Национализм

Cлово «национализм» означает:

— политика и идеология в области отношений между нациями, связанная с пропагандой исключительных прав так называемого коренного населения данного государства или местности в ущерб интересам и правам представителям других национальностей, проживающих на той же территории, либо пропаганда национальной исключительности отдельной национальности и создание для нее льгот и преимуществ в расширении гражданских и политических прав. Крайнее проявление Н. — нацизм. В современную эпоху наиболее яркие проявления Н. — Закон о государственном языке в Прибалтийских республиках бывшего СССР, где так называемое русскоязычное население лишено гражданских прав и сепаратистское движение в Чечне за выход из состава Российской Федерации.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «национализм» в русском языке

доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности под названием нации.

Источник: Исторический словарь

Политический словарь

Национализм

(от лат. natio — нация, народ) — идеология, основанная на пропаганде национальной исключительности и национального превосходства, а также политика, реализующая националистическую идеологию. может выражаться в разжигании национальной ненависти и конфронтации как между народами разных стран, так и внутри одной страны между представителями различных наций и этносов. Международное законодательство классифицирует идеологию и политику национализма как политическое преступление, заключающееся в нарушении прав человека. может проявляться в самых различных формах. Так, шовинизм представляет собой попытку интеллектуального или политического ограничения национальных меньшинств со стороны основной национальности данной страны. Расизм направлен на ограничение народностей других рас. Феномен национализма — сложное общественно-политическое явление, которое порождает массу конфликтных ситуаций. В явлениях национализма проявляются исторические отношения, различие культур, экономического и политического, а также религиозного образа жизни. Хорошо известны антисемитизм (враждебное отношение к евреям в фашистской Германии) и сионизм (еврейская разновидность национализма), явления апартеида (организация раздельного проживания и различения в правах представителей различных национальностей, в частности в ЮАР), насильственного переселения народностей в СССР, и т. д. В России традиционная имперская политика создала запутанную систему национально-политических отношений. При социализме национальные отношения были еще больше усложнены, повысилась их конфликтогенность. Крушение социализма привело к распаду СССР, что способствовало заметному обострению национальных отношений. Современный национализм на территории бывшего СССР многолик, невероятно антагонистичен (ситуация в Карабахе, Чечне, Абхазии, Средней Азии и т. п.). Проблема современного национализма требует объективного научного осмысления и тонкой, многосторонней политики, опирающейся на внутренний и международный опыт.

Политический словарь

Национализм

— буржуазная и мелкобуржуазная идеология, экономической основой которой является частная собственность, политика и психология, трактующие национальность как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармоническое целое с тождественными основными интересами всех составляющих ее слоев. Для национализма характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности. Разновидностью национализма является так называемое "национальное самосознание". является одним из важных инструментов национальной буржуазии, направленным на разобщение трудящихся разных национальностей, на представление интересов национальной буржуазии как общенациональных, на свертывание классовой борьбы (классовый мир) и на основе этого — возможность бесконтрольной эксплуатации своего народа. Противником буржуазного национализма справа является компрадорская буржуазия, ратующая за вписывание экономики всех стран в общемировую экономику на рыночной основе, за стирание границ государств и за "общечеловеческие ценности". Реализация этих планов позволит ей эксплуатировать вообще все народы мира. Противником национализма слева являются коммунисты, которые признают единство классовых интересов трудящихся независимо от их национальной принадлежности и не признают классового мира с эксплуататорами, какой бы национальности они ни были.

Политический словарь

Национализм

— идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации, её первичности в государствообразующем процессе. «Нация — первична, государство — вторично» — основной лозунг национализма. проповедует не вражду и ненависть к представителям иных наций и народов, но скорее политическую независимость и работу на благо собственного народа. Последнее относится прежде всего к государственной власти. Близкородственное понятие — патриотизм (не путать с лексически похожим термином «государственный патриотизм»). Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др. В последнее время в связи с экспансией чужеродных этнических элементов в традиционные общества идеология национализма имеет тенденцию «расщепляться» на несколько движений, постепенно отходящих друг от друга. Наиболее крупными движениями в парадигме национализма являются умеренный национализм и радикальный национализм. Последний всё чаще и сильнее заявляет о необходимости открытой (в том числе и вооружённой) борьбы за права и свободы собственной нации. порой смешивается с его крайними проявлениями, такими как ксенофобия, шовинизм и расизм. (Часто бывает, что именно борцы с идеологией национализма разделяют ксенофобские взгляды, отрицая природное право любого человека независимо от этнической, религиозной или социальной принадлежности на собственную точку зрения). Более того, в различных кругах придерживаются двойных стандартов в определении термина «национализм», обвиняя так называемые «нации-гегемоны» в великодержавном шовинизме и при этом называя ультранационализм малых народов «борьбой за национальную независимость». К сожалению, в современном русском языке понятие «национализм» полностью опорочено. Это стало результатом злонамеренной пропаганды, когда светлое чувство национального самосознания выдавливалось всеми возможными способами, и при этом насаждался оголтелый интернационализм. Это слово имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Это связано, с одной стороны, с тем, что Россия практически не знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина советским и российским режимами. Таким образом, национализм — это любовь к своей нации и готовность защищать свои интересы. провозглашает нацию высшим приоритетом. Всё же остальное должно служить интересам нации и работать на её процветание и развитие. Не следует путать и смешивать слова и понятия «национализм» и «нацизм» . См. также: антифашизм, внутренние войска, евразийство, интернационализм, коренные нации, красно-коричневые, нацизм, национал-социализм, новый мировой порядок, патриотизм, политические технологии., политкорректность, Российская Федерация, Русский народ, свобода совести, скинхеды, толерантность, шовинизм, экуменизм, этнофаворитизм.

