Семья

Cлово «семья» означает:

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья(управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья).В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «семья» в русском языке

минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких-то иных отношениях (напр., неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах.

Источник: Исторический словарь

Юридический словарь

Семья

термин, широко использующийся в законодательстве, но имеющий социологический, а не правовой характер. В разных отраслях права (семейном, гражданском, трудовом) в него вкладывается разный смысл. В теории семейного права С. (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в С.

Исторический словарь

Семья

— основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя.

Психологический словарь

Семья

(family) в психоанализе — это всегда то, что антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из матери, отца и детей, которые рассматривают себя и рассматриваются обществом как исходная ячейка, а не большая семья клана или племени. В результате такие явления, как ЭДИПОВ КОМПЛЕКС и соперничество между братьями и сестрами (см. СИБСЫ), всегда описываются в терминах, которые потеряют смысл, еслиих применить к культурам, где дяди, бабушки и дедушки не менее значимы, чем отцы, а между двоюродными и родными братьями и сестрами не делается различий. Кроме того, явления, подобные кризису юношеской ИДЕНТИФИКАЦИИ, имеющие место только в нуклеарных семьях, определяются таким образом, словно они — неотъемлемые свойства человеческой природы. семейная терапия — это ПСИХОТЕРАПИЯ, которая в качестве объекта лечения рассматривает не отдельного пациента, как "представителя" семьи, а всю семью в целом. В США выпускается журнал "Семейный процесс", где публикуются исследования, основанные на предположении, что неврозы являются внутрисемейными нарушениями. семейная романтика — фантазия ребенка о том, что его родители — не настоящие, и что на самом деле он благородного, даже королевского происхождения.

Психологический словарь

Семья

1. В самом строгом значении термин "семья" относится к фундаментальной единице родства. В своей минимальной или ядерной форме семья состоит из матери, отца и потомства. В более широком использовании это может относиться к расширенной семье, которая может включать дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т.д., которые все вместе действуют как отдельная социальная единица. У социологов и антропологов имеется множество других специальных классификаций для различных видов семей, согласно тому, как они представляются в различных культурах и обществах. 2. Более широкое значение – группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей. 3. Еще более широкое значение – термин, применимый к любой совокупности близко или формально связанных предметов или событий; в математике это относится к семье кривых, в социальной психологии – к семье черт или отношений, в лингвистике – к семье языков и т.д. 4. В биологии – уровень классификации связанных видов (или иногда отдельного вида), которые сгруппированы в определенном порядке.

Социологический словарь

Семья

— группа  лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно и имеющих общее хозяйство и бюджет. 

Социологический словарь

Семья

— основанное на кровном родстве, браке  или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило,  связанных отношениями собственности, общностью  быта, взаимной ответственностью  за воспитание  детей.

Социологический словарь

Семья

— основанное на браке  или кровном родстве объединение людей, связанных общностью  быта и взаимной ответственностью; 

Социологический словарь

Семья

— англ. family; нем. Familie. 1. Соц. институт,  характеризующийся определенными соц. нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Основные функции семьи: воспроизводство населения  и социализация.  2. Малая группа,  основанная на браке  или кровном родстве, члены к-рой связаны общностью  быта, взаимной ответственностью  и взаимопомощью.

Социологический словарь

Семья

— специфическое образование;  малая социальная группа  и социальный институт  одновременно.

Социологический словарь

Семья

— группа  связанных отношениями брака  или родства людей, которая обеспечивает воспитание  детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

Социологический словарь

Семья

— супружеская пара, живущая вместе или отдельно от неженатых детей, либо отдельный родитель, проживающий с сыном или дочерью.

