Демиург

Cлово «демиург» означает:

— философско-теологическая категория, восходящая к Платону, у которого Богсоздатель мира из извечно существующего хаоса. В переносном значении — творец.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «демиург» в русском языке

В античной философии, в частности, у Платона, персонифицированное творческое начало мироздания, создающее мир (космос) из материи сообразно с вечным образцом — эйдосом. Этим демиург отличается от бога теистических религий, творящего мир из ничего. создает низших богов, мировую душу, бессмертную часть человеческой души. Впоследствии демиург отождествлялся с логосом, умом, вкусом. В отличие от бога теистических религий, демиург не всесилен. Стремлению демиурга устроить все "как можно лучше" противостоит сопротивление материи в виде детерминистической "необходимости". Часто демиурга идентифицируют с Богом Ветхого завета. Понятие демиурга играло важную роль в космологических построениях гностицизма и в герметической традиции.

Источник: Религиозный словарь

Философский словарь

Демиург

(греч. — творец, создатель) — филос.-теологич. категория, восходящая к Платону, у к-рого Д. — бог, создающий мир из извечно существующего хаоса, в отличие от христ. бога, творящего мир из ничего. У гностиков Д. — творец материального мира с его злом и греховностью. В христ. богословии и объективно-идеалистич. философии Д. — идеальное первоначало, творящее мир.

Философский словарь

Демиург

(греч. demiourgos — "творящий для народа", т.е. ремесленник, мастер-создатель) — субъект миротворения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях. В философский оборот термин "Д." был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза; использован Платоном для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную материю начал: от "нуса" у Анаксагора и "ума" у Крития до комплекса целевой и формальной причин у Аристотеля. В отличие от архаических мифологий и натурфилософии Востока, ориентированной на презумпцию спонтанности космогенеза, западная культурная традиция осмысливает становление космически оформленного мироздания не как самопроизвольный процесс, но как продукт целеполагающей деятельности, что предполагает фиксацию субъекта последнего. Это связано с тем, что если аграрная ориентация традиционных восточных обществ предполагала использование объективных результатов спонтанных процессов (см. древнекитайскую пословицу "не тяни, торопя, лук за перья"), то для ремесленной Греции, где мастер-демиургос творит вещи, напротив, характерен культурный пафос активного преобразования (при строительстве дороги мастера не "обходили" гору, но прорубали ее насквозь или делали ступеньки). Соответственно этому в восточных культурах при осмыслении структуры дея- тельности акцент падает на объектно-предметную ее составляющую (превращение предмета в продукт по законам природы), а в древнегреческой — на субъектную (целеполагающий субъект). (Это находит свое выражение даже в языковых структурах: в древнекитайском вэньянь основную функционально-семантическую оппозицию составляют имя и предикатив, т.е. предмет и изменение его свойств, в то время как в древнегреческом языке — имя и глагол, т.е. субъект и осуществляемое им действие.) В контексте характерной для классических когнитивных стратегий Запада апелляции к внешней причине как финальной объяснительной презумпции оформляется установка на трактовку даже внешне спонтанных процессов посредством фигуры так называемого примысленного субъекта (см. Автор), выступающего по отношению к космосу (см.) в качестве Д. В контексте античного гилеморфизма (см. Гилеморфизм) Д. выступает одновременно и как субъект космотворения, понятый в качестве привносящего в гештальтирующую форму в сырьевой материал (техноморфная модель космогенеза — см. Античная философия), и как творец мироздания, понятый в качестве "отца мира", производящего мироздание (посредством внесения в косную материю эйдоса) по образу и подобию своему. (В последнем случае отчетливо обнаруживает себя унаследованный античной философией от мифа антропоморфный генетизм: например, Платон, выделяя в качестве необходимых компонентов креационного акта "то, что рождается, то, внутри чего совершается рождение, и то, по образу чего возрастает рождающееся", полагает, что "воспринимающее начало можно уподобить матери, образец — отцу, а — промежуточную природу — ребенку".) Исходная этимология понятия "Д." полностью сохранена в натурфилософском контексте: творение мира понимается как его оформление (организация, космизация хаоса), где наряду с действующим субъектом необходимым компонентом процесса выступает исходный преобразуемый материал (центральная для греческой философии оппозиция материи и формы). В противоположность этому, в контексте гностицизма Д. переосмысливается как создатель материи, т.е. отягощенного злом недуховного (и, следовательно, греховного) начала. В учении греко-израильского мыслителя Филона Александрийского (28/21 до н.э. — 41/49), выступающем в качестве промежуточной стадии между язычеством и христианством, платоновское учение об идеях встречается с библейским теизмом, задавая тенденцию переосмысления полуметафорического демиургоса-ремесленника античной философии в Д.-Творца. Теистически артикулированный Д. принципиально отличается от натурфилософского демиургоса: во-первых, он творит мир из ничего, не нуждаясь для осуществления креационного акта в каком бы то ни было исходном субстрате, и, во-вторых, творение, в отличие от подчиненного определенным закономерностям — типа гераклитовского "логоса" — космоса реализуется как абсолютно свободный процесс вне какой бы то ни было внешней детерминации (вплоть до отказа схоластики от идеи творения "по разуму Божьему": согласно позиции Иоанна Дунса Скота, Господь творит мир "по воле своей", т.е. вне каких бы то ни было ограничений со стороны рациональных правил Разума). Тождество сущности и существования в этом контексте признается лишь за Богом, в тварном же мире сущность предшествует существованию (в разуме Творца) и даруется свыше (принцип "экземпляризма сотворенного" у Августина). Презумпция Д. как финального объяснительного принципа входит в фундаментальные основания культуры западного канона, задавая интенцию на понимание детерминизма в качестве внешней принудительной каузальности: наглядным примером этого может служить концептуальная матрица деизма как позволяющая сохранить презумпцию Д. в контексте атеистически ориентированного мировоззрения. Лишь в контексте неклассической и постклассической европейской культуры оформляется вектор отказа от зафиксированной в фигуре Д. имплицитной презумпции принудительной каузальности (и, соответственно, проясненности предельных основ и принципов мироздания посредством указания на Д. как его исходную "причину"): концепция "смерти Бога" в протестантском модернизме, основанная на том постулате, что человечество достигло своего рода "совершеннолетия", позволяющего ему отказаться от фигуры Д. как эвфемической замены признания непознанности исходных принципов бытия (Д.Бонхеффер); концепция "смерти Бога" в современной философии постмодернизма как фундированная новым, нелинейным, понимание детерминизма, предполагающим радикальный отказ от презумпции внешней каузальности (см. "Смерть Бога", Неодетерминизм).

Этнографический словарь

Демиург

в мифологии творец вселенной и различных предметов.

Большой Энциклопедический Словарь

Демиург

(греч. demiurgos — мастер — ремесленник), в античной философии (уПлатона) персонифицированное непосредственно-творческое начало мироздания,создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствииотождествлялся с логосом, умом (нусом). играл важную роль вкосмологических построениях гностицизма ("злой ") и в герметическойтрадиции.

Исторический словарь

Демиург

в мифологии творец вселенной и различных предметов.

Исторический словарь

Демиург

(по-гречески мастер, ремесленник) — в античной философии (у Платона) персонифицированное непосредственно творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом.

Философский словарь

Демиург

(греч. demiurgos — свободно занимающийся общественным ремеслом) — у Платона обозначение Бога как создателя мира из извечно существующего первобытного хаоса, или первовещества; противоположность христ. Богу, который создает мир из ничего.

Философский словарь

Демиург

(греч. "demiourgoz") — "творец", "создатель", "ремесленник", "работник", "производитель". Термин в греческой традиции обозначал творящее Первоначало. Гностики придали этому понятию ярко выраженную отрицательную нагрузку, которой изначально не было.

Философский словарь

Демиург

(Греч.) или Строитель; Божественная Сила, которая построила вселенную. От этого слова происходит фраза "Высший Архитектор" франкмасонов. У оккультистов это есть третий проявленный Логос, или "второй бог" Платона, — второй логос представлен им как "Отец", единственное Божество, которое он, как Посвященный в Мистерии, осмелился упомянуть.

Философский словарь

Демиург

— [гр.demiurgos] — 1) в древней Греции первоначально — свободный ремесленник, мастер, художник; позднее — высшее правительственное лицо в дорических государствах; 2) в идеалистической философии Платона — божество как творец мира; 3)созидательная сила, творец [12]. Интересна эволюция термина, связанная, вероятно, с изменением распределения функций людей в процессе исторического развития общества.

Философский словарь

Демиург

(греч. demiurgos, дословно — мастер, ремесленник, в переносном смысле — создатель, творец) — в идеалистической философии Платона и в учениях неоплатоников — творец мира, создатель вселенной; одно из определений божества.

Философский словарь

Демиург

(греч. demiurgos — изготавливающий вещи, работник, творец) — у древних греков — свободный ремесленник; в древнегреческой мифологии — Бог, создающий мир не из "ничего" (как в иудаизме и христианстве), а из хаоса, существующего извечно; у гностиков — творец материального мира с его злом и греховностью; в идеалистической философии — сознание, дух, идеальное первоначало, творящее мир; в религиозных представлениях — Бог как "творец мира". В философский лексикон термин Д. введен Платоном. Д. у него это "отец и творец Вселенной" из совечной ему материи. Материя и первообраз не зависят от Д. К тому же Д. не всесилен. Аристотель фактически игнорирует такого Д. и употребляет этот термин в его первоначальном значении — ремесленник, мастер. Исключением является лишь его ранний диалог "О философии". В позднейшем платонизме функции Д., непосредственно контактирующего с материей в акте творения, перекладываются на вторичного бога — посредника. У Филона Александрийского Д. отождествляется с Логосом. Нумений отождествляет Д. с умом (нусом), называя, его "вторым богом". ("Ум породил другой ум — Д."). Приверженцы радикального дуализма в гностицизме, приписывая материи абсолютное зло, перенесли это и на Д. В результате у них некогда "благий" платоновский Д. превращается в источник мирового зла. Идея "злого Д." была объектом полемики Плотина с гностиками. В современной философии термин Д. употребляется чаще всего в значении созидателя идеального первоначала, творящего мир. (См. также: Античная философия (раздел "Техноморфная модель космического процесса"). А.А. Круглов

Каким бывает «демиург»?

Демиург бывает:

  • злой
  • великий
Все определения к слову ДЕМИУРГ

Фонетический разбор слова «демиург»

Звуко-буквенный разбор слова демиург. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «демиург»

Какими словами можно заменить слово демиург? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДЕМИУРГ

Сочетаемость слова «демиург»

Как правильно употребляется слово демиург? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • бывший демиург
  • великий демиург
  • высшие демиурги
  • злой демиург
  • молодые демиурги
  • о новом демиурге
  • чёрные демиурги
Полная таблица сочетаемости слова ДЕМИУРГ

Cлово «демиург» является ответом на вопросы