Политика

Cлово «политика» означает:

(греч. politike — искусство управления государством) — область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть. Специфика политики заключается в следующем: она фиксирует отношения между большими массами людей, интересы которых интегрируются в единое, всеобщее целое. сводит индивидуальное, коллективное выражение воль в интегративно-целое, системное качество, которое наиболее четко выражено именно в политической области человеческой жизни и деятельности. Момент связи единичного, особенного со всеобщим всегда присутствует в политике. Причем ориентация на всеобщее, общее — прерогатива политики. Поскольку основным институтом, организующим, регулирующим и контролирующим сведение единичного ко всеобщему, при реализации интересов конкретных субъектов, выступает государство, то содержание политического в той или иной мере, прямо или опосредованно выходит на государство. всегда носит властный характер, ибо достичь поставленных целей невозможно вне принуждения, волевых усилий и воздействий субъектов по достижению всеобщих интересов людей. Властный характер выражается в политико-государственных и политико-негосударственных политических отношениях, которые очень сложны и противоречивы, вертикально и горизонтально организованы и т.д. В этих отношениях люди, социальные общности не создают материальных и духовных ценностей, но деятельность политических субъектов от этого не является менее значимой, поскольку они управляют общественно-политическими и иными процессами общества и государства. есть также средство выявления и разрешения конфликтов, деятельность по принятию решений. Управлению общественными делами, особый вид общения между людьми, социальными общностями. Как сложное социальное образование политика внутренне структурирована, организована. К ее элементам относят: политические организации, институты власти; отношения между ними по различным проблемам, основной из которых выступают отношения властвования; политическое сознание и политическая духовность в целом; различные нормативные идеи, концепции, в том числе и политико-правового характера. В целом они выражаются в различной степени политической активности субъектов, представленной на трех основных уровнях политического бытия. На микроуровне область политики представлена политическими партиями, общественно-политическими движениями и организациями, профсоюзами, корпоративными объединениями и т.п. Макроуровень политики — это сфера государственной власти, ее устройства и функционирования субъектов государства. Мегауровень представлен различными международными организациями: ООН, ЕС и другими, а также характером взаимоотношений между государствами на международной арене. Социальное назначение или функции политики многообразны. Отметим наиболее важные из них. Во-первых, это регуляция взаимоотношений между различными субъектами общественной жизни и сведение их к целостности, общности. Во-вторых, разработка перспективных целей и моделей общественно-политического развития общества и государства и организация, мобилизация масс на их выполнение. В-третьих, политическая социализация индивидов, то есть последовательное включение людей в осознанный процесс политической жизни и действия, что требует политических знаний и политической культуры. Эти три основные функции — регулятивная, прогностическая и социализирующая — тесно взаимосвязаны и лишь в своем единстве могут выразить такое сложное явление социальной жизни как политика.

Источник: Политический словарь

Значение слова «политика» в русском языке

— от греческого слова "poliz", "город", "государство".

Источник: Политический словарь

Политический словарь

Политика

(от греч. politika — дела государства, общества) — 1) основные принципы, нормы и направления деятельности (в более широком смысле — вся деятельность) по осуществлению государственной и общественной власти; 2) одна из основных сфер общественной жизни (наряду с экономической, социальной и духовной), связанная с отношениями между социальными субъектами по поводу установления, организации, функционирования и изменения власти в обществе и государстве. Происхождение понятия «П.» обычно связывается с названием труда известного древнегреческого мыслителя Аристотеля «», в котором он рассматривал основы организации и деятельности государства, политической власти. С тех пор понятие «П.» получало самое различное толкование. Ясно одно, П. — чрезвычайно широкое, сложное, многогранное и многоуровневое явление, органично связанное с осуществлением политической власти, с политическим властвованием. Современные представления о П. позволяют включить в нее следующие основные структурные элементы: а) политические интересы, цели и установки; б) политические связи, действия и отношения; в) политическую организацию общества как систему политических институтов, организаций и объединений; г) политическое сознание как осознание субъектами своих политических интересов; д) политическую практическую деятельность, направленную на реализацию выработанной политической линии и достижение определенных политических целей. Строго говоря, надо различать П. и политическое сознание, П. и политическую практику. Но поскольку чаще всего, особенно в обыденном сознании, П. понимается в широком смысле, постольку и то и другое обычно включается в П. По сфере своего действия П. подразделяется на внутреннюю (внутригосударственную) политику и внешнюю (межгосударственную, международную, включая и мировую) политику.