Политический словарь

Национализм

(от фр. nationalisme) — полшпика и практика, идеология и психология в национальном вопросе, основанные на признании наций (этносов) и их взаимоотношений важнейшим или особенно важным фактором общественного развития и приоритетного, привилегированного места, роли и интересов данного народа в социально-политической, экономической и культурной жизни всего человечества в ущерб интересам и запросам др. народов. Исторически Н. как особое идейно-политическое Течение складывается в конце XVIII в. в связи с бурным развитием национальных движений, становлением наций и ростом национального самосознания, развертыванием национально- освободительной борьбы в колониях и полуколониях. В этом плане тогда и позднее, особенно в борьбе с колониализмом, Н. сыграл немалую положительную роль в становлении наций, их консолидации, освобождении угнетенных народов, их самоопределении, сохранении и развитии их самобытности и т.д. Но Н. — это такой крайний уровень национального самосознания, такая крайняя форма выражения и защиты национальных интересов, которые перерастают в свою противоположность — в чувство национальной исключительности, чванливости, превосходства, в неуважение и ущемление прав и интересов других народов, в противопоставление своей нации другим, в разжигание вражды между ними. В этой связи очень важно четко различать национальное и националистическое. Н. может проявляться в виде идеологии, политики и практики национального нигилизма, искусственной ассимиляции народов и в виде национальной замкнутости и обособленности. Н. и шовинизм, по сути дела, не антиподы, а разные стороны единой сущности — Н. велико- державный и Н. местный. В современном мире Н. — одно из влиятельных и распространенных идейно-политических течений, проявляющееся как в глобальном, так и в региональном и государственном масштабах. Рост Н. у нас обнаружился во второй половине 80-х гг. и особенно в период распада СССР и после него.

Политический словарь

Национализм

– идеология, которая трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармонию всех составляющих ее социальных слоев. При этом за общенациональные интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии. Для национализма характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от исторической обстановки, от взаимоотношений данной нации с другими. у свойственна мистическая преданность сверхъестественному социальному организму – нации, индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе, данная нация является или должна быть господствующей среди других наций и должна совершать с этой целью агрессивные действия. Националистическое преувеличенное или извращённое проявление национальных чувств является проявлением архетипа «тень». превращает живое народное самосознание в отвлеченный принцип, утверждающий «национальное» безусловной противоположностью «универсального», и «свое родное» – безусловной противоположностью «инородного». Как отвлеченный принцип, национализм основан на ложном разделении того, что в действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного в истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и 3) универсальный. Всякое историческое творчество коренится в личных силах и дарованиях, обуславливается национальной средой и приводит к результатам всечеловеческого значения. Поэтому национализм, как исключительное утверждение национального в ущерб личному и универсальному, является воззрением, прежде всего антиисторическим. Одной из причин популярности, которой пользуется национализм, является ошибочное его смешение с патриотизмом.   

Политический словарь

Национализм

идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19-20 вв. национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке, сопровождаемый идеей национального превосходства и национальной исключительности; нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

Политический словарь

Национализм

— идеология, психология и политика, основанные на проповеди национальной исключительности и превосходства. Основной идей Н. является представление о нации как высшей вне исторической и надклассовой форме общественного единства. В определенные исторические периоды Н. играл положительную роль, объединяя нацию в ее освободительной борьбе. В современной науке отмечается многоликость этого явления, выступающего и как великодержавный шовинизм, и как стремление малых народов получить социокультурную самостоятельность, и как носитель насильственной ассимиляции, и т.д. Особую опасность для общества представляет воинствующий Н., проявления которого связаны с насилием, войнами, террором. Не менее вреден и "бытовой" Н., основывающийся на чувстве национальной исключительности, унижении национального достоинства других народов.

Политический словарь

Национализм

— идейно-психологическое и политическое течение, исходящее из идеи исключительности нации, ее обособления.

Социологический словарь

Национализм

— англ. nationalism; нем. Nationalismus. 1. Идеология,  политика,  трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму обществ, единства. 2. Гипертрофированная форма  нац. сознания, провозглашающая идеи нац. исключительности, замкнутости, превосходства. См. ИНТЕР,  ПАТРИОТИЗМ,  ШОВИНИЗМ. 

Философский словарь

Национализм

— форма национального самосознания, формирующаяся через антимедиацию, стремление вернуться к господству древних ценностей — противоположность развитию национального самосознания национальных ценностей на основе и в связи с общечеловеческими. Н. пытается повернуть развитие национального самосознания к ценностям племенных форм жизни, древних локальных замкнутых сообществ. Для Н. характерна абсолютизация своих ценностей как единственно возможных, господство монолога в мышлении, смыслообразовании, отказ от диалога, плюрализма, тяготение к обоснованию своих ценностей внечеловеческими факторами, например биологией. Н. может выступать в скрытом виде, например в форме популизма, хотя не всякий популизм является Н.

Большой Энциклопедический Словарь

Национализм

идеология и политика в национальном вопросе, основа которых- трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19-20 вв.национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальноеосвобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке,сопровождаемый идеей национального превосходства и национальнойисключительности; нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается срасизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

Исторический словарь

Национализм

( фр. nationalisme лат.) — идеология и политика, основа которых — идеи нац. исключительности и нац. превосходства, трактовка нации как высшей формы общности.

Исторический словарь

Национализм

— идеология и политика в национальном вопросе, основа которых трактовка нации как высшей ценности и формы общности. Нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

Исторический словарь

Национализм

(лат.) — идеология, политика, социальная практика, мировоззрение, в основе которых лежит национальная исключительность, попытки доказательства права одной нации господствовать над остальными, угнетать их, эксплуатировать, завоевывать, уничтожать. — это стремление решать все государственные, политические, социально-экономические и духовные проблемы исключительно с преобладанием национального фактора, в ущерб "чужим" нациям.

Исторический словарь

Национализм

идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которой является идея национальной исключительности, пренебрежение и недоверие к другим нациям и народностям.

