Деятельность

Cлово «деятельность» означает:

как методологическая проблема психологии — философская и общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция, в том смысле, что Д. — это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения: "Д., по самому существу ее для рационализма непостижима, ибо Д. есть творчество, т. е. прибавление к данности того, что еще не есть данность, и, следовательно, преодоление закона тождества" (Я. А. Флоренский). В самом общем смысле Д. можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э. Г. Юдин). Д. меняет и преобразует и действующего индивида.В контексте научного мышления понятие Д. полифункционально. Юдин выделил 5 его функций: 1) Д. как объяснительный принцип, универсальное основание человеческого мира; 2) Д. как предмет объективного научного исследования, т. е. как нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплины в соответствии со спецификой ее задач и совокупностью ее понятий; 3) Д. как предмет управления — то, что подлежит организации в систему функционирования и/или развития на основе фиксированных принципов; 4) Д. как предмет проектирования, т. е. выявление способов и условий оптимальной реализации преимущественно новых видов Д.; 5) Д. как ценность в различных системах культуры.Д. в той или иной мере выступает в психологии во всех перечисленных Юдиным ипостасях. В сов. психологии доминировало рассмотрение Д. в качестве объяснительного принципа всей психической жизни, что существенно ограничивало пространство психологической мысли: лишь частично затрагивалась проблематика человек и мир, бытие и сознание, душа и дух, созерцание и вчув-ствование, свободное действие и свободная воля. Погружение в это пространство поможет сказать и новое слово о Д.Всеобщая структура Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д. Целесообразный характер Д. приводит к тому, что одним из главнейших ее условий и оснований является сознание, понимаемое в самом широком смысле — не только как совокупность самых различных форм сознания, но и как множество его внутренних регулятивов (потребностей, мотивов, установок, ценностей и т. д.). Лишь с т. зр. характеристики всеобщей структуры Д. имеет смысл т. н. методологический принцип единства сознания и Д. В приводимых ниже схемах Д. как раз переменными являются ее более или менее осознаваемые регулятивы и задаваемые сознанием общие цели и смыслы.Психологами предложено большое число концептуальных схем Д., выходящих за пределы классической триады: цель, средство, результат; и за пределы схемы Л. Н. Леонтьева, в которой Д., действию, операции поставлены в соответствие мотив, цель, условие. В схеме С. Л. Рубинштейна присутствуют: мотив, цель, средство, социальная ситуация, результат, оценка; в схеме В. В. Давыдова — потребность, мотив, задача, способ действия. При этом разные компоненты несут разную функциональную нагрузку на уровнях Д., действия и операции. В схеме Г. П. Щедровицкого, анализировавшего мыследеятельность, присутствуют: цель, задача, исходный материал, средства, процедура, продукт. В схеме О. А. Конопкина, изучавшего саморегуляцию Д., имеются: цель, модель условий, программа, критерий успеха, информация о результатах, решение о коррекции. схема В. Д. Шадрикова кольцевая: мотив, цель, программа, информационная основа, принятие решения, профессионально важные качества. В схеме Г. В. Суходольского: потребность, направленность, мотив, цель, результат, оценка. Наконец, В. Э. Мильман, рассмотревший многие схемы Д., предлагает свой вариант: потребность, мотив, объект, цель, условия среды, средства, состав, контроль, оценка, продукт.Перечисленные схемы приведены не для того, чтобы дать пространство для выбора одной из них. Они трудно различимы, хотя и существенно неполны. В них лишь косвенно присутствуют аффективно-личностные компоненты, состояния напряженности, тревожности, меры значимости, смыслы, ценности и пр. Преобладают мотивационно-целевые и оперативно-технические компоненты Д. Т. о., теоретическое воспроизведение Д. не только схематично, но и существенно неполно. Объяснение состоит в том, что изучалась не Д. в целом, а ее основная единица: изучались действия, входящие в состав Д. и вырванные в целях изучения из контекста Д. Юдин справедливо заметил, что квинтэссенцией психологической теории Д. оказалось знание о действиях. О правоте его говорит и то, что размышления ее создателей о действии значительно интересней и содержательней, чем о Д. Сказанное относится не только к изучению Д. как таковой, как некоторого инварианта, но и к изучению отдельных видов Д. напр., общения, игры, учения, труда. Они крайне редко рассматривались в полном объеме. Преобладало изучение компонентов. Да и сама ситуация исследования Д. накладывает на нее и на испытуемого такие ограничения, что Д. перестает отвечать ее исходному смыслообразу как свободной Д., т. е. когда есть свобода в постановке цели, выборе или создании средств и т. д.Психология и психологи имеют дело с навязанными или заданными, вынужденными формами Д.; еще чаще — с зародышевыми видами Д., ее эмбрионами, напр., когда речь идет о ведущей Д. общения у младенца или о ведущей Д. учения у младших школьников. Они заслуживают скорее наименования "прадеятельность" (Б. Г. Мещеряков). Сказанное вовсе не умаляет реальных достижений, имеющихся в рамках деятельностного подхода. Однако о психологической теории Д. говорить преждевременно. Более адекватно говорить о психологической проекции категории Д. на психологию. При этом взят лишь один из вариантов этой категории — гегелевско-марксовый — и оставлены в стороне др. варианты, напр., праксеология, прагматизм, философская антропология (А. Гелен).Психологи пока шли от Д. к психике, к сознанию и личности, пытаясь их понять, привлекая категорию Д. Но ведь последняя сама нуждается в понимании и объяснении с т. зр. психологии. А по пути от сознания, личности, души и духа к Д. психология делает лишь первые робкие шаги. Необходимо преодолеть устоявшийся схематизм сознания психологов, что предметная Д., якобы лишенная модуса психического, погружаясь извне внутрь рождает психику или становится психической. В свое время Ч. Шеррингтон искал место памяти и предвидения в действии, а не в мозге, не внутри. Аналогично, Рубинштейн предполагал, что действие в зачатке содержит все элементы психологии, включая эмоции. Д. и действие насыщены когнитивными и аффективно-личностными компонентами, которые слабо отражены в приведенных выше схемах.Бедность психологической интерпретации Д. не безобидна. Дело даже не в том, что с помощью одного абстрактного и скудного по содержанию понятия объясняются др., более содержательные. Кажущаяся простота Д. создает иллюзию легкости ее проектирования, программирования и управления: поставил цель, предоставил средства, задал результат, создал соответствующую социальную ситуацию, или контекст, достижения цели, установил правила-норлш, организовал сообщество, разделил обязанности между участниками, внушил "обманы путеводные", пообещал вознаграждение (или запугал)-"замотивировал", назвал организованное сообщество группой, коллективом, орденом, партией, классом, "собором со всеми" — и успех гарантирован. Конечно, для успеха нужен еще талантливый режиссер, лидер, вождь, менеджер, секреты Д. которого, впрочем, остаются его секретами. Иллюзия простоты усугубляется также представлением участников подобного предприятия как безличных функционеров, не имеющих собственного Я, являющихся органами Д. Отсюда один шаг до бессубъектной Д., до "человеческого фактора", "человеческого материала", "пушечного мяса" и т. п. На такой "пустяк", как свободная Д. свободной личности, можно не обращать внимания. Только несвободная Д. м. б. объектом проектирования, поэтому о нем следует говорить более корректно и осторожно, чтобы административный восторг не опережал знания о проектируемом, программируемом, управляемом объекте. Человеку свойственно протестовать, когда его используют глупо. Жизнь, живое, личностное упорно сопротивляются не только концептуализации и схематизации, но и проектированию. Д. — это органическая система, и, как таковая, сама создает недостающие ей органы и отторгает искусственные, когда последние противоречат ее органике, ее внутренней форме. С. Л. Франк отличал внешнюю организацию общественной жизни (Д. — одна из ее форм) от внутренней органичности. Он писал, что все органическое, живое, живущее внутренним единством не м. б. организовано. Единство и оформленность не извне налагаются на раздробленность и бесформенность частей, а действуют в них самих, изнутри пронизывая их и имманентно присутствуя в их внутренней жизни. Можно сказать, что это максималистская т. зр., но не более, чем внешне навязываемое, назначаемое, напр, единство сознания и Д.Следует напомнить, что тоталитарные режимы накопили большой опыт внешней организации и "проектирования" жизни и Д. народных масс, манипулирования их сознанием, но и они не могли бы достичь успеха. Эти режимы (напр., в СССР и Германии) не имели претензий к психологическим исследованиям (теориям) Д. Их агрессию вызывали психологические исследования сознания.Т. о., исследования свободного действия и свободной Д. — это вызов психологии. Конечно, принимая его, она должна использовать все ценное, что накоплено в рамках деятельностного подхода. При этом нужно облегчить объяснительные функции категории Д. и сместить центр тяжести на ее исследование. В происходившем с психологической теорией Д. была определенная логика. Любое представление, будь то представление о Д., о сознании, об установке и т. п., превращенное в средство объяснения др. реальности (в т. ч. психической), как писал Маркс, подвергается испарению путем превращения его в абстрактное определение. Эти абстрактные определения необходимы, ибо на их основе возможно воспроизведение конкретного путем мышления. Вторая часть работы была проделана, да и то частично, лишь эмпирически. Когда она будет проделана методологически и теоретически, то можно будет говорить о теории Д. (В. П. Зинченко.)

