Футуризм

Cлово «футуризм» означает:

(от лат. futurum — будущее) — гахгл. futurism; нем. Futurismus; ujpp.futurisme; Авангардистское направление в европейском искусстве начала XX в., отрицающее нравственные и художественные ценности  традиционной культуры.

Источник: Социологический словарь

Значение слова «футуризм» в русском языке

(от лат. futurum — будущее) — авангардистское направление вевропейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России.Стремясь создать "искусство будущего", декларировал (в манифестах ихудожественной практике итальянского поэта Ф.Т. Маринетти, российскихкубофутуристов из "Гилеи", участников "Ассоциации эгофутуристов","Мезонина поэзии", "Центрифуги") отрицание традиционной культуры (наследия"прошлого"), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Дляживописи (в Италии — У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывыформ, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления,полученные в процессе стремительного движения. Для литературы -переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В.Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) — языковоеэкспериментирование ("слова на свободе" или "заумь").

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Футуризм

— будущее — авангардистское направление в европейском искусстве 10—20-х гг. XX в. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры, особенно ее моральных и художественных ценностей, культивировал урбанизм — эстетику машинной индустрии и большого города, переплетение документального материала и фантастики. В поэзии разрушал даже естественный язык (слова «на свободе» или заумь). В живописи итальянские футуристы У. Воччони, Д. Северими использовали пересечения, сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммируя впечатления, полученные в процессе стремительного движения Выявил различные идеологические тенденции — от профашистских идей Ф. Маринетти в Италии до приверженности Октябрьской революции В. Маяковского в России.

Исторический словарь

Футуризм

— ощущение времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность.

Философский словарь

Футуризм

(лат.-будущее): одно из художественных течений авангардистского искусства первой четверти 20 в. Наиболее ярко футуризм проявился в поэзии и изобразительном искусстве. Обвиняя предшествующих художников в том, что они были далеки от народных низов, футуристы стремились вынести искусство из музеев на улицу, «в народ», «в толпу». Новая ритмика, новая рифма создавались для громкого чтения текста на площади, перед большой массой народа. Поэтому все их творчество причудливо сочетало в себе «заумные» поиски и народную карнавальность (такова, например, пьеса В. Маяковского «Мистерия буфф»)

Философский словарь

Футуризм

(лат. — будущее) — авангардистское направление в искусстве 10 — 20-х годов ХХ века. появился в результате стремления деятелей художественной культуры изобрести искусство нового, машинного, индустриального века; искусство динамичное, разрушающее все старые традиции, приемы и каноны; искусство, которое соответствовало бы техническим, промышленным изменениям, произошедшим в мире. проявился в различных видах искусства — театре, музыке, литературе, изобразительном искусстве. Художники и скульпторы-футуристы (например, итальянские художники К. Карра, Дж. Балла и др.) провозгласили, что объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение, динамика современной жизни, передаваемые с помощью синтеза времени, формы, цвета и тона. На деле это приводило к многократному умножению зрительных образов в пределах одной композиции. Предметы множились, деформировались, накладывались друг на друга, никогда не оставались неподвижными. В России футуризм отчетливее всего выразился в литературе (Д. Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников, А.Крученых и др.). В стремлении создать "новое" искусство в произведениях литературы переплетался материал и фантастика, разрешался даже естественный язык (особенно в поэзии), где появилась так называемая "заумь" (термин русских футуристов) — экспериментальный поэтический язык, строящийся на звукоподражании, произвольных звукосочетаниях и алогичных словопреобразованиях. В России сходство идейно-эстетических взглядов поэтов и живописцев закрепило название "футуризм" за всем фронтом авангардистского искусства 10 — 20-х годов и часто этим термином обозначают разные направления в искусстве начала века: фовизм, авангардизм в целом.

