Дух

Cлово «дух» означает:

философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие отматериального, природного начала. истолковывается как субстанция(пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющейстороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме — воля,чувство, воображение, интуиция и т. п. В древнегреческой философии:пневма, нус, логос.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «дух» в русском языке

— евр. руах. . 1 ) Дыхание, дух жизни от Бога у людей и животных (Иов. 12:10; 27:3; Пс. 134:17; Еккл. 3:19,21; 12:7); «Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял дух ее и дыхание ее, — вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:14,15). В этом смысле говорится об испускании духа (Мат. 27:50). «Тело без духа — мертво» (Иак. 2: 26). В вышеприведенных местах слово дух обозначает почти то же. что и душа только в низшем ее значении, напр, «душа живая» в Быт. 1:20, 24. 2) Бессмертный дух у человека, благодаря которому он чувствует, думает и хочет, дух человеческий, живущий в нем (1 Кор. 2:11), в противоположность плоти или телу (Кол. 2:5; 1 Кор. 6:20; Рим. 8:10). В этом значении иногда дух обозначает то же, что и душа в собственном значении этого слова, срав. Иоан. 12:27 — «Душа Моя теперь возмутилась» с Иоан. 13:21 «Иисус возмутился духом». Срав. 1 Кор. 5:5; 1 Пет. 4:6, где говорится о спасении духа с 1 Пет. 1:9, где говорится о спасении души и двоякое выражение радости Девы Марии у Лук. 1:46, 47. Но более внимательное изучение этих и им подобных мест показывает различие между душой и духом, что ясно вытекает из 1 Фес. 5:23 и Евр. 4:12, а именно, что душа есть сама личность, а дух — та внутренняя глубина существа, в которую проникает душа. Лютер говорит, что дух — самое высшее и благое в человеке и что, благодаря ему, человек в состоянии объять невидимое и вечное (Бог, вечная жизнь и т. д.) — короче — тот дом, в который вселяются вера и слово Божие. 3) овное существо «дух без костей и плоти» (Лук. 24:39). В самом высоком значении это говорится о Боге: Бог есть и Отец духов, Иоан. 4:24; Евр. 12:9. Далее, здесь подразумевается личность, отделенная от тела (Евр. 12:23), «духи» в темнице (1 Пет. 3:19) и, наконец, ангелы, добрые и злые (Евр. 1:14; Деян. 23:8; Лук. 7:21; 8:2).

Источник: Исторический словарь

Исторический словарь

Дух

-сущность, первопричина и главная действующая сила всего сущего (Иов 34.13-15). человеческий (1Кор 2.11), который иногда понимается как душа, отличается от нее (1Фес 5.23) и стоит выше нее, ибо только он один способен соединяться с ом Божиим (Рим 8.15-16; 1Кор 6.17). Словом «дух» также определяются и духовные силы человека (2Тим 1.7), которые различаются в верующих (Еф 1.13) и в сынах мира сего (1Ин 4.6; Рим 11.8). Все Ангелы есть служебные духи (Евр 1.14), среди которых есть злые (Лк 7.21). (См. также Ангел, сатана)

Философский словарь

Дух

— неизменный аспект самобытия, содержащий в чистой простоте тождества все актуальные и возможные моменты самобытия.

Философский словарь

Дух

(греч. pneuma, лат. spiri-tus) — филос. понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала; религ. понятие, означающее сверхъестеств. существо, один из осн. объектов веры религ. В идеалистич. учениях Д. — первоначало мира. Вера в Д. возн. в первобытн. об-ве, когда люди, будучи во власти природы, воспринимали ее явления как живые и одушевленные силы. Д. либо отождествлялся с вещами (фетишизм), либо отделялся от них (анимизм). Различались Д. деревьев, источников, рек, леса, гор, рождения и смерти, болезней и здоровья человека, Д. общины, рода. Солнца, Луны и т. д. В эпоху рабовлад. общества появляются попытки формулировать те или иные закономерности природы и общества в более или менее отвлеченной форме. В др.-греч. философии Д.: пневма, нус, логос. В v-srednie-veka-4690.html»>средние века Д. представлялся существующим прежде и раньше Земли, природы, космоса и творящим их из ничего. Новое время породило теории Д., отразившие тенденции складывающегося бурж. индивидуализма. В совр. бурж. учениях понятие Д. конструируется в отрыве от действительности. Диалектич. материализм отвергает представление ? духовном как о чем-то, существующем независимо от материи. овное есть функция высокоорганиз. материи, результат обществ.-историч. практики людей.