Социологический словарь

Семья

Наиболее популярное в советской социологии определение  семьи принадлежит А. Харчеву: "  – это исторически-конкретная система  взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа,  члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью  быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью  общества в физическом и духовном воспроизводстве населения." (Харчев А.Г. Брак  и семья в СССР. М.: Мысль, 1979). Близкое определение содержится в Энциклопедическом социологическом словаре: " – общественный механизм воспроизводства человека,  отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа,  члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью". (Энциклопедический социологический словарь. Общ. ред. Осипова Г.В. М.: ИСПИ РАН,1995, сс. 663-665). До недавнего времени признавалось, что в основе семьи лежит юридически оформленный (нередко пожизненный) союз мужчины и женщины, создаваемый с целью  рождения и воспитания детей. В этом случае в категорию семей не попадают состоящие в законном браке супруги без детей, лица, состоящие в гражданском браке и имеющие общих детей, одинокие родители с детьми, пожилые супруги, имеющие проживающих отдельно взрослых детей, совместно проживающие однополые партнеры и пр. С учетом современных реалий в развитии института  семьи английский социолог Энтони Гидденс определяет семью как ячейку общества, состоящую из людей, которые поддерживают друг друга одним или несколькими способами, например, социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность) , либо чьи члены отождествляются друг с другом как поддерживающая ячейка (Цит. по Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Социология.  М.: АСТ, 1998, с. 162). Подход Гидденса отражает многообразие существующих жизненных укладов и одновременно порождает вопрос о том, какие уклады могут быть отнесены к "настоящим семьям". Этот вопрос наиболее актуален в проведении государственной семейной политики. Тенденция  последних двух десятилетий состоит в том, что государство  постепенно расширяет социальные гарантии в отношении незарегистрированных супругов и их детей. Примечательная особенность последних лет – разделение родительства и супружества. В настоящее время  единое представление о семье вообще все более размывается. Взамен формируются различные концепции семьи, отвечающие потребностям конкретной практики (в частности, при научном обосновании социальной политики в отношении семьи, социальной работы и проведении эмпирических исследований). Таким образом, сегодня уместно говорить не о "семье" вообще, а о различных типах семей. Ответ на вопрос, что такое семья, может состоять либо в сужении объема понятия (например, считать семьей лишь такие общности, где есть зависимые члены – несовершеннолетние, инвалиды или пожилые), либо в выделении различных типов семей как особого рода малых групп. (Подробнее см. Т.А. Гурко. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования, 1995, № 10, сс. 95 – 99).

Социологический словарь

Семья

основанное на кровном родстве, браке  или усыновлении объединение людей, связанных общностью  быта и взаимной ответственностью  за воспитание  детей. Специфический социальный институт  со своей системой норм, санкций, прав и обязанностей, функцией которого является регуляция отношений между супругами, родителями и детьми.

Социологический словарь

Семья

(family) — группа  людей, связанных родством  или подобными тесными узами, в которой взрослые берут на себя ответственность  за заботу и воспитание  своих настоящих или приемных детей. Исторически существовали многочисленные разновидности в форме семьи. Чтобы анализировать их, социологи использовали ключевые понятия расширенной семьи и нуклеарной семьи. Первая относится к группе связанных родством людей, где больше двух поколений родственников живут вместе (или в очень тесной близости), обычно являясь домочадцами. Вторая включает просто родителей (или родителя) и зависимых от них детей. По мнению социологов, нуклеарная форма  семьи (то есть ядро семьи) получила развитие  как сопутствующее обстоятельство индустриализации (хотя недавно появились другие утверждения: предшествующие индивидуалистские структуры могли содействовать возникновению индустриализма) и по мере роста географической и социальной мобильности, обычно ассоциируемой с индустриальным развитием, она становилась социально и географически изолированной от более широких родственных сетей, превратившись в приватизированную нуклеарную семью. Разнообразие форм зависит от социальных и культурных норм. Например, расширенные семьи изменяются согласно структурам  родства, включая многобрачные формы семьи. Аналогичным образом значительно отличается число детей в нуклеарной семье. Например, в Великобритании имеется тенденция  к наличию меньшего количества детей, а в Китае супружеским парам запрещено иметь более одного ребенка. Как и в случае с различиями между обществами, каждая семья  проходит цикл жизни,  и большинство индивидуумов испытывает множество изменений в семейных ролях в течение их собственной жизни (см.  происхождения или ориентации;   порождения) . Недавние изменения в образцах семейной жизни в Англии и во многих западных обществах включают: (а) реобладание значения личных качеств взамен экономических соображений; (б) рост процента устойчивых репродуктивных связей и сожительства, уществующих вне стандартных моделей брака;  (в) увеличение процента развода и повторного брака; (г) возрастание числа семей с одним родителем, особенно без отца. Кроме того, вследствие старения населения все больше числа нуклеарных семей заботятся о зависимых родственниках (см. Коммунитарное попечительство) . См. также Социология семьи;  Социализация;  Брак; Развод.

