Масонство

Cлово «масонство» означает:

(франкмасонство) (от франц. franc macon — вольный каменщик) -религиозно-этическое движение, возникло в нач. 18 в. в Великобритании,распространилось во многих странах, в т. ч. в России. Название,организация (объединение в ложи), традиции заимствованы масонством отсредневековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти отсредневековых рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создатьтайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединениячеловечества в религиозном братском союзе. Почитая Бога как великогоархитектора Вселенной, масонство допускает исповедание любой религии.Наибольшую роль играло в 18 — нач.19 вв.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «масонство» в русском языке

(от французского термина "вольный каменщик") — религиозно-этическое движение, возникло в начале XVIII в. в Англии. Распространилось во многих странах, в том числе и в России. Название, организация (объединение в ложи), традиции заимствованы масонством от средневековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти от средневековых рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Наибольшую роль масонство играло в XVIII — начале XIX вв. С масонством были связаны как реакционные, так и прогрессивные общественные движения.

Источник: Исторический словарь

Исторический словарь

Масонство

(от англ. и фр. — вольный каменщик) — религиозно-этическое движение, созданное с целью влияния на властные структуры государства. Возникло в начале XVIII в. Объединяясь в ложи, масоны стремятся создать всемирную организацию этого союза. В России масонство появилось в 30-х годах XVIII в. Наибольшее влияние в конце XVIII в. приобрело общество Н.И. Новикова и И.Т. Шварца и др., подвергшееся преследованиям со стороны Екатерины II. Павел I сам принадлежал к масонской организации, а Александр I в 1822 г. официально запретил масонство. В начале XX в. академик М.М. Ковалевский при участии представителей французского масонства основал в России 28 лож. Известные представители знати, офицерства, предпринимателей, профессуры, члены политических партий поддерживали масонство, преследуя свои политические цели.

Исторический словарь

Масонство

религиозно-этическое учение, возникшее в Англии в начале XVIII в. и распространившееся далее во многих странах. Члены масонских объединений (лож) провозгласили своей целью объединение людей на началах братской любви, взаимопомощи и верности. Название, организация и ритуал масонства заимствованы у средневековых цехов строителей-каменщиков и средневековых рыцарских орденов. На начальных этапах масонство развивалось в русле вольнодумства и оппозиции по отношению к официальной церкви и ее морально-этическим принципам. Со временем в масонстве усиливаются мистические настроения. Наибольшую роль масонство играло в XVIII-XIX вв., однако масонские организации существуют и ныне во многих странах.

Исторический словарь

Масонство

— религиозно-этическое движение, возникшее преимущественно в аристократически-буржуазной среде в начале XVIII в. в Англии. Выразилось в создании тайных обществ, лож, члены которых провозгласили своей целью «объединение людей на началах братской любви, взаимопомощи и верности». Ложи построены по образцу средневековых цеховых объединений каменщиков, у которых они заимствовали специфическую обрядность и сложную атрибутику. Первоначально М. развивалось в русле вольнодумства и оппозиции по отношению к официальной церкви и ее морально-этическим установкам. Со временем в нем усилился мистицизм. Масоны стремятся создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозно-братском союзе. Осуждено церковью, которая усмотрела в нем конкурента в борьбе за массы и влияние на господствующие классы. В Германии поддерживалось Фридрихом II, во Франции Наполеоном I и Наполеоном III. В России ложи появились в 1762 г. в Москве и просуществовали до Великого Октября. Наибольшую роль М. играло в XVIII—начале XIX вв., но существует и сегодня во многих странах. Под маской М. зачастую скрываются крайне реакционные, зачастую фашистские организации, например, скандальное разоблачение получила в обществе итальянская масонская фашистская ложа П-2.

