Просвещение

Cлово «просвещение» означает:

— англ. enlight-ment; нем. Aufklarung. 1. Деятельность,  связанная с распространением знаний, образования. 2. Система  воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в обществе. 3. Философско-этическое течение, характеризующееся духом эмпиризма  и скептицизма,  стремлением  к переустройству обществ, отношений на началах разума,  вечной справедливости, вытекающих из самой природы неотъемлемых естественных прав человека. 

Источник: Социологический словарь

Значение слова «просвещение» в русском языке

издательство (до 1964 Учпедгиз), Москва. Основано в 1931.Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типовобщеобразовательных школ и педагогических учебных заведений, методическуюлитературу, журналы, печатные наглядные пособия и др.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Просвещение

распространение знаний, образования. 2) Системаобщеобразовательных учреждений в стране (см. также Народное образование).

Большой Энциклопедический Словарь

Просвещение

легальный ежемесячный большевистский теоретический журнал,декабрь 1911 — июнь 1914, Санкт-Петербург, 27 номеров. Закрыт царскимправительством. Осенью 1917 вышел один (двойной) номер.

Большой Энциклопедический Словарь

Просвещение

идейное течение 18 — сер. 19 вв., основанное на убеждении врешающей роли разума и науки в познании "естественного порядка",соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество,мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинамичеловеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима,за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представителиПросвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж.Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространенияздесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют "веком Просвещения") -Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А.Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете;в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А.Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитиеобщественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередкоподвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическоетолкование прогресса как неуклонного развития общества на основесовершенствования разума. В широком смысле просветителями называливыдающихся распространителей научных знаний.

Исторический словарь

Просвещение

— идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму; послужило идеологической подготовкой ряда буржуазных революций (в Западной Европе — особенно во Франции, также в Германии и Англии). Крупнейшие представители эпохи Просвещения: Дж. Локк — в Англии; Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро — во Франции; Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, Ф. Шиллер, И.В. Гёте — в Германии; Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн — в США. Деятели Просвещения боролись за установление царства разума, основанного на естественном равенстве, за политическую свободу и гражданское равенство. Большое значение для достижения нового общественного порядка они придавали распространению знаний. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли.

Исторический словарь

Просвещение

— широкое идейное движение в разных странах, связанное с борьбой против феодального гнета, за установление "царства разума", основанного на "естественном равенстве" и политической свободе. Термин "просвещение" встречается у Вольтера, И. Гердера и др. и окончательно утверждается после статьи И. Канта "Что такое "просвещение"?" (1784). В России просвещение возникло во второй половине XVIII в. под влиянием Великой Французской революции и идей французских просветителей Вольтера, Руссо, Монтескье и др. Русскими просветителями стали Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.

Исторический словарь

Просвещение

— орган большевиков, легально выходивший в Петербурге с декабря 1911 г. по июнь 1914 г. На короткое время возобновился в 1917 г. Журнал являлся теоретическим дополнением к большевистской газете "Правда", издававшейся одновременно с ним. В редакционную группу входили Елизарова, Савельев. Руководящий материал давался т.т. Лениным, Зиновьевым и Каменевым. Кроме того, в журнале сотрудничали Бухарин, Крупская, Воровский, Шляпников, Рязанов, Ольминский и др. /Т. 20/

Исторический словарь

Просвещение

– идейное течение в ряде стран Европы, ознаменовавшее переход к буржуазным обновлениям. Охватывает период от буржуазной революции в Англии до Великой Французской революции (сер. XVIII – 2 половина XVIII вв.) (См. схему «Борьба с революционной Францией»). Просветители (Ж.Ж. Руссо, Вольтер и Ш.Л. Монтескье) выступали за изменение современного им общества на основах разума путем распространения идей справедливости, свободы, равенства, братства; научных знаний. В России возникло во второй половине XVIII века; связано с деятельностью Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. (См. статью «Просвещенный абсолютизм»)  

Исторический словарь

Просвещение

— идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, послужило идеологической подготовкой ряда революций, особенно Великой Французской XVIII в. Крупнейшие представители: Вольтер, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. Гольбах, К. Гельвеции, Д. Дидро, Г. Лессинг, Ф. Шиллер, И. Гете, Т. Джефферсон и др. В России идеология П. возникла в XVIII в. — Н. Новиков, А. Радищев. Деятели П. боролись за установление царства разума, основанного на естественном равенстве, за политическую свободу. Большое значение для достижения нового общественного порядка они придавали распространению знаний. В широком значении П. — распространение знаний, образования, а также система воспитательно-образовательных и культурно-просветительных учреждений в стране.