Философский словарь

Дух

1) С религиозно-философской точки зрения, дух есть сверхъестественное нематериальное существо, способное творить любые материальные определенности. дышит где хочет, выходит за всякую границу, его главное определение свобода. Он бесплотен и как бы всегда внешен телам (в онтологическом смысле). Выделяют иерархию духов добра и зла. 2) Материалисты обычно понимают под духом высший продукт деятельности головного мозга человека мышление.

Философский словарь

Дух

Отсутствие какого-либо общего согласия среди писателей о применении этого слова привело к страшной путанице. Обычно его превращают в синоним души, и составители словарей узаконивают такое употребление. В теософических учениях термин " применяется лишь к тому, что непосредственно принадлежит Вселенскому Сознанию, и что является его однородной и незапятнанной эманацией. Таким образом, высший Разум в Человеке или его Эго (Манас) есть дух, когда он нерасторжимо связан с Буддхи; тогда как термин "Душа", человеческая или даже животная (низший Манас, действующий в животных как инстинкт), применяется только к Кама-Манасу, и определяется как живая душа. На еврейском языке это нэфеш, "дыхание жизни". не имеет формы и нематериален, и представляет собою, когда индивидуализирован, наивысшую духовную субстанцию — Суддасатву, божественную сущность, из которой сформированы тела высших проявляющихся Дхиани. Поэтому теософы отказываются называть "ами" тех призраков, которые появляются в феноменальных манифестациях спиритуалистов, и называют их "оболочками", и различными другими именами. (См. "Сукшма Шарира".) Короче говоря, дух не является существом в смысле обладания формой; ибо, как считает буддийская философия, где есть форма, там есть и причина для боли и страдания. Но каждый индивидуальный дух — индивидуальность эта сохраняется лишь на протяжении манвантарного жизненного цикла — можно описать как центр сознания, само-ощущающий и само-сознательный центр; состояние, а не обусловленный индивидуум. Вот почему в Санскрите существует такое обилие слов для выражения различных Состояний Бытия, Существ и Созданий; каждое наименование выявляет философское отличие, тот план, к которому принадлежит данная единица, и степень ее духовности или материальности. К несчастью, эти термины почти непереводимы на наши западные языки.

Философский словарь

Дух

высший принцип духовной и интеллектуальной жизни, центр управления душой,определяющий направленность и содержание разума, воли. По мнению составителя словаря, в духе концентрируется экософия – духовный кодекс личности. Слово первоначально встречается в Библии и в античной философии. Переводилось как «движущийся воздух, дуновение, дыхание» (анима дух как носитель жизни). , в дополнение к душе, означает высшие душевные способности, нравственные аспекты разума, его духовные формы проявления («совестливый разум» Шакарим). Понятие «дух» более точно, чем «душа», которая обозначает одновременно и принцип жизни, и принцип мысли. Понятие «дух» шире и глубже понятия «сознание» – объекта психологического анализа. Рефлексивное, или метафизическое понятие: дух – принцип всякого открытия; это не способность, но «акт», интуицией которого мы обладаем всякий раз, когда действительно что-то понимаем, к какой бы области ни относилось наше понимание. противостоит материи; но и находится внутри ее. Сегодня это подтверждает доктрина (доказательства экспериментов С. Грофа), согласно которой сознание, дух, в сущности, сводится к форме энергии, неощутимой и обладающей творческой духовной природой. Доктрина противостоит материализму, согласно которому дух – это просто высшая форма развития и творение, свойство материи (Ленин).