Политический словарь

Политика

(от греческого слова politika — государственное или общественное дело, polis — город-государство) — понятие, обозначающее отношения, взгляды (концепции) и действия в связи с определенным государственным устройством; сфера деятельности возникающая в социально-дифференцированном обществе при наличии государства. Ядром этой сферы человеческой жизнедеятельности являются отношения и действия, связанные с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти, участием в формировании такой власти, в определении форм, задач и содержания ее деятельности. Вопреки марксистским вульгаризаторам, выводящим политику из наличия классов и их борьбы, в действительности политика возникает вместе с возникновением государства и существует вместе с ним, независимо от того, есть ли в обществе классы и классовая борьба. Хотя, разумеется, там и тогда, где и когда налицо антагонистические классы и государство, когда государство является дополнительной — политической — силой экономически господствующего класса, борьба между классами-протагонистами неизбежно обретает характер борьбы за государственную власть, за осуществление им определенных действий, т. е. характер политической борьбы. Не менее бесплодными представляются и противоположные попытки — оторвать политику от государства и интересов социальных групп, изобразить в качестве политики любую форму управления людьми: при таком подходе политика непозволительно расширяется, ибо тогда любые управленческие действия (внутри семьи, на стройке, на охоте, в учреждении или армии) объявляются политикой, что неверно. Связывая политику с отношениями и действиями людей, социальных групп по удержанию, завоеванию и использованию государственной власти, было бы неверно считать, что тем самым преодолены все сложности с определением политики. Сегодня трудно назвать другое понятие, которое вызывало бы столько споров и недоразумений в политической науке, как понятие самой политики — объекта и предмета изучения политологии. Не будет преувеличением сказать, что сам вопрос о сущности политики многих политологов заводит в тупик. И это не случайно: не будучи в состоянии диалектически подойти к природе самих понятий, не учитывая того, что существуют понятия, охватывающие не одно-два, а целый комплекс органически переплетенных связей, отношений и качеств, многие политологи теряются перед этой многоплановостью. Одни говорят о политике как о реальных отношениях людей по поводу государственной власти, другие называют политикой взгляды и концепции о государственном устройстве и его совершенствовании, третьи видят в политике умение или искусство государственного управления, четвертые заявляют, что политика — это концентрированное выражение экономики и т.д. и т.п. Обилие самых разнообразных характеристик политики, которые при поверхностном взгляде кажутся оторванными друг от друга и не сводимыми к какому-то общему знаменателю, и является, на мой взгляд, первопричиной алармистских настроений при попытках дать определение политики. Не отрицая сложности задачи, было бы неверно поддаваться паническим настроениям. Гораздо важнее применить к политике системный анализ, абстрагируя шаг за шагом ее конкретные аспекты и характеристики с тем, чтобы таким путем получить более полное представление о той системе органически переплетенных связей, отношений и качеств, которые во всей своей совокупности и выражаются понятием "политика". Трудно оспорить, что наиболее общим является представление о политике как понятии, характеризующем всю сумму реальных отношений граждан данного общества и его социальных групп по поводу существующего в нем государственного устройства. Это, прежде всего, отношения господства и подчинения между государством и его подданными, а также конкуренция и прямая борьба граждан и социальных групп по поводу использования государственной власти в своих интересах, взаимодействия и противоборства общественных сил в связи с конкретными действиями государственных органов, его целей и используемых средств, т.е. по поводу государственной политики. Если реальные отношения граждан и социальных групп вокруг действий государственной власти составляют самый первый, непосредственный слой политики, то ее "второй слой" включает совокупность взглядов, концепций, установок, отражающих, осмысливающих как реальные политические отношения, так и пути развития государства, т.е. все то, что составляет политику как специфическую форму общественного сознания в отличие, скажем, от правовой или религиозной форм сознания. Естественно возникает вопрос: что составляет главное содержание политической формы сознания, да и самой политики, есть ли здесь какая-либо путеводная нить Ариадны, которая позволила бы во всем многообразии выражаемых в политике устремлений выбрать главные, ключевые? Да, есть! Это — экономические интересы граждан, социальных групп. Именно они лежат в основе политики, в силу чего сама политика в значительной мере и является концентрированным выражением экономики. Если не вульгаризировать этот тезис, то он позволяет самые абстрактные политические баталии, противоборства возвышенных целей и высоких идеалов опускать на землю, обнаруживать за ними вполне конкретные экономические интересы и материальные устремления. Может показаться, что перечисленными характеристиками уже охвачены все основные стороны, аспекты политики как общественного явления, но это не так, ибо политика не есть нечто безличное, "ничейное". Конкретная политика — всегда результат сознательного выбора самих политиков, которые, хорошо или плохо учитывая общественные потребности и расстановку сил в обществе, из многих вариантов удовлетворения назревших потребностей стремятся выбрать наилучший. И здесь политика выступает как искусство, как искусство возможного, как профессиональное умение (или неумение) правильно определить политические задачи, выбрать средства, принять необходимые решения и обеспечить их выполнение. Сфера политики как искусства — весьма широкая сфера, ибо она в ходе анализа охватывает все стороны политики, политических отношений, решений и действий, но рассматривает их под своим специфическим углом зрения — через призму оценки, сравнения имевшихся политических возможностей, сделанного политиком выбора, удач и неудач в реализации принятых решений, через сопоставление итогов с задуманным и обещанным. Разумеется, данным перечнем разных сторон политики, характеристикой ее неодинаковых аспектов вовсе не исчерпывается вся суть политики (остается, скажем, соотношение политики и экономики; верно ли, что политика имеет первенство перед экономикой и почему; остается связь политики и идеологии; политической теории и государственной практики; проблема судеб государства и политики и т.д.).Но все же можно утверждать, что взятая в совокупности, в единстве даже только названных сторон и аспектов политика все же выступает как вполне определенное общественное явление, не растворимое в других социальных явлениях и не отождествляемое с ними. Само собой разумеется и то, что наука о политике, политология, если она действительно претендует на аккумуляцию знаний о политике, должна стремиться дать представление и о всей совокупности аспектов самой политики и систематическое знание хотя бы ее главных аспектов. . С тех пор, как началось систематическое изучение политики, т.е., по существу, со времен Аристотеля и Макиавелли, предпринимаются все новые попытки определения политики. "Вся политика — это искусство, — так начинает X. фон Трайчке свой труд " (1897). "Она движется в мире исторических деяний, видоизменяется и порождает новые образования в то время, как мы говорим о ней. Поэтому любая теория не будет свободна от недостатков". За время, прошедшее с тех пор, как были произнесены эти слова, знаменующие отказ от любой политической науки в пользу искусства государственных деятелей, политика, хоть и стала наукой, но до сих пор не достигнуто единство относительно понятия "политика". Спорным остается вопрос о том, что же, собственно, является сущностью политики: власть, конфликт, господство, порядок или мир. Многочисленные противоположные определения политики можно классифицировать попарно в трех аспектах. 1. "Правительственные" — "эмансипаторские". Stаat und Politik. Bonn. 1991. S.490492. автор — У. фон Алеманн (Германия). Исходя из представления о "государственном искусстве", сформулированного еще Трайчке, в центре определения политики как действия правительства находятся понятия "управление", "господство", "власть" и "иерархия". " — это наука о целях государства и о наилучших средствах их достижения", — такое определение было дано в словаре Брокгауза в начале века (1903, т.13). Потом А Бергтики: "Под политикой мы понимаем искусство организовать и осуществлять руководство группами людей" О.К.Флехтгейм (1958) объединил понятие государства и понятие власти: " Политическую науку можно определить как специальное направление социальных наук, которое объективно-критически исследует государство в аспекте власти, а также все остальные феномены власти с привлечением иных целей, причем исследует в той мере, в какой эти феномены власти более или менее непосредственно связаны с государством". В политологии разных стран "власть" — это одна из важнейших категорий политики, хотя и подвергающаяся критике. Ведь несмотря на все попытки, начиная с Макса Вебера, конкретизировать это понятие, трудноуловимый, аморфный характер власти представляет собой проблему для фиксирующей свое внимание на власти политологии, которой грозит опасность стать "техническим пособником власти и властителей" (Зонтхаймер, 1952). Поэтому понимание политики как действий, направленных на эмансипацию, выделяет аспект ограничения власти путем участия, равенства, демократизации. "Практико-критическая политическая наука нацеливает на политическую теорию, интегрирующую результаты общественной критики. Понятие демократии становится для нее основным при анализе политически значимых, господствующих структур общества" (Каммлер, 1958). 2. "Нормативные" — "дескриптивные". Различные измерения понятия политики — это не исключающие друг друга категории, ведь и упомянутое понятие демократии относится к нормативным категориям. Более ярко это демонстрируют такие определения, как "политика есть борьба за справедливый порядок" (Зур, 1950), "политическая наука — это наука о свободе" (Нойманн, 1950) или "предметом и целью политики является мир. Мир — эта абсолютно политическая категория" (Штернбергер). Нормативное значение политики (т.е. чем она должна быть, каковы ее цели) поднимается до уровня основной политической категории. При этом, как демонстрирует, прежде всего, понятие "справедливого порядка", часто предлагаются гармонизирующие представления о всеобщем благе, которые предпосылаются политической этике. Подобное заострение внимания политологии на нормативности подвергается критике со стороны авторов, представляющих чисто дескриптивное определение политики. " — это общественная деятельность, направленная на обязательное регулирование общественных конфликтов с помощью ценностей",- так Г.