Пространство

Cлово «пространство» означает:

— основное понятие геополитики. Является не количественной, но качественной категори ей. Структура пространства предопределяет структуру истории (в первую очередь, политической истории) таков основной тезис геополитики как науки.

Источник: Политический словарь

Значение слова «пространство» в русском языке

-англ. space; нем. Raum. Свойство реальности, выражающееся в ее протяженности, структурности, сосуществовании и взаимодействии ее элементов.

Источник: Социологический словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Пространство

в математике — множество объектов, между которымиустановлены отношения, сходные по своей структуре с обычнымипространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т. д.Исторически первое и важнейшее математическое пространство — евклидовопространство. См. также Многомерное пространство, Векторное пространство,Гильбертово пространство.

Исторический словарь

Пространство

— основное понятие геополитики. Является не количественной, но качественной категорией. Структура пространства предопределяет структуру истории (в первую очередь, политической истории) — таков основной тезис геополитики как науки.

Психологический словарь

Пространство

1. Фундаментальное значение – пространство — это абстракция геометрическая характеристика системы локализации m объектов в n измерениях. В классической модели физического пространства: m -конечное число, а n = 3. Это так называемое Евклидово пространство является таким неизбежным аспектом человеческого опыта, что часто оно представляется как природно-заданная форма, и пространство часто определяется как эквивалент Евклидова пространства. Однако такое ограничение несправедливо; любое математическое представление m объектов в n измерениях соответствует определению пространства, и хотя оно не является естественным, можно представить себе и формализовать двумерное плоское пространство, сферическое пространство, седлообразное пространство и т.д. 2. В социальной психологии и психологии окружающей среды – экспериментальное пространство, в котором кто-то живет и функционирует. Это значение часто противопоставляется просто физическому пространству в классическом; Евклидовом смысле; например, см. личное пространство. 3. В факторном анализе – концептуальное пространство, содержащее все факторы, которые были выявлены в результате анализа данных. Это значение обычно выражается фразой факторное пространство, чтобы различать его от других значений этого термина. Подробнее см. факторный анализ и следующие статьи. 4. В многомерном шкалировании – абстрактное представление пространства с n измерениями, которое характеризует гипотетический психологический характер шкалируемых стимулов. Подробнее здесь см. многомерное шкалирование и методы шкалирования (3). Обратите внимание, что в значениях 3 и 4 число измерений может (и обычно так и бывает) превышать три, и; формальное представление здесь не обязательно Евклидово. См. в качестве общего примера семантическое пространство. 5. В теории поля Левина -представление личности в терминах топологически сложного жизненного пространства; см. подробнее эту статью. 6. Область вокруг чего-нибудь. 7. Расстояние между двумя предметами, прилагательное – пространственный,

Социологический словарь

Пространство

— основное понятие  геополитики. Является не количественной, но качественной категорией. Структура  пространства предопределяет структуру истории (в первую очередь политической истории)- таков основной тезис геополитики как науки.

Философский словарь

Пространство

и время — (по [1] формы существования материи … не может быть пространства и времени без материи). В нашем понимании пространство (аналог бесконечности) — одно из свойств материи и Вселенной — ее размер (Вселенная обладает размером — мерностью; вселенная и материя трехмерны). Время (второй аналог бесконечности) — одно из самых фундаментальных свойств материи и Вселенной, определяющее сам факт их существования — бытие (способность быть и сохраняться) . Движение определяет отношение между временем и пространством, материей. Материя инертна, то есть она сохраняет свое состояние в пространстве, изменяясь под действием времени. Ассоциативная связь: Для человека основные вопросы "где?" и "когда?" — имеют жизненно важное — утилитарное значение.

