Субстанция

Cлово «субстанция» означает:

(от лат. substantia — сущность, лежащее в основе) — англ. substance; нем. Substanz. 1. Первооснова, сущность всех вещей и явлений. 2. Объективная реальность,  рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; предельное основание,  позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существенному. Вычленяются: одна С. (монизм) , две С. (дуализм)  или множество С. (плюрализм) .

Источник: Социологический словарь

Значение слова «субстанция» в русском языке

В узком смысле вещь в себе, которая характеризуется негеометрической протяженностью, самостоятельностью, самопроницаемостью, самосознанием-связью, довременностью, дорациональностью, ологиченностью, бесструктурностью. С. — абсолют по отношению к ее производным. Возникает как статистическая детекция виртуального недобытия. С. имперсональна и безлична. Представляет собой сгусток предельных тонических потенциалов.

Источник: Философский словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Субстанция

(лат. substantia — сущность; то — что лежит в основе),объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечтоотносительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни отчего другого.

Философский словарь

Субстанция

Теософы употребляют это слово в двояком смысле, определяя субстанцию как ощущаемую и неощущаемую; и, различая материальную, психическую и духовную субстанции (см. "Судда Сатва"), на идеальную (т.е. существующую на высших планах) и реальную субстанцию.

Философский словарь

Субстанция

(от лат. substantia сущность) — в обычном понимании синоним материи, вещества; в философском плане — нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. Как сущность, лежащая в основе всего, понятие субстанции играет некоторую роль уже в древнегреч. философии (гл. о. начиная с Аристотеля). Позднее — у схоластов, а также у Декарта и Спинозы. В то время как Декарт, кроме абсолютной субстанции (Бога), предполагает еще и две др. сотворенные субстанции (см. Res), у Спинозы имеется только одна бесконечная субстанция, которую можно назвать также Богом или природой. Закон, по которому при всякой смене явлений субстанция остается и количество ее в природе не увеличивается и не уменьшается, принадлежит, по Канту, к "аналогиям опыта". Для Шопенгауэра субстанция — материя, для Юма — это только фикция, сосуществование свойств. Современная психология заменила предположение о наличии "духовной субстанции" как основы психических процессов теорией актуальности (см. Актуальности теория). Для современного естествознания субстанция — только формальное понятие, имеющее смысл: носитель явления. Субстанциальны и (от лат. substantia — лежащий в основе) — существенный, материальный, относящийся к субстанции.

Философский словарь

Субстанция

— первооснова, сущность всех вещей и явлений.

Философский словарь

Субстанция

(от лат. substare — поддерживать, подставлять) — 1) в метафизике: первооснова бытия, существующая сама по себе и ни от чего не зависящая; неизменное и единое во всем многообразии сущего; пребывает глубже воспринимаемых и постигаемых свойств вещей. У Б.Спинозы: есть только одна — Бог как Природа. У Г.Лейбница субстанций (монад) неопределенно много. 2) Западная мысль ХХ века отказывается от этого понятия: "Понятие субстанции само по себе смутно, двусмысленно, возможно, вообще неприложимо к миру в его полноте; но главное, что субстанция, даже если предположить, что она найдена, может оказаться несущественной" (Г.Марсель). 3) В русской философии: духовная основа бытия, основа всякой религиозности, "творчески-формирующая, притягательно-отталкивательная сила, существо которой состоит именно, с одной стороны, в ее формирующей действенности, а с другой — в ее идеальной значимости, как луча абсолютного света" (С.Франк).

Философский словарь

Субстанция

— философская категория для обозначения предельно общей основы, либо наполнителя, способных составлять сущность содержания универсума в его локальном либо глобальном вариантах (например: информация есть субстанция, циркулирующая по каналам связи; кровь есть субстанция, перемещаемая по кровеносному руслу); объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения.

