Доверие

Cлово «доверие» означает:

(англ. trust) — согласно "Энц. словарю" Брокгауза и Эфрона, Д. — это "психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на к.-л. мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным. Итак, Д. отличается как от веры, так равно и от уверенности. Вера превышает силу внешних фактических и формально логических доказательств. Д. же касается вопросов, находящихся в компетенции человеческого познания; доверяется тот, кто не хочет или не может решить или сделать чего-либо сам, полагаясь или на общепринятое мнение, или на авторитетное лицо. Уверенность есть сознание собственной силы и состоит в Д. к истинности своего знания или правоте своего дела; Д., напротив, проистекает из сознания слабости, неуверенности в себе, признания авторитета". (См. также Уверенность в себе.)Г. Г. Шпет дал самую общую характеристику веры. Вера состоит не в чем ином, как в приятии возможности за действительность. Вере всегда противостоит сомнение вообще или всеобщая возможность сомнения — скептицизм. И вера и скептицизм подлежат не опровержению, а изображению. Шпет замечает, что мы имеем дело с одной палкой: хватишься за веру, на др. конце — скептицизм, хватишься за скептицизм, на др. конце — непременно вера. В отличие от принципиального скептицизма или от сомнения, возведенного в принцип, есть вполне здравое сомнение — как субъективное переживание, означающее минимальную степень уверенности. Такое сомнение сопровождает не все, а только некоторые суждения.В "Сов. энц. словаре" слово "Д." вообще отсутствует. Составители решили не смущать доверчивость пользователей. В "Словаре по этике" понятию "Д." нашлось место. Ему дается социологическая характеристика в связи "с практикой взаимного обмана, воровства, мошенничества" в классовом обществе. Представитель этого общества Ф. Фукуяма в 1996 г. опубликовал книгу "Д. Социальные добродетели и созидание благосостояния", где Д. выступает в качестве фундамента и добродетели и благосостояния и характеризуется как возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что его члены будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепринятыми нормами, культурными традициями, обычаями, общими этическими ценностями. Подобное поведение более эффективно, чем поведение, основанное на рациональном расчете и формальных правилах, которые нужно постоянно вырабатывать, согласовывать, отстаивать в суде, а потом обеспечивать их соблюдение, в т. ч. и с помощью мер принуждения. Т. о., преобладание недоверия в обществе равносильно введению дополнительного налога на все формы экономической деятельности, от которого избавлены общества с высоким уровнем Д.Д., как психическое состояние (чувство), преходяще. Завоевать, внушить Д. трудно, а лишиться его можно в одночасье, мгновенно. Это известно испокон веку. В "Афоризмах житейской мудрости" А. Шопенгауэра находим: "Кто нарушил раз Д. — теряет его навсегда; что бы он ни делал и чем бы он ни был — горькие плоды этой потери не заставят себя ждать". С. Московичи считает, что подчинение в конце концов тождественно Д. Он напоминает, что "зерно сомнения у миллионов людей приводит к свержению даже самого могущественного тирана. Постоянное насилие порождает апатию, безразличие и враждебность".Конечно, нелегко самому отдаться на веру, на совесть, вверить кому-то себя, свои тайны, свои дела, положиться на кого-то вполне (это мотивы из словаря В. Даля). Не будем спорить с "Брокгаузом", является ли источником Д. сознание слабости или силы. Справедливо и то и другое. Источником Д. может быть любовь, согласие по поводу верований и ценностей, даже излишняя самоуверенность. А условием его сохранения — постоянство.