Социология

Cлово «социология» означает:

наука об обществе, законах развития общественно-экономических формаций, отдельных социально-демографических групп.

Источник: Бизнес словарь

Значение слова «социология» в русском языке

(от лат. societas — общество и …логия) — наука об обществекак целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах,социальных группах и общностях, отношениях личности и общества,закономерностях массового поведения людей. Попытки объяснения общественнойжизни возникли в античности (Платон, Аристотель и др.), продолжались вфилософии истории. Создать "позитивную науку" об обществе в сер. 19 в.пытался О. Конт (ввел и сам термин). В 19 — нач. 20 вв. в социологиивыделились географическая школа, демографическая школа, биологическоенаправление и др. Концепции крупнейших социологов (Ф. Тенниса, Г. Зиммеля,Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, Т. Веблена), опиравшиеся на философиюпозитивизма, неокантианство, философию жизни и др., внесли существенныйвклад в развитие социологии. С 20-х гг. в социологии получили развитиемногие методы, техника и процедуры эмпирических исследований, происходитспециализация социологии (социология семьи, города, права и др. — св. 40отраслей).

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Социология

— наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах.

Исторический словарь

Социология

(лат. — общество + греч. — учение) — наука о формах современной жизни людей, а также животных и растений. Она охватывает социальные образования и процессы, исследуя всю совокупность общественных явлений — таких, как народ, сословие, племя, род, семья, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, возникновение и исчезновение. Специальными социологическими дисциплинами являются социология права, социология культуры, социология искусства, социология литературы, социология хозяйства, социология труда, педагогическая социология , социология знаний и т.д.

Психологический словарь

Социология

Дисциплина, которая занимается изучением человеческого поведения с точки зрения социального измерения. относительно меньше внимания уделяет индивиду как отдельному существу, чем это делает социальная психология. В ней выражена тенденция рассматривать поведение, возникающее в социальных взаимодействиях, в группах и т.д. См. социальная психология.

Психологический словарь

Социология

(sociology) — исследование человеческих взаимоотношений и социальных групп.

Социологический словарь

Социология

— англ. sociology; нем. Soziologie. Наука  о закономерностях становления функционирования и развития общества. С. изучает соц. факты,  процессы,  отношения, деятельность  индивидов, соц. групп, их роль,  статус  и соц. поведение,  институциональные формы их организации.

Социологический словарь

Социология

— это наука  об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы:  личности, социальные общности, институты. 

Социологический словарь

Социология

(sociology) (в значении, внедренном Контом) — научное и, более определенно, позитивистское изучение общества (см. Позитивизм) . С тех пор, однако, термин  получил гораздо более широкое хождение для обозначения систематического изучения функционирования, организации, развития и типов человеческих обществ, не предполагающего какой-либо определенной модели "науки". В некоторых словоупотреблениях он может также охватывать подходы,  которые открыто отвергают уместность "физико-научной" ориентации в социальном исследовании. В отношении такого определения сразу же возникает проблема  невозможности отличить социологию от социальной науки в целом, а также от других, менее обобщающих ее дисциплин. Поскольку из изучения не исключается ни один аспект общества, в некоторых словоупотреблениях термины "социология"  и "социальная наука"  просто синонимичны. Чаще, однако, социология перекликается с предметом более специализированных социальных наук — политической экономии, политической науки. Она мыслилась ее создателями как дисциплина, отличающаяся непосредственно "холистическим" подходом к социальному анализу,  приверженностью к анализу взаимосвязи социальных частей. Причем следует заметить, что социология не относится к тесно интегрированной дисциплине, охватывая множество противоположных парадигм и подходов, но оставаясь уникально открытой для идей, заимствуемых из философии, истории, других социальных наук, социального и политического дискурса.  Кроме того, социология берет начало не от творчества Конта, а вбирает раннее систематическое изучение обществ, включая откровенно социологическое мышление (хотя и называемое иначе) главных классических философов, вроде Платона  или Аристотеля, или мыслителей шотландского просвещения, таких как Смит или Фергюсон. Имеется в социологии точка зрения, согласно которой ее интерес  связан с особыми проблемами современных индустриальных обществ (Гидденс, 1981). Хотя это суждение и привлекает внимание к бесспорно важной цели, отмечаемой не в последнюю очередь в классических работах  Маркса, Вебера и Дюркгейма, оно преуменьшает масштаб интереса предмета.

Социологический словарь

Социология

— наука,  изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы,  протекающие в этих структурах. 

Социологический словарь

Социология

— наука  об обществе, отдельных социальных институтах (государство,  право,  мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Понятие  социология  введено в научный оборот французским философом-позитивистом Огюстом Контом (1798 — 1857 гг.) в работе "Курс позитивной философии" (1842 г.). О.Конт является основоположником современной социологии как науки.

Социологический словарь

Социология

— наука,  убеждающая в том, что даже если в обществе невозможно жить, то его вполне можно изучать.

Социологический словарь

Социология

— наука,  изучающая функционирование и развитие  общества как социальной системы в целом через ее составные элементы: личности, социальные группы,  институты,  их отношение  и взаимодействие. 

Социологический словарь

Социология

— наука  об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, социальных структур и институтов.

Социологический словарь

Социология

(лат. societas — об-во и греч. logos — учение, слово) — наука  об общих и специфич. законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах  проявления этих законов в деятельности личностей, соц. групп, классов, народов. Объектом социологич. познания является об-во, рассматриваемое как единый соц. организм. Как самостоятельная наука С. возникла в XIX в. (термин  введен О. Контом) в рез-те конкретизации проблематики традиционной соц. философии, специализации и кооперации обществ. наук и развития эмпирич. соц. исследований. С. никогда не была единой наукой, распадаясь на значительное число школ и направлений, претендующих на выражение самой сущности социологич. науки или на представление С. в целом. До конца XIX в. теоретическая С. и эмпирич. соц. исследования практически не были взаимосвязаны. Теоретическая С. пыталась реконструировать основные фазы историч. эволюции и одновременно описать структуру об-ва. В зависимости от того, какой именно стороне обществ. жизни придавалось наибольшее значение,  в С. XIX в. выделяют несколько различн. направлений, такие, напр., как географическая, демографическая, расово-антропологическая, органическая и социал-дарвинизм.  В конце XIX — нач. XX вв. распространяются различн. разновидности психологич. С. — инстинктивизм,  бихевиоризм,  интрос-пекционистские объяснения обществ. жизни в терминах желаний, чувств, интересов идей, верований и т. п. Появляются теории выдвигающие на первый план  коллективное сознание  (Э. Дюркгейм, Е. Де Роберти, Ф. Гиддингс,  Ч.Кули) либо абстрактные формы соц. взаимодействия (Г. Зиммель, С. Бугле, Ф.Тённис, А. Фиркандт). С 20-х гг. XX в. в С. большую роль  играют эмпирич. исследования. Совершенствуется техника  социологич. исследований расширяются возможности практического применениия С. В начале XX в. появились первые центры соц. исследований — Лондонское социологич. об-во (1903), Нем. социологич. об-во (1905), Амер. социологич. об-во (1905) и др. Эмпирич. исследования начинают испытывать нужду в обобщающей теории, а социологич. теория  — в эмпирич. проверке своих положений. В рез-те интенсивной профессионализации и специализации С. заняла одно из центральных мест в системе обществ наук, она изучается и преподается в большинстве стран и насчитывает свыше 40 специализированных отраслей, число к-рых продолжает расти. Наряду со сбором эмпирич. информации и ее теоретич. интерпретацией С. выполняет прогностич. и прикладные функции как на уровне макросоц. процессов и систем, так и на микроуровне. Значительные успехи были достигнуты в сфере методов и техники исследования (системный подход,  математич. моделирование  соц. процессов, количественные методы  обработки и обобщения данных). Социологию неправомерно рассматривать только как прикладную науку, равно как и ограничивать ее предмет только проблемами общей социологической теорией. Особенности социологич. знания определяются тем, что об-во рассматривается как единый соц. организм, как органич. единство различн. сторон его жизнедеятельности — экономич., соц., политич. и духовной, функционирующих и развивающихся посредством соц. деятельности людей. С. рассматривает соц. деятельность  людей, возникающие в процессе  этой деятельности их соц. отношения во взаимосвязи и взаимодействии объективного и субъективного факторов, материальной и духовной сторон. Соц. сфера выступает в качестве важнейшего объекта  социологич. исследований. Ее исследование  включает все проблемы, связанные с деятельностью человека  (его положение в об-ве, трудовом коллективе,  семье, др. соц. группах) , с потребностями и ценностными ориентациями и степенью их реализации, с отношением  к самому себе, а также к различн. явлениям и процессам, происходящим в об-ве. Г.В. Осипов.