Исторический словарь

Масонство

(от лат. и фр. – вольный каменщик) – религиозно-этическое движение, созданное с целью влияния на властные структуры государства. Возникло в начале 18 в. в Великобритании, распространилось позднее в различных странах. Заявляя о том, что Бог является «Великим архитектором Вселенной», масоны объявляют себя «каменщиками», возводящими здание во славу Бога (начало масонства связывается с людьми, возводящими пирамиды). Символика масонства отражает эти строительные начала (циркуль, фартук, молоток и т.д.). Масоны не придают значения религиозной принадлежности членов своих организаций, их политической ориентации, считают приемлемыми любые политические структуры, признающие важность нравственного воспитания людей. Объединяясь в ложи, они стремятся создать всемирную организацию этого религиозного союза. Правительства, церковь относятся с опасением к масонским организациям, запрещают их деятельность. В России масонство появилось в 1730-х гг. Наибольшее влияние в конце 18 в. приобрело общество Н.И. Новикова, И.Г. Шварца и др., подвергшееся преследованиям со стороны Екатерины II, которая запретила масонство. При Александре I масонство вновь было разрешено. Состав масонских лож был многочисленным и включал в себя как высших сановников, так и будущих декабристов (П.И. Пестель, М.Ф. Орлов, Н.И. Тургенев, А.М. Муравьев и др.). Ряд исторических русских фамилий из поколения в поколение значились в масонских списках: Голицыны, Лопухины, Тургеневы, Татищевы, Разумовские, Римские-Корсаковы, Гагарины, Нарышкины и др. В 1822 г. масонство было официально запрещено. В начале ХХ в. академик М.М. Ковалевский возродил масонство. Более 300 известных представителей знати, офицерства, предпринимателей, профессуры поддерживали масонство. Так, масонами были А.И. Гучков, Г.Е. Львов, С.Н. Прокопович, Е.Д. Кускова, И.И. Коновалов, Н.С. Чхеидзе, М.И. Скобелев, А.И. Керенский. оказало существенное влияние на события, связанные с Февральской революцией 1917 г. и на формирование Временного правительства. После Октября 1917 г. масонство в СССР было запрещено, ибо оно рассматривалось как тайная организация буржуазно-реакционного толка.    

Политический словарь

Масонство

( фр. francs-macons букв, вольные каменщики) — учение и практика религиозно-этического общества, возникшего в XVIII в. в Англии, а затем распространившего сеть своих ячеек (лож) и в остальных странах Европы (в т.ч. и в России). Одной из основных своих целей М. ставило оказание "просвещающего" влияния на властные структуры и проникновение в них. Проповедь нравственного самоусовершенствования сопровождалась у масонов специальной обрядностью и таинственностью. Считая Бога Великим архитектором Вселенной, масоны идентифицируют себя с его каменщиками, возводящими здание во славу и мудрость Бога. Масонские ложи существуют и в настоящее время в США, Франции и др. странах. Реальное влияние М. часто преувеличивается, что служит источником политических мифов и спекуляций.

