Опричнина

Cлово «опричнина» означает:

в 14-15 вв. особое удельное владение женщин извеликокняжеской семьи…2) Название удела Ивана Грозного в 1565-72 сособой территорией, войском и государственным аппаратом…3) Системавнутриполитических мер Ивана Грозного в 1565-72 для борьбы спредполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельныеконфискации и т. п.).

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «опричнина» в русском языке

— система мероприятий Ивана IV Грозного по борьбе с боярской оппозицией (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и др.).

Источник: Исторический словарь

Исторический словарь

Опричнина

– (опричь – кроме) – 1. Система чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565 – 1572 гг. (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.) для борьбы с боярско-княжеской оппозицией и укрепления самодержавной власти; 2. Название удела Ивана IV Грозного (в 1565 – 1572 гг.) с особой территорией, войском и государственным аппаратом.  Начало опричнины связывают с событий конца 1564 г. В это время в Москве случилось небывалое событие: царь со всей семьей, с придворными, захватив утварь, иконы, кресты, всю казну выехал из столицы. Было видно, что это не обычная поездка, а настоящее переселение. Однако вряд ли можно объяснить решения Ивана IV только исходя из его личных переживаний. Это была, прежде всего, продуманная политическая акция, и готовилась она не один год. Еще в конце 50-х годов царь приказывает построить ему особую келью в Чудском монастыре, затем возводится «Царев двор» в Вологде. В начале 60-х годов Иван через послов ведет переговоры с английской королевой Елизаветой о возможном своем отъезде в Англию. Факты свидетельствуют о том, что расправа над оппозицией готовилась исподволь и достаточно тщательно. Побывав в Троице-Сергиевом монастыре, царь остановился в Александровской слободе (примерно 60 верст от Владимира). Отсюда он прислал в Москву две грамоты, в которых сообщал боярам и простому народу о своем отказе от престола. После настойчивых уговоров, царь согласился вернуться и в феврале 1565 года торжественно приехал в столицу. Был созван совет из бояр и высшего духовенства, Иван IV предложил условия своего возвращения: во-первых, «на изменников своих … опалы класть, а иных и казнить, имущество их брать в казну»; во-вторых, духовенство и бояре не должны мешать его деятельности; в-третьих, для расправы с изменниками и ослушниками царь предложил учредить опричнину, т.е. особый «государев удел», где царь будет править без Боярской думы единовластно по своему усмотрению. Все земли государства были разделены на земщину и опричнину. Сразу же после введения опричнины начался террор. Бояр казнили по подозрению в «государевой измене» по государеву приговору. Отныне согласия Боярской думы не требовалось, а митрополит был лишен права «защиты» приговоренного (По сторонней традиции великие князья всегда выполняли просьбу митрополитов о помиловании осужденного). Для проведения опричнины было создано специальное войско. Во главе опричников стоял главный помощник Ивана IV – Малюта Скуратов. Как специальный полицейский отряд опричники получили форму: в черном с головы до ног, на черном вороном коне, в черной сбруе, к седлу привязана собачья голова. Современники называли отряды опричников «тьмой кромешной». Чудовищная трагедия разыгрывалась на фоне начинавшейся в стране эпидемии чумы, «черная смерть» соревновалась с палачами. Трудно перечислить казни, проведенные в годы опричнины. Известно, что всего за годы правления по «цареву приговору» было казнено более 5 тысяч человек (В конце жизни Иван IV приказал составить список казненных по его личному указу. Синодик был направлен в 7 крупнейших монастырей с приказом постоянно служить молебен «за упокой убиенных».). Можно предположить, что подавляющее большинство казней приходится на время опричнины. Казни проводились в столице на «лобном месте». Осужденный должен был пережить перед смертью «страшные муки». На казни сгонялось все мужское население Москвы, женщинам и детям присутствовать на казни категорически запрещалось. Вторая волна террора обрушилась на «изменческие города». Используя в качестве предлога просьбу новгородцев к литовскому князю о покровительстве (исследователи до сих пор не могут сойтись в оценке подлинности написанной новгородцами грамоты), Иван IV повел в конце 1569 г. войско на Новгород Великий. По пути царские войска разгромили Торжок и Тверь. Новгородский поход традиционно считается кульминаций опричного террора. Разгромив Новгород, царь повел войска на Псков, и только чудо спасло город и его жителей (По преданию, царь на подступах к Пскову встретил юродивого, что было истолковано как знамение свыше, и войско повернуло в Москву). Репрессии обрушились и на церковных служителей. Во время новгородского похода были буквально ограблены богатейшие северные монастыри. Попытка митрополита Филиппа (Колычева) урезонить царя закончилась его опалой. Филиппа сослали в монастырь, а летом 1570 г. его задушил Малюта Скуратов по цареву приказу. 1571 г. принес новые беды русским людям. Крымский хан Девлет-Гирей совершил очередной набег на Русь. Большая часть опричников, которые должны были защищать берега Оки, на службу не вышла. Хану удалось обойти русские войска и беспрепятственно подойти к Москве. Девлет-Гирей не стал штурмовать городские стены, а поджег посады. Огонь перекинулся в Кремль и Китай-город. Пожар бушевал 3 часа, пока хватало пищи огню, вместо столицы осталось пепелище и множество обгоревших трупов. И современники, и ближайшие потомки считали пожар божьей карой за бесчинства опричников. Разгром 1571 г. значительно ухудшил внешнеполитическое положение страны. На переговорах с Крымским ханом русские дипломаты получили тайную инструкцию соглашаться на уступку Астрахани. Но Девлет-Герей требовал Казань и грозил следующим летом повторить поход. В критической ситуации воеводой был назначен опытный в ратных делах опальный князь Михаил Воротынский, под его командованием собрались и опричные, и земские войска. 30 июля 1572 г. под деревней Молодь (около Подольска, в 45 км к югу от Москвы) это объединенное войско наголову разбило Девлет-Гирея. Страна была спасена. Битва при Молодях стала победой не только над Девлет-Гиреем, но и над опричниной. Теперь и Ивану IV стало ясно, что существование опричнины угрожает обороноспособности страны. Осенью 1572 г. опричнина закончила свое существование, слово это становится крамольным. Террор не был прекращен окончательно, но теперь он был направлен против части опричников. Некоторые земли, отобранные у бояр, возвратили прежним владельцам. Важнейшая для молодой страны проблема соотношения народа и власти была решена в пользу власти.   Оценка опричнины неоднозначна. имела далеко отдаленные последствия. Она привела к демографическому и экономическому кризису, усилению закрепощения крестьян, складыванию в России деспотической формы правления.  

