Прогресс

Cлово «прогресс» означает:

— особый тип систематических социокультурных изменений, ведущих от традиционной к либеральной цивилизации и составляющих ценностное содержание последней; непосредственно выступает в форме повышения эффективности воспроизводственной деятельности социокультурного субъекта. П. включает прежде всего развитие рефлексии, рост творческого потенциала общественного субъекта, его менталитета. П. выражается в росте потока позитивных новшеств, увеличении социальной энергии, экономической эффективности, способности воссоздания общества и т. д. П. характеризуется преодолением инерции истории и ростом критики истории, преодолением господства инверсии, крайностей в принятии решений, ростом значимости диалога, плюрализма, разнообразия, ростом медиации, способности следовать социокультурному закону во все более сложных условиях. П. есть развитие всеобщности. П. проходит различные этапы — от скрытых неосознанных форм, стихийного совершенствования столь же стихийно сформировавшихся способов сохранения окружающей среды в неизменном состоянии до превращения развития, П. обществе и культуре в непосредственную задачу человека, от П. в условиях господства циклов истории до их преодоления как господствующей формы человеческой истории. Важнейшим этапом этого пути следует признать организационную революцию. П. включает отказ в возрастающих масштабах от рассмотрения потока новшеств как фактора роста дискомфортного состояния, постоянную работу над расширением и углублением диапазона комфортных состояний, превращение самой этой работы в фокус комфортного состояния, развитие демократии как необходимое условие принятия все болев эффективных решений, как метод, путь массового освоения новых комфортных состоянии. В обществе промежуточной цивилизации, отягощенном расколом, П. постоянно дезорганизует уравнительные архаичные ценности, что делает его фактором роста дискомфортного состояния. Но одновременно уравнительные традиционные ценности постоянно дезорганизуют П., представляя собой консервативную силу на его пути. Передовой силой преодоления консерватизма является развитие утилитаризма. Решающая победа П. возможна лишь в результате преодоления раскола, победы либерализма.

Источник: Философский словарь

Значение слова «прогресс» в русском языке

автоматические транспортные космические аппараты снабжения,созданы в СССР на базе космического корабля "Союз", первый запуск в 1978.Служат для обеспечения длительного функционирования орбитальных станцийпутем доставки на их борт топлива, оборудования, других материалов.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Прогресс

(от лат. progressus — движение вперед) — направление развития,для которого характерен переход от низшего к высшему, от менеесовершенного к более совершенному. О прогрессе можно говоритьприменительно к системе в целом, отдельным ее элементам, структуреразвивающегося объекта. Понятие прогресс противоположно понятию регресс.

Большой Энциклопедический Словарь

Прогресс

акционерное общество, издательская группа, Москва. Образованов 1991 на базе издательства "", основано в 1931 как Издательскоетоварищество иностранных рабочих в СССР, с 1939 издательство литературы наиностранных языках, с 1963 "". В 1982 из "а" выделилосьиздательство "Радуга".

Исторический словарь

Прогресс

тип развития, для которого характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

Исторический словарь

Прогресс

— (от лат. progressus движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Исторический словарь

Прогресс

— движение вперед — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Политический словарь

Прогресс

(от лат. progressus — движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, отдельным ее элементам, структуре развивающегося объекта. Понятие прогресс противоположно понятию регресс.

Политический словарь

Прогресс

Поступательное развитие от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному и передовому, изменение к новому, лучшему. Противоположность П.- регресс.

Политический словарь

Прогресс

(лат. progressus) — движение вперед, от низшего к высшему, изменение к лучшему.

Психологический словарь

Прогресс

продвижение, движение вперед, от низшего к высшему, к более высокой ступени развития, к лучшему. Развитие нового, передового. Противоположное понятие — регресс.