Философский словарь

Масонство

(франкмасонство; от фр. Franc mason — букв, вольный каменщик) — религиозно-нравственное движение, возникло в нач. XVIII в. в Великобритании и распространилось во мн. странах, в т. ч. России. Провозглашало идеалы наднационального духовного братства, веротерпимости, самосовершенствования человека и человечества. В разные исторические периоды носило секретный или полусекретный характер. Общая черта многообразных течений М. — претензия на обладание подлинным эзотерическим знанием и соответствующей ему практикой, происхождение к-рых чаще всего связывается с дохристианским и даже доисторическим (райским) периодом существования человека. Уже в 1-й четверти XVIII в. из Англии проникает на Европейский континент и вскоре распространяется в России, где для этого складываются благоприятные условия. В послепетровский период с ускорением нарастают процессы секуляризации, усиливается денационализация образованности и духовной жизни правящего сословия, в силу мн. причин снижается авторитет и влияние православной церкви. В этих обстоятельствах рус. дворянство видело в М. идейный противовес поверхностному "вольтерьянству" и безбожию. С учреждения первой ложи в 1731 г. и до запрещения в 1822 г. рус. М. пережило этап относительно легального существования, адаптируясь к особенностям российской действительности. К исходу 70-х гг. XVIII в. почти все известные дворянские фамилии имели в М. своего представителя. Ложи открывались не только в Петербурге и Москве, но и во мн. провинциальных городах. В число "вольных каменщиков" входили государственные деятели, придворные, такие историки и писатели, как И. Н. Болтин, Щербатов, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Карамзин, Новиков, педагоги и воспитанники Шляхетского кадетского корпуса, проф. и студенты Московского ун-та, Академии художеств. Они издавали свои журналы, переводные и оригинальные масонские соч., для чего усилиями Новикова, Лопухина, С. И. Гамалея была учреждена "Типографическая компания". В 50-70-е гг. XVIII в. деятельность лож носила формальный характер; западноевропейские масоны разрешали своим рус. "братьям" совершать т. наз. "работы" лишь в первых трех степенях посвещения — ученик, товарищ, мастер. Культивировались традиционные христианские добродетели, филантропия, доминировало масонское обрядоверие. В те годы разные страны — метрополии, а также конкурирующие в них эзотерические школы не без определенного политического расчета стремились утвердить в России свою версию М. Большим влиянием пользовался союз лож под руководством И. П. Елагина. В 1772 г. Верховной ложей Англии он был утвержден в качестве Великого Провинциального мастера для России. Однако наиболее творчески одаренная, ориентированная на серьезные религиозно-философские и нравственные проблемы часть рус. масонерии, стремясь к высшему знанию, критически оценивала популярное М. Перепробовав англ.. шведские, фр., нем. системы, вступая в смешанные союзы (напр., союз 1776 г. Елагина и Рейхеля), мн. в конечном счете испытывали разочарование. И лишь с 1781 г., когда в Москве была создана "сиентифическая" (научная) ложа второй ступени "Гармония", объединяющая узкий круг идейных лидеров отечественного М. (Новиков, Н. Трубецкой, Херасков, И. П. Тургенев, А. М. Кутузов, Лопухин, Гамалея), начинается новый этап его развития. Гл. обр. благодаря усилиям Шварца, также вошедшего в этот круг, состоялись контакты с нем. мистиком Вельнером, посвятившим русских в тайны "истинного масонства" — розенкрейцерства и в "теоретический градус Соломонских наук". Именно из среды московских розенкрейцеров исходили религиозно-философские идеи, определившие образ рус. М. XVIII — нач. XIX столетий. На общемасонском съезде в Вильгельмсбаде (1782) Россия получила статус особой 8-й Провинции, т. е. относительную независимость от западноевропейских лож. В эти годы значительно возрастает творческая, пропагандистская, издательская активность "вольных каменщиков". Соч. Лопухина, лекции Шварца, журналы и статьи Новикова получают известность и широко обсуждаются. Однако к исходу 80-х гг. "работы" московских масонов были временно прекращены. Православная церковь осуждала это новомодное аристократическое увлечение, как "дворянский раскол" и гностическую ересь, несмотря на сочувственное отношение к нему нек-рых иерархов (московского митрополита Платона, священника М. Десницкого) и даже на то, что в то время мн. члены Святейшего Синода были масонами. Тайный характер деятельности, не всегда контролируемые правительством европейские связи, участие нек-рых течений "вольных каменщиков" в революционных событиях во Франции, наконец, влияние на наследника престола — все это побудило Екатерину II начать преследование масонов. Более других пострадал Новиков. Он был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Частичная реабилитация "вольных каменщиков" после смерти императрицы не привела к сколь-нибудь значительному оживлению их деятельности. И только с воцарением Александра I для рус. М. наступили более благоприятные времена. Традиции розенкрейцерства продолжали масоны новой волны: И. А. Поздеев, А. Ф. Лабзин — руководитель весьма авторитетной петербургской ложи "Умирающего сфинкса", активизировали "работу" масоны шведской системы, в 1803 г. в Москве учреждается влиятельная ложа "Нептуна" под председательством П. И. Голенищева-Кутузова — будущего куратора Московского ун-та. Франкмасонство во главе с А. А. Жеребцовым и графом М. Ю. Виельгорским объединяло представителей самых высших придворных кругов, в т. ч. великого князя Константина, А. X. Бенкендорфа, позднее шефа жандармов, В. Л. Пушкина и др. Ученики Новикова — А. Ф. Лабзин и М. Н. Невзоров — продолжили его деятельность но изданию книг религиозно-мистического содержания, выпускали журн.: "Сионский вестник" (1806) и "Друг юношества" (1807). Кроме того, в розенкрейцерских об-вах, прежде всего у А. Ф. Лабзина и графа Грабянко, изучались магия, "традиционные науки", в т. ч. алхимия. Немалой известностью пользовалась ложа И. А. Фесслера — преподавателя древнееврейского языка в Петербургской духовной академии. В нее был принят министр Сперанский, по нек-рым свидетельствам, вынашивавший планы повысить образовательный уровень рус. духовенства с помощью "царственного искусства" "вольных каменщиков". Не без влияния активного противника М. архимандрита Фотия Александр I своим рескриптом (1822) запретил деятельность всех тайных организаций в России, что было в дальнейшем подтверждено распоряжением Николая I. Общественно-политические взгляды большинства рус. масонов отличались консерватизмом, иногда в его крайних формах (Лопухин, П. И. Голенищев-Кутузов). Идея социально-исторического прогресса рассматривалась как вредная иллюзия, поселившаяся в умах в эпоху нового времени и призванная затушевать всеобщую духовную и нравственную деградацию. В частной переписке и печатных работах они выступали за незыблемость основ самодержавной власти, сохранение сословий и крепостного права. Их идеал — отрешенный от мира мудрец, занятый поясками "внутреннего света", к-рый должен в своей внешней жизни быть образцом законопослушания, подчиняясь церковной и светской власти. Идеи же политизированного М. левого направления развивались в России зачастую вне их специфической масонской атрибутики. В масонских уставах безусловно доминировал космополитизм: "Вселенная есть отечество Каменщика; Каменщик — гражданин мира". Однако принципы религиозного универсализма, особенно после Отечественной войны 1812 г., подвергались в рус. М. своеобразному видоизменению. Лопухин, И. А. Поздеев, М. И. Невзоров, фельдмаршал М. И. Кутузов (посвященный в 7-ю степень шведского М.) словом и делом доказывали, что любовь к своему Отечеству и его защита от внешних врагов важнее абстрактных принципов интернационального масонского братства. Не отрицая наличия зла и неправды в социальной жизни, рус. розенкрейцеры полагали, что бороться с ними следует гл. обр. путем построения в каждой личности внутреннего духовного храма. Религиозно-философская концепция человека занимает центральное место в масонском учении. Миропознание — только преддверие к самопознанию. С другой стороны, тайны мира и Бога могут раскрыться лишь самосознающему человеку, к-рый обуздал в себе греховные помыслы, прежде всего "люциферову самость" (гордыню), и с помощью масонских работ овладел эзотерическим знанием. Рус. розенкрейцеры черпали его в соч. мистиков и теософов, стоявших вне прямой церковно-христианской традиции: Ф. Парацельса, Я. Бёме, Э. Сведенборга, Ф. Этингера, К. Эккартсгаузена, Л. К. Сен-Мартена. Их привлекали полуеретические, обновленческие течения в христианстве, стремившиеся к углублению веры и возрождению религиозного чувства: квиетизм, квакерство, пиетизм и др. Большой интерес вызвали также древнейшие религии Ближнего и Среднего Востока, античные мистерии, иудейский эзотериэм, сакральные традиции Индии и Китая. Согласно масонской антропологии, существуют три качественно различные формы человеческого бытия, как и три типа человека, каждый из к-рых имеет особый онтологический статус. Бог сотворил Первоадама как существо бессмертное, блаженное, наделенное свободой воли. Его дух, душа, тело в их изначальной гармонии подчинялись "Духу Божию" и его воле. человек Эдема (рая) обладал небесной премудростью и безграничными познавательными возможностями. После грехопадения и изгнания из рая "натура" его перерождается, складывается новый тип человека — ветхий Адам, уже не имеющий непосредственной связи с Богом. Отныне его существование сопровождает "бедственная временность" (Лопухин), страдания, смерть, дух и душа попадают в зависимость от тела. Ветхий Адам — это преимущественно "плотяной" (плотский) человек. Резко возросшее значение материальной жизни и чувственного опыта искажают процесс познания. Поэтому знания ветхого Адама всегда гипотетичны и несовершенны. "Где одна вероятность, там истинный разум не может находить полного уверения" (Записки сенатора И. В. Лопухина. М., 1990. С. 76). С т. зр. рус. М., сенсуализм, "оледеняющий деизм", ведущий к безбожию, утрата абсолютных нравственных ценностей — это предельное выражение падшего состояния человека. Истинное просвещение, в противовес этому, состоит в теоретической и духовно-практической работе по возвращению ветхого Адама ("дикий камень") в состояние Первоадама ("совершенный многогранник") с помощью нового Адама — Богочеловека. Реализации этой цели были подчинены масонские обряды, молитвы, символы, посвятительские практики. Те розенкрейцеры, к-рые тяготели к вневероисповедной мистике, были убеждены, что человек в своей земной жизни способен "центрально слиться" с Богом, достичь богочеловеческой стадии развития, как это делали пророки и религиозные реформаторы до Христа, великие теософы и алхимики — после.

Толковый словарь Ожегова

Масонство

Возникшее в 18 в. религиозно-философское течение с мистическими обрядами и обычно соединяющее задачи нравственного самоусовершенствования с реакционными взглядами в политике

Каким бывает «масонство»?

Масонство бывает:

  • европейское
  • мировое
  • русское
  • международное
  • французское
  • российское
  • английское
  • современное
  • политическое
Все определения к слову МАСОНСТВО

Фонетический разбор слова «масонство»

Звуко-буквенный разбор слова масонство. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «масонство»

Какими словами можно заменить слово масонство? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову МАСОНСТВО

Ассоциации к слову «масонство» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово масонство? В русском языке со словом масонство чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову МАСОНСТВО

Сочетаемость слова «масонство»

Как правильно употребляется слово масонство? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • английское масонство
  • египетское масонство
  • мировое масонство
  • российское масонство
  • русское масонство
  • современное масонство
  • французское масонство
Полная таблица сочетаемости слова МАСОНСТВО

Cлово «масонство» является ответом на вопросы