Лембрух (1968) перевел на немецкий язык распространенное системное определение политики, данное прежде Д.Истоном. 3. "Ориентированные на конфликт" — "ориентированные на консенсус". Упомянутая выше системная теория исходит из конфликта, как основного факта политики. Теории конфликта (представленные, например Л.Козером или Р.Дарендорфом) усматривают в нем основную пружину любого социального изменения, в отличие от прежних теорий гармонии, согласно которым только консенсус может привести ко всеобщему благу. Предпосылкой использования конфликта как основной категории в либеральных политических теориях является, впрочем, существование гибкой и потому стабильной структуры принципов мирного урегулирования конфликтов между социальными группами. Создание этой структуры возможно в плюралистическом обществе, в условиях представительной парламентской демократии, характеризующейся взаимодействием партий и групп интересов. Марксистское понимание политики также базируется на конфликте, однако оно подвергает критике либерально-плюралистические теории за их якобы антиисторический характер, защиту существующего строя и подчинение определенным интересам, за отсутствие сомнений в существующих правилах игры. " — это борьба классов и их партий, государств и мировых систем за осуществление их социально-экономически обусловленных интересов и целей" (Клаус, Бур, 1975). Участники проходивших в последние годы политологических дискуссий прекратили поиски определения политики и рассматривают политику в обществе как многомерную структуру. С этой точки зрения, политика имеет, во-первых, институциональное измерение, установленное с помощью конституции, правового порядка и традиций. Правительства, парламенты, суды, комитеты и ведомства, школы и корпорации — четко просматриваемые институты конституционного правового порядка. Основы политического волеизъявления также закладываются через институты: выборы, право на свободу мнений, партии и союзы. Два остальных измерения политики — содержание и осуществление — устанавливаются в форме институтов; границы ее действия также определяются институтами. В английском языке это институциональное измерение политики обозначается термином "роlitу". Во-вторых, политика имеет нормативное содержательное измерение, указывающее на цели, задачи и предметы политики. Формирование политики и выполнение ею задач зависит от интересов, имеющихся в обществе. Так как эти индивидуальные, материальные и идеальные интересы чрезвычайно многообразны, антагонистичны и противоречивы, содержательная сфера политики наполнена конфликтным материалом. Содержательное измерение политики в английской терминологии обозначается термином "роliсу". В-третьих, политика имеет процессуальное измерение, направленное на передачу интересов с помощью конфликта и консенсуса. Этот постоянный процесс политического волеизъявления нельзя понять только путем изучения институтов или содержания политики. Следует учитывать все формы власти и ее осуществления, формальные нормы конституционного правового порядка, а также неформальные и скрытые. Для третьего измерения политики английский язык предлагает термин "politics". Все вместе — "polity", "policy" и "politics" — составляют то, что можно назвать политикой. Итак, политика — это тройной принцип, определяемый в институциональном, нормативном и процессуальном аспектах. Не все в обществе имеет политический характер, но почти все может иметь политическое значение, будучи связанным с одним из трех принципов. . Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни — государством. Итак, "политика", судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о коком-то вопросе говорят: это "политический" вопрос, о министре или чиновнике: это "политический" чиновник, о некотором решении: оно "политически" обусловлено, то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на указанный вопрос, или обусловливают это решение, или определяют сферу деятельности соответствующего чиновника. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает. Отметив, что у господства имеется три вида внутренних оправданий, Макс Вебер писал: "В данном случае нас интересует, прежде всего, второй из них: господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется чисто личной "харизме" "вождя". Ибо здесь коренится мысль о призвании (Вeruf) в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании (Ekklesia) или в парламенте как раз и означает, что человек подобного рода считается внутренне "призванным" руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него. Правда, сам "вождь" живет своим делом, "жаждет свершить свой труд", если только он не ограниченный и тщеславный выскочка. Именно к личности вождя и ее качествам относится преданность его сторонников: апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев. В двух важнейших в прошлом фигурах с одной стороны, мага и пророка, с другой — избранного князя-военачальника, главаря банды, кондотьера — вождизм как явление встречается во все исторические эпохи и во всех регионах. Но особенностью Запада (что для нас более важно) является политический вождизм в образе сначала свободного "демагога", существовавшего на почве городагосударства, характерного только для Запада, и прежде всего, для средиземноморской культуры, а затем — в образе парламентского "партийного вождя", выросшего на почве конституционного государства, укорененного тоже тишь на Западе. Конечно, главными фигурами в механизме политической борьбы не были одни только политики в силу их "призвания" в собственном смысле этого слова. Но в высшей степени решающую роль здесь играет тот род вспомогательных средств, которые находятся в их распоряжении. Как политически господствующие силы начинают утверждаться в своем государстве? Данный вопрос относится ко всякого рода господству, то есть и к политическому господству во всех его формах: к традиционному, равно как и к легальному, и к харизматическому. Политический союз, в котором материальные средства управления полностью или частично подчинены произволу зависимого штаба управления, мы будем называть "сословие" (standisch) расчлененным союзом. Например, вассал в вассальном союзе покрывал расходы на управление и правосудие в округе, пожалованном ему в лен, из собственного кармана, сам экипировался и обеспечивал себя провиантом в случае войны, его вассалы делали то же самое. Это, естественно, имело последствия для могущества сеньора (Неrr), которое покоилось лишь на союзе личной верности и на том, что обладание леном и социальная честь (Ehre) вассала вели свою "легитимность" от сеньора. Но всюду, вплоть до самых ранних политических образований, мы находим и собственное правление господина (Herr): через лично зависящих от него рабов, домашних служащих, слуг, любимцев и обладателей доходных мест, вознаграждаемых натурой и деньгами из его кладовых, он пытается взять управление в свои руки, оплатить средства из своего кармана, из доходов со своего родового имущества, создать войско, зависящее только от него лично, ибо оно экипировано и снабжено провиантом из его кладовых, магазинов, оружейных. В то время как в "сословном" союзе сеньор осуществляет свое господство с помощью самостоятельной "аристократии", то есть разделяет с нею господство, здесь он господствует, опираясь либо на челядь, либо на плебеев — неимущие, лишенные собственного социального престижа слои, которые полностью от него зависят и отнюдь не опираются на собственную конкурирующую власть. Все формы патриархального и патримониального господства, султанской деспотии и бюрократического государственного строя относятся к данному типу. В особенности бюрократический государственный строй, то есть тот, который в своей самой рациональной форме характерен и для современного государства и именно для него. В ходе политического процесса экспроприации (власти. — А.Б.), который с переменным успехом разыгрывался в разных странах мира, выступили, правда, сначала на службе у князя первые категории "профессиональных политиков" во втором смысле, то есть людей, которые не хотели сами быть господами, как харизматические вожди, но поступили на службу политическим господам. В этой борьбе они предоставляли себя в распоряжение князьям и сделали из проведения их политики, с одной стороны, доходный промысел, с другой стороны — обеспечили себе идеальное содержание своей жизни. Подчеркнем, что лишь на Западе мы находим этот род профессиональных политиков на службе не только князей, но и других сил. В прошлом они были их важнейшим инструментом для исполнения власти и осуществления политической экспроприации. Прежде чем заняться рассмотрением таких "профессиональных политиков" более подробно, надо всесторонне и однозначно выяснить, что представляет собой их существование. Можно заниматься "политикой", т.е. стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них как в качестве политика "по случаю", так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. ми "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. ми "по совместительству" являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые — по общему правилу — занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным "делом жизни" ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые "работают" на ней лишь во время сессий. Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить "для" политики, либо жить "за счет" политики и "политикой" ("VON" Dеr Politik). Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере идеально, но чаще всего и материально, делают то и другое: тот, кто живет "для" политики, в какомто внутреннем смысле творит "свою жизнь из этого" — либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит "делу" (Sache), и тем самым придает смысл своей жизни. Пожалуй, именно в таком глубоком внутреннем смысле всякий серьезный человек, живущий для какого-то дела, живет также и этим делом. Таким образом, различие касается гораздо более глубокой стороны — экономической. "За счет" политики как профессии живет тот, кто стремится сделать из нее постоянный источник дохода: "для" политики тот, у кого иная цель. Чтобы некто в экономическом смысле мог жить "для" политики, при господстве частнособственнического порядка должны наличествовать некоторые, если угодно, весьма тривиальные предпосылки: в нормальных условиях он должен быть независимым от доходов, которые может принести политика. Следовательно, он просто должен быть самостоятельным человеком или же, как частное лицо, занимать такое положение в жизни, которое приносит ему достаточно постоянный доход. Так, по меньшей мере, обстоит дело в нормальных условиях.

Политический словарь

Политика

(POLITICS) — человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого они принимаются. Множество значений, в каких употребляется это слово, невозможно отразить в единой формулировке. Термином "политика" обозначается деятельность или процесс, тогда как "политическая система" подразумевает наличие структур и типовых (patterned) отношений. В практическом обиходе политика получила название "искусства возможного", "искусства управлять", определена как попечение о том, "кому что, когда и как получать". Ее обычно отождествляют с оказанием влияния, борьбой за власть и конкуренцией между индивидами и группами по поводу распределения внутри общества вознаграждений и "благ". Говоря о политике, имеют также в виду, что она охватывает процесс социального руководства, включая выдвижение и достижение коллективных целей. В многочисленных своих обличьях: в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния — политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы. Однако в политическом дискурсе понятие политики в большинстве случаев относят скорее к сфере публичных действий и распределительных мер (policies and allocations), чем к процессам внутри частных организаций. См. также: Влияние; Политология; Политическая система; Власть (как властное могущество вообще). Реальное значение. — неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу, и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. Как описательный термин "политика" остается удобным обозначением множества видов человеческой деятельности, занимающих политолога. Полезность же термина как инструмента анализа ограничена из-за аморфности и широты его концептуального содержания.

Большой Энциклопедический Словарь

Политика

(греч. politika — государственные или общественные дела — отpolis — государство), сфера деятельности, связанная с отношениями междусоциальными группами, сутью которой является определение форм, задач,содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннююполитику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельностигосударства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническаяполитика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений междугосударствами.

Исторический словарь

Политика

— сфера деятельности, связанная с отношениями между общественными группами, классами, нациями, государствами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, участие в делах государства, определения форм, задач, содержания его деятельности.

Политический словарь

Политика

(греч. politika — государственные или общественные дела, от polis — государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.

Политический словарь

Политика

— деятельность в сфере отношений между социальными группами, политическими партиями, нациями и государствами, связанная с завоеванием, удержанием и организацией политико-государственной власти.

Политический словарь

Политика

— деятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу установления и использования институтов публичной власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Политический словарь

Политика

— организационная и контрольно-регулятивная сфера общества, основанная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной.

Политический словарь

Политика

Деятельность общественных классов, партий, группировок, определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны. Внутренняя П. охватывает отношения внутри государства, внешняя П.- непосредственно связана с внутренней П., вытекает из нее и продолжает ее. Понятие "П." включает как цели и задачи, к-рые ставят перед собой партии и группировки в государстве, так и методы и средства, с помощью к-рых они ведут борьбу за свои интересы и добиваются осуществления своих целей.

Политический словарь

Политика

— средства (силовые, экономические, информационные и др.), с помощью которых власть оказывает влияние на сущность и содержание правительственной деятельности. Сфера политики включает действия не только тех, кто осуществляет непосредственное правление, но и многих других социальных групп. Существуют различные способы, с помощью которых люди, не входящие в аппарат управления, могут оказывать влияние на политику (лоббирование).

Политический словарь

Политика

( rp.politike искусство управлять государством). Термин "П." получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им ". П. выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: 1) сфера общественной жизни; 2) один из видов активности социальных субъектов; 3)тип социальных отношений (между индивидами, малыми группами и т.д.). В первом аспекте П. предстает в контексте структуры общества как его элемент, занимающий свое место и играющий в нем определенную роль. Начиная с Аристотеля за П. как автономной областью общественной жизни закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами. Второй аспект рассмотрения П. связан с ее интерпретацией как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Что же касается третьего аспекта, то уже Аристотель определял П. как высший вид человеческого общения. Для анализа феномена П. некоторые ученые прибегают к более удобным адекватным понятиям, выделяя используемые в английском языке категории polity, policy, politics. С понятием polity связывают институциональное измерение политики, постановленное конституцией, традициями в форме парламентов, свидетельств, судов и т.д. И, наконец, понятием politics связано процессное истолкование политического термина, речь идет о процессе политического волеизъявления, имеющего интеллектуальные, волевые, оценочные и социально- психологические формы. Содержания П. выражается в ее целях и ценности мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает. В политическом процессе находит отражение сложный, субъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее существование как отношений различных социальных групп, организаций и их видов. П. может осуществляться на скольких уровнях: 1) низший уровень включает решение местных вопросов: (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.); политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями; 2) локальный уровень требует государственного вмешательства; наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона; 3) национальный уровень занимает центральное место в теории П., что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов; 4) международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства. Роль П. как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами).

Психологический словарь

Политика

— высший организационный и регулятивно-контрольный уровень самоуправления общества.

Социологический словарь

Политика

— сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема  завоевания, удержания и использования государственной власти; участие в делах государства.

Социологический словарь

Политика

социальный институт,  посредством которого завоевываются и реализуются властные отношения в обществе, осуществляется социальный контроль,  происходит мобилизация  и организация  коллективных действий ради достижения общих целей и решения вытекающих из них задач управления страной либо общественно-политическим движением.

Социологический словарь

Политика

(politics) — 1. Процессы  в государстве или организации (включая группы всех видов, например, семьи), связанные с влиянием  на содержание и выполнение преследуемых целей, установок и их управление  (ср. Политическая система) . 2. Наука  или изучение политики 1 и правления (см. также Политическая наука) .

