Практика

Cлово «практика» означает:

(от греч. praktikos — деятельный — активный), целеполагающаядеятельность людей; освоение и преобразование действительности.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «практика» в русском языке

У этого термина много определений, следующие четыре объясняют большинство способов его употребления в психологии. 1. Повторение действия или серии действий. 2. Повторение действия или серии действий с целью улучшения функционирования. Эти два значения приводятся отдельно из-за теоретических споров относительно связи между научением и выполнением и влиянием повторения моделей поведения на то и другое или вместе. 3. Любое привычно выполняемое, ритуализированное поведение. 4. Любое поведение, которое является обычным или традиционным, особенно в определенной культуре.

Источник: Психологический словарь

Социологический словарь

Практика

(от греч. praktikos — деятельный, активный) -англ. practice; нем. Praxis. 1. Деятельность  людей, направленная на преобразование  природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества. 2. Приемы, навыки  к.-л. работы. 3. Применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем. 4. Работа,  занятия по специальности как основа опыта,  умения.

Социологический словарь

Практика

(praxis) (Марксизм)  — целенаправленная деятельность  (включая политическую) по изменению материального и социального мира, в том числе самого человека.  В качестве общего понятия в рамках марксизма "практика"  привлекает внимание к социально созданной природе экономических и социальных институтов, а также к возможности их изменения, то есть к способности человека к свободе, которую нельзя достичь в полной мере на индивидуальном уровне. Практике можно придавать более определенные значения, например, "революционная практика", но главным образом она используется как общее понятие,  имеющее множество аспектов. Так, в некоторых случаях (в пределах марксизма) между практикой и необходимостью может существовать напряженность.

Социологический словарь

Практика

— категория,  которая может быть отнесена ко всей сфере человеческой деятельности и мышления, но обычно ее употребление конкретизируется через категориальные оппозиции: а) поэзия и П.: П. в платонизме характеризовала человеческую деятельность,  детерминированную содержанием, понимаемым как благо, красота или польза, в отличие от поэзии, детерминированной формой; б) теория  и П.: в такой оппозиции противопоставляется созерцательное отношение  к действительности, деятельность наблюдателя, стремящегося исключить все субъективное, присущее наблюдателю из описания созерцаемого или познаваемого объекта,  с одной стороны, и активное отношение, включенность, субъективную заинтересованность в деятельности и ее результатах, с другой  стороны; в) опыт (эмпирия) и П.: эта категориальная пара характеризуется посредством отношения своих членов к теории (в опыте теория проверяется, верифицируется или фальсифицируется, а в П. — используется и употребляется для достижения целей, не связанных с теорией и познанием) . Практическая сфера, по И. Канту, базируется на понятии свободы, которая выступает основанием для предписаний и регулятивов деятельности. Поскольку свобода  фундирует предписания и регулятивы деятельности, постольку последние и становятся практическими или этическими. В традиции  Просвещения П. связывалась со здравым смыслом и рассудком (Т. Рид, А. Смит). Своеобразной практической проверкой теорий и философских спекуляций на тему П. стала Великая французская революция,  которая в дальнейшем стала рефлексироваться как явление общественно-политической П., в первую очередь, в марксизме  . Кроме того, в этот период произошло объединение в педагогике и образовании теоретической науки и технического отношения к природе (К. Монж), что дало начало высшему инженерному образованию и инженерии как новой П. 19-20 вв. Особое место занимает П. в философии марксизма. В "Тезисах о Фейербахе" Маркс объявляет непрактичность предшествующей философии ошибкой и формулирует философскую задачу для себя — рассматривать мир как чувственно-субъективную человеческую деятельность и преобразовывать его. объект в таком контексте  понимался "как деятельность, как практика,  субъективно". В дальнейшем сложилась марксистская формула — "от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П.", и представление о П. как о критерии истины. Трактовка П. как критерия истины представляла собой радикальную смену методологических принципов и установок. Предшествующая философия  знала несколько критериев истины: логическая непротиворечивость, божественное откровение и опыт. Каждый из этих критериев характеризовался непредвзятостью и ненамеренностью (незлонамеренностью), тогда как П., с ее откровенной предвзятостью, в силу неотделимости П. от представлений о добре и зле, в силу принадлежности к сфере желания и воли, всегда рассматривалась как нечто, не связанное с истиной. Практичное не значит истинное, истинное не обязательно практично. Принятие П. как критерия истины требовало полного пересмотра гносеологических, этических и методологических парадигм. Марксизм оказался бессильным перед лицом этих задач. В гносеологии марксизма была вульгаризирована формула — "от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П.", через отождествление П. и эмпирики. В диалектическом материализме  , который усвоил от позитивизма  культ научности, исходная формула понималась как "от созерцания к мышлению, а потом опять к созерцанию, но уже в виде научного эксперимента" . Вместо трехуровневой схемы: чувственный опыт, мышление, П., рассматривалась двухуровневая: опыт — мышление. Все развитие  сводилось к переходу от чувственного опыта к научно организованному опыту — эксперименту. Вульгаризация категории  П. в этике привела к формулировке такого понятия, как классовая мораль,  и к нравственному релятивизму.  Если критерий истины — П., а сама П. предвзята, т.е. не может не ориентироваться на полезность,  добро, или кантовскую свободу, то истинно то, что полезно, что приносит добро, что дает свободу. А поскольку нет и не может быть единого понимания полезности, добра и свободы, то истина  определяется тем субъектом практической деятельности, который эту деятельность осуществляет — классом, или партией этого класса,  или лидером этой партии. Кантовский практический разум  был защищен против такого парадокса категорическим императивом. Марксизм же снимал ограничения априорных форм, поэтому разум становился произвольным, воля  определялась социальными условиями и "классовым сознанием" . П. как критерий истины добавляет к логической и эмпирической истинности правовые и этические аспекты. также: Праксеология.  В.В. Мацкевич

Философский словарь

Практика

понятие, которое по-разному (иногда противоположным образом) толкуется в различных философских и социологических концепциях. Важнейшие формы практики: материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия; социальное действие, преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений; научный эксперимент, духовная практика, деятельность по поиску путей восхождения к мудрости, способов духовного совершенствования.