Источник: Психологический словарь

Значение слова «деятельность» в русском языке

(англ. activity; нем. Tatig-keit) — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях фи-логенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской Д. (см. Ориентировочная деятельность), заключающейся в обследовании окружающего и в формировании образа ситуации, на основе которого осуществляется ориентация и регуляция двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи (см. Психика, Развитие психики).В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская Д. становятся все сложнее и разнообразнее. Однако на всех ступенях своего развития Д. животных сохраняет в основном узко приспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений (см. Инстинкты животных).Основным видом человеческой Д., сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны др. виды человеческой Д. (игра, учение и т. д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный, как особая, общественно необходимая теоретическая Д.Анализ структуры как материальной, так и духовной Д. обнаруживает след. основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к Д.; цели — образы результатов, на достижение которых Д. направлена; средства (см. Медиатор), с помощью которых Д. осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивирвванная Д. в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий — операции, обеспечивающие использование имеющихся средств и условий для достижения необходимого результата.Как показали исследования рос. психологов (Л. Я. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры Д., от ее мотивов, целей и средств осуществления.Вместе с тем проведенные исследования (Я. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире (см. Умственные действия).В ходе исторического развития изменяются содержание и технические средства Д. человека, что определяет и формирование его сознания. На протяжении детства Д. меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребенка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять все более сложные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного развития определенная Д. (напр., игра в дошкольном возрасте, учение — в школьном) приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности индивида (см. Ведущая деятельность, детская). См. также как методологическая проблема психологии, Деятельностный подход в психологии, Психология.

Источник: Психологический словарь

Психологическая энциклопедия

Деятельность

— активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности — . Уже на относительно ранних стадиях

Социологический словарь

Деятельность

— англ. activity; нем. Tatigkeit. Специфическая форма  отношения человека  к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Д. — это процесс,  включающий цель,  средства и результат. Типы и формы Д. различаются по субъекту,  объекту,  функциям  и целям (индивидуальная, обществ., производственная, идеологическая, полит., научная, культ. -воспитательная, воспроизводящая и творческая). См. АКТИВНОСТЬ. 

Финансовый словарь

Деятельность

организация выпуска ценных бумаг и выда ча гарантий по их размещению в пользу третьих лиц, вложение средств в ценные бумаги, купля-продажа ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в т.ч. путем котировки ценных бумаг. инвестиционного фонда заключается в выпуске акций с целью мобилизации денежных средствинвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги, а также на бан ковские счета и во вклады, при котором все риски, связанные с такимивложениями, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки таких вло жений в полном объеме относятся на счет владельцев (акционеров) этого фонда и реализуются ими за счет изменения текущей цены акций фонда.