Этимологически "питать Д." (в лат. языке — credo) означает "сердце даю" или "сердце кладу", т. е. Д. принадлежит к числу важнейших психических состояний человека. Оно возникает в "круговороте общения" между людьми, т. е. не является врожденным. Говорить с кем-то — это уже означает ту или иную степень Д. или возможность родиться Д. Фундаментальность чувства Д. подчеркивается лингвистами еще и тем, что понятие "верить" в некоторых языках имело первоначальное значение "выбирать". Мало верить, нужно еще сделать правильный выбор: кому Д., кому — нет, что связано со смысловыми оттенками ценности, надежности, содержащимися во внутренней форме слов "вера", "Д.". Едва ли следует говорить, что чем выше Д., тем больнее разочарование. Очень труден выбор объекта Д. В нем. "Настольном словаре по социологии" (1931) Ф. Теннис пишет:"К Д. или недоверию ведет не только собственный, но и чужой опыт, т. е. авторитет, репутация личности как заслуживающей Д. или сомнительной, общение с которой требует осторожности. Но, с др. стороны, Д. в значительной степени овеществляется самим общением, так что часто речь идет вовсе не о личности, а ее "состоянии", принимаемом в расчет на том основании, что-де собственные интересы делового человека, который в личностном отношении м. б. и не достоин большого Д., заставляют его платить по долгам, пока он в состоянии это делать: способность заслуживать Д. исчезает, становясь кредитоспособностью. <…> Так, Д. к личностным качествам смешивают с Д. к кредитоспособности личности или фирмы. Многим людям мы безотчетно доверяем, исходя из самого поверхностного знания о них, будучи толком незнакомы, ничего о них не зная, кроме того, что они находятся в данном месте и занимают данный пост — все это тоже овеществленное Д. Если личное Д. всегда существенно обусловлено личностью доверяющего — его умом и в особенности знанием людей, т. е. опытом, на котором это знание основано, так что в общем человек простодушный и неопытный легковерен, ибо склонен к доверчивости, умный же и опытный верит с трудом, ибо склонен к сомнению, — то это различие почти полностью стирается при овеществленном Д. Мы не знаем машиниста поезда, на котором едем, капитана и штурмана корабля, на котором плывем, в большинстве случаев мы не знаем врача, с которым не только консультируемся, но которому доверяем наше тело и жизнь при хирургическом вмешательстве".Чувство Д., как и многое др. в психике человека, появляется очень рано, в том нежном детском возрасте, о котором человек ничего не помнит. Столь раннее появление многого, что впоследствии накладывает печать на всю нашу жизнь, нередко производит впечатление генетической предопределенности. Амер. психолог и психотерапевт Э. Эрик-сон рассматривал чувство глубокого (базисного) Д. в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни. Это чувство формируется на основании опыта 1-го г. жизни ребенка и превращается в установку, определяющую его отношение к себе и к миру. Под "Д." Эриксон подразумевал Д. к себе самому и чувство неизменной расположенности к себе др. людей. Чувство глубокого Д. к себе, к людям, к миру — это краеугольный камень здоровой личности. У взрослых резкое снижение глубокого Д. и превалирование глубокого недоверия проявляется в форме выраженного отчуждения, характеризующего индивидов, которые уходят в себя, если оказываются не в ладах с др. людьми или с самими собой. Такой уход наиболее ярко демонстрируют индивиды, у которых наблюдается регресс к психологическому состоянию, когда они полностью закрываются, отказываясь от еды, удобств, забывая все свои дружеские привязанности. Главная трудность психотерапевта в работе с такими людьми состоит в том, что он должен сначала "достучаться" до них и убедить, что они могут доверять нам, что мы доверяем им, и они могут доверять сами себе.Итак Д., в огромной своей части относится к эмоциональной, т. е. плохо рационализируемой сфере психики. Оно способно порождать многие др. чувства (от любви до ненависти), состояния (от комфорта до стресса и фрустрации), социальные установки (от приятия до отторжения). Д. по отношению к личности играет формообразующую роль. Потеряв Д. в глазах окружающих, теряешь лицо. Вернув Д., получаешь только шанс — не гарантию — его восстановить полностью. Поэтому психологическая культура Д. теснейшим образом связана с культурой личности и межличностных отношений. Одним из главных критериев личности (наряду с ее свободой) являются флюиды исходящего от нее Д. Д. в каком-то смысле можно считать синонимом личности. (В. П. Зинченко.)