Социологический словарь

Семья

— одна из первых исторических форм социальной общности людей и социальных отношений, элемент  структуры общества, его "ячейка". / Современное социологическое определение  С. ниже. — С.Б./ Сложность научного определения С. как социального образования обусловлена ее многотысячелетней историей, недостаточной научной исследованностью человеческих сообществ и этапов их развития в разных уголках нашей планеты, многочисленными научными походами в ее изучении. С. как древнейшая человеческая система  имеет исторически определенную и изменяющуюся форму отношений между супругами, между родителями и детьми, родственниками. Общей макротеории С. в строгом ее понимании не существует именно в силу чрезвычайной сложности и многогранности этого социального объекта.  Существуют различные направления и подходы  при ее анализе.  Одними известными мыслителями и учеными С. рассматривалась с биологизаторских позиций (Платон,  Аристотель,  Кант, Фихте и др.), другими — с эволюционистских [Й. Бахофен, Дж. Мак-Леннан, Л. Морган , Ф. Энгельс , М. Ковалевский , С. Шпилевский, Л. Штернберг и др.]. Среди самых известных подходов к изучению С.: культурологический — К. Циммерман, М. Мид ; структурально-функциональный — Э. Дюркгейм , У. Огборн , Т. Парсонс ; интеракционистский — Ф. Ле-Пле , Э. Берджесс , Ч. Кули , Ф. Знанецкий , Ж. Пиаже , З. Фрейд , Дж.Г. Мид и др.; конфликтологический — К. Маркс , Ф. Энгельс , Хартманн, Софилиос-Ротшильд и др.; институциональный и групповой — А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, Н.Г. Юркевич и др. Каждый из подходов имеет свои изъяны и ограничения. Проблема  понимания С. как целостного явления состоит в адекватности применяемых концепций и терминологии. Необходимо наличие таких концептуальных конструкций, которые способны зафиксировать характер и степень реализации общественных функций С. на макроуровне в зависимости от внутригруппового взаимодействия членов С., которые одновременно стремятся удовлетворить и свои личные потребности (А.И. Антонов, В.М. Медков). Этому может соответствовать системный подход  (Мацковский М.С., Антонов А.И., Медков В.М.). Рассмотрение С. как системы предполагает ее анализ на макро- и микроуровнях в пространственном и временном континууме. Однако это перспективная цель,  чрезвычайно сложная и осуществимая лишь общими усилиями многих специалистов и ученых, для достижения которой необходимо решить очень многие методологические и методические задачи.  Родительство и родство  — специфическая форма  отношений, присущая С., и имеющая как биологическую, так и социальную основу. Связь, возникающая в результате рождения нового человека,  имеет биологическую природу и является естественной. Но если биолого-генетические связи между людьми существуют независимо от того, знают о них люди или не знают, то социально-родственные связи существуют только потому, что проходят через сознание  людей. (Ю.И. Семенов). Таким образом наличие прав и обязанностей между родственниками свидетельствует о социальном характере их связи, обусловленности ее социально-экономическими отношениями. Биологическое и социальное  родительство, как отцовство,  так и материнство,  дублируется только в обществах с моногамным браком . В ранних обществах при групповом браке  наблюдалось разделение биологического и социального материнства. Дети, родившиеся от разных женщин, но принадлежавшие одному роду, вскармливались и воспитывались всеми женщинами совместно, которые выступали в этом случае в качестве общественных матерей. Мать была естественной кормилицей. Социальные отношения  по содержанию детей матерью были биологически обусловлены. И понятие  о матери возникло как понятие о кормилице (Ю.И. Семенов). У. Риверс, исследовавший дуально-родовую организацию, пришел к выводу, что родство, которое исследуется этнографами, является социальным отношением,  и его нельзя путать с биологическим родством. Понятие об отце также возникло как понятие о кормильце детей. Понятие "отец" совпадало с понятием "муж матери", но не как с ее сексуальным партнером, а с тем, кто поддерживал ее экономически. Биологическое отцовство, или так называемое породительство, обществом  во внимание не принималось и поэтому не имело общественного значения (Ю.И. Семенов). По данным исследования П.А. Лавровского в 1869, во всех индоевропейских языках первоначальным смыслом слов, обозначающих отца, было не породитель, а кормилец (Ю.И. Семенов). Общество не могло бы полноценно развиваться, если бы заботы о потомстве несли только женщины. Ю.И. Семенов указывает на то, что во многих современных обществах существует линейно-степенное родство, а следовательно, и линии происхождения, которые связывают человека с обоими родителями и их родственниками. Биологическое отцовство стало выступать в качестве и социального лишь тогда, когда мужчина стал единственным кормильцем С. Это было связано с возникновением и распространением моногамного брака. Необходимость содержать потомство обусловила стремление мужчины знать наверняка, что он является биологическим отцом каждого ребенка, в отношении которого он должен нести социальную ответственность.  Дети, рожденные вне брака, мужчинами не поддерживались. Поскольку и супружество и родительство регулируются социально, получают государственную и общественную поддержку, С. выступает как социальный институт.  Как институированное общественное образование  С. обладает всем комплексом социальных функций и ролей, для которых общество создает, охраняет и поддерживает этот институт.  Как малая социально-психологическая группа  С. предполагает непосредственность общения между своими членами, эмоциональность, немногочисленность, общность  быта, взаимную моральную ответственность и взаимопомощь. У специалистов, рассматривающих вопросы С. и брака с разных позиций (юристов, демографов, экономистов, педагогов и т.