Социологический словарь

Прогресс

(от лат. progresses — движение  вперед, успех) — англ.progress; нем. Fortschritt. 1. Тип, направление развития, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. 2. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

Социологический словарь

Прогресс

(от лат. progressus — движение вперед, успех) — 1. Тип, направление развития, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. 2. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

Социологический словарь

Прогресс

(лат. progressus) — развитие  нового, передового; движение вперед, к более совершенному состоянию, изменение  к лучшему, переход на более высокую ступень развития.

Социологический словарь

Прогресс

(progress) — 1. Продвижение к желаемой цели; благоприятное развитие  или движение вперед. 2. Результат социального развития, предполагающий повышение научного и технологического знания, экономической производительности и сложности социальной организации. По поводу прогресса  в социологии имеется две основные точки зрения: (а) теории, принимающие данное понятие  в выявлении главного исторического направления прогресса (концепция  эволюционных всеобщностей Парсонса, эволюционная теория) , (б) теории, особенно конца 19 — начала 20-го столетия, которые по разным причинам  отвергают идею прогресса. Значение  понятия особенно очевидно в работах  основателей социологии. Для Маркса прогресс покоится на развитии производительных сил и их возможном использовании после революционной борьбы для удовлетворения потребностей людей, а не для частного накопления; для Вебера он заключается в модернизации экономической, организационной, законодательной и научной жизни; а для Дюркгейма — в увеличении возможностей для индивидуальной свободы в формах  органической солидарности (см. Механическая и органическая солидарность) . Однако более ранняя эволюционная теория  XIX в. склонна видеть развитие и в процессе  цивилизации, то есть в переходе от дикости и варварства к "просвещению", достигнутому европейскими правящими, капиталистическими и христианскими классами. Неоэволюционизм  попытался избежать этих загруженных ценностями дефиниций, говоря об увеличении "общей адаптивной способности общества" или о "повсеместной способности культуры" (М. Салинс и Э. Сервис, 1960). Следующей характеристикой развитого и особенно капиталистического индустриального общества является скорость технологического прогресса, особенно новых технологий. Воздействие этих достижений на экономическую и социальную жизнь  представляет собой постоянный источник споров и в конечном счете связано с современными теориями социального изменения. См. также Модернизация;  Фордизм и постфордизм;  Постиндустриальное общество.  Однако альтернативные представления о прогрессе содержат пессимизм, связанный с: (а) консервативной мыслью неомакиавеллистов (например, Парето, Михельса) и Ницше по отношению к последствиям "массовой демократии", массового общества и т.д.; (б) конкретными политическими событиями 20-го столетия, приведшими к концу "длительного мира" (вызывавшего у более ранних теоретиков, в частности, у Спенсера, веру в новую "мирную" эру), включая первую мировую войну, возникновение фашизма  в межвоенные годы, достигшего высшей точки во второй мировой войне, и угрозу ядерного истребления послевоенной эры холодной войны. В дополнение к этому возник интерес  к проблемам  окружающей среды и были подняты вопросы об устойчивости нынешних моделей экономического роста. В 20-м столетии отказ от позитивизма  и эмпиризма  и подрыв большинства форм философского эссенциализма  стали еше более подвергать сомнению всякие простые предположения о прогрессе (см Постмодерн и постмодернизм;  Деконструкция) .

