Абсолют

Cлово «абсолют» означает:

Самосуществующая метафизическая суб-станция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической протяженностью, сознательностью, моничностью. не есть Бог, персона, интеллект, разум, идея. Он не является бесконечным или конечным, делящимся на центр и периферию. Это онтологическая волна, запредельный смысло-тонусный (смысло-тонический, смысло-тоно-вый) импульс. К нему совершенно не приложимы категории структуры, информации, энергии. Будучи вневременным и самостоятельным, абсолют небезначален. Он — начало, поглотившее праначало.

Источник: Философский словарь

Значение слова «абсолют» в русском языке

Нечто самодовлеющее, независимое от каких-нибудь условий и отношений

Источник: Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Ожегова

Абсолют

Вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея, божество)

Большой Энциклопедический Словарь

Абсолют

(от лат. absolutus — безусловный — неограниченный), в философии ирелигии — безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либоотношений и условий (бог, абсолютная личность — в теизме, Единое — внеоплатонизме и т. п.).

Социологический словарь

Абсолют

(от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) — англ. absolute; нем. Absolut. В идеалистической философии и религии безусловное совершенное начало бытия, свободное от к.-л. отношений и условий.

Философский словарь

Абсолют

(лат.-обособленнй, неограниченный): понятие, противоположное термину «относительное», выражающее полное и завершенное совершенство кого-либо или чего-либо, а также первооснову, первоначало всего сущего . Чаще всего свойства абсолюта приписываются Богу, духу, Космической Мудрости, идее, разуму, долгу, воле, интуиции, материи. ность качеств этих объектов якобы не зависит от их субъективного восприятия человеком. В широком смысле слова абсолют (абсолютное) означает нечто универсальное и не подвергаемое сомнению.

Философский словарь

Абсолют

(лат. absolutus — безусловный) — философское понятие, используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, к-рый “самодостаточен”, не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его. А. для религии есть бог, у Фихте — это “Я”: в философии Гегеля в роли А. выступает мировой разум (абсолютный дух): у Шопенгауэра воля, у Бергсона — интуиция. Диалектический материализм отвергает такие представления об А. как ненаучные.

Философский словарь

Абсолют

— то, что является пределом устремлений, но в действительности достигнуто быть не может по причине недостаточности, ущербности, несовершенства реальных средств; высший Идеал, Бог.

Философский словарь

Абсолют

(лат. absolutum — ничем не обусловленный) — 1) То, что превыше всех ограничений, любой качественной определенности, ни с чем не соотносимо, от всего отрешено и независимо, вечно и неизменно. 2) Завершенное, законченное, полное, всеобъединяющее, всецелое, т.е. ничего из себя не исключающее или, по Вл.Соловьеву, Всеединство. 3) Термином " нередко обозначают Бога или Природу в высшей полноте ее бытия. Для теистической мысли Природа — не . 4) " в себе" иногда соотносят с ом, являющим себя миру. Таков, напр., в древнехристианской мысли Логос — в действии. Ф.Шеллинг и Вл.Соловьев различали в себе и в становлении, правомерность чего оспаривается с точки зрения Простоты Бога. 5) "ное таинственно в своей глубине, столь же таинственно, как и я сам, и тем не менее очевидно" (Б.Вышеславцев). 6) "Метафизическое и нравственное сознание умирает перед лицом а" (М.Мерло-Понти). Христианская мысль отвечает, что эта мысль достигает в такой ситуации наибольшей ясности и зрелости. 7) В ХХ в. христиане критичны к пониманию Бога как а: в е нет признаков библейского Бога Живого, немыслимо возлагать на Него надежду и обращаться к Нему с молитвой, если Он не вступает ни в какие отношения ни с чем и никого не любит. Впрочем, это не препятствует говорить о Боге как об абсолютной Любви и абсолютной Мудрости, а о человеке как существе открытом к абсолютному.