Политический словарь

Национализм

Политика по национальному вопросу. В зависимости от исторических условий Н. играет различную роль на разных этапах развития общества. В период перехода от феодализма к капитализму буржуазный Н., заинтересованный в становлении наций и образовании национальных государств, имел исторически прогрессивное значение. В настоящее время является политикой угнетения одних наций другой, великодержавной нацией, отдельные элементы к-рой разжигают расовую и национальную вражду, проводят политику расовой и национальной дискриминации, ставят более слабые нации и народности в подчиненное и бесправное положение.

Политический словарь

Национализм

— система верований и символов, выражающая идентификацию с определенным национальным сообществом. в положительном смысле выражается в патриотизме. в негативном смысле — возвеличивание своей нации за счет принижения других наций; проведение политики и практики дискриминации по национальным признакам (государственный и бытовой национализм). Крайняя экстремистская форма национализма — фашизм.

Социологический словарь

Национализм

— система  взглядов, идеология,  питающаяся этноцентризмом и имеющая большую соц.-политич. направленность. Идеологи Н. полагают, что главным видом соц. связей являются связи нац. (этнич.) и главным субъектом истории — нац. (этнич.) общности, сотрудничающие или чаще — враждующие между собой. Эти идеологи приписывают своему народу  особые историч. заслуги и историч. миссию, призывают людей служить этой миссии, пренебрегая др. интересами, не считаясь с др. народами. В раннеклассовых формациях Н. обычно проявлялся в слабой степени, уступая религиозной идеологии. Свои наиболее четкие формы Н. получил с развитием  капитализма  и национальных движений, с завершением процесса  формирования наций и национальных гос-в. Наиболее реакционную форму он приобрел в нем. Лит.; Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория  и политика/ /История  СССР. 1990, № 1. В.И. Козлов.

Социологический словарь

Национализм

(nationalism) — 1. Чувство  принадлежности народу,  объединенному обшей исторической, лингвистической и возможно, "расовой" или религиозной связью, с верой в то, что он идентифицирован с определенной территорией и либо составляет национальное государство,  либо стремится к тому. 2. Любая связанная с этим идеология,  защищающая состояние нации как наиболее соответствующую форму современного правительства. В основном досовременные государства не были политическими общностями, основанными на отдельном народе. Вне Европы и в Европе до 16-го столетия большинство из них представляло собой скорее империи или относительно свободно консолидированные территории.  — европейское явление, сопровождающее, в частности, реорганизацию и консолидацию современных западноевропейских национальных государств в 17—18-м столетиях. Возникающие в Западной Европе, они изобрели национализм как средство обеспечения их политической последовательности и автономии в новых условиях. Одновременно, однако, национализм также стал отражать стремление народов к самоопределению. Бесспорно, что он поддержал существующие национальные государства и создал другие, подрывая империи, но в социологии и социальной науке в целом национализм показал себя временным явлением, обреченным на замену интернационализмом (см. Военное и промышленное общество)  или классовыми интересами (см. Марксизм) . Две мировые войны и их последствия, в ходе которых было создано гораздо больше новых наций, утвердили национализм в качестве непреодолимой силы в современном мире. Еще раз — особенно в Африке — новые национальные государства образовывались в большей мере благодаря национализму, нежели какой-либо предшествующей "нации". В результате появилась мировая система  государств, в которой современное национальное государство  является теперь доминирующей политической формой и в котором национализм остается мощной силой. Он по-прежнему влияет на отношения между государствами, хотя иногда угрожает их внутренней целостности, поскольку возникают новые требования на признание статуса  государственности. Социологические объяснения столь могучей роли национализма сконцентрировались на трех областях: (а) настоятельная потребность  в коллективном социальном тождестве в крупных безличных обществах; (б) не только отсутствие подрыва экономических интересов, но и их отражение; (в) использование в качестве средства либерализма  и радикальных идей, а также оправдания насилия и ценностей нетерпимости — «лика Януса» по определению Нэрна (1977).

Социологический словарь

Национализм

— это идеология,  психология,  социальная практика,  мировоззрение и политика  подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов.

Социологический словарь

Национализм

(nationalism). Система  верований и символов, выражающая идентификацию с определенным национальным сообществом. 

Социологический словарь

Национализм

— специфическое состояние сознания этноса   и социально-психологических ориентаций людей, а также сопряженные с ними идеология,  теория  и социальная практика.  Для обыденного сознания слово "Н." не имеет нейтрального звучания, оно всегда эмоционально окрашено. Суть Н. составляет проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) — отказом им в праве на существование. Типичен для цивилизаций локального типа, чья культура  фундирована осевой аксиологической оппозицией: Мы — Они. Н. возникает как реакция  этноса на деструктивные воздействия внешней среды (экономические, социальные и политические процессы,  иноэтнические воздействия). Н. как политический принцип  результировался в процессах образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. Т.обр. Н. — как "фактор  влияния" превзошел и мировые религии докапиталистических обществ, и государственные образования имперского типа Нового времени. В первой таксономии Н. противостоял христианству и космополитизму,  во второй — интернационализму  и империализму.  В рамках мононациональных государств Н. может варьироваться от изоляционизма (Албания 1960-1980-х) до экспансионизма ("японская модель" ). В зависимости от исторической судьбы, численности, специфики доминирующих в его границах  способов деятельности, степени различия его культурных норм с соседями и т.д. — реакция этноса (или "градус" Н.) может кардинально изменяться. Н. выступил, в частности, ответной реакцией многих этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Эта тенденция  в контексте  исторического опыта явилась неоднозначной. В экстремальных вариантах проявления Н. в национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического начала, которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей, как единственный критерий дифференциации между ними. Этническое становится объектом своего рода культа  (вплоть до ритуализации). Н. чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а последние — к их внешним проявлениям, которые и определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Идеология Н. постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет государственности перед любыми иными формами социальной самоорганизации этноса, приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим, приоритет "культурной" и "народной" самобытности перед установками "бескорневой" интеллигенции. Для индивида  в условиях кризиса традиционных общественных институтов этнос — наиболее устойчивая референтная группа,  а Н. — самый доступный психологический субститут выхода из состояний фрустрации. Неизбежно недооценивая всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, политической, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в том числе и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа,  Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к застою, упрощению и упадку данной национальной культуры. Н. — неизбывная и в известном смысле позитивная черта человеческого сообщества, ибо даже потенциальная угроза его экспансии необходимо стимулирует процессы обновленческой трансформации структур международного сотрудничества в решении глобальных проблем и оптимизации всей совокупности межгосударственных отношений. А.А. Грицанов

Социологический словарь

Национализм

— система  взглядов и практических действий, основанная на этноцентризме  и этноэгоизме, на дискриминации иных этнических групп, приводящая часто к обострению этнонациональной напряженности, возникновению межнациональных конфликтов.