Исторический словарь

Опричнина

1) в 14-15 вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи. 2) Название удела царя Ивана IV Грозного в 1565-72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом. 3) Система внутриполитических мер Ивана IV в 1565-72 для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.).

Исторический словарь

Опричнина

— в XIV-XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи. Название удела Ивана Грозного в 1565—1 572 гг. с особой территорией, войском и госаппаратом. Кроме того, система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 — 1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде феодалов. Характерны массовые репрессии, казни, земельные конфискации и др.

Исторический словарь

Опричнина

— 1. В XIV-XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи. 2. Система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 — 1572 гг. для борьбы с боярским сепаратизмом (реорганизация гос. управления, массовые репрессии, земельные конфискации и т.д.)

Исторический словарь

Опричнина

(от "опричь" — кроме, особо) — в XIV — XV вв. так называли особое владение, выделенное членами великокняжеской династии; название государева удела 1565 — 1572 гг., его территории, войска, учреждения; а также так называлась внутренняя политика репрессий правительства Ивана IV Грозного против верхушки оппозиционного боярства. Учреждение опричнины было подготовлено событиями 60-х гг. Иван IV был активно настроен продолжать Ливонскую войну (1558 — 1183 гг.), но неожиданно натолкнулся на сопротивление окружавшего его боярства. Тогда царь внезапно уезжает из Москвы в Александрову слободу (совр. г. Александров). 25 декабря 1564 г. он оттуда шлет две грамоты: в одной, обращенной к народу, он заверяет его в своих добрых чувствах к нему; в другой, адресованной митрополиту, обвинил бояр и духовенство в измене и объявил о своем намерении отречься от престола. В январе 1565 г. было осуществлено введение опричнины. По указу Ивана IV было объявлено об учреждении "особого" двора с особой территорией, войском (первоначально в 1 тыс. чел.), финансами и управлением (опричной Думой). Правительство ввело неподсудность опричников общественным органам власти и суда. Остальная часть государства получила название "земщина". Ею по-прежнему управляла Боярская дума, вынужденная по всем важным вопросам испрашивать согласия царя. В результате опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, придал ей черты восточного деспотизма. В 1572 г. царь отменил опричнину, вернув часть конфискованных земель их прежним владельцам. Т.о., опричнина — это форстрованная централизация, без достаточных экономических и социальных предпосылок. Основным средством ее проведения был террор.