Большой Энциклопедический Словарь

Деятельность

специфическая человеческая форма отношения к окружающемумиру, содержание которой составляет его целесообразное изменение винтересах людей; условие существования общества. включает всебя цель, средства, результат и сам процесс.

Психологический словарь

Деятельность

— динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Психологический словарь

Деятельность

1. Родовой термин, применимый как синоним для обозначения действия, движения, поведения, мыслительного процесса, физиологических функций и т.д. Из-за большой обобщенности "деятельность" обычно употребляется вместе с определяющим прилагательным, например, целенаправленная деятельность, спонтанная деятельность, деятельность, направленная на решение задач, и т.д. 2. Одна из трех гипотетических универсалий семантического пространства в теории значения слов Ч. Осгуда. См. семантический дифференциал.

Психологический словарь

Деятельность

— активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. В структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности, цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; операциональные, с помощью деятельность реализуется.

Психологический словарь

Деятельность

Категория. Активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объекты и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Генезис. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. Структура. Среди компонентов деятельности выделяют: — мотивы, побуждающие субъект к деятельности; — цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; — операциональные средства, с помощью деятельность реализуется.

Психологический словарь

Деятельность

мы будем понимать как форму активного отношения субъекта деятельности к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей ("потребительных стоимостей), и освоением общественного опыта., как мы уже отмечали, является объектом изучения многих наук. Задача психологического изучения деятельности заключается в том, чтобы, "не превращая действие и деятельность в психологическое образование, разработать подлинную психологию действия". В чем же состоит предмет психологического изучения деятельности? Рассматривая данный вопрос, выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: "Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не значит, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы". Таким образом, мы видим, что специфической стороной психологического изучения деятельности является необходимость системного подхода к данному объекту познания.

Психологический словарь

Деятельность

— специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Психологический словарь

Деятельность

— динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в деятельности ориентировочно-исследовательской, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование внешнего мира и формирование образа ситуации для осуществления у животного регуляции поведения двигательного соответственно условиям стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия. В содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные и волевые. Итак, психологический анализ деятельности, в том числе деятельности психической, позволяет классифицировать ее с позиции структурных элементов, характера выполняемых функций и качественных особенностей получаемых результатов. В структуре деятельности выделяются: 1) мотивы — побуждающие субъекта к деятельности; 2) цели — как прогнозируемые результаты этой деятельности; 3) операции с помощью коих деятельность выполняется. Использование категории деятельности — отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны два момента: 1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (-> психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (-> бихевиоризм; необихевиоризм); 2) введение принципов развития и историзма, воплощение коих в конкретных исследованиях необходимо предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического. Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность — форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая — она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента "встречи" активность становится направленной, потребность опредмечивается — как потребность в чем-то конкретном, а не "вообще", — и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом: мотив — то, ради чего совершается деятельность, а деятельность-совокупность действий, кои вызываются мотивом. Итак, деятельность-совокупность действий, вызываемых мотивом. Единица анализа деятельности — действие. следует отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от взаимодействия трех компонент: знаний, умений и мотивации. Как объяснительный принцип психики, категория деятельности используется: 1) при изучении различных областей психической реальности — психология процессов познавательных, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов; 2) при построении различных отраслей психологии (психология общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, инженерная, психология труда и зоопсихология). Использование категории деятельности как объяснительного принципа привело: 1) к изменению принципов анализа психики в психологии общей: а) принцип единства сознания и деятельности; b) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности; с) принцип интериоризации-экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта (принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности), и пр.; 2) к разработке положений: а) о планомерном формировании умственных действий; b) о деятельности ведущей как основе периодизации развития психики; с) о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельностей; d) об опосредовании деятельностном отношений межличностных и пр. Основные характеристики деятельности — предметность и субъектность. Специфика предметной определенности деятельности — в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов — раздражителями ключевыми, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и нормах социальных. Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; и в смысле личностном-"значении для себя", придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям. При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения: 1) генетический — в нем исходной формой любой человеческой деятельности является социальная деятельность совместная, а как механизм развития психики выступает интериоризация, в ходе коей происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность; 2) структурно-функциональный — в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа "по единицам": разложение реальности на "единицы", содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание отражения психического, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный); 3) динамический — здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность надситуативная, определяющая саморазвитие деятельности и появление ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности. производится на базе психофизиологических механизмов, изученных в русле физиологии активности (-> концепция уровней построения движений), теории систем функциональных (-> акцептор результатов действия) и представлений о системной организации функций психических высших.

Социологический словарь

Деятельность

— специфическая форма  отношения человека  к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Д. — это процесс,  включающий цель,  средства и рез-т. Типы и формы Д. различаются по субъекту, объекту,  функциям  и целям: индивидуальная, обществ., производственная, идеологическая, полит., научная, культурно-воспитательная, воспроизводящая и творческая (см. Активность) .