Философский словарь

Дух

(лат. spiritus — буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) — в широком смысле слова понятие, к-рое тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием мышления. Представители различных течений философии выделяют субъективный Д. (субъект, личность, индивид), абсолютизация к-рого ведет к субъективному идеализму, и объективный Д. (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание первичности к-рого ведет к объективному идеализму. Античная философия рассматривала Д. как условие и результат высших форм деятельности (напр., для Аристотеля это мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако Д. понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (Плотин). Такая т. зр. внешне близка религиозной идеологии, согласно к-рой Д.— бог, сверхъестественная сущность, могущая быть лишь предметом веры. Представители нем. классического идеализма подчеркивали активность Д., рассматривая его прежде всего с т. зр. деятельности самосознания. Так, Гегель понимал Д. как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности: бытие Д. есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Д., по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистическая философия рассматривает Д. как вторичное по отношению к природе. Для античных материалистов Д. есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу. Материалисты 17—18 вв. (Гоббс, Локк. Ламетри) понимали Д. лишь как комбинацию ощущений или общее чувство, в целом — как разновидность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и связывает его с процессом и результатами человеческой деятельности, с духовным производством. овное есть особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей; по словам Энгельса, мыслящий дух — “высший цвет” материи (Т. 20. С. 363). овная жизнь об-ва — общественное сознание — выступает как отражение общественного бытия. В то же время она активно воздействует на общественное бытие, на практическую деятельность человечества.

Философский словарь

Дух

— перевод встречающихся в античной философии и в Библии слов "piritus" (лат.) и "pneuma" (греч.), что означает "движущийся воздух", "дуновение", "дыхание" (как носитель жизни); душа как сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело; привидение; сама жизнь (Гёте: "Ибо жизнь — это любовь, а жизнь жизни — дух"); сущность Бога: "Бог есть дух"; сама внутренняя сущность земли или мира; дух земли, мировой дух; идейное содержание произв. искусства; всеобщий характер чего-либо, напр. дух эпохи Гёте, народный дух, корпоративный дух (см. также Esprit). Употребляемое в настоящее время философское понятие духа, как противоположного природе (см. Природа), сложилось в период романтики и идеализма, а особенно у Гегеля (" обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединяющий небо и землю, добро и зло" — Дрейер). не является противником души, как считает Клагес, хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует ("одухотворяет") телесную деятельность. Впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. Так, дух нарушает гармонию органического и противоположен тенденции жизни совершенствовать человеческий вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям участвовать в продолжении рода. Иногда он так сильно обременяет индивида, что начинает страдать телесная жизнь: высококультурные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом (см. также Ресублимирование). выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как общий дух (объективный дух) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа). В то время как душевное так тесно включено в процесс развития органического, что его развитие идет рука об руку с последним и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. Он сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологические. Потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много общего, и душа реагирует на них по определенному типу, с психологической закономерностью. имеет свои закономерности для себя, его вообще нельзя понять, исходя из психологии (как это пытался сделать Клагес). Он автономен, и для него нет познаваемых границ; граница трансинтеллигибельного (см. Познание) является лишь принципиальной границей и оставляет каждому личному духу др. сферу для его развития. Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т.е. своим свободным существованием и своей внутренней способностью, смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность др. живым существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения. Личный дух живет благодаря своим связям с духовной общностью ("бездуховным" людям недостает такой связи), которая со своей стороны создает жизнь объективного духа. Как носителем личного духа является психический склад отдельного индивида, так носителем объективного духа является какая-либо общность (группа, народ, группа народов). Объективный дух связан с личным духом посредством истории духовной жизни человека (отсюда также "живой дух"), с объективированным духом — посредством истории духа. Объективный дух можно понять только как единый организм вместе с личным объективированным духом. То, что является продуктом единичного духа и что составляет ценность последнего, является результатом его отношения к объективному духу, благодаря которому и ради которого он возник. Носителя объективного духа мы называем личностью (см. Личность). Напр., объективным духом какого-либо народа является то, что может быть высказано о народе; "объективный дух" — это совокупность возможных предикатов к субъекту "народ", он проявляется в общем духовном достоянии, к которому, согласно Николаю Гартману ("Das Problem des geistigen Seins", 1933), относится прежде всего язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы, действующее право, господствующие ценности, господствующая мораль, традиционная форма воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, задающий тон вкус, мода, направление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и науки, господствующее мировоззрение в любой форме (религия, миф, философия); в наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется там, где его содержание наименее наглядно: в нормах мышления, в понятии и суждении, следовательно, в сфере логического. В объективированном духе — в произв. науки и искусства — мы снова познаем живой дух, который их создал; он говорит с нами через эти произв., поскольку и пока мы (как личности) можем принимать в них участие. овные блага, т. о., одновременно могилы и источники живого духа. Гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.

