ересь, но позже Константин поддержал Ария из каких-то политических соображений и оказал ему официальное покровительство. На Втором вселенском соборе в 381 г. в Константинополе арианство было снова осуждено. Донатисты (4 в.)-последователи Доната, движение которых возникло в результате отказа местной общиной в Карфагене в 311 г. признать вновь назначенного из Рима епископа Цецилиана. Донатисты образовали свою общину, которая призывала верующих к простой жизни, к отказу от сотрудничества с государством и от крещения детей, уже тогда вошедшего в практику. На созванном в 411 г. специальном местном соборе в Карфагене учение донатистов было названо ересью, запрещено и его последователи подверглись жестоким гонениям. Несториане (5 в.)-последователи патриарха константинопольского Нестория, организовавшего повсеместные гонения на ариан. В своем учении он отрицал рождение Христа сверхъестественным образом и настаивал, что от Марии (он ее называл Христородицей) родился просто человек, в котором после поселился Дух Святой и обитал в нем как в храме. На Третьем вселенском соборе в Ефесе в 431 г. учение это было осуждено, а Несторий сослан. Его сторонники бежали в Иран, Среднюю Азию, Китай. В 499 г. им удалось собрать свой собор в Селевкии и организовать свою церковь со своей иерархией. Монофизиты (5 в.)-последователи архимандрита Евтихия, который учил (как реакция на несторианство), что во Христе преобладает одна сущность-Божественная, а человеческая ею полностью поглощена. Учение это получило широкое распространение и епископы таких городов, как Александрия, Антиохия и Иерусалим стали его приверженцами. На соборе в Ефесе в 449 г. (на который однако не было приглашено большинство епископов) монофизиты провозгласили свое учение «официальным». Четвертый вселенский собор в Халкидоне в 451 г. назвал этот собор «разбойничьим» и отменил все его решения. Однако, на следующем-Пятом вселенском соборе в Константинополе в 553 г. были сделаны уступки монофизитам в некоторых вопросах. В 6 и 7 веках они явились причиной многих смут. Монофелиты (6-7 вв.)-последователи очередного учения, возникшего как реакция на предыдущее. Монофелиты утверждали, что хотя Христос и обладал двумя сущностями-Божественной и Человеческой, Он обладал лишь одной волей-Божественной, которая полностью поглотила человеческую. Это учение поддерживал Сергий-патриарх константинопольский (610-38 гг.) и император Ираклий, который в 638 г. его официально одобрил. Максим Исповедник очень резко отвергал это учение, говоря, что человеческая воля сохраняет во Христе свою самостоятельность, но свободно подчинена Божественной. На Шестом вселенском соборе в Константинополе (680-81 гг.) монофелитство было осуждено. В это время в Азии уже бушевал ислам. Павликиане (7 в.)-возможно, первые предшественники протестантов. Происхождение названия не известно. Некоторые полагают, что оно происходит от имени ап. Павла. Учение павликиан распространилось в западной Армении, Константинополе, Малой Азии. Они отвергали крещение детей, католическую иерархию, монашество, иконы, поклонение богородице и святым, деление на клир и мирян. В середине 9 в. павликиане отделились от Византии и организовали собственное государство со столицей в Тефрике. Но уже в 872 г. они потерпели поражение, а в 878 г. потеряли свою столицу. Императрица Теодора уничтожила до 100 тыс. павликиан как еретиков и многих переселила на Балканы, где они способствовали возникновению богомильства. Иконоборцы (8 в.)