Философский словарь

Субстанция

(лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В v-srednie-veka-4690.html»>средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф. Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к "аналогиям опыта". Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи". Для Шопенгауэра С. — материя, для Юма — фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала С. как "материю" и одновременно как субъект всех изменений. В современной философии, в целом, преобладает антисубстанциалистская позиция. А.Н. Леванюк

Философский словарь

Субстанция

философская категория, выражающая сущностное свойство предмета как целостности, основание и центр всех его изменений, активную их причину и источник ее функционирования.

Философский словарь

Субстанция

(лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В v-srednie-veka-4690.html»>средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к "аналогиям опыта". Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи". Для Шопенгауэра С. — материя, для Юма — фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала С. как "материю" и одновременно как субъект всех изменений. В современной философии в целом преобладает антисубстанциалистская позиция.

Философский словарь

Субстанция

(от лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря др. и в др.; предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему; материальный субстрат и первооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита). Субстанциальны и — лежащий в основе, относящийся к С., существенный, материальный. В философии 20 в. понятие «С.» употребляется относительно редко. «", если принимать ее всерьез, — пишет Б. Рассел, — вызывает непреодолимые трудности. Предполагается, что субстанция — это носитель свойств, нечто отличное от всех своих свойств. Но когда мы отбросим свойства и попробуем вообразить субстанцию саму по себе, мы убеждаемся, что от нее ничего не осталось… " — это фактически просто удобный способ связывания событий в узлы… Понятие " — это метафизи-ческая ошибка, которой мы обязаны переносу в структуру мира структуры предложения, составленного из подлежащего и сказуемого».

Философский словарь

Субстанция

(от лат. substantia — сущность) — первооснова, сущность всех вещей и явлений, то, что лежит в основе; объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения (во времени-качестве-пространстве).

Философский словарь

Субстанция

(от лат. static — стоянка, стояние; substantia — подстанция; то, на чем все стоит и чем удерживается) а) в алхимии — вечные, не поддающиеся разложению и превращениям первичные вещества (субстраты), из которых образуются разные сложные веши, реактивы; б) в философии — онтологическая категория, обычно обозначающая абсолютное основание всего сущего, безусловный субъект всех изменений. С. чаще всего понимают как такое предельное и самопорождающееся начало, в котором его сущность и существование совпадают, не различаются, а само оно, побуждая себя к действию, проявляется через атрибуты (необходимо-всеобщие формы) и бесчисленные акциденции (случайно-единичные свойства, модусы). В античной философии понятию С., вероятно, предшествовали близкие ему по смыслу понятия элемента, стихии и в особенности — сущности (усии, идеи, эйдоса). Развитые мыслителями Древней Греции варианты соотношения сущности и явления отлились в последующей философской мысли в противостоящие друг другу материалистические и идеалистические учения о С. Так, согласно Демокриту, любая вещь состоит из вечных атомов, ее сущность от них неотделима и производив, плотна и телесна. Напротив, по Платону, сущность (идея) сверхчувственна, бесплотна, вечна и бесконечна, не сводима к протяженным вещам и явлениям. У Аристотеля сущность — "форма вещей", которая не существует отдельно от самих вещей и в то же время не выводима из "материи" вещи. Впоследствии материалисты стали понимать под С. материю, спиритуалисты — абсолютный дух, теисты — Бога, пантеисты — отождествление Бога и природы; монисты признавали только одну С., дуалисты — две, а плюралисты — множество С. Для материалистов характерно сближение понятий "С." и "субстрат" (от позднелат. substratum — подстилка, основа), под которыми, как правило, мыслится общая материальная основа всех явлений, их материальный носитель. Плотин трактовал С. как мир в целом и различал в ней сущее и качество. С., понимаемая как усия (сущность), есть чистый смысл, нечто взятое само по себе, самостоятельное, не нуждающееся в своем существовании ни в чем, кроме самого себя. Качество же есть сущее, которое перешло в свое инобытие. С. — первообраз энергий и вещей, а качество — инобытие С. В онтологии Фомы Аквинского понятие С. является самым общим. Фома выделяет три рода С.: Бог, бестелесные С. (ангелы, духи) и телесные. В Боге сущность и есть само существование, вечное и бесконечное, всецело настоящее и актуальное. Бог наделяет существованием бестелесные и телесные субстанции, которые сами по себе лишены существования и обладают только потенциальной сущностью. Сущность бестелесных субстанций — лишенная материи форма (чистая, субсистентная форма), существующая сама по себе через Бога. Телесные субстанции всегда сплавлены с материей, укоренены в ней. Фома подразделяет телесные субстанции на: а) субстанциальные (сообщающие вещам сущностное бытие; например, душа человека) и б) акцидентальные (сообщающие вещам бытие в некотором качестве; например, быть теплой вещью). Дунс Скот был близок к толкованию материи как всеобщей С. всех вещей, способной к мышлению. В философии нового времени понятие С. приобретает очень важное значение не только в онтологии, но и в теории познания. В эмпиризме Ф. Бэкона С. отождествлена с формой конкретной вещи, а субстанциальная форма получает качественное описание. Декарт допускает два не зависимых друг от друга первоначала — мышление и протяжение, над которыми, впрочем, возвышается самая истинная С. — Бог. Декарт доказывал, что существование такой С., как мышление, для нас более несомненно и достоверно, чем существование материальной С. (исходя из принципа "Я мыслю, следовательно, существую"). Между мышлением и протяжением нет ничего общего, и Бог координирует эти С., согласует их между собой. Спиноза попытался преодолеть дуализм Декарта, определив мышление и протяженность как два атрибута одной и той же С. — природы. Природа есть causasui, т. е. причина самой себя; она не зависит ни от чего (в т. ч. от ума и существует вне ума), ни в чем ином не нуждается. Вслед за Ибн Синой Спиноза определяет самопричину как то, сущность чего содержит в себе существование. С одной стороны, природа является natura naturans ("природой творящей"), т. е. собственно С. С другой стороны, она есть natura naturata ("природа сотворенная"), т. е. следствие самооткровения С. Природа вечна, бесконечна. Благодаря растворенному в ней безличному Богу (С.), она свободна и сама себя побуждает к действию. В то же время ее бытие необходимо, составляющие ее единичные вещи следуют друг из друга и не обладают свободой. Согласно Спинозе, С. противостоит