Царь

Cлово «царь» означает:

(от лат. caesar — цезарь) — в России в 1547-1721 официальный титулглавы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменентитулом император, но неофициально существовал наравне с ним.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «царь» в русском языке

— титул, официально принятый в России великим князем Иваном IV в 1547 г., который он перенял от древнеримского титула цезарь

Источник: Исторический словарь

Исторический словарь

Царь

– цезарь – в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но наравне с ним неофициально существовал до свержения самодержавия в 1917 г. В Болгарии монархи носили титул Ц. с конца XIX в. до провозглашения Народной республики в 1946 г.

Исторический словарь

Царь

(лат.) — в России в 1547-1721 гг. титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный.

Политический словарь

Царь

(лат. caesar цезарь — титул римских императоров) — в России в 1547- 1721 официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный. При Петре I был заменен титулом император, но наравне с ним неофициально существовал до свержения самодержавия в 1917. В Болгарии монархи носили титул Ц. с конца XIX в. до провозглашения Народной республики в 1946.

Юридический словарь

Царь

(от лат. caesar — цезарь) — в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.

Юридический словарь

Царь

(от лат. caesar — цезарь) — в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Гроз При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.

Толковый словарь Даля

Царь

м. вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. земной под Царем небесным ходит, под Богом. Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев земли! Соломон. У царя царствующих (у Бога) много царей.

Толковый словарь Ожегова

Царь

О том, кто (что) является первым, лучшим среди кого-чего-нибудь

Толковый словарь Ожегова

Царь

Лицо, носящее этот титул

Толковый словарь Ожегова

Царь

Единовластный государь, монарх

Толковый словарь Ожегова

Царь

Официальный титул монарха;

Толковый словарь Ожегова

Царь

Нечто выдающееся среди других подобных

Толковый словарь Ожегова

Царь

Тот, кто безраздельно обладает чем-нибудь, властитель

Исторический словарь

Царь

(от латинского — цезарь (титул римских императоров) — официальное звание (титул) главы государства (монарха) в России (до 1917 г.) и Болгарии (до 1946 г.). Царями принято называть и монархов древних государств: Вавилонии, Ассирии, Китая, Индии, Персии, Греции, древнейшего Рима, эллинистического Египта и др. Титул царь равнозначен титулу король, он является высшим (после императора — монархическим титулом.

Исторический словарь

Царь

— у Русских термин получившийся при сокращении римско — византийского слова "цесарь"; уже в самых древних летописях встречается как основа наименования г. Константинополя: Цесарь-город, -город, град. Около ХШ в. в московских актах царем называются золотоордынские ханы, но начиная от Ивана III (1462-1505) этим званием пользуются и вел. князья московские; они "венчаются на царство" и украшают свой титул словом . До падения династии Романовых оно сохранялось в полном титуле всерос­сийских императоров и самодержцев (царь польский).

Исторический словарь

Царь

(лат. — цезарь) — в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым царем был венчан Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально сохранился до 1917 г., до свержения самодержавия.

Исторический словарь

Царь

-это не просто высшее должностное лицо какой-либо державы, но значительно больше-активный предводитель в войске и во всем народе, верховный судья, очень большой собственник и т.д. (1Ц 21.11). В Ханаане, например, во дни И.Навина царь был в каждом городе (Нав 12.7-24). Моисей во Вт 33.5 назван царем Израиля. Это же слово прилагается к идолам (Соф 1.5, в еврейском тексте-Молох) и к Богу-Господу неба и земли, Царю царей, и Его Помазаннику-Христу.На приведенной в Приложении 12 схеме показано последовательное царствование всех царей Израиля и Иуды от Саула до Матфании (Седекии), но точная датировка кажется невозможной. Только даты двух значительных событий-падения Самарии с окончательным пленением десяти колен в 721 г. до РХ и окончательного разрушения Иерусалима в 586 г. до РХ, известны точно. Установление же точных дат царствования отдельных царей, особенно наиболее отдаленных-затруднительно из-за многих причин, поэтому время царствования, например, Давида одни считают от 1013 г. до 973 г. до РХ, другие-от 1055 г. до 1015 г. до РХ. Даты воцарения отдельных царей обоих государств со взаимными ссылками, приведенные в указанных между временными линиями местах Писания, при внимательном рассмотрении дают большой материал для размышлений и дальнейших исследований. (См. год,б)

Исторический словарь

Царь

(от латинского caеsar — цезарь), в 1547-1721 официальный титул главы Российского государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный. При Петре I титул Ц. заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.

