Описание

Cлово «описание» означает:

— англ. description; нем. Beschreibung. 1. Воспроизведение характеристик объекта  с целью  воссоздать в сознании образ  объекта. 2. Этап  научного исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента  или наблюдения посредством определенных систем обозначений, принятых в науке. См. ОБЪЯСНЕНИЕ. 

Источник: Социологический словарь

Значение слова «описание» в русском языке

см.: Высказывание дескриптивное.

Источник: Философский словарь

Словарь логики

Описание

см.: Высказывание дескриптивное.

Большой Энциклопедический Словарь

Описание

функция научного исследования, состоящая в фиксированиирезультатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенныхсистем обозначения, принятых в науке.

Психологический словарь

Описание

1. Полная и точная (в той степени, насколько это возможно) характеристика ситуации, основанная на тщательном наблюдении. В философии науки описание считается необходимым предшественником объяснения. 2. В интроспекции – сообщение о психологических процессах в "чистом" неинтерпретированном виде.

Социологический словарь

Описание

(description) — см. Подробное описание. 

Философский словарь

Описание

— этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных наблюдения или эксперимента. В более широком смысле — вся совокупность приемов актуализации уже имеющихся знаний, в том числе теоретических.

Философский словарь

Описание

Существует три возможных способа мысленного постижения действительности. Это — каузальный, феноменологический и "бытийственный". В первом способе вещь объясняется с процессуальной стороны, т. е. с причинно-следственной т. зр. В этом отношении вещь видится в качестве посредника (звена в цепи), но не в качестве чего-то самодовлеющего. Феноменологический способ О. предполагает осмысление вещи внутри себя самой как структуры и формы. И, наконец, третий, "бытийственный", способ требует предельно "объективного", независимого от субъекта охвата вещи, включающего всю совокупность "энергий" и "сил", явивших ее к бытию. Господство того или иного способа постижения действительности характеризует то или иное жизнеотношение в определенную культурноисторическую эпоху. Так, новоевропейская "научность", в противоположность античной, в особенности на стадии своего становления, принципиально основывалась на решающем перевесе наблюдения каузальных связей. В центре был поставлен эксперимент, ориентированный не на образ, а на эффект, на познание причины из "причиненного" следствия. Именно эта эпоха проводит экспансию объяснительного метода, как подведения особенного под всеобщее, во все виды человеческого знания, обесценивая способ О., под которым оно видит лишь схватывание единичного. Дело существенно меняется по мере углубления методов исследования в области исторических, феноменологических, герменевтических, лингвистических и т. п. наук. Картезианский идеал науки как системного знания о всеобщих законах, допускающих математическое выражение, был ориентирован на точное естествознание и составил основание для наук объясняющих. Дж. Вико стремится утвердить другой фундамент для познания, заявляя, что исторический мир, создаваемый человеком, является более доступным для выявления "первых причин", чем мир природы. Различие "наук о духе" и "наук о природе" резко ставится в неокантианстве: Виндельбанд противопоставляет номотетические науки и идиографические. Их различие объясняется противоположностью методов: естествознание генерализует, подводя факты под всеобщие законы; "науки о культуре" — индивидуализируют. Герменевтическое обоснование специфики "наук о духе" как наук понимающих, ориентированных на истолкование особенностей и внутреннего смысла культурных традиций и текстов, имело место в работах В. фон Гумбольдта, Дройзена, Дильтея. Метод О. обнаружил свои перспективы в феноменологии Э. Гуссерля. Он подразумевал обращение не к чувственному и опытному видению вещи, а ее интенциональному представлению. Описать воспринятое как таковое в феноменологическом аспекте — это значит на данном экземпляре, например, воспринятом доме, проследить различные дескриптивные измерения, которые принадлежат к каждой ноэме, включая ее онтический состав и все, находящиеся вне опыта признаки дома, предуказанные "горизонтным сознанием". Феноменологический метод состоит в О. сущности "себя-показывающего". Согласно герменевтике, эти сущности предпосланы как нечто понимаемое, но до их "направленного видения" они находятся в скрытом состоянии и поэтому требуют своего истолкования. М. Хайдеггером было показано, что т. н. точные науки также зиждятся на невысказанной онтологии. Хайдеггер различал анализ и аналитику. Первый касается оптической области (отношений вещей сущего), второй — онтологической области (экзистенциальных отношений). Анализу присуще обращение к причине, породившей предмет, т. е. он включает расчленение его на составляющие и их каузальное объяснение. Аналитика ставит себе в задачи в некоей связности описывать показывающиеся экзистенциальные общественно-исторические и индивидуальные существования. Но в естественных науках, опирающихся на анализ, в действительности не существует некоего объективного содержания. Ибо то, что в классической физике зовется природой, обозначается как равномерная прямолинейная связность движения точек массы. Благодаря этому допущению, произведенному человеком, природа представляется через свою законосообразность и становится предметом для возможных исчислений и предсказаний всех процессов. Кроме того, в качестве объективного критерия наука выдвигает эксперимент. Однако предмет в