Эпос

Cлово «эпос» означает:

Эпос

Э́пос ( — «слово», «повествование», «стих») — род литературы (наряду с лирикой и драмой), героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве мир героев-богатырей.

Источник: Википедия

Значение слова «эпос» в русском языке

I м.Повествовательный — в отличие от драмы и лирики — род литературы. II м.совокупность произведений народного творчества: народные песни, сказания, поэмы и т.п., объединенные единой темой или общей национальной принадлежностью. III м.Ряд связанных между собою исторических событий, отличающихся значительностью, величием.

Источник: Большой современный толковый словарь русского языка

Новый словарь иностранных слов

Эпос

(( гр. epos слово, рассказ, песня) повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой); основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Эпос

м.
1) Повествовательный — в отличие от драмы и лирики — род литературы.
2) Совокупность произведений народного творчества: народные песни, сказания, поэмы и т.п., объединенные единой темой или общей национальной принадлежностью.
3) перен. Ряд связанных между собою исторических событий, отличающихся значительностью, величием.

Словарь Даля

Эпос

муж. эпопея жен. , греч. поэма степенного важного содержанья. Эпическое стихотворенье, героическое или вообще повествовательное, сказательное, противоп. драматическое и лирическое. Эпик, эпический поэт.

Словарь иностранных выражений

Эпос

[повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой); основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ.

Словарь русского языка Ожегова

Эпос

произведения народного творчества — героические сказания, песни Народный героический э. Богатырский э. эпос повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики) Spec

Современный толковый словарь, БСЭ

Эпос

(греч. epos — слово, повествование),..
1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (напр., былины)…
2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. ведущий жанр литературы. Эпос — эпическая поэма. Источник ее сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия). В 18-19 вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Древние жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).

Толковый словарь Ефремовой

Эпос

эпос м.
1) Повествовательный — в отличие от драмы и лирики — род литературы.
2) Совокупность произведений народного творчества: народные песни, сказания, поэмы и т.п., объединенные единой темой или общей национальной принадлежностью.
3) перен. Ряд связанных между собою исторических событий, отличающихся значительностью, величием.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Эпос

эпоса, мн. нет, м. (греч. epos – слово) (лит.).

1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики).

2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т. п. Былевой эпос. Гомеровский эпос. Сербский эпос. животный эпос. (см. животный).

Словарь литературоведческих терминов

Эпос

— (от греч. epos — слово, повествование, рассказ)
1) Один из трех основных родов литературы (см. род литературный ), в отличие от лирики (см. лирика ) и драмы (см. драма ) выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры Э. — эпопея , роман , эпическая поэма, или поэма-эпопея (см. эпопея
2); средние — повесть и малые — рассказ , новелла , очерк . К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества (см. устное народное творчество ): сказка , былина ), басня .

2. В устном народном творчестве совокупность эпических песен, сказаний (см. сказание ), древние фольклорные эпопеи (см. эпопея (
1) разных народов, например: русский былинный Э., мифы и легенды Древней Греции, индийский Э. ("Махабхарата") и др.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Эпос

(греч. ezpos — слово, повествование, рассказ),
1) род литературный , выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка , предание , разновидности героического эпоса, эпопея , эпическая поэма , повесть , рассказ , новелла , роман , очерк . Э. , как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, — хода событий (см. Сюжет ) в жизни персонажей . Специфическая же черта Э.- в организующей роли повествования . носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Повествовательный пласт речи эпического произведения непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Эпическое повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания персонажей, то проникается их духом в несобственно прямой речи; то обрамляет реплики героев, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое. Поэтому черты Э. во многом определяются свойствами повествования. Речь здесь выступает главным образом в функции сообщения о происшедшем ранее. Между ведением речи и изображаемым действием в Э. сохраняется временная дистанция: эпический поэт рассказывает '… о событии, как о чем-то отдельном от себя…' (Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с.
45). Эпическое повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах 'рассказывания' обычно отсутствуют. 'Дух повествования' часто бывает '… невесом, бесплотен и вездесущ…' (Манн Т., Собр. соч., т. 6, М., 1960, с.
8). Вместе с тем речь повествователя характеризует не только предмет высказывания, но и его самого; эпическая форма запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, своеобразие сознания повествователя. Живое восприятие читателя всегда связано с пристальным вниманием к выразительным началам повествования, т. е. субъекту повествования, или 'образу повествователя' (понятие В. В. Виноградова, М. М. Бахтина, Г. А. Гуковского). Э. максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создаёт сценические эпизоды, т. е. картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев (вечер у А. П. Шерер в первых главах 'Войны и мира' Л. Н. Толстого), либо в эпизодах описательных, обзорных, 'панорамных' говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах (описание Л. Н. Толстым Москвы, опустевшей перед приходом французов). В тщательном воссоздании процессов, протекающих в широком пространстве и на значительных этапах времени, с Э. способно соперничать лишь киноискусство. Арсенал литературно-изобразительных средств используется Э. в полном его объёме (портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, действия, жесты, мимика и т. п.), что придаёт образам иллюзию пластической объёмности и зрительно-слуховой достоверности. Изображаемое может являть собой и точное соответствие 'формам самой жизни' и, напротив, резкое их пересоздание. Э., в отличие от драмы, не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображенное, сколько 'изображающий', т. е. повествователь, которому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях. В этом смысле структура эпического повествования, обычно отличающаяся от внехудожественных сообщений (репортаж, историческая хроника), как бы 'выдаёт' вымышленный, художественно-иллюзорный характер изображаемого. Эпическая форма опирается на различного типа сюжеты. В одних случаях событийность произведений предельно напряжена (авантюрно-детективные сюжеты Ф. М. Достоевского), в других — ход событий ослаблен, так что происшедшее как бы тонет в описаниях, психологических характеристиках, рассуждениях (проза А. П. Чехова 1890-х гг., романы Т. Манна и У. Фолкнера). По мысли И. В. Гёте и Ф. Шиллера, замедляющие мотивы — существенная черта эпического рода литературы в целом. Объём текста эпического произведения, которое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен — от рассказов-миниатюр (ранний Чехов, О. Генри) до пространных эпопей и романов ('Махабхарата' и 'Илиада', 'Война и мир' и 'Тихий Дон'). Э. может сосредоточить в себе такое количество характеров и событий, которое недоступно другим родам литературы и видам искусства (с ним могут соперничать лишь многосерийные телефильмы). При этом повествовательная форма в состоянии воссоздавать характеры сложные, противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. Хотя возможности эпического отображения используются не во всех произведениях, со словом Э. связано представление о показе жизни в её целостности, о раскрытии сущности целой эпохи и масштабности творческого акта. Сфера эпических жанров не ограничена какими-либо типами переживаний и миросозерцаний. В природе Э. — универсально-широкое использование познавательно-идеологических возможностей литературы и искусства в целом. 'Локализующие' характеристики содержания эпических произведений (например, определение Э. в 19 в. как воспроизведения господства события над человеком или современное суждение о 'великодушном' отношении Э. к человеку) не вбирают всю полноту истории эпических жанров. Э. формировался разными путями. Лиро-эпические (см. Лиро-эпический жанр ) , а на их основе и собственно эпические песни, подобно драме и лирике, возникали из ритуальных синкретических представлений (см. Синкретизм ) . Становление прозаических жанров Э., в частности сказки, генетически связано с индивидуально рассказывавшимися мифами (см. Мифология ) . На раннее эпическое творчество и дальнейшее становление форм художественного повествования воздействовали также устные, а потом и фиксируемые письменно исторические предания. В древней и средневековой словесности весьма влиятельным был народный героический эпос (см. ниже). Его формирование знаменовало полное и широкое использование возможностей эпического рода. Тщательно детализированное, максимально внимательное ко всему зримому и исполненное пластики повествование преодолело наивно-архаическую поэтику кратких сообщений, характерную для мифа, притчи и ранней сказки. Для героического эпоса характерно 'абсолютизирование' дистанции между персонажами и тем, кто повествует; повествователю присущ дар невозмутимого спокойствия и 'всеведения' (недаром Гомера уподобляли богам-олимпийцам), и его образ — образ существа, вознёсшегося над миром,- придаёт произведению колорит максимальной объективности. '… Рассказчик чужд действующим лицам, он не только превосходит слушателей своим уравновешенным созерцанием и настраивает их своим рассказом на этот лад, но как бы заступает место необходимости…' (Шеллинг Ф., Философия искусства, М., 1966, с.