д.), нет общего определения С. Но не только потому, что проявления С. многолики и семейные отношения отличаются большой сложностью и многогранностью, но и потому, что существует множество критериев, которые можно положить в основание этого понятия (социальное предназначение, качество  связей, структура,  принцип  организации и т.д.); многие определения, даваемые специалистами, страдают односторонностью, т.к. учитывают лишь некоторые ее формы и стороны. Наиболее полными являются определения социологов, которые рассматривают С. в социальном контексте.  С. — это социальный  институт (по характеру общественного воздействия на брачно-семейные отношения) и в то же время  обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа,  члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной ответственностью, что детерминировано социальной потребностью  в воспроизводстве человеческого рода, как физического, так и духовного обновления общества. Это одна из вариаций самого распространенного в отечественной литературе определения С., авторами которого являются известные российские социологи А.Г. Харчев и М.С. Мацковский. С. может быть основана на браке, близком (кровном) родстве и на факте  усыновления (удочерения). Последнее основание является исключением из общего правила возникновения С. на основе брака или близкого родства. С. может включать в себя брачную пару, а может и не включать. Во второй половине 20 ст. широкое распространение получили неполные С., возникшие в результате разводов и внебрачных рождений, и наличие супружеской пары перестало быть обязательным компонентом С. Отличие С. от брака заключается не только в количестве субъектов отношений, но и в качестве этих отношений. Как социальная организация  С. отличается от брака тем, что эти отношения имеют многосторонний и разновекторный характер. Они направлены на удовлетворение  разнообразных потребностей членов С., на выполнение многих социальных и индивидуальных функций. С. можно назвать и мужа с женой, если их отношения шире, чем брачные. Другими словами, при разделе понятий брака и С. нельзя ограничиваться только количественными характеристиками, необходимо учитывать и качественное различие  между ними. Как социально-правовой институт С. охраняется законом. Правовое регулирование  брачно-семейных отношений важно как для граждан, так и для государства. Граждане получают защиту от государства в случае нарушения своих прав (например, истребование через суд матерью алиментов на детей от расторгнутого брака с отца, уклоняющегося от выполнения своей обязанности  материально обеспечивать детей). Государство  же при помощи юридических норм устанавливает права  и обязанности лиц, выполняющих ответственные общественные функции (прежде всего рождение и воспитание  детей), тем самым осуществляя контроль  в области брака и С. По форме различают нуклеарные и расширенные С. Под нуклеарной понимается С., состоящая из ядра — двух поколений: родителей и детей. Расширенной называют многопоколенную С., имеющую в своем составе кроме супружеской пары и их детей и других родственников. Социальная сущность С. определяется двумя основными функциями, которые она выполняет в обществе: репродуктивной и первичной социализации нового поколения, осуществляющейся в самой интимной форме с самого рождения человека. С. является единственной группой, которая увеличивается благодаря рождению детей, а не в связи с приемом новых членов (усыновление — исключение). Социальное предназначение С. связано с тем, что она поддерживает биологическую непрерывность общества путем осуществления родительских стремлений; обеспечивает удовлетворение первичных, биологических потребностей своих членов в пище, тепле, целостности тела и организма и др., необходимых и для их социальной деятельности; а также вторичных, социальных — удовлетворяет эмоциональные потребности своих членов и поддерживает их эмоционально-психологическую стабильность;  передает культурное наследие новому поколению и формирует у него нормы  совместной жизни в обществе; осуществляет первичный социальный контроль  за поведением  своих членов; предопределяет социальное положение  детей. Все это свидетельствует о необходимости существования С. для нормального функционирования общества. В соответствии с потребностями, которые удовлетворяются в С., выделяют ее функции: репродуктивную, социализации, экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреационную, эмоциональную, коммуникационную, сексуальную, первичного социального контроля и др. Можно утверждать, что ценность  С. как некоей общности людей является непреходящей. Требования к С. в разные времена выдвигаются разные, но потребность в ней сохраняется всегда. Как утверждал в незапамятные времена апостол Павел, лишь редкие люди способны вести самостоятельную жизнь.  