Исторический словарь

Царь

– (от латинского сaesar – цезарь) официальный титул главы Русского государства в XVI – начале XVIII в. Стал использоваться вместо титула «великий князь» с 1547 г. Иваном IV Грозным – первым русским царем. При Петре I с 1721 г. был введен титул императора, но слово «царь» продолжало употребляться в качестве синонимов слова «государь», особенно в обиходной речи, вплоть до февраля 1917 г.  

Исторический словарь

Царь

— евр. мелех. . Это слово в Священном Писании не всегда обозначает властелина большой области. Отдельные города или города с прилежащими селами имели своих собственных царей. Нередко царями называли таких лиц, которых мы назвали бы начальниками или предводителями. Этим объясняется, почему небольшой Ханаан имел множество царей, из которых 31 были побеждены Иисусом Навином (И. Нав. 12:9 и дал.), а остальные бежали от него. Адони-Везек, самый могущественный из хананейских царей, говорит о 70 царях, которых он покорял и отрубил им пальцы (Суд. 1:7; Срав. 3 Цар, 4: 24). Израильтянами управляли сперва старейшины, например, в Египте, затем вожди, избранные Богом, например, Моисей и Иисус Навин, и, впоследствии, судьи, например, Гедеон и Самуил. Эти вожди и судьи не были властителями народа, как цари у язычников. Гедеон отказался от предложенной ему царской власти, потому что только один Иегова должен был быть Владыкой народа. Израильтяне имели теократический образ правления, т.е. их главою был Бог (даже в вопросах, касающихся политики), Который управлял народом посредством данных Им законов и тех представителей, которых Он избрал, чтобы творить суд и расправу (Суд. 8:23; Втор. 33:5). Недовольный плохим управлением Иоиля и Авии, сыновей Самуила, и боясь аммонитского царя Нааса, народ стал просить у Самуила царя (1 Цар. 8:5; 12:12). Их просьба была неугодна Богу, так как этим израильтяне изменнически и мятежно отказались от Его непосредственного управления (1 Цар. 8:7). Несмотря на это, Бог дал им царя. В законе такой случай был предвиден (Втор. 17:14 и дал.); в нем указывалось на то, что царь должен изучать Закон Господень и поступать по нему, чтобы в будущем для Израиля остались в силе слова: «Господь — судья наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш» (Ис. 33:22); свобода царя была ограничена законом: он не мог быть иностранцем; ему воспрещалось заводить для себя множество коней, иметь много жен и умножать себе серебра и- золота (Втор. 17). Страх Божий должен был быть его основным законом, следовательно, идолопоклонство было государственной изменой. Пророк или первосвященник Божий помазывал царя, возлагал венец на его голову и давал ему скипетр в руки (1 Цар. 10:1; 12:12 и дал.; 3 Цар. 1:39,45; 4 Цар. 9:1 и дал.; 11:12; Пс. 20:4). Через Своих священников и пророков Бог давал нужные и испрошенные указания, касающиеся государственных дел; и эти орудия Божий (пророки и священники) имели большое влияние на историю народа. О Иудейских и Израильских царях см. «Цари и земля Израилева».