Философский словарь

Футуризм

(лат. future — будущее) — идейно-художественное течение в рамках модернизма в период с 1910-х по 1930-е в Италии и, отчасти, Франции и России. Основоположник-теоретик — Маринетти; классические представители: У. Боччони, Дж. Северини, Дж. Балла, К. Карра, Л. Руссоло и др. Эстетическая концепция Ф. опирается на общекультурные идеи Маринетти о формировании новой цивилизации сращения человека с техникой ("новый кентавр" — человек на мотоцикле), о замене художественной программы психологизма программой выражения "чувств и инстинктов металлов, камней, деревьев", о преодолении диктата логики, дискурса и языка над свободной ассоциативностью сознания и о "великом смехе", который "омолодит лицо мира" (см. подробнее: Маринетти). В отличие от экспрессионизма и кубизма, характеризующихся пессимистическим восприятием нового века (см. программный тезис кубизма: "закрыть глаза, чтобы не видеть дракона"), Ф. ориентирован на мажорную оценку машинной цивилизации и экстраполяцию динамизма техники на эмоционально-психологическую сферу: "мы воспринимаем, как механизмы; чувствуем себя построенными из стали. Мы тоже машины. Мы тоже механизмы" (Северини). Вместе с тем, Ф. может быть рассмотрен как закономерный этап в разворачивании содержательной эволюции модернистской концепции художественного творчества. Изначальная ориентация модернизма на моделирование в творчестве возможных миров фундирована в экспрессионизме идей отказа от изобразительности и выражения сущности объекта "не так, как мы его видим, а так, как мы его знаем" (Э.Л. Кирхнер). В кубизме эта программа оборачивается эксплицитно объявленной "войной против зрения" (П. Пикассо), в ходе которой исходная позиция бунта против вещей (как они есть) сменяется лозунгом слияния с вещью (какой она должна быть): "уважайте объект" у Пикассо. И если для экспрессионизма характерен поиск "мифологических первоэлементов мироздания" (Э.Х. Нольде, Ф. Марк, Э. Хаккель, П. Клее и др.), то для кубизма — не только "изучение структуры первичных объемов" (Пикассо), но и целенаправленное моделирование реальности: "орфизм" Г. Аполлинера (как музыка Орфея обладала материальной силой и возвращала к жизни, так, по мысли Аполлинера, вдохновение художника способно созидать жизненное, т.е. подлинное бытие — в противоположность видимой "искусственной декорации в декоративном искусстве"), эксперименты Р. Делоне в сфере моделирования реальности из элементов света, неопластицизм Мондриана как отрицание непосредственной пластики ("идеи Платона — плоские") и т.п. Ф. занимает в означенной традиции особое место, делая радикальный поворот от осмысления элементов формы к осмыслению элементов движения: по формулировке "Манифеста футуристической живописи" (1910), "нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты". В рамках характерного для Ф. течения динамизма движение расслаивается на составляющие его элементы ("у бегающих лошадей не четыре ноги, а двадцать, и движения их треугольны" — у Балла), в рамках симультанизма движение схватывается посредством организации картины с помощью так называемой "линии силы", демонстрирующей проникновение движущихся объектов друг в друга ("откроем фигуру, как окно, и заключим в нее среду, в которой она живет" — у Боччони). Однозначная ориентация на процессуальность движения при абстрагировании как от движущегося объекта, так и от направления и цели движения ("движение и свет уничтожают материальность тел", согласно "Манифесту") получает в Ф. ярко выраженную социальную аппликацию: аксиологический акцент делается на социальном движении как воплощающем — вне зависимости от своей направленности — обновление и, следовательно, прогресс (книга Карра "Война — живопись", картины Боччони "Драка", Руссоло "Восстание", Карра "Похороны анархиста Галле" и др.) — при абстрагировании от человека в контексте его абсолютной личной ценности и частной жизни (идея Маринетти об индивиде как "штифтике", обеспечивающем движение социальной мегамашины, — в противоположность концепции сильной личности; выражающие — соответственно — эти идеи картины Северини "Бронепоезд" и Боччони "Единственная форма"). На этой основе происходит историческое смыкание Ф. с фашизмом: с приходом к власти Муссолини Ф. становится официальной эстетической доктриной итальянского фашизма, эволюционируя от концептуального педалирования идеи агрессии ("без агрессии нет шедевра" — у Маринетти) и культивирования "брутальных портретов Дуче" в начальный период государственного развития фашизма — до концептуальных прокламаций социального оптимизма ("одна лишь радость динамична" — в псевдоромантическом манифесте Маринетти "Новая футуристическая живопись", 1930) и культивации идиллических пасторалей в стиле неоклассицизма в период стабилизации фашистского правления. В области художественной техники Ф. сыграл большую роль в становлении абстракционизма ("Выстрел из ружья" и "Динамические последовательности" Балла, "Сферическое распространение центробежного света" Северини, более поздние "Манифест абстрактной живописи" Прамполини и идея "всемирного Ф."), авангарда новой волны, прежде всего, искусства pop-art ("Памятник бутылке" Боччони, 1913 — как первый художественный прецедент "деланья вещей") и синтетического искусства (концерт "звуков большого города" на базе комплексного "шумопроизводителя" Руссоло) и — отчасти — сюрреализма ("Состояние души" Боччони: "Прощание", "Те, кто остается" и др.). М.А. Можейко

Толковый словарь Ожегова

Футуризм

Формалистическое направление в искусстве и литературе начала 20 в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приемы старого искусства

Каким бывает «футуризм»?

Футуризм бывает:

  • итальянский
  • русский
Все определения к слову ФУТУРИЗМ

Синонимы к слову «футуризм»

Какими словами можно заменить слово футуризм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ФУТУРИЗМ

Сочетаемость слова «футуризм»

Как правильно употребляется слово футуризм? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • русский футуризм
Полная таблица сочетаемости слова ФУТУРИЗМ

Предложения со словом «футуризм»

Примеры употребления слова футуризм в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Широко заявивший о себе одновременно с акмеизмом футуризм стал первым авангардным течением в русской литературе.

Антология, Серебряный век. Поэты и стихи

И опять, как и прежде, некоторые сбросили этот засаленный халат. И дали пощёчину старьёвщику – академии, объявив футуризм.

Казимир Малевич, Черный квадрат. Мир как беспредметность

Итальянский футуризм окончательно раскололся к 1915 году.

Группа авторов, Мастера авангарда

До этой поры всегда художник шёл вслед за вещью, так и новый футуризм идёт за машиной современного бега. (Казимир Малевич)

Художник

Все предложения и цитаты со словом ФУТУРИЗМ

Cлово «футуризм» является ответом на вопросы