Подавляющее же большинство нуждается в опоре, которой выступают близкие люди, С. Природа наделила человека определенным набором психологических потребностей, которые в наибольшей мере реализуются только в С. С. призвана предотвращать дезинтеграцию личности, является амортизатором между обществом и индивидуумом. В С. существуют три основных вида отношений: супружество, родительство, родство. Члены С. обычно живут под одной крышей и ведут общее совместное хозяйство. Отношения между членами С. определяются их чувствами друг к другу, семейными ролями, традициями, нормами права и религии. С. и общество взаимосвязаны. Эволюция  С. как социального института обусловлена развитием  общества, спецификой социально-экономических и социально-политических процессов. При этом брачно-семейные отношения обладают относительной самостоятельностью, так как помимо объективных, внешних факторов на С. влияет ряд других обстоятельств, в частности, нравственно-психологические характеристики индивидов. В связи с тем, что у многих людей С. сегодня ассоциируется прежде всего с общностью близких людей, нравственно-психологическая и эмоциональная стороны семейной жизни приобретают все большую значимость. При этом С. может восприниматься индивидами в двух значениях. Во-первых, когда двое или более человек создали для себя теплую интимную среду обитания, которую они рассматривают как семейную группу. Это окружение, с которым они обычно разделяют общее жизненное пространство,  обязанности, выполняя разнообразные роли и функции. С. в данном случае связана с понятиями тепла и близости по принципу "здесь и теперь". В другом значении С. воспринимается как группа родственников, связанных кровными узами по вертикали и по горизонтали, т.е. это родство поколений и совокупность  всех родственников — как живых, так и мертвых. Наличие такой С., осознание своей причастности к ней крайне важно для человека в психологическом плане,  независимо от того, поддерживает он с ней близкие отношения или нет. Важность этого связана с необходимостью знать свои корни, свое происхождение,  ощущать свою причастность к будущему. Такая трактовка С. поглощает и нормативную, традиционную модель  (брачные, родительские и родственные связи), и отклонения от нее, например, неполные, бинуклеарные, бикарьерные С. В современных обществах выполнение важнейших функций традиционной С. — деторождение и воспитание подрастающего поколения — могут переходить к другим формам С. С 1970-х в европейских индустриальных и постиндустриальных странах растет число людей, которые в состоянии на базе высокопроизводительной экономики и высокоразвитого рынка услуг и товаров обеспечить воспроизводство населения  без вступления в брак и создания С. в ее обычном понимании. Это еще одно свидетельство того, что на протяжении истории семейные формы видоизменяются. Семейная форма, подходящая одному поколению, может не подходить другому. Переход от одной семейной структуры к другой  связан с приведением ее в соответствие с новыми социальными обстоятельствами и нуждами членов С. и данного общества, поэтому появление новых семейных форм и их разнообразие не означает патологии. Более того, застывшая форма и стабильность С. как критерии ее оценки  весьма сомнительны, так как постоянное движение и изменчивость более присущи С. как живому организму, чем устойчивость и неподвижность. Все процессы,  происходящие в обществе, воздействуют на С. и ее структуру. Сегодня С. больше, чем раньше, подчиняется требованиям общественного производства. Заботясь об индивиде,  его личностном потенциале,  она находится под прессом требований рыночных отношений и должна считаться с ними. Будучи общественным институтом, С. должна создавать и формировать индивидов, которые соответствуют существующим общественным ожиданиям и в состоянии активно участвовать в общественной жизни. Кроме этого, в свете новых походов к осмыслению развития человеческого потенциала (феминистского, гендерного и др.) актуализируется и новое представление о мужчинах и женщинах, их предназначении в С. и обществе, т.е. С. должна быть той средой, которая помогает мальчикам и девочкам, женщинам и мужчинам полнее самореализоваться, стать совершеннее и через них сделать общество более гармоничным. Состояние современной С. характеризуется рядом противоречивых тенденций. Среди них уменьшение прочности брачно-семейных отношений (что подтверждается статистикой разводов и ростом напряженности отношений между родителями и детьми), снижение рождаемости, рост количества неполных (монородительских) семей, внебрачной рождаемости, ослабление роли С. в деле социализации молодого поколения (рост среди подростков самоубийств, преступности, наркомании, алкоголизма  и т.д.). Это с одной стороны. А с другой стороны, есть изменения другого порядка. Растет экономическая и социальная независимость  женщин и их духовное раскрепощение как следствие вовлечения в общественную и профессиональную деятельность  вне дома. Трудовая активность  женщин, с одной стороны, повышает благосостояние С., а с другой стороны, обуславливает их большие требования к брачно-семейным отношениям и большую решительность при разводе, тем самым делая С. менее устойчивой. Это неизбежное явление, связанное со становлением новых отношений. Традиционный тип патриархальной С. с жестким распределением  семейных ролей и обязанностей постепенно заменяется равноправными семейными отношениями между мужчиной и женщиной, между взрослыми и детьми. Эти процессы сопровождаются изменением  брачно-семейной идеологии, взглядов мужчин и женщин на семейную жизнь, распределение ролей в С., супружескую верность, характер отношений между поколениями. Итак, глобальные общественные изменения вызывают к жизни и новые типы семейных отношений. Отражая социальное воздействие, влияние  новых технологий, семейные структуры у разных людей в разное время могут быть и нормальными, и отклоняющимися от нормы. Структура С. следует за теми функциями, которые она выполняет в данное время. В разных обществах С. может иметь разные формы. История  модернизации С. может быть рассмотрена как история утраты одних и приобретения других функций. С. показывает свою жизнеспособность во все времена, в том числе и сегодня, адаптируясь и творчески преобразуя свое внутреннее содержание перед лицом быстрых изменений в индустриальном и постиндустриальном мире. Незыблемость С. как основной формы жизни  людей кажется неоспоримой, потому что какие бы трансформации ни переживал этот институт, большинство взрослого населения во всем мире сегодня предпочитает жить в С. С.Н. Бурова