Социологический словарь

Просвещение

(enlightenment) — см. Эпоха просвещения. 

Философский словарь

Просвещение

— по [7], "просвещение — это течение в сфере культуры, стремящееся заменить авторитет религиозный и политический авторитетом так называемого разума. Просвещению присуща вера в неумолимое прогрессивное движение человечества к "свету" и всяческому благу, происходящее с помощью всемогущей науки. С ним связан и рационализм, уверенность в том, что для науки нет ничего невозможного, она и только она является благотворной силой, обусловливающей прогресс человечества. Вера в то, что для науки нет ничего невозможного, является предрассудком: — нет ничего более сомнительного, чем понятие "прогресс человечества"; — существует множество областей, науке недоступных; — наука часто приводит не к обещанному прогрессу, а к бедствиям". Пессимистические настроения Бохеньского вполне оправданны, особенно если учесть тот факт, что в обществе результат есть последствие действия большого количества самых разнообразных факторов. Ассоциативный блок. Можно говорить об эпохе просвещения, но нельзя быть уверенным в ее рациональном завершении: "Ученье — свет, а неученых — тьма".

Философский словарь

Просвещение

— согласно И.Канту, "это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по своей собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения". Светская культура стала взрослой; она не мирилась с авторитаризмом и социальной несправедливостью, стала веротерпимой и санкционировала творческую инициативу разумной и ответственной личности. Однако, надежда, что просвещенный естественный человек достигнет совершенства и создаст рай на земле в виде успешной цивилизации, себя не оправдала. Вместе с тем внутрицерковная культура вовремя не повзрослела, что это крайне затруднило диалог и взаимодействие Церкви и светской культуры, так что их пути разошлись. Ответом на происшедшее должно стать достижение внутрицерковной культурой своей — христианской — зрелости. (См. также: РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА).