Философский словарь

Пространство

Для правильного объяснения пространства необходимо прежде всего отчетливо различить в нем чистый факт — то, что дано в самом существовании пространства, как такого, и не может подлежать сомнению, — от тех суждений об этом факте, которые выражают его гносеологическую и метафизическую оценку. I. Сам факт пространства или то, что в нем дается, заключает несомненно две стороны: первая состоит в известном образе или представлении протяженности (зрительно-осязаемым для зрячих, только осязаемым для слепорожденных), при чем этот образ, сохраняя свое единство в целом, разлагается по частям в нашем воззрении на определенные измеримые очертания и расстояния внешних предметов, как тел геометрических. От этой формальной или геометрической стороны пространства ipso facto различается реальная или механическая его сторона, состоящая в вещественной раздельности или разъединенности ("внебытии") всего существующего, в силу которой для реального сближения и теснейшего взаимодействия или соотношения двух отдаленных в пространстве существ необходимо употребить определенное количество внутренних усилий и внешних движений, прямых и косвенных, единичных и собирательных, в зависимости от данного расстояния и других механических условий. Если бы, находясь, например, в Петербурге и желая пожать руку приятелю в Квебеке, мы всегда могли сразу очутиться около него без всяких усилий и сложных передвижений, то, конечно, мы не могли бы сознавать себя подчиненными пространственным ограничениям, хотя бы при этом весь наш мир не менее теперешнего был наполнен протяженными образами различных предметов с определенными геометрическими расстояниями между нами: при отсутствии тяготеющего над нами внешней необходимости преодолевать механически нашу разъединенность с другими, мы чувствовали бы не себя в пространстве, а пространство в себе, — подобно тому, как в сновидениях субъект их свободен от границ пространства, хотя все грезящиеся образы имеют такую же форму определенной протяженности, как и наяву. Когда мы видим во сне башню на высокой горе или женщину с младенцем на руках, то младенец меньше женщины и башня меньше горы, а если бы вслед за тем мы и увидели младенца величиной с мамонта или башню, доходящую до неба, то это были бы уже другие образы; точно также и наяву предметы воображаемые выступают под формой протяженности со всеми ее определенными отношениями очертаний, величины и расстояния. И если, однако, ни протяженные образы сонных грез, ни протяженные представления фантазии, не выражая никакой внешней необходимости, поэтому и не входят в состав реально-определенного и ограничивающего нас пространства, то ясно, что сущность последнего состоит не в форме протяженности, а именно лишь в необходимости механических усилий для целесообразного действия в нашей вещественной среде. Будучи выражением рокового разъединения и отчуждения между всеми частями существующего, реальное пространство вместе с тем, как нечто общее для всех, постоянное одинаково необходимое, есть внешнее условие общения и относительного соединения. В обычных сновидениях, когда жизнь индивидуальной души временно отрешается от трудового стремления к реализации в общих принудительных пределах действительного пространства, у каждого субъекта оказывается свой особый мир, совершенно разобщенный с другими, и субъективная свобода от "оков пространства" допускает лишь обманчивую легкость сближения и общения с призраками других субъектов. Итак реальное пространство фактически есть постоянный показатель действительного разъединения и вместе с тем необходимое условие для действительного соединения данных в нашем мире существ. Та сторона существ, которой они подлежат такому внешнему разъединению и соединению, называется физическим телом, и самое простое выражение для факта реального пространства дается аксиомой непроницаемости: два тела не могут совместно занимать одну и ту же часть пространства. II. Что касается до теоретического толкования реального факта, то оно менялось сообразно различным точкам зрения, выступавшим в истории философии, при чем несогласие