Исторический словарь

Опричнина

опришнина (др.-рус. опричный — особый), в XIV-XV вв. опришниной называли особое владение, выделенное членам великокняжеской семьи. 1) Название государева удела в 1565-72 (его территорий, войска, учреждений). 2) Внутренняя политика Иоанна IV Васильевича Грозного в те же годы. Историки неоднократно сетовали на "загадочность" и даже на "великую загадочность" опричнины. Между тем ничего загадочного в ней нет, если рассматривать опричнину в свете веками складывавшихся на Руси отношений народа и власти, общества и Царя. Эти "неправовые" отношения, основанные на разделении обязанностей, свойственных скорее семейному, чем государственному быту, наложили отпечаток на весь строй русской жизни. Так, русское сословное деление, например, имело в своем основании мысль об особенном служении каждого сословия. Сословные обязанности мыслились как религиозные, а сами сословия — как разные формы общего для всех христианского дела: спасения души. И царь Иоанн IV все силы отдал тому, чтобы "настроить" этот сословный организм Руси, как настраивают музыкальный инструмент, по камертону православного вероучения. Орудием, послужившим для этой нелегкой работы, стала опричнина. Глядя на нее так, все можно понять и объяснить. Вот что действительно невозможно, так это понимание действий Иоанна IV (в том числе и опричнины) с точки зрения примитивно-утилитарной, во всем видящей лишь "интересы", "выгоду", "соотношение сил", странным образом сочетающей это с приверженностью "объективным историческим закономерностям". Для того чтобы "настроить" русское общество в унисон с требованиями христианского мировоззрения, прежде всего надо было покончить с понятиями "взаимных обязательств" как между сословиями, так и внутри них. Взаимные обязательства порождают упреки в их несоблюдении, взаимные претензии, обиды и склоки — и это ярче всего проявилось в таком уродливом явлении, как боярское местничество. Безобидная, на первый взгляд, мысль о взаимной ответственности порождает ощущение самоценности участников этой взаимосвязи, ведет к обособлению, разделению, противопоставлению интересов и, в конечном итоге, к сословной или классовой вражде, по живому рассекающей народное тело. Не разъединяющая народ ответственность "друг перед другом", неизбежно рождающая требования "прав" и забвение обязанностей, а общая, соборная ответственность перед Богом должна стать, по мысли Грозного, основой русской жизни. Эта общая ответственность уравнивает всех в едином церковном служении, едином понятии долга, единой вере и взаимной любви, заповеданной Самим Господом в словах: "Возлюби ближнего своего как самого себя". Перед Богом у человека нет прав, есть лишь обязанности, общие всем, и это объединяет народ в единую соборную личность, "едиными усты и единым сердцем", по слову Церкви, взывающую к Богу в горячей сыновней молитве. В таком всенародном предстоянии Богу царь находится на особом положении. Помазанник Божий, он свидетельствует собой богоугодность государственной жизни народа, является той точкой, в которой символически соединяются небо и земля, Царствие Божие и человеческое. В своем царском служении он "не от мира сего", и поэтому перед ним, как перед Богом, все равны, и никто не имеет ни привилегий, ни особых прав. "Естеством телесным царь подобен всякому человеку. Властию же сана подобен… Богу. Не имеет бо на земли выщша себе. Подобает убо (царю), яко смертну, не возноситися и, яко Богу, не гневатися… Егда князь беспорочен будет всем нравом, то может… и мучити, и прощати всех людей со всякою кротостию", — говорится в одном из сборников второй пол. XVI в. К такому пониманию царской власти и старался привести Россию Иоанн Васильевич. Но на его пути встало боярство. "Уже к половине XV века московский великий князь был окружен плотной стеной знатных боярских фамилий. Положение усугубилось вступлением на московскую службу князей, покидавших упраздненные удельные столы. С тех пор во всех отраслях московского управления — в государственной думе советниками, в приказах судьями, то есть министрами, в областях наместниками, в полках воеводами являются все князья и князья. Вслед за князьями шли в Москву их ростовские, ярославские, рязанские бояре" (В.О. Ключевский). В этом не было бы ничего дурного, если бы объединение Великороссии и возвышение Московского вел. князя до уровня общенационального государя не изменило роковым образом воззрения боярства на свое место в русской жизни. В удельные века боярин в Москве служил, и принадлежность к сословию означала для него прежде всего признание за собой соответствующих обязанностей. Весь XIV век — это век самоотверженного служения московского боярства общенациональным идеалам и целям. Отношения с вел. князем Московским складывались поэтому самые полюбовные. "Слушали бы во всем отца нашего владыки Алексея да старых бояр, кто хотел отцу нашему добра и нам", — писал в духовном завещании к своим наследникам Симеон Гордый, поставляя рядом по своему значению митрополита и боярство. Св. блгв. кн. Дмитрий Донской относился к боярам еще задушевнее. Обращаясь к детям, он говорил: "Бояр своих любите, честь им достойную воздавайте по службе, без воли их ничего не делайте". Но к к. XV — н. XVI в. положение изменилось. В боярстве, пополнявшемся титулованной удельной знатью, принесшей в Москву понятия о своих наследственных правах, установился взгляд на свое руководящее положение как на "законное" дело — привилегию, не зависимую от воли государя. Это грозило разрушением гармонии народного бытия, основанной на со-служении сословий в общем деле, на их взаимном равенстве перед Богом и царем. "Еще при Грозном до опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, даже не отдавая отчета царю" (В.