Социологический словарь

Прогресс

— тип, направление развития , характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам,  что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей. О П. можно говорить применительно как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. Понятие  П. соотносительно понятию регресса  — такому направлению развития, для которого характерны явления деградации, снижения уровня организации, сужение поля возможностей. Применительно к истории человечества П. традиционалистски трактовался как социальный  П. Представления об определенной направленности социальных изменений идут из глубокой древности. Античные авторы приходят к выводу о наличии только умственного П.; в нравственном отношении человечество регрессирует (Сенека), в социально-политическом — имеет место постоянный циклический круговорот (Платон,  Аристотель) . Идею П. как движения к некоему будущему совершенству привносит христианство,  что, в частности, свидетельствует о религиозной составляющей теорий П., всегда (в основном неявно) в них присутствующей. Христианство формулирует идею нравственного П., опирающегося на свободный выбор личности. При этом достижение  совершенства (спасения) выносится за пределы истории, когда в результате эсхатологической катастрофы наступит Царство Божие. Выдвигалась, правда, и другая концепция  (хилиазм) , утверждавшая возможность светлого конца истории (Тысячелетнего Царства Христова) уже здесь, на земле. Именно эта идея оказала ключевое влияние  на множество последующих концепций П. В 18 в. формулируется светская версия идеи П. На основе успехов естествознания в его механистической форме, утверждавших единство эволюционируюшего мира, а также единство исторического процесса  (Вико, Гердер), мыслители этого столетия (Тюрго, Кондорсе, Кант и др.) приходят (в духе фаталистического оптимизма) к выводу о неизбежности бесконечного, исключающего какой-либо регресс, совершенствования общества на основе торжества научного метода,  разума,  просвещения, которые приведут к идеальному обществу и идеальному человеку.  Мыслители 19 в. обращают внимание на подчеркнутую еще Руссо противоречивость П. и стремятся дать научное обоснование  путей и этапов прогрессивной эволюции, включающей в качестве необходимого элемента  и регрессивные изменения. Т.обр., было снято отождествление П. и эволюции. При этом неизменной осталась идея о грядущем торжестве разумно устроенного общества: либо это самопознание  абсолютного духа, воплотившегося в своей истине в идеальном государстве (Гегель); либо это торжество науки и положительной философии в конечной гармонической индустриальной стадии эволюции (Сен-Симон, Конт); либо это закономерное движение от одной общественно-экономической формации к другой,  когда в результате неизбежной пролетарской революции завершается предыстория человечества ("царство необходимости") и начинается его история  ("царство свободы") в форме планомерно организованного коммунистического общества (Маркс — ). Иными словами все теории П. 18-19 вв. исходят (в духе хилиазма) из веры в возможность "земного рая", высказывая убеждение  (особенно теории 19 в.), что человечество уже приближается к заключительной стадии своего существования и что известна та истина,  которая приведет людей к этому высшему и последнему пределу истории. А поскольку научно доказать это было невозможно, то теории П. приняли форму светской религии спасения через имеющее абсолютный характер общественное начало. Совершенное состояние мыслилось как прерывание истории чудесным образом, причем чудо это трактовалось как всецелое и всеобщее. Социальные процессы 19 и особенно 20 в. обнаружили явное несоответствие реальности разнообразным оптимистическим версиям П., в том числе и их новейшей технократической интерпретации. Оказалось, что прогрессивные изменения в одних измерениях сопровождаются регрессом в других, что сведение П. к любому одному аспекту деструктивно для системы в целом, ведет к деградации общества и человека. Обсуждение проблемы цены П. привело к широкому распространению идущего от Ф. Ницше и др. умонастроения "разочарования" в П., рассматривающего историю как упадок и регресс, а саму идею П. как суеверие. Современная социальная мысль отказывается от идеи совершенного общества, которое якобы преодолеет трагизм и страдания человека, подчеркивает необходимость выявления личностного смысла П., который не может быть сведен только к изменению социальных форм, вера  в однозначную спасительность которых безответственна. Причины кризиса идеи П. — в сути самой индустриальной эпохи, ее неуемного стремления к обладанию, абсолютной свободе и безбрежному счастью, что ведет к росту агрессивности и насилия по отношению к природе и человеку. Одновременно это и кризис классического рационализма.  