Философский словарь

Практика

— в общем случае практикой является само бытие без каких бы то ни было изъятий, иногда под практикой понимают одну из сторон бытия, связанную с целенаправленной деятельностью человека. В марксистской философии практику рассматривают "не как чувственный субъективный опыт личности и не как совершаемое только по субъективным мотивам действие", а как "деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие общества, и прежде всего объективный процесс материального производства, представляющий основу жизни людей, а также революционно-преобразующую деятельность классов со всеми другими формами практической деятельности, ведущих к изменению мира". Во всех случаях практика является предметом особого рода, то есть самодостаточной вещью.

Философский словарь

Практика

(от греч. — деятельный, активный) — многообразие способов реализации человеческого бытия в различных формах закрепления, воспроизводства и развития человеческого опыта, процесс перехода накапливаемого и накопленного опыта людей в условия их жизни, в средства их деятельности, в схемы их самоутверждения. П. связывает потенциальный и актуальный аспекты совместной и индивидуальной жизни людей, она выявляет проблему социального бытия как многомерного движения и взаимодействия различных форм человеческого опыта. Т. о. представленная П. предполагает вопрос о мерах (границах, барьерах) реализации бытия человека. В несколько ином аспекте П. — это специфический "механизм" эволюции человека, вырабатывающий меняющиеся средства взаимодействия людей с природой и друг с другом. В этом плане П. — особого рода социальная связь, обеспечивающая не только накопление человеческого опыта, но и его трансляцию от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Практическое "перемещение" человеческого опыта в социальном пространстве и в социальном времени, естественно, сопряжено и с потерями, и с утратами опыта, с его разрушением в действии разнотипных практических форм. В этом смысле П. не является эволюционным или историческим "автоматом" и может рассматриваться как одна из важнейших проблем бытия людей. В обыденном сознании П. понимается как действующий опыт человека, как воспроизводство или закрепление навыков продуктивной работы, как приложение, воплощение или испытание человеческих умений и знаний (В. Даль). Отметим, что период концептуализации представлений о П. приходится на XIX столетие, что он сопряжен с индустриально-экономическим развитием западноевропейских стран. В этих условиях философская концептуализация П. так или иначе испытывает влияние индустриализации общества, свойственных ей форм труда, схем технологии и т д. Понятие П. сближается с понятиями материального производства, деловой активности, "логики вещей". Акцент в понимании П. как процесса переносится на действие систем, складывающихся из предметных условий, средств и результатов человеческой деятельности; логика работы этих систем, связь между их элементами не включает, не "вписывает" в себя логику индивидной самореализации людей, она допускает человеческую самореализацию в свои связи постольку, поскольку она трансформирует и подчиняет ее взаимодействию овеществленных элементов. В этом, смысле "человек практикующий" — это человек, действующий по логике вещей, машин, схематизированных взаимоотношений; эффект его действий, соответственно, может быть исчислен в вещном выражении, в технических и экономических измерениях. Т. о., истолкование П., ориентированное на понимание специфики социального процесса, как бы "естественно" смещается к характеристике вещественных условий и квазивещественных структур и функций социального воспроизводства; процесс зафиксирован, но зафиксирован в своих вещественных проявлениях и эффектах. Эта ориентация сказалась — хотя и по-разному — в марксизме, прагматизме, позитивизме; в XX в. она проявилась в структурализме и функционализме. Описанный выше тип рассмотрения П. особым образом определил трактовки взаимоотношений теории и П., ? и науки. Традиционно конкретизация представлений о П. идет по линии противопоставления П. и теории. В этой оппозиции П., как правило, трактуется в качестве деятельности по производству условий, средств, инструментов общественной жизни, по созданию вещей, удовлетворяющих человеческие потребности В этом плане П. может отождествляться со сферой материального производства, понятого как производство вещей, а также и с трудом в этой сфере, воплощающим человеческие усилия и способности в вещные формы. Другое противопоставление П. и теории построено на том, что теория (шире — наука) толкуется как тип обезличенного, абстрактного знания, очищенного от человеческих (индивидных — прежде всего) интересов, пристрастий, предубеждений. В этом случае практическая деятельность представляется как деятельность заинтересованная, "заряженная" потребностями, эмоциями, нравственными и эстетическими предпочтениями. Такой взгляд был присущ многим философам античности, в новое время — И. Канту ("практический разум"), в новейшее — М. Хайдеггеру, особо подчеркивающему значение обыденно-практического бытия людей и проживания этого бытия в соответствующих ему формах. Выявление оппозиций, в которых определяется и конкретизируется П., выделение ее особых форм и типов указывают на необходимость ее (П.) обобщенного представления, выработки ее синтетических характеристик. Эта работа осуществляется в основном философией, которая придает понятию П. категориальный смысл, делает это понятие одним из важнейших инструментов мировоззрения и методологии деятельности и познания. В этом качестве П. используется для определения специфики человеческого бытия, "механизмов" социальной эволюции, критериев познания и науки. Хорошо известны тезисы о прикладном значении науки, о превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Стереотипная трактовка этих тезисов предполагает, что практическая значимость науки подтверждается ее способностью умножать вещественное и экономическое богатство ("экономический эффект"), создавать средства, дающие "реальную" возможность (власть, силу) воздействия на природные или общественные процессы. При этом, как правило, не берется в расчет, что достижения современной науки не могут быть напрямую внедрены в существующую П. производства, потому что они предполагают качественное изменение схем деятельности и позиций людей в этих схемах. Но если это не учитывается, то "приложение" науки к П. оказывается адаптацией научных новинок к уровню действующих технологий и соответствующей квалификации работников. Строго говоря, наука не может стать "непосредственной" производительной силой именно потому, что ей для участия в производственной П. необходимо принципиально важное опосредование, а именно — изменение характера участия людей в практическом процессе, включение в этот процесс личностных ресурсов людей, их способностей, знаний, умений, через которые только и реализуется воздействие науки, при наличии которых только и