О. Ключевский). Более того, царь, как лицо, сосредоточившее в себе полноту ответственности за происходящее в стране, представлялся таким боярам удобной ширмой, лишавшей их самих этой ответственности, но оставлявшей им все их мнимые "права". Число знатнейших боярских фамилий было невелико — не превышало двух-трех сотен, зато их удельный вес в механизме управления страной был подавляющим. Положение становилось нестерпимым, но для его исправления царь нуждался в единомышленниках, которые могли бы взять на себя функции административного управления страной, традиционно принадлежавшие боярству. Оно в своей недостойной части должно было быть от этих функций устранено. Эти "слугующие близ" государя верные получили название "опричников", а земли, отведенные для их обеспечения, наименование "опричных". Вопреки общему мнению, земель этих было мало. Так, перемещению с земель, взятых в опричнину, на другие "вотчины" подвергалось около тысячи землевладельцев — бояр, дворян и детей боярских. При этом опричнина вовсе не была исключительно "антибоярским" орудием. Царь в указе об учреждении опричнины ясно дал понять, что не делит "изменников" и "лиходеев" ни на какие группы "ни по роду, ни по племени", ни по чинам, ни по сословной принадлежности. Сам указ об опричнине появился не вдруг, а стал закономерным завершением длительного процесса поиска Иваном Грозным наилучшего, наихристианнейшего пути решения стоявших перед ним как помазанником Божиим задач. Первые его попытки в этом роде связаны с возвышением благовещенского иерея Сильвестра и Алексея Федоровича Адашева. Лишь после того как измена Адашева и Сильвестра показала в 1560 невозможность окормления русского народа традиционно боярскими органами управления, встал вопрос об их замене, разрешившийся четыре года спустя указом об опричнине. Адашев сам к боярству не принадлежал. Сын незначительного служилого человека, он впервые появляется на исторической сцене 3 февраля 1547 на царской свадьбе в качестве "ложничего" и "мовника", то есть он стлал царскую постель и сопровождал новобрачного в баню. В 1550 Иоанн пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему: "Алексей! Взял я тебя из нищих и из самых молодых людей. Слышал я о твоих добрых делах и теперь взыскал тебя выше меры твоей ради помощи душе моей. Не бойся сильных и славных. Все рассматривай внимательно и приноси нам истину, боясь суда Божия; избери судей правдивых из бояр и вельмож!" Адашев правил от имени царя, "государевым словом", вознесенный выше боярской знати — царь надеялся таким образом поставить боярское сословное своеволие под контроль. стала в дальнейшем лишь логичным завершением подобных попыток. При этом конечным результатом, по мысли Грозного, должно было стать не упразднение властных структур (таких, как боярская дума, например), а лишь наполнение их новым, религиозно осмысленным содержанием. Царь не любил ломать без нужды. Адашев "правил землю Русскую" вместе с попом Сильвестром. В благовещенском иерее царь, известный своим благочестием (ездивший в дальние монастыри на покаяние замаливать даже незначительные грехи — "непотребного малого слова ради"), хотел видеть олицетворение христианского осмысления государственности. Однако боярская верхушка сумела "втянуть" Адашева и Сильвестра в себя, сделать их представителями своих чаяний. Адашев вмешался в придворные интриги вокруг Захарьиных — родственников Анастасии, жены царя, сдерживал в угоду удельным интересам создание единого централизованного русского войска. Сильвестр оказался не краше — своего сына Анфима он пристроил не в "храбрые" и "лутчие люди", а в торговлю, испросив для него у царя назначение ведать в казне таможенными сборами. Царю в случае успеха боярских замыслов оставалась лишь "честь председания". Русская история чуть было не свернула на накатанную западноевропейскую колею, в которой монарх выполнял роль балансира между противоречивыми интересами различных социальных групп. Лишь после охлаждения отношений царя с прежними любимцами дело двинулось в ином направлении. В 1556 были приняты царские указы, в результате которых все землевладельцы, независимо от размера своих владений, делались служилыми людьми государства. "Речь шла об уравнении "сильных" и "богатых" со всеми служилыми людьми в служебной повинности перед государством, именно несмотря на их богатство, на их экономическую самостоятельность", — считает автор книги "Начало самодержавия в России" Д.