-представители следующей волны борьбы с официальной религией. В 730 г. император Лев 3 запретил поклонение иконам. Собор в Иерии (близ Константинополя) в 754 г. объявил иконопочитание ересью, но вскоре оно было восстановлено. На Седьмом вселенском соборе в Никее в 787 г. иконоборчество было объявлено ересью. Богомилы (10 в.)-последователи павликиан на Балканах (в Македонии, Боснии, Сербии, Болгарии). Осуждали богатство, поклонение кресту, мощам, святым. Особенно жестоко обращал их в православную веру византийский император Алексий 1. Он сжег вождя богомилов Василия. Катары (от слова чистый) (11-13 вв.)-последователи богомилов в Италии, Фландрии, на юге Франции. Проповедовали аскетизм, отвергали католическую церковь со всеми ее установлениями и считали папу наместником сатаны. Подвергались страшным преследованиям. Вальденсы (12 в.)-последователи лионского купца Вальдо, который раздал свое богатство и проповедовал бедность и аскетизм, жизнь без собственности и семьи (апостоль­скую жизнь). Его последователи появились в Испании, Италии, Германии, Чехии, Швейцарии. Из всех установлений католической церкви они признавали только крещение и причащение. Отрицали иконы и монополию священников на проповедь, считая, что всякий способный может проповедовать. Подвергались преследованиям и сжиганию, которое все чаще стало практиковаться по отношению к еретикам. Альбигойцы (12-13 вв.)-последователи катаров и вальденсов в южной Франции. Считали земной мир и католическую церковь творением сатаны. Против них были организованы крестовые походы (Альбигойские войны) и направлена официально созданная в это время (1215 г.) инквизиция с ее пытками и кострами. Начиная с 13 в. ересей больше «не было», так как за всяким инакомыслием теперь зорко следила инквизиция. Еще в 1184 г. при папе Луции 3 и императоре Фридрихе 1 Барбароссе был организован епископский суд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал гражданской власти для приведения приговора в исполнение. В 1215 г. была санкционирована инквизиция (на четвертом Латернском соборе) и осуществление ее было поручено членам доминиканского и францисканского орденов (позже-иезуитам). Упразднена инквизиция была в большинстве стран Европы в 18 в., в Португалии-в 1820 г., в Испании-в 1834 г. и в папской области-в 1859 г. В России христианство было введено в 10 в. и долгое время не было отмечено никаких ересей. В 14 в. возникло движение «стригольников» (значение термина не известно), распространившееся в Пскове, Новгороде и позже проникшее даже в Москву. Его сторонники как позже и «нестяжатели», протестовали против чрезмерных поборов при всяких обрядах, отвергали исключительное право священников на проповедь, призывали к аскетической жизни. Но в 15 в. это движение постепенно исчезло. В 16 в. Феодосий Косой «воздвиг новое учение», в котором призывал к спасению через добрые дела, но вынужден был бежать в Польшу. В 17 в. в связи с реформами патриарха Никона произошел «раскол» и старообрядцев стали жестоко гнать. Многих из них сожгли в деревянных срубах, многие сжигали себя сами. Лютеровская Реформация достигла России только в конце 19 в.. (См. церковь)