Социологический словарь

Деятельность

— одно из базовых понятий классической философской традиции,  отражающее акт взаимодействия целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и имманентных, объективных параметров бытия, с другой.  В данном контексте  в структуре Д. вычленяются объектная (предмет, продукт,  орудия Д.) и субъектная (целеполагающий актор)  составляющие. В социологии понятие  "Д." традиционно выступает синонимом термина  "действие" , имплицитно фиксируя неопределенность природы человеческих действий в противоположность детерминизму  структурных теорий. Социологические теории часто характеризуются в соответствии с тем, что в них рассматривается в качестве предмета исследований — Д. (действие) или структура;  именно в этом направлении и ведутся основные дебаты. Некоторые современные теоретики (как, например, П. Бурдье — ) вмешались в дискуссию, сознательно пытаясь преодолеть этот дуализм.  Бурдье более всего известен в англоговорящем мире своими концепциями культурного капитала  и обычаев, хотя его многочисленные книги и статьи содержат также развернутую теорию социального порядка . Последняя сосредоточивает внимание на воспроизводстве современной культуры посредством дифференцированного распределения знания через образовательные институты.  Бурдье выступал за конструктивистский подход  в социологии, преодоление как тяготения к анализу  сущностей, так и попыток анализировать на уровне здравого смысла. Убеждение  в том, что объективный  и субъективный аспекты социальной жизни неизбежно взаимосвязаны, заставляет его сделать вызов дуализму — "макро-" против "микро-" и "структура" против "деятельности" — "Очерк теории практики" (1977), "Распознавание" (1984), "Гомо Академикус" (1988), "Другими словами" (1990), "Логика  практики" (1990), "Ремесло социологии" (1991). Очевидно, эти различные тексты  пока еще не формируют систематического социологического проекта  и еще в меньшей мере решают проблему дуализма "структура" против "деятельности". Однако его аргументация  успешно разрабатывается его современниками, среди которых известен Р. Брубакер ("Переосмысление классической теории: Социологический взгляд Пьера Бурдье" в кн. "Теория  и общество" , 1985). Подобным же образом американский социолог Дж. Александер  доказывает многомерность социологии, совмещая метафизический и эмпирический  аспекты, индивидуальный волевой акт и коллективное превосходство, нормативное и инструментальное действие, что нашло отражение в его четырехтомном издании "Теоретическая логика в социологии" (1984). Он утверждает также, что Т. Парсонс вплотную подошел к достижению этого синтеза, — ближе, чем какой-либо другой социолог-теоретик. Г.Н. Соколова

Социологический словарь

Деятельность

(action) — 1. Вид или виды социальной деятельности, поведения, например, профсоюза  либо государства, а также индивидуума. 2. (В противоположность поведению см. также бихевиоризм)  — вид или виды индивидуальной социальной деятельности, которая является не просто результатом биологического рефлекса, а преднамеренной, целенаправленной, включающей в себя разумное целеполагание.  По Веберу, значимая социальная деятельность  состоит из каких-либо видов деятельности. Ею руководит субъективное осмысление, и она направлена на других. Для символического интеракциониста, типа блумера (1969), именно это, а не просто реакция  — главное отличие человеческой деятельности (см. Теория социального действия) . Символический интеракционизм;  МИД). См. также Типы социальной деятельности.  Социологи разделились в вопросе о том, как объяснить социальную действительность, — ссылками на индивидуальную осознанную деятельность  (см. Теория  социального действия; Методологический индивидуализм;  Значимое понимание  и значимое объяснение)  или в качестве производной от социальной структуры (см. Структурализм) . Имеются и социологи (см. Социальная феноменология;  Этнометодология;  Шюц; Гарфинкель), которые считают, что ни теоретики деятельности, ни структуралисты не сумели показать действительный путь образования ценностей у акторов. Дебаты о социальной деятельности в подобных терминах занимают одно из наиболее центральных место в современной социологии. Предпринимались различные попытки примирить теорию социального действия со структуралистскими постулатами (см. Пар-соне; Теория структур; Структура и воля;  Гидденс) . Хотя согласие пока не достигнуто, растущее признание получает следующая идея: социологическое исследование  должно быть обращено и к деятельности, и к структуре, (см. Дуальность структуры) .

Философский словарь

Деятельность

— способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром. Понятием Д. охватываются разные формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная Д.) и сферы функционирования общества. С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей (Д физическая и умственная, внешняя и внутренняя, творческая и разрушительная и т. д.). В плане социально-философском и методологическом понятие Д. используется для характеристики специфического способа человеческого бытия, т е. оно трактуется как принцип исследования, объяснения и понимания совместной и индивидуальной жизни людей, их взаимодействий с природой. Т. о проводится разграничение в истолковании Д. как одного из аспектов, уровней или объектов социального бытия и понимания ее как принципа созидания и исследования специфических процессов качеств и форм этого бытия. В первом случае Д. подлежит описанию наряду с другими проявлениями человеческого бытия, во втором — она оказывается инструментом, обнаруживающим и воспроизводящим связи социального процесса Рассмотрение Д. как принципа понимания социальности означает, что мы как бы просвечиваем лучом этого понятия многообразие элементов, свойств и связей человеческого бытия и обнаруживаем в них воплощения и следы человеческой деятельности, раскрываем способ их "жизни" в социальных процессах, находим объяснение парадоксу их одновременно слитного и раздельного, взаимообусловленного и фрагментарного, прерывного и непрерывного существования. Вещи человеческого мира в таком освещении показывают свои социальные значения, свою наполненность человеческими силами и способностями, свою многогранность или одномерность, следы плодотворных и разрушительных человеческих действий. Так, выявляется предметность человеческой Д., ее реализуемость в материале и ее зависимость от материала. Предметность Д. зачастую понимают прямолинейно, как овеществление ее, как поглощенность процесса Д вещью (таковы многие современные технологические концепции, соответствующие технократические проекты, вызывающие естественную критику, которая разоблачает подобную интерпретацию Д. и вместе с тем как бы замыкает Д. в рамках такой интерпретации). Однако предметность Д. по сути означает социальность се, ибо предмет не замыкает человеческую самореализацию, а открывает ее социальному миру, другому человеку, представляет ее разным ("близким" и "дальним") людям, "транслирует" ее в пространстве и времени социального процесса. Связь предметности и социальности человеческой Д. свидетельствует о том, что ее социальный характер не сводится к ее совместности, т. е. что индивидная Д. человека, в действительности, тоже является социальной, поскольку она реализует (выявляет, создает, достраивает, синтезирует) человеческие силы и способности и т. о. участвует в воспроизводстве социального процесса. Индивидный аспект человеческой Д., социальный по своему содержанию и предметный по формам своего воплощения, кажущийся иногда чем-то второстепенным, является "ядром" и "сердцевиной" Д., ее "живой плотью". Иными словами, Д. без самореализации индивидов попросту невозможна Предметность и социальность Д. продуктивно реализуются только при наличии самореализации. В этом смысле самореализацию нельзя "включить" в Д. или "выключить" из нее. Условно говоря, если в цепочке социальных связей отсутствует минимальное напряжение, создаваемое человеческой самореализацией, Д. и собственно социальный процесс становятся невозможными. Предшествующие столетия в истории нашего общества можно представить как время, когда была сделана попытка строить Д. общества без учета самореализации человеческих индивидов. Результаты этой попытки оказались не только малоэффективными, но и разрушительными, поскольку закрепили отчуждение предметных, социальных и личностных аспектов Д. В теории это отчуждение выражалось различными концепциями связи производства и человеческого фактора, практики и бытия людей, труда и личной жизни, фактически разрывавшими Д. и личностную самореализацию людей. Следует заметить, что в западной философии аналогичные представления развивались функционализмом, сводившим поведение людей к выполнению заданных функций, и структурализмом, полагавшим, что любая человеческая активность "вписывается" в заранее заданные структуры и лишь оживляет их действие. В отечественной литературе по философии разработка понятия Д. как принципа объяснения социального бытия и методологического инструмента, выявляющего специфику взаимосвязей человека с миром, была начата Г. С. Батищевым, О. Г. Дробницким и Э. Г. Юдиным. В дальнейшем интерес к этой тематике стал бурно расти, и она оказалась в центре дискуссий по проблемам социальной философии, методологии и истории науки, интеграции обществознания (см. "Процесс социальный", "Методология", "Отчуждение"). В. Е. Кемеров