Исторический словарь

Царь

(лат.: Caesar), в понятиях Святой Руси помазанник Божий, священное лицо, представитель Бога на земле, самодержец, стоящий над всеми сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением, вольный казнить и миловать своих подданных. В России титул Царя впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Цари стали официально называться Императорами. С 1815 название снова ввели в титул в виде " Польский". В народе титул "император" не прижился, и чаще всего по-прежнему использовалось слово ". Народ видел в Царе воплощение Родины и Государства и добровольно передавал ему свою жизнь на общее благо. Народ оставлял за собой нравственную общественную свободу и вручал Царю бремя государства. " для русского человека, — отмечал А.С. Хомяков, — есть представитель целого комплекса понятий, из которого само собой слагается "бытовое" Православие. В границах этих всенародных понятий полновластен; но его полновластие (единовластие) — самодержавие — ничего общего не имеет с абсолютизмом западнокесарского пошиба. есть "отрицание абсолютизма" именно потому, что он связан пределами народного понимания и мировоззрения, которое служит той рамой, в пределах коей власть может и должна почитать себя свободной". Эта мысль Хомякова очень важна для понимания одного из главных принципов русской цивилизации. Самодержавие ограничено традицией и народным преданием. не вмешивается в дела крестьянской общины, регулируемые обычным крестьянским правом, он воздерживается от вторжения в дела окраинных народов, если только они не приобретают угрожающий характер, и т.п. Это, конечно, не означает, что он не может этого делать, но не делает этого, чтобы не нарушать традиционный государственный порядок, изменение которого чревато общественными потрясениями. "Русский народ, — писал К.А. Аксаков, — государствовать не хочет. Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт — жизнь мирную духа… Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной — народной жизни внутри себя. Как единый, может быть, на земле народ христианский (в истинном смысле слова), он помнит слова Христа: воздайте кесарево кесареви, а Божие Богови, и другие слова Христа: Царство мое несть от мира сего; и потому, предоставив государству царство от мира сего, он, как народ христианский, избирает для себя иной путь — путь к внутренней свободе и духу, к царству Христову: Царство Божие внутри нас есть". Идея самодержавной власти сложилась на Руси не сразу и имела своих противников, прежде всего в лице удельных князей. В "Повести временных лет" монах Нестор отвергает единодержавство как неправедное и беззаконное, считая лучшим удельное династическое княжение: "кождо да держит отчину свою", а признавая центром единства Руси только Церковь. Однако такой взгляд на благо Русской земли противоречил интересам ее целостности и единства. Митр. Иларион стоит уже на точке зрения самодержавия как единственно возможной для сохранения целостности и мощи Русского государства. Самодержавие, считал он, может осуществить эту задачу, только опираясь на Православную Церковь; таких же взглядов придерживается его современник Иаков Мних, считавший, что чем мощнее единодержавие, тем сильнее и заступничество Бога. Царская власть в России, справедливо отмечает И.Л. Солоневич, была функцией политического сознания народа, и народ, устанавливая и восстанавливая эту власть, совершенно сознательно ликвидировал всякие попытки ее ограничения. Русская монархия, писал Л.А. Тихомиров, "представляет один из величайших видов монархии, и даже величайший. Она родилась с нацией, жила с нею, росла совместно с ней, возвеличивалась, падала, находила пути общего воскресения и во всех исторических задачах стояла неизменно во главе национальной жизни. Создать больше того, что есть в нации, она не могла, это, по существу, невозможно. Государственная власть может лишь, хорошо ли, худо, полно или неполно, реализовать то, что имеется в нации. Творить из ничего она не может. Русская монархия за ряд долгих веков исполнила эту реализацию народного содержания с энергией, искренностью и умелостью…" Развитие и укрепление идеи самодержавной власти в национальном сознании диктовались требованиями жизни. Ордынский разгром Руси показал, насколько пагубна для страны раздробленность единого народа на отдельные территориальные образования. В борьбе против Орды старые идеи единодержавия приобретали новую силу, находили новое обоснование. Сама жизнь доказала преимущества самодержавия, и первый российский государь, стряхнувший ордынское иго, почувствовал себя настоящим единодержцем. По мысли Иосифа Волоцкого, его власть от Бога, ему подчиняются все христиане, в том числе духовенство. В его руках "милость и суд, и церковное и монастырское, и всего православного христианства власть и попечение". Еще дальше пошел старец Филофей. Он сумел обосновать, что русский является наследником величия римских и византийских императоров, а Москва по своему духовному значению является Третьим Римом. Обращаясь к Царю, он писал, что "все царства православной веры сошлись в тое единое царство, во всей поднебесной ты один христианский царь". Но власть самодержцу нужна не сама по себе, а чтобы быть щитом "правой веры", защищать Православие как добротолюбие, сохранять ценности русской цивилизации от попыток разрушить их со стороны Запада. Филофей подчеркивает преемственность русского самодержавия от Владимира Святого и Ярослава Мудрого, обосновывая его и как духовного наследника дел, начатых ими. Коренные русские люди всегда относились к Царю с чувством глубокого почитания, высшего уважения и любви. Для них он был воплощением Родины и Государства, символом России, неразделимо связанным с именем Бога. "Русский Бог — велик", — считал русский человек. "Русским Богом да русским Царем святорусская земля стоит, русский народ — царелюбивый". "Нельзя быть земле русской без государя" — говорят народные пословицы. "Нельзя земле без Царя стоять, без Царя земля — вдова". "Грозно, страшно, а без Царя нельзя". "Светится одно солнце на небе, а русский на земле". А почему? А потому, что "без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится". "Бог на небе, на земле". "Один Бог, один государь". "Все во власти Божьей и Государевой". В народном сознании: "Народ — тело, — голова". "Государь — батька, земля — матка". " города бережет". " от Бога пристав". "Сердце царево в руке Божьей". — помазанник Божий, и потому все, что он делает доброго, — Божья воля. "Кого милует Бог, того жалует ". "Виноватого Бог простит, а правого пожалует". "Вся жизнь человеческая — служение Богу и государю". "Где ни жить — одному Царю служить". "За Богом молитва, за Царем служба не пропадет". В народном сознании обладает всеми высшими характеристиками. "Где , там и правда", — говорит русский человек. "Всякая вещь перед Царем не утаится". "У Царя руки долги". "Царский глаз далече сягает". "Нет больше милосердия, как в сердце царевом". "Богат Бог милостию, а государь жалостию". "У Бога да у Царя всего много". "Все ведает Бог и государь". Да и вообще слово " выражает принцип высшего совершенства. Отсюда — "-колокол", "-пушка", "-девица", "-земля". "Государь только Богу ответ держит", — считает русский человек. "Царский гнев и милость в руке Божьей". Но ответственность Царя перед Богом очень велика — ибо "За царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует". "Народ согрешит — умолит; согрешит — народ не умолит". Все русские люди — "душою Божьи, а телом государевы". " думает, а народ ведает". "Воля царская не судима". От народа требует прежде всего правды — "Царю правда нужна". "Царю правда — лучший слуга". "Правда Божья, а суд царев". "Правда Божья, а воля царская". "Воля Царя — закон". "На все святая воля царская". "Все во власти Божьей и государевой". "Суди меня Бог и Государь!" По мнению народа, если у Царя и случается ошибка или неправда, виноват не он, а его окружение. "Не от Царей угнетение, а от любимцев царских". "Не гнетет народ, а временщик". "Не грешит, а думцы наводят". В сознании русского человека крепко держится чувство обязанности всегда молиться за Царя — "Не всяк Царя видит, а всяк за него молит". "Государь-батюшка, надежа Православный ". В народном сознании образ Царя венчал сумму духовных ценностей русской цивилизации. Многие века народное сознание рассматривало Царя как связующее звено между Богом и Отечеством. Лозунг "За Бога, Царя и Отечество" выражал ядро русской национальной идеи, доступной любому русскому. Злодейское убийство Царской семьи в 1918 рассматривается русскими как удар в сердце Святой Руси, намеренное уничтожение тех начал, которые были и будут всегда святы, хранятся вечно в родовом сознании и психологии народа. О. Платонов

Исторический словарь

Царь

— монарх, король. Титул происходит от имени Гая Юлия Цезаря. Титул государей всея Руси, начиная с Ивана IV Грозного.

Экономический словарь

Царь

(от лат. caesar — цезарь) — в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Гроз При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.

Психологическая энциклопедия

Царь

Словообразование. Происходит из диалектов народностей Севера Африки. Категория. Этноспецифическая психотерапия. Специфика. Практикуется женщинами низших слоев общества стран Северной Африки. Направлен на лечение невротических и истерических реакций. Метод заключается в том, что женщины устраивают коллективный ритуальный танец, во время которого они имитируют — на общем оргиастическом фоне — передачу себя во власть джинов. Первоначально эта форма психотерапии была описана Б.Левиным (B.Lewin) в 1958 г. у простолюдинов Египта. Литература. Leiris M. La possesion par Zar chez les Chretiens du Nord de LEthiope // Mental Disorders and Mental Health in Africa South of the Sahara. Paris, 1958, p. 168-175 Lewin B.D. The image and the past, Boston; Messing S.D. Group therapy and social status in the Zar Cult of Ethiopa // Culture and Mental Health. N.Y., 1960

Психологический словарь

Царь

— этноспецифический термин, обозначающий форму психотерапии — , практикуемую женщинами низших слоев общества стран Северной Африки, направленную на лечение невротических и истерических — реакций. Метод заключается в том, что женщины устраивают коллективный ритуальный танец, во время которого они имитируют — на общем оргиастическом фоне — передачу себя во власть джинов (Leiris M. "La possesion par Zar chez les Chretiens du Nord de L‘Ethiope", "Mental Disorders and Mental Health in Africa South of the Sahara", Paris, 1958, p. 168 — 175). Первоначально эта форма психотерапии была описана Б. Левиным (B. Lewin) в 1958 г. у простолюдинов Египта. Литература — .

Cлово «царь» означает:

царь (от «цьсарь, цѣсарь», , ) — один из титулов монарха. Первым правителем, принявшим титул «царь», был болгарский князь Симеон I в X веке.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I м.

1.Титул монарха в некоторых странах.

2.Монарх, имеющий такой титул. II м.

1.Тот, что господствует надо всем или всеми, превосходит всех или все; владыка, властитель.

2.Употребляется как приложение, указывая на исключительность, превосходство определяемого среди ему подобных.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Царь

м.
1) Титул монарха в некоторых странах.
2) Монарх, имеющий такой титул.
3) перен. Тот, что господствует надо всем или всеми, превосходит всех или всё; владыка, властитель.
4) перен. Употр. как приложение, указывая на исключительность, превосходство определяемого среди ему подобных.

Словарь Даля

Царь

муж. вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. Царь земной под Царем небесным ходит, под Богом. Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев земли! Соломон. У царя царствующих (у Бога) много царей. Русские государи, до Петра, чествовались царями, и ныне русский император пишется царем польским и иных. Народ зовет государя царем. Народ согрешит — царь умолит, а царь согрешит — народ не умолит. Народ думает, а царь ведает. Как весь народ воздохнет, до царя дойдет. Жалует царь, да не жалует псарь. Не ведает царь, что делает псарь. До милосердого царя и Бог милостив. Без царя народ сирота. Он живет царь-царем, пышно, роскошно. Государь, батюшка, надежда, православный, белый царь. Царь от Бога пристав. Никто против Бога да против царя. Без Бога свет не стоит — без царя земля не правится. Не всяк царя видит, а всяк его знает. Где ни жить, одному царю служить. Где царь, тут и правда (там и страх или и гроза). Бог милостив, а царь жалостлив. За Богом молитва, за царем служба не пропадает. Всякая вещь перед царем не утаится. Бог помилует, а царь пожалует. Бог помилует, так и царь пожалует. Виноватого Бог простит, правого царь пожалует. Близ царя, близ чести, близ царя, близ смерти. Царь не огонь, а ходя близ него опалишься (царская опала). До царя дойти — голову нести. До Бога высоко, до царя далеко. У Бога и живых царей много. Ни солнышку на всех не угреть, ни царю на всех не угодить. Царь да нищий — без товарищей. Не диво, что у царя жена хороша (от древнего обычая избирать). Кабы не кабы, так и мы б были цари! Ведь я не Пугач: хоть царем скажись, не поверят! | * Царь, сильный, могучий, старший, властвующий; славнейший, отличнейший между своими. Все ученые ставили Гумбольдта царем, за царя (науки). В слепом царстве кривой — царь. Царь-птица, орел; | сказочное созданье. Царь зверей или царь-зверь, лев. Царь-девица, шуточно: коноводка, зачинщица всему в девицах; | матерая, зрелая и засидевшаяся красавица. Царь-колокол, царь-пушка, показываются в Москве. Царь-змей, сказочная слепаябелая змейка, которой все змеи подвластны. Царь зимы, мороз, стужа. Царь-трава, Petasites offic., подбел, чумный корень, лопух; | Aconitum Lucoctonum, см. лютик . Царь-зелье, Delphinium elatum, синичка, болгана, голубки. Царь-мурат, чертополох, репей, татарин, мордвинник, осот, волчец, колючка, Carduus. Царь-сил, царь-зелье, вероятно, искажено из малорос. царь-зилье. Свой ум — царь в голове. У каждого свой царь в голове. Царь огонь, да царица водица. Спи, царь огонь, говорит царица водица. Живут четыре царя, который умрет из них, то все за ним в могилу пойдут (четыре стихии)? Царь кликнет, царь мигнет, кого-то позовет (гроза)? Это было еще при царе Горохе. Жил-был царь овес, он сказки все унес. | Царь, цари, одна из игр в карты; | детская игра: все, под приговор, кладут руки столбом, кому верх выйдет, тот и царь. | Хороводная и святочная игра, с песнею. Царек и царик муж. ,

Словарь русского языка Ожегова

Царь

устар. и книжн. тот, кто безраздельно обладает чем-нибудь, властитель Ц. своей судьбы. Ц. моей души. царь о том, кто (что) является первым, лучшим среди кого-чего-нибудь Дуб — ц. лесов. Лев — ц. зверей. царь ! единовластный государь, монарх царь единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха; царь устар. и разг. характеризует кого-что-н. как нечто выдающееся среди других подобных Ц.-колокол. Ц.-пушка. Ц.-рыба. Ц.-ягода. царь а также лицо, носящее этот титул

Современный толковый словарь, БСЭ

Царь

(от лат. caesar — цезарь), в России в 1547-1721 официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.

Толковый словарь Ефремовой

Царь

м.
1) Титул монарха в некоторых странах.
2) Монарх, имеющий такой титул.
3) перен. Тот, что господствует надо всем или всеми, превосходит всех или всё; владыка, властитель.
4) перен. Употр. как приложение, указывая на исключительность, превосходство определяемого среди ему подобных.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Царь

царя, м.

1. Название монархов в нек-рых странах. В тот грозный год покойный царь еще Россией со славой правил. Пушкин. Протестуя против "крайностей" царизма, либералы преследовали две цели: во-первых, "образумить" царя, во-вторых, – накинуть на себя маску "большого недовольства" царизмом… История ВКП(б).

2. перен., чего. О ком-н., господствующем в каком-н. отношении над кем-чем-н. или где-н., превосходящем всех (книжн.). Царь песнопений, неумирающий О мир. Гнедич.

3. Употр. в сочетании с другими сущ. для обозначения принадлежности к чему-н. царскому, указания на превосходство и т. п. Царь-птица (орел). Царь-пушка. Царь-колокол. Царь-девица (лучше всех). Царь- трава (бот.). Царь в голове у кого или с царем (или со своим царем) в голове – умен; противоп. без царя в голове (разг.). Всюду пройти можно, – был бы царь в голове. Салтыков-Щедрин. Несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Гоголь. Он любил выставлять себя более исполнителем чужой идеи, чем с своим царем в голове. Достоевский. При царе Горохе – см. горох.

Словарь экономических терминов

Царь

(от лат. caesar — цезарь) — в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Гроз При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.

Однотомный большой юридический словарь

Царь

(от лат. caesar — цезарь) — в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. первым ц. был иван iv грозный. при петре i заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Царь

(от лат. Caesar — цезарь, титул римских императоров), в России и Болгарии официальное название (титул) монархов. В России титул Ц. впервые принял Иван IV Грозный в

1547. С 1721 русские Ц. приняли титул императоров. В Болгарии монархи носили титул Ц. с конца 19 в. до провозглашения народной республики (
1946).

Полный орфографический словарь русского языка

Царь

царь, —я

Викисловарь

Царь

русская фамилия

Викисловарь

Царь

самодержец, единовластный государь, правитель страны хозяин, властелин первый, лучший или самый сильный представитель своего класса

Синонимы к слову «царь»

Какими словами можно заменить слово царь? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ЦАРЬ

Ассоциации к слову «царь» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово царь? В русском языке со словом царь чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ЦАРЬ

Сочетаемость слова «царь»

Как правильно употребляется слово царь? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абхазский царь
  • армянский царь
  • ассирийский царь
  • бедный царь
  • безумный царь
  • белый царь
  • бессмертный царь
  • благоверный царь
  • благочестивый царь
  • божественные цари
Полная таблица сочетаемости слова ЦАРЬ

Предложения со словом «царь»

Примеры употребления слова царь в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Пелопоннесским дорянам было обидно видеть, что беглец из-под их власти стал царём на чужой стороне.

Михаил Гаспаров, Занимательная Греция

Надеюсь, это противник, достойный твоего знаменитого племянника, великий царь великих лестригонов!

Ирина Измайлова, Возвращение троянцев

Они оттесняют от престола персидских царей коренную персидскую знать.

Андрей Буровский, Евреи – передовой народ Земли?

Царица Меланья: (выглядывает из окна) — Куда же это ты собрался, Ерёмушка? Царь Еремей: — «Ерёмушка»… Вот бестолковая. (царице) Я же тебе втолковывал, Меланьюшка: еду всё наше царство-государство пересчитывать! Царица Меланья: — Не царское это дело, не царское! Царь Еремей: — Волос длинный, а ум короткий. (царице) Царское это дело! Царское! Царица Меланья: — Не царское! Царь Еремей: — Царское! Царица Меланья: — Не царское! Царь Еремей: — Царское! Царица Меланья: — Не царское! (захлопывает окно) Царь Еремей: — Царское!!!

Варвара-краса, длинная коса

Все предложения и цитаты со словом ЦАРЬ

Cлово «царь» является ответом на вопросы