Иными словами, необходим отказ от мысли, что возможна такая идея, которая откроет абсолютную форму жизни, и от надежды, что когда-нибудь такой счастливый эпилог исторической драмы будет достигнут. П. в истории должен быть понят не как достижение земного рая, а как постоянное стремление к вечному идеалу,  как неустанные попытки его осуществления в повседневности: Бердяев , Ортега-и-Гассет  , Фромм , Новгородцев и др. Особую сложность представляет проблема  критериев общественного П. В истории социальной мысли при всех частных нюансах можно выявить два пути решения проблемы в зависимости от того, какое начало считается исходным — общество  или личность.  В первом случае критерием П. признается становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. В качестве ключевого, а иногда и единственного условия этого рассматривают развитие  производительных сил на основе научно-технического П.: Г. Гегель, Конт , Маркс, Спенсер , Ростоу и др. При втором подходе  критерий П. усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья и благоденствия, в социальном самочувствии и цельности личности, степени ее индивидуализации: Михайловский , Сорокин , Фромм и др. Исторический опыт показывает, что вторая позиция  более реалистична и одновременно универсальна и гуманистична, ибо, признавая несомненную проблематичность человеческого существования, она обосновывает идею, что мир личности шире и глубже любой общественности, он бесконечен, а потому не "обетованная земля" , а непреклонная личность — последняя опора социума,  чем утверждается подлинное бытие  индивида  в форме его внутренней созидательной активности. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель  и критерий П. Однако при этом возникает вопрос о "единице" измерения счастья и свободы личности, о способах ее связи с интересами целого, особенно в свете широко распространенных идеологем, что одни поколения должны страдать, чтобы обеспечить счастье других. За этой проблемой скрыт спор абсолютного индивидуализма  (Ницше) и абсолютного коллективизма  (марксизм) . Решение  проблемы может быть следующим: "Свободная личность — вот основание для построения общественного идеала, но личность, не отрешенная от связи с другими, а носящая в себе сознание  общего закона  и подчиняющая себя высшему идеалу" (Новгородцев). Основой этого является абсолютный идеал добра (утверждение безусловного нравственного достоинства личности), воплощенный в системе абсолютных ценностей. Этот идеал имеет внеопытное происхождение  и удостоверяется только верой, но исторический опыт (особенно 20 в.) показывает, что отказ от него и абсолютизация  каких-либо относительных ценностей неминуемо ведут к социальному регрессу. Поэтому для спасения цивилизации, для ее подлинного П. необходим новый гуманизм,  человеческая революция  в форме изменения отношения человека к себе и другим, становление культурного универсализма  (Бердяев, Фромм, А. Печчеи, Ясперс и др.). Современное понимание  П. отвергает идею неумолимости П. в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе  "есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш", не считая этот мир окончательным. Социальный процесс  включает различные тенденции, выбор которых в качестве прогрессивных (желательных) зависит от людей, а не изначально задан. Для понимания тенденций важны не столько описания будущего, сколько широкая социальная информация  об опасностях настоящего, что позволяет людям делать правильный выбор. Иначе говоря, П. может быть понят как единство относительного и абсолютного: эволюция  относительных явлений бесконечна и разнонаправленна, но на каждой ступени этого процесса осуществляется абсолютное, что и может быть признано за закон социального П. (Новгородцев, С. Булгаков). История не выстраивается в прямую линию, это совокупность  множества ситуаций и форм, обязывающая признать единственной подлинной социальной реальностью живую человеческую личность, через которую должны быть осуществлены идеальные требования. Г.Я. Миненков