Философский словарь

Деятельность

— целесообразное изменение и преобразование окружающего мира человеком.

Философский словарь

Деятельность

в социальной философии: специфически человеческий способ отношений к миру, процесс творческого преобразования действительности, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира – как ее объекты. Различают такие виды человеческой деятельности: технологическая, материально-производственная, экономическая, экологическая, познавательная, социально-политическая, деятельность общения, духовная. Следует иметь ввиду при анализе деятельности ее структурные части: цели, содержание, мотивы (потребности), методы (технологию процесса), результаты. Психологически в деятельности как способности к осуществлению действий различают такие уровни в соответствии с характером действий и мотивацией сознания, которые они предполагают. 1. животная под влиянием: Рефлексов (простая реакция на возбудитель); Инстинктов или склонности к импульсам на определенные действия. 2. человеческая: а) традиционная, под влиянием привычек приобретенных механически, простым повторением акта на основе обычаев; б) умышленно приобретенных, но ставших впоследствии бессознательными; в) на основе воли, то есть сознательные действия, отражающие личностный выбор. Ее виды: сильное желание влечет, за собой действие; рациональная деятельность (например, если я хочу похудеть, я могу вопреки моей естественной склонности к отдыху заняться физическими упражнениями); моральная деятельность (мы действуем из чувства долга, независимо от наших эгоистических побуждений); творческая деятельлность (художественная, философская, научная, изобретательская и др.)

Философский словарь

Деятельность

(моральная) — категория, этики, при помощи к-рой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений (материальных интересов, привычек, склонностей и т. д.) — специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы. Именно эту, моральную, сторону человеческой деятельности, к-рая в делом исследуется различными науками, изучает этика. В отличие от поведения, к-рое охватывает всю совокупность поступков человека, под моральной Д. в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям. Нравственные представления способны ориентировать людей в социальной действительности и правильно направлять их деятельность лишь тогда, когда они отражают действительный исторический процесс. Только при условии соответствия устремлений людей объективной социальной необходимости они могут решать исторические задачи, руководствуясь моральными целями. Понимаемая т. обр. «целеполагающая деятельность человека», в т. ч. и нравственная, сама есть, как указывает В. И. Ленин, форма «объективного процесса» (т. 29, с. 170). Вместе с тем марксизм-ленинизм не отрицает значения нравственных мотивов в человеческой деятельности. Он лишь дает им единственно научное объяснение: моральные устремления отражают в конечном счете материальные интересы. На поверхности социальной жизни нравственные мотивы действий людей выступают часто как не зависимые от материальных интересов и потребностей, а иногда даже приходят с ними в столкновение. Это обусловлено тем, что сами интересы различных людей и классов, об-ва и личности находятся в противоречии между собой. Когда человек действует в соответствии с нравственными мотивами, вопреки своим личным интересам и склонностям, то это значит, что он подчиняет свою деятельность интересам определенного класса или об-ва в целом. Иллюзия независимости нравственных мотивов от материальных интересов пропадает лишь тогда, когда люди начинают понимать, кому в действительности они служат в своей моральной Д, осознают общественное значение своих поступков. Широкий простор такой сознательной моральной Д. открывается с уничтожением частной собственности, когда ликвидируется почва для классового эгоизма и когда интересы об-ва действительно совпадают с интересами всех людей. В социалистическом об-ве моральная Д. не замыкается узко личной сферой, а совпадает с борьбой за гуманистическое преобразование общественных отношений, за построение коммунизма, т. е. предполагает служение интересам человечества.