Толковый словарь Ожегова

Ересь

Нечто ложное, вздор, чепуха

Cлово «ересь» означает:

Ересь

Е́ресь ( — «выбор, направление, школа, учение, секта») — сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению. Таким образом, представители двух разных течений религиозного учения могут взаимно обвинить друг друга в ереси.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I ж.Вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей — официальной — религии. II ж.Отступление от господствующих или общепринятых взглядов, норм, правил. III ж. разг.Вздор, чепуха, нелепость.

Новый словарь иностранных слов

Ересь

(( гр. hairesis особое вероучение)
1) вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии; ереси характерны гл. обр. для Средних Веков, когда они обычно служили формой социального протеста против феодального гнета, освящавшегося церковью;
2) перен. отступление от общепринятых правил и взглядов, заблуждение;
3) перен. вздор, чепуха.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Ересь

1. ж. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам.

2. ж.
1) Отступление от господствующих или общепринятых взглядов, норм, правил; заблуждение.
2) перен. разг. Вздор, чепуха, нелепость.

Словарь Даля

Ересь

жен. вообще, различие в мнениях веры; раскол или отщепенство, отступничество. У нас называют староверством, последованье во всем православным догматам, при употреблении старописных икон, старопечатных книг и старинных напевов (это же единоверие, благословенная церковь); расколом, все вообще толки поповщины и беспоповщины, непризнающие церковной иерархии со времен патриарха Никона, по поводу исправления книг; ересью, уродливые толки, более или менее отвергающие сущность христианского ученья, как: духоборцев, молокан, хлыстов, скопцов, суботников и пр. Ересь да ощера несогласно живут. Ересеначальник, ересиарх муж. основавший ересь или чтимый последователями за старшину. Ересеначальный, к нему, либо к началу ереси относящ. Ересеучитель, ересенаставник муж. распространяющий ересь. Ересепоборник муж. ратующий за ересь. Ересник или еретик муж. ересница, еретица или еретичка жен. вероотступник, -ница , раскольник, отщепенец, принявший ересь. | Еретик или еретник сев. , вост. бранно, колдун, нечестивец, вредный знахарь, портящий людей, насылающий порчу. | пск. всякий гад, змея, лягушка. Бойся клеветника, как злого еретика. Еретиться, ереститься. Еретический, еретичный, к ереси и еретикам относящ. Еретичество ср. ересь в действии, в приложении, отступничество, отщепенство. Еретичествовать, быть еретиком или отступать в чем-либо от основных догматов веры.

Словарь иностранных выражений

Ересь

[

1. вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии; ереси характерны гл. сбр. для средних веков, когда они обычно служили формой социального протеста против феодального гнета, освящавшегося церковью;

2. * отступление от общепринятых правил и взглядов, заблуждение;

3. * вздор, чепуха.

Словарь русского языка Лопатина

Ересь

`ересь, -и

Словарь русского языка Ожегова

Ересь

нечто противоречащее общепринятому мнению, пониманию ересь Colloq нечто ложное, вздор, чепуха Что за е.! ересь В религии: отклонение от официальных церковных догматов Впасть в е.

Толковый словарь Ефремовой

Ересь

ересь

1. ж. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам.

2. ж.
1) Отступление от господствующих или общепринятых взглядов, норм, правил; заблуждение.
2) перен. разг. Вздор, чепуха, нелепость.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Ересь

ереси, мн. ереси, ересей, ж. (греч. hairesis).

1. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам (церк.). Впасть в ересь.

2. перен. Отступление от общепринятых взглядов или правил, заблуждение (ирон.). Не учиться по-латыни считалось еще ересью, даже в обществе. Гончаров. || Чепуха, вздор (разг. фам.). Что за ересь ты городишь?

Полный орфографический словарь русского языка

Ересь

ересь, -и

Викисловарь

Ересь

отклонение от официальных догматов вздор, чепуха

Каким бывает «ересь»?

Ересь бывает:

  • латинская
  • опасная
  • откровенная
  • прочая
  • христианская
  • подобная
  • страшная
  • ужасная
  • великая
  • новая
Все определения к слову ЕРЕСЬ

Морфемный и фонетический разбор слова «ересь»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова ересь. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «ересь»

Какими словами можно заменить слово ересь? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ЕРЕСЬ

Ассоциации к слову «ересь» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово ересь? В русском языке со словом ересь чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ЕРЕСЬ

Сочетаемость слова «ересь»

Как правильно употребляется слово ересь? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • всевозможные ереси
  • латинской ересь
  • новая ересь
  • о скопческой ереси
  • опасная ересь
  • пагубные ереси
  • подобной ересь
Полная таблица сочетаемости слова ЕРЕСЬ

Предложения со словом «ересь»

Примеры употребления слова ересь в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

– Да видел я этих привидений в гробу в белых тапочках. Придумал тоже мне какую-то ересь. Да что вы его слушаете, нет тут никаких…

Виталий Гадиятов, Золотой дождь

Существует опасная ересь, типичная для литературоведа нашего времени, согласно которой в литературном произведении можно усмотреть всё что угодно, читая его так, как нам заблагорассудится.

Умберто Эко, О литературе. Эссе

Во-первых, оно не предполагало возможности быстрого и широкого распространения ереси, что на самом деле случилось.

Александр Васильев, Слава Византийской империи

Искореняй Ересь даже в душе своей.

Warhammer 40,000

Все предложения и цитаты со словом ЕРЕСЬ

Cлово «ересь» является ответом на вопросы