Философский словарь

Прогресс

— дословно "движение вперед" (что правильно, в отличие от регресса — движения назад), переход к более хорошему состоянию (что было бы хорошо, но "судьи кто?"). Особенностью термина является его наполняемость, “не все то, что происходит в мире, является прогрессом, в наше сложное время лозунг "назад в пещеры", может быть, является более прогрессивным, чем, например, "вперед в космос"“. На планете и в обществе при общем однонаправленном течении времени вперед одновременно идут процессы, которые могут быть охарактеризованы как прогрессивные, так и регрессивные. Появляются тупики развития, исчезают целые направления, народы, религии.

Философский словарь

Прогресс

(от лат. progressus — движение вперед) — процесс непрестанного и необратимого улучшения условий человеческой жизни, нравственности, социального порядка и цивилизации в ходе истории. остается предметом светской веры, в основном противоречащей фактам, однако, в определенных областях культуры на некоторых ее этапах можно наблюдать прогрессивные изменения. В ХХ веке эту веру оценивают уже как "допотопную". Оппонент прогресса — циклизм, описавший становление и вырождение великих цивилизаций древности. Их распад надолго погружал оставшиеся на их месте народы в состояние одичания. Христианские возражения: 1) прогресс теряет смысл, если не происходит неуклонного улучшения прежде всего нравственного состояния человечества в целом; 2) его невозможно осуществить мерами политическими, социальными, просветительскими и экономическими; лишь религиозное обращение может усилить в людях чувство нравственной ответственности, но секуляризация современной культуры и общественной жизни этому противодействует; 3) прогресс — симптом конца, все более ускоренного движения человечества к финалу, к катастрофическому завершению истории. "О, треклятый прогресс!" — возопил К.Леонтьев, увидев в нем процесс неотвратимого внутреннего разложения западноевропейской культуры. С.Франк назвал прогресс необратимо идущим созреванием человечества для Суда. Сравн. у Вл.Соловьева: "Спасающий спасается. Вот тайна прогресса — другой нет и не будет".

Философский словарь

Прогресс

движение вперед. Без сомнения, прогресс несет с собой как хорошее, так и плохое. Но обычно, когда говорят о прогрессивном развитии цивилизации или человеческой природы, имеют в виду поступательное движение в сторону добра: в сторону роста сознания и увеличения счастья человека. Можем ли мы сегодня сказать, каким бы ни был идеал, к которому нас направляют философские учения, что реальная история подтверждает позитивные воззрения? Да, действительно, существует научный прогресс, следовательно, технический прогресс, а значит, и увеличение благосостояния людей. Однако, что касается человеческих отношений, можно ли сказать, что наша эпоха является более «развитой», чем предыдущие? Развитость эпохи характеризуется ее культурой: с этой точки зрения нельзя сказать, что современная культура превосходит античную культуру, а западная превосходит восточную. Ведь речь идет о различных культурах. Если судить по количеству научных и философских открытий или художественных произведений, то век Перикла (У век до Р.Х.), например, можно считать веком необычайного прогресса и развития. Таковой же является и эпоха Ренессанса. 20 в., который Ницше пророчески назвал «классической эпохой войн», может показаться эпохой упадка и в то же время возникновения мировой культуры и беспрецедентного развития науки и техники. Но если говорить о прогрессе человеческой природы, то здесь следует различать два подхода: 1) с точки зрения индивида прогресса не существует, его никогда не будет, поскольку каждый человек в своей жизни должен сам учиться управлять своими страстями и добиваться победы разума и мудрости; 2) с точки зрения человеческой истории можно отметить прогрессивное развитие государственных конституций в смысле увеличения свободы; развитие государственного сотрудничества, в результате чего достигнуты длительные прочные мирные отношения. Итак, развитие индивидуума есть непрекращающееся повторение одних и тех же ошибок и неверных поступков, успешнее справляться с которыми нам способны помочь лишь прогресс духовности и софийное образование. Вряд ли история человечества демонстрирует прогресс в сфере национальных и социальных отношений. Мирное сосуществование, отсутствие мировых войн является результатом действия множества причин: в том числе, видимо некоторого прогресса в нравственной сфере, на который влияет развитие культуры и искусств и который в свою очередь необходим для улучшения условий жизни. Но одновременно обостряются локальные конфликты, растет угроза международного терроризма, возрастает засилье сциентизма, технократического мышления, отсутствует ориентация на мудрость в отношениях между людьми и государствами. Необходимы дополнительные усилия различных объединений в установлении подлинного всеединства человечества на основе мудрости и роста его духовности, что постепенно позволит преодолеть негативные последствия технократического понимания прогресса.

Философский словарь

Прогресс

— такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе выполнять функции, недоступные старой системе. П. называют тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному состоянию.