Философский словарь

Абсолют

(от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) — философское понятие, обозначающее всеобщую основу мира. Полноту Бытия и совершенство. А. мыслится как творческое первоначало всего сущего и гармоническая слитность субъекта и объекта. А. един, вечен и противоположен всякому относительному и обусловленному существованию. В философский оборот термин "А." был введен в конце XVIII в. М. Мендельсоном и Ф. Якоби как синоним пантеистически трактуемой Б. Спинозой природы (безличного бога). Затем, благодаря философским системам Шеллинга и Гегеля, А. превратился в категорию, которая обобщила такие предельно общие понятия, как "единое", "апейрон", "нус", "логос", "дао", "все", "субстанция", "всеобщий субстрат", "неизмеримое", "непознаваемое", "бездна бытия", "совершенство", "максимум" и "минимум". Древние идеи о "пратхи", "ци", "брахме", "пустоте", "порядке", "морфе" и т. д. близки по смыслу понятию А. Ныне размытые представления об А. применяются в обыденно-расширительном смысле практически во всех сферах человеческой жизни: А. могут именовать физические пределы и константы (например, абсолютно-черное тело, абсолютная скорость света), характер социального управления (абсолютная монархия), высшие достижения в искусстве (например, абсолютный шедевр), спорте (абсолютный рекорд мира) и т. п. Философы объективно-идеалистического направления обычно уравнивают А. с Богом, ным Духом, ной Идеей, ным "Я", при этом из предельного совершенства А. выводят суждения о неизменности и себетождественности А. Философы-материалисты, напротив, чаше всего понимают под А. материю, описывая материальное начало либо как неподвижную и самодостаточную сущность, либо как вечно изменяющуюся и обновляющуюся основу мироздания. При решении проблемы о принципиальной познаваемости А. в религии и философии сложились два противоположных подхода. 1) Апофатический (отрицательный): об А., беспредельном и бесконечно полном, ничего определенного сказать нельзя, кроме того, что он есть. 2) Катафатический (утвердительный): А. обладает множеством совершенств (абсолютной простотой, абсолютной сложностью, способностью связывать весь универсум воедино, пребывать во всем и т. д.); разные атрибуты А. могут быть перечислены и частично познаны людьми. Какой же метод познания А. следует считать наиболее правильным и предпочтительным? На этот счет существуют три основные мнения. Философы интуитивистской ориентации полагают, что А. невозможно постичь в формах образного знания, знаках и понятиях, но его можно непосредственно пережить как нечто прямо данное нашей совести, интуиции, вере. Философы-дедуктивисты, сомневающиеся в реальности феномена непосредственного знания, предпочитают говорить о логических методах познания А.: атрибуты А. выводимы из общего понятия А. подобно тому, как из понятия треугольника мы умеем выводить всю сумму свойств треугольника. Философы-эмпирики усматривают лучший способ познания А. в индуктивных обобщениях фактов об удивительной целесообразности, связности и гармоничности мира. Религия и философия создали несколько обобщенных образов А.: а) личностный Бог (религии авраамического цикла, теизм); б) неперсонифицированное бытие как абсолютный исток всякого существования (Брахман, Единый без атрибутов, Татхагата, материя); в) А., внутренне присущий каждому человеку (вечный Атман, Просвещенный Разум, Святой Дух, диалектическое противоречие); г) ная цель (нирвана, Параматман. Царство Небесное, коммунизм); д) Райский Сонм Богов, достигающих единой цели (Ками, Вакан); е) А., воздвигнутый на основе откровения родоначальника той или иной религии, доктрины, философии (Космический Будда, Предвечный Христос, сверхчеловек, вечно живой Ленин); ж) А. как вечный закон (рита, дхарма, дао, логос. Тора, закон единства и борьбы противоположностей). Основной проблемой религии и философии, вероятно, является вопрос о связи человека и А., имеющий три аспекта: 1) существует ли А.; 2) как его познать; 3) как мы должны себя вести исходя из своих представлений об А. Д. В. Пивоваров

Философский словарь

Абсолют

(лат. absolutus — безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) — вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию. Термин А. впервые был применен в конце 18 в. М.Мендельсоном и Ф.Якоби, которые использовали его для обозначения категории "Бога, или Природы" в философии Спинозы; введен в широкое употребление Шеллингом (1800). Синонимы: ный Дух, ная идея, Беспредельность, ный Разум, Мудрость, ное Сознание и ное Бытие. А. в религиях — Божество; в философиях — ная идея или Материя; в искусстве — Красота; в науке — истинное знание; в жизни человека — достижение идеального Совершенства. В религиях понятие Бога тождественно с понятием А.: христианство— Бог Отец и Христос; мусульманство — Аллах; индуизм — Брахман; буддизм — Ади-Будда; даосизм — Дао и т.п. Понятие А. было распространено в различных версиях и в философских системах: у Пифагора это Единица; у Платона — Единое или Благо; у Конфуция — Поднебесная; у Аристотеля — "Перводвигатель"; у Шанкары — Брахман; у Фихте — ное "Я"; у Гегеля — ная идея. Ведущее значение категория А. приобрела у Брэдли и сторонников абсолютного идеализма, отождествляемая с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчлененной форме и познается "непосредственно опытом". В учении Агни Йоги А. тождественен понятию Беспредельности. В религиозно-философских мистических учениях (неоплатонизм, йога, суфизм, исихазм) А. представляется Непостижимым, Неизреченным, Неведомым. Для Плотина и Шанкары А. не есть нечто данное как объект, А. постигается непосредственным контактом, который является более высоким, чем познание и опыт. Шанкара выступает против любой попытки постигнуть А. В тот самый момент, когда мыслится об А., он становится частью мирового опыта, что невозможно. Но А. — реален и присутствует. Он — неощутим, но Он есть. Определенный А. — это воплощенный Бог, Ишвара (ср. Кришна, Иисус Христос). А. — неизрекаем. В неисчерпаемости, незавершенности и беспредельности самой категории А. и его синонимов — одна из гарантий постоянного развития философии. (См. также: ное и Относительное, ная идея). В.В. Лобач

Cлово «абсолют» означает:

Абсолют

Абсолю́т (от «безусловный», «совершенный»):

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I м.