Словарь воровского жаргона

Дух

отчаянныйпьяныймилиционеp

Толковый словарь Даля

Дух

м. бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а

Толковый словарь Ожегова

Дух

Создание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение действия

Cлово «дух» означает:

дух может означать:

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I м.

1.Философское понятие, означающее невещественное начало; сознание, мышление, психические способности человека. отт. Мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной материи ( в материалистической филисофии и психологии ) . отт. Нематериальное и бессмертное начало, лежащее в основе всех предметов и явлений и являющееся первичным по отношению к материи; душа I

1. ( в идеалистической филисофии и религии ) .

2.Внутреннее состояние, моральная сила человека или коллектива; душа I

3..

3.Характерные черты, основные свойства; сущность чего-либо. отт. То, что определяет поведение, образ мыслей и т.п. человека; мироощущение, мировоззрение. II м.Бесплотное сверхъестественное существо, оказывающее — по религиозным представлениям — влияние на жизнь человека и природы. III м. разг.

1.Дыхание ( обычно в составе словосочетаний ) .

2.Воздух [ воздух I].

3.Аромат. отт. Запах. IV м. разг.Член вооруженной террористической национальной — обычно мусульманской — группировки; душман, противник, враг.

Большой современный толковый словарь русского языка

Дух

м.Одно из лиц Святой Троицы; Дух Святой ( по христианскому вероучению ) .

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Дух

м.
1) а) Философское понятие, означающее невещественное начало; сознание, ум, мышление, психические способности. б) Нематериальное и — по религиозным представлениям — сверхъестественное, божественное начало в человеке; душа.
2) Состояние души, настроение.
3) Моральная сила, готовность к действию.
4) Мироощущение, мировоззрение.
5) Характерные черты, основные свойства, сущность чего-л.
6) Бесплотное сверхъестественное существо, оказывающее — по религиозным представлениям — влияние на жизнь человека и природы.
7) разг. Дыхание (обычно в составе словосочетаний).
8) разг.-сниж. То же, что: воздух (1*).
9) разг.-сниж. Аромат.