399). Но уже в античной прозе дистанция между повествователем и действующими лицами перестаёт абсолютизироваться: в романах 'Золотой осёл' Апулея и 'Сатирикон' Петрония персонажи сами рассказывают о виденном и испытанном. В литературе последних трёх столетий, отмеченных преобладанием романических жанров (см. Роман ) , доминирует 'личностное', демонстративно-субъективное повествование. С одной стороны, всеведение повествователя охватывает мысли и чувства персонажей, не выраженные в их поведении. С другой — повествователь нередко смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его умонастроением. Так, сражение при Ватерлоо в 'Пармской обители' Стендаля воспроизведено отнюдь не по-гомеровски: автор как бы перевоплотился в юного Фабрицио, дистанция между ними практически исчезла, точки зрения обоих совместились (способ повествования, присущий Л. Толстому, Достоевскому, Чехову, Г. Флоберу, Т. Манну, Фолкнеру). Такое совмещение вызвано возросшим интересом к своеобразию внутреннего мира героев, скупо и неполно проявляющегося в их поведении. В связи с этим возник также способ повествования, при котором рассказ о происшедшем является одновременно монологом героя ('Последний день приговоренного к смерти' В. Гюго, 'Кроткая' Достоевского, 'Падение' А. Камю). Внутренний монолог как повествовательная форма абсолютизируется в литературе 'потока сознания' (Дж. Джойс, отчасти М. Пруст). Способы повествования нередко чередуются, о событиях порой рассказывают разные герои, и каждый в своей манере ('Герой нашего времени' М. Ю. Лермонтова, 'Иметь и не иметь' Э. Хемингуэя, 'Особняк' Фолкнера, 'Лотта в Веймаре' Т. Манна). В монументальных образцах Э. 20 в. ('Жан Кристоф' Р. Роллана, 'Иосиф и его братья' Т. Манна, 'Жизнь Клима Самгина' М. Горького, 'Тихий Дон' М. А. Шолохова) синтезируются давний принцип 'всеведения' повествователя и личностные, исполненные психологизма формы изображения. В романной прозе 19-20 вв. важны эмоционально-смысловые связи между высказываниями повествователя и персонажей. Их взаимодействие придаёт художественность речи внутреннюю диалогичность; текст произведений запечатлевает совокупность разнокачественных и конфликтующих сознаний. 'Голоса' разных лиц могут либо воспроизводиться поочерёдно, либо соединяться в одном высказывании — 'двуголосом слове' (см. М. М. Бахтин, Проблемы поэтики Достоевского, 1972, с.
324). Повествовательное многоголосие не характерно для канонических жанров давних эпох, где безраздельно господствовал голос повествователя, в тон которому высказывались и герои. В литературе же двух последних столетий, напротив, широко представлены внутренняя диалогичность и многоголосие речи, благодаря которым осваивается речевое мышление людей и духовное общение между ними.
2) В более узком и специфическом смысле слова — героический Э. как жанр (или группа жанров), т. е. героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину нар. жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Героический Э. бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников Э. имеют фольклорные истоки; сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический Э. часто называют народным Э. Однако такое отождествление не совсем точно, поскольку книжные формы Э. имеют свою стилистическую, а порой и идеологическую специфику, а безусловно относимые к народному Э. баллады , исторические предания и песни, народный роман и т. п. могут считаться героическим Э. лишь с существенными оговорками. Героический Э. дошёл до нас как в виде обширных эпопей , книжных ( 'Илиада' , 'Одиссея' , 'Махабхарата' , 'Рамаяна' , 'Беовульф' ) или устных ( 'Джангар' , 'Алпамыш' , 'Манас' , так и в виде коротких 'эпических песен' (русские былины , южнославянские юнацкие песни, стихотворения Эдды Старшей ) , отчасти сгруппированных в циклы, реже — прозаических сказаний [ саги , Нартский (нартовский) эпос ] .Народный героический Э. возник (на основе традиций мифологического Э. и богатырской сказки, позднее — исторических преданий и отчасти панегириков) в эпоху разложения первобытнообщинного строя и развивался в античном и феодальном обществе, в условиях частичного сохранения патриархальных отношений и представлений, при которых типичное для героического Э. изображение общественных отношений как кровных, родовых могло не представлять ещё сознательного художественного приёма. В архаических формах Э. (карельские и финские руны , богатырские поэмы тюрко-монгольских народов Сибири, Нартский эпос, древнейшие части вавилонского 'Гильгамеша', Эдды Старшей, 'Сасунци Давид' ,'Амираниани') героика выступает ещё в сказочно-мифологической оболочке (богатыри владеют не только воинской, но и 'шаманской' силой, эпические враги выступают в облике фантастических чудовищ); главные темы: борьба с 'чудовищами', героическое сватовство к 'суженой', родовая месть. В классических формах Э. богатыри-вожди и воины представляют историческую народность, а их противники часто тождественны историческими 'захватчикам', иноземным и иноверным угнетателям (например, турки и татары в слав. Э.). 'Эпическое время' здесь уже — не мифическая эпоха первотворения, а славное историческое прошлое на заре национальной истории. Древнейшие государственные политические образования (например, Микены — 'Илиада', Киевское государство князя Владимира — былины, государство четырёх ойротов — 'Джангар') выступают как обращенная в прошлое национальная и социальная утопия. В классических формах Э. воспеваются исторические (или псевдоисторические) лица и события, хотя само изображение исторических реалий подчинено традиционным сюжетным схемам; иногда используются ритуально-мифологические модели. Эпический фон обычно составляет борьба двух эпических племён или народностей (в большей или меньшей мере соотнесённых с реальной историей). В центре часто стоит военное событие — историческое ( Троянская война в 'Илиаде', битва на Курукшетре в 'Махабхарате', на Косовом Поле — в сербских юнацких песнях), реже — мифическое (борьба за Сампо в 'Калевале' ) . Власть обычно сосредоточена в руках эпического князя (Владимир — в былинах, Карл Великий — в 'Песне о Роланде' ) , но носителями активного действия являются богатыри, чьи героические характеры, как правило, отмечены не только смелостью, но и независимостью, строптивостью, даже неистовостью (Ахилл — в 'Илиаде', Илья Муромец — в былинах). Строптивость приводит их порой к конфликту с властью (в архаической эпике — к богоборчеству), но непосредственно общественный характер героического деяния и общность патриотических целей большей частью обеспечивают гармоническое разрешение конфликта. В Э. рисуются преимущественно действия (поступки) героев, а не их душевные переживания, но собственный сюжетный рассказ дополняется многочисленными статическими описаниями и церемониальными диалогами. Устойчивому и относительно однородному миру Э. соответствует постоянный эпический фон и часто размеренный стих; цельность эпического повествования сохраняется при сосредоточении внимания на отдельных эпизодах.Лит.: Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Теория литературы… Роды и жанры литературы, [кн. 2], М., 1964; Бахтин М. М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Гачев Г. Д., Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр, М., 1968; Friedemann К.,. Die Rolle des Erzahlers in der Epik, Lpz., 1910; Flemming W., Epik und Dramatik…, Bern, 1955; Scholes R., Kellogg R., The nature of narrative, N. Y., 1966; Grundzuge der Literatur-und Sprachwissenschaft, Bd I, Literaturwissen-schaft, Munch.,

1974. Жирмунский В. М., Народный героический эпос, М. — Л., 1962; Мелетинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963; его же, Народный эпос, в кн.: Теория литературы… Роды и жанры литературы, [кн. 2], М., 1964; Гринцер П. А., Эпос древнего мира, в сборнике: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971; Текстологическое изучение эпоса, М., 1971; Lord A., The singer of tales, Camb. (Mass.),

1960. В. Е. Хализев (Э. как род литературный), Е. М. Мелетинский.

Полный орфографический словарь русского языка

Эпос

эпос, -а

Викисловарь

Эпос

повествовательный род литературы в отличие от лирики и драмы совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединённых общей темой, общенациональной принадлежностью и т. п.

Каким бывает «эпос»?

Эпос бывает:

  • былинный
  • скандинавский
  • героический
  • вавилонский
  • индийский
  • древнегреческий
  • богатырский
  • народный
  • ирландский
  • финский
Все определения к слову ЭПОС

Фонетический разбор слова «эпос»

Звуко-буквенный разбор слова эпос. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «эпос»

Какими словами можно заменить слово эпос? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ЭПОС

Ассоциации к слову «эпос» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово эпос? В русском языке со словом эпос чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ЭПОС

Сочетаемость слова «эпос»

Как правильно употребляется слово эпос? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • былинный эпос
  • германский эпос
  • героический эпос
  • гомеровский эпос
  • греческий эпос
  • древнеиндийский эпос
  • древний эпос
  • индийский эпос
  • иранский эпос
  • народный эпос
Полная таблица сочетаемости слова ЭПОС

Предложения со словом «эпос»

Примеры употребления слова эпос в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Происхождение слова к а з а к, или вольный человек, возникло в глубокой древности и относится к эпохе героического народного эпоса.

А. А. Гордеев, История казачества

Великий индийский эпос, в руках брахманов впоследствии совершенно преобразившийся, также пользуется обильным материалом, доставляемым этими войнами и передвижениями народов.

Георг Шустер, История тайных обществ, союзов и орденов

Кроме того, гомеровский эпос хранил вечные истины о природе богов и человеческой храбрости, верности, сдержанности, любви и скорби.

Томас Мартин, Древняя Греция

Все предложения и цитаты со словом ЭПОС

Cлово «эпос» является ответом на вопросы