Социологический словарь

Семья

– основанное на кровном родстве, браке  или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью  быта, взаимной ответственностью за воспитание  детей.

Философский словарь

Семья

— вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Жизнь С. характеризуется различными материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизводстве самого человека, в продлении человеческого рода. С.— категория историческая. Ее типы, формы и функции обусловлены характером существующих производственных отношений, общественных отношений в целом, а также уровнем культурного развития об-ва. В свою очередь С. также воздействует на жизнь об-ва (деторождение, социализация детей и подростков, труд в домашнем хозяйстве, влияние на физическое, духовное и нравственно-эстетическое развитие своих членов). В вопросе о происхождении семьи есть две т. зр. Большинство специалистов продолжают считать, что в начале первобытнообщинного строя господствовали беспорядочные половые отношения. На смену им пришел групповой брак, вытесненный позже парным браком, к-рый и стал основой сначала большой материнской, а затем большой отцовской семьи-общины соответственно материнскому роду (матриархат) и отцовскому роду (патриархат). Нек-рые новые исследования привели ряд ученых к выводу об изначальности парной С., существовавшей на базе женского и мужского рода (матриархат, патриархат), ведшей материнский и отцовский счет родства. Установление моногамии сопровождалось порабощением женщины мужчиной. Она постепенно превращалась в собственность, в рабу своего мужа-хозяина. Гл. целью С. становится накопление богатства и передача его законным наследникам. Социальный прогресс, реализация идеи гуманизма открывают простор для достижения равенства женщины с мужчиной во всех областях общественной жизни, в т.ч. и в С. Любовь, долг, взаимное уважение, забота о воспитании детей, забота взрослых детей о родителях — важные нравственные принципы С. в социалистическом об-ве. В ходе перестройки и обновления социалистического об-ва семейные отношения совершенствуются, возрастает роль С. в об-ве.

Философский словарь

Семья

– группа людей, состоящая из родителей и их детей, призванная защищать интересы и здоровье ее членов, создавать условия для воспроизводства, сохранения и развития личности. необходима как детям, так и взрослым и пожилым людям. Будучи всецело зависимой от общества, семья развивается вместе с ним и, в свою очередь, воздействует на него. Первая историческая форма семьи – материнская семья, существовавшая в эпоху развитого матриархата. Она представляла собой группу родственников по женской линии в четырех-пяти поколениях и могла по численности доходить до 200 человек. По мере того как в руках мужчин сосредоточивались большие богатства, источниками которых являлись война и охота, возникла необходимость передать эти богатства детям – своим, а не чужим. Это привело к формированию патриархальной семьи с безусловной властью мужа над женой и детьми, с моногамным браком. Современная семья преимущественно малодетна и состоит из родителей и их детей. Для нее характерно юридическое равенство мужчины и женщины. Наряду с полной семьей, где есть оба родителя, существуют неполные семьи (с одним родителем), и число их растет. Однако, несмотря на высокий процент разводов и большое число неполных семей, семья во всем мире по-прежнему остается основной формой социального существования людей.