Социологический словарь

Социология

— совокупность  познавательных практик, складывающихся в европейской интеллектуальной традиции  с 1840-х и изначально артикулированных как самостоятельная (отдельная) научная дисциплина,  ставящая своей целью  дать ответ на вопрос "что такое общество  и как оно возможно?" через познание  социальной реальности (социума) , "природы" и "механизмов действия" социальности (в различных ее реализациях). Такая формулировка цели и постановка задач позволяет охватить сложившиеся внутри С. тенденции как к максимальному расширению своей предметной области до совокупного теоретико-методологического (частью и фактологического) знания о жизнедеятельности общества в целом, об обществе как таковом (рефлексивного осознания обществом самого себя), так и к редукции своего предмета, к той или иной категоризируемой реализации социальности (при соответствующей трактовке социума — социальной реальности) в рамках конкретных парадигмально-исследовательских стратегий (при осуществляемой, как правило, универсализации собственного видения С. до предельно промысливаемых ее границ). Соответственно данное понимание  С. дает возможность одновременно рефлексировать две ее контрустановки: 1) на открытость по отношению к философским дискурсам , на философско-социологический синтез, на понимание С. как "иного" философии, с одной стороны; 2) на оборачивание себя в сторону конкретно-научных моделей, на построение себя как строго научной дисциплины с четко обозначенным предметом и методами исследования, вплоть до конституирования себя только как инструментальной инженерно-технологической знаниевой стратегии (что и способствует порождению восприятия С. в обыденном сознании как техник опроса  общественного мнения). Следовательно, С. (как способ (стиль) мышления, коммуницирования и действования) не может иметь своего исчерпывающего определения, предполагает вариативность  собственного понимания, интерпретации, трактовок — в зависимости от артикулируемых (или латентно присутствующих) теоретических (онтологических, гносеологических, эпистемологических) и методологических парадигмальных позиций (перспектив) и реализуемых исследовательских стратегий. С. есть, скорее, тип рамочного знания, задающего предельно возможные горизонты "социологического" (в отличие от философского и частнонаучного) видения (с оговоркой о том, что С. способна "в пределе" редуцировать себя в специальную научную дисциплину или совокупность дисциплин — специальных социологических теорий — ). Такую предельную рамку "социологического" видения задает традиционное понятие  общества , содержательно-предметно достаточно "бедное" и определяемое через соотнесение с "предельными" же понятиями природы и трансцендентного (божественного) начала. (При этом последние могут "втягиваться" в конкретные социологические дискурсы:  теологически фундируемую С., например, "теологию освобождения", глобалистские экологические проекты,  в частном случае — через маргинальный дискурс социобиологии; собственно же сопряжение "божественного", "общественного" и "природного" — задача для дисциплинарных дискурсов философии и теологии). Содержательная конкретизация "общества" осуществляется через его развертывание в три конституирующие объемлющую рамку С. понятия: социума, личности и культуры . Акцент на одном из них (с удержанием понятия общества как такового) и позволяет смещать дисциплинарное видение в сторону "социологичности", "антропологичности" или "культурологичности" (при явно обнаруживаемой с 1970-х тенденции к их "синкретизации" в междисциплинарных социогуманитарных дискурсах). Собственно С. кладет (в устанавливаемое взаимоотношением социума — личности — культуры) "пустое" пространство в ряд категорий-реализаций социальности, репрезентирующих (в той или иной их акцентуализации) определенную картину социального мира в конкретных социологических подходах, предполагающих собственную методологию и стратегии исследований. Тем самым задаются возможные метатеоретические ракурсы описания общества (самоописания культуры в терминах социальности), претендующие на продуцирование методологии социального (а частично и гуманитарного) познания в целом. Базовой для большинства версий С. категорией-реализацией выступает "социальное взаимодействие"  , специально специфицируемое в своей универсальности в концепциях  "социального действия". Отсюда попытки в разных социологических подходах задать предмет собственного изучения и рефлексии как организацию совместной общественной жизни (бытия) людей через возникающие и обновляемые в ходе разнообразных социальных взаимодействий социальные формы. В качестве исходных концептуализаций в С. выступают еще как минимум две: 1) "социальная структура"  — "стратификация" , 2) "социальная организация"  — "институциализация" , порождаемые и, в свою очередь, порождающие (легитимирующие) определенные социальные взаимодействия.  В связи с "феноменологическим поворотом" в С. была конституирована в качестве универсализируемой в различных дискурсах проблематика  "мира повседневности", "повседневной жизни людей", так или иначе соотносимая с организационно-структурным уровнем анализа  социума. Наконец, в разных контекстах в социологических подходах дискутируется также и тематика "социализации". При этом сама социализация  может трактоваться двояко: 1) как "введение" в социокультурную жизнь новых индивидов, агентов, акторов, субъектов (тогда социологическое видение частично антропологизируется, психологизируется и педагогизируется); 2) как легитимация  любых инноваций (расширительное культурсоциологическое толкование, по-разному терминологически оформляемое в конкретике той или иной перспективы). Дальнейшая конкретизация социологического знания осуществляется через наложение (внутри подходов) рамок и категоризаций-реализаций на конкретные объекты  деятельности, процессы,  области социальной реальности с построением соответствующих специальных социологических теорий изучаемых предметностей. Для концептуализации этого уровня социологического знания ключевую роль  сыграло введение Р.К. Мертоном понятия "теория  среднего уровня" , которое позволило: 1) развести метауровень С. (с его открытостью в философское знание  и центрированностью на разработке методологии социального познания в целом) и уровень "конкретики" теоретической работы (конфигурировать собственно специальные социологические теории) ; 2) комплексировать С. с конкретными научными дисциплинами, в чьи объектные области С. "вторгается", выстраивая в них свои предметы (типа: экономическая С. или С. экономики, политическая С. или С. политики, юридическая С. или С. права и т.д.); 3) непосредственно связать (в идеале)  во многом разорванные до этого теоретический и эмпирический  уровни С., очертить границы поля прикладных социологических исследований, задать возможные режимы технологизации и контур инструментального применения ("потребления") социологического знания. В целом "реформа" , предложенная Мертоном, позволила реализовать ("дореализовать") программные установки на конструирование С. как "строгой" научной дисциплины, провозглашенные еще ее "отцом-основателем" О. Контом , развитые Э. Дюркгеймом и наиболее последовательно концептуально разработанные в структурно-функциональном анализе . Однако, начиная с М. Вебера и Г. Зиммеля , с последующей переформулировкой тематики (проблематики) в символическом интеракционизме   и в феноменологической С. А. Шюца и его последователей, в С. были заложены и другие интенции — на "понимание" (в методологическом плане)  и на "открывание" социологического знания в социокультурные контексты,  на его "встраивание" в мир повседневной жизни (в онтологическом и эпистемологическом планах). Реализация этих установок привела к 1970-м к замене (точнее — дополнению) "вертикальной" развертки С. прописыванием ее "горизонтали". С. стала трактоваться не только как замкнутая на себя научная дисциплинарность, но и как совокупность вписанных в различные контексты дискурсов с их "утилизацией" в конкретных жизненных