Философский словарь

Прогресс

— особый тип развития, к-рый включает в себя не только изменение, но и совершенствование, переход от низшего к высшему. П. не является всеобщей формой развития, в часта., он отсутствует во мн. процессах развития неорганич. природы. Понятие П. неприложимо и ко Вселенной в целом (т. с. ко всему объективному материальному миру). Признание однонаправленности прогрес. развития Вселенной ведет к ре-лиг.-идеалистич. выводу о начале и конце мира (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 22, 362-363). П. носит относит, характер, он присущ нек-рым формам движения материи, прежде всего биологической и социальной. Критерии П. специфичны в каждой из этих форм. П. обществ, означает постулат., восходящее развитие общества от более низких ступеней развития к более высоким. Обществ. П. не следует понимать как заданную заранее цель историч. развития. П. общества определяется объективными законами его развития, и в част. законом соответствия производств, отношений характеру производит, сил. В. И. Ленин считал развитие производит. сил высш. критерием обществ. прогресса. Более высокому уровню развития производит, сил соответствует и более прогрес. система производств, отношений, дающая больший простор развитию производства, способствующая более полному и глубокому познанию окружающего мира и использованию этих знаний в прак-тич. деятельности людей. С этой т. зр. псрвобытн. об-во, рабовлад., феод., капиталистич. и коммунистич. формации представляют собой осн. ступени обществ. П. П. общества не исключает моментов регресса, движения вспять в отд. сферах его жизни. В клас. об-ве П. носит антагонистич. характер. В капиталистич. об-ве развитие науч.-технич. П. осуществляется в интересах монополий, подчинено извлечению наивысш. прибыли. Только в условиях социализма науч.-технич. и культурный П. осуществляется в интересах трудящихся, способствует удовлетворению их материальных и духовных потребностей и развитию личности. Совр. бурж. идеология враждебна идее П. Нек-рые бурж. историки и социологи (А. Тойнби, Л. Сорокин) противопоставляют соц. П. идею циклич. развития, круговорота цивилизаций. Другие рисуют гибель цивилизации как неизбежный результат науч.-технич. П. Эти идеи используются совр. теологией, к-рая с их помощью пытается обосновать эсхатологич. выводы о конце мира.

Философский словарь

Прогресс

(от лат. progressus) — 1) поступательное движение, progressus in infinitum — прогресс в бесконечность; прогрессивный — передовой, идущий вперед; противоположность — консервативный или регрессивный; 2) развитие людей и человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию, которое, по видимости, происходит само собой. характеризуется в эволюции (см. Развитие) жизни тем, что в течение истории Земли (геологического развития) возникают все более высокоорганизованные живые существа, т.е. живые существа, которые становятся более восприимчивыми к определенностям окружающих их объектов (см. Познание) и, т. о., достигают все более адекватного познания. Философия периода Просвещения, основываясь на блестящих результатах естествознания в эпоху открытий и изобретений, сделала вывод о неограниченном могуществе человеческого разума (см. также Оптимизм). Согласно диалектике Гегеля (см. Диалектика), прогресс является не только принципом мышления, но и принципом мировых событий вообще. В заимствованной марксизмом у Гегеля и отстаиваемой им вере в прогресс содержится убеждение, что у человечества нет др. задачи, кроме как идти вперед по прежнему пути к все большему овладению природой, рационализации и технизации земли. Вера в прогресс иногда сильно колеблется, и тогда начинает распространяться пессимистическое мировоззрение (см. также Апокалипсический, Запад, Ожидание гибели, Техника).

Философский словарь

Прогресс

— тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей. О П. можно говорить применительно как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. Понятие П. соотносительно понятию регресса — такому направлению развития, для которого характерны явления деградации, снижения уровня организации, сужение поля возможностей. Применительно к истории человечества П. традиционалистски трактовался как социальный П. Представления об определенной направленности социальных изменений идут из глубокой древности. Античные авторы приходят к выводу о наличии только умственного П.; в нравственном отношении человечество регрессирует (Сенека), в социально-политическом — имеет место постоянный циклический круговорот (Платон, Аристотель). Идею П. как движения к некоему будущему совершенству привносит христианство, что, в частности, свидетельствует о религиозной составляющей теорий П., всегда (в основном неявно) в них присутствующей. Христианство формулирует идею нравственного П., опирающегося на свободный выбор личности. При этом достижение совершенства (спасения) выносится за пределы истории, когда в результате эсхатологической катастрофы наступит Царство Божие. Выдвигалась, правда, и другая концепция (хилиазм), утверждавшая возможность светлого конца истории (Тысячелетнего Царства Христова) уже здесь, на земле. Именно эта идея оказала ключевое влияние на множество последующих концепций П. В 18 в. формулируется светская версия идеи П. На основе успехов естествознания в его механистической форме, утверждавших единство эволюционизируюшего мира, а также единство исторического процесса (Вико, Гердер), мыслители этого столетия (Тюрго, Кондорсе, Кант и др.) приходят (в духе фаталистического оптимизма) к выводу о неизбежности бесконечного, исключающего какой-либо регресс, совершенствования общества на основе торжества научного метода, разума, просвещения, которые приведут к идеальному обществу и идеальному человеку. Мыслители 19 в. обращают внимание на подчеркнутую еще Руссо противоречивость П. и стремятся дать научное обоснование путей и этапов прогрессивной эволюции, включающей в качестве необходимого элемента и регрессивные изменения. Т.обр., было снято отождествление П. и эволюции. При этом неизменной осталась идея о грядущем торжестве разумно устроенного общества: либо это самопознание абсолютного духа, воплотившегося в своей истине в идеальном государстве (Гегель); либо это торжество науки и положительной философии в конечной гармонической индустриальной стадии эволюции (Сен-Симон, Конт); либо это закономерное движение от одной общественно-экономической формации к другой, когда в результате неизбежной пролетарской революции завершается предыстория человечества ("царство необходимости") и начинается его история ("царство свободы") в форме планомерно организованного коммунистического общества (Маркс). Иными словами все теории П. 18-19 вв. исходят (в духе хилиазма) из веры в возможность "земного рая", высказывая убеждение (особенно теории 19 в.), что человечество уже приближается к заключительной стадии своего существования и что известна та истина, которая приведет людей к этому высшему и последнему пределу истории. А поскольку научно доказать это было невозможно, то теории П. приняли форму светской религии спасения через имеющее абсолютный характер общественное начало. Совершенное состояние мыслилось как прерывание истории чудесным образом, причем чудо это трактовалось как всецелое и всеобщее. Социальные процессы 19 и особенно 20 в. обнаружили явное несоответствие реальности разнообразным оптимистическим версиям П., в том числе и их новейшей технократической интерпретации. Оказалось, что прогрессивные изменения в одних измерениях сопровождаются регрессом в других, что сведение П. к любому одному аспекту деструктивно для системы в целом, ведет к деградации общества и человека. Обсуждение проблемы цены П. привело к широкому распространению идущего от Ницше и др. умонастроения "разочарования" в П., рассматривающего историю как упадок и регресс, а саму идею П. как суеверие. Современная социальная мысль отказывается от идеи совершенного общества, которое якобы преодолеет трагизм и страдания человека, подчеркивает необходимость выявления личностного смысла П., который не может быть сведен только к изменению социальных форм, вера в однозначную спасительность которых безответственна. Причины кризиса идеи П. — в сути самой индустриальной эпохи, ее неуемного стремления к обладанию, абсолютной свободе и безбрежному счастью, что ведет к росту агрессивности и насилия по отношению к природе и человеку. Одновременно это и кризис классического рационализма. Иными словами, необходим отказ от мысли, что возможна такая идея, которая откроет абсолютную форму жизни, и от надежды, что когда-нибудь такой счастливый эпилог исторической драмы будет достигнут.