Философский словарь

Семья

— основанное на браке или кровно-родственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни людей. Возникает С. для обеспечения личного счастья и благополучия человека и выполняет важнейшую роль в воспроизводстве жизни, социализации индивида, его органической связи с обществом. Исторические типы С: групповая матриархальная (все мужчины и женщины одного рода находились между собой в половых связях); парная (с неустойчивым союзом мужчины и женщины); большая (община во главе с предводителем) или малая патриархальная (с беспрекословным подчинением отцу); нуклеарная (супружеская пара с детьми, не состоящими в браках). Последняя, ныне наиболее распространенная, именуется простой С. Если же некоторые из детей, проживающих с родителями, состоят в браке, образуется расширенная или сложная С, связанная двумя-тремя поколениями родственников и свояков. Родство — кровная связь, существующая между людьми, происходящими друг от друга или от одного общего предка (родственники). Прямые нисходящие ветви родства: отец — сын — внук и т.д.; прямые восходящие: внук — отец — дед. Родство между братьями и сестрами — боковое. Различают родственников первой степени (мать — дочь, отец — сын) и второй (внучка — бабушка). Свойство — отношение между супругом и родственниками супруги (и наоборот), а также отношения между родственниками супружеской пары. В зависимости от наличия ядра (супружеской четы) С. бывает полной и неполной (С. матери-одиночки или иных родственников). С. в миниатюре отражает всю совокупность человеческих связей и отношений, как материальных, так и духовных. Первые обусловлены социально-биологическими (сексуально-эмоциональными, детородными), экономическими и хозяйственно-бытовыми потребностями людей; вторые — нравственно-эстетическими, психологическими, религиозными и др. потребностями личности. В зависимости от статуса в иерархии родственных и свойственных связей, образуются ролевые отношения членов С: мужа и жены, отца (матери) и детей, братьев и сестер, дедушки (бабушки) и внуков, а также свекра (свекрови), тестя (тещи) и невестки (зятя), тети (дяди) и племянников и т.д. Ролевые отношения с момента возникновения С. и до настоящего времени претерпели большие изменения. Первоначально главенство принадлежало женщине, по которой и определялся род. Затем пришло господство мужчины — мужа и отца, единоличного собственника и хозяина. Дети беспрекословно подчинялись родителям. Развитие индустриально-промышленного производства, научно-техническая революция привели к тому, что женщины и все взрослые члены С. стали активно участвовать в общественном труде, на равных условиях вести домашнее хозяйство, распределять доходы от предпринимательской деятельности. Для современной С. характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в брачно-семейных связях. В современных условиях возрастает роль норм права, регулирующих права и обязанности супругов, родителей и детей. Совокупность кровно-родственных, ролевых, материально-имущественных, духовно-нравственных, религиозных, правовых, межэтнических и др. отношений определяет структуру С. — авторитарную или демократическую. Система взаимодействия С. и общества, с одной стороны, и С. и личности — с другой, определяет социальные функции С, важнейшими из которых на всем пути развития были прокреативная, хозяйственно-бытовая и воспитательная. В настоящее время возрастает роль и функция организации досуга членов С. Домашняя и семейная среда стала рассматриваться не только как важнейшее условие формирования личности, но и снятия психологических стрессов, нервного напряжения человека (концепция С. как "психологического убежища"). Поскольку каждая С. — саморазвивающаяся система, то ей присущи свой образ жизни, традиции, обычаи, конфликты. В целом характер конфликтов зависит от масштаба семейных интересов, а способы их разрешения — от общей культуры людей. Функции, структура С, ролевое поведение членов С. составляют сущность последней. С.Д. Лаптенок

Экономический словарь

Семья

— союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание и характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой. Это группа, которая призвана учредить или урегулировать сексуальную жизнь и деторождение; это юридическая единица, имеющая определенный социальный статус; это потребительская единица; иногда С. является религиозной или производственной группой.

Словарь воровского жаргона

Семья

гpуппа осужденных,питающихся вместе

Толковый словарь Ожегова

Семья

Объединение людей, сплоченных общими интересами

Психологическая энциклопедия

Семья

1. В самом строгом значении термин "семья" относится к фундаментальной единице родства. В своей минимальной или ядерной форме семья состоит из матери, отца и потомства. В более широком использовании это может относиться к расширенной семье, которая может включать дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т.д., которые все вместе действуют как отдельная социальная единица. У социологов и антропологов имеется множество других специальных классификаций для различных видов семей, согласно тому, как они представляются в различных культурах и обществах. 2. Более широкое значение – группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей. 3. Еще более широкое значение – термин, применимый к любой совокупности близко или формально связанных предметов или событий; в математике это относится к семье кривых, в социальной психологии – к семье черт или отношений, в лингвистике – к семье языков и т.д. 4. В биологии – уровень классификации связанных видов (или иногда отдельного вида), которые сгруппированы в определенном порядке.

Толковый словарь Даля

Семья

ср. вещество, содержащее в себе зародыш животный или растительный. От семени дерево, от дерева плод, от плода семя. Каково семя, таково и племя, и наоборот. Всякое былие свое семя приносит. | Потомки, нисходящее поколенье. Всем, я

Толковый словарь Ефремовой

Семья

1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: семя (1,4) (семядоля, семяизлияние, семяпочка и т.п.).

Толковый словарь Ожегова

Семья

Зародыш, источник чего-нибудь

Cлово «семья» означает:

семья́ — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ж.

