Учебник

Cлово «учебник» означает:

книга для учащихся или студентов, в которой систематическиизлагается материал в определенной области знаний; основной и ведущий видучебной литературы.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «учебник» в русском языке

— книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний в соответствии с учебной программой, основной вид учебной литературы.

Источник: Исторический словарь

Толковый словарь Ожегова

Учебник

Книга для обучения какому-нибудь отдельному предмету

Cлово «учебник» означает:

учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

Учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

м.Книга, предназначенная для изучения какого-либо учебного предмета.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Учебник

м. Книга, предназначенная для изучения какого-л. учебного предмета.

Словарь русского языка Ожегова

Учебник

книга для обучения какому-нибудь отдельному предмету Школьный, вузовский у. У. физики (по физике). У. русского языка (по русскому языку).

Современный толковый словарь, БСЭ

Учебник

книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний; основной и ведущий вид учебной литературы.

Толковый словарь Ефремовой

Учебник

учебник м. Книга, предназначенная для изучения какого-л. учебного предмета.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Учебник

учебника, м. Учебная книга, учебное руководство. Школьный учебник. Учебник немецкого языка. Стабильный учебник.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Учебник

книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются У., отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп. История У. начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные дощечки с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему научных знаний и использовались в качестве учебных книг, например 'Начала' Евклида (около 300 до н. э.) служили У. геометрии в течение многих веков (до конца 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий 'Начал' в разных странах). В средние века, когда церковь заняла господствующее место в просвещении, для обучения использовались богослужебные книги ('Псалтырь', 'Часослов' и др.). В связи с развитием книгопечатания духовенство лишилось монополии на образование (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 350v
51). В 17 в. чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский обосновал роль и значение У. как массового учебного средства, реализующего основные принципы дидактики. Созданный им первый иллюстрированный У. 'Мир чувственных вещей в картинках' (
1658) явился образцом для создателей У. в течение нескольких столетий. Первым русским печатным У. была азбука (букварь), изданная Иваном Федоровым во Львове в

1574. Из четырёх веков существования русских печатных У. 1-я треть приходится на букварно-грамматические У., среди которых наиболее значительны грамматика Зизания (
1596), грамматика М. Смотрицкого (1619, служила У. более 100 лет до появления 'Российской грамматики' М. В. Ломоносова в
1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью гравирован Л. Буниным), носивший светский характер. В 1703 вышла 'Арифметика' Л. Магницкого, являвшаяся до конца 18 в. основным У. арифметики и алгебры. Характерно, что первой книгой гражданского шрифта, введённого Петром 1, был У. v 'Геометриа славенски землемерие' (
1708). В 1760 вышел 'Краткий российский летописец с родословием' v первый У. отечественной истории, написанный Ломоносовым. В конце 18 v начале 19 вв. Комиссией об учреждении народных училищ были выпущены У. по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностранным языкам и др. В середине 19 в. успехи естественных наук, подъём общественно-педагогического движения за демократизацию обучения определили новое направление в подходе к составлению У. Образцом этого явилось 'Родное слово' (книга для чтения) К. Д. Ушинского (1864, книга имела 146 изданий), основная идея которого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. Вслед за ним вышли У. для народных школ, написанные последователями идей Ушинского В. И. Водовозовым, Н. А. Корфом и др. В конце 19 v начале 20 вв. появляются У. по физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по алгебре и геометрии Л. П. Киселева и С. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (некоторые из них в переработанном виде использовались в сов. школе v например учебник Киселева по алгебре имел 42 издания, выходил до 1965, его же У. по геометрии имел 31 издание и выходил до
1970). В период становления сов. системы народного образования в центре внимания было создание принципиально новых учебных программ, отвечающих целям и задачам обучения и воспитания подрастающих поколений строителей коммунистического общества. Дореволюционные У., особенно по гуманитарным дисциплинам, при новых программах оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов. школы не могли дать положительных результатов. Отказ от дореволюционных У. перерос в отрицание необходимости стабильных У. вообще. В 20-х v начале 30-х гг. получили распространение т. н. рабочие книги, 'рассыпные' У., журналы-учебники и даже газеты-учебники. ЦК ВКП (б) в постановлении 'Об учебниках для начальной и средней школы' (12 февраля
1933) осудил такую практику подготовки У. и обязал Наркомпрос РСФСР и ОГИЗ обеспечить издание стабильных школьных У. С этого времени в СССР ведётся систсматическая работа по созданщо и выпуску У., рассчитанных на их применение в течение длительного времени. В основе этой работы лежит указание В. И. Ленина о том, что '… главная задача всякого руководства: дать основные понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и почему важно такое изучение' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с.
40). Огромное значение для формирования теоретических основ и практики подготовки У. имели многочисленные статьи, рецензии и выступления Н. К. Крупской по этим вопросам. Советские школьные У. являются средством осуществления учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой: систематического, прочного и сознательного усвоения знаний, формирования у школьников марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической нравственности. Общий уровень подготовки по основам наук, воспитательный эффект обучения находятся в прямой зависимости от качества школьного У. Ещё Ушинский писал: '… При хорошем учебнике и благоразумной методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель… долго, а может быть, и никогда не выйдет на настоящую дорогу' (Собр. соч., т. 11, 1952, с.
48). Высокое качество У. v это воплощение передовых методических идей, одна из основ эффективности учительского труда. В практике подготовки и издания сов. У. сложились определенные принципы как по их содержанию, так и по методическому построению, требования к языку, художественному оформлению, полиграфическому исполнению и гигиене издания. Содержание сов. У. определяется учебной программой. Основные требования, предъявляемые к школьному У.: знания должны раскрывать основы данной науки, всемерно содействовать воспитанию учащихся, формировать научное мировоззрение и готовить к практической деятельности, знания должны быть вполне доступны для учащихся данных возрастных групп. В У. знания подаются в определенной методической обработке и методическом построении, которые обусловливают приёмы усвоения учащимися знаний и содействуют развитию их мышления и эмоций. Правильное методическое построение У. (соотношение его компонентов v текстов, иллюстраций, аппарата и т.д.) делает его содержание соответствующим целям и процессу усвоения знаний учащимися. Характерной чертой современного сов. У. является то, что он создаётся и используется как составная часть учебного комплекса (учебник v сборник задач и упражнений v книги для чтения и хрестоматии v справочники и словари v материалы для организации самостоятельной работы учащихся). Разработка учебных комплексов, превращение их в функциональное единство элементов (систему) создаёт новое качество, а сами элементы комплекса, прежде всего У., приобретают новые системные свойства. У. всё активнее выступает в роли интегрирующего и организующего средства. Начавшееся в середине 60-х гг. введение в сов. общеобразовательной школе новых программ обусловило создание У., призванных привести уровень образования учащихся в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса. Над проблемами школьного У. работают многочисленные научно-исследовательские педагогические центры, учебно-педагогические издательства, к составлению У. привлечены видные учёные, писатели, художники. Наряду с развитием и совершенствованием теоретических основ и методики традиционных У. появился новый вид учебной книги v программированный учебник .Учебную литературу, предназначенную для профессиональной подготовки и системы повышения квалификации, в том смысле, как это принято для средней общеобразовательной школы, У. назвать нельзя, т.к. в большинстве случаев v это руководства, приближающиеся к производственной литературе и отвечающие практическим задачам подготовки квалифицированного работника. У. для высшей школы в отличие от школьных, как правило, излагают не основы, а самую науку. У. для вузов готовятся как по общенаучным дисциплинам, так и по многочисленным специальностям. Дифференциация наук, появление новых направлений приводят к относительно быстрому старению вузовских У. по специальностям, в дополнение к ним выпускаются различного рода учебные издания (лекции, семинары, избранные главы по той или иной научной теме и др.). Подготовка и издание У. в СССР v дело большой государственной важности. Об этом свидетельствуют постановления ЦК партии, Сов. правительства по вопросам подготовки, издания и распространения У. У. v самая массовая и доступная книга в СССР. В 1975 только для средних общеобразовательных школ было издано около 2400 названий У. на 52 языках, тиражом свыше 300 млн. экз. Учреждены ежегодные Государственные премии за У.; в 1970v76 Государственными премиями отмечено свыше 20 У. для средней общеобразовательной школы, средних специальных и высших учебных заведений. Больших успехов в подготовке и издании У. достигли и др. социалистические страны. Развивается содружество учебно-педагогических издательств СССР с издательствами ГДР, ПНР и др., активно исследуются пути совершенствования современных У. в различных научно-исследовательских педагогических учреждениях. В капиталистических странах, как правило, подготовка и выпуск У. децентрализованы, по одному и тому же учебному предмету выпускаются несколько параллельных конкурирующих У., что объясняется отсутствием единых школьных учебных программ и др. причинами.Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб. ст.], 3 изд., М., 1973; Пед. соч. в 10 тт., Крупская Н. К., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962; Народное образование в СССР. Сб. документов. 1917v1973, М., 1974; Проблемы школьного учебника. (Сб. ст.], в. 1v4, М., 1974v76; Preparing textbook manuscripts. A guide for authors in developing countries, [P.], UNESCO,

1970. И. М. Терехов.

Полный орфографический словарь русского языка

Учебник

учебник, -а

Викисловарь

Учебник

книга для учащихся или студентов по обучению какому-либо предмету, курсу в соответствии с учебной программой; учебное руководство жанр научной литературы, учебно-научное сочинение, излагающее основы той или иной науки и предназначенное для дидактических целей

Каким бывает «учебник»?

Учебник бывает:

  • школьный
  • элементарный
  • популярный
  • потрепанный
  • университетский
  • медицинский
  • стандартный
  • классический
  • современный
  • любой
Все определения к слову УЧЕБНИК

Морфемный и фонетический разбор слова «учебник»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова учебник. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «учебник»

Какими словами можно заменить слово учебник? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову УЧЕБНИК

Ассоциации к слову «учебник» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово учебник? В русском языке со словом учебник чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову УЧЕБНИК

Сочетаемость слова «учебник»

Как правильно употребляется слово учебник? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • вузовские учебники
Полная таблица сочетаемости слова УЧЕБНИК

Предложения со словом «учебник»

Примеры употребления слова учебник в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Даже если вы не являетесь завсегдатаем музеев и выставок, эту фигуру можно вспомнить по школьным учебникам истории.

Галия Злачевская, Лучшие модели на любую фигуру без примерок и подгонок

Подготовленный коллективом авторов учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, изучающих юридические науки, аспирантов, соискателей, учёных и специалистов.

А. Ю. Ильин, Финансовое право

Близнецы сели за парты и открыли учебники истории, но мысли, роившиеся у каждого в голове, мешали сосредоточиться на чтении.

Крис Колфер, Страна Сказок. Заклинание желаний

Эта фраза, тиражируемая в различных формулировках, вошла даже в школьный учебник по истории России О. В. Волобуева издания 1997 г. (сс. 308 —309). Её стали приписывать Сталину после снятой в 1969 —1972 гг. киноэпопеи «Освобождение» реж. Ю. Озерова по сценарию Ю. Бондарева и О. Курганова (впрочем, в сценарии Сталина вообще не было). Ранее это или похожее высказывание приписывалось Л. Мехлису. Например, цитату «Каждый, кто попал в плен, — предатель Родины» приписал Мехлису маршал Г. К. Жуков в беседе с К. М. Симоновым в 1956 г. (Военно-исторический журнал. — 1987. — № 7. — с. 53).

Иосиф Виссарионович Сталин

Все предложения и цитаты со словом УЧЕБНИК

Cлово «учебник» является ответом на вопросы