работают те научные инновации, что включаются в технологический процесс С т зр. развития самого производства, оказывается важным учет, в качестве существенного компонента практического процесса, форм самореализации человеческих индивидов, характера и уровня их способностей, умений, знаний и ориентации. От этого зависят перспективы качественных изменений в производстве, эффективное использование вещественных его составляющих. Рассмотрение П. в отношении к познанию — в особенности к научно-теоретическому познанию — обычно концентрировалось вокруг вопроса о П. как критерии истины. Представление П. как критерия казалось убедительным прежде всего потому, что она своими вещественными результатами как бы подтверждала точность тех отображений реальности, теорий, понятий, схем, которые использовались, скажем, в производстве. Кроме того, вещественность практических результатов обеспечивала их очевидность, достоверность, измеримость, что было существенно и для обыденной и для научной деятельности. Однако именно в сфере научного познания вопрос о П. как критерии приобретал направленность, в свете которой принципиальное значение имела не вещественная форма результата, а его повторимость, воспроизводимость, его "перевод" на языки различных измерений и описаний. Т. о. вещественность результата оказывалась формой, позволяющей провести его проверку в системе научных коммуникаций, и там, в процессе различных межсубъектных взаимоотношений определить объективность результата, его новизну, отличить подлинное открытие от фальсификации или плагиата. Практичность критерия знания обнаруживалась, следовательно, не столько в вещественной реализуемости результата, сколько в полисубъектном процессе его проверки и освоения. Научная деятельность давала здесь пример процессуальное/ни и коммуникативности П., как бы напоминала другим сферам П., что они являются процессами совместной деятельности людей. Кроме того, на рубеже XIX и XX вв. выяснилось, что наука имеет дело с объектами, которые вовсе не обязательно являются вещами. Это — поля, волны, частицы, микро- и мегаобъекты, не поддающиеся обычным наблюдениям и измерениям, не "вписывающиеся" в рамки непосредственного отражения людьми окружающих их предметов. Причем то, что в начале века представлялось странным для самой теоретической науки, в середине столетия стало входить в быт и требовало освоения и осмысления на уровне обыденной П. людей. Скажем, практическое использование ядерной энергии впрямую ставило вопрос о взаимодействиях с природными явлениями, лишенными четкого вещественного выражения, фиксируемыми с помощью специально созданных людьми средств, косвенных измерений и описаний. Решающим в подобных взаимодействиях оказывалось построение процесса практической деятельности людей, включающее четкие правила и ограничения, учитывающее принципиальную неконтролируемость и, стало быть, опасность природных сил за рамками очерченной деятельности. Но такая переориентация П. естественно накладывает отпечаток и на обыденное поведение людей: они вынуждены принимать во внимание, что уже не могут на уровне своего непосредственного восприятия фиксировать и практически контролировать условия бытия, касающиеся их жизни и здоровья. Практически значимыми, т. о., оказываются формы взаимодействия людей, порядки построения их. деятельностей, вырабатываемые людьми средства включения природных объектов в социальные процессы. Вещественные формы объектов обнаруживают знаковые функции указывающие на скрытые природные и социальные качества. Становится более понятно, что и в жизни самих людей эти качества обладают огромной практической ценностью. В середине XX столетия выявляется тенденция к обнаружению и использованию ресурсов П. в организации человеческих взаимодействий, в личностной самореализации индивидов. Именно в этих процессах, причем процессах проектируемых, подкрепляемых социальными и технологическими средствами, создается среда для осуществления и развития качественной деятельности, для эффективного освоения и использования различных форм человеческого опыта, природных материалов и энергий. Этот поворот в понимании и развитии П. получает терминологическое закрепление, когда начинают говорить об интерактивных, духовных, гуманитарных, психосоциальных П. В этом плане "практиковать" — значит осуществлять определенный способ воспроизводства, концентрации, умножения или обновления человеческих сил. Восточная традиция предлагает "практиковать" дзэн, "практиковать" йогу именно в этом смысле. Она же говорит о разных техниках медитации, настройки организма, сосредоточения психики, т. е. о техниках, фиксируемых не вещественным, внешним по отношению к человеку образом, а о схемах, действующих в нем самом, остающихся неотчужденными от него формами самореализации. В этом случае речь идет не о простом воздействии "восточной" духовности на "западный" прагматизм. Интерес к личностным и коммуникативным ресурсам П. возникает именно в т. н. "западных" странах, и именно там, где ресурсы П., редуцированной к материальному производству, оказались почти полностью исчерпанными, где понимание предметности практической деятельности, сведенное к внешней, вещной, обезличенной форме обнаружило свою экономическую, культурную и научно-теоретическую несостоятельность. Отмеченные тенденции указывают на сдвиг в трактовке и реализации "внешних" и "внутренних" аспектов П. Если прежде процессы, происходящие в человеческом общении и личностном бытии людей, рассматривались в качестве "пристроек", "компенсаций", "придатков", дополняющих работу "механизмов" производственной П. (и других систем, построенных по ее образцу), то теперь сами "механизмы" такой П. обнаруживают свое положение "внутри" переплетающихся связей и взаимообусловленностей человеческого саморазвития и общения. Вещественные элементы П. оказываются средствами, носителями, "коммуникаторами" и "аккумуляторами" человеческих сил и способностей и именно с этой стороны, т. е. со стороны своей социальной формы, "открытыми" к накоплению энергии и информации, опыта и богатства. Проблема отношения П. и теории (гносеологический подход к П.) также оказывается "внутри" понимания и реализации П. как воспроизводства бытия людей. Отношение теории к предметам, представляемым П., далее не может истолковываться как чисто познавательное, полностью абстрагированное от социальных форм П. Четкая фиксация зависимости включенных в П. предметов от социальных форм выдвигает на первый план теоретическую задачу преодоления одномерных — узкопрактических — определений природных материалов, энергий и систем, вовлеченных в П. Практичность теории (науки), ее "онтологизированность" в этом аспекте означает переработку ею социальных стереотипов и автоматизмов, обусловливающих инерцию П. Деавтоматизация П., преобразование ее стандартных средств создают предпосылки для привлечения новых ресурсов во взаимодействия людей с природой и друг с другом. (См. "Деятельность", "Культура", "Труд".) В. Е. Кемеров