Н. Альшиц. — Он же пишет, что в период деятельности Адашева и Сильвестра "решался вопрос — по какому пути пойдет Россия: по пути усиления феодализма (читай: православного самодержавия. — Прим. авт.) или по пути буржуазного развития… То, что реформы Адашева и Сильвестра имели тенденцию направить развитие страны на иной путь (чем предначертал Грозный. — Прим. авт.) в политическом устройстве и в основе экономики, а именно — на путь укрепления сословно-представительной монархии, представляется несомненным". Идея опричнины прямо противоположна. "Аз есмь царь, — говорил Грозный, — Божиим произволением, а не многомятежным человеческим хотением". Русский государь не есть царь боярский. Он не есть даже царь всесословный, то есть общенародный. Он — Помазанник Божий. Инструментом утверждения такого взгляда на власть и стала опричнина. В опричнину брали только "лутчих", "по выбору". Особенно тщательный отбор проходили люди, имевшие непосредственное отношение к жизни государя. До нас дошла опись царского архива, в которой есть следующая запись: "Ящик 200, а в нем сыски родства ключников, подключников, и сытников, и поваров, и помясов, и всяких дворовых людей". На 20 марта 1573 в составе опричного двора царя Иоанна числилось 1854 человека. Из них 654 составляли охранный корпус государя, его гвардию. Данные, взятые из списка служилых двора с указанием окладов, обязанностей и "корма", совпадают с показаниями иностранцев. Шлихтинг, Таубе и Крузе упоминают 500-800 человек "особой опричнины". Эти люди в случае необходимости служили в роли доверенных царских порученцев, осуществлявших охранные, разведывательные, следственные и карательные функции. В их числе, кстати, находился в 1573 молодой еще тогда опричник "Борис Федоров сын Годунов". Остальные 1200 опричников разделены на четыре приказа, а именно: Постельный, ведающий обслуживанием помещений дворца и предметами обихода царской семьи; Бронный, то есть оружейный; Конюшенный, в ведении которого находилось огромное конское хозяйство дворца и царской гвардии, и Сытный — продовольственный. Опричное войско не превышало пяти-шести тысяч человек. Несмотря на малочисленность, оно сыграло выдающуюся роль в защите России, например, в битве на Молодях, в 1572, во время которой были разгромлены татарские войска, а их командующий Дивей-мурза взят в плен опричником Аталыкиным. Со временем опричнина стала "кузницей кадров", ковавшей государю единомысленных с ним людей и обеспечивавшей проведение соответствующей политики. Вот лишь один из примеров. В сентябре 1577 во время Ливонского похода царь и его штаб направили под город Смилтин кн. М.В. Ноздроватого и А.Е. Салтыкова "с сотнями". Немцы и литовцы, засевшие в городе, сдаться отказались, а царские военачальники — Ноздроватый и Салтыков — "у города же никоторова промыслу не учинили и к государю о том вести не учинили, что им литва из города говорит. И государь послал их проведывать сына боярского Проню Болакирева… И Проня Болакирев приехал к ним ночью, а сторожи у них в ту пору не было, а ему приехалось шумно. И князь Михайлы Ноздроватого и Ондрея Салтыкова полчане и стрельцы от шума побежали и торопяся ни от кого и после того остановилися. И Проня Болакирев приехал к государю и все то подлинно сказал государю, что они стоят небрежно и делают не по государеву наказу. И государь о том почел кручинитца, да послал Деменшу Черемисинова, да велел про то сыскать, как у них деелось". Знаменитый опричник, а теперь думный дворовый дворянин Д. Черемисинов расследовал на месте обстоятельства дела и доложил царю, что Ноздроватый и Салтыков не только "делали не гораздо, не по государеву наказу", но еще и намеревались завладеть имуществом литовцев, если те оставят город. "Пущали их из города душою и телом", то есть без имущества. Черемесинов быстро навел порядок. Он выпустил литовцев из города "со всеми животы — и литва тотчас город очистили". Сам Черемисинов наутро поехал с докладом к царю. Князя Ноздроватого "за службу веле государь на конюшне плетьми бить. А Ондрея Салтыкова государь бить не велел". Тот "отнимался тем, что будто князь Михаиле Ноздроватый ему государеву наказу не показал, и Ондрею Салтыкову за тое неслужбу государь шубы не велел дать". В необходимых случаях руководство военными операциями изымается из рук воевод и передается в руки дворовых. В июле 1577 царские воеводы двинулись на город Кесь и заместничались. Князь М. Тюфякин дважды досаждал царю челобитными. К нему было "писано от царя с опаскою, что он дурует". Но не желали принять росписи и другие воеводы: "А воеводы государевы опять замешкались, а к Кеси не пошли. И государь послал к ним с кручиною с Москвы дьяка посольского Андрея Щелкалова, из Слободы послал государь дворянина Даниила Борисовича Салтыкова, а веле им итить к Кеси и промышлять своим делом мимо воевод, а воеводам с ними". Как видим, стоило воеводам начать "дуровать", как доверенное лицо царя — дворовый, опричник Даниил Борисович Салтыков был уполномочен вести войска "мимо" воевод, то есть отстранив их от командования. Только что препиравшиеся между собой из-за мест князья все разом были подчинены дворовому Д.Б. Салтыкову, человеку по сравнению с ними вовсе "молодому". Со временем боярство с помощью опричнины излечилось от сословной спеси, впрягшись в общее тягло. О том, что опричнина не рассматривалась как самостоятельная ценность и ее длительное существование изначально не предполагалось, свидетельствует завещание царя, написанное во время болезни в Новгороде в 1572. "А что есьми учинил опричнину, — пишет Грозный, — и то на воле детей моих Ивана и Федора, как им прибыльнее, пусть так и чинят, а образец им учинен готов". Я, мол, по мере своих сил показал как надо, а выбор конкретных способов действия за вами — не стесняю ничем. Земщина и опричнина в конце концов смешались, и последняя тихо отмирала по мере осмысления правящим классом России своего религиозного долга, своего места в общерусском служении. Митрополит Иоанн (Снычев)