мир конечных отдельных вещей, сумма модусов. Модус — то, что существует не само по себе, а через другое и в другом. Число модусов бесконечно, как точек на прямой линии. В силу ограниченности нашего рассудка мы постигаем в бесконечной сущности С. только два атрибута — мышление и протяжение. В человеке как части пантеистически толкуемой природы Спиноза различает модус тела (протяжения) и модус души (мышления). Дж. Локк обосновывал идею С. эмпирически, полагая, что идеи типа "материи как таковой" или "чистого пространства" люди получают методом абстрагирования. Дж. Беркли отрицал способность нашего ума создавать подобные абстракции: мы воспринимаем лишь отдельные вещи в виде суммы ощущений ("идей"), но то, что неощущаемо, не существует; следует устранить понятие материальной С. и допустить только существование духовной С. Д. Юм предложил относиться к понятию С. как некой некритически создаваемой обыденным мышлением сумме ассоциаций, отказаться от него в науке. Стремление вывести все многообразие мира из одной С. неистребимо, но оно имеет и обратную сторону — заставляет нас видеть вещи пассивными, а не активными. Не удовлетворяясь монизмом и дуализмом, Лейбниц обосновывает плюралистическое учение: вещи обладают собственным действием, они есть силы. Любая вещь — отдельная и независимая С., а их число С. бесконечно. Каждая С., или сила, есть монада — одновременно и душа, и тело, форма и материя, цель и средство. Всем монадам присуща способность представления. Каждая С. — "сжатая Вселенная", в которой происходят непрерывные изменения. И. Кант толкует С. как априорную форму мышления, благодаря которой синтезируются данные в опыте явления; С. — условие возможности всякого синтетического единства восприятий, нечто постоянное в явлениях. То, что сменяется, относится к способу существования С. и предполагает постоянное средоточие всех изменений; в этом смысле только постоянное (С.) изменяется. Т. о., по Канту, С. внутренне изменчива, не есть некий неизменный вещественный субстрат, и именно гносеологически и диалектически истолкованное понятие С. годится для научно-теоретического объяснения явлений. Гегель рассматривает С. как ступень развития "идеи". С. — это абсолютное как отношение к самому себе; это тождество бытия в его отрицании с самим собой; это бытие во всяком бытии как окончательное единство сущности и бытия. В "Науке логики" Гегель различает деятельную и пассивную С. По своему существу С. есть свое высвечивание и положенность, она имеет действительность лишь в акциденциях и в действии. Ее деятельность как субъекта есть переход в нечто иное. С. — абсолютная мощь, рефлектированная в себя. " как мощь обретает видимость, иначе говоря, обладает акцидентальностью… определяет себя, возвращается к себе, отталкивает себя от самой себя, являясь абсолютной активностью, обнаруживает себя как причина через свое действие" (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 2. M., 1971, с. 208). С. тождественна с самой собой лишь в своей противоположности. "Переводя возможное в действительность с ее содержанием, субстанция обнаруживает себя как созидательную мощь, а возвращая действительное в возможность, она обнаруживает себя как разрушительную мощь" (там же, с. 206). С. логически (но не в физическом пространстве) существует до своих модусов. К. Маркс в "Капитале" в качестве С. любой стоимости рассматривает абстрактный труд. Диалектический материализм признает понятие С. как одно из определений материи — дефиниции материи как причины самой себя и источника всех изменений. Неопозитивисты, вслед за Юмом, усматривают в С. псевдопонятие, основанное на донаучном мышлении и ведущее к неоправданному удвоению мира (Б. Рассел). Представители лингвистической философии критикуют идею С. как натуралистическую и метафизическую и объясняют возникновение этого понятия особой структурой европейских языков, для которых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения. Неотомизм и неореализм придерживаются традиционного взгляда на С. Когда С. понимают как основу конкретного многообразия мира, то тем самым делят мир на две части: а) есть единое, неконкретное и все порождающее начало, б) из него возникает множество конкретных вещей. Одни философы не противятся подобному удвоению мира и, более того, лишь в таком подходе усматривают возможность научно объяснять мир, выводить явления из сущностей, законов разной степени общности — вплоть до "первой сущности" (Аристотель). Другие философы сторонятся понятия С., считают его устаревшим — натурфилософским и метафизическим — и предлагают отказаться от него. Но так или иначе оно имеет важное историко-философское значение. Д. В. Пивоваров