нем исследуется через заранее определяющую природу теорию. А это означает, что через фактический итог эксперимента подтверждается правильность теоретического высказывания. "Объективная чистота" эксперимента и факта оказывается несбыточным раем для естественных наук, а анализ экзистенциально-онтологически укорененным в аналитике. В лингвистике переход на описательную модель был ознаменован открытием произвольного характера связи между означающим и означаемым в знаке и еще более определенно — между знаком и обозначаемым им объектом. Представление о несвободе говорящего "перед лиВДм знака", составные части которого — означаемое, означающее, объект — связаны беспрекословной волей социального закона, сменилось представлением о свободе говорящего, в силах которого — в известных пределах — изменять эти связи. Отходом от "естественности" связи между означающим и означаемым одновременно отвергалась "естественность" и "единственность" логики жизни и поведения человека, что открывало простор для их теоретического моделирования. Знак перестал казаться выражением реальности, а выступил, скорее, в роли ее означающего начала. Значительным вкладом в развитие принципов О. явилась "теория дескрипций" Б. Рассела. Под дескрипциями (описаниями) он понимал специфические конструкции в естественных и логических языках, выполняющие ту же роль, что и называние собственным именем. Т. е. дескрипция — это способ языковой индивидуации объектов. В естественных языках аналогами дескрипции являются артикли — соответственно определенный (определенные дескрипции) и неопределенный (неопределенные дескрипции). В логических языках дескрипции вводятся специальными операторами дескрипции или предикатными формулами, включающими функциональные символы и символ тождества (равенства). Рассел предложил различать два объекта: 1) имя, являющееся простым символом, прямо обозначающим индивидный объект, который и составляет значение имени, существующее само по себе и не зависящее от других слов; 2) дескрипцию, состоящую из нескольких слов с фиксированными значениями, из которых создается то, что может быть принято за "значение" дескрипции. Оказалось, что суждение, содержащее дескрипцию, не тождественно суждению, в котором дескрипция заменена именем, даже если это последнее именует тот же объект, который дескрипция описывает. В этом случае чаще всего имена фигурируют в функции дескрипции: индивид ими не именуется, а описывается как носитель соответствующего имени. Когда имя употреблено по назначению, т. е. только для указания на предмет речи, оно не является частью ни утверждаемого нами факта, ни лжи, если наше утверждение окажется ошибочным, — оно не больше чем элемент той системы символов, которой мы пользуемся, чтобы выразить мысль. Рассел считает, что в любом знании, выраженном словами, не могут фигурировать никакие имена в строгом смысле этого термина, и то, что кажется именем, на самом деле является дескрипцией. Рассел различал О. и "знакомство", полагая, что первое никогда не может быть полным, тогда как второе дает нам нечто большее, чем О. Л. Витгенштейн возражал, полагая, что "высказывание" утверждает все, что следует из него. "То, что ищут в пространстве ("пространство" в этом смысле означает все, в чем должны быть уверены для того, чтобы быть в состоянии задать вопрос. — Авт.), должно полностью поддаваться описанию: описание должно быть в состоянии дать мне все, что я последовательно обнаруживаю" (Витгенштейн Л. Лекции: Кембридж 1930 — 1932 // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993, с. 289). Согласно Витгенштейну, естественный язык является источником образования "форм жизни", под которыми он понимал формы социокультурного общения (включая и экстралингвистический компонент). "Формы жизни" у Витгенштейна, соответствующие "жизненным мирам" Гуссерля, подчинены не правилам синтеза сознания, а правилам грамматики языковых игр. "Формы жизни" принципиально замкнуты и не могут быть подвержены объяснению, поскольку их внутренние связи носят характер конвенций и они не являются обозначением фактов действительности, с которыми имеет дело естествознание. Впрочем, и наука также является одной из "форм жизни". "Формы жизни" могут лишь "показываться", и понимать значение слов, заключенных в них, означает умение описывать употребление этих слов, т. е. описывать те совместные действия, в которых участвуют носители языка. Наиболее продуктивными в научном отношении можно считать попытки, преодолевающие противопоставление "описательного" и "объяснительного" подходов, которые делались в направлении релятивизации номотетики и идиографии и признании их дополнительности (концепция "идеальных типов" М. Вебера); в направлении приведения духа и природы к единым трансцендентально-феноменологическим основаниям (Гуссерль); в направлении экзистенциально-онтологической интерпретации "понимания", по отношению к которому "объяснение" выступает как один из моментов (Хайде.тер); в направлении универсализации герменевтики (Г. Гадамер); в направлении рассмотрения их как двух аспектов понимания (П. Рикер); выявления диалогического, гуманитарного контекста всякой науки. Итак, О. предполагает: 1) осмысление объекта, исходящее из его индивидных особенностей; 2) объект О. не может быть окончательно заранее дан, а формируется в ходе О.; 3) в О. мир типизируется прежде всего не в форме предикатов, и даже не в форме событий в "чистом виде", а в форме индивидов, т. е. событие приобретает обобщенную форму, приурочиваясь к какому-либо лицу; 4) О., с эпистемологической т. зр., обязательно должно включать момент объяснения. С. А. Азареико