между различными теориями пространства происходило отчасти от недостаточно ясного разграничения между реально-механическим и формально-геометрическим элементами пространства, то есть между фактом телесной непроницаемости и представлением протяженности с ее измеряемыми образами. В древней философии взгляд на пространство самый простой и близкий к наивному (не-философскому) сознанию представляется атомистикой Левкиппа и Демокрита, видевших в пространстве пустоту (?? ?????), в которой движутся реальные единицы, образующие все существующее. Для Платона, как можно заключать из диалога Тимей, пространство (????) отожествлялось с тем не-существу-ющим (?? ??), в котором он видел материю чувственно-являемого мира: в сущности это сводилось к тому же представлению пустоты или реального ничто. Аристотель отрицает этот взгляд, но не ставит на его место никакого собственного. Настоящего философского объяснения пространства мы у него не находим: его определение места (?????), как границы объемлющего тела по отношению к объемлемому, есть только вербальное; с другой стороны, понятие где (???) называется им как одна из 10 категорий; вообще Аристотель, в противоположность атомистам и Платону, интересовался, по-видимому, только формальной стороной пространства — односторонность, завещанная им и средневековой схоластике. В новой философии Декарт, приписывая пространству особую, независимую от нашего духа, или несводимую к нашему мышлению реальность, но отрицая атомистическое понятие пустоты, понимал пространство как непрерывную или сплошную протяженность; единственным основным качеством тел, как таких, он признавал протяжение, сводя таким образом реальную сторону пространства к формальной, при чем различие тела геометрического от физического не имело принципиального объяснения. Такое объяснение, хотя и не вполне удовлетворительное, получается с точки зрения Спинозы. Хотя и он отождествляет пространство с протяжением, но, признавая последнее атрибутом единой абсолютной субстанции наряду с мышлением, оно может дать отчет в реальной независимости пространства от мыслящего субъекта, — независимости вполне признанной, но ничем философски не обоснованной у Декарта; для Спинозы она обосновывается равноправностью двух атрибутов. С этой точки зрения понятно различие между телом отвлеченно-мыслимым, или геометрическим, и телом действительно существующим, или данным в опыте (тело физическое): первое, как мысль, есть модуль (видоизменение) мышления, формально-связанный, но не тожественный реально с соответствующим модусом протяжения, тогда как тело физическое есть модус именно протяжения, другого божественного атрибута, не находящегося ни в какой прямой зависимости от мысли, как такой, — отсюда реальность и необходимость внешних вещей для нас. Хотя в этом грандиозном взгляде дано некоторое обще принципиальное основание для различения тела геометрического, мыслимого, или идеально-протяженного, от тела физического, ощущаемого, или реально-протяженного, но, как и во всем картезианстве, остается необъяснимым познавательное и практическое взаимодействие между мыслящим субъектом и физической телесностью, его собственной и посторонней. Ясно, что это взаимодействие не дано ни в атрибуте мышления, ни в атрибуте протяжения, а должно бы происходить в какой-то посредствующей области, недоступной с этой точки зрения. По воззрениям Лейбница, которым он сам не дал, к сожалению, полного и последовательного выражения, и которые получили от Вольфа и его школы лишь формальную и поверхностную систематизацию, мир есть совокупность психических единиц (монад), находящихся на различных степенях внутреннего развития, при чем пространство понимается как порядок существования всего данного или являемого в смутном чувственном восприятии недоразвившихся монад; но так как реального взаимодействия между монадами Лейбниц не допускает, то непреложное единство пространственной среды для всех монад нашего мира совершенно независимо от степени их развития, остается необъяснимым и название Лейбницем видимого мира phaenomenon bene fundatum не имеет в этой философии достаточного