Социологический словарь

Политика

— англ. politics/policy; нем. Politik. 1. Сфера  деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. соц. группами, основным содержанием к-рых является завоевание,  удержание, пользование властью.  2. Деятельность  общества как целого в определенном направлении, осуществляемая с помощью соответствующих обществ, организаций (преимущественно полит, партий). П. включает в себя направленность, субъект,  цель  и средства деятельности. Различают П. внутреннюю (отношения внутри государства) и П. внешнюю (отношения между народами).

Социологический словарь

Политика

(от греч. "polis" — гора, скала, город,  городская община,  государство)  — сфера деятельности, в которой реализуются отношения господства и подчинения между социальными классами и слоями, связанные с завоеванием, распределением, удержанием, осуществлением или ниспровержением, а также использованием власти. П. — многозначное понятие  применяемое для обозначения сфер П. (внутренняя и внешняя П., экономическая П., культурная П. и т.д.); уровней П. (общинная П., региональная П., федеральная П.); политических целей (П. разрядки, П. мира, оборонная П.); носителей П. (П. правительства, П. оппозиции); наконец, способа политических действий (конфронтационная П., П. компромисса) . Кроме того, часто говорят о П. властей, партийной П., П. персонала, что и вовсе с трудом поддается классификации. В современной политической науке нет единого определения П. Чтобы убедиться в этом, достаточно привести наиболее расхожие определения П. в специальной литературе: 1) "  представляет собой учение о целях государства и о наилучших средствах (учреждениях, формах, действиях) для их осуществления" (словарь Brockhaus). 2) "Под политикой мы понимаем искусство  упорядочивать и осуществлять руководство  людьми" (А. Бергштрессер). 3) "Политическую науку можно определить как ту специальную область социальных наук, которая предметно-критически исследует государство … под его властным аспектом на предмет того, как эти властные феномены непосредственно взаимодействуют с государством" (О. Флейтхайн). 4) "… означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает" (М. Вебер). 5) "Политикка есть участие в делах государства, направление государства, определение  форм, задач содержания и деятельности государства" (В.И. Ленин). 6) "Предметом и целью  политики является мир" (Д. Штарбергер). 7) " представляет собой общественное действие,  которое направлено на то, чтобы связанно регулировать общественные конфликты  по поводу основных ценностей" (Г. Лембрух). М. Вебер в первом приближении определял П. как "способность добиться послушания у других людей, безотносительно к тому, на чем основано это послушание" . Ее основными компонентами являются: 1) наличие властвующих, тех, кто осуществляет власть;  2) наличие подвластных, тех, над кем осуществляется власть; 3) нормы  властвования, т.е. основные законы,  процедуры, правила; 4) санкции  за нарушение норм и вознаграждение за их выполнение. За каждым из четырех элементов стоят соответствующие институты  и принятые образцы поведения. В ходе исторического развития они меняются. Разнообразие этих институтов и форм поведения фиксируются в понятии политической системы. В структуре П.выделяются: Политический интерес  — реальная причина  политической деятельности, внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных действий по их достижению. Политическое сознание  — совокупность  идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, состояний субъектов политических отношений, выражающих зависимость политических действий от осознания социальными группами общественно значимых интересов. Политические отношения воплощают в себе характер взаимодействий между субъектами П., политическими институтами и властью. Политическая деятельность  — воплощение социальной активности индивидов и общностей, выражающаяся в участии, организации и осуществлении власти, разработки и осуществлении средств и методов П., определении стратегии и тактики, выборе решений, организации социально-политических союзов, проведении реформ, способах разрешения конфликтов и нахождения компромиссов. Политическая деятельность проявляется через политическую активность  путем распределения граждан по политическим ролям. Политические институты и организации — государство, политические партии, парламент, президент, группы давления,  оппозиция и др. органы законодательной, исполнительной, судебной властей, общественно-политических движений, групп давления, союзов и ассоциаций и т.д., представляющие политические интересы  групп и социальных общностей, составляющих общество.  Универсальность, многовариантность, всеохватывающий характер П. позволяют ей выполнять следующие функции: Целеполагание — важнейшая функция  П. Суть ее заключается в определении сознательно поставленных политических целей, соответствующих общественным потребностям и интересам; в выработке путей, методов и средств их реализации. Функция интеграции непосредственно вытекает из сущности П. и выражает ее главное предназначение — сохранение целостности и устойчивости социальной системы. Аксиологическая функция П. заключается в выработке, поддержании и развитии политических ценностей и идеалов, способных обеспечить единство действий всех субъектов П., преемственность инноваций развития общества и человека.  Инструментальная или регулятивная функция П. связана с выработкой рекомендаций по регулированию и управлению политическими и социальными процессами. Функция социализации личности, отражает процесс  включенности личности в сложный мир политических отношений. Мотивационная функция П. воплощается в мотивировании ею определенных политических ориентаций и действий: либеральных, демократических, коммунистических, националистических и т.п. Мобилизирующая функция П. реализуется в мобилизации различных социальных групп и отношений на служение тем или иным политическим идеалам, целям, режимам и т.п. Нормативная функция П. связана с формированием и распространением в обществе определенных политических норм, образцов, эталонов поведения. Информационная функция П. заключается в информировании индивидов, группы, общественных движений о целях, задачах, успехах, сложностях в реализации П. Е.М. Бабосов

Социологический словарь

Политика

сфера социальной жизни и деятельности, связанная с отношениями власти-подчинения в обществе, с завоеванием, удержанием, пользованием властью. 

Социологический словарь

Политика

(от греч. politika — гос. или обществ. дела, от polis — город-гос-во), деятельность  классов и иных соц. групп, связанная с определением  содержания и форм, задач и функций гос-ва, а также его взаимоотношений с др. гос-вами. Посредством П. выражаются коренные интересы  участвующих в ней субъектов (индивидов, коллективов), прежде всего интерес  в овладении и распоряжении основными очагами публичной власти классового об-ва. Область П. представляет собой сложное многоаспектное образование.  Институциональный механизм П. воплощается в политич. системе. Это комплекс  соответствующих ин-тов (аппарат гос-ва, партии, различн. объединения, "задействованные" в П.), складывающиеся между данными ин-тами отношения и регулирующие эти отношения нормы.  Динамизм П., реализующейся через политич. систему, находит выражение в политич. процессе  — совокупной деятельности соц. субъектов, направленной на формирование, изменение,  преобразование и функционирование политич. системы. Выделяют четыре стадии политического процесса: а) конституирование политич. системы, б) воспроизведение ее компонентов и признаков, в) принятие и исполнение политико-властных решений, г) контроль  за функционированием и развитием  политич. системы. Чрезвычайно важная грань П. — соотношение целей (стратегич., тактич.) и средств, используемых для их достижения. При оценке этого соотношения нужен точный учет того, насколько официально прокламируемые цели совпадают с фактическими, в какой степени употребляемые на деле средства адекватны поставленным целям, как сопрягаются (гармонично или конфликтно) во взаимодействии политич. целей и средств прагматич. и аксиологич. моменты. В таком контексте  принципиальное значение  приобретает, в частности, проблема  корреляции П. и права,  П. и нравственности, к-рые задают соответствующие определенные стандарты П. Поскольку сфера П. — специфич. соц. деятельность, постольку объяснение  и понимание  П. требуют анализа  как ее внешних, пространственно-временных измерений, так и имманентных признаков (политич. интересов, политич. сознания и поведения, политич. культуры и т. д.). Причем объектами подобного рода анализа должны быть не только классовые об-ва в целом, но равным образом и отдельные конкретные классы,  общности, группировки, индивиды,  подвизающиеся в области П. С т. зр. охватываемого ею пространства в гос. П. есть две стороны: внутренняя и внешняя. Если первая ориентирована на разрешение внут-ригос. дел (экономич., соц., административных, идеологич. и пр.), то вторая — на регулирование  отношений с внешним миром. Обе эти стороны органически связаны друг с другом, влияют одна на другую (при общей доминирующей роли в таком взаимодействии внутренней П.). Условие успешности П. — подход  к ней одновременно как к предмету науки и как к предмету искусства. Этот подход предполагает наличие у субъектов политич. деятельности, во-первых, системы глубоких достоверных знаний об истоках и природе, законах и проявлениях П., во-вторых, высокого умения, навыков с пользой применять такие знания на практике. Лит.: Грамши А. Избранные произведения. М., 1980; Handbook of political science. Cambridge, 1975; Calvert P. Politics, power and revolution: An introduction to comparative politics. Brighton, 1983; Chevillier I. Elements danalyse politique. P., 1985; Weller B.U. Schliissel zur Politik. Diisseldorf, 1987. JI.C. Мамут.

Философский словарь

Политика

(греч.-искусство управления государством) – особая сфера жизнедеятельности людей, связанная .с отношениями между социальными субъектами (индивидами, группами, классами, нациями, государствами) по поводу власти, ее распределения и сохранения с целью реализации наиболее общественно значимых запросов и потребностей. Политические отношения формируются внутри политической системы, которая взаимодействует с другими системами общества – экономической, социальной, культурной (духовной). Это взаимодействие имеет двойственный характер: с одной стороны, политические процессы обусловливаются экономическими, идеологическими, социальными, культурными факторами, а с другой – сама политика также оказывает на них большое влияние. Цель политики – примирять и совмещать и интересы (часто – противоположные) всех социальных субъектов ради обеспечения устойчивого равновесия общества как специфической целостности, ради достижения наибольшей социальной справедливости при наличных конкретно-исторических условиях.

Философский словарь

Политика

(греч — государственные, общественные дела) — сфера человеческой деятельности, связанная с отношениями между людьми по поводу установления, функционирования и изменения власти в обществе. П. органично связана с осуществлением власти, и потому определение понятия П. прямо зависит от понимания сущности власти. Возникновение термина "П." обычно связывают с названием труда Аристотеля, обобщившего древнегреческие представления о П. Определяя П. как вид общения, Аристотель замечает, что общение имеет в виду некое благо, а общение, объемлющее все прочие виды общения и называемое государственным, или политическим, имеет в виду высшее благо. Основой государственной власти оказывается иерархия благ, всякое общение людей является политическим, поскольку оно связано с высшим, всеобъемлющим общением, т. е. — с государством. Государство, причастное делу поддержания и сохранения иерархии благ само становится благом. Несмотря на все изменения в понимании высшего блага традиция определения П. как учения о государстве господствовала со времен Аристотеля по крайней мере до XVIII в. причем причиной ее господства выступало то обстоятельство, что вплоть до того времени государство оставалось единственным источником власти в обществе. Перераспределение власти, связанное со становлением индустриального общества и завершившееся в XVIII — XIX вв., привело к пересмотру представлений о П. Органическая целостность государства, уподобляемого произведению искусства, отныне воспринимается как высшее благо, и задачей теории П., начиная с учений о государстве и праве И. Канта, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля, становится определение условий, при которых возможно создание и поддержание органической целостности государства или социальной группы. Одним из следствий такого понимания П. становится ее сближение с искусством (К. Я. Буркхардт, Ф. Ницше и др.), а другим — различение П. и теории государства, П. и учения о власти. Так, например, в 20 — 30-е гг. XX в. К. Шмитт создает теорию политического, в которой понятие П. связано с проведением экзистенционального различения друга и врага. Шмитт полагал, что для создания органически целостной общности людей необходимо противопоставить ей врага, причем, с т. зр. Шмитта, это — единственный способ создания целостного государства (или целостной социальной группы) и, следовательно, предмет П. Теория Шмитта, вкупе с ее политическими предпосылками и последствиями, не раз подвергалась критике, но и по сей день такого рода взгляды широко используются в практической П. в целях создания не столько целостных, сколько однородных групп. Но важнейшим теоретическим следствием всех учений о способах создания органически целостного объединения людей стало разграничение П. и науки о государстве. Современные теории власти (М. Фуко, П. Бурдье и др.) фиксируют сложность отношений власти в обществе; власть предстает многосторонним отношением, а источников у власти много. Это изменение представлений о власти приводит к рождению теорий микрополитики (Д. Купер, Ж. Делез, Ф. Гваттари и др.), предполагающих необходимость рассмотрения П. на уровне микрогрупп. Зависимость макрополитики от микрополитики рассматривалась и ранее; идеи, схожие с современной микрополитикой можно обнаружить у некоторых авторов эпохи романтизма, а в XX в. следует упомянуть теории В. Райха, связывавшего неудачу социалистических преобразований в СССР с сохранением авторитарно-патриархальной семьи. Микрополитическая революция, суть которой, по мнению Д. Купера, состоит в создании деиерархизированных микрогрупп, должна готовить почву для глобальных изменений. Современная теория П. представляет собой теорию социального конструирования, целью которого оказывается создание сбалансированного общества. С. А. Никитин

Философский словарь

Политика

— сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политическая надстройка (политическая идеология, государство, партии) возникает с разделением общества на классы на основе экономического базиса общества. "есть самое концентрированное выражение экономики" (В.И.Ленин). Вместе с тем политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества… Если согласиться с тем, что политика — "концентрированное выражение экономики", то становится достаточно очевидной недопустимость выдвижения экономических требований на различных незапланированных мероприятиях (демонстрациях, пикетах, конференциях и т.п.) без политических, как это делают, например, профсоюзы или горняки. Выдвижение экономических требований без политических является либо полным непониманием взаимосвязи явлений, либо сознательной дезинформацией народа и наглядным примером действия "с точностью до наоборот". Результат и в том и другом случае будет примерно один и тот же, хотя перспективы и прогнозы развития событий просматриваются различные: если мы имеем дело с дураками, то их ошибки, вероятно, еще можно исправить, если с подлецами, то пути достижения цели будут совсем другие, так как это не ошибки. Очевидно, что при рыночной и ей подобной экономике требования со стороны народа к правительству могут быть только политическими, так как вопросами благосостояния народа должен заниматься рынок — сам народ. Государство при этом имеет право вмешиваться в экономику, лишь по приказу народа, то есть после политического давления, а так его основная цель — контролировать соблюдение членами общества и чиновниками установленных в данном обществе законов. В настоящее время, если перефразировать классиков, и политика и экономика становятся концентрированным выражением экологии. Хотя политики пока еще считают, что экология является одним из инструментов достижения политических целей, и, как ни странно, она эту функцию выполняет.

Философский словарь

Политика

(греч. "poliz", "город", "государство") — в широком смысле то же, что Политическое. Аристотель определил политику как "высшую форму общественного бытия людей".

Философский словарь

Политика

(от греч. politike — искусство управления государством) — согласно Платону и Аристотелю, единая наука об обществе и городе-государстве (полисе). Сейчас в учении о государстве под политикой понимают науку о задачах и целях государства и о средствах, которые имеются в распоряжении или бывают необходимы для выполнения этих целей. Вспомогательные науки по отношению к политике: история, политическая и экономическая география, государственное право, народное право, социология, учение об экономике народного хозяйства, психология, этика. Практическая политика представляет собой активное участие людей в государственной жизни в качестве избирателей, депутатов, министров и т. д. В широком смысле она является партийной политикой, цель которой — завоевание государственной власти для осуществления определенного идеала государства, выраженного в партийной программе. Эта политика постоянно ориентируется на случаи конфликтов с др. государствами (примат внешней политики, политика "как искусство возможного"). Искусством называют политику государственного деятеля, поддержанного своими приверженцами в парламенте — даже если он не разделяет их политических догм, но в своих мероприятиях постоянно имеет в виду целостность государства. Государственные деятели такого типа настолько редки, что Бисмарк имел право называть их политику искусством. См. Государство.

Философский словарь

Политика

— совокупность концепций, идей, теорий, взглядов, используемых в управлении государством. отражает интересы класса, стоящего у власти. Различают политику общую и профилированную: экономическую, аграрную, технологическую, инвестиционную, финансовую, социальную, военную, структурную и пр.

Философский словарь

Политика

(греч. politika — государственные и общественные дела) — сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами. П. как особая форма социальной деятельности возникает вместе с государством и той иерархической системой власти, которая призвана обеспечить в обществе гражданский порядок на основе четкого разграничения отношений господства и подчинения. Государство, возвысившись над обществом в качестве органа легитимной власти, способной противостоять внешней агрессии и заставлять всех граждан соблюдать законы и не нарушать норм общественной морали, обрело таким образом специфический вид деятельности П. В античной Греции основной формой социально-экономической и политической организации общества был полис (polis) или город-государство. Государственные и общественные дела в полисе назывались "П.". В "Диалогах" Платон приводит взгляд Сократа на П. как на "искусство управления людьми". Позднее Аристотель видел задачу П. в обеспечении "высшего блага" граждан полиса. Согласно Аристотелю, П. должна выполнять нравственно-воспитательную роль и содействовать государству в достижении общего блага и справедливости. Понятие справедливости у него связано с представлением о государстве и праве, которое является "мерилом справедливости" и "регулирующей нормой политического общения". Государство у Аристотеля является "своего рода общением… Это общение и называется государством или общением политическим". С одной стороны, П. мыслится Аристотелем как наука, которая должна исследовать наилучший вид государственного устройства (politeia), с другой стороны П. — это разумное государственное управление во имя всеобщего блага, направленное на обуздание политическими средствами неподвластных индивидам страстей. Искусство познания справедливости свойственно, по Аристотелю, лишь одаренным личностям, которые превосходят своих сограждан умом, добродетелями и моральными качествами и поэтому вправе управлять государством. В древнем Китае Конфуций обосновал этико-политическое учение, согласно которому идеальный по своим взглядам правитель добр и справедлив к народу и почтителен к старшим. Важное место в его учении занимает закон об идеальных отношениях между людьми в семье, государстве и обществе. Конфуций был сторонником строгого и иерархического разделения обязанностей между членами общества, образцом которого является семья. Правительство должно быть правительством, а подданные — подданными, отец — отцом, а сын — сыном. Таким образом, идеальный правитель в государстве является отцом для своих подданных и заботится об их благосостоянии. Другое направление политической мысли древнего Китая — "легизм", развивалось в борьбе с ранним конфуцианством. Легисты разводили П. и мораль, считая их несовместимыми. Правителю достаточно хорошо знать психологию людей и в своем правлении сочетать методы поощрения и наказания своих подданных. Государство не обязано блюсти интересы подданных, а народ для правителя является средством достижения политических целей (укрепление личной власти и завоевание чужих земель). Чем слабее и бесправнее народ, тем сильнее государство. В эпоху средневековья в Европе на развитие политической мысли оказало существенное влияние учение Августина о "двух градах": "божьем" и "земном". В "земном граде", т.е. человеческом обществе, господствуют пороки, насилие и разврат, поэтому спасение человека лежит через приобщение к "граду божьему". Фома Аквинский признавал божественную природу государственной власти и считал, что она должна подчиняться духовной. Поэтому П. государства, по Аквинату, должна строиться на положениях религии. Крупнейшим политическим мыслителем и политическим деятелем в позднее средневековье в Европе стал Маккиавелли. Его произведение "Государь" представляет собой взгляд на нового правителя, цель которого заключаете я в создании мощного единого национального государства. Маккиавелли стремится осмыслить деятельность государя сквозь призму моральных норм в раздробленной на части феодальной Италии. Однако ряд его высказываний о моральных качествах государя, необходимых для сохранения власти и укрепления его авторитета у подданных многими до сих пор понимаются в прямом смысле. Он прекрасно понимал, что в любом человеке присутствуют и дурные и добрые стороны: жесткость и милосердие, честность и вероломство, смелость и трусость и т.д. Поэтому идеальный государь должен сочетать в себе все лучшие качества. Вместе с тем, в его поведении обязательно должны присутствовать хитрость и сила, которые позволят ему сохранить жизнь и благосклонность подданных. Государь обязан действовать исходя из обстоятельств: "Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие дать обещание. Такой совет был бы недостоин, если бы люди честно держали слово, но, люди, будучи дурны, слово не держат, поэтому и ты должен поступать так же". Заслугой Маккиавелли было выделение П. в самостоятельную науку. П., по Маккиавелли, — есть символ веры человека и, поэтому, она должна занимать доминирующее положение в мировоззрении. В 20 в. представители различных направлений социальной науки (социологии, философии, психологии и др.) пытались осмыслить феномен П. "П.", — писал М. Вебер, — означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которое оно в себе заключает". Поэтому, кто занимается П., тот стремится к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой". Юнг полагал, что П. возникает на этапе развития коллективного бессознательного и индивидуальной психики как вид сознательного конфликта и сознательной гармонии. Условиями ее возникновения являются самосознание группы и ее сознательное отделение от другой группы (на основе разделения тотемов и табу), осознание себя в качестве члена определенной группы, различие между правителями и управляемыми, признание законной власти, сознательное использование силы и системы нормативных требований. В современных политических теориях П. так же связывается с отношениями по поводу власти. Так, Бюрдо считае политическим "любой факт, действие или ситуацию, если они выражают существующие в социальной группе отношения власти и подчинения для достижения общей цели". Д. Истон, Арон, Р. Далл рассматривают П. в контексте политической системы, как средство реализации властных решений. Таким образом, всякая власть отражает характер социально-политических отношений, складывающихся между власть имущими и подданными. Поэтому П. как средство осуществления властных решений зависит от формы государственной власти. В ней находят свое отражение политические взгляды, правовые и моральные нормы, культурно-исторические и национальные ценности, характерные для существующей системы власти. Соответственно П., в зависимости от формы и методов осуществления власти, может быть авторитарной и демократической. П. как особый вид государственной деятельности формируется и осуществляется соответствующими государственными структурами (парламент, президент, премьер-министр и т.д.). Нельзя отрицать влияния на государственную П. индивидуально-психологических, моральных и волевых качеств главы государства, его политических взглядов и подходов к решению социально-экономических проблем, так же как и различного отношения к П. со стороны политических партий, движений, групп, индивидов и общества в целом. В совокупности взаимодействие всех названных выше субъектов политических отношений по оказанию влияния на принимаемые властью решения и их выполнение и представляет собой реальный политический процесс. П. государства подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя П. представляет собой деятельность государства в сфере международных отношений и направлена на решение внешнеполитических проблем. Особенностью современного политического развития является расширение взаимного сотрудничества государств с целью решения политических, экономических, экологических и других проблем глобального характера. Процесс экономической интеграции государств Западной Европы свидетельствует о координации их усилий в области работы экономической, финансовой, миграционной и иных видов П., призванных содействовать устойчивому экономическому развитию и повышению уровня и качества жизни населения. Таким образом, внешняя П. является продолжением внутренней, ибо она определяется целями и задачами внутреннего развития. Внутренняя П. включает в себя ряд направлений деятельности государства по организации и регулированию общественных отношений в экономике, социальной и культурной сферах, в науке и т.д. Эти виды деятельности также могут быть охарактеризованы как П. B.C. Тарасов

Философский словарь

Политика

(греч. politike — искусство управления государством) — деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром к-рой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. Как сфера общественной жизни П. включает также политические идеи и соответствующие им учреждения. Отношения между классами, а следовательно, и выражающая их коренные интересы П. вытекают из их экономического положения. П. является надстройкой над экономическим базисом. Вместе с тем она оказывает активное воздействие на экономику и др. стороны об-ва. Анализ взаимосвязи экономики и П. дает ключ к пониманию объективной социальной сущности и роли П. любого класса. Чтобы П. могла быть преобразующей силой, она должна правильно отражать потребности развития материальной жизни об-ва. П. реакционных классов тормозит поступательное развитие об-ва, ибо строится вопреки его объективным потребностям. На учете таких потребностей строится проводимая в нашей стране П. перестройки, направленная на решительную ломку командно-административной системы, на обновление социализма, придание ему демократического и гуманного облика. Это научно обоснованная П., опирающаяся на знание законов общественного развития и использующая их в интересах об-ва. Внешняя П. имеет цель обеспечить мир и международную безопасность, развивать международное сотрудничество, способствовать прогрессу цивилизации, утверждению в международных отношениях принципов нового политического мышления, основанного на признании целостности совр. мира и приоритета общечеловеческих ценностей.

Экономический словарь

Политика

— 1. деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями; 2. вопросы и события общественной, государственной жизни; 3. образ действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношения с людьми.

Психологическая энциклопедия

Политика

— высший организационный и регулятивно-контрольный уровень самоуправления общества.

Толковый словарь Даля

Политика

ж. греч. наука государственного управленья; | виды, намеренья и цели государя, немногим известные, и образ его действий при сем, нередко скрывающий первые. — тухлое яйцо, Суворов. | Вообще уклончивый и самотный образ действий. Политик м. умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель; вообще скрытный и хитрый человек, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать. Политические дела, виды. Политический преступник, замышляющий против государя и государства. Политичный, то же, бол. в знач. хитрый, ловкий, тонкий, обходительный. Политическая экономия, государственное управленье, хозяйство, наука. Политикоэкономический факультет. Политикоэконом, ученый по этой отрасли наук.

Толковый словарь Ожегова

Политика

Вопросы и события общественной, государственной жизни

Юридический словарь

Политика

Общие принципы, которыми руководствуется государство при управлении государственными делами.

Каким бывает «политика»?

Политика бывает:

  • ценовая
  • агрессивная
  • маркетинговая
  • целенаправленная
  • последовательная
  • реакционная
  • внешняя
  • австрийская
  • активная
  • антисоветская
Все определения к слову ПОЛИТИКА

Морфемный и фонетический разбор слова «политика»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова политика. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «политика»

Какими словами можно заменить слово политика? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПОЛИТИКА

Ассоциации к слову «политика» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово политика? В русском языке со словом политика чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПОЛИТИКА

Сочетаемость слова «политика»

Как правильно употребляется слово политика? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • австрийские политики
  • аграрная политика
  • агрессивная внешняя политика
  • агрессивная политика
  • активная внешняя политика
  • активная политика
  • активная социальная политика
  • актуальная политика
  • амбициозный политик
  • американская внешняя политика
Полная таблица сочетаемости слова ПОЛИТИКА

Предложения со словом «политика»

Примеры употребления слова политика в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

– Разве что-то изменилось? – учёный натянуто улыбнулся. – Впрочем, это уже вопросы внутренней государственной политики, а не текущего расследования, верно?

Вячеслав Шалыгин, Время Зверя

Ожидаемого быстрого и эффективного развития экономики страны так и не произошло, поскольку неграмотная внутренняя политика государства не помогала развитию предпринимательства, а лишь затормаживала его.

Елена Логинова, Коммерческая деятельность: конспект лекций

Влияние на потоки торговли товарами и услугами между странами и управление ими остаются одним из самых мощных экономических инструментов проведения внешней политики государства.

Максим Братерский, Экономические инструменты внешней политики и политические риски

И ещё: все приёмы предвыборной борьбы требуют от человека одних качеств, а для государственного водительства — совершенно других, ничего общего с первыми. Редок случай, когда у человека есть и те и другие, вторые мешали бы ему в предвыборном состязании. А между тем, «представительство» становится как бы профессией человека, чуть не пожизненной. Образуется сословие «профессиональных политиков», для кого политика отныне — ремесло и средство дохода. Они лавируют в системе парламентских комбинаций — и где уж там «воля народа»…

Александр Исаевич Солженицын

Все предложения и цитаты со словом ПОЛИТИКА

Cлово «политика» является ответом на вопросы