п. в истории должен быть понят не как достижение земного рая, а как постоянное стремление к вечному идеалу, как неустанные попытки его осуществления в повседневности (Бердяев, Ортега-и-Гассет, Фромм, Новгородцев и др.). Особую сложность представляет проблема критериев общественного П. В истории социальной мысли при всех частных нюансах можно выявить два пути решения проблемы в зависимости от того, какое начало считается исходным — общество или личность. В первом случае критерием П. признается становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. В качестве ключевого, а иногда и единственного условия этого рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического П. (Гегель, Конт, Маркс, Спенсер, Ростоу и др.). При втором подходе критерий П. усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья и благоденствия, в социальном самочувствии и цельности личности, степени ее индивидуализации (Михайловский, Сорокин, Фромм и др.). Исторический опыт показывает, что вторая позиция более реалистична и одновременно универсальна и гуманистична, ибо, признавая несомненную проблематичность человеческого существования, она обосновывает идею, что мир личности шире и глубже любой общественности, он бесконечен, а потому не "обетованная земля", а непреклонная личность — последняя опора социума, чем утверждается подлинное бытие индивида в форме его внутренней созидательной активности. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий П. Однако при этом возникает вопрос о "единице" измерения счастья и свободы личности, о способах ее связи с интересами целого, особенно в свете широко распространенных идеологем, что одни поколения должны страдать, чтобы обеспечить счастье других. За этой проблемой скрыт спор абсолютного индивидуализма (Ницше) и абсолютного коллективизма (марксизм). Решение проблемы может быть следующим: "Свободная личность — вот основание для построения общественного идеала, но личность, не отрешенная от связи с другими, а носящая в себе сознание общего закона и подчиняющая себя высшему идеалу" (Новгородцев). Основой этого является абсолютный идеал добра (утверждение безусловного нравственного достоинства личности), воплощенный в системе абсолютных ценностей. Этот идеал имеет внеопытное происхождение и удостоверяется только верой, но исторический опыт (особенно 20 в.) показывает, что отказ от него и абсолютизация каких-либо относительных ценностей неминуемо ведут к социальному регрессу. Поэтому для спасения цивилизации, для ее подлинного П. необходим новый гуманизм, человеческая революция в форме изменения отношения человека к себе и другим, становление культурного универсализма (Бердяев, Фромм, А. Печчеи, Ясперс и др.). Современное понимание П. отвергает идею неумолимости П. в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе "есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш", не считая этот мир окончательным. Социальный процесс включает различные тенденции, выбор которых в качестве прогрессивных (желательных) зависит от людей, а не изначально задан. Для понимания тенденций важны не столько описания будущего, сколько широкая социальная информация об опасностях настоящего, что позволяет людям делать правильный выбор. Иначе говоря, П. может быть понят как единство относительного и абсолютного: эволюция относительных явлений бесконечна и разнонаправленна, но на каждой ступени этого процесса осуществляется абсолютное, что и может быть признано за закон социального П. (Новгородцев, Булгаков). История не выстраивается в прямую линию, это совокупность множества ситуаций и форм, обязывающая признать единственной подлинной социальной реальностью живую человеческую личность, через которую должны быть осуществлены идеальные требования. Г.Я. Миненков

Психологическая энциклопедия

Прогресс

— продвижение, движение вперед, от низшего к высшему, к более высокой ступени развития, к лучшему. Развитие нового, передового. Противоположное понятие — регресс.

Каким бывает «прогресс»?

Прогресс бывает:

  • научно-технический
  • технический
  • технологический
  • невиданный
  • эволюционный
  • социальный
  • значительный
  • постепенный
  • научный
  • индустриальный
Все определения к слову ПРОГРЕСС

Фонетический разбор слова «прогресс»

Звуко-буквенный разбор слова прогресс. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «прогресс»

Какими словами можно заменить слово прогресс? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПРОГРЕСС

Ассоциации к слову «прогресс» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово прогресс? В русском языке со словом прогресс чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПРОГРЕСС

Сочетаемость слова «прогресс»

Как правильно употребляется слово прогресс? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • бесконечный прогресс
  • биологический прогресс
  • большой прогресс
  • буржуазный прогресс
  • быстрый прогресс
  • вертикальный прогресс
Полная таблица сочетаемости слова ПРОГРЕСС

Cлово «прогресс» является ответом на вопросы