1.Некая абстракция, недостижимая в реальном мире.

2.Что-либо самодовлеющее, независимое от каких-либо условий или отношений. II м.Вечная, неизменная первооснова всего существующего — Бог II, дух, идея и т.п., противопоставляемая относительному и обусловленному материальному бытию ( в религиозных и некоторых идеалистических философских учениях ) . III предик.Оценочная характеристика чего-либо, достигшего высшего предела.

Новый словарь иностранных слов

Абсолют

( лат. absolute неограниченный, безусловный) в идеалистической философии — вечная, бесконечная духовная первооснова вселенной (абсолютный дух, абсолютная идея, бог, абсолютное я). диалектический материализм отвергает метафизическое понятие абсолюта, признавая единственной объективной реальностью материальный мир с бесконечным многообразием его свойств.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Абсолют

м.
1) Вечная, неизменная и совершенная первооснова всего существующего — Бог, дух, идея и т.п., противопоставляемая относительному и обусловленному материальному бытию (в религиозных и некоторых философских учениях).
2) Нечто самодовлеющее, независимое от каких-л. условий, отношений и т.п.

Словарь иностранных выражений

Абсолют

[в идеалистической философии — вечная, бесконечная духовная первооснова вселенной (абсолютный дух, абсолютная идея, бог, абсолютное я). диалектический материализм отвергает метафизическое понятие абсолюта, признавая единственной объективной реальностью материальный мир с бесконечным многообразием его свойств.

Словарь русского языка Лопатина

Абсолют

абсол`ют, -а

Словарь русского языка Ожегова

Абсолют

В идеалистической философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея, божество) абсолют нечто самодовлеющее, независимое от каких-нибудь условий и отношений Возвести что-н. в а.

Современный толковый словарь, БСЭ

Абсолют

(от лат. absolutus — безусловный, неограниченный), в философии и религии — безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог, абсолютная личность — в теизме, Единое — в неоплатонизме и т. п.).

Толковый словарь Ефремовой

Абсолют

абсолют м.
1) Вечная, неизменная и совершенная первооснова всего существующего — Бог, дух, идея и т.п., противопоставляемая относительному и обусловленному материальному бытию (в религиозных и некоторых философских учениях).
2) Нечто самодовлеющее, независимое от каких-л. условий, отношений и т.п.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Абсолют

абсолюта, м. (от латин. absolutus – самостоятельный) (филос.). Первопричина, основное начало всего существующего.

Полный орфографический словарь русского языка

Абсолют

абсолют, -а

Викисловарь

Абсолют

, вечная, неизменная и совершенная первооснова всего существующегоБог, дух, идея , противопоставляемая относительному и обусловленному материальному бытию нечто самодовлеющее, независимое от каких-либо условий, отношений

Морфемный и фонетический разбор слова «абсолют»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова абсолют. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «абсолют»

Какими словами можно заменить слово абсолют? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову АБСОЛЮТ

Сочетаемость слова «абсолют»

Как правильно употребляется слово абсолют? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • безусловный абсолют
  • божественный абсолют
  • всеобщий абсолют
  • высший абсолют
  • нравственный абсолют
Полная таблица сочетаемости слова АБСОЛЮТ

Предложения со словом «абсолют»

Примеры употребления слова абсолют в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Возникла потребность в чуде, духовном абсолюте как средстве выражения осознаваемой человеком зависимости от неуправляемых и неподвластных ему социальных процессов.

Г. В. Драч, Культурология. Учебник для вузов

Если человеческому разуму присуща идея абсолюта, которая никаким опытом не даётся, следует признать за человеком наличие духовного начала.

Группа авторов, Теория государства и права. Конспекты + Шпаргалки. Две книги в одной!

В традиционной философии уделялось внимание природе мироздания, в частности божественному абсолюту или абстрактной материи, а мир людей практически не изучался.

Ян Гэн, Апология Маркса: Новое прочтение Марксизма

К сожалению, здесь не место подвергать анализу идею «абсолюта», или бесконечного, и показывать настоящее значение абсолютного в области метафизических понятий; тогда только, когда мы поймем это значение, представится нам вся неосновательность понимания под возвышенным бесконечного.

Чернышевский Н. Г., Эстетические отношения искусства к действительности

Все предложения и цитаты со словом АБСОЛЮТ

Cлово «абсолют» является ответом на вопросы