Словарь Даля

Дух

муж. бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному. Добрый дух, ангел, дух света, чистый; злой дух, дух тьмы. диавол. нечистый дух. Святой Дух, третье Лицо Св. Троицы. Дух Божий, благодать, вдохновенье, наитие, откровенье. | Видение, привиденье, тень, призрак, бестелесное явленье на земле. | Сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость. У меня на это не станет духу. | Отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье, сила, разум, смысл. Дух веры христианской. Его смущает дух суемудрия. Духом кротости, а не палкой по кости. | Дыханье. Дай перевести дух. Бежал, захватило или заложило дух. | Видимое дыханье, пар выходящий из рта. В этом знач. дух, как жизнь, ниже души; а в высшем знач. искры Божества, дух выше души и отличает человека от животного. | Запах, вонь, ухание. Здесь русским духом пахнет. Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является. Он духу его не терпит. | горн. воздух, вдуваемый в плавильные печи. | Жар; вольный дух, умеренный жар в печи, по выгребе жару или по испечении хлеба; | * направленье в людях к воле, свободе. Испустить дух, умереть. Гореть духом, быть исполнену ревности, усердия Быть на духу, идти на дух, исповедываться. Собраться с духом, придать кому духу, смелости. Есть душок, мясо с душком, испорчено, протухло. Он с душком, о человеке. горд, упрям, своенравен, непокорен. Хватить стакан душком, духом, разом. Быть в духе, не в духе, быть хорошо или дурно настроену, расположену, быть веселу или скучну. Скакать во весь дух. Ветер духами и зорями архан. голмянами, шквалами, порывами. | Приезд на оленях, у самоедов, малый дух, до 7 верст; большой, до

40. Ехать на духах, камч. ехать на собаках по такому месту, где много зверя, отчего собаки, почуяв его, внезапно бросаются опрометью за зверем, в сторону. Ни духу, ничего, нисколько, ни следу, ни тени. Духом, душком, за один дух, без передышки, борзо, прытко, живо. скоро, тотчас, мигом. человек с духом, стойкий, смелый, храбрый; человек с душком, упрямый, своенравный, самолюбивый. Соломку жуем, а душок не теряем. Переводить духи, переносить, пересказывать, наушничать. Забрать дух, о звере, почуять охотника, или о собаках, почуять зверя. Гончие на духах понесли. Духи, бесплотные существа; духи мн. благовония, пахучие вещества и снадобья, особым искусством изготовленные. | Духи и дыхи

Словарь русского языка Лопатина

Дух

дух, -а и -у, мн. (в знач. "сверхъестественное существо") д`ухи, -ов

Словарь русского языка Лопатина

Дух

Дух, -а (о Боге) : Б`ог Д`ух Свят`ой, Свят`ой Д`ух

Словарь русского языка Ожегова

Дух

2 Colloq == воздух N2/3 Лесной д. Д. театра. Д. дружбы. дух 1 содержание, истинный смысл чего-нибудь По духу закона. дух 3 => дух 2 Non-st == запах Тяжелый д. дух 1 внутренняя, моральная сила Высокий боевой д. Поднять чей-н. д. (вселить бодрость, уверенность). Не падать духом (не отчаиваться). Пасть духом (утратить душевную энергию, отчаяться). Присутствие духа (полное самообладание). дух 1 В религиозно-мистических представлениях: бесплотное сверхъестественное существо Святой д. Злой, добрый д. дух 1 создание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение действия Материя и д. В здоровом теле здоровый д. Д. противоречия (стремление спорить). Д. возмущения. дух 2 Colloq == дыхание Д. перевести (глубоко вздохнуть, отдышаться). Д. захватывает (становится трудно дышать). Одним или единым духом (сразу, без передышки).

Современный толковый словарь, БСЭ

Дух

философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме — воля, чувство, воображение, интуиция и т. п. В древнегреческой философии: пневма, нус, логос.

Толковый словарь Ефремовой

Дух

м.
1) а) Философское понятие, означающее невещественное начало; сознание, ум, мышление, психические способности. б) Нематериальное и — по религиозным представлениям — сверхъестественное, божественное начало в человеке; душа.
2) Состояние души, настроение.
3) Моральная сила, готовность к действию.
4) Мироощущение, мировоззрение.
5) Характерные черты, основные свойства, сущность чего-л.
6) Бесплотное сверхъестественное существо, оказывающее — по религиозным представлениям — влияние на жизнь человека и природы.
7) разг. Дыхание (обычно в составе словосочетаний).
8) разг.-сниж. То же, что: воздух (1*).
9) разг.-сниж. Аромат.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Дух

духа, м.