Философский словарь

Описание

— этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента или наблюдения с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке. О. производится как путем обычного языка, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т. д.). О. подготавливает переход к теоретическому исследованию объекта (Объяснение) в науке. О. и объяснение тесно связаны друг с другом. Без О. фактов невозможно их объяснение; с др. стороны, О. без объяснения еще не составляет науки. Истолковывая природу научного исследования с позиций крайнего феноменализма, позитивисты (Мах, Пирсон и др.) объявили задачей науки только “чистое описание фактов”.

Философский словарь

Описание

— дескрипция, упорядоченное изложение обстоятельств дела с целью вызвать ясное и отчетливое представление о сообщаемом. придерживается фактов, его интересует, "что" и "как", в то же самое время описание помогает раскрыть и причины, объяснить "почему" и "отчего". Способ описания (дескриптивный, описательный метод) является одним из методов, но отнюдь не единственным в науке.

Психологическая энциклопедия

Описание

1. Полная и точная (в той степени, насколько это возможно) характеристика ситуации, основанная на тщательном наблюдении. В философии науки описание считается необходимым предшественником объяснения. 2. В интроспекции – сообщение о психологических процессах в "чистом" неинтерпретированном виде.

Толковый словарь Ожегова

Описание

См. описать

Экономический словарь

Описание

— 1. изложение сведений о чем-нибудь; 2. изображение чего-нибудь.

Cлово «описание» означает:

описание — композиционная форма, которую используют в литературоведении и лингвистике для подробной характеристики предметов или явлений в целях создания художественного образа.

