Зороастризм

Cлово «зороастризм» означает:

Древняя религия, возникшая на рубеже 1 — 2 тысячелетия до н.э. в Средней Азии (преимущественно в Иране) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока и Закавказья. Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра. До

Источник: Религиозный словарь

Значение слова «зороастризм» в русском языке

(от имени Зороастр — греч. передача имени пророка  Заратуштры (Заратустры) — англ. Zoroastrism; нем. Zoroastrismus. Религия  древних народов стран Ближнего и Среднего Востока, в основе к-рой лежало представление  о борьбе добра и зла, почитание огня, запрещение погребения покойников.

Источник: Социологический словарь

Философский словарь

Зороастризм

— религия, основанная древнеиранским пророком Заратуштрой (в греч. переводе — Зороастром, по имени которого и названо вероучение); известна также под названием "маздаизм" — по имени верховного божества Ахурамазды. История упоминает о Зороастре впервые при царе Дарий Гистаспе (в конце VI и в начале V в. до н. э.), который превратил 3. в государственную религию Персии. По мнению греческих и римских историков, Зороастр был родом из Бактрии, другие писатели считают его уроженцем Персии, а некоторые современные археологи полагают, что он родился на Южном Урале, и датируют его откровение рубежом II — I тыс. до н. э. О Зороастре сложено много легенд, однако мало что точно известно о его реальной жизни. Отмечают сходство в жизни Зороастра и Будды Шакьямуни: оба были царского рода, оба с ранних лет проявляли необычайные способности, оба с тридцатилетнего возраста начали свою проповедническую деятельность. С буддистской легендой об искушении Будды злым духом Марой имеет сходство история искушения Зороастра злыми демонами. Изречения Зороастра, так называемые Гаты ("Песни"), общим числом 17 (всего около 900 строк) входят в литургию 3. — Ясна ("Поклонение") и составляют самую почитаемую часть священной книги 3. — Авесты. В своих проповедях Зороастр призывал перестать верить во множество богов и начать поклоняться единственному богу добра с присущим ему Святым Духом — Ахурамазде ("Господу Мудрости"), которому противостоит Ангро-Майнью (Ариман, Злой Дух). Для 3. характерен дуализм добра и зла, света и тьмы, двух вечных полюсов "Есть два духа первичных, два близнеца, враждою славных… Когда эти два духа впервые сошлись, то создали бытие и не-бытие, и в самом конце худшее бытие будет для лживых, а праведному — лучшая обитель. Из двух этих духов выбрал лживый худшие дела, но Истину, одетую в крепчайшую твердь, выбрали Дух Святейший и те, кто ублаготворяет Ахурамазду истинными поступками…" (Ясна, 30. 3 — 5). Ахурамазду, творца всех благ, окружают семь амшаспандов (добрые гении, .помогающие людям). Особо почитался у персов небесный огонь, спустившийся на вершины гор, а также любой другой огонь. Помимо множества служебных духов добра Ахурамазда создал также могучего Митру, посредника между ним и людьми. Добрые духи обитают в жилище вечного света. Напротив, в аду — обители злых духов — стоит вечная и густая тьма. Ад находится внутри земли, куда проделал отверстие Ангро-Майнью. Из ада выходят демоны и сеют на земле зло и несчастье. До прихода Зороастра демоны свободно бродили по земле, однако после обнародования его учения они скрываются, бегут, когда люди их преследуют. Ангро-Майнью, разрушитель единства и гармонии вселенной, существует от века, но со временем будет побежден и навсегда исчезнет. На стороне Ангро-Майнью злые духи и гении — дэвы и пэри. До сотворения видимого мира добро и зло вечно враждовали, но в открытую борьбу вступили тогда, когда злой дух увидел свет и захотел его уничтожить. С того момента начинается история их борьбы. Первый период истории — "Творение": Ахурамазда заключил с АнгроМайнью перемирие на 9 тыс. лет и стал создавать видимый мир, чтобы с его помощью сломить противника. Мир был создан за один год в такой последовательности: духи, небо, земля, воды, растения, животные, человек. Существование земли рассчитано на 12 тыс. лет. Второй период — "Смешение": АнгроМайнью напал на силы добра, начал разрушать благое дело Ахуры: в его власти — пустынные, бесплодные места, поросшие колючей травой, вредные насекомые, ядовитые растения — вот его создания. Добро и зло смешались на земле и в человеке. По учению Зороастра, человек имеет свободную волю и может выбирать между добром и злом, содействовать победе добра, а разбойники, лжецы, преступники — это полудэвы, воинство злых духов. Третий период — "Разделение": окончательное торжество добра над злом, обновление мира, воскрешение мертвых в день Суда, низвержение Ангро-Майнью в ад и его гибель там. Разделению добра и зла будут способствовать три поочередно посылаемых на землю Ахурой великих пророка-спасителя. После смерти Зороастра земля преисполнится злом (по одной версии, Заратуштра погиб от молнии в возрасте 77 лет, по другой версии — был убит ударом кинжала в спину туранским воином во время своей молитвы), поэтому понадобится новый пророк, подвигающий людей на путь добра. Расстояния между пророками — тысяча лет. Перед днем Суда в мир придет самый великий пророк Сошиос (Избавитель), и тогда все познают истинную веру. Основными орудиями человека в борьбе со злом являются "добрая мысль", "доброе слово", "доброе деяние". В будущем человечество объединится, у него будет общее государственное управление и единый язык. Символ 3. — котел огня. По преданию, Ахурамазда дал Зороастру символ огня-света: огонь сжигает всякое зло и при этом не загрязняется. С тех пор в храмах парсов (т. е. персов, эмигрировавших в Индию и исповедующих 3.) никогда не угасает священный огонь. Видимый огонь в котле — всего лишь знак первозданного огня как силы проявления всякой сущности (поэтому не точно называть парсов "огнепоклонниками"). Видимый огонь подобен короне невидимого короля. Храмовый котел с огнем достигает трех футов в диаметре и в высоту — четыре фута. В предписанные часы пять раз в день священники кладут топливо в котел. Предложить для этой цели драгоценное сандаловое дерево — особая заслуга верующего. Зола из сосуда раздается верующим, и они прикладывают ее ко лбу. Нередко Ахурамазду изображают в виде старика в шапке, с бородой и крыльями. Землю и огонь запрещается "осквернять" трупами; тела умерших не погребают и не сжигают, а доставляют на высокие горы, где их поедают звери и птицы. Душа умершего отправляется в загробный мир, где Сраоша, страж этого мира, отделяет праведников от грешников и направляет одних в парадиз (рай), а других — в ад, где их "очищают" огнем. За три тысячелетия своей истории 3. существенно менялся. Вначале у пастухов-ариев не было храмов, они молились под открытым небом, перед огнем домашнего очага. Став в царствах парфянских Аршакидов и Сасанидов государственной религией, 3. поощрял строительство грандиозных храмов, возникло многочисленное духовенство. В период своего владычества 3. оказывал большое влияние на другие религии, но и сам у них кое-что заимствовал. От 3. идут идеи, высказанные Зороастром, об окончательном суде над каждым человеком, о рае и аде, о посмертном воздаянии и наказании, о будущем воскресении из мертвых, о пришествии Спасителя, о будущей вечной жизни вновь соединившихся души и тела. 3. учит, что спасение каждого человека зависит от всех его мыслей, слов и дел; в день Суда человек несет ответственность не только за свою душу, но и за весь мир. 3. двояко воздействовал на раннее христианство — через иудаизм и прямо. Иудеи подпали под влияние древнеиранской религии после освобождения их из вавилонского плена царем Киром (V в. до н. э.). Те, кто оказались более приверженными иранским представлениям и обычаям, получили наименование "фарисеи" (букв. "персидствующие"; фарси — персидский язык). В Евангелии от Матфея рассказывается о трех волхвах (царях-магах), принесших типично зороастрийские приношения-дары новорожденному Христу. (В античных источниках самого Зороастра изображают мудрецом-астрологом и звездочетом.) После завоевания Ирана и Средней Азии в VII — VIII вв. арабами 3. был почти вытеснен исламом. Персы, не пожелавшие исповедовать ислам, бежали в Индию, где их потомки (парсы) до сих пор именуют себя "почитающими Мазду", а иноверцев — поклоняющимися "даэве" (демонам, лжебогам). В Иране, где 3. преследуется, его немногочисленные сторонники, гебры, принадлежат к низшим слоям населения. О "Зенд-Авесте" (букв. "текст с комментариями") в Европе узнали от парсов из Бомбея. До нашего времени дошли следующие части Авесты: Ясна, Висперед, Видевдат и Яшты. Д. В. Пивоваров