1. только ед. Психические способности, ум. Здоровый дух в здоровом теле.

2. только ед. Бодрость, моральная сила, готовность к действию. Дух войска. Подъем духа. собраться с духом (см. собраться). пасть духом (см. пасть
1).

3. В религиозных, мифологических и теософских представлениях – бесплотное сверхъестественное существо. Спириты вызывали дух Наполеона. Злой дух (дьявол). Духи гор. Подъемлют спор за человека два духа мощные (ангел и демон). А. Майков.

4. только ед. В идеалистической философии – основная Сущность, нематериальное начало явлений. Абсолютный дух. Диалектическое развитие духа.

5. перен., только ед. Сущность, истинный смысл (книжн. устар.). По духу закона (в противоп. букве закона).

6. чего или какой. Склонность к чему-н., какое-н. начало, определяющее образ мыслей, поведение, настроение. В нем сидит дух противоречия. Они (успехи коллективизации) вселяют в нашу партию дух бодрости и веры в свои силы. Сталин.

7. Типичные, характерные свойства, отличительные особенности кого-чего-н. Дух века вот куда зашел! Пушкин. Вся старая школа была целиком пропитана классовым духом. Ленин. В духе времени. В моем духе.

8. Дыхание (разг.). Дух замер. У меня дух захватило. Перевести дух.

9. только ед. (с определениями: теплый, холодный и т.п.). Воздух (простореч.). Из отдушины идет теплый дух. || Запах, пахучие испарения (простореч.). Вдруг сырный дух лису остановил. Крылов. Из погреба шел тяжелый дух. Не в духе, в духе (разг.) – в плохом, в хорошем настроении. На духу (церк.) – на исповеди. Как на духу (разг. устар.) – откровенно, чистосердечно. Одним (или единым) духом (разг.) – сразу, в один прием. Во весь дух (разг.) – стремительно, с напряжением всех сил. Несется в гору во весь дух. Пушкин. Дух вон из кого (простореч.) – умер. Вышибить дух из кого (простореч.) – убить кого-нибудь побоями, ударами. Испустить дух, предать дух (книжн. устар.) – умереть. Вольный дух –
1) жар в печи после прекращения топки (кулин.);
2) либеральное направление (шутл. устар.). Хватает духу у кого на что или у кого с инф. (разг.) – кто-н. решается, имеет достаточно смелости что-н. сделать. Ни слуху ни духу о ком-чем (разг.) – нет никаких известий. Святой дух (религ.) – по учению христианства третье лицо троицы. Святым духом (узнать и т. п.; разг. шутл.) – неизвестно каким путем.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Дух

философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении Д. и материи есть основной вопрос философии . Утверждение первичности материи, производным от которой выступает Д., является материализмом ; по словам Ф. Энгельса, дух есть 'высший цвет' материи (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с.
363). Признание первоначалом мира Д. является идеализмом , спиритуализмом . Идея Д., играющая центральную роль в идеалистических учениях, выступает как понятие (панлогизм), как субстанция ( пантеизм ), как личность ( теизм , персоналистические концепции). В рационалистических философских системах Д. по существу отождествляется с мышлением, сознанием, в иррационализме в качестве моментов, определяющих сущность Д., рассматриваются его немыслительные аспекты — воля, чувство, воображение, интуиция и т.д. Первоначально в Древней Греции понятие Д. (нус, логос, пневма и др.) мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. Так, пневма означает 'ветер' (у Фалеса, Эмпедокла), 'воздух' (у Анаксимена и др.) и т.п. У Платона и Аристотеля нус (ум) становится важнейшим понятием — он является перводвигателем космоса и формообразующим началом, изливающим свои энергии в тёмную и бесформенную материю. Систематическую разработку понятие Д. получило в неоплатонизме, в частности у Плотина. В отличие от космологической, интеллектуалистической, безличностной трактовки Д. в античности, библейско-христианская традиция представляет Д. как прежде всего личностный абсолют и личную волю (бога), сотворившую из ничего мир и человека. В философии нового времени получает развитие рационалистическое понимание Д. как прежде всего разума, мышления (французский философ Р. Декарт, нидерландский философ Б. Спиноза, французские материалисты 18 в.). Интеллектуалистическую сторону Д. особенно разрабатывала немецкая классическая философия. Ф. Шеллинг представлял всю природу лишь как момент абсолютного Д.; Г. Гегель построил философию мирового Д., выражающего себя как система развивающихся логических категорий. В русле толкований Д. как целостности ( романтизм ) и иррационалистических трактовок Д. (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) развиваются интуитивистские (А. Бергсон, Н. Лосский) и экзистенциалистские интерпретации. Так, в экзистенциализме Д. противостоит разуму как ложному, убивающему личность началу; Д. — это прежде всего исходящая из подлинной экзистенции воля. Позитивистское течение мысли ( неопозитивизм ) вообще ликвидирует проблему Д. как метафизическую, т. е. стоящую вне сферы научного исследования. В марксистской философии понятие Д. употребляется обычно как синоним сознания.