практиках,  с одной стороны, и как институциализируемый внутри культуры специфический тип коммуникации, обеспечивающий рефлексию общества, переносящую акцент с вопроса "что такое общество?" на вопрос "как оно возможно?", — с другой. Была переосмыслена вся история  возникновения и развития С. как целостности познавательных практик, закрепленная в так называемой "социологии С." (термин  предложен Р. Фридриксом). Тем самым вновь был выдвинут и переосмыслен тезис о "родовой травме" С., связанный с ее непростыми и несколько раз кардинально изменявшимися отношениями с философией. Обнаруживается, что в момент своего зарождения и становления С., как минимум, трояким образом была связана с философской дисциплинарностью. Во-первых, ее можно осмысливать как изначально модернистский проект, возникший как продолжение и развитие  идей Просвещения, как продукт индустриального общества (с его акцентами на рынке, демократии, гражданском обществе, правах и свободах  человека,  с его тенденциями к социальной динамике и "ускорению" социокультурных процессов), как инструмент его "достраивания" и "универсализации" через распространение (в пределе) на весь мир. (Показательно здесь размежевание С. с социальной и культурной антропологией в их британо-американской и, частично, французской версиях, как изучающими традиционные типы обществ и переносящими акцент с социума на личность  и культуру.) В этом отношении С. выступила правопреемницей и наследницей целого круга идей, уже разработанных к этому времени внутри философии (уже социальной философии и философии истории, с которых были "сняты" схемы линеарного, циклического и спиралевидного исторического развития общества, переинтерпретированные через понятия социальной эволюции и общественного прогресса) . Прежде всего это касается трех групп проблем: 1) проблемы социального порядка (переформулированной как вопрос "что есть общество?"), 2) проблемы автономности и универсальности личности (переосмысленной в терминах отношения общества и личности, индивидуального и надындивидуального), 3) проблемы общественного идеала (реализуемого в доминирующих социологических практиках как идеал индустриализма и "нетрадиционности", а в маргинальных социологических практиках — как идеал социализма  и коммунизма  с определенным учетом "традиционности": например, в дебатировавшимся в марксизме  тезисе о возможности перехода от традиционного общества к социализму, минуя капитализм,  т.е. индустриальную фазу развития). Указанный идеал в значительной мере (в "доминанте") или полностью (в "маргиналии") выступал как утопичный (не следует забывать, что первоначально социологический проект был манифестирован внутри утопического социализма К.А. де Сен-Симоном , а Контом был, в значимой мере, лишь переинтерпретирован и разработан). Осознание этой известной утопичности проекта при "строгой" изначальной установке на научность давалось представителям С. долго и нелегко и было впервые ясно артикулировано лишь в концепции С. знания К. Манхейма . Во-вторых, С. возникла и конфигурировалась как продукт "распада" классической философии, как критический по отношению к последней и дистанцирующийся от нее уже на уровне установок дискурс (тезис Конта о преодолении философской метафизики позитивной наукой, программа  А. де Токвиля, утопия  Сен-Симона, известный тезис о практической и действенной природе познания К. Маркса — ). Более того, позитивистский социологический проект, взявшись решать философские проблемы нефилософскими средствами, пришел в конце концов к осознанию себя как проекта единственно возможной научной философии (по сути — С. как "новая философия" ). Тем самым С. стала первым провозвестником перехода философии в неклассическую фазу ее развития (закладывая при этом фундамент систем взглядов, которые позже были осмыслены как классическая С.). Посыл С. был поддержан в других областях социогуманитарного знания — прежде всего в психологии (В. Дильтей, Ф. Брентано, В. Вундт, О. Кюльпе) и (позднее) в экономике (австрийская школа экономики К. Менгера, У.С. Джевонс, Л. Вальрас). Лишь в лице Ф. Ницше переход к неклассической фазе был отчетливо артикулирован, но долго оставался "неуслышанным" самой философией. Во многом это связано с тем, что именно с "вне-философских" позиций можно было предложить "замену" одному из основных концептов философии — трансцендентальному субъекту с его "чистым сознанием" . Но если психология,  вполне естественно, обратилась к проблемам  психического характера, то С. апеллировала к контекстуальной социально-исторической обусловленности субъекта. При этом показательно, что: 1) С. и психология выступили как программы-конкуренты (концепция социологизма  и антипсихологизм Дюркгейма как высшее проявление  их противостояния), хотя "психологическая составляющая" всегда присутствовала в С. (начиная с так называемой поведенческой С.); 2) психология конституировалась первоначально в значительной мере "внутри" и "средствами" философии (что породило затем установку Э. Гуссерля на преодоление психологизма) , С. же изначально манифестировала себя как оппонента философии. Позже, провозгласив себя собственно философией, она вобрала "внутрь" себя социологически переинтерпретированную философскую антиномичность (натурализм  — гуманитарная альтернатива; социальный  реализм — номинализм;  холизм  — индивидуализм;  становление — ставшее; объяснение  — понимание и т. д.), во многом предопределив собственную судьбу. Таким образом, как философия являлась постоянным носителем "вируса" С., так и последняя изначально оказалась "зараженной" философией. В-третьих, двойственность отношения С. к философии нашла выражение и в предложенном С. решении проблемы сознания. В С. долгое время  сохранялось представление о "точечном" (лишенном тела) познающем субъекте, а сама социальная реальность  во многом (чаще имплицитно, чем эксплицитно) понималась как результат объективаций сознания действующих субъектов, собственно и подлежащий анализу без обращения к проблеме сознания как таковой. Лишь в феноменологической С. , в ином ракурсе — в этнометодологии, в С. знания М. Шелера , в немецкой философской антропологии (она же — С. в лице того же Шелера, Х. Плеснера , А. Гелена , Х. Шельски) и некоторых иных версиях субъекту было возвращено "тело" , а миру — телесность. В традиции же, идущей от понимающей С., в социологический дискурс и рефлексию стал возвращаться "смысл" как, собственно, их предмет, скрывающийся за внешне явленными объективациями. Данное понимание стало доминирующим в культур-С., особенно после ее "герменевтического поворота", освоения круга идей П. Рикёра и семиотики, а также социологической переинтерпретации диалогистической философии. Радикальным разрывом с предшествующей традицией в этом отношении явилась и "археология знания"  М. Фуко  . Тем самым произошло (и происходит) "возвращение" к философии в современных типах теоретического социологического дискурса. Социальный мир перестает быть плоскостью объективаций, приобретает глубину и многомерность, оформленность в актах сознания, закрепленных в слове. (Показательно, что само возникновение С. было связано с обнаружением "вертикали" — распределения неравенства — в обществе, изменчивости социальной реальности и возможности влиять на эти изменения, т.