Большой Энциклопедический Словарь

Зороастризм

религия, распространенная в древности и раннем средневековьев Ср. Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср.Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по именипророка Зороастра (иран. Заратуштра). Священный канон — "Авеста". Основныепринципы зороастризма: противопоставление двух "вечных начал" — добра изла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера вконечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божестваАхурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.

Исторический словарь

Зороастризм

— религия, распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Персии, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока; сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по имени пророка Зороастра (иранское Заратуштра). Священный канон — Авеста. Основные принципы зороастризма: противопоставление двух вечных начал — добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.

Философский словарь

Зороастризм

древняя доисламская религия Ирана. сохранившаяся в отдельных районах этой страны, и даже в Индии, где последователей зороастризма называют парсами. Основана в У1 в. до н.э. иранским пророком и реформатором Зороастром (Заратуштрой). , совмещающий в себе монотеистические и дуалистические черты, оказал влияние на три мировые религии – иудаизм, христианство и ислам. В древности и раннем средневековье зооастризм был рапротранен в Центральной Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Сохранилась у парсов в Индии и гербов в Иране. Названа по имени Пророка Зороастра (иран. Заратуштра). Священный канон – «Авеста». Основные принципы З. противопоставление двух «вечных начал» – добра, олицетворяемого в образе верховного божества Мазды Агуры (Ахура мазды), и зла в лице злого Духа Ангра – Майнью (греч. Ариман), что значит "Дух – Противник". Борьба между ними составляет содержание мирового прогресса; вера в конечную победу добра, которая зависит от выбора человека, его активного участия в этой борьбе на стороне добра; отрицание сложной ритуальной символики, за исключением священного огня. С приходом ислама зороастрийцы подверглись гонениям; в 8-10 вв. часть их них осела в Индии, в районе Бомбея. Этих персидских эмигрантов называют парсами; парсы поддерживают связи с единственной зороастрийской общиной, оставшейся в Иране, – габрами. Отличительной чертой зороастрийского культа служит поклонение огню.

Философский словарь

Зороастризм

— дуалистическая древнеиранская религия, создание к-рой приписывается пророку Заратуштре (Зороастру). 3. окончательно сформировался к 7 в. до н. э. Гл. в 3.— учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра, олицетворяемого светлым божеством Ахурамаздой (Ормузд), и зла, олицетворяемого темным божеством Анхра-Майнью (Ариман). 3. присущи эсхатологические идеи (Эсхатология) о конце мира, загробном воздаянии, последнем суде и воскресении мертвых, о рождении девой грядущего спасителя, оказавшие большое влияние на иудаизм и христианство. В настоящее время 3. существует в форме парсизма, в к-ром при сохранении прежних дуалистических идей развились представления о едином всемогущем боге. Священная книга 3.— Авеста.

Синонимы к слову «зороастризм»

Какими словами можно заменить слово зороастризм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ЗОРОАСТРИЗМ

Cлово «зороастризм» является ответом на вопросы