Источник: Психологический словарь

Значение слова «доверие» в русском языке

— уверенность большей или значительной части общества, человека и добросовестности, порядочности, искренности политиков, правильности проводимой ими политики.

Источник: Политический словарь

Социологический словарь

Доверие

(trust) — вера  в надежность  человека или системы (Гидденс,  1991). Степень основополагающего доверия, приобретаемого в детстве к людям и учреждениям, часто рассматривается как необходимая для хороших долгосрочных социальных отношений (см. Онтологическая уверенность и неуверенность) . С отрешением индивидуумов от традиционных социальных обязательств характерными для современных обществ становятся более абстрактные типы доверия — например, деньги  или "опытные системы", поскольку отношения расширяются в пространстве и времени (см. Пространственно-временная протяженность;  Разлагающие и слагающие механизмы) , хотя имеются проблемы, связанные с таким развитием  (см Общество Риска;  Рефлексивная модернизация) . То, что Гидденс (1994) называет активным доверием,  все более возрастает по своему значению в той степени, в какой посттрадиционные социальные отношения  требуют, чтобы доверие развивалось в контекстах, простирающихся от тесных личных уз (см. Интимность)  до глобальных систем интеракции.

Философский словарь

Доверие

— отношение между людьми, основанное на понятиях правды и лжи, позволяющее им взаимодействовать, образуя систему более высокого порядка. Исчезновение доверия, т.е. нарушение отношения правды и лжи, неминуемо ведет к разрушению общности (системы): таково свойство информационных систем.

Философский словарь

Доверие

— отношение к действиям др. лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, к-рое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности Противоположностью Д. является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность др. общему делу, его готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий. В истории человечества необходимость объединения усилий в трудовой деятельности вызывала потребность во взаимных обязательствах и, следовательно, в Д. Однако противоположность личных интересов в классовом об-ве, основанном на частной собственности, привела к утверждению практики взаимного обмана, воровства, мошенничества. Это способствовало развитию чувства взаимного недоверия у людей В классовом об-ве совместные предприятия и договоры не могут основываться только на Д., а должны гарантироваться санкцией государства, правом. Д. наиболее характерно для отношений между трудящимися, особенно для пролетариата, объединенного самим характером его труда и не обладающего частной собственностью на средства производства; оно возникает на основе солидарности трудящихся в борьбе против эксплуатации. С победой социализма отношения Д распространяются на все об-во; на основе единства коренных интересов трудящихся создается «дисциплина доверия» (Ленин В. И., т. 36, с. 500). На взаимном Д. строятся отношения между трудящимися и их авангардом — Коммунистической партией. Д. характерно также для отношения социалистического об-ва к отдельным его членам (как результат возрастающей сознательности масс), для повседневных взаимоотношений между людьми в труде и в быту. Вместе с тем Д. к людям не означает слепой веры. Оно предполагает взаимную ответственность и проверяется опытом, практикой. Обман Д.-тяжкий моральный проступок (Вероломство).

Экономический словарь

Доверие

— вид установки — отношения, связанный с ценностным отношением человека к миру и самому себе