Философский словарь

Субстанция

— [лат. substantia — сущность] — материя в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития… В истории философии первоначально субстанция понимается как вещество, из которого состоят все вещи [2].

Толковый словарь Даля

Субстанция

лат. тело, материя, вещество.

Толковый словарь Ожегова

Субстанция

Первооснова, сущность всех вещей и явлений

Cлово «субстанция» означает:

Субстанция

Субста́нция ( — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует автономно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое.

«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I ж.Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений ( в философии ) . II ж.То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого.

Новый словарь иностранных слов

Субстанция

( лат. substantia сущность)
1) филос. первооснова, сущность всех вещей и явлений; согласно материалистическому пониманию, единственной субстанцией является вечно движущаяся и изменяющаяся материя; идеализм, в противоречии с выводами науки и общественной практики, признает субстанцией дух, идею, в конечном счете — Бога;
2) основа, сущность чего-л.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Субстанция

1. ж. Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений (в философии).

2. ж. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого.

Словарь Даля

Субстанция

лат. тело, материя, вещество.

Словарь иностранных выражений

Субстанция

[лат. substantia сущность]

1. фил. первооснова, сущность всех вещей и явлений; согласно материалистическому пониманию, единственной субстанцией является вечно движущаяся и изменяющаяся материя; идеализм, в противоречии с выводами науки и общественной практики, признает субстанцией дух, идею, в конечном счете — бога;

2. основа, сущность чего-л.

Словарь русского языка Ожегова

Субстанция

В философии: первооснова, сущность всех вещей и явлений

Современный толковый словарь, БСЭ

Субстанция

(лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

Толковый словарь Ефремовой

Субстанция

субстанция

1. ж. Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений (в философии).

2. ж. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Субстанция

субстанции, ж. (латин. substantia-сущность).

1. Вечно движущаяся и изменяющаяся материя как Основа всех явлений (см. материя в 1 знач.; филос.).

2. Основа, основное начало явления, суть чего-н. (науч.).

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Субстанция

(лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе), объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В соответствии с общей направленностью определённой философской концепции вычленяются одна С. ( монизм ) , две С. ( дуализм ) или множество С. ( плюрализм ) . В истории философии С. интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект. Уже в античной философии вычленялись различные С., которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (например, атомы Демокрита , четыре стихии Эмпедокла ) . Аристотель отождествлял С. с первой сущностью, характеризуя её как основу, неотделимую от вещи, её индивидуальности. Наряду с онтологическими особенностями субстанции Аристотель выявляет и её логические характеристики: С. как субъект, а не как предикат суждения, выразимость С. в виде и роде предмета и др. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей определённость предмета, послужила истоком не только различения духовной и телесной С., но и спора о так называемых субстанциальных формах, пронизывающего всю средневековую философию (см. Номинализм , Реализм ) . В философии нового времени выделяются две линии анализа С. Первая из них, связанная с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме Ф. Бэкона на пути качественного описания субстанциальных форм и отождествления С. с формой конкретных вещей. Этой качественной трактовке субстанции Р. Декарт противопоставлял учение о двух С.: материальной (для которой характерны протяжённость и количеств. измеримость) и духовной (мыслительной). Трудности дуализма в объяснении взаимоотношения С. были преодолены Б. Спинозой на основе пантеистического. монизма: для него мышление и протяжённость — не две С., а два атрибута единой субстанции. Г. Лейбниц в своей монадологии вычленял множество простых и неделимых С., обладающих самостоятельностью, активностью и изменчивостью. Вторая линия анализа С. — гносеологическое осмысление понятия С., его возможности и необходимости для научного знания. Она была начата Дж. Локком в его анализе С. как одной из сложных идей и критике эмпирически-индуктивного обоснования идеи субстанции. Дж. Беркли вообще отрицал понятие материальной С., хотя и допускал существование духовной субстанции. Д. Юм , отвергая существование как материальной, так и духовной С., видел в идее С. лишь гипотетическую ассоциацию восприятий в некоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию. И. Кант , развивая гносеологический анализ понятия С., указывал на необходимость этого понятия для научно-теоретического объяснения явлений. Категория С., по Канту, — '… условие возможности всякого синтетического единства восприятий, то есть опыта…' (Соч., т. 3, М., 1964, с.
254). В отличие от недиалектического понимания С. как неизменного, вещественного субстрата, Кант рассматривал С. как нечто, внутренне изменчивое (см. там же, с.
257). Этот подход был развит Г. Гегелем , который выделял внутреннюю противоречивость С., её саморазвитие. Однако диалектическая трактовка С. как субъекта, развёртывающего своё содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него С. — ступень развития 'идеи', а не бытия. Для современной буржуазной философии характерно негативное отношение к категории С. и её роли в познании, что в известной мере связано с усилением в науке внимания к изучению систем, связей и отношений. Вместе с тем в современном естествознании сохраняется тенденция поиска единой С. ('первоматерии'). В различных течениях неопозитивизма понятие С. рассматривается как рудимент обыденного сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира и натурализации восприятий. С одной стороны, критика понятия С. смыкается с критикой материализма, а с другой — с отрицанием понятия причинности и причинного объяснения, с попытками заменить их описанием (П. Дюгем) или 'функциональным отношением' (Э. Кассирер ) . В ряде направлений современной буржуазной философии ( экзистенциализме , философии обыденного языка) понятие С. рассматривается как исходный принцип натуралистической метафизики, а его возникновение объясняется специфической структурой европейских языков, для которых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения. Наряду с этой линией истолкования понятия С. существует ряд направлений, которые сохраняют традиционную трактовку С. ( неотомизм , неореализм). Некоторые идеалистические течения буржуазной философии 20 в. стремятся выявить С. культуры и человеческого существования — ценности в неокантианстве , жизнедеятельность в философии жизни и др. Диалектико-материалистическое учение о С. было развито К. Марксом в его анализе капиталистического производства и форм стоимости (в 'Капитале' абстрактный труд рассматривается как С. меновой и др. форм стоимости). С точки зрения диалектического материализма, категория С. — одна из универсально-логических характеристик материи как активной причины своих собственных изменений, форма причинного объяснения объективного мира. В противоположность феноменалистскому (см. Феноменализм ) отрицанию категории С. марксизм подчёркивает её необходимость для научно-теоретического анализа действительности. Именно это требование выдвигал В. И. Ленин: 'С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 142-
43).Лит.: История марксистской диалектики, М., 1971, гл. 10; Ильенков Э. В., Диалектическая логика, М., 1974; Орынбеков М. С., Проблема субстанции в философии и науке, А.-А., 1975; Heidmann К.., Der Substanzbegriff von Abalard bis Spinoza, B., 1890; Hessen J., Das Substanzproblem in der Philosophie der Neuzeit, B.- Bonn,