Философский словарь

Просвещение

— прогрес. идейн. течение эпохи становления капитализма, связанное с борьбой поднимавшейся буржуазии и народных масс против феод. порядков и учреждений. Отличит, чертой П. являлось стремление его представителей к переустройству всех обществ. отношений на началах разума, «вечной справедливости», равенства и др. подобных принципов, вытекающих, по их мнению, из самой природы, из неотъемлемых «естеств. прав» человека. Гл. средством преобразования обществ. жизни деятели П. считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение нравов. Как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, идеалы просветителей оказались на практике не чем иным, как «идеализированным царством буржуазии» (т. 20, с. 17). Наряду с указанными выше общими чертами П. в разных странах имело и специфич. отличия, обусловленные особенностями их нсторич. развития. Напр., англ. П., после довавшее за «славной революцией», отличалось умеренным характером, ограниченностью своих целей, что и отразило мировоззрение его родоначальника Дж. Лок-ка, к-рый был «в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1688 года» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 419). Свободомыслие Локка и др. представителей англ. П. (Шефтсбери, Болингброк, Толанд, Коллинз) выражалось гл. обр. в борьбе за веротерпимость, а критика религии велась с дсистских позиций. Во Франции П. предшествовало бурж. революции конца 18 в. и сыграло решающую роль в се идсологич. подготовке. Родоначальниками франц. П. были Вольтер и Монтескье, а его отличит. особенностью — воинств, антиклерикализм, непримиримое отношение к католич. религии и церкви, составлявшим духовный оплот феод.-абсолютист. строя. Наиболее решит, противниками религии среди франц. просветителей были философы-материалисты (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах), выступавшие с открыто атеистич. позиций. Но среди них имелись и деисты (Ж.-Ж. Руссо), и мыслители, лояльно относившиеся к католицизму (Кондильяк). В амер. П. ведущее место занимало радикальное, демокра-тич. крыло, участники войны за независимость (1775-1783) — Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон, И. Аллеи и др. Филос. основой мировоззрения названных мыслителей был материализм в сочетании с деизмом. С этих позиций они выступали против религии, отстаивали свободу совести. Неразвитость бурж. отношений в Германии, ее экономич. и политич. отсталость нашли отражение в проти-вореч. характере нем. П. Наряду с умеренным течением, тяготевшим к идеализму, в нем имелось и демократич. направление, ориентированное на материализм, связанное с протестом широких слоев населения против феод. произвола, гнета абсолютизма, против офиц. религии и церкви. Представители этого направления (Лессинг, Гердер и др.) отстаивали равенство всех людей независимо от сословного происхождения и вероисповедания, осуждали религ. нетерпимость, фанатизм. В России идеология П. возникла и стала распространяться со вт. пол. 18 в. (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). В нач. 19 в. рус. П. было представлено деистическо-материалистич. (И. П. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин и др.) и материалистич,-атеистич. (И. Д. Якушкин, А. П. Барятинский, В. Ф. Раевский) направлениями. Последнее включало участников революц.-осво-бодит. движения декабристов и носило ярко выраженный анти-религ. характер. Вместе с тем в рус. П. имелась и реакц.-идеали-стич. филос. школа (Д. М. Вел-ланский, М. Г. Павлов, В. Ф. Одоевский и др.). Рус. просветителями 19 в. были В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Мировоззрение рус. революц. демократов представляло собой высш. ступень в развитии домарксовского материализма и атеизма. Видными деятелями П. являлись также представители революц.-демократич. мысли народов России, др. стран вт. пол. 19 — нач. 20 в.

Философский словарь

Просвещение

— под П. принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства, вступающего на путь индустриализма, П., независимо от национальных особенностей его проявления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, среди которых: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знанию широких слоев общества; рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума (согласно Канту, П. — это "выход из состояния несовершеннолетия", которое есть "неспособность пользоваться своим рассудком без руководства с чьей-либо стороны… Имей мужество пользоваться собственным умом"); исторический оптимизм, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития. В строгом смысле слова П. впервые оформляется во Франции — стране, где его основные черты выразились с наибольшей классической четкостью и радикальностью, приобретая наиболее яркие и последовательные формы. Зародившись в начале 18 в., оно развивалось в обстановке острого кризиса абсолютизма, вплоть до начала французской революции 1789, свержения монархии и якобинской диктатуры. У истоков французского Просвещения стояли Вольтер, Монтескье, Ж. Мелье. С середины 40-х 18 в. развернули свою деятельность Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Тюрго, Гельвеций и Гольбах. Начиная с этого времени, и вплоть до начала 1780-х ими, вместе с не прекращавшим свою деятельность Вольтером, были разработаны основные идеи просветительского мировоззрения: приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, антиклерикализм, политический радикализм. Передовые взгляды французских философов-просветителей в значительной мере определили содержание просветительской мысли в целом, оказав заметное влияние последующее развитие философии. Сравнительно поздно — с середины 18 в. — на путь П. вступила Германия, где в это время сложилась целая плеяда блестящих мыслителей: Виланд, Лессинг, Гердер, Клопшток, Гете, Шиллер и др., оказавшие большое влияние и по сути подготовившие почву для великих идеалистических систем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В отличие от французского, немецкое П. отличалось крайне осторожным отношением к религии, что в определенной мере было связано с предшествующей П. эпохе Реформации, решившей часть крайне остро стоявших в католической Франции проблем или, по крайней мере, смягчившей их благодаря введению здесь специфически немецкой формы протестантизма — лютеранства. Другой особенностью немецкого П. явилось наличие здесь в отличие от ряда других стран объединяющей идеи, сумевший сплотить различных по духу его представителей — от самых радикальных до, в большинстве своем, очень умеренных. Такой стала идея национального единства немецкого народа, его права на свободное развитие национальной культуры, литературы и языка, что впоследствии во многом содействовало складыванию единого германского государства. Можно отметить такую черту немецкого П. в целом, и немецкой литературы, в особенности, как их высокую степень философичности, что во многом способствовало их единству с высочайшими образцами профессиональной немецкой философии. Во второй половине 18 в. и в начале 19 в. просветительские идеи развиваются в Северной Америке (Франклин, Пейн), в России (Радищев, Новиков и др.). В Беларуси идеи гуманизма и П. получили развитие в трудах Нарбута, И.Я. Массальского, К. Бощеславского и др. Т.Г. Румянцева