Психологическая энциклопедия

Доверие

(англ. trust) — согласно "Энц. словарю" Брокгауза и Эфрона, Д. — это "психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на к.-л. мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным. Итак, Д. отличается как от веры, так равно и от уверенности. Вера превышает силу внешних фактических и формально логических доказательств. Д. же касается вопросов, находящихся в компетенции человеческого познания; доверяется тот, кто не хочет или не может решить или сделать чего-либо сам, полагаясь или на общепринятое мнение, или на авторитетное лицо. Уверенность есть сознание собственной силы и состоит в Д. к истинности своего знания или правоте своего дела; Д., напротив, проистекает из сознания слабости, неуверенности в себе, признания авторитета". (См. также Уверенность в себе.)Г. Г. Шпет дал самую общую характеристику веры. Вера состоит не в чем ином, как в приятии возможности за действительность. Вере всегда противостоит сомнение вообще или всеобщая возможность сомнения — скептицизм. И вера и скептицизм подлежат не опровержению, а изображению. Шпет замечает, что мы имеем дело с одной палкой: хватишься за веру, на др. конце — скептицизм, хватишься за скептицизм, на др. конце — непременно вера. В отличие от принципиального скептицизма или от сомнения, возведенного в принцип, есть вполне здравое сомнение — как субъективное переживание, означающее минимальную степень уверенности. Такое сомнение сопровождает не все, а только некоторые суждения.В "Сов. энц. словаре" слово "Д." вообще отсутствует. Составители решили не смущать доверчивость пользователей. В "Словаре по этике" понятию "Д." нашлось место. Ему дается социологическая характеристика в связи "с практикой взаимного обмана, воровства, мошенничества" в классовом обществе. Представитель этого общества Ф. Фукуяма в 1996 г. опубликовал книгу "Д. Социальные добродетели и созидание благосостояния", где Д. выступает в качестве фундамента и добродетели и благосостояния и характеризуется как возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что его члены будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепринятыми нормами, культурными традициями, обычаями, общими этическими ценностями. Подобное поведение более эффективно, чем поведение, основанное на рациональном расчете и формальных правилах, которые нужно постоянно вырабатывать, согласовывать, отстаивать в суде, а потом обеспечивать их соблюдение, в т. ч. и с помощью мер принуждения. Т. о., преобладание недоверия в обществе равносильно введению дополнительного налога на все формы экономической деятельности, от которого избавлены общества с высоким уровнем Д.Д., как психическоесостояние (чувство), преходяще. Завоевать, внушить Д. трудно, а лишиться его можно в одночасье, мгновенно. Это известно испокон веку. В "Афоризмах житейской мудрости" А. Шопенгауэра находим: "Кто нарушил раз Д. — теряет его навсегда; что бы он ни делал и чем бы он ни был — горькие плоды этой потери не заставят себя ждать". С. Московичи считает, что подчинение в конце концов тождественно Д. Он напоминает, что "зерно сомнения у миллионов людей приводит к свержению даже самого могущественного тирана. Постоянное насилие порождает апатию, безразличие и враждебность".Конечно, нелегко самому отдаться на веру, на совесть, вверить кому-то себя, свои тайны, свои дела, положиться на кого-то вполне (это мотивы из словаря В. Даля). Не будем спорить с "Брокгаузом", является ли источником Д. сознание слабости или силы. Справедливо и то и другое. Источником Д. может быть любовь, согласие по поводу верований и ценностей, даже излишняя самоуверенность. А условием его сохранения — постоянство.Этимологически "питать Д." (в лат. языке — credo) означает "сердце даю" или "сердце кладу", т. е. Д. принадлежит к числу важнейших психических состояний человека. Оно возникает в "круговороте общения" между людьми, т. е. не является врожденным. Говорить с кем-то — это уже означает ту или иную степень Д. или возможность родиться Д. Фундаментальность чувства Д. подчеркивается лингвистами еще и тем, что понятие "верить" в некоторых языках имело первоначальное значение "выбирать". Мало верить, нужно еще сделать правильный выбор: кому Д., кому — нет, что связано со смысловыми оттенками ценности, надежности, содержащимися во внутренней форме слов "вера", "Д.". Едва ли следует говорить, что чем выше Д., тем больнее разочарование. Очень труден выбор объекта Д. В нем. "Настольном словаре по социологии" (1931) Ф. Теннис пишет:"К Д. или недоверию ведет не только собственный, но и чужой опыт, т. е. авторитет, репутация личности как заслуживающей Д. или сомнительной, общение с которой требует осторожности. Но, с