Эту композиционную форму разделяют на описание предметов, описание процессов, описание пережитого или описание жизни и характеристик человека.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ср.

1.процесс действия по гл. описать

2.Результат такого действия; словесное — устное или письменное — изображение кого-либо или чего-либо.

3.Изложение чего-либо как составная часть научного изучения явлений.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Описание

ср.
1) Процесс действия по знач. глаг.: описать.
2) а) Словесное — устное или письменное — изображение кого-л., чего-л. б) Изложение чего-л. как составная часть научного изучения явлений.

Словарь русского языка Лопатина

Описание

опис`ание, -я

Словарь русского языка Ожегова

Описание

<= описать описание сочинение, изложение, в котором что-нибудь описывается Географические описания.

Современный толковый словарь, БСЭ

Описание

функция научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

Толковый словарь Ефремовой

Описание

описание ср.
1) Процесс действия по знач. глаг.: описать.
2) а) Словесное — устное или письменное — изображение кого-л., чего-л. б) Изложение чего-л. как составная часть научного изучения явлений.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Описание

описания, ср. (книжн.).

1. Действие по глаг. описать. Заниматься описанием картин.

2. Сочинение, описывающее что-н. (см. описать в 1 и 2 знач.). Составить описание картин. Напечатать описание путешествия. Издать описание рукописей. – Изложение чего-н. (см. описать во 2 знач.), как составная часть научного изучения явлений. Описание исторических фактов должно иметь марксистское объяснение.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Описание

или descriptio (лат.), один из элементов литературно-художественного повествования , особое выделение какой-либо формы изображаемого — внешности человека, обстановки, природы. Статическое О. прерывает развитие событий (обширные О. города, дома у О. Бальзака, В. Гюго); используется как прием ретардации. Динамическое О. обычно короче, включено в события и не останавливает действие (Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов). В поэзии существуют произведения, частично или целиком слагающиеся из О. (поэма И. А. Бунина 'Листопад').

Полный орфографический словарь русского языка

Описание

описание, -я

Викисловарь

Описание

, описа́ть словесное устное или письменное изображение кого-либо, чего-либо

Каким бывает «описание»?

Описание бывает:

  • подробное
  • красочное
  • краткое
  • абстрактное
  • адекватное
  • блестящее
  • великолепное
  • верное
  • внешнее
  • всестороннее
Все определения к слову ОПИСАНИЕ

Морфемный и фонетический разбор слова «описание»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова описание. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «описание»

Какими словами можно заменить слово описание? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ОПИСАНИЕ

Ассоциации к слову «описание» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово описание? В русском языке со словом описание чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ОПИСАНИЕ

Сочетаемость слова «описание»

Как правильно употребляется слово описание? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • библейское описание
  • библиографическое описание
  • внешнее описание
  • географические описания
  • дальнейшее описание
  • детальное описание
  • историческое описание
  • количественное описание
  • красочные описания
  • краткое описание
Полная таблица сочетаемости слова ОПИСАНИЕ

Предложения со словом «описание»

Примеры употребления слова описание в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Постараемся дать краткое описание внешнего вида и внутреннего устройства этого столь знаменитого монастыря.

Денис Шевчук, Философия: конспект лекций

Существуют психологические параметры, с помощью которых можно дать описание вариантов жизни, но они трудно формализуемы, хотя и поддаются вербализации.

В. Н. Дружинин, Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии

Последовательным выводом этого нового взгляда на вещи является то, что полная рациональность не является точным описанием процесса принятия людьми решений.

Томас Оберлехнер, Психология рынка Forex

Турлоу: (читает описание Фронтиоса; жизнерадостно) Спасающиеся от катастрофического столкновения с Солнцем беженцы с проклятой планеты Земля…

Пятый Доктор

Все предложения и цитаты со словом ОПИСАНИЕ

Cлово «описание» является ответом на вопросы