е. "многомерности" социального, что не рефлексировалось в традиционных обществах, осмысливавших общественную жизнь в терминах предустановленного космического, природного, божественного порядка). Сознание стало присутствовать в этом мире через свою интенциональность,  задавая способы бытия событий и вещей, связывая их с внутренним опытом субъектов, подрывая унаследованную от классической философии и долго господствовавшую в классических и неклассических типах "социологизирования" обращенность к исследованию "логики вещей". Социальность  подлежит "расколдовыванию" (термин-метафора  принадлежит М. Веберу) в социологической рефлексии, место "объективности" в которой все больше стала занимать "субъективность" . Подытоживая, можно зафиксировать, что взаимопроникновения и взаимовлияния философии и С. сопровождали всю историю последней. С. и философия выступали друг для друга своего рода "своим иным", что можно проследить (в дополнение к трем обозначенным аспектам их взаимоотношений) в реконструкции логики формирования социологического знания с позиций рефлексии "социологии С.". Можно выделить три основных этапа развития С., соответствующие в целом логике становления как философии, так и большинства социогуманитарных дисциплин, но каждый раз имеющих свои "хронотопные" отличия. Это этапы классики, неклассики (она же в значительной мере неоклассика) и постклассики (пост-не-нео-классики). В С. период классики связан с конституированием и институциализацией самой дисциплины, выведением ее из латентного существования "внутри" философии в эксплицитное "вовне", что неизбежно провоцировало установку на резкий разрыв с последней. Решить этот комплекс  задач в середине — конце 19 в. (подпериод "становления" и поиска своей аутентичности-идентичности, т.е. оснований классики) можно было только через обращение  к системе образцов естественнонаучного знания (и/или через построение "научной — позитивной — философии"), что потребовало от С. не менее резкого разрыва со схематизмами обыденного знания, с миром повседневности в целом (при латентно закладываемой в саму С. программы ее собственной технологизации, выведения ее в область прикладных исследований). При этом, пытаясь найти соизмеримость трансцендентальным субъектам классической философии в реальном обществе, С. совершила "жесткую" редукцию по отношению к последней в пользу единой "научной картины мира", а затем неоднократно повторяла редукционные процедуры внутри себя самой в поисках собственных содержаний. Последнее с неизбежностью вело в перспективе: 1) к плюрализации подходов внутри социологического видения; 2) к возникновению альтернативных трактовок самого этого видения; 3) к возникновению в С. (как результата предельных редукций) того, что в ней самой, в других социогуманитарных дисциплинах и в философии схватывалось термином "вульгарный социологизм". На нереализуемость первоначальной формулировки социологического проекта обратила внимание философия в лице Дильтея и Ницше. Однако если первый искал выход из заданного С. "тупика" в предметном разделении знания на "науки о природе" и "науки о духе" и отводил доминирующую роль последних в психологии, то второй настаивал на невозможности решить философские проблемы "нефилософскими" (в том числе социологическими) средствами и по сути концептуализировал первый проект философской неклассики. Дополнительный импульс "расщеплению" единого социологического проекта придали неокантианцы Баденской школы (В. Виндельбанд и Г. Риккерт) своим смещением  фокуса от обсуждения специфики типов знания на методологический дуализм  номотетических и индивидуализирующих, генерализирующих и идиографических методов "наук о природе" и "наук о культуре". На эти новые интенции в философии достаточно оперативно отреагировала С. В программе понимающей С. М. Вебера и в социологических концепциях русского неокантианства были предложены пути преодоления возникшего методологического дуализма, а осознание ситуации возникающего социологического "тупика" в какой-то мере повлияло на уход  Зиммеля из С. в последний период его творчества. Тем самым декларированный "разрыв" с философией в период становления С. оказался нереализованным. Более того, второй подпериод первого этапа развития С., который можно обозначить как подпериод формулировки основных социологических подходов, наглядно демонстрирует, что последние есть не что иное, как "социологическое прочтение" (или "социологический ответ") философии, инициированное конкретно-историческими задачами, с необходимостью решения которых столкнулось индустриальное общество.  Этот подпериод, охватывающий в С. конец 19 в. — начало 1920-х, завершает собой период социологической классики и связан с многовекторной С. Дюркгейма (прежде всего с его программным социологизмом), понимающей С. М. Вебера, культур-С. Зиммеля, формальной С. Ф. Тённиса (как реализацией в значительной мере интенции того же Зиммеля), развертыванием проекта марксистски ориентированной С., становлением бихевиористски ориентированного социологического психологизма (прежде всего в американской традиции, фундированной комплексом идей прагматизма) . В российской С. это период господства социологизированного неокантианства, плюралистической С. М.М. Ковалевского , развертывания программы "легального марксизма", этико-субъективной школы в С. [П.Л. Лавров , Н.К. Михайловский , Н.И. Кареев , С.Н. Южаков] — провозвестницы "методологического индивидуализма" западной С. В компаративистской перспективе период оформления социологической классики совпал со становлением неклассической философии, а его завершение — с началом развертывания основных неклассических философских концепций. Тем самым логика  формирования С. шла по модели "ускоренного развития" (сжимания времени развертывания содержаний) и была векторно направлена на синхронизацию себя с логикой концептуализации философских доктрин. Однако если период неклассики в философии в целом закончился уже в 1950-е, то в С. — лишь в 1970-е, что породило в ней глубокий теоретико-методологический кризис, неизбежный в периоды "ломки традиций". Завершение классики в С. совпало во времени с событиями Первой мировой войны, революцией и гражданской войной в России, революционными выступлениями в ряде стран Европы. Оно отмечено ростом "кризисного сознания" как в философии, так и в С. (поздний Зиммель, В. Зомбарт , А. Вебер , западный марксизм  и др.; центральная фигура в философии того времени — О. Шпенглер ). Собственно в С. в это время нарастает волна эмпиризма,  инструментализма  и операционализма  [У.А. Томас , Ч.Х. Кули , П. Лазарсфельд , "гиперэмпиризм" Ж. Гурвича и др.]. В США оформляется Чикагская школа  С., в Европе развивается сеть подобных исследовательских структур. В философской и методологической рефлексиях вновь ставится под вопрос сама возможность С. как научной дисциплины, осознаются новые "тупики" и "ловушки", в которые попала С. С этих позиций наиболее развернутую критику социологического проекта дали русские мыслители (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и особенно С.Л. Франк). Значительное место отвоевывают себе теории социологического психологизма , конфигурируется бихевиористская по своим основаниям концепция социального обмена  [П.М. Блау , Дж.К. Хоманс ], возникает психоаналитическая традиция  в С. Происходит заметная переориентация на проблемы человека, С. "антропологизируется". В Великобритании и, частично, во Франции происходит "отказ" от С. в пользу антропологии; в Германии конституируется философская антропология,  акцентирующаяся первоначально лишь на философской проблематике. Возрастает интерес  к тематике культуры: А. Вебер, неомарксизм  [Д. Лукач , особенно А. Грамши , позднее — французские неомарксисты] , Франкфуртская школа  критической социальной теории, интегральная С. П. Сорокина . Шелер провозглашает, а затем Манхейм и его последователи реализуют программу С. знания. Через "прививку" гуссерлианства возникают два принципиально новых подхода:  феноменологический и символическо-интеракционистский [Дж.Г. Мид , Г. Блумер , И. Гофман ]. От Т.Б. Веблена берет начало линия технократизма  в С. В это же время значительное распространение получают идеи элитаризма, первоначально сформулированные в рамках итальянской политической социологии (начиная с работ В. Парето ) и получившие широкий резонанс после усвоения их американской социологической традицией, а также после работ Х. Ортеги-и-Гассета . (В СССР период неклассики — это период ликвидации С. как науки и отсутствия социологического дискурса как такового.) Таким образом, происходит "размывание" принципов социологизма в период "становления" неклассики (ее первый подпериод). Однако дальнейшее развитие С. в период неклассики, связанное со становлением так называемого "стабилизационного сознания" (второй подпериод — после Второй мировой войны), было отмечено возвратом к обновленным принципам социологизма, что может быть осмыслено как попытка переоформления неклассики в неоклассику. В С. происходит институциализация структурализма  [К. Леви-Стросс , генетический структурализм Л. Гольдмана и др.] и различных вариантов структурно-функционального анализа (основные версии — Т. Парсонс и Мертон), постепенно занимающего доминирующие позиции в теоретической С. При этом методология  структурно-функционального анализа чуть ли не отождествляется с "социологичностью" вообще настолько, что кризис этой методологии в 1960-е был воспринят как провозвестник очередного кризиса в С. как таковой. Конкуренцию этому подходу пыталась составить С. конфликта  [Р. Дарендорф , Л. Козер ], но, хотя ее истоки и восходят к Зиммелю, "пик" ее популярности пришелся на более позднее время — период постклассики. Основные импульсы критики вновь пришли "извне" — из философии. Это прежде всего программа критики "историцизма" (а через него и социологизма) К. Поппера и программа М. Мерло-Понти, постулировавшая необходимость и неизбежность философско-социологического синтеза. Согласно Мерло-Понти, понимая и интерпретируя факты,  социолог неизбежно становится философом, также как и когда он, обращаясь к истокам знания, начинает специально работать с языком. С. нельзя отсечь от философского опыта, но точно также и философия может терять свой смысл, если не судит о "настоящем". Если критика Поппера была направлена прежде всего на тотальность и идеологизированность социологического дискурса, была основанием выработки новой методологии социального познания, которую, с его точки зрения, так и не смогла предложить С., — то Мерло-Понти обращает внимание прежде всего на "разорванность" философского и социологического дискурсов, на невозможность решить социологические задачи  метатеоретического уровня исключительно социологическими средствами. В этом аспекте он отрефлексировал стремление С. периода неклассики опираться преимущественно на собственную методологическую базу, на замыкание социологического дискурса внутри самого себя. Так, господствующий в послевоенное время структурно-функциональный подход  и был, по преимуществу, собственным детищем С. [частично — британской антропологии: А.Р. Радклиф-Браун , Б.К. Малиновский и др.]. Более того, он активно проникал практически во все области социогуманитарного знания, подменяя собой традиционные для последнего философские рефлексии. Исчерпанность не-нео-классического проекта в С., зафиксированная философией с разных сторон в лице Поппера и Мерло-Понти еще в 1940-1950-е (в компаративистской перспективе — время перехода в философии от неклассики к постклассикие), был осознан в полной мере в С. к 1970-м. Примечательно, что в переломные точки развития философии — переходы от классики к неклассике и от неклассики к постклассике — отмечены обращением к тематизмам С.; однако при этом не стоит забывать и о том, что утрата предметности и переход в состояние "пост" (как переход к постиндустриальному обществу) был зафиксирован и в самом социальном знании в лице Д. Белла , Дж.К. Гэлбрейта , Р. Арона . Переход к постклассике в С. отмечен "пиком" популярности "критической социальной теории" Франкфуртской школы [в лице позднего Т. Адорно и раннего Ю. Хабермаса она "перетекала" и в следующий этап социологического развития], проектами "радикальной" и "альтернативной" С. Ч.Р. Миллса и А. Гоулднера , видевших в современной им институционализированной С. манипулятор для поддержания сложившихся "машинных" социальных порядков. В русле данного подхода возник и социологический дискурс (так дисциплинарно — "школьно" — и не оформившийся) "новых левых". В последующем эти проекты трансформировались в С. контркультуры и "социологию С." как глобальную методологическую рефлексию С. над собственными основаниями. В это же время началась радикальная критика собственных оснований структурализмом : в социологической перспективе это прежде всего работы Ж. Бодрийара , Р. Барта , а особенно — Фуко. В компаративистской перспективе впервые за время сосуществования С. и философии был достигнут эффект взаимного резонанса — синхронизация обоих типов дискурса, фиксируемая через переход от модерна  к постмодерну,  от "современности" к "постсовременности" с ее радикальным переосмысливанием понятий субъекта и объекта, реальности (в том числе — социальной), основных европейских познавательных практик, самих понятий знания и научного знания, что поставило под вопрос (в очередной раз, но впервые столь радикально) саму возможность С. как научной дисциплины и, более того, как самостоятельного дискурса и типа коммуникации. Именно в это время происходит осознание С. не просто как проекта модерна, а как незавершенного, но исчерпанного проекта модерна, порожденного распадом классической философии. Если в неклассике шла борьба за доминирование  между различными социологическими подходами, концепциями, стратегиями, практиками, школами (выигранная в целом структурно-функциональным анализом в разных его версиях), то в постклассике возобладала установка на принципиальный плюрализм  С., на снятие "проникших" в С. уже в момент ее возникновения философских антиномий через философско-социологический синтез и выработку единой (в смысле внедисциплинарной) методологии познания, на рефлексию выбора подходов, концепций, стратегий, практик дискурса, способных взаимозаменять друг друга, на акцентирование рамочности социологического знания. Наиболее сильные позиции в постклассике С. заняли постструктуралистские версии Э. Гидденса (теория структурации), П. Бурдье (теория социального поля), Н. Лумана (теория референции), теория конструирования реальности П.Л. Бергера и Т. Лукмана , концепция коммуникативного действия Хабермаса, трансцендентальный  реализм Р.Бхаскара , У. Аутвейта и М. Арчер, динамическая С. или С. социальных изменений [А. Турен , Ж. Баландье, П. Штомпка], постмарксистский дискурс [А. Лефевр, И. Валлерстайн — миросистемный подход], методологический индивидуализм  (Р. Будон), этнометодология  и когнитивная С. [Г. Гарфинкель , А. Сикурел], социологизированные версии немецкой философской антропологии (Шельски, Гелен, Плеснер), культурсоциологическая концепция "вовлеченности и отстранения" Н. Элиаса, постмодернистские дискурсы, берущие начало у Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ю. Кристевой, Р.Б арта, Бодрийара, Фуко, радикальный феминистический социологический дискурс, проекты постмодернистской С. З. Баумана и М. Маффесоли. (В СССР в это время происходит возрождение С. через усвоение — достаточно избирательное — социологической неклассики.) Доминирующие социологические стратегии так или иначе опираются на практики деконструкции и конструирования, снятия тотальности и установки на универсализм,  акцентирование ситуативного, "здесь-и-сейчас" происходящих событий. При этом основные социологические версии делают упор на "конструктивные" задачи, на удержание социальности в структурационных, коммуникативных и дискурсионных практиках. Предлагаемые стратегии пытаются "снять" (преодолеть) сложившийся в С. дуализм индивидуального и надындивидуального, личности и социума, организационно-институционального и деятельностно-поведенческого понимания С., микро- и макроуровней исследования, глобального и локального, статики и динамики через совмещаемые диахронно-синхронные срезы, через хронотопное видение реальности. Другая линия "разлома" в современной С. — акцент или на тезис о "смерти субъекта", или на тезис о "возвращении человека, личности-индивидуальности" в социологические дискурсы. В этом случае доминирует проблематика "возвращения", всесторонне обсуждаются механизмы удержания идентичности и аутентичности личности в беспрерывном потоке различений современного мира (методологический индивидуализм, этнометодология, Элиас и др.), тема тела и телесности (философская антропология) . Этот поворот был подготовлен еще в С. неклассики (особенно в символическом интеракционизме) введением в

Философский словарь

Социология

(лат. societas — общество и греч. logos учение) — наука об обществе, о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях между этими общностями и социальных механизмах как самодостаточных средствах регулирования социальных отношении. Термин "С." впервые введен в научное обращение создателем этой науки Контом, который синтезировал наиболее плодотворные идеи своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе. Конт положил в основу построения С. как науки идею "социальной системы", т.е. признание факта существования общества как своеобычного организма определенной сложности, элементы которого выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. Предметом С. Конт считал глобальное общество; при этом его интересует не столько смена общественных систем (как, например, в теории формаций Маркса), сколько перемены в системе, фундаментальные свойства которой остаются постоянными. Это противоречие между историческим подходом к анализу внутрисистемных явлений и формально-логическим анализом общества как такового нашло свое выражение в делении С. на социальную статику и социальную динамику, что потребовало от Конта определения понятий социальной целостности, социальной структуры, социального порядка и прогресса. Задача социальной статики, по Конту, — систематическое исследование связей между элементами социальной системы и факторов, обеспечивающих социальный порядок. Анализ социальной статики начинается с семьи как основной клеточки социального организма, выполняющей функции социализации, сохранения культурного наследия, равновесия между традицией и инновацией. Наряду с семьей, основное условие существования социального организма — разделение труда, на основе которого формируется и постоянно усложняется структура социальных групп и классов, развиваются человеческие способности, солидарность и мораль. Социальная динамика у Конта призвана раскрыть универсальные закон развития человечества, действие которых распространяется на все сферы общественной жизни. Конт подчеркивал взаимосвязь всех элементов социального организма, однако решающая роль отводится духовной сфере. Развитие общества предстает как переход от одной стадии развития сознания к другой, как проявление "закона трех стадий": теологической, метафизической и позитивной. В концепции Конта порядок и прогресс суть различные проявления общественного целого. Поэтому, предмет С, по Конту, — общество как социальный организм в его прошлом и настоящем. Предметная область С. охватывает, по Конту, всю совокупность социальных явлений, а сама наука превращается в своеобразный компендиум общественных наук, становясь их теоретической основой. Систематическое изложение предмета, задач и проблематики С. впервые было сделано Спенсером в его книге "Основания социологии". Задачи С, по Спенсеру, — изучение массовых типичных явлений, социальных фактов и процессов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции. Основу спенсеровского понимания предмета С. составляет его концепция социальных институтов, из контекста его работ следует, что социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей, обеспечивающие превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку системного исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от остальных и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, в противном случае начинается регресс или распад "социального организма". Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Расширение полномочий государства, по Спенсеру, опасно потому, что подрывает естественное разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия в "социальном организме". Концептуальной основой марксистской С, традиционно определяемой как исторический материализм, стала идея материалистического понимания и объяснения истории. Концепция о формациях и их смене стремилась придать идее социального прогресса естественно-исторический смысл. Определение формации и формулировка экономического закона перехода от одной формации к другой, реализуя идеи системного подхода к обществу, вместе с тем переводило знание об обществе и его развитии в разряд исследования в духе позитивистской парадигмы. Общественное разделение труда и складывающиеся на его основе производственные отношения оказывают, по мнению Маркса, решающее влияние на все сферы общественной жизни, объединяя их в целостную систему. В более узком смысле понятие "социальная структура" трактовалось Марксом как деление общества на социальные группы (в соответствии с общественным разделением труда) и формирование системы устойчивых связей между ними. Связав общественное сознание с экономическими интересами классов, Маркс открыл новые возможности для научных исследований. Однако эта связь, как правило, понималась упрощенно, так как гарантом истинности социального знания были объявлены интересы пролетариата. В науку вводился критерий "партийности", приведший в будущем к грубым вульгаризациям не только гуманитарных, но и естественных наук. Концепция социологизма получила наиболее полное выражение в трудах Дюркгейма, признанного в настоящее время классиком С. В работе "Метод социологии" (1899) Дюркгейм определял предмет С. как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной силой. Методологическую установку на исследование социальных процессов он сформулировал в известном лозунге: "социальные факты нужно рассматривать как вещи". Цель С, по Дюркгейму, не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления. С помощью последних устанавливаются более глубокие причинные связи и законы. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности С, раскрывающей этот закон. Стремление найти объективные закономерности социальных явлений обусловило высокую оценку возможностей применения статистики в С. как системного отражения социальных сторон жизнедеятельности людей. Дюркгейму принадлежит заслуга введения в С. понятия "функция" как отношения соответствия между социальным явлением или институтом и некоторой потребность общества как целого. Основная функция разделения труда, по Дюркгейму, — поддержание социальной солидарности, разделение труда рассматривается им как механизм, формирующий тип солидарности в обществе: от механической (полное растворение индивидуальности в "коллективном сознании") до органической солидарности (функциональной взаимозависимости индивидов). В конкретно-научном плане основной вклад Дюркгейма в формирование С. как науки состоит в анализе ценностно-нормативных систем обществ и разработке строгих методов исследования социальных фактов. По М. Веберу, С. должна брать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов, но в отличие от психологии, рассматривать поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Таким образом, одна из центральных методологических категорий веберовской С. — категория социального действия: он определяет С. как науку, изучающую социальное действие. Социальное действие, по Веберу, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую Вебер называет еще и "ожиданием" и без которой действие не может рассматриваться как социальное. Осмысленное целера-циональное действие, по Веберу, — тот идеальный тип, образец социального действия, с которым соотносятся все остальные типы. Согласно Сорокину, предметом науки С. является общество, члены которого связаны психическим взаимодействием, т.е. обменом идей, чувств, волевых устремлений. С, считает Сорокин, может быть разделена на четыре главных отдела. Первый — общее учение об обществе: определение общества, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия его членов, формулирование основных социальных законов. Второй отдел, посвященный изучению социальных закономерностей, составляет социальная механика, которая ставит своей задачей: разложение сложных общественных явлений на простейшие элементы; изучение свойств этих элементов и тех эффектов, которые они вызывают в поведении людей и общественной жизни; анализ всего механизма общественной жизни. Третий отдел — социальная генетика, содержанием которого становится: изучение происхождения и развития общества и общественных институтов; выявление основных тенденций в развитии общества и общественных институтов. Четвертым отделом С. является социальная политика — чисто практическая прикладная дисциплина, задачей которой служит указание средств улучшения общественной жизни и человека. Индивиды, по Сорокину, вступают в систему социальных взаимоотношений под влияние целого комплекса факторов: бессознательных (рефлексы) и биосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Поэтому любое общество можно описать и понять только через призму присущей ему систем значений, норм, ценностей. Эту систему Сорокин определяет как "единовременное культурное качество". процесс формирования С. отмечен переходом от историко-эволюционного подхода к структурно-аналитическому, теоретические построения все теснее связывались с эмпирическими исследованиями. В рамках общей проблематики формируются разные теоретические ориентации в русле господствующих в тот или иной период философских течений. Так, "социологизм" Дюркгейма, предлагающий рассматривать факты "как вещи", порождает линию позитивистского объективизма. "Понимающая С." М. Вебера, стремившаяся расшифровать внутренний смысл социальных действий, связана, напротив, с идеями неокантианства и философии жизни. Вместе с тем, функционализм Дюркгейма контрастирует как с исторической ориентацией Вебера, который считает социологические понятия "идеальными типами", необходимыми для упорядочения сложной исторической действительности, так и с подходом Зиммеля, для которого базовым, исходным социальным процессом является межличностное взаимодействие. В 50-е 20 в. в С. существовало несколько различных теоретико-методологических ориентаций. Самой влиятельной из них был структурный функционализм (Парсонс, Мертон), который выдвигает на первый план принцип целостности и интеграции социальной системы и объясняет частные явления теми функциями, которые они выполняют в рамках этого целого. Интеракционизм (Блумер, Гофман) ставит во главу угла процессы взаимодействия между индивидами и группами, в ходе которых складываются и видоизменяются относительно устойчивые социальные структуры. Сильное влияние на социологическую теорию оказывали аналитическая философия (Поппер и др.), феноменология (Шюц и др.), неофрейдизм (Фромм и др.)»> структурализм. Хотя между общетеоретическими ориентациями и так называемыми теориями среднего уровня, не говоря уже об эмпирических исследованиях, существует большой разрыв, исходные установки существенно влияют и на тематику, и на методы исследования. Представители интеракционистской ориентации изучают преимущественно межличностные отношения, оставляя в стороне общие проблемы структуры общества; позитивистской — сводят социальные ценности и нормы к актам "открытого", наблюдаемого поведения; феноменологической — интересуются тем, какой внутренний смысл имеют те или иные социальные действия для их исполнителей. В результате интенсивной профессионализации и специализации С. заняла одно из первых мест в системе общественных наук, она изучается и преподается в большинстве стран мира и насчитывает свыше 40 специализированных отраслей, число которых продолжает расти. Наряду со сбором эмпирической информации и ее теоретической интерпретацией, С. выполняет прогностические и прикладные функции как на уровне макросоциальных процессов и систем (например, исследование социальных аспектов реструктурирования экономики целого государства), так и на микроуровне (например, в масштабах отдельных экономических отраслей или предприятий). В целом, как для западной, так и для отечественной С. остаются важными и требующими своего решения проблемы теоретико-методологического обоснования социологических исследований, а также проблемы связи и соотношения объемов академического и прикладного направлений. Г.Н. Соколова

Философский словарь

Социология

(от лат. societas общество и греч. logos — учение) — наука о формах и изменениях совместной жизни людей, а также животных и растений. Она является наукой о социальном (см. Социальный), будь то всеобщая, основополагающая социальная наука или наука частная; как система она охватывает социальные образования и социальные процессы, Т. о., она исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение. Социологическое мышление ведет свое начало с естественного права, которое первоначально являлось учением о государстве, но уже в схоластике распространилось на всю общественную действительность. В 17 в. это мышление во все увеличивающейся степени объединяется с философией морали: люди размышляют о своей жизни с тех пор, как они вообще научились думать (классическое учение о государстве древних греков, мудрость древнекит. социальной этики), так что "полная история социально-научного мышления проходит в действительности через всю историю мышления" (Фрайер). Начало социологии как самостоятельной науки относится, однако, к 19 в., а ее родоначальником является Конт, в трех последних томах шеститомного "Курса позитивной философии" которого излагаются осн. положения этой науки. Конт ввел в употребление также и сам термин "социология". Он развил социологию как естественно-научную дисциплину на базе своей эмпирической философии, которую называл "позитивистской". В соответствии с этим социология является учением об общественной жизни человека, рассматриваемой как совокупность взаимодействий индивидов между собой. Последователями Конта были такие англ, философы, как Герберт Спенсер ("The study of sociology", 1873) и Джон Стюарт Милль, а также франц., амер. и иг ал. социологи. Главным последователем Конта в Германии был Альберт Шеффель (1831 — 1903). Значительное влияние на нем. социологию оказали философия права и философия истории Гегеля, из которой К. Маркс развил свой исторический материализм. В новейшей социологии различаются, по Бюлову (в "Wцrterbuch der Soziologie", 1955), следующие главные группы направлений: 1)Математическое направление (прежде всего Парето), где математические методы применяются для того, чтобы сделать более наглядными обыденные знания. 2) Физикалистское направление (социальная физика, социальная механика, социальная энергетика). Если уже Сен-Симон в области социологии был механицистом, в 19 столетии это направление получило развитие в лице Конта, Спенсера и Дж. Ст. Милля. Энергетическая трактовка Оствальдом социальных процессов также привела к созданию особой школы. 3) Социально-биологическое направление, рассматривающее сообщество живых существ с точки зрения его функционирования, как социальное тело и действующий органологический организм: наследственность, изменчивость, отбор, приспособление, борьба за существование являются осн. категориями этого способа мышления, непосредственно сближающего биологическое и социальное. Если уже Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Макиавелли, Альтузий, Воден и др. пользовались сравнениями из области органического мира, то Кант и многие мыслители после него перенесли идеи организма на государство. Романтики Шеллинг и Гегель имели обыкновение пользоваться аналогиями с организмом. Конт, Спенсер и др. являются представителями этого направления. 4) Социально-антропологическое направление занимается проблемами связи между расами и социальными образованиями, особенно вопросами наследования свойств внутри социальных групп. Большое влияние имели здесь Ж. Гобино и Ф. Гальтон ("Hereditary genus", 1869). 5) Антpoпогеографическое, социогеографическое и этнологическое направления берут свое начало у Гиппократа и через греч. и рим. мыслителей доходят до Бодена, Монтескье, Гердера, Гумбольдта, Бокля и др. Сюда же относятся этнолого-народоведч е с к о е, а также направление психологии народов, представленное в работах Гумбольдта, Лацаруса, Штейнтоля, Бастиона, Вундта, Леви-Брюля, Л. Г. Моргана, Турнвальда и др. 6) Историко-философское, универсально-историческое и историческое направления рассматривают человека как историческое существо, а общественный феномен — как явление культуры. В центре их внимания находится социальный процесс в его историческом развертывании и оценка этого процесса в рамках исторического рассмотрения. Представителями этих направлений являются в первую очередь Кондорсе, Сен-Симон, Конт, Пауль Барт, Оппенгеймер, а также Альфред Вебер, К. Мангейм, Шелер, Трёльч и Фрейер. 7) Психологическое и социально-психологическое направления исходят из того, что вся социальная действительность психически обусловлена и поэтому может быть понята только изнутри, из психического. Если у Конта и Спенсера социология имеет сильный психологический уклон, а теория подражания Тарда и психология масс Лебона являются доказательством влияния франц. психологизма в социологии, то амер. социология в лице своих главных представителей ориентируется прежде всего на психологию; то же относится к бихевиоризму, глубинной психологии, а также к таким исследователям, как Мак-Дугалл, Фиркандт, Теннис, Зиммель. 8) Универсалистское направление является антисубъективистским, оно исходит из необходимости целостного рассмотрения социального порядка или социального расчленения и направлено на универсум. Предшественником его является Фома Аквинский, главный его представитель О. Шпанн — последователь Адама Мюллера, социал-философа романтики. Социальная действительность рассматривается ими принципиально сверху, как расчлененный дух: общество — духовная система. 9) Теория классов объясняет процесс социальной дифференциации снизу, при помощи факторов, действующих в век индустриализма в экономике и в производительных силах, с помощью интересов, определяемых этими факторами (см. Материализм исторический). Теории среднего сословия (класса) подчеркивают, что столкновение социальных сил (богатые — бедные, имущие — неимущие) угрожает уничтожением средних слоев социальной лестницы и что, с точки зрения общества в целом, все дело заключается в том, чтобы сохранить средний класс, средний слой (В. Г. Риль и др.). 10) Фоpмальная, или чистая, социология стремится, в противоположность всем до сих пор названным направлениям, иметь методически однозначно определенный объект познания и исследовать его в самостоятельной конкретной науке с помощью осн. социологической категории "формы". Главным представителем этой концепции является Г. Зиммель, который на базе различения формы и содержания общества рассматривает формальную социологию как эмпирическую дисциплину, как самостоятельный метод научного исследования в смысле учения о формах социальных связей с принципом взаимодействия в центре. Близко к этому направлению стоят Штаммлер, Фиркандт и Л. фон Визе. В учении о связи Л. фон Визе понятие взаимодействия, отягощенное естественно-научным смыслом, заменяется нейтральным понятием "взаимосвязь". 11) Феноменологическое направление стремится к созерцанию сущности, к своего рода интуитивному познанию и логизированию материала созерцания в социальных явлениях. Оно возникло из философии и особенно разрабатывалось Гуссерлем, Шелером и Хайдеггером. Его фундаментом является 4 Феноменология духа" Гегеля, а его представителями в социологии — в первую очередь Шелер, Литт и Фиркандт. 12) С о ц и ал-экономическое направление осн. предметом своего исследования делает хозяйство (экономику) и общество в их взаимообусловленности, а экономический мир рассматривает в единстве с социальным. Направление разрабатывалось Максом Вебером, Зомбартом, Оппенгеймером. Своим соч. " Ьber einige Kategorien der verstehenden Soziologie" Макс Вебер открывает новое направление, к которому близки также Зомбарт и Хайдеггер. 13) К у л ь турно-философское и культурно-социологическое направления отводят (при различении наук о природе и наук о культуре — Виндельбанд, Риккерт) понятию "культура" особое место в социологии в рамках учения о структурах исторического мира. Понятие "культура" было перенесено Бэконом и Гоббсом на воспитание, а Пуфендорфом — на общество, Вико, Руссо, Монтескье, Вольтер, Гаманн, Гердер и Кант в значительной мере способствовали проникновению духовно-исторического понятия "культура" в науку. Дильтей, Бурхард, Ницше, Шпрангер, Демпф Мангейм и прежде всего Альфред Вебер превратили затем философию культуры и социологию культуры в науку, которая делится у Вебера на три сферы — общественный процесс, процесс цивилизации и процесс культуры. 14) Индуктивно-аналитическая концепция имеет дело, прежде всего благодаря эмпирико-статистическому методу, с материалом, получаемым из конкретного опыта. Особенно развита она в США. Ее девиз — практическая работа с конкретными объектами с помощью заранее подготовленных для этого методов исследования (напр., тестов). Графическое изображение полученных результатов осуществляется с помощью социограмм и социографических условных изображений. Осн. цель всего этого — практическая применимость. Специальными социологическими дисциплинами являются: социология права, социология культуры, социология искусства, социология литературы, социология хозяйства и производства, социология техники, социология труда, социология финансов, педагогическая социология, социология знания и т. д. Прикладная социология — общее название всех попыток практического применения результатов социологии и оценки их с социально-реформистской и социально-политической точек зрения.

Экономический словарь

Социология

наука об обществе, общественных отношениях, закономерностях общественного развития, социальных группах и их взаимодействии. Создателем социологии считают греческого философа Аристотеля. тесно граничит с экономической наукой.

Экономический словарь

Социология

— наука, изучающая общество, общественные отношения, закономерности общественного развития, социальные группы и их взаимодействие. Создателем С. считают древнегреческого философа Аристотеля. С. тесно граничит с наукой права и экономической наукой.

Экономический словарь

Социология

наука об обществе, законах развития общественно-экономических формаций, отдельных социально-демографических групп.

Психологическая энциклопедия

Социология

Дисциплина, которая занимается изучением человеческого поведения с точки зрения социального измерения. относительно меньше внимания уделяет индивиду как отдельному существу, чем это делает социальная психология. В ней выражена тенденция рассматривать поведение, возникающее в социальных взаимодействиях, в группах и т.д. См. социальная психология.

Толковый словарь Ожегова

Социология

Наука о закономерностях развития и функционирования общества

Юридический словарь

Социология

— наука, изучающая общество, общественные отношения, закономерности общественного развития, социальные группы и их взаимодействие. Создателем С. считают древнегреческого философа Аристотеля. С. тесно граничит с наукой права и экономической наукой.

Каким бывает «социология»?

Социология бывает:

  • вульгарная
  • марксистская
  • буржуазная
  • современная
  • западная
  • американская
Все определения к слову СОЦИОЛОГИЯ

Фонетический разбор слова «социология»

Звуко-буквенный разбор слова социология. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «социология»

Какими словами можно заменить слово социология? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову СОЦИОЛОГИЯ

Ассоциации к слову «социология» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово социология? В русском языке со словом социология чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову СОЦИОЛОГИЯ

Сочетаемость слова «социология»

Как правильно употребляется слово социология? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • американская социология
  • высшая социология
  • западная социология
  • историческая социология
  • марксистская социология
  • научная социология
Полная таблица сочетаемости слова СОЦИОЛОГИЯ

Cлово «социология» является ответом на вопросы