Исторический словарь

Опричнина

— изначально — небольшая часть земель, отдававшая после смерти владельца его вдове для обеспечения жизненных потребностей. В современном значении — термин, введенный Иваном Грозным для обозначения той части территории государства, которая была выведена из-под юрисдикции органов управления (Боярской Думы и др.) и перешла в личное распоряжение царя. На этой территории получали землю на поместном праве опричники, составлявшие корпус личной охраны царя и использовавшиеся им для проведения политики террора и уничтожения своих врагов, истинных или мнимых.

Толковый словарь Ожегова

Опричнина

Специальные царские войска этого времени

Юридический словарь

Опричнина

— 1) в XIV-XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи; 2) название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом; 3) система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565-1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.). ОПРОС — одно из оперативно-розыскных мероприятий (см. Оперативно-розыскная деятельность); представляет собой личную беседу оперативного работника с гражданином, которому могут быть известны фактические данные об исследуемом событии или о причастных к нему лицах. О. граждан допускается только при их добровольном согласии. При отсутствии возбужденного уголовного дела О. производится по месту нахождения этих граждан без вызова в милицию или другой правоохранительный орган. Опрашиваемым не направляются повестки об их вызове в качестве свидетелей и они не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний, поскольку не являются свидетелями. О результатах О. составляется справка, подписываемая оперативным работником.

Cлово «опричнина» означает:

Опричнина

Опри́чнина — в Русском государстве, 1565—1572 годах, личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом, доходы с которой поступали в государственную казну.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I ж. ; = опр'ичина

1.Система чрезвычайных мероприятий, осуществленных царем Иваном IV ( Грозным ) для укрепления Русского централизованного государства и разгрома боярско-княжеской оппозиции.

2.Часть Московского государства, находившаяся в непосредственном управлении царя Ивана IV ( Грозного ) и служившая ему опорой в борьбе против боярско-княжеской оппозиции.

3.Особое войско Ивана IV ( Грозного ) , служившее ему опорой в борьбе с боярско-княжеской оппозицией. II ж.Часть удела, выделявшаяся в особое владение ( например, вдове князя в пожизненное пользование ) ( на Руси XIII — XVI вв. ) .

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Опричнина

1. ж.
1) Система чрезвычайных мероприятий, осуществленных царем Иваном IV (Грозным) для укрепления Русского централизованного государства и разгрома боярско-княжеской оппозиции.
2) Часть государства, находившаяся в непосредственном управлении царя Ивана IV (Грозного) и служившая ему опорой в борьбе против боярско-княжеской оппозиции.
3) Военно-полицейские силы установленного Иваном IV (Грозным) режима.

2. ж. Земельный надел, выделявшийся в пожизненное пользование вдове князя (на Руси IX-XIII вв.).

Словарь русского языка Лопатина

Опричнина

опр`ичнина, -ы и опр`ичина, -ы

Словарь русского языка Ожегова

Опричнина

специальные царские войска этого времени опричнина В Древней Руси: земельное владение, выделявшееся вдове князя опричнина В России в 1565-1972 гг.: система чрезвычайных мер, осуществленных Иваном IY для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления самодержавия опричнина часть государственных территорий, находившаяся в непосредственном управлении царя Ивана IY и служившая ему опорой в насаждении этих мер

Современный толковый словарь, БСЭ

Опричнина

,..
1) в 14-15 вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи…
2) Название удела Ивана Грозного в 1565-72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом…
3) Система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565-72 для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.).

Толковый словарь Ефремовой

Опричнина

опричнина

1. ж.
1) Система чрезвычайных мероприятий, осуществленных царем Иваном IV (Грозным) для укрепления Русского централизованного государства и разгрома боярско-княжеской оппозиции.
2) Часть государства, находившаяся в непосредственном управлении царя Ивана IV (Грозного) и служившая ему опорой в борьбе против боярско-княжеской оппозиции.
3) Военно-полицейские силы установленного Иваном IV (Грозным) режима.

2. ж. Земельный надел, выделявшийся в пожизненное пользование вдове князя (на Руси IX-XIII вв.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

Опричнина

опричнины, мн. нет, ж. (истор.).

1. В древней Руси удельного периода – земельный надел, выделяемый в пожизненное пользование вдове князя.

2. В царствование Ивана IV – часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством. Так всё государство разделилось на две части, на земщину и на опричнину: во главе первой осталась боярская дума, во главе второй непосредственно стал сам царь. Ключевский. Крупные феодальные владения отбирались в опричнину. – Режим этого периода. "Опричнина да сгинет!" он рек, перекрестясь. А.К. Толстой (о князе Репнине).

3. Военно-полицейские силы этого режима. Как специальный полицейский отряд, опричнина получила особый мундир. Ключевский. – собир. Опричники. Разнузданная опричнина.

Однотомный большой юридический словарь

Опричнина

1) в XIV-XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи;
2) название удела ивана грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом;
3) система внутриполитических мер ивана грозного в 1565-1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.). опрос — одно из оперативно-розыскных мероприятий (см. оперативно-розыскная деятельность ); представляет собой личную беседу оперативного работника с гражданином, которому могут быть известны фактические данные об исследуемом событии или о причастных к нему лицах. о. граждан допускается только при их добровольном согласии. при отсутствии возбужденного уголовного дела о. производится по месту нахождения этих граждан без вызова в милицию или другой правоохранительный орган. опрашиваемым не направляются повестки об их вызове в качестве свидетелей и они не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний, поскольку не являются свидетелями. о результатах о. составляется справка, подписываемая оперативным работником.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Опричнина

опришнина (от древне-русского опричный — особый; в 14-15 вв. опришниной называли особое владение, выделенное членам великокняжеской династии),
1) название государева удела в 1565-72 (его территорий, войска, учреждений).
2) Наименование внутренней политики правительства Ивана IV Васильевича Грозного в те же годы. Введение О. отвечало интересам дворянства, стремившегося ослабить экономическое и политическое значение крупной феодальной аристократии, провести дальнейшие мероприятия по закрепощению крестьянства. Учреждение О. было непосредственно подготовлено событиями начала 60-х гг. 16 в. Иван IV стремился к активному продолжению Ливонской войны 1558-1583 , но натолкнулся на оппозицию некоторых лиц из своего окружения. Разрыв с Избранной радой и опалы на княжат и бояр в 1560-64 вызывали недовольство феодальной знати, руководителей приказов и высшего духовенства; некоторые феодалы, не согласные с политикой Ивана IV, изменили царю и бежали за границу (А. М. Курбский и др.). В декабре 1564 Иван IV уехал в Александрову слободу (под Москвой) и 3 января 1565 объявил об отречении от престола из-за 'гнева' на духовенство, бояр, детей боярских и приказных людей. В слободу прибыли депутации от бояр и духовенства, а также от посадских людей Москвы, которые согласились на предоставление царю чрезвычайных полномочий, Был подготовлен указ, которым Иван IV объявил об учреждении 'особного' двора с особой территорией, войском, финансами и управлением. Целью О. провозглашалось искоренение 'крамолы'. Создавались специальный аппарат управления и беспрекословно послушное царю войско (первоначально в 1000 чел.), находившиеся в непосредственном его подчинении. В О. вошли: в центральной части страны — Можайск, Вязьма, Суздаль и др.; на Ю.-З. — Козельск, Перемышль, Белев, Медынь и др.; на С. — Двина, Великий Устюг, Каргополь, Вологда и др., а также дворцовые владения. Доходы с этой территории поступали в государственную казну и шли на содержание опричного войска, аппарата управления и др. Численность опричного войска достигала 5v6 тыс. человек. В состав опричного удела дополнительно были включены Кострома, Старица, часть Новгорода, Обонежская и Бежецкая пятины и др. территории. В О. действовали опричная дума, финансовые приказы — Чети. Командные кадры для О. комплектовались в основном из государева двора. Правительство ввело неподсудность опричников общегосударственным органам власти и суда. Остальная часть государства получила наименование земщины. Она продолжала управляться Боярской думой, вынужденной, однако, по всем важнейшим вопросам испрашивать согласия царя. На устройство О. с земщины брался огромный единовременный налог в 100 тыс. рублей. С территории О. выселялись многие местные феодалы-землевладельцы, не зачисленные в 'особный' двор, а их земли передавались дворянам-опричникам. Взятые в О. дворяне лучше, чем другие помещики, наделялись землёй и крестьянами, получали щедрые льготы. Этими земельными перераспределениями было в известной мере подорвано экономическое и политическое значение крупной земельной аристократии. С О. усилились опалы и казни. Активными проводниками опричных репрессий были боярин А. Д. Басманов, оружничий князь А. И. Вяземский, М. Л. Скуратов-Бельский и др. Учреждение О. и действия Ивана IV Грозного, направленные на физическое уничтожение своих политических противников и конфискацию их земельных владений, вызвали протест части дворянства и духовенства. На Земском соборе 1566 группа дворян подала челобитную об отмене О. Челобитчики были казнены. Недовольство О. выразил митрополит Афанасий (покинул престол 19 мая
1566), против О. выступил и новый митрополит Филипп Колычев (задушен М. Л. Скуратовым в
1569). С 1568 началась большая волна репрессий (дело боярина И. П. Фёдорова), завершившаяся ликвидацией Старицкого удела (
1569) и разгромом Новгорода (
1570). По делу И. П. Фёдорова было казнено более 400 чел. Во время новгородского похода в Твери, Торжке (в городах, через которые шли опричники) и в Новгороде опричники только по донесению Скуратова-Бельского убили 1505 чел. (на самом же деле казнённых и убитых было во много раз больше). Опричные репрессии сопровождались убийствами и грабежами населения городов и вотчин. Среди погибших в Новгороде большую часть составляли 'чёрные' посадские люди. Население облагалось непосильными налогами, для взимания которых Иван Грозный применял пытки и казни. В результате О. Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, придав ей черты восточной деспотии. Крепостническая по сущности и методам проведения, политика О. стала важным этапом на пути крестьянского закрепощения, В годы О. правительство щедро раздавало помещикам, особенно из числа опричников, 'чёрные' и дворцовые земли. В то же время резко увеличились крестьянские повинности, опричники вывозили крестьян из земщины 'насильством и не по сроку'. Резкое увеличение государственных податей и частновладельческих повинностей вызывало разорение крестьян. Опричный террор усугублялся военными действиями в Ливонии, набегами крымских татар, голодом, эпидемиями, правежами. В условиях опричного террора, когда любой протест подавлялся в зародыше, главными формами сопротивления крестьянства стали массовые побеги и неуплата податей. Разделение государства на О. и земщину таило в себе многие отрицательные для господствующего класса последствия. В 1572 О. была отменена и часть конфискованных земель возвращена их прежним владельцам. Новое возрождение О. менее чем на год (под именем 'удела') произошло в 1575-76, когда Иван IV столкнулся с оппозицией в среде господствующего сословия. Поставив во главе земщины служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича, Иван IV принял титул 'князя московского' и приступил к новым земельным переделам. Начиная с 16 в. высказывались различные суждения о причинах введения О. и её сущности; по-разному оценивается О. и в современной историографии. Исследования советских историков (П. А. Садикова, С. Б. Веселовского, А. А. Зимина, И. И. Полосина, И. И. Смирнова, Л. В. Черепнина, С. О. Шмидта, Р. Г. Скрынникова, В. Б. Кобрина, С. М. Каштанова, Н. Е. Носова и др.) показали, что под О. следует понимать ряд военных, административных, финансовых и социальных мер правительства Ивана IV и определённую политику, значение которых сводилось к преодолению пережитков феодальной раздробленности в стране, возвышению дворянства и усилению крестьянского закрепощения. Проведение этих мер и этой политики сопровождалось массовыми репрессиями, которые затронули не только княжат и бояр, но и дворян, а также широкие народные массы.Лит.: Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв., М., 1937; Садиков П. А., Очерки по истории опричнины, М. — Л., 1950; Веселовский С. Б., Исследования по истории опричнины, М., 1963; Зимин А. А., Опричнина Ивана Грозного, М., 1964; Полосин И. И., Социально-политическая история России XVI v начала XVII в. Сб. ст., М., 1963; Черепнин Л. В., Земские соборы и утверждение абсолютизма в России, в сборнике: Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.), М. 1964; Кобрин В. Б. Состав опричного двора Ивана Грозного, в кн.: Археографический ежегодник за 1959 г., М., 1960; Скрынников Р. Г., Начало опричнины, Л., 1966; его же, Опричный террор, Л., 1969; Носов Н. Е., Становление сословно-представительных учреждений в России, Л., 1969; Каштанов С. М., К изучению опричнины Ивана Грозного, 'История СССР', 1963, | 2; Корецкий В. И., Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в., М.,

1970. См. также лит. при ст. Иван IV Васильевич Грозный. В. И. Корецкий.

Полный орфографический словарь русского языка

Опричнина

опричнина, -ы и опричина, -ы

Викисловарь

Опричнина

в удельной Руси XIII—XV вв.: земельный надел, выделяемый вдове князя в пожизненное владение часть Московского государства, выделенная в 1565—1572 гг. царём Иваном IV Грозным в особый, находившийся в его непосредственном управлении удел, с особым административным аппаратом и особым войском, и служившая ему опорой в борьбе против боярско-княжеской оппозиции система внутриполитических мер Ивана IV в 1565—1572 гг. для борьбы с княжеско-боярской оппозицией и предполагаемой изменой в среде знати , опричники , политика, основанная на жестоком подавлении прав и свобод личности

Каким бывает «опричнина»?

Опричнина бывает:

  • новая
Все определения к слову ОПРИЧНИНА

Морфемный и фонетический разбор слова «опричнина»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова опричнина. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «опричнина»

Какими словами можно заменить слово опричнина? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ОПРИЧНИНА

Ассоциации к слову «опричнина» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово опричнина? В русском языке со словом опричнина чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ОПРИЧНИНА

Сочетаемость слова «опричнина»

Как правильно употребляется слово опричнина? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • новая опричнина
Полная таблица сочетаемости слова ОПРИЧНИНА

Предложения со словом «опричнина»

Примеры употребления слова опричнина в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Именно в этот период его подозрительность приняла прямо-таки патологический характер, следствием чего и стало учреждение опричнины, что привело к развязыванию в стране кровавого террора.

Вадим Ильин, Тайны смерти великих людей

Как доказывают исторические документы, даже после введения опричнины царь не чувствовал себя в безопасности.

Иосиф Линдер, Спецслужбы России за 1000 лет

Но не карательная, а административная функция опричнины стала важным направлением её деятельности.

Сергей Реутов, Тайные общества. За кулисами власти

Все предложения и цитаты со словом ОПРИЧНИНА

Cлово «опричнина» является ответом на вопросы