Философский словарь

Деятельность

— один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. традиционно подразделяется на: 1) материальную (удовлетворение первичных потребностей человека: в еде, одежде, орудиях труда через изменение внешней природы); 2) общественно-политическую (различные формы влияния на общественные отношения, организацию общественной жизни); 3) духовную (в области науки, искусства, религии и т.п.). Все формы человеческой Д. историчны. Они испытывают влияние разделения труда, что обусловлено высокой динамикой процесса роста потребностей людей, их разнообразием. Вследствие этого Д. в обществе предстает как система, элементами которой являются люди, их потребности и интересы, предмет Д., мотивы Д., цели, средства и формы ее осуществления. Важную роль играет подсистема политических, правовых и социальных институтов как субъектов законодательно-регулирующей Д. в обществе. Духовная Д. позволяет людям не только вырабатывать отношение к общественным (коллективным) аспектам жизни, но и находить удовлетворение индивидуальных запросов в решении вечных проблем жизни и смерти, веры и т.д. Как процесс Д. включает: 1) совокупность программ преобразования мира, практики; 2) вытекающие из любой программы действия; 3) операции. Любая Д. предполагает специальную подготовку (образование), опыт, компетентность. Высокая динамика цивилизационных процессов связана с проблемой соотношения традиционного и новационного в программах Д. Гармоничное соотношение этих компонентов в индустриально-городской культуре западного типа способствует относительной стабильности общественной жизни по сравнению с культурами т.наз. третьего мира. Д. является объектом рефлексии как конкретных наук, так и философии. Особенно актуальным ее исследование стало в 20 ст. в связи с усложнением ее функций, ростом влияния ее результатов на человека (сферы психологии и экологии). С очевидностью проявилось стремление различных наук не только использовать философскую традицию категориального освоения Д., но и найти новые аспекты ее проявления. Высокой активностью в этом плане отличаются исследования в области психологии, социологии, политологии, экологии, экономической теории, этики. В них используется деятельностный подход к проявлениям как общественного, так и индивидуального сознания. Философия также совершенствует категориальный язык описания и объяснения Д. В центре ее дискуссий — такие категории, как "активность", "поведение", "практика", "репродукция и творчество". В западноевропейской философии определенная заидеологизированность интерпретаций Д. отражает поиск человеком в ней своих потенциальных возможностей (религиозно-идеалистическая, утверждающая приоритет Бога как субъекта Д.; марксистская, оптимистически оценивающая перспективу подчинения человеку природных и общественных закономерностей; реалистическая, критично оценивающая человека как субъекта Д., и т.д.) Оригинальная традиция осмысления Д. была заложена русской религиозной философией, прерванной, однако, российской глобальной трагедией 20 в. Одна из центральных проблем, занимающих философию 20 ст. — "естественная" и "искусственная" рациональность в Д., поскольку от ее осмысления зависит глобальная совокупность как предстоящих научных интерпретаций, так и политических решений. А.И. Лойко

Философский словарь

Деятельность

1. В философии — специфически-человеческий способ отношения к миру — “предметная деятельность” (Маркс); представляет собой процесс, в ходе к-рого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей Д. Именно материально-преобразующей предметной Д., труду обязан человек, как своим первоначальным становлением, так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств. В Д. человек относится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе н особенностям, осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности. При этом человек не просто взаимодействует с природой, а постепенно включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры. Изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие для самоизменения человека. В производстве, даже если оно прямо и сознательно направлено лишь на вещественно-энергетический и информационный результат, люди всегда воспроизводят в самих себя иными, нежели они вошли в этот процесс: они, по словам Маркса, создают “новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык” (Т. 46. Ч. I. С. 484). Т. обр., Д. как целостный процесс тесно связана с общением. В своей сути Д. и есть именно социально преемственная активность, адресующая себя др. людям и поколениям. Исторически первый ее акт — производство орудий с помощью орудий. Д. есть единство опредмечивания и распредмечивания: она непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно. Д. людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Поэтому она носит конкретно-исторический. характер, представляя собой способ существования данной социальной реальности. Законы, истории существуют и проявляются только в Д., хотя при разделении труда и его отчуждении в классовом об-ве они выступают как управляющие поведением людей “извне”, в форме господства над ними отчужденных сил. Д. человека воспроизводит освоенные ею стороны предмета как реально, воссоздавая сам этот предмет, так и идеально — в качестве свойств др. предмета, выступающего в знаковой функции первого: она продуцирует идеальное. Как теоретическая Д., так и материально-технический процесс реального преобразования предмета — это лишь наделенные относительной самостоятельностью моменты Д. В этой связи теоретическая Д. есть социально-творческий процесс, направленный на изменение мира человеческой культуры. Однако в условиях разделения труда складывается иллюзия, будто “чисто практические” и “чисто теоретические” функции сами по себе суть Д. Лишь при коммунизме Д. становится для каждого целостной самодеятельностью, выступает как цель и потребность жизни, философская категория предметной Д. имеет важное мировоззренческое и методологическое значение для всех социальных наук, особенно социологии, психологии, педагогики и т. д. 2. В психологии — понятие, характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Психическая Д.— специфическая для живой системы связь с окружающим, опосредствующая, регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой. Психическая Д. побуждается потребностью, направлена на предмет ее удовлетворения и осуществляется системой действий; предполагает наличие у организма психики и вместе с тем составляет осн. условие ее возникновения и является движущей силой ее развития. Следует различать элементарную и высшую формы психической Д. Первая характерна для животных: она заключается в инстинктивном (Инстинкт) приспособлении организма к окружающему. Вторая, вырастая из первой, видоизменяя ее, составляет исключительное достояние человека. Специфической особенностью высшей формы такой Д. является сознательное преобразование окружающего. Она имеет общественный характер и определяется общественными условиями жизни. Развиваясь, психическая Д. человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движений рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством “умственных действий”, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные динамические модели, создаваемые в процессе мышления. Внутренняя Д. планирует внешнюю; она возникает на основе внешней и через нее реализуется. Разделение труда влечет за собой выделение практической и теоретической форм Д. человека. В зависимости от многообразия потребностей человека и об-ва складывается и многообразие конкретных видов Д. людей, каждый из к-рых обычно включает в себя элементы и внешней, и внутренней, и практической, и теоретической Д.

Толковый словарь Ожегова

Деятельность

Работа каких-нибудь органов, а также сил природы

Cлово «деятельность» означает:

Деятельность

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ж.