Философский словарь

Национализм

превращение живого народного, этнического самосознания в отвлеченный идеологический принцип, в проповедь безусловной противоположности «национального» «общечеловеческому». В основе явлений национализма лежит психологический комплекс неполноценности. знание данного комплекса помогает объяснить их, но не дает повода для их оправдания. Патриотизм, любовь к Родине, к своему народу и национализм соотносятся между собой так же, как соотносятся гордость духа и гордыня. Национальный эгоизм одна из самых разрушительных форм человеческого эгоизма, наряду с индивидуальным, социально-экономическим эгоизмом, вступающим в противоречие с основным законом мудрости «Делай другим то, чего ты желаешь себе».

Философский словарь

Национализм

(от лат. natio — племя, народ) — 1) доктрина, согласно которой интересы нации должны стоять на первом месте во внешней политике; 2) обособление и исключительное самоутверждение нации в противопоставлении себя другим народам и всему человечеству в целом. В крайних формах приобретает характер идолопоклонства, когда принимается, что "нация — превыше всего". Оценивать это следует как безнравственное и не могущее иметь никакого серьезного теоретического обоснования. "Практическое значение он отчасти имеет как знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонародным населением. Основание некоторой популярности, которой еще пользуется национализм, есть ошибочное его смешение с патриотизмом" (Вл.Соловьев).

Философский словарь

Национализм

— превращение живого народного самосознания в отвлеченный принцип, утверждающий "национальное" — как безусловную противоположность "универсального", и "свое родное" — как безусловную противоположность "чужеземного". Первоначально слово Н. не имело этого смысла, принадлежа к английской политической терминологии, где оно обозначало стремления ирландцев к автономии. В общем значении оно стало употребляться преимущественно в русской литературе, с начала 80-х годов. Как отвлеченный принцип, Н. основан на ложном разделении того, что в действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного в истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и 3) универсальный. Всякое историческое творчество коренится в личных силах и дарованиях, обусловливается национальною средою и приводит к результатам всечеловеческого значения. Так, еврейская библия, индийский буддизм, греческая философия, римское право, арабское мусульманство, латинская теократия, итальянский гуманизм, немецкая реформация — создавали всеобщее из личного через национальное. Даже в таких более внешних и местных явлениях, как реформа Петра Великого или французская революция, ясно обозначается присутствие этих трех элементов. Поэтому национализм, как исключительное утверждение одного из них в ущерб двум другим, есть воззрение прежде всего антиисторическое. С другой стороны, обособление каждого народа в смысле отрицательном, то есть его отчуждение от всех других и замкнутость в себе, будучи делом безнравственным по существу (как отрицание альтруизма и человеческой солидарности), является, при современном прогрессе внешней культуры, физическою невозможностью. Последовательного теоретического оправдания Н., как и все отвлеченные начала, не допускает. Практическое значение он отчасти имеет как знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонародным населением. Основание некоторой популярности, которою еще пользуется Н., есть ошибочное его смешение с патриотизмом (см.). Вл. С.

Философский словарь

Национализм

— особое состояние этнического сознания, его иллюзорная форма, а также идеологический и политический принцип. Его содержание составляет абсолютизация собственной национальной исключительности, с необходимостью соединенная с недоверием к чужим этническим общностям, как правило, — к тем или иным конкретным народам, и в крайних своих проявлениях — с отказом им в праве на существование. Н. возникает как ответная реакция этнической общности на деструктивные воздействия внешней среды (социально-экономических и политических процессов, иноэтнического влияния). Если эти воздействия далеки от оптимума, например, превышают допустимый для данного народа предел, который на каждом этапе жизни этноса, безусловно, меняется и зависит от особенностей его исторической судьбы, численности этноса, специфики его способов деятельности, степени общности черт культуры с его соседями и т. д., реакция этноса может быть прямо противоположной той, что была ответом на аналогичные по качеству воздействия до возникновения критической ситуации. Н. выступает, в частности, ответной реакцией этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Однако реакция этнической системы в форме Н. является реакцией неадекватной. В национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического, которое при этом начинает рассматриваться как единственное предельное основание бытия данной общности людей, как единственный естественный критерий дифференциации человеческого общества, определяющий в конечном итоге все отношения между людьми. Этническое становится в конце концов объектом своего рода культа вплоть до ритуализации. Националистское сознание чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а генофонд и его внешние проявления (такие как антропологическая типизация) определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Рассматривая этнос как явление исключительно генетическое, националистское сознание неизбежно недооценивает всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, государственной, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в т. ч. и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа. Исповедуя национальную чистоту, Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую в конечном итоге к застою, упрощению, упадку и гибели данной национальной культуры. И, следовательно, в этом смысле националистический идеал есть в своей сущности оборотная сторона идеала космополитического, антигосударственного, идеала разрушения национальной культуры как таковой. Гносеологические основания Н. заключены в рационализированном сознании, даже если формально те или иные националистические концепции опираются на мистическую традицию. Рационализм (в наиболее ярко выраженной форме доведенный до утилитаризма) предполагает в данном случае прежде всего цель земного процветания, достижения утилитарного блага, практической пользы для данного народа в процессе межэтнической борьбы. И любая идея об "избранности" данного народа "работает" именно на этот идеал. Н. всегда предполагает видение внешнего врага, якобы губительно действующего на этническую общность. Как правило, такими врагами считаются иные этносы. Но при этом остается в стороне вопрос о том, почему данный народ допускает в отношении себя подобные деструктивные действия. Признавая разрушительную мощь внешних сил, националистское сознание неизбежно признает и неспособность собственного народа противостоять им, тем самым унижая собственное национальное достоинство. В. А. Алексеева