Философский словарь

Практика

— это сознательная предметно-чувственная (материальная) деятельность людей по преобразованию материальных систем (т. е. природных, социальных и самих людей).

Философский словарь

Практика

(греч. praktike, от praktikos — деятельный, активный) — материальная, чувственно-предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности. П. обычно понимается как систематическая, многократно повторяющаяся деятельность, как соединение такого рода деятельности многих индивидов. Частным случаем П. является приложение разрабатываемой теории к тому фрагменту реальности, который описывается ею. П. в этом смысле иногда противопоставляется теории. Филос. понятие П. сформировалось относительно поздно. Ему предшествовало понятие разума, взятого со стороны своих практических функций, или практического разума. Согласно И. Канту, такой разум дает человеку “законы свободы”, т.е. моральные принципы, возвышающие его над миром природы. Теоретический разум занят вопросом: “Что я могу знать?”, практический разум ставит перед собой вопрос: “Что я должен делать?”. В философии Г.В.Ф. Гегеля практический разум (“практический дух”) является формой предметно-практического отношения человека к миру. Само понятие П. Гегель истолковывал как “волевую деятельность идеи”. В “Тезисах о Фейербахе” К. Маркса, написанных в 1845, но опубликованных только в 1888, П. предстала как конечный критерий истины: “…Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос”. Марксизм-ленинизм утверждал, что успешность человеческой П. доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей, но что вместе с тем “критерий П. никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления” (В.И. Ленин). Идея, что процесс познания не способен сам по себе обеспечить удовлетворительное обоснование открываемых истин и что для этого требуется выход за пределы теории в сферу практической, предметной деятельности, отстаивалась также прагматизмом. Задача мышления — не познание как отражение независимой от мышления реальности, а преодоление сомнения, являющегося помехой для действия (Ч. Пирс), выбор средств, необходимых для достижения цели (У. Джеймс) или для решения “проблематической ситуации” (Д. Дьюи). Согласно т.н. принципу Пирса, идеи, понятия и теории являются лишь инструментами или планами действия, значение которых полностью сводится к возможным практическим последствиям. “…Истина определяется как полезность” (Дьюи), или практическая успешность идеи. Понятие П. своеобразным образом преломляется в теории “языковых игр”, или “практик”, позднего Л. Витгенштейна. Эмпирические предложения могут быть, по Витгенштейну, в некоторых случаях проверены и подтверждены в опыте. Но есть ситуации, когда они, будучи включенными в систему утверждений, используемую в конкретной области деятельности, не проверяются, но сами используются как основание для проверки других утверждений. Сомнение имеет смысл только в рамках некоторой языковой игры, или сложившейся П., при условии принятия ее правил. Поэтому бессмысленно сомневаться, что у человека две руки или что Земля существовала задолго до нашего рождения, ибо нет такой П., внутри которой при принятии ее предпосылок можно было бы сомневаться в этих вещах. В контексте своей системы (“языковой игры”) утверждение может приниматься в качестве несомненного, не подлежащего критике и не требующего обоснования, по меньшей мере, в двух случаях. Во-первых, если отбрасывание этого утверждения означает отказ от определенной П., от той целостной системы утверждений, неотъемлемым составным элементом которой оно является. Напр., утверждение “Небо голубое” не требует проверки и не допускает сомнения, иначе будет разрушена вся П. визуального восприятия и различения цветов; отбрасывая утверждение “Солнце завтра взойдет”, мы подвергаем сомнению всю естественную науку. Во-вторых, утверждение должно приниматься в качестве несомненного, если оно сделалось в рамках соответствующей системы утверждений стандартом оценки иных ее утверждений и в силу этого утратило свою эмпирическую проверяемость. Среди таких утверждений-стандартов выделяются те, которые не проверяются в рамках определенной, достаточно узкой П., и утверждения, не проверяемые в рамках любой, сколь угодно широкой П. Примерами последних утверждений, называемых Витгенштейном методологическими, могут служить: “Существуют физические объекты”, “Объекты продолжают существовать, даже когда они никому не даны в восприятии” и т.п. О Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1955—1981. Т. 3; Ленин В.И. Поли. собр. соч. М., 1958—1965. Т. 18; Витгенштейн Л. О достоверности // Он же. Философские работы. М., 1994. Ч. I; Иеин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997; Scheffler I. Four pragmatists. London; New York, 1974. A.A. Иеин

Философский словарь

Практика

(от греч. praxis) — действие, деятельность, деятельная жизнь, опыт. Противоположность — теория. Практический (от греч. prattein — действовать) — относящийся к действию, деятельности, употребляемый для деятельности. Практической философией называют философию, поскольку ока направляется на действия — следовательно, этику; Кант называет практическим разумом совокупность принципов и законов действия.