др. стороны, Д. в значительной степени овеществляется самим общением, так что часто речь идет вовсе не о личности, а ее "состоянии", принимаемом в расчет на том основании, что-де собственные интересы делового человека, который в личностном отношении м. б. и не достоин большого Д., заставляют его платить по долгам, пока он в состоянии это делать: способность заслуживать Д. исчезает, становясь кредитоспособностью. <…> Так, Д. к личностным качествам смешивают с Д. к кредитоспособности личности или фирмы. Многим людям мы безотчетно доверяем, исходя из самого поверхностного знания о них, будучи толком незнакомы, ничего о них не зная, кроме того, что они находятся в данном месте и занимают данный пост — все это тоже овеществленное Д. Если личное Д. всегда существенно обусловлено личностью доверяющего — его умом и в особенности знанием людей, т. е. опытом, на котором это знание основано, так что в общем человек простодушный и неопытный легковерен, ибо склонен к доверчивости, умный же и опытный верит с трудом, ибо склонен к сомнению, — то это различие почти полностью стирается при овеществленном Д. Мы не знаем машиниста поезда, на котором едем, капитана и штурмана корабля, на котором плывем, в большинстве случаев мы не знаем врача, с которым не только консультируемся, но которому доверяем наше тело и жизнь при хирургическом вмешательстве".Чувство Д., как и многое др. в психике человека, появляется очень рано, в том нежном детском возрасте, о котором человек ничего не помнит. Столь раннее появление многого, что впоследствии накладывает печать на всю нашу жизнь, нередко производит впечатление генетической предопределенности. Амер. психолог и психотерапевт Э. Эрик-сон рассматривал чувство глубокого (базисного) Д. в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни. Это чувство формируется на основании опыта 1-го г. жизни ребенка и превращается в установку, определяющую его отношение к себе и к миру. Под "Д." Эриксон подразумевал Д. к себе самому и чувство неизменной расположенности к себе др. людей. Чувство глубокого Д. к себе, к людям, к миру — это краеугольный камень здоровой личности. У взрослых резкое снижение глубокого Д. и превалирование глубокого недоверия проявляется в форме выраженного отчуждения, характеризующего индивидов, которые уходят в себя, если оказываются не в ладах с др. людьми или с самими собой. Такой уход наиболее ярко демонстрируют индивиды, у которых наблюдается регресс к психологическому состоянию, когда они полностью закрываются, отказываясь от еды, удобств, забывая все свои дружеские привязанности. Главная трудность психотерапевта в работе с такими людьми состоит в том, что он должен сначала "достучаться" до них и убедить, что они могут доверять нам, что мы доверяем им, и они могут доверять сами себе.Итак Д., в огромной своей части относится к эмоциональной, т. е. плохо рационализируемой сфере психики. Оно способно порождать многие др. чувства (от любви до ненависти), состояния (от комфорта до стресса и фрустрации), социальные установки (от приятия до отторжения). Д. по отношению к личности играет формообразующую роль. Потеряв Д. в глазах окружающих, теряешь лицо. Вернув Д., получаешь только шанс — не гарантию — его восстановить полностью. Поэтому психологическая культура Д. теснейшим образом связана с культурой личности и межличностных отношений. Одним из главных критериев личности (наряду с ее свободой) являются флюиды исходящего от нее Д. Д. в каком-то смысле можно считать синонимом личности. (В. П. Зинченко.)

Толковый словарь Ожегова

Доверие

Уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь

Каким бывает «доверие»?

Доверие бывает:

  • безграничное
  • взаимное
  • безусловное
  • слепое
  • беспредельное
  • абсолютное
  • вызывающее
  • трогательное
  • наивное
  • обоюдное
Все определения к слову ДОВЕРИЕ

Фонетический разбор слова «доверие»

Звуко-буквенный разбор слова доверие. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «доверие»

Какими словами можно заменить слово доверие? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДОВЕРИЕ

Ассоциации к слову «доверие» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово доверие? В русском языке со словом доверие чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ДОВЕРИЕ

Сочетаемость слова «доверие»

Как правильно употребляется слово доверие? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абсолютное доверие
  • базовое доверие
  • безграничное доверие
  • безоговорочное доверие
  • безотчётное доверие
  • безусловное доверие
  • бесконечное доверие
  • большое доверие
  • былое доверие
  • великое доверие
Полная таблица сочетаемости слова ДОВЕРИЕ

Cлово «доверие» является ответом на вопросы