Обучение

Cлово «обучение» означает:

— основной путь получения образования. Целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «обучение» в русском языке

основной путь получения образования, процесс овладениязнаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров,наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт,формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитиеиндивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процесседифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. Ведется вучебных заведениях и в ходе практической деятельности.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Психологический словарь

Обучение

— участие других людей в организации процесса учения. учение — усилие самого ученика, усваивающего тот или иной материал.

Психологический словарь

Обучение

— процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков. Проблема обучения рассматривается не только в психологии педагогической (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной, в нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к ней во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль обучения в обретении индивидом общественного опыта, считают, что обучение — процесс, внешний по отношению к психическому развитию, развивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием индивида. В отечественной психологии обучение и развитие не отождествляются, но подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся зону развития ближайшего и способствующего выработке средств и способов ориентации в реальности. Психологически проблема обучения может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, так и со стороны организации оптимального хода усвоения согласно поставленным целям и задачам. Промежуточны вопросы взаимоотношений обучаемых и обучающих. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. В отечественной психологии выделено несколько проблем, решение коих определяет пути и возможности практического применения знаний о психологических закономерностях обучения. Всякое обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта, поэтому важная проблема — организация управляемого обучения, обеспечивающего планомерное формирование нужных качеств (-> концепция формирования поэтапного действий умственных) и учитывающего индивидуально-психологические особенности учащихся, традиционно рассматриваемые в контексте вопросов обучаемости. Кроме того, требуется гармонизация управления процессом усвоения и обеспечения оптимального развивающего эффекта. Специфика психологических особенностей усвоения обусловила дифференцированный подход к разработке методов обучения математике, языкам, естественным и гуманитарным дисциплинам, профессиональному мастерству. Особая ветвь современных исследований — обучение общению, организации целенаправленного овладения средствами и способами коммуникации.

Социологический словарь

Обучение

— англ. learning/teaching/training; нем. Ausbildung. Целенаправленный и планомерный процесс  передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека,  осуществляемый под руководством  специалистов-профессионалов. См. КВАЛИФИКАЦИЯ,  ОБРАЗОВАНИЕ. 

Философский словарь

Обучение

— в психологии процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта. основывается на запоминании; теории запоминания издавна опирались на опыт обучения и на вытекающие из него телесно-психические процессы. Легче и лучше всего запоминается то, что резко выделяется из всей массы усваиваемого материала, в силу чего возникает я, сновыраженное отношение фигуры и основы. Повторение при заучивании наизусть служит уяснению частностей в фигуре (гештальт), понимаемой как целое.

Психологическая энциклопедия

Обучение

— участие других людей в организации процесса учения. Учение — усилие самого ученика, усваивающего тот или иной материал.

Толковый словарь Ожегова

Обучение

См. учить

Экономический словарь

Обучение

— целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися

Cлово «обучение» означает:

Обучение

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ср.

1.процесс действия по гл. обучить , обучать , обучиться

1., обучаться

1.

2.Результат такого действия.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Обучение

ср. Процесс действия по знач. глаг.: обучить, обучать, обучиться, обучаться.

Словарь русского языка Лопатина

Обучение

обуч`ение, -я

Словарь русского языка Ожегова

Обучение

<= учить

Современный толковый словарь, БСЭ

Обучение

основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.

Толковый словарь Ефремовой

Обучение

обучение ср. Процесс действия по знач. глаг.: обучить, обучать, обучиться, обучаться.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Обучение

обучения, мн. нет, ср. Действие по глаг. обучить-обучать и обучаться….Революция 1905г. чрезвычайно много сделала для политического обучения масс… Ленин. Обучение языкам. Обучение войск. Начальное обучение. Заочное обучение. Совместное обучение.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Обучение

процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе О. реализуются цели образования и воспитания . Главный путь получения образования — О. в учебных заведениях различного типа, однако О. осуществляется не только в учебно-воспитательных заведениях, но и в семье, на производстве, в быту и др. сферах. Помимо специально организуемого О., проводимого в определённом режиме под руководством преподавателей, большое значение имеет самообучение, обычно называемое самообразованием . Марксистско-ленинская теория О. принципиально отличается от педоцентрических буржуазных теорий, проповедующих аполитичность О., независимость от классовой структуры общества. В классовом обществе О. носит классовый характер и имеет целью формирование у членов общества определённой системы политических, философских, правовых, нравственных, этических взглядов, воспроизводство человека как элемента социально-экономической структуры, в первую очередь как элемента производительных сил, обладающего необходимыми физическими, интеллектуальными и производственными качествами. В капиталистическом обществе существует противоречие между потребностями капиталистического производства в хорошо подготовленных кадрах и стремлением господствующих классов по идеологическим мотивам ограничить общеобразовательный уровень трудящихся. В условиях социализма такого противоречия нет. В СССР и др. социалистических странах О. способствует решению важнейших проблем коммунистического строительства — созданию материально-технической базы коммунизма, становлению коммунистических общественных отношений, воспитанию нового человека, всестороннему развитию его физических, духовных и нравственных сил. Содержание и характер О. определяются уровнем материального и культурного развития общества, в котором оно осуществляется. В первобытном обществе О. не отделялось от повседневной деятельности людей, было неорганизованным. Появление и распространение письменности позволило фиксировать накопленные знания, не относящиеся к непосредственной деятельности. Появилась необходимость в организованном О. и открытии специальных учреждений — школ, которые должны были передавать знания, умения подрастающему поколению, подготавливая его на этой основе к деятельности, к жизни. Цели, содержание О., его организация и методы на всех этапах развития человеческого общества изменялись в зависимости от характера общественных отношений, актуальных требований к общему образованию и профессиональной подготовке людей, от педагогических идей о самом О. (см. Педагогика ). В условиях современного научно-технического прогресса возникла необходимость в разработке содержания, форм, методов и средств О., соответствующих новым социальным требованиям, а также возможностям и потребностям учащихся. Выполнение этих требований нашло отражение в организации О.: а) устанавливаются тесные связи между различными формами и стадиями О. (человек должен учиться в течение всей жизни — т. н. перманентное О.); б) всё большее значение получает общее политехническое образование, профессиональная специализация осуществляется на базе более широкого общего образования; в) в содержании О. значительно увеличен удельный вес теоретического материала, соответствующего последним достижениям науки; г) усиливается внимание к развивающей стороне О., совершенствованию познавательных сил и способностей учащихся; д) расширяется использование средств массовой коммуникации — радио, телевидения, кино, периодической печати, а также различных форм самообразования. О. — двусторонний процесс, включающий деятельность обучающего и обучаемых и характеризующийся взаимодействием: целей О., воспитания (в процессе О.) и развития учащихся; содержания О., т. е. системы знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть обучаемые; преподавания — деятельности педагога, которая по своей сущности представляет руководство познавательной и практической деятельностью учащихся (основные функции преподавания — побуждение к учению, изложение содержания изучаемого материала, организация деятельности учащихся, контроль знаний, умений, навыков); учения, т. е. деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками (умственные и физические действия). В процессе О. и воспитания формируются мировоззрение, качества личности, развиваются способности. Общественно-исторический опыт человечества передаётся детям и взрослым в процессе О., однако усваивается он по-разному — в зависимости от личного опыта, сформированных умений и навыков, отношения к учебной деятельности, особенностей личности (см. Усвоение ). Методологической основой теории О. в советской педагогике и педагогике др. социалистических стран является марксистско-ленинская теория познания. На различных этапах развития человека характер процесса учения изменяется. Возрастные изменения характеризуются прежде всего переходом от непроизвольных, неуправляемых форм психической деятельности к произвольным, управляемым. В каждом из возрастных периодов наблюдается сосуществование разных уровней учебной деятельности в зависимости от того, с каким по степени сложности материалом учащийся имеет дело. Систематическая реализация принципа — '…то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развитию' (Выготский Л. С., Избранные психологические исследования, 1956, с.
449) — позволяет эффективно воздействовать на общее развитие учащихся. Наряду с возрастными различиями в процессе О. обнаруживаются индивидуальные, которые нередко оказываются даже более ярко выраженными, чем возрастные. Учащиеся могут различаться своеобразием методов учебной работы и путей мышления, направленностью интересов, склонностями. Всестороннее развитие личности предполагает наиболее полное раскрытие её индивидуальности. Процесс учения — особый вид деятельности индивида, детерминированный педагогическими условиями. В учебной деятельности в качестве основных элементов выступают различные виды познавательных действий — перцептивные, мнемические, мыслительные, практические. Психологи и педагоги по-разному подходят к процессу О. Одни стремятся внедрить в теорию О. основные понятия кибернетики и математической логики и, в частности, понятие алгоритма. Другие трактуют процесс О. в свете 'теории умственных действий', согласно которой знания могут быть усвоены только в результате осуществления определённой системы действий, выполняемых вначале в материальной, затем 'материализованной' форме и постепенно преобразующихся в действия внутренние, умственные. Третьи рассматривают учение как овладение системой приёмов или способов умственной деятельности. Несмотря на различия этих подходов к процессу О., в них много общего: все исследователи стремятся обеспечить наиболее эффективное управление процессом О.; считают необходимым наличие в той или иной форме эталона, по которому должна строиться учебная деятельность; расчленяют деятельность на отдельные элементы (отдельные действия, разные этапы в формировании приёма); признают, что более частные способы объединяются, превращаясь в обобщённые и затем становясь общими методами рационального мышления. Всё большее значение приобретает применение элементов программированного обучения , а также проблемного О. (основанного на выявлении и решении учащимися познавательных задач, создании проблемных ситуаций, активизирующих учебную деятельность). Многие теории О., распространённые за рубежом, исходят из ложных представлений о взаимодействии объекта и субъекта. Выявляются две основные группы теорий: трактующие учение как связь между стимулом и реакцией и т. н. познавательные теории. Первые сводят учение к накоплению специфических навыков и, рассматривая О. как тренировку, фактически отождествляют О. животных и человека; вторые трактуют учение как формирование 'познавательных структур', считая это специфическим для человека и подчёркивая качественную модификацию сложных форм поведения. Некоторые современные зарубежные теории О. не учитывают, что различные способы учебной деятельности связаны не только с уровнем овладения ими, но и с характером учебного материала, определяются теми источниками, из которых приобретаются знания. Тем самым обедняется процесс О., гипертрофируется одна его сторона и игнорируются другие. Советские учёные считают, что характер и степень активности обучаемого могут быть различными, но усвоение знаний всегда является результатом собственной познавательной деятельности учащихся, руководимой преподавателем. О. — основной стимулятор развития познавательных способностей учащихся. Сдвиги в развитии обучаемых создают новые возможности, предпосылки для постановки и решения более сложных задач О. Эти положения лежат в основе дидактических принципов, определяющих требования к содержанию и процессу О. (см. Дидактика ). Цели и задачи О. изменяются исторически и варьируются в зависимости от общественного строя, а также от функций конкретных учебных заведений. В 'Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании', принятых Верховным Советом СССР в 1973, сформулированы главные задачи всех типов учебных заведений. Содержание О. определяется в соответствии с его целями — с учётом социальных условий, состояния науки, техники, искусства, особенностей познавательной деятельности, психических процессов, обусловленных возрастом и подготовкой обучаемых. В содержание О. в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, кроме общеобразовательных знаний, входят специальные знания, умения и навыки, необходимые работникам определённой профессии и специальности. Содержание О. отражено в учебных планах и программах, в учебниках и др. пособиях. Для достижения целей О. используются различные методы, средства, организационные системы и формы. Обычно методы О. характеризуются по видам деятельности учителя и учащихся: лекция, рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация натуральных объектов, опытов, трудовых операций, наглядных пособий; наблюдения, упражнения и т.д. В основе их классификации у одних авторов — источник получения знания, методы подразделяются на три группы: словесные, наглядные, практические. Другие — группируют методы в соответствии с дидактическими задачами, для которых они используются: сообщение новых знаний, закрепление, проверка знаний и т.п. Значительное влияние на разработку методов О. оказывает широкое применение в учебном процессе технических средств (кино, телевидение, радио, 'обучающие' устройства, ЭВМ и др.). Существуют различные системы организации О.: индивидуальное О., индивидуально-бригадное обучение , классно-урочная система обучения , курсовая система обучения , предметно-курсовая система обучения , лекционно семинарская и др. Каждая из них использует характерные организационные формы, способствующие созданию специфических условий О., воспитания и развития познавательных способностей учащихся.Лит.: Сеченов И. М., Избранные произведения, т. 1, М., 1952; Выготский Л. С., Избранные психологические исследования, М., 1956; Рубинштейн С. Д., Принципы и пути развития психологии, М. 1959; Блонский П. П., Избранные психологические произведения, М., 1964; Данилов М. А., Процесс обучения в советской школе, М., 1960; Смирнов А. А., Проблемы психологии памяти, М., 1966; Ланда Л. Н., Алгоритмизация в обучении, М., 1966; Основы дидактики, М., 1967; Занков Л. В., Дидактика и жизнь, [М., 1968]; Кабанова-Меллер Е. Н., Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся, М., 1968: Костюк Г. С., Принцип развития в психологии, в кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии, М., 1969; Лейтес Н. С., Умственные способности и возраст, М., 1971; Скаткин М. Н., Совершенствование процесса обучения, М., 1971; Талызина Н. Ф., Кибернетика и педагогика, М., 1971; Щукина Г. И., Проблема познавательного интереса в педагогике, М., 1971; Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Проблемы социалистической педагогики, М., 1973; Валлон Анри, От действия к мысли, М., 1956; Брунер Д., Процесс обучения, пер. с англ., М., 1962; Спенс К., Теоретический анализ процесса научения, в кн.: Экспериментальная психология, под ред. С. С. Стивенса, пер. с англ., т. 2, М., 1963; Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К., Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965; Пиаже Жан, Избранные психологические труды, [М., 1969]; Лингарт И., Процесс и структура человеческого учения, пер. с чешск., М., 1970; Aebli Н., Didactique psychologique. Application à la didactique de la psychologie de Jean Piaget, 2 ed., P., 1963; Guthrie Е. R., The psychology of learning, Rev. ed., N. Y., 1960; Hilgard Е. R., Theories of learning, 3 ed., N. Y.,. 1966; Lumsdaine A. A., Teaching machines and programmed learning, Wash., 1960; Mowrer O. H., Learning theory and behavior, N. Y., 1960; Ausubel D. P., The psychology of meaningful verbal learning: an introduction to school learning, N. Y., 1963; Madsen K. B., Theories of motivation, 4 ed., Kent, 1968; Okon W., U podstaw problemowego uczenia sie, Warsz., 1964; Berlyne D. E., Structure, and direction in thinking, N. Y., 1966; Skinner B. F., The technology of teaching, N. Y., 1968; Учебният процес и урокът, София,

1973. Н. А. Менчинская, М. Н. Скаткин, А. А. Бударный.

Полный орфографический словарь русского языка

Обучение

обучение, -я

Каким бывает «обучение»?

Обучение бывает:

  • начальное
  • школьное
  • бесплатное
  • интенсивное
  • обязательное
  • профессиональное
  • первичное
  • систематическое
  • многолетнее
  • индивидуальное
Все определения к слову ОБУЧЕНИЕ

Морфемный и фонетический разбор слова «обучение»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова обучение. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «обучение»

Какими словами можно заменить слово обучение? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ОБУЧЕНИЕ

Ассоциации к слову «обучение» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово обучение? В русском языке со словом обучение чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ОБУЧЕНИЕ

Сочетаемость слова «обучение»

Как правильно употребляется слово обучение? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • активное обучение
  • бесплатное обучение
  • быстрое обучение
  • взаимное обучение
  • военное обучение
  • воинское обучение
  • всеобщее обучение
  • групповое обучение
  • дальнейшее обучение
  • дистанционное обучение
Полная таблица сочетаемости слова ОБУЧЕНИЕ

Предложения со словом «обучение»

Примеры употребления слова обучение в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

В процессе обучения происходит процесс взаимодействия учителя и ученика, как результат – развитие ученика.

Е. А. Потехина, Введение в педагогическую деятельность. Шпаргалка

Например, если сдать экзамен по любимой литературе заранее, то курс обучения можно продолжать с теми, кто на год, а то и два старше.

Келли Маккалоу, Дитя огня и волшебная корона

В последнее время обучение методике освоения навыков стало доступно в международном масштабе.

Бен Фурман, Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы

Вообще, отношение к женскому организму как-таковой — это очень серьёзный вопрос. Вы понимаете, наша дикость она колечит и гробит женщин. Почему рак грудной железы? Из-за того, что редко кто умеет из горцев обращаться с женской грудью, вы меня извините. Это нежнейший орган. И, следовательно, должно быть обучение … подполковник даже задумался очень глубоко … ребята, я это говорю, серьёзнейшие вещи по жизненному опыту я это говорю.

Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов

Все предложения и цитаты со словом ОБУЧЕНИЕ

Cлово «обучение» является ответом на вопросы