1.Специфическая активность человека по познанию и преобразованию окружающей действительности. отт. Работа, занятие в какой-либо области. отт. Индивидуальная трудовая деятельность.

2.Действие сил природы.

3.Работа организма, отдельных его органов.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Деятельность

ж.
1) Работа, занятие в какой-л. области.
2) Действие сил природы.
3) Работа организма, отдельных его органов.

Словарь русского языка Лопатина

Деятельность

д`еятельность, -и

Словарь русского языка Ожегова

Деятельность

работа каких-нибудь органов, а также сил природы Д. сердца. Д. вулкана. деятельность занятия, труд Научная д. Педагогическая д.

Современный толковый словарь, БСЭ

Деятельность

специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Толковый словарь Ефремовой

Деятельность

деятельность ж.
1) Работа, занятие в какой-л. области.
2) Действие сил природы.
3) Работа организма, отдельных его органов.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Деятельность

деятельности, мн. нет, ж. (книжн.). Работа, систематическое применение своих сил в какой-н. области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность.

Словарь экономических терминов

Деятельность

АУДИТОРСКАЯ-см АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Словарь экономических терминов

Деятельность

БАНКАЭМИССИОННАЯ -см. ЭМИССИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА.

Словарь экономических терминов

Деятельность

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ- см. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Словарь экономических терминов

Деятельность

БРОКЕРСКАЯ- см БРОКЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Словарь экономических терминов

Деятельность

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ- см. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Словарь экономических терминов

Деятельность

ГЕННО-ИНЖЕНЕРНАЯ- см ГЕННО -ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Словарь экономических терминов

Деятельность

ДЕПОЗИТАРНАЯ- см ДЕПО -ЗИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Словарь экономических терминов

Деятельность

ДИЛЕРСКАЯ- см ДИЛЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Словарь экономических терминов

Деятельность

ИНВЕСТИЦИОННАЯ- см ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Словарь экономических терминов

Деятельность

КЛИРИНГОВАЯ- см. КЛИРИНГ

Словарь экономических терминов

Деятельность

КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ- см. КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Словарь экономических терминов

Деятельность

КОСМИЧЕСКАЯ- см КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Словарь экономических терминов

Деятельность

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ- см. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Словарь экономических терминов

Деятельность

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ- см. ОПЕРАТИВНО -РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Словарь экономических терминов

Деятельность

ОХРАННАЯ- см ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Словарь экономических терминов

Деятельность

ПОВЕДЕНИЮ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ — один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра имеют право заниматься только юридические лица. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, называются держателями реестра (регистраторами) . Юридическое лицо, осуществляющее регистраторскую деятельность, не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг эмитента. Осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Словарь экономических терминов

Деятельность

ПООРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ НА РЬШКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ — один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению граж-данско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий указанную выше деятельность, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Словарь экономических терминов

Деятельность

ПОУПРАВЛЕНИЮ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ — один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: а) ценными бумагами; б) денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; в) денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, называется управляющим. Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством РФ и условиями соответствующих договоров. Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего. В случае, если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов одного управляющего, о котором все стороны не были уведомлены заранее, привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Словарь экономических терминов

Деятельность

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ- см. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Словарь экономических терминов

Деятельность

СОВМЕСТНАЯ- см договор ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА ; СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Словарь экономических терминов

Деятельность

ТВОРЧЕСКАЯ- см ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Словарь экономических терминов

Деятельность

ТУРАГЕНТСКАЯ- см ТУРА -ГЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Словарь экономических терминов

Деятельность

ТУРИСТСКАЯ- см. ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Словарь экономических терминов

Деятельность

ТУРОПЕРАТОРСКАЯ- см ТУРОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Деятельность

специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного, Д. человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта Д.: человек противополагает себе объект Д. как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д. Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является её осознанность. Д. является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что Д. как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием Д. является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне Д., в сфере человеческих идеалов и ценностей. Современное научно-техническое развитие всё более демонстрирует, что не только Д. в сфере искусства или нравственности, но и научное познание, или технико-инструментальная Д., получает свой смысл в конечном счёте в зависимости от её нравственной ориентированности, от её влияния на человеческое существование. С другой стороны, зависимость самой Д. от др. социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни. Существуют многообразные классификации типов и форм Д. — разделение Д. на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т.д. С точки зрения творческой роли Д. в социальном развитии особое значение имеет деление её на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную Д., или творчество , связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств. В связи с современной научно-технической революцией творческая Д. приобретает всё более массовый характер, что порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости радикальной перестройки системы образования и кончая проблемой известной 'девальвации' творческой Д. отдельного человека в условиях включения её в индустриальные формы организации духовного производства. Развитие этого процесса подчёркивает, что личность несводима к выражению только в формах Д. и что гармония личности и Д. возможна лишь на основе наполнения Д. подлинно человеческим смыслом. В противном случае неизбежна чисто инструментальная трактовка человека как лишь орудия стоящей над ним Д., а это служит идеологической предпосылкой тоталитарных форм организации общественной жизни. Вопрос об отношении Д. и личности может решаться лишь как часть более широкой проблемы человека. В истории познания понятие Д. играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренческого принципа, во-вторых, методологического постулата, положенного в основание ряда социальных наук. В качестве мировоззренческого принципа понятие Д. утвердилось начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения Д. как основания и принципа всей культуры. Первые шаги к такой точке зрения сделал И. Кант. В его гносеологии субъект был рассмотрен не как созерцающий внешнюю действительность, а как созидающий формы предметности: Кант выдвинул проблему двух начал, руководящих отношением субъекта к объекту, — познавательного и нравственного; причём первое определяет формы Д. и то, что можно назвать её операциональной структурой, а второе — направление, смысл и оценку Д. Эти два начала толковались Кантом как принципиально различные и взаимно несводимые. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвёл И. Г. Фихте, рассматривая субъект ('Я') как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир ('не Я') и ориентируется на этический идеал. Но поскольку Фихте выдвинул нравственный критерий (совесть) и т. о. ввёл внедеятельностный фактор, он тем самым подорвал единство своей концепции. Наиболее развитую рационалистическую концепцию Д. построил Г. Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует Д. как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной Д. и её высшей форме — рефлексии , т. е. самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию Д., в рамках которой центральное место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В этой концепции обстоятельному анализу подвергнута диалектика структуры Д. (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), сделан ряд глубоких замечаний о социально-исторической обусловленности Д. и её форм. В послегегелевской буржуазной философии концепция Д., развитая немецким классическим идеализмом, подвергается резкой критике, при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Против гегелевской концепции — против Д. 'всеобщего', подавляющего единичную личность, выступил датский мыслитель С. Кьеркегор . Разумному началу в человеке он противопоставляет волю, а Д., в которой Кьеркегор видит отрешённое от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеческое существование. Волюнтаристская и иррационалистическая линия (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гартман и т.д.), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (т. е. Д.) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получила своё продолжение в современном экзистенциализме . Вместе с тем в конце 19 в. реализуется и другая философская линия, делающая акцент на межличностных (общечеловеческих) компонентах культуры, которые выступают как регулятивы Д. и её направленности (баденская школа неокантианства с её учением о ценностях, Э. Кассирер и его концепция роли знаковых структур). Ещё одно направление анализа связано с феноменологией Э. Гуссерля, которая отказала в самодостаточности формам Д., сложившимся в новоевропейской культуре, и поставила эти формы в более широкий контекст (выраженный, в частности, в понятии жизненного мира). Она попыталась показать, что поиск и определение смысла человеческого бытия требуют преодоления натуралистической установки сознания (воспринимающего человека по аналогии с физическим объектом) и человеческой Д. Тенденция отказа от рассмотрения Д. как сущности человека и единственного основания культуры усиливается в западной философии на рубеже 19-20 вв. Это связано не только с утратой социального оптимизма, присущего буржуазной цивилизации, но и с критикой техницистского активизма, осуществляемой некоторыми направлениями немарксистской философии. Происходит осмысление тех зловещих последствий, к которым привёл чистый активизм (защищаемый, в частности, в актуализме итальянского философа Дж. Джентиле ), не подчинённый нравственным началам. Понятие Д. замещается другими, более широкими понятиями — жизни, жизненного мира, существования и т.д. Принцип Д. как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологическую роль в становлении и развитии ряда социальных наук. Например, в культурно-исторической теории Л. С. Выготского мышление было рассмотрено как результат интериоризации практических действий и свойственной им логики. Концепция Д. сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и др. Вместе с тем принцип Д. при его развёртывании в конкретных исследованиях потребовал углублённого анализа механизмов Д. и формирующих её факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно Д., хотя и связанных с нею и влияющих на неё. Теория социального действия (М. Вебер , Ф. Знанецкий ), с которой связано развитие буржуазной социологии в 20 в., не ограничивается анализом всеобще-рациональных компонентов целеполагающей Д., но выявляет значение ценностных установок и ориентаций, мотивов Д., ожиданий, притязаний и т.д. В результате произошло существенное расширение исходного принципа в этих науках. Марксистская философия в своей трактовке Д. преодолела ограниченность узко рационалистического и идеалистического понимания Д. Марксизм исходит из целостного понимания Д. как предметной, как органического единства чувственно-практических и теоретических форм Д. Эта целостность синтезируется в марксистском понятии практики , включающем многообразные формы человеческой активности и ставящем во главу угла труд как высшую форму Д. Марксистская концепция деятельной сущности человека стала исходной методологической базой для ряда социальных наук. На ней выросли марксова теория стоимости, трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса, марксистская педагогика и др.Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Какабадзе З. М., Проблема 'экзистенциального кризиса' и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966; Трубников Н. Н., О категориях 'цель', 'средство', 'результат', М., 1968; Батищев Г. С., Деятельностная сущность человека, как философский принцип, в кн.: Проблема человека в современной философии, М., 1969; Гайденко П. П., Трагедия эстетизма, М.,

1970. А. П. Огурцов, Э. Г. Юдин.

Полный орфографический словарь русского языка

Деятельность

деятельность, -и

Викисловарь

Деятельность

работа, занятие в какой-либо области действие сил природы работа организма, отдельных его органов

Каким бывает «деятельность»?

Деятельность бывает:

  • миссионерская
  • кипучая
  • целенаправленная
  • благотворительная
  • активная
  • антисоветская
  • артистическая
  • банковская
  • бессознательная
  • бурная
Все определения к слову ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Морфемный и фонетический разбор слова «деятельность»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова деятельность. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «деятельность»

Какими словами можно заменить слово деятельность? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ассоциации к слову «деятельность» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово деятельность? В русском языке со словом деятельность чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сочетаемость слова «деятельность»

Как правильно употребляется слово деятельность? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • агентская деятельность
  • агитационная деятельность
  • адвокатская деятельность
  • административная деятельность
  • активная вулканическая деятельность
  • активная деятельность
  • активная миссионерская деятельность
  • активная научная деятельность
  • активная общественная деятельность
  • активная политическая деятельность
Полная таблица сочетаемости слова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Предложения со словом «деятельность»

Примеры употребления слова деятельность в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Литературный язык должен быть развит до такой степени, чтобы иметь возможность обслуживать основные сферы деятельности людей.

Дарья Голованова, Русский язык и культура речи. Шпаргалка

Рука развилась в результате трудовой деятельности человека, а потому способна рассказать об образе жизни своего хозяина гораздо больше, чем он сам.

Иван Дубровин, Вашим рукам нужна забота

Ряд видов предпринимательской деятельности осуществляется с обязательным её лицензированием.

В. И. Радачинский, Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях

Под рефлексией в последующем изложении я подразумеваю то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления.

Опыт о человеческом разумении

Все предложения и цитаты со словом ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Cлово «деятельность» является ответом на вопросы