1932. А. П. Огурцов.

Полный орфографический словарь русского языка

Субстанция

субстанция, -и

Викисловарь

Субстанция

материя, вещество

Каким бывает «субстанция»?

Субстанция бывает:

  • неуловимая
  • вязкая
  • первичная
  • клейкая
  • материальная
  • однородная
  • жидкая
  • липкая
  • светящаяся
  • изначальная
Все определения к слову СУБСТАНЦИЯ

Фонетический разбор слова «субстанция»

Звуко-буквенный разбор слова субстанция. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «субстанция»

Какими словами можно заменить слово субстанция? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову СУБСТАНЦИЯ

Ассоциации к слову «субстанция» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово субстанция? В русском языке со словом субстанция чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову СУБСТАНЦИЯ

Сочетаемость слова «субстанция»

Как правильно употребляется слово субстанция? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • белая субстанция
  • божественная субстанция
  • вязкая субстанция
  • духовная субстанция
  • единая субстанция
  • живая субстанция
  • жизненная субстанция
  • загадочная субстанция
  • изначальная субстанция
  • липкая субстанция
Полная таблица сочетаемости слова СУБСТАНЦИЯ

Предложения со словом «субстанция»

Примеры употребления слова субстанция в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Когда вы проявляете уважение к тотему, вы почитаете и скрытую в нём сущность – особую духовную субстанцию, которая использует образ и форму животного для общения с вами.

Тэд Эндрюс, Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий

Тоненькая струйка чёрной субстанции протянулась от некромантки к двери заведения.

Сергей Савинов, Царь зверей 4

Совершенно очевидно, что живая субстанция может быть построена только при наличии тяжёлых элементов и их соединений.

Иосиф Шкловский, Вселенная, жизнь, разум

Кровь тоже есть субстанция мистическая (Стрелы Ярилы, 1989)

Алексей Александрович Добровольский

Все предложения и цитаты со словом СУБСТАНЦИЯ

Cлово «субстанция» является ответом на вопросы