Полный орфографический словарь русского языка

Дух

дух, -а и -у, мн. (в знач. "сверхъестественное существо") духи, -ов

Полный орфографический словарь русского языка

Дух

Дух, -а (о Боге): Бог Дух Святой, Святой Дух

Викисловарь

Дух

внутренняя божественная сущность, основа сознания внутренняя сила, мужество, настроение и , воздух суть, смысловая основа сверхъестественное бесплотное существо военнослужащий срочной службы, прошедший курс молодого бойца и отслуживший не более половины срока

Викисловарь

Дух

Соответствует русскому слову дух I в значениях: душа смелость, мужество, воля приведение, призрак

Викисловарь

Дух

суть, источник основа, корень

Викисловарь

Дух

душа внутренняя сила, мужество, настроение

Викисловарь

Дух

Соответствует русскому слову дух I в значениях: дух

Каким бывает «дух»?

Дух бывает:

  • нечистый
  • бесплотный
  • мятежный
  • бестелесный
  • корпоративный
  • бойцовский
  • неукротимый
  • бессмертный
  • животворящий
  • святой
Все определения к слову ДУХ

Морфемный и фонетический разбор слова «дух»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова дух. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «дух»

Какими словами можно заменить слово дух? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДУХ

Ассоциации к слову «дух» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово дух? В русском языке со словом дух чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ДУХ

Сочетаемость слова «дух»

Как правильно употребляется слово дух? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абсолютный дух
  • адские духи
  • американский дух
  • английский дух
  • арийский дух
  • ароматный дух
  • астральные духи
  • банный дух
  • бедный дух
  • белый дух
Полная таблица сочетаемости слова ДУХ

Предложения со словом «дух»

Примеры употребления слова дух в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Троица студиозусов меж тем употребила уже вторую по счёту бутылку наикрепчайшего виски и пребывала в самом боевом расположении духа.

Алексей Бессонов, Мир в красном камне

У людей просто дух захватило от обилия прекрасных древностей, оставленных здесь, судя по всему, тысячи лет назад легендарными строителями этого сооружения.

Олег Яковлев, Смутное время

– Ба! Такие прожжённые парни, как мы, не могут пасть духом в первые минуты грядущей опасности.

Луи Буссенар, Под Южным Крестом

Склад басен должен быть шутлив, но благороден,И низкий в оном дух к простым словам пригоден,Как то де Лафонтен разумно показалИ басенным стихом преславен в свете стал,Наполнил с головы до ног все притчи шуткойИ, сказки пев, играл всё тою же погудкой62.Быть кажется, что стих по воле он вертел,И мнится, что, писав, ни разу не вспотел;Парнасски девушки пером его водилиИ в простоте речей искусство погрузили.

Эпистола II

Все предложения и цитаты со словом ДУХ

Cлово «дух» является ответом на вопросы