1.группа близких родственников ( муж, жена, родители, дети и т.п. ) , живущих вместе. отт. перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.

2. перен.Род, поколение.

3.Группа животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей. отт. Общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней. отт. Группа растений одного вида, растущих рядом ( часто имеющих общий корень, грибницу ) .

4. перен.совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений.

5. перен.Группа родственных языков, объединенных общностью происхождения.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Семья

ж.
1) а) Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. б) перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.
2) перен. Род, поколение.
3) а) Группа животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей. б) Общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней. в) Группа растений одного вида, растущих рядом (часто имеющих общий корень, грибницу).
4) перен. Совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений.
5) перен. Группа родственных языков, объединенных общностью происхождения.

Словарь русского языка Лопатина

Семья

семь`я, -`и, мн. с`емьи, сем`ей, с`емьям

Словарь русского языка Ожегова

Семья

! группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей С. медведей. С. бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчел, матки и трутней). С. груздей. С. берез. семья группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа некоторых животных или растений одного вида С. медведей. С. бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчел, матки и трутней). С. груздей. С. берез. семья группа живущих вместе близких родственников Многодетная с. Глава семьи. Член семь-и. В семье трое детей. семья Poet объединение людей, сплоченных общими интересами В единой семье трудящихся. С. народов. Дружная школьная с.

Современный толковый словарь, БСЭ

Семья

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.

Толковый словарь Ефремовой

Семья

семья ж.
1) а) Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. б) перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.
2) перен. Род, поколение.
3) а) Группа животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей. б) Общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней. в) Группа растений одного вида, растущих рядом (часто имеющих общий корень, грибницу).
4) перен. Совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений.
5) перен. Группа родственных языков, объединенных общностью происхождения.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Семья

семьи, вин. семью и (простореч.) семью, мн. семьи, семей, семьям, ж.

1. группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская семья. У нас была хорошая, непьющая семья. Некрасов. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, пускай себе разумником слыви, а в семью не включат. Грибоедов. И вот ввели в семью чужую. Пушкин. Влияние семьи на ребенка. Пошли гулять всей семьей. Происхождение семьи. В семье не без урода. Пословица. || перен. Организация, группа людей, дружная и сплоченная общими интересами. Не пускать паразитов в семью трудящихся. Наша кооперативная семья увеличилась.

Словарь экономических терминов

Семья

ПРИЕМНАЯ- см ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ СЕНАТ (лат. senatus от senex — старый, старец) —
1) в Древнем Риме — один из высших государственных органов. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (ок. VI в. до н.э.), являлся государственным советом при царе. С установлением республики С. наряду с магистратами стал существенной составной частью общественной жизни. В V-III вв. до н.э. в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями власть С. был* несколько ограничена в пользу комииии (народного собрания). В его состав пожизненно входили бывшие магистраты, и тем самым в С. концентрировались политические силы и опыт Рима Члены С. делились по рангам в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). Во время дискуссий сенаторы получали слово согласно этим рангам. Во главе С. стоял наиболее заслуженный из сенаторов (princeps senatus). С. утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов и давал им советы, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами и соблюдением священных ритуалов. Таким образом, С. фактически осуществлял руководство государством. Постановления С. — сенатус-консульты имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев — плебисциты. Во времена Империи знамение С. уменьшилось (он стал собранием представителей знатных семейств, не имеющим большого политического влияния);
2) В Российской Империи в 1711-1917 гг. — правительствующий С., высший государственный орган, подчиненный Императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С 1-й поп. ХГХ в. как высший судебный орган осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 1864 г. С. являлся высшей кассационной инстанцией;
3) название верхней палаты парламента в США, Франции, Италии, Казахстане, Бразилии, Польше, Румынии, Чехии, Австралии, Бельгии, Канаде, Испании, Венесуэле, Колумбии, Доминиканской Республике и некоторых других государствах;
4) в ряде государств — название высшего органа городского управления (например, С. Берлина); 5 в ряде государств — название отделений в составе высших (как правило) судов, например, С. федерального конституционного суда ФРГ.

Однотомный большой юридический словарь

Семья

— термин, широко использующийся в законодательстве, но имеющий социологический, а не правовой характер. в разных отраслях права (семейном, гражданском, трудовом) в него вкладывается разный смысл. в теории семейного права с. (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в с.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Семья

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление С. изменяется вслед за развитием экономического базиса общества; в то же время прогресс форм С. обладает относительной самостоятельностью. Применяя понятие С. к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения. В указанном смысле можно говорить о кровнородственной семье , в которой брачные отношения имеют лишь одно ограничение — принадлежность к разным поколениям, о групповