Поэма

Cлово «поэма» означает:

(греч. poiema) — 1) поэтический жанр большого объема,преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называютмонументальный героический эпос (эпопею) — "Илиаду", "Одиссею", "Песнь оРоланде", что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы иобъясняет ряд ее "наследственных" черт (историчность и героичностьсодержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизмаспецифически "поэмное" событие — само столкновение лирического иэпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными(историческими, социальными или космическими) силами ("Медный всадник" А.С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование "зримой"событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор -участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т.Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма(" без Героя" А. А. Ахматовой). 2) В музыке — небольшая лирическаяпьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение,обычно программное (симфоническая поэма), иногда хоровое иливокально-инструментальное сочинение.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «поэма» в русском языке

— поэтический жанр большого объема, преимущественно лиро-эпический. В древности и средние века П. называли монументальный героический эпос.

Источник: Исторический словарь

Cлово «поэма» означает:

Поэма

Поэ́ма — литературный и музыкальный жанр.

Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ж.

1.Повествовательное художественное произведение в стихах. отт. Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий.

2.Музыкальное произведение для оркестра ( или оркестра и хора ) или отдельного инструмента, имеющее поэтически-образное содержание.

3. перен.Что-либо, что поражает своею красотой, величием, достоинствами.

Новый словарь иностранных слов

Поэма

( гр. poiema создание)
1) большая (как правило, многочастная) стихотворная форма; перен. о чём-л. прекрасном, необыкновенном;
2) название нек-рых муз. произведений — небольших лирических инструментальных пьес, крупных одночастных оркестровых произведений, вокальных или вокально-симфонических сочинений.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Поэма

ж.
1) а) Повествовательное художественное произведение в стихах. б) Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий.
2) Музыкальное произведение для оркестра (или оркестра и хора) или отдельного инструмента, имеющее поэтически-образное содержание.
3) перен. Что-л., что поражает своею красотой, величием, достоинствами.

Словарь иностранных выражений

Поэма

[

1. большая (как правило, многочастная) стихотворная форма; * о чём-л. прекрасном, необыкновенном;

2. название нек-рых муз. произведений — небольших лирических инструментальных пьес, крупных одночастных оркестровых произведений, вокальных или вокально-симфонических сочинений.

Словарь русского языка Лопатина

Поэма

по`эма, -ы

Словарь русского языка Ожегова

Поэма

о чем-нибудь возвышенном, прекрасном П. любви. П. весны. поэма большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему Эпические поэмы Гомера. П. Пушкина Цыганы".

Современный толковый словарь, БСЭ

Поэма

(греч. poiema),
1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» А. А. Ахматовой).
2) В музыке — небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное (симфоническая поэма), иногда хоровое или вокально-инструментальное сочинение.

Толковый словарь Ефремовой

Поэма

поэма ж.
1) а) Повествовательное художественное произведение в стихах. б) Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий.
2) Музыкальное произведение для оркестра (или оркестра и хора) или отдельного инструмента, имеющее поэтически-образное содержание.
3) перен. Что-л., что поражает своею красотой, величием, достоинствами.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Поэма

(по), поэмы, ж. (греч. poiema – творение).

1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-н. крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма (чередующая повествование лирическими отступлениями). Читал, забывшись между тем, отрывки северных поэм. Пушкин. || Название нек-рых крупных по размерам или идейному содержанию литературных произведений в стихах или прозе (лит.). Поэма Гоголя "Мертвые души". Петербургская поэма Достоевского "Двойник". Роман "Война и мир" – героическая поэма о двенадцатом годе.

2. перен. О чем-н. необыкновенном, поражающем своею красотой, величием, достоинствами (разг. шутл. устар.). Вид на Кавказский хребет при восходе солнца – это целая поэма!

3. Название нек-рых музыкальных произведений (муз.). "Поэма экстаза" Скрябина. Симфонические поэмы Листа.

Словарь литературоведческих терминов

Поэма

— (от греч. poiema — творение) — лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда", А.С. Пушкин "Медный всадник", А. Ахматова "Поэма без героя" и др. Первоначально, в античную эпоху, основу содержания П. — торжественного, "высокого" по духу и слогу произведения — составляли героические и мифологические сюжеты, однако с течением времени ее жанровое содержание расширилось: П. стали называть не только стихотворный текст героического, исторического, лирического или сатирического характера, но и прозаическое произведение, автор которого стремился подчеркнуть масштабность художественного замысла (например: П. Н.В. Гоголя "Мёртвые души", "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко).

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Поэма

(греч. poiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос ) , безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпических песен и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём 'разбухания' (А. Хойслер) одного или нескольких народных преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе исторического бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). П. развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-исторического значения ('Илиада', 'Махабхарата', 'Песнь о Роланде' и др.). Известно много жанровых разновидностей П.: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, П. с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась П. на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему ('Энеида' Вергилия, 'Божественная комедия' Данте, 'Лузиады' Л. ди Камоэнса, 'Освобожденный Иерусалим' Т. Тассо, 'Потерянный рай' Дж. Мильтона, 'Генриада' Вольтера, 'Мессиада' Ф. Г. Клопштока, 'Россияда' М. Н. Хераскова, и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была П. с романическими особенностями сюжета ('Витязь в барсовой шкуре' Шота Руставели, 'Шахнаме' Фирдоуси, в известной мере — 'Неистовый Роланд' Л. Ариосто), связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в П. выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция — особенности, характерные уже для предромантических П. ('Фауст' И. В. Гёте, поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма , когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию П. 'Вершинные' в эволюции жанра романтической П. произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер ('Паломничество Чайльд Гарольда' Дж. Байрона, 'Медный всадник' А. С. Пушкина, 'Дзяды' А. Мицкевича, 'Демон' М. Ю. Лермонтова, 'Германия, зимняя сказка' Г. Гейне). Во 2-й половине 19 в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений ('Песнь о Гайавате' Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова ('Мороз Красный нос', 'Кому на Руси жить хорошо') проявляются жанровые тенденции, характерные для развития П. в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал). В П. 20 в. интимнейшие переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри ('Облако в штанах' В. В. Маяковского, 'Двенадцать' А. А. Блока, 'Первое свидание' А. Белого). В сов. поэзии бытуют различные жанровые разновидности П.: возрождающие героическое начало ('Владимир Ильич Ленин' и 'Хорошо!' Маяковского, 'Девятьсот пятый год' Б. Л. Пастернака, 'Василий Тёркин' А. Т. Твардовского); П. лирико-психологические ('Про это' Маяковского, 'Анна Онегина' С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис), исторические ('Тобольский летописец' Л. Мартынова) или сочетающие нравственную и социально-историческую проблематику ('Середина века' В. Луговского). П. как синтетический, лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и 'музыку', 'стихию' мировых потрясений, сокровенные чувства и историческую концепцию, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии: 'Почин стены' и 'В бурю' Р. Фроста, 'Ориентиры' Сен-Жона Перса, 'Полые люди' Т. Элиота, 'Всеобщая песнь' П. Неруды, 'Ниобея' К, И. Галчиньского, 'Непрерывная поэзия' П. Элюара, 'Зоя' Назыма Хикмета.Лит.: Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971: Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин, Л., 1924; Голенищев-Кутузов И. Н., Творчество Данте и мировая культура, М., 1971; Соколов А. Н., Очерки по истории русской поэмы 18 и первой пол. 19 вв., М., 1956; Теория литературы…, [кн. 2], М., 1964; Bowra С., Heroic poetry, L.,

1952. Е. М. Пульхритудова.

Полный орфографический словарь русского языка

Поэма

поэма, -ы

Викисловарь

Поэма

повествовательное художественное произведение в стихах

Морфемный и фонетический разбор слова «поэма»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова поэма. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «поэма»

Какими словами можно заменить слово поэма? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПОЭМА

Ассоциации к слову «поэма» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово поэма? В русском языке со словом поэма чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПОЭМА

Сочетаемость слова «поэма»

Как правильно употребляется слово поэма? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • байроническая поэма
  • бессмертная поэма
  • большая поэма
  • великая поэма
  • гениальная поэма
  • героические поэмы
  • гомеровские поэмы
  • длинная поэма
  • драматическая поэма
  • знаменитая поэма
Полная таблица сочетаемости слова ПОЭМА

Cлово «поэма» является ответом на вопросы