Философский словарь

Просвещение

— прогрессивное идейно-культурное течение в странах Европы и Америки, ознаменовавшее переход к буржуазным отношениям. Хронологически оно охватывает примерно 100 лет: от буржуазной революции в Англии (1640 — 1688 гг.) до Великой французской революции 1789 года. было неоднородным, вобрав в себя широкий круг социальных программ, политических идеалов, культурных достижений, во многом определялось национальными и историческими особенностями тех стран, где формировалось. Родина идей Просвещения — Англия. Философ-материалист Джон Локк (1632 — 1704 гг.) и его единомышленники впервые выдвинули идеи, подхваченные и развитые мыслителями других стран. Большое внимание в своих теориях они отводили проблемам воспитания, полагая, что "просвещение" человека — существа доброго, благородного, рассудочного — приведет к "царству разума", за которое они боролись. Просветители считали, что все люди от природы равны и обладают "естественными правами", т.е. данными человеку от природы. Эти принципы были направлены против сословных ограничений феодального общества, выражали интересы крепнувшей буржуазии. Отвергая средневековые представления о божественном происхождении королевской власти, просветители выдвигали идею "общественного договора". Согласно этой теории, государство возникло на основе добровольного соглашения между людьми, заключенного в глубокой древности. Такое добровольное соглашение в любой момент можно расторгнуть. Эта теория служила оправданием возможной смены типа государственной власти, будущих буржуазных революций. Во Франции эпоху Просвещения определили труды и деятельность Вольтера (1694 — 1778 гг.), Ж.-Ж. Руссо (1712 — 1778 гг.). Ш. Монтескье (1689 — 1755 гг.), Д. Дидро (1713 — 1784 гг.); в Германии — Г. Лессинга (1729 — 1781 гг.), И. Гердера (1740 — 1803 гг.), Ф. Шиллера (1759 — 1805 гг.), И. Гете (1749 — 1832 гг.). В России в конце XVШ века распространение Просвещения было связано с деятельностью Н. Новикова (1744 — 1818 гг.) и А. Радищева (1749 — 1802 гг.), резко обличавших самодержавие и крепостничество. оказало огромное влияние на передовые, прогрессивные умы своего времени, несло свободомыслие и гуманизм, протест против тирании и деспотизма.