Философский словарь

Практика

(от греч. praktikos — деятельный, активный), материальная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование объективной действительности; всеобщая основа развития человеческого общества и познания.

Философский словарь

Практика

— категория, которая может быть отнесена ко всей сфере человеческой деятельности и мышления, но обычно ее употребление конкретизируется через категориальные оппозиции: — поэзия и П.: П. в платонизме характеризовала человеческую деятельность детерминированную содержанием, понимаемым как благо, красота или польза, в отличии от поэзии, детерминированной формой: — теория и П.: в такой оппозиции противопоставляется созерцательное отношение к действительности, деятельность наблюдателя, стремящегося исключить все субъективное, присущее наблюдателю из описания созерцаемого или познаваемого объекта, с одной стороны, и активное отношение, включенность, субъективную заинтересованность в деятельности и ее результатах, с другой стороны: — опыт (эмпирия) и П.: эта категориальная пара характеризуется посредством отношения своих членов к теории: в опыте теория проверяется, верифицируется или фальсифицируется, а в П. — используется и употребляется для достижения целей, не связанных с теорией и познанием. Практическая сфера, по Канту, базируется на понятии свободы, которая выступает основанием для предписаний и регулятивов деятельности. Поскольку свобода фундирует предписания и регулятивы деятельности, постольку последние и становятся практическими или этическими. В традиции Просвещения П. связывалась со здравым смыслом и рассудком (Т. Рид, Смит). Своеобразной практической проверкой теорий и философских спекуляций на тему П. стала Великая французская революция, которая в дальнейшем стала рефлексироваться как явление общественно-политической П., в первую очередь в марксизме. Кроме того, в этот период произошло объединение в педагогике и образовании теоретической науки и технического отношения к природе (К. Монж), что дало начало высшему инженерному образованию и инженерии как новой П. 19-20 вв. Особое место занимает П. в философии марксизма. В "Тезисах о Фейербахе" Маркс объявляет непрактичность предшествующей философии ошибкой и формулирует философскую задачу для себя — рассматривать мир как чувственно-субъективную человеческую деятельность и преобразовывать его. Объект понимался "как деятельность, как П., субъективно". В дальнейшем сложилась марксистская формула — от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П., и представление о П. как о критерии истины. Трактовка П. как критерия истины представляла собой радикальную смену методологических принципов и установок. Предшествующая философия знала несколько критериев истины: логическая непротиворечивость, божественное откровение и опыт. Каждый из этих критериев характеризовался непредвзятостью и ненамеренностью (незлонамеренностью), тогда как П., с ее откровенной предвзятостью, в силу неотделимости П. от представлений о добре и зле, в силу принадлежности к сфере желания и воли, всегда рассматривалась как нечто, не связанное с истиной. Практичное не значит истинное, истинное не обязательно практично. Принятие П. как критерия истины требовало полного пересмотра гносеологических, этических и методологических парадигм. Марксизм оказался бессильным перед лицом этих задач. В гносеологии марксизма была вульгаризована формула — от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П., через отождествление П. и эмпирики. В диалектическом материализме, который усвоил от позитивизма культ научности, исходная формула понималась как от созерцания к мышлению, а потом опять к созерцанию, но уже в виде научного эксперимента. Вместо трехуровневой схемы: чувственный опыт, мышление, П., рассматривалась двухуровневая: опыт — мышление. Все развитие сводилось к переходу от чувственного опыта к научно организованному опыту — эксперименту. Вульгаризация категории П. в этике привела к формулировке такого понятия, как классовая мораль, и к нравственному релятивизму. Если критерий истины — П., а сама П. предвзята, т.е. не может не ориентироваться на полезность, добро, или кантовскую свободу, то истинно то, что полезно, что приносит добро, что дает свободу. А поскольку нет и не может быть единого понимания полезности, добра и свободы, то истина определяется тем субъектом практической деятельности, который эту деятельность осуществляет — классом, или партией этого класса, или лидером этой партии. Кантовский практический разум был защищен против такого парадокса категорическим императивом. Марксизм же снимал ограничения априорных форм, поэтому разум становился произвольным, воля определялась социальными условиями и "классовым сознанием". П. как критерий истины добавляет к логической и эмпирической истинности правовые и этические аспекты. (См. также: Праксеология). В.В. Мацкевич

Философский словарь

Практика

— специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность. П. есть “материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность: умственная, политическая, религиозная и т. д.” (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 2. С. 65). Будучи материальной в силу своих предпосылок, средств и конечных результатов, она осуществляется людьми, обладающими сознанием, мышлением, знаниями и практически применяющими свои интеллектуальные способности. Поэтому П. есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивание субъективного и распредмечивание объективного (Опредмечивание и распредмечивание). Т. обр., ни одна деятельность, в т. ч. и духовная, не существует безотносительно к П. “Общественная жизнь,— писал К. Маркс,— является по существу практической” (Т. 42. С. 266). П.— основа познания. На протяжении тысячелетий стихийно совершавшийся производственный процесс формировал у людей элементарные знания в различных областях жизнедеятельности. Науки же подытоживали, осмысливали, обобщали данные П., к-рая в дальнейшем включает в себя теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обогащает, развивает. Так складывается единство П. и практически освоенного научного знания (Теория и практика). Ленин писал: “ выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности” (Т. 29. С. 195). Домарксовские материалисты не понимали роли П. в познании, к-рое они трактовали как результат воздействия предметов внешнего мира на наши органы чувств. Диалектические идеалисты (Фихте, Гегель) высказывали догадки о примате П. по отношению к теоретическому знанию, но она сводилась ими в конечном итоге к духовной деятельности. Только марксизм, доказав, что материальное производство является определяющей основой жизни об-ва, научно раскрыл значение П. в социальном развитии. Именно благодаря пониманию П. как первичной, осн. формы человеческой деятельности была научно познана специфика общественно-исторического процесса как реальности, существующей объективно, но не безотносительно к людям. Формы П. многообразны: материальное производство, изменение людьми социально-экономических условий их жизни и др. виды деятельности, материально преобразующие объекты. Многообразие форм практической деятельности, ее связь с познанием делают П. критерием истины—мерилом, позволяющим разграничить истину и заблуждение. Практическое подтверждение теоретических положений, научных предвидений доказывает их истинность. Высоко оценивая П., диалектический материализм отнюдь не абсолютизируют ее. П. исторически развивается, изменяется; она подчинена объективным законам, ограничена наличными условиями. Поэтому Ленин подчеркивал, что “критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления” (Т. 18. С. 145— 146). По мере социального прогресса, развития социалистических общественных отношений возрастает значение общественно-исторической П. для науки, в т. ч. обществоведения, становящейся непосредственной производительной и социальной силой. Органическая связь науки и П.— один из существенных элементов концепции и стратегии перестройки и обновления социалистического об-ва на совр. этапе.

Психологическая энциклопедия

Практика

У этого термина много определений, следующие четыре объясняют большинство способов его употребления в психологии. 1. Повторение действия или серии действий. 2. Повторение действия или серии действий с целью улучшения функционирования. Эти два значения приводятся отдельно из-за теоретических споров относительно связи между научением и выполнением и влиянием повторения моделей поведения на то и другое или вместе. 3. Любое привычно выполняемое, ритуализированное поведение. 4. Любое поведение, которое является обычным или традиционным, особенно в определенной культуре.

Экономический словарь

Практика

— 1. деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт; 2. приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы; 3. работа, занятия как основа опыта, умения в какой-нибудь области; 4. одна из форм обучения: применение и закрепление наделе знаний, полученных теоретическим путем.

Cлово «практика» означает:

практика:

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ж.

1.Деятельность человеческого общества, направленная на создание необходимых условий своего существования.

2.Жизнь, действительность, конкретное дело как область применения и проверки каких-либо выводов, положений.

3.Накопленный опыт, совокупность приемов и навыков в какой-либо области деятельности.

4.Применение знаний, навыков в каком-либо деле, систематическое упражнение в чем-либо как источник опытности, умения.

5.Организуемая по специальному учебному плану работа студентов или других учащихся на производстве с целью закрепления их теоретических знаний и расширения опыта в области какой-либо специальности.

6.Деятельность врача или юриста. отт. Сфера такой деятельности.

Новый словарь иностранных слов

Практика

( гр. praktikos деятельный, активный)
1) деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества; п. — источник и критерий истинности знания;
2) приемы, навыки какой-л. работы;
3) работа, занятия по специальности как основа опыта, умения;
4) производственная п. — применение и закрепление учащимися полученных в процессе обучения теоретических знаний на предприятиях, в учреждениях и т. п.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Практика

ж.
1) Деятельность человеческого общества, направленная на создание необходимых условий своего существования.
2) Жизнь, действительность, конкретное дело как область применения и проверки каких-л. выводов, положений.
3) Накопленный опыт, совокупность приемов и навыков в какой-л. области деятельности.
4) Применение знаний, навыков в каком-л. деле, систематическое упражнение в чем-л. как источник опытности, умения.
5) Организуемая по специальному учебному плану работа студентов или других учащихся на производстве с целью закрепления их теоретических знаний и расширения опыта в области какой-л. специальности.
6) а) Деятельность врача или юриста. б) Сфера такой деятельности.

Словарь Даля

Практика

жен. опыть, самое дело, опыт на деле, дело на опыте, в приложении; исполненье или попытка к тому, испытанье. В теории хорошо, что скажет практика! Зодчему нужно заняться практикой постройки. Теория нередко изменяет практике, и наоборот. Морская практика, искусство вооружать, грузить суда и управлять ими; это уменье усваивается только опытом. Врачебная практика, леченье больных, действия врача в пользу больного. У него большая практика, много больных. Практик муж. человек дела, прилагающий познания свои к делу, исполняющий что на опыте, противоп. теоретик, умозритель, умствователь. Практический, -тичный , опытный, прикладной, наглядный; противоп. теоретический, умозрительный. Всякая наука может быть изучаема теоретически и практически, по теории и на практике, умозрительно и на опыте, на деле. Практическая жизнь, деятельная, трудовая, дельная, которая не увлекается умозреньем, мечтами. Дело это не практично, неисполнимо, на опыте будет неудачно, неудобно.

Словарь иностранных выражений

Практика

[

1. деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества; п. — источник и критерий истинности знания;

2. приемы, навыки какой-л. работы;

3. работа, занятия по специальности как основа опыта, умения;

4. производственная п. — применение и закрепление учащимися полученных в процессе обучения теоретических знаний на предприятиях, в учреждениях и т. п.

Словарь русского языка Лопатина

Практика

пр`актика, -и

Словарь русского языка Ожегова

Практика

приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы П. преподавателя. Существующая судебная п. практика Obs работа врача или юриста с частной клиентурой Частная п. Врач с большой практикой (с большим количеством пациентов). практика деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и ощес тво, преобразуют их; деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт Не отрывать теорию от практики. Проверить результаты опыта на практике. практика одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем Летняя п. студентов. практика работа, занятия как основа опыта, умения в какой-нибудь области Без практики не овладеть иностранным языком.

Современный толковый словарь, БСЭ

Практика

(от греч. praktikos — деятельный, активный), целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности.

Толковый словарь Ефремовой

Практика

практика ж.
1) Деятельность человеческого общества, направленная на создание необходимых условий своего существования.
2) Жизнь, действительность, конкретное дело как область применения и проверки каких-л. выводов, положений.
3) Накопленный опыт, совокупность приемов и навыков в какой-л. области деятельности.
4) Применение знаний, навыков в каком-л. деле, систематическое упражнение в чем-л. как источник опытности, умения.
5) Организуемая по специальному учебному плану работа студентов или других учащихся на производстве с целью закрепления их теоретических знаний и расширения опыта в области какой-л. специальности.
6) а) Деятельность врача или юриста. б) Сфера такой деятельности.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Практика

практики, мн. нет, ж. (от греч. praktikos – действенный).

1. Деятельность человеческо общества по устроению своей жизни, усилия, прилагаемые им к разрешению выдвигаемых жизнью задач….Теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой, точно так же, как и практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией. Сталин.

2. Жизнь, действительность, какое-н. дело, как область применения и проверки каких-н. выводов, положений. Предсказание блестяще подтвердилось на практике. Изучить что-н. на практике. Применить что-н. на практике. Ну, это я вам докажу на практике!

3. Совокупность приемов и навыков в какой-н. области деятельности. Практика судопроизводства. Практика этого дела не трудная. Я хорошо знаю редакционную практику. Практика составления словарей. || Опыт какой-н. сферы деятельности, какой-н. области общественных отношений. В моей практике я еще не встречал таких случаев. говорить по-английски.

5. Деятельность врача или юриста; круг этой деятельности, люди, на к-рых она распространяется. Частная практика. Врач с большой практикой (с большим количеством пациентов).

6. Систематически организуемая по учебному плану работа студентов или других учащихся на производстве, с целью их обучения, укрепления и расширения их опыта в области какой-н. специальности. Непрерывная производственная практика. Летняя практика. Студенты едут на практику в Ташкент. Отбывать практику.

Словарь экономических терминов

Практика

АНТИКОНКУРЕНТНАЯ- см АНТИКОНКУРЕНТНАЯ ПРАКТИКА .

Словарь экономических терминов

Практика

БАНКОВСКАЯ- см БАНКОВСКАЯ ПРАКТИКА .

Словарь экономических терминов

Практика

МЕДИЦИНСКАЯЧАСТНАЯ — см ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПРАКТИКА .

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Практика

(греч. praktike, от praktikos — деятельный, активный), материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. П. многогранна и имеет различные уровни. В широком смысле под П. подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека, например педагогическую, художественную, административную и т.д. Основные формы практической деятельности людей — производство материальных благ, труд, а также социально-преобразующая, революционная деятельность масс, направленная на изменение социальных отношений. Практическая деятельность людей охватывает и их участие в общественно-политической жизни, борьбу классов, социальные революции. Чувственно-предметная научная деятельность, связанная с использованием приборов, аппаратуры в процессе наблюдения и эксперимента, — это тоже форма П. Под П. прежде всего разумеется не только и не столько чувственно-предметная деятельность отдельного человека, сколько совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества в его историческом развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практическая деятельность носит общественный характер. Современная П. есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Будучи основным способом общественного бытия человека, формой его самоутверждения в мире, П. выступает как целостная система действий. Структура П. включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде её отдельных актов, предмет, на который направлена эта деятельность, средства, с помощью которых достигается цель, и, наконец, результат деятельности. Общественная П. находится в единстве с познавательной деятельностью человека, с теорией. Она является источником научного познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Люди, по словам К. Маркса, никоим образом не начинают с того, что стоят в теоретическом отношении к предметам внешнего мира. Они начинают с того, что активно действуют, овладевают при помощи практических действий предметами внешнего мира, удовлетворяя свои потребности . При этом они фиксируют значимые для них свойства предметов, их отношения и тем самым познают их (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с.
377). П. формирует самого субъекта познавательной деятельности, детерминирует строй, содержание и направление его мышления. '… Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу' (Энгельс Ф., там же, т. 20, с.
545). процесс познания на ранних ступенях развития человека непосредственно воспроизводил приёмы практический действий, которые служили основой возникновения логических операций. В. И. Ленин писал, что '… практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики' (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с.
198). Познание возникло и развивается в силу того, что оно обеспечивает жизнедеятельность общества, выступает как практически значимая социальная ценность. Производственная П. людей явилась основой возникновения наук о природе. Так, практическая потребность в мореплавании породила астрономию, а геометрия возникла из нужд земледелия. П. обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. 'Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания' (там же, т. 18, с.
145). Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение. П. может быть критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имеет достоинство непосредственной действительности. Она соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нём. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. Вместе с тем Ленин указывал, что, хотя успешность человеческой П. доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей, '… при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько 'неопределенен', чтобы не позволять знаниям человека превратиться в 'абсолют', и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма' (там же, с. 145-
46). Научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека. Практическое воплощение идей, превращение их в предметный мир представляет собой опредмечивание (см. Опредмечивание и распредмечивание ) . Знания опредмечиваются не только в языковой форме, но и в творениях материальной культуры. 'Процесс… познания и действия превращает абстрактные понятия в законченную объективность' (там же, т. 29, с.
177). Знания и идеи дают возможность перестраивать производство, покорять природу, развивать культуру, осуществлять социальные преобразования. Практическая деятельность людей и её отношение к познанию так или иначе рассматривались в истории философии. В домарксистской философии, когда материализму был свойствен созерцательный подход к миру, деятельное начало в познании развивалось главным образом идеализмом; но последний ограничивал деятельность, творческую активность лишь сферой духа (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с.
1). Согласно Г. Гегелю, например, П. суть 'волевая деятельность идеи'. Субъективные идеалисты понимают под П. деятельность, обусловленную лишь волей, интуицией, подсознательным началом. Так, прагматист У. Джемс (США) относил к П. 'религиозный опыт', т. е. чисто духовную деятельность. Некоторые представители ревизионизма вслед за идеалистами также сводят П. к свободной творческой самосознающей деятельности, трактуемой как единственная форма реальности. Правые ревизионисты односторонне трактуют отношение общества и природы, видя в последней лишь воплощение нужд, стремлений и ценностей человечества, что приводит к субъективистскому пониманию П. В действительности же хотя люди и изменяют природу, но это не означает, что она становится зависимой от духа, что бытие будто бы включает в себя момент субъективного как активного начала. Маркс подчёркивал, что независимо от уровня активности отношения людей к природе в продуктах человеческого труда '… всегда остается известный материальный субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с.
51). Как неочеловеченная, так и очеловеченная природа, общественное бытие развиваются по своим объективным, не зависящим от субъекта закономерностям. С др. стороны, 'левые' ревизионисты, сужая сферу общественной П., утилитарно понимают её как лишь непосредственное физическое участие индивида в производственной или политической деятельности. Коренной порок идеалистического понимания П. состоит в метафизической абсолютизации идеального, духовного момента чувственно-практической деятельности. Великая заслуга марксизма в том, что он впервые ввёл П. в теорию познания. Поскольку практическая деятельность носит осознанный характер, то духовное начало составляет её необходимый момент. Диалектическому материализму чужда концепция, обособляющая материальную, практическую и духовную, теоретическую деятельность. Между этими видами деятельности существует нерасторжимое единство. Но это совсем не означает, что духовная деятельность есть форма П. Марксизму также чужда концепция '… мистического тождества практики и теории' (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с.
211). Практическая деятельность осуществляется с помощью материальных средств и ведёт к созданию материальных продуктов, тогда как в духовной деятельности оперируют образами, понятиями и создают мысли, идеи. Теория и П. образуют единство противоположностей, в котором П. принадлежит решающая роль. Диалектическая взаимосвязь марксистско-ленинской теории и П. является важнейшим принципом строительства социализма и коммунизма.Лит.: Основы марксистско-ленинской философии, 3 изд., М., 1974; Практика и познание, М.,

1973. См. также лит. при ст. Теория познания . А. Г. Спиркин.

Полный орфографический словарь русского языка

Практика

практика, -и

Викисловарь

Практика

деятельность людей, непосредственно изменяющая окружающий мир, либо конкретный способ такой деятельности. накопленные знания, приёмы, методы и навыки, используемые в какой-либо деятельности. форма учебных занятий в лабораториях, с реальными объектами деятельности. в странах Запада — лицензия на занятие медицинской или аналогичной деятельностью на определённой территории, а также клиентская база для такой деятельности.

Каким бывает «практика»?

Практика бывает:

  • врачебная
  • общепринятая
  • многолетняя
  • лечебная
  • распространённая
  • судебная
  • юридическая
  • каждодневная
  • банковская
  • богатая
Все определения к слову ПРАКТИКА

Морфемный и фонетический разбор слова «практика»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова практика. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «практика»

Какими словами можно заменить слово практика? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПРАКТИКА

Ассоциации к слову «практика» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово практика? В русском языке со словом практика чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПРАКТИКА

Сочетаемость слова «практика»

Как правильно употребляется слово практика? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • адвокатская практика
  • административная практика
  • аналогичная практика
  • арбитражная практика
  • аскетическая практика
  • базовая практика
  • богатая практика
  • боевая практика
  • большая практика
  • буддийская практика
Полная таблица сочетаемости слова ПРАКТИКА

Предложения со словом «практика»

Примеры употребления слова практика в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Анализ судебной практики показывает, что значительное количество актов применения являются неоднозначными и зависят целиком и полностью от взгляда и понимания судьи подлежащей применения правой нормы.

Е. В. Романова, Экзамен по основам техники юридического письма

Почтальоном у нас работает девчонка из соседнего городка, она как раз в этом году прошла практику на почте.

Кирстен Фукс, Свора девчонок

Она занимается частной практикой семейной терапии, ведёт группы психологической поддержки, помогает людям в переустройстве их жизни, учит их оставлять позади разногласия и конфликты.

Бенджамин Зандер, Искусство возможности: Как сыграть свою лучшую партию в карьере и жизни

Теория и практика должны быть неразлучны; единственно от совокупного напряжения сил и взаимных пособий усовершенствоваться может. Теория должна быть основана не на произвольных положениях, но на многочисленных и с крайней точностью учиненных опытах… формулы должны быть просты, удобно приложимы и наблюдениями мореплавателей поверены.

Платон Яковлевич Гамалея

Все предложения и цитаты со словом ПРАКТИКА

Cлово «практика» является ответом на вопросы