оправдания. Факт достоверного познания пространственных отношений как всеобщих и необходимых объясняется в "трансцендентальной эстетике" Канта через признание пространства априорной формой нашего чувственного воззрения, как такового. (со всеми геометрическими определениями и отношениями) не воспринимается извне, а налагается познающим субъектом, как присущий ему способ представления, на весь материал восприятий или ощущений внешних чувств. Это учение об идеальности или точнее — субъективности пространства, как основной формы представления — совершенно верное в том, что оно утверждает положительно, ибо несомненно, что созерцаемые пространственные отношения не могут как созерцаемые существовать вне созерцающего субъекта, — вызывает однако, новые вопросы, не находящие себе удовлетворительного решения в философии Канта. Когда говорится, что пространство есть форма, a priori присущая нашему чувственному воззрению, то что собственно разумеется под словом "нашему"? Если имеется в виду субъект эмпирический, то есть каждый из множества чувственно-воспринимающих особей, то необъяснимыми остаются: 1) действительное единство или взаимность пространственных отношений — познавательных и двигательных (геометрических и механических) между всеми, — как человеческими, так и животными, — субъектами, ибо такое единство не вытекает из формальной общности пространства, как априорного способа воззрения, так как эта общность или одинаковость пространственной формы сохраняется, например, и в сновидениях, при чем, однако, каждый грезящий субъект остается, пока грезит, при своем особом воображаемом пространстве вне всякой связи с другими; то различие между "грезящим" идеализмом и истинным "трансцендентальным", на котором так решительно и, разумеется, искренне настаивает Кант, не имело бы никакого принципиального основания, если субъектом пространства (и прочих априорных форм и условий познания) признать субъект эмпирический, то есть данную множественность познающих органических особей. 2) Несомненно, что само возникновение эмпирических субъектов дано в мире явлений под формой пространства (времени и так далее) и, следовательно, всякий эмпирический субъект предполагает уже эти априорные формы и условия являемого бытия, и никакой эмпирический субъект не может быть их первоначальным носителем. 3) Если, с одной стороны, в определении пространства как априорной формы воззрения, присущей нашему субъекту, не заключается оснований для данного в опыте действительного общения всех субъектов в одном пространстве, то вместе с тем не дано никакого объяснения и для роковых границ, полагаемых этому общению тем же единым пространством — в факте тяготеющей над всеми эмпирическими субъектами необходимости практических усилий для преодоления реальных расстояний, что ни в какой логической связи с пространством, как чистой формой воззрения, не находится, и, однако же, составляет неустранимый признак действительного пространства, отличающий его от пространства грез. Но если таким образом пространство, будучи априорной формой воззрения субъекта, вместе с тем несомненно предполагается самим существованием эмпирических субъектов и при том имеет над ними принудительную силу, определяющую условия их чувственного общения и разобщения, то ясно, что субъект, которым первоначально полагается эта форма воззрения, не совпадает с множественностью эмпирических субъектов, а есть единый и относительно их объективно-необходимый, самостоятельный трансцендентальный субъект. Итак, вопрос о пространстве по существу допускает лишь чисто метафизическое решение. Лишь кажущееся отношение к этому вопросу имеет другой — о психо-физических условиях образования пространственных восприятий и представлений, где дело идет об известных процессах приспособления нервной и мускульной системы данных организмов к явлениям внешней среды — что, очевидно, может происходить лишь под условием уже существующего пространства как общей формы явлений. Поэтому принимать эти эмпирические исследования и гипотезы за философские объяснения самого пространства было бы грубой логической ошибкой. Вл. С.

Философский словарь

Пространство

— форма бытия материи. есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи.

Философский словарь

Пространство

всеобщая форма бытия материального мира, характеризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований. Свойства пространства определяются характером, уровнем и скоростью движения. Строго говоря, различают пространство и протяженность, пространство обладает тремя измерениями, протяженность – двумя; протяженность – это поверхность, тогда как пространство – объем. Понятие пространства является, следовательно, количественным понятием, которое невозможно, понять интеллектуальным путем, протяженность же, наоборот, исчисляема и точно определяется отношением объектов.

Философский словарь

Пространство

— философская категория, отражающая свойства материальных явлений: где-то находиться, как-то располагаться, обладать какой-то формой. Выражает способ существования материи. Одно из наиболее лаконичных определений, но вместе с тем глубоких и богатых возможностями приложений, дано математиком А. Д. Александровым: "П. есть множество параллельных рядов событий".

Философский словарь

Пространство

— см Время и пространство.

Философский словарь

Пространство

— то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств. После того как в течение веков проблемой было почти только "абстрактное пространство" геометрии, с 17 в. перед развивающейся физикой в результате применения понятия "пустого пространства" встал вопрос о "физическом пространстве" и, наконец, о его существовании, а также соответственно о его воспринимаемости. Уже Лейбниц считал пространство "хорошо фундированным явлением", а Кант (в "Критике чистого разума") анализировал пространство как форму всех явлений внешних органов чувств, т.е. как формальное свойство всякого восприятия внешнего мира, благодаря чему только и возможны наши внешние наглядные представления. Далее он доказал эмпирическую реальность пространства, т.е. его априорность по отношению к опыту, и одновременно его трансцендентальную идеальность — он есть ничто, пока мы забываем о субъективном происхождении всякого опыта и считаем пространство тем, что лежит в основе вещей в себе. Математик Гаусс полагал: можно согласиться с тем, что пространство обладает реальностью и вне нашего духа, его априорность мы не можем в полной мере приписать законам духа. Теория относительности отрицает конкретность пространства, тем самым "оно не создается из мира, но только затем уже привносится задним числом и именно в метрику четырехмерного многообразия, которое возникает благодаря тому, что пространство и время связаны в единый (четырехмерный) континуум посредством скорости света" (М. Plank. Vom Relativen zum Absoluten, 1925); см. Континуум, Паладьи. Хайдегrep считает, что со всем, что встречается как подручное (см. Подручность), пространство при определенных обстоятельствах имеет единую сферу. "Но ни сфера, открытая через какие-либо процессы, ни вообще любая пространственность не воспринимаются отчетливо. Пространственность сама по себе, пространственность-всебе находится в незаметности подручного. не заключено в субъекте, и мир не заключен в пространстве. Напротив, пространство есть "в" мире, поскольку это открывает для существования конституитивное бытие пространства в мире. Существование является пространственным" ("Sein und Zeit", 1953). Современная психология также устанавливает, что пространство как таковое никогда не дано нам, что, напротив, оно постоянно наполнено множеством более или менее всеобъемлющих систем отношений (см. Система отношений), к которым принадлежат различные предметы (см. Интеллигибельный мир). И для систем отношений, совокупность которых, следовательно, может быть обозначена как пространство (если бы было возможно мыслить наличное бытие вещи независимо от ее бытия как такового), характерна невзрачность, неяркость. "Кроме возможности быть заполненным, пространство не имеет никакого др. свойства; если же абстрагироваться от установления отдельного места и его наполнения, оно есть пустое и мертвое ничто" (Metzger. Psychologie, 1941). Современная физика определяет понятие пространства как такое, в котором находятся поля (см. Поля теория); родство поля и системы отношений несомненно. Тот факт, что пространство представляется как прямоугольное (евклидово), связан с тенденцией прегнантности сознания (см. Прегнантности правило): если даже пространственные отношения рассматриваются через сильно искажающие очки, то и в этом случае через некоторое время все приходит в обычный порядок.

Психологическая энциклопедия

Пространство

1. Фундаментальное значение – пространство — это абстракция геометрическая характеристика системы локализации m объектов в n измерениях. В классической модели физического пространства: m -конечное число, а n = 3. Это так называемое Евклидово пространство является таким неизбежным аспектом человеческого опыта, что часто оно представляется как природно-заданная форма, и пространство часто определяется как эквивалент Евклидова пространства. Однако такое ограничение несправедливо; любое математическое представление m объектов в n измерениях соответствует определению пространства, и хотя оно не является естественным, можно представить себе и формализовать двумерное плоское пространство, сферическое пространство, седлообразное пространство и т.д. 2. В социальной психологии и психологии окружающей среды – экспериментальное пространство, в котором кто-то живет и функционирует. Это значение часто противопоставляется просто физическому пространству в классическом; Евклидовом смысле; например, см. личное пространство. 3. В факторном анализе – концептуальное пространство, содержащее все факторы, которые были выявлены в результате анализа данных. Это значение обычно выражается фразой факторное пространство, чтобы различать его от других значений этого термина. Подробнее см. факторный анализ и следующие статьи. 4. В многомерном шкалировании – абстрактное представление пространства с n измерениями, которое характеризует гипотетический психологическийхарактер шкалируемых стимулов. Подробнее здесь см. многомерное шкалирование и методы шкалирования (3). Обратите внимание, что в значениях 3 и 4 число измерений может (и обычно так и бывает) превышать три, и; формальное представление здесь не обязательно Евклидово. См. в качестве общего примера семантическое пространство. 5. В теории поля Левина -представление личности в терминах топологически сложного жизненного пространства; см. подробнее эту статью. 6. Область вокруг чего-нибудь. 7. Расстояние между двумя предметами, прилагательное – пространственный,

Cлово «пространство» означает:

Пространство

Простра́нство — понятие, используемое (непосредственно или в словосочетаниях) в различных разделах знаний.

Пространство — математическое множество, имеющее структуру, определяемую аксиоматикой свойств его элементов (например, точек в геометрии, векторов в линейной алгебре, событий в теории вероятностей и так далее).

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ср.

1.Одна из форм — наряду со временем — существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом.

2.Неограниченная видимыми пределами протяженность. отт. Большая площадь чего-либо.

3.Промежуток между чем-либо. отт. Место, где что-либо вмещается или способно вместиться.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Пространство

ср.
1) Одна из форм — наряду со временем — существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом.
2) а) Неограниченная видимыми пределами протяженность. б) Большая площадь чего-л.
3) а) Промежуток между чем-л. б) Место, где что-л. вмещается или способно вместиться.

Словарь русского языка Лопатина

Пространство

простр`анство, -а

Словарь русского языка Ожегова

Пространство

одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом Вне времени и пространства нет движения материи. пространство промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается Свободное п. между окном и дверью. пространство протяженность, место, неограниченное видимыми пределами Небесное п. Воздушное п. Степные пространства. На всем пространстве пустыни . Смотреть в п. (о невидящем, отсутствующем взгляде).

Современный толковый словарь, БСЭ

Пространство

в математике — множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т. д. Исторически первое и важнейшее математическое пространство — евклидово пространство. См. также Многомерное пространство, Векторное пространство, Гильбертово пространство.

Толковый словарь Ефремовой

Пространство

пространство ср.
1) Одна из форм — наряду со временем — существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом.
2) а) Неограниченная видимыми пределами протяженность. б) Большая площадь чего-л.
3) а) Промежуток между чем-л. б) Место, где что-л. вмещается или способно вместиться.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Пространство

пространства, ср.

1. Состояние материи, характеризующееся наличием протяженности и объема. Пространство и время – основные формы существования материи.

2. Промежуток между чем-н.; место, способное вместить что-н. Свободное пространство между дверью и окном. Безвоздушное пространство.

3. Поверхность, земельная площадь (книжн.). На севере огромные пространства покрыты лесом. боязнь пространства (мед.) – то же, что агорафобия, см. боязнь.

Словарь экономических терминов

Пространство

ВОЗДУШНОЕОТКРЫТОЕ — см. ОТКРЫТОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО .

Словарь экономических терминов

Пространство

КОСМИЧЕСКОЕ- см КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО .

Словарь экономических терминов

Пространство

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ- см. ЭКОНОМИКО -ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Пространство

в математике, логически мыслимая форма (или структура), служащая средой, в которой осуществляются другие формы и те или иные конструкции. Например, в элементарной геометрии плоскость или пространство служат средой, где строятся разнообразные фигуры. В большинстве случаев в П. фиксируются отношения , сходные по формальным свойствам с обычными пространственными отношениями (расстояние между точками, равенство фигур и др.), так что о таких П. можно сказать, что они представляют логически мыслимые пространственно-подобные формы. Исторически первым и важнейшим математическим П. является евклидово трёхмерное П., представляющее приближённый абстрактный образ реального П. Общее понятие 'П.' в математике сложилось в результате постепенного, всё более широкого обобщения и видоизменения понятий геометрии евклидова П. Первые П., отличные от трёхмерного евклидова, были введены в 1-й половине 19 в. Это были пространство Лобачевского и евклидово П. любого числа измерений. Общее понятие о математическом П. было выдвинуто в 1854 Б. Риманом ; оно обобщалось, уточнялось и конкретизировалось в разных направлениях: таковы, например, векторное пространство , гильбертово пространство , риманово пространство , функциональное пространство , топологическое пространство . В современной математике П. определяют как множество каких-либо объектов, которые называются его точками; ими могут быть геометрические фигуры, функции, состояния физической системы и т.д. Рассматривая их множество как П., отвлекаются от всяких их свойств и учитывают только те свойства их совокупности, которые определяются принятыми во внимание или введёнными по определению отношениями. Эти отношения между точками и теми или иными фигурами, т. е. множествами точек, определяют 'геометрию' П. При аксиоматическом её построении основные свойства этих отношений выражаются в соответствующих аксиомах. Примерами П. могут служить:
1) метрическое П., в которых определено расстояние между точками; например, П. непрерывных функций на каком-либо отрезке [ а, b ], где точками служат функции f ( x ), непрерывные на [ а , b ] , а расстояние между f 1( x ) и f 2( x )определяется как максимум модуля их разности: r max÷ f 1( x ) — f 2( x )u.
2) 'П. событий', играющее важную роль в геометрической интерпретации теории относительности. Каждое событие характеризуется положением — координатами х, у, z и временем t, поэтому множество всевозможных событий оказывается четырёхмерным П., где 'точка' — событие определяется 4 координатами х, у, z, t.
3) Фазовые П., рассматриваемые в теоретической физике и механике. Фазовое П. физические системы — это совокупность всех её возможных состояний, которые рассматриваются при этом как точки этого П. Понятие об указанных П. имеет вполне реальный смысл, поскольку совокупность возможных состояний физической системы или множество событий с их координацией в П. и во времени вполне реальны. Речь идёт, стало быть о реальных формах действительности, которые, не являясь пространственными в обычном смысле, оказываются пространственно-подобными по своей структуре. Вопрос о том, какое математическое П. точнее отражает общие свойства реального П., решается опытом. Так, было установлено, что при описании реального П. евклидова геометрия не всегда является достаточно точной и в современной теории реального П. применяется риманова геометрия (см. Относительности теория , Тяготение ). По поводу П. в математике см. также статьи Геометрия , Математика , Многомерное пространство .А. Д. Александров.

Полный орфографический словарь русского языка

Пространство

пространство, -а

Викисловарь

Пространство

одна из базовых категорий физики и философии, геометрическая протяжённость, контейнер, ёмкость для всего, что содержится в материальной вселенной часть пространства 1, однородная по свойствам или содержимому зазор, промежуток, некоторое количество объёма

Викисловарь

Пространство

пространство

Викисловарь

Пространство

пространство

Викисловарь

Пространство

пространство

Викисловарь

Пространство

пространство

Викисловарь

Пространство

пространство

Каким бывает «пространство»?

Пространство бывает:

  • окружающее
  • замкнутое
  • виртуальное
  • трёхмерное
  • космическое
  • воздушное
  • необъятное
  • ограниченное
  • безбрежное
  • безграничное
Все определения к слову ПРОСТРАНСТВО

Фонетический разбор слова «пространство»

Звуко-буквенный разбор слова пространство. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «пространство»

Какими словами можно заменить слово пространство? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПРОСТРАНСТВО

Ассоциации к слову «пространство» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово пространство? В русском языке со словом пространство чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПРОСТРАНСТВО

Сочетаемость слова «пространство»

Как правильно употребляется слово пространство? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абсолютное пространство
  • абстрактное пространство
  • аномальные пространства
  • архитектурное пространство
  • безбрежное пространство
  • безвоздушное пространство
  • безграничное пространство
  • бездонное пространство
  • безжизненное пространство
  • безлюдное пространство
Полная таблица сочетаемости слова ПРОСТРАНСТВО

Предложения со словом «пространство»

Примеры употребления слова пространство в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Хотя нет… окружающее пространство уже нельзя было назвать чернотой.

Андрей Ливадный, Сон разума

Клубы, казино и рестораны, многочисленные залы игровых автоматов заполняли свободное пространство тесных извилистых улочек.

Евгений Гаглоев, Сотрясающий землю

Верно, к тягчайшему из пороков, простить который не может ни один уважающий своё время и личное пространство человек.

Николай Никулин, Пока Фрейд спал. Энциклопедия человеческих пороков

пространство образа не есть пространство восприятия

Воображаемое. Феноменологическая психология воображения

Все предложения и цитаты со словом ПРОСТРАНСТВО

Cлово «пространство» является ответом на вопросы