Философский словарь

Просвещение

— под П. принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства, вступающего на путь индустриализма, П., независимо от национальных особенностей его проявления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, среди которых: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знанию широких слоев общества; рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума (согласно Канту, П. — это "выход из состояния несовершеннолетия", которое есть "неспособность пользоваться своим рассудком без руководства с чьей-либо стороны… Имей мужество пользоваться собственным умом"); исторический оптимизм, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития. В строгом смысле слова П. впервые оформляется во Франции — стране, где его основные черты выразились с наибольшей классической четкостью и радикальностью, приобретая наиболее яркие и последовательные формы. Зародившись в начале 18 в., оно развивалось в обстановке острого кризиса абсолютизма, вплоть до начала Французской революции 1789, свержения монархии и якобинской диктатуры. У истоков французского Просвещения стояли Вольтер, Монтескье, Ж.Мелье. С середины 1740-х развернули свою деятельность Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Гельвеции и Гольбах. Начиная с этого времени и вплоть до начала 1780-х ими, вместе с не прекращавшим свою деятельность Вольтером, были разработаны основные идеи просветительского мировоззрения: приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, антиклерикализм, политический радикализм. Передовые взгляды французских философов-просветителей в значительной мере определили содержание просветительской мысли в целом, оказав заметное влияние на последующее развитие философии. Сравнительно поздно — с середины 18 в. — на путь П. вступила Германия, где в это время сложилась целая Плеяда блестящих мыслителей: Лессинг, Гердер, Гете, Щиллер и др., оказавшие большое влияние и по сути Подготовившие почву для великих идеалистических систем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В отличие от французского, немецкое П. отличалось крайне осторожным отношением к религии, что в определенной мере было связано с предшествующей П. эпохе Реформации, решившей часть крайне остро стоявших в католической Франции проблем или, по крайней мере, смягчившей их благодаря введению здесь специфически немецкой формы протестантизма — лютеранства. Другой особенностью немецкого П. явилось наличие здесь в отличие от ряда других стран объединяющей идеи, сумевши сплотить различных по духу его представителей — от самых радикальных до, в большинстве своем, очень умеренных. Такой стала идея национального единства немецкого народа, его права на свободное развитие национальной культуры, литературы и языка, что впоследствии во многом содействовало складыванию единого германского государства. Можно отметить такую черту немецкого П., в целом, и немецкой литературы, в особенности, как их высокую степень философичности, что во многом способствовало их единству с высочайшими образцами профессиональной немецкой философии. Во второй половине 18 в. и в начале 19 в. просветительские идеи развиваются в Северной Америке (Т.Пейн), в России (А.Радищев, И.Новиков и др.).

Философский словарь

Просвещение

— течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. Это понятие просвещения, составлявшего не раз историческую эпоху духовного развития (в античном мире, напр., эпоха после смерти Сократа), стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, и в первую очередь Европу (17-18 вв.), причем в различных государствах и в различных областях жизни этот процесс протекал по-разному. В Англии эпоха Просвещения начинается с 16 в. и носит преимущественно религиозный и политический характер; во Франции начиная с 17 в. выступает с критикой общественных и моральных принципов, затем, одержав в 18 в. победу, сливается с революцией 1789; в Германии с 18 в. внешне не отмечается никаких значительных успехов, за исключением области нем. философии и литературы, где совершается процесс их внутреннего самоопределения в кантовском смысле этого слова. есть выход человека из несовершеннолетия, в котором он находится по своей вине. Вряд ли можно говорить о веке Просвещения в Италии; здесь оно было равнозначно антиклерикализму. В философии выступало против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке — развитию естествознания, достижения которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. В области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни — освобождение человека от несправедливых уз (см. Индивидуализм, Либерализм), равенство всех людей перед законом, перед человечеством; последнее представляет собой понятие, разработка которого является гл. о. заслугой Просвещения. Главные представители Просвещения: Фрэнсис Бэкон, Гоббс, Локк, Юм — в Англии; Бойль, Вольтер, энциклопедисты, Руссо, Монтескье, Дидро — во Франции; Вольф, Лессинг, Кант (в то же время они стремились к преодолению Просвещения), Фридрих Великий, Томазий — в Германии; Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен — в России; Т.Джефферсон, Б.Франклин — в США. Однако уже в кон. 18 в. Фихте указывал на отрицательные стороны Просвещения. В кон. 19 в. возвращение к метафизике привело к частичному преодолению философии Просвещения.

Каким бывает «просвещение»?

Просвещение бывает:

  • народное
  • европейское
  • отечественное
  • французское
  • христианское
  • духовное
  • половое
  • политическое
  • русское
  • западное
Все определения к слову ПРОСВЕЩЕНИЕ

Фонетический разбор слова «просвещение»

Звуко-буквенный разбор слова просвещение. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «просвещение»

Какими словами можно заменить слово просвещение? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПРОСВЕЩЕНИЕ

Ассоциации к слову «просвещение» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово просвещение? В русском языке со словом просвещение чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПРОСВЕЩЕНИЕ

Сочетаемость слова «просвещение»

Как правильно употребляется слово просвещение? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • божественное просвещение
  • духовное просвещение
  • европейское просвещение
  • западное просвещение
  • истинное просвещение
Полная таблица сочетаемости слова ПРОСВЕЩЕНИЕ

Cлово «просвещение» является ответом на вопросы