Философский словарь

Национализм

— специфическое состояние сознания этноса и социально-психологических ориентации людей, а также сопряженные с ними идеология, теория и социальная практика. Для обыденного сознания слово "Н." не имеет нейтрального звучания, оно всегда эмоционально окрашено. Суть Н. составляет проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) — отказом им в праве на существование. Типичен для цивилизаций локального типа, чья культура фундирована осевой аксиологической оппозицией Мы — Они. Н. возникает как реакция этноса на деструктивные воздействия внешней среды (экономические, социальные и политические процессы, иноэтнические воздействия). Н. как политический принцип результировался в процессах образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. Т.обр. Н. — как "фактор влияния" превзошел и мировые религии докапиталистических обществ, и государственные образования имперского типа Нового времени. В первой таксономии Н. противостоял христианству и космополитизму, во второй — интернационализму и империализму. В рамках мононациональных государств Н. может варьироваться от изоляционизма (Албания 60-80-х 20 века) до экспансионизма ("японская модель"). В зависимости от исторической судьбы, численности, специфики доминирующих в его границах способов деятельности, степени различия его культурных норм с соседями и т.д. — реакция этноса (или "градус" Н.) может кардинально изменяться. Н. выступил, в частности, ответной реакцией многих этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Эта тенденция в контексте исторического опыта явилась неоднозначной. В экстремальных вариантах проявления Н. в национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического начала, которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей, как единственный критерий дифференциации между ними. Этническое становится объектом своего рода культа (вплоть до ритуализации). Н. чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а последние — к их внешним проявлениям, которые и определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Идеология Н. постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет государственности перед любыми иными формами социальной самоорганизации этноса, приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим, приоритет "культурной" и "народной" самобытности перед установками "бескорневой" интеллигенции. Для индивида в условиях кризиса традиционных общественных институтов этнос — наиболее устойчивая референтная группа, а Н. — самый доступный психологический субститут выхода из состояний фрустрации. Неизбежно недооценивая всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, политической, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в том числе и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа, Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к застою, упрощению и упадку данной национальной культуры. Н. — неизбывная и в известном смысле позитивная черта человеческого сообщества, ибо даже потенциальная угроза его экспансии необходимо стимулирует процессы обновленческой трансформации структур международного сотрудничества в решении глобальных проблем и оптимизации всей совокупности межгосударственных отношении. А. А.Грицанов

Философский словарь

Национализм

— требование привилегий для отдельных представителей отдельных народов в зависимости от цвета глаз, кожи, волос (и их кучерявости). Обычно националистические идеи выдвигаются не народом, а отдельными деятелями из интеллигенции, желающими получить эти привилегии. Во многих случаях национализм инспирируется явно или неявно спецслужбами и средствами массовой информации: телевидение, радио, пресса (cм. Агент влияния).

Философский словарь

Национализм

— идеология и политика, заключающиеся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к др. нациям и межнациональной вражды. Н. возник в процессе образования наций и обусловлен спецификой развития буржуазного об-ва. Отражая характер взаимоотношений наций при капитализме, Н. выступает здесь в двух формах: великодержавного шовинизма господствующей нации, к-рому свойственно пренебрежительное отношение к др. нациям, и местного Н. угнетенной нации, отличающегося стремлением к национальной замкнутости и недоверием к др. нациям. Н. в любой форме неприемлем для трудящихся, подлинные интересы к-рых отражает только интернационализм. Однако на определенном этапе национально-освободительного движения марксисты считают исторически оправданной поддержку Н. угнетенной нации, к-рый заключает в себе общедемократическое содержание (антиимпериалистическая направленность, стремление к политической и экономической независимости). В этой разновидности Н. есть, однако, и "др. сторона, выражающая идеологию и интересы эксплуататорской верхушки, склонной к соглашательству с империализмом. Эту направленность Н. марксисты отвергают. Н. как черта мировоззрения наиболее распространен и живуч в мелкобуржуазной среде, характерен для социальных слоев и политических партий, к-рым свойственна мелкобуржуазная идеология. Социализм, открыв дорогу к установлению фактического равенства наций, создает предпосылки для ликвидации социальных корней Н. Однако различного рода проявления и пережитки Н., как показал исторический опыт СССР, др. социалистических стран, способны сохраняться достаточно длительное время и после того, как были подорваны породившие их социальные условия. Деформации общественного развития в нашей стране в период культа личности и годы застоя пагубно отразились и на межнациональных отношениях, привели к консервации, а на совр. этапе и к временному оживлению Н. Сложившаяся административно-командная система, нуждавшаяся в предельно централизованных, единообразных структурах, игнорировала потребности национального развития; возобладал ведомственный, бюрократический подход к развитию экономики, социальной сферы и культуры, были серьезно ущемлены права союзных республик и др. национально-территориальных образований. Питательной почвой сохранения и оживления Н. послужили также противоречия экстенсивного индустриально-экономического развития, игнорирование его социальных и экологических последствий: Немалый вред нанесли и грубые нарушения социалистической законности, в особенности переселение целых народов из мест их традиционного проживания. Субъективными источниками Н. являются равнодушие к национальному своеобразию народов, их истории, культуре и языку, низкий уровень интернационального воспитания и др. Сказывается и тяжкое наследие прошлой вражды и недоверия между нациями. Гармонизация межнациональных отношений на новой основе, определенной новыми принципами взаимоотношений национально-территориальных образований, открывает реальную перспективу преодоления конфликтов, националистических и сепаратистских тенденций, способствует развитию и укреплению дружбы народов.

Экономический словарь

Национализм

(от лат. natio — нация, народ) — психология, идеология и политическое течение в национальном вопросе, основывающиеся на признании приоритета одной нации над другой, национальной исключительности того или иного народа. Националисты признают свою нацию образцовой, обладающей исключительными качествами, судьбой, предназначением.

Толковый словарь Ожегова

Национализм

Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости

Юридический словарь

Национализм

(от лат. natio — нация, народ) — психология, идеология и политическое течение в национальном вопросе, основывающиеся на признании приоритета одной нации над другой, национальной исключительности того или иного народа. Националисты признают свою нацию образцовой, обладающей исключительными качествами, судьбой, предназначением.

Cлово «национализм» означает:

Национализм

Национали́зм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

м.

1.Идеология, политика и социально-психологическая установка, основа которых — национальная исключительность и национальное превосходство, трактовка нации как высшей формы общества. отт. Возведение эгоизма какой-либо нации в ранг государственной политики; шовинизм.

2.Защитный рефлекс и мощный инстинкт национального самосохранения на массовом уровне, когда нации угрожает опасность ( в начале XX в. в СССР и в начале XXI в. в России ) . отт. Любовь к своей нации и забота о ней на индивидуальном уровне.

Новый словарь иностранных слов

Национализм

( фр. nationalists лат. ) реакционная, буржуазная или мелкобуржуазная, идеология и политика, состоящие в проповеди национальной исключительности и национального превосходства. национализм выступает как в форме разжигания национальной розни между национальностями и народностями в пределах одной страны, так и в форме натравливания народа одной страны на народ другой. от национализма следует отличать справедливое и исторически-прогрессивное стремление к национальной независимости угнетенных и колониальных народов, борющихся за национальное освобождение и самоопределение. коммунистические партии ведут борьбу с буржуазным национализмом, воспитывая трудящиеся массы в духе дружбы народов, пролетарского интернационализма.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Национализм

м.
1) а) Идеология и политика, основа которых — идеи национальной исключительности и национального превосходства, трактовка нации как высшей формы общества. б) Возведение в ранг государственной политики эгоизма какой-л. нации.
2) Национальное самосознание, которое в определенных социально-исторических условиях — в условиях национального угнетения — служит делу национального раскрепощения и национальной независимости.

Словарь иностранных выражений

Национализм

[фр. nationalistsреакционная, буржуазная или мелкобуржуазная, идеология и политика, состоящие в проповеди национальной исключительности и национального превосходства. национализм выступает как в форме разжигания национальной розни между национальностями и народностями в пределах одной страны, так и в форме натравливания народа одной страны на народ другой. от национализма следует отличать справедливое и исторически-прогрессивное стремление к национальной независимости угнетенных и колониальных народов, борющихся за национальное освобождение и самоопределение. коммунистические партии ведут борьбу с буржуазным национализмом, воспитывая трудящиеся массы в духе дружбы народов, пролетарского интернационализма.

Словарь русского языка Лопатина

Национализм

национал`изм, -а

Словарь русского языка Ожегова

Национализм

проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости национализм буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопостовления своей нации другим, подчиняющая классовые интересы трудящихся так наз. общенациональным интересам, а фактически — интересам эксплуататорских классов

Современный толковый словарь, БСЭ

Национализм

идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19-20 вв. национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке, сопровождаемый идеей национального превосходства и национальной исключительности; нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

Толковый словарь Ефремовой

Национализм

национализм м.
1) а) Идеология и политика, основа которых — идеи национальной исключительности и национального превосходства, трактовка нации как высшей формы общества. б) Возведение в ранг государственной политики эгоизма какой-л. нации.
2) Национальное самосознание, которое в определенных социально-исторических условиях — в условиях национального угнетения — служит делу национального раскрепощения и национальной независимости.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Национализм

национализма, мн. нет, м. (полит.). Буржуазная идеология и политика, ставящая свою, господствующую нацию в привилегированное положение и направленная на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними. Марксизм выдвигает на место всякого национализма – интернационализм… Ленин. Принцип буржуазного национализма – развитие национальности вообще, отсюда исключительность буржуазного национализма, отсюда безвыходная национальная грызня. Ленин. – Уклон к национализму есть приспособление интернационалистской политики рабочего класса к националистской политике буржуазии. Уклон к национализму отражает попытки "своей", "национальной" буржуазии подорвать советский строй и восстановить капитализм. Сталин.

Словарь экономических терминов

Национализм

(от лат. natio — нация, народ) — психология, идеология и политическое течение в национальном вопросе, основывающиеся на признании приоритета одной нации над другой, национальной исключительности того или иного народа. Националисты признают свою нацию образцовой, обладающей исключительными качествами, судьбой, предназначением.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Национализм

буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе . Н. трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармония, целое с тождественными основными интересами всех составляющих её социальных слоев. При этом за общенациональные интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики буржуазии, мелкой буржуазии. Для Н. характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от исторической обстановки, от взаимоотношений данной нации с другими. Широкое развитие Н. связано с зарождением и развитием капитализма. Буржуазия использует Н. в качестве орудия создания и завоевания общенационального рынка, установления своего господства в национальных рамках в борьбе против феодальных сил и чужеземной буржуазии, закрепления и расширения этого господства путём порабощения других наций. Н. используется буржуазией с целью добиться 'классового мира' внутри нации, отвлечь пролетариат от его классовых задач, посеять между трудящимися разных наций национальную рознь, подорвать интернациональное единство революционного движения. Условия буржуазного общества ведут к распространению националистических взглядов среди отсталых слоев трудящихся. Н. прививается им всем аппаратом буржуазного государства, его политикой и пропагандой. Буржуазные философы и социологи под 'национальным' понимают прежде всего, и почти исключительно, духовное. Понятие Н. толкуется ими как некая самодовлеющая, суверенная духовная сила, которой очень часто придаются мистические, а порой и патологические свойства. Например, американский профессор Б. Шейфер определяет Н. ('групповую лойяльность') следующим образом: '…
1) любовь к общей земле, расе, языку и исторической культуре,
2) стремление к политической независимости, безопасности нации и забота о её престиже,
3) мистическая преданность туманному, иногда сверхъестественному социальному организму, который известен как нация и народ…,
4) догма о том, что индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе,
5) доктрина, что данная нация… является или должна быть господствующей… среди других наций и должна совершать с этой целью агрессивные действия' ('Nationalism: myth and reality', N. Y., 1955, p.
6). Неопределённость и широта, приданные понятию Н. буржуазными теоретиками, служат основой субъективного произвола в анализе конкретного содержания того или иного Н., затушевывания классовых сторон проблемы. Буржуазные идеологи обычно признают лишь разновременность возникновения или проявления Н. и его неодинаковый характер в разных странах. В работах американских учёных середины 20 в. (Г. Кон, Л. Снайдер, Ф. Нортроп, Х. Моргентау, В. Эбенштейн и др.) восхваляется дух свободы, терпимости и компромисса, будто бы свойственный англо-саксонскому или американскому Н. В то же время многие буржуазные социологи выступают с нападками на Н. в колониальных и зависимых странах. В ряде буржуазных теорий Н. служит основой для анализа исторического процесса. В них выдвигаются на первый план в качестве движущей силы истории, в противовес классовой борьбе, взаимоотношения и борьба между нациями, 'столкновения' национализмов. Г. Кон заявляет, что 'путеводной звездой' исторического развития в Европе после 1789 (а в 20 в. и повсюду) является Н. Он объявляет этот исторический период 'веком национализма', а современную эпоху 'веком паннационализма' (см. 'The age of the nationalism', N. Y., 1962, p. XVI). Некоторые идеологи империалистической буржуазии выдвигают шовинистические положения об 'особой' исторической роли 'избранных' наций, обусловленной якобы их характером и культурой. Марксизм-ленинизм показал экономические и социальные корни Н., его классовую сущность; он рассматривает Н. конкретно-исторически, определяя его объективную общественную роль в зависимости от исторического этапа развития капитализма, от общественной роли буржуазии и характера её связей с народными массами, от положения данной нации в системе межнациональных отношений. В период формирования наций, например в Западной Европе и США, Н. наряду с лозунгами демократии являлся идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и национального гнёта, поднимая и народные массы на эту борьбу. Это придало Н. в данный период определённое прогрессивное содержание (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 131-
32). Характер Н. в этих странах изменился с наступлением эпохи вполне сложившихся капиталистических отношений и перерастания капитализма в империализм. Монополистический капитал выступает носителем самого грубого и жестокого национального и колониального гнёта, а агрессивный и воинствующий Н. становится орудием империалистической и колониальной политики и сближается с расизмом (например, гитлеризм с его изуверской расовой теорией). В условиях существования двух мировых систем империалистическая буржуазия стремится придать Н. прежде всего антикоммунистическую и антисоветскую направленность. Империализм делает ставку на оживление в социалистических странах националистических тенденций. Иной характер в современную эпоху имеет Н. в странах, борющихся за политическую и экономическую независимость, против империализма. В Н. в этих странах в ограниченной форме выражается идея национального освобождения и национальной независимости, и он часто служит знаменем национально-освободительного движения. В Н. в подобных случаях находят известное отражение демократизм и протест против империалистического гнёта той части масс, которая ещё не поднялась до классового сознания. У значительных слоев крестьянства Н. выступает как первоначальная форма антиимпериалистического сознания. Вместе с тем наряду с этими прогрессивными сторонами Н. в бывших колониальных и зависимых странах имеет реакционные черты, которые усиливаются с ростом узкоклассовых тенденций в политике национальной буржуазии, с развёртыванием в освободившихся странах борьбы за социальный прогресс, с поправением некоторых мелкобуржуазных групп. В условиях борьбы по проблемам ориентации общественного развития освободившихся стран идея 'надклассового' национального единства всё больше приходит в острое столкновение с потребностями социального прогресса, классовыми интересами трудящихся. Идеи Н. становятся орудием в руках тех сил, которые выступают за капиталистический путь развития, стремятся помешать росту политического сознания масс. Нередко всё сильнее начинают сказываться — как во внутреннем, так и в международном плане — тенденции национального эгоизма, национального превосходства и исключительности. Всё это не означает, что Н. в бывшем колониальном и полуколониальном мире уже утратил прогрессивные стороны, исчерпал своё антиимпериалистическое содержание, хотя его развитие и идёт преимущественно в этом направлении. И на современном этапе это — Н. наций, которые во многих отношениях всё ещё остаются фактически угнетёнными и эксплуатируемыми, не достигли равноправного положения в своих связях с империалистическими державами, не завершили духовной 'деколонизации'. Это — Н. наций, которые, как правило, ещё складываются в ходе антиимпериалистической борьбы и преодоления феодальных и др. докапиталистических отношений. Пролетарское, коммунистическое мировоззрение несовместимо с любой националистической идеологией. 'Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм — вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того, два миросозерцания) в национальном вопросе' (Ленин В. И., там же, с.
123). Н. служит тормозом в развёртывании освободительной борьбы рабочего класса и всех угнетённых и эксплуатируемых, так как условием её победы является интернациональное сплочение трудящихся всех наций. Коммунисты подходят к Н. с принципиальных позиций и оценивают его конкретно-исторически, с точки зрения интересов революционной борьбы народов против империализма, интересов мирового социализма. Коммунисты беспощадно разоблачают империалистический шовинизм, Н. угнетающих наций и ведут с ним непримиримую борьбу. Отношение коммунистов к Н. угнетённых наций опирается на положение В. И. Ленина (см. там же, т. 25, с. 275-
276), развитое в Программе КПСС: 'В национализме угнетенной нации есть общедемократическое содержание, направленное против угнетения, и коммунисты поддерживают его, считая исторически оправданным на определенном этапе. Оно выражается в стремлении угнетенных народов к освобождению от империалистического гнета, к национальной независимости и национальному возрождению. В то же время в национализме угнетенной нации содержится и другая сторона, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской верхушки' (1973, с.
47). Особенно непримиримо коммунисты относятся к националистическим шатаниям в собственной среде, которые возникают в результате давления буржуазных и мелкобуржуазных сил, а также вследствие деятельности империалистической агентуры. Эти шатания выражаются в проявлениях национальной ограниченности и эгоизма, в отступлениях от принципов интернационализма и классовой солидарности, в раздувании и преувеличении национальных особенностей классовой борьбы и строительства социализма в отдельных странах. Почву для преодоления Н. создаёт социализм, который уничтожает основы социальных и национальных антагонизмов, создаёт условия для национального равноправия и дружбы народов. Однако свержение буржуазии и установление диктатуры пролетариата не устраняет сразу проявлений буржуазного и мелкобуржуазного Н. Коренной поворот в национальном вопросе и преодоление Н. не достигаются автоматически, это сложный и длительный процесс. Он совершается в напряжённой и неослабевающей борьбе с национальной враждой и недоверием, с национальным эгоизмом и ограниченностью. Реализация возможностей для устранения Н., создаваемая ниспровержением капитализма, зависит, прежде всего, от действия субъективного фактора, т. е. от политики Коммунистической партии, осуществляющей руководство обществом. Националистические предрассудки, преувеличенное или извращённое проявление национальных чувств — явление чрезвычайно живучее, цепко держащееся в психологии людей, недостаточно зрелых в политическом отношении. К тому же националистические предрассудки всячески оживляются и подогреваются врагами социализма. Практика социалистического и коммунистического строительства, борьба против великодержавного и местного Н., строгое соблюдение национального равноправия, достижение фактического равенства в экономической, политической и культурной областях, внимательное отношение к культуре, нуждам и особенностям малых народов, интернациональное воспитание трудящихся — всё это обеспечивает успех в борьбе с пережитками Н. Исторический опыт показывает, что для преодоления Н., для упрочения братских отношений между народами социалистических стран необходима последовательная марксистско-ленинская политика коммунистических партий. В противным случае как это видно на примере Китая 60-х начала 70-х гг. 20 в., возможно возрождение и усиление Н., даже временное его превращение в основу государственной политики. Н. нашел наиболее концентрированное выражение в шовинистической и гегемонистской линии маоизма , Маоисты пытаются расколоть социалистическое содружество, подменить антиимпериалистическую солидарность народов Азии, Африки и Латинской Америки их обособлением, основанным на географических, националистических и расовых принципах, от социалистического содружества и рабочего движения развитых капиталистических стран, подорвать великий союз и солидарность национально-освободительного движения с международным рабочим классом и мировой социалистической системой, принизить ведущую роль пролетарских сил в мировом революционном процессе. Борьба с Н. в коммунистическом движении и его преодоление — важнейшая задача марксистов-ленинцев. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. о колониальной системе капитализма. [Сб.]; М., 1959; Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе. [Сб.], М., 1956; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, Москва 1969 г., М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брутенц К. И., Против идеологии современного колониализма, М., 1961, гл. 2-3; Shafer B. C. Faces of nationalism, N. Y., 1972; См также лит. при ст. Интернационализм , Нация . К. Н. Брутенц.

Полный орфографический словарь русского языка

Национализм

национализм, -а

Викисловарь

Национализм

чувство превосходства своей нации над другими, проявление национального антагонизма и изоляционизма; идеология и политика, основанная на таком чувстве идея верности, преданности своей нации, развития чувства национального самосознания, делающая упор на главенстве национальных интересов и культуры; идеология, основанная на эксплуатации такого чувства

Каким бывает «национализм»?

Национализм бывает:

  • воинствующий
  • великорусский
  • буржуазный
  • агрессивный
  • этнический
  • украинский
  • радикальный
  • арабский
  • еврейский
  • бытовой
Все определения к слову НАЦИОНАЛИЗМ

Морфемный и фонетический разбор слова «национализм»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова национализм. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «национализм»

Какими словами можно заменить слово национализм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову НАЦИОНАЛИЗМ

Ассоциации к слову «национализм» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово национализм? В русском языке со словом национализм чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову НАЦИОНАЛИЗМ

Сочетаемость слова «национализм»

Как правильно употребляется слово национализм? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • агрессивный национализм
  • американский национализм
  • арабский национализм
  • буржуазный национализм
  • германский национализм
  • гражданский национализм
  • еврейский национализм
  • европейский национализм
  • интегральный национализм
  • крайний национализм
Полная таблица сочетаемости слова НАЦИОНАЛИЗМ

Предложения со словом «национализм»

Примеры употребления слова национализм в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Если те и другие люди поступали на службу, то есть помощниками и исполнителями велений инородных высших административных властей, то едва ли русский национализм мог найти в них своих верных слуг.

Павел Ковалевский, Русский национализм и национальное воспитание

Ответной реакцией стали вспышки буржуазного национализма среди башкир.

В. С. Антонов, 100 великих операций спецслужб

Я попал в мир, где идеи национализма попросту ещё не родились, не созрели.

Иван Апраксин, Подменный князь

Патриотизм воспитывается на любви ко всему окружающему, а национализм — на ненависти ко всем, кроме себя.

Людмила Леоновна Стрельникова

Все предложения и цитаты со словом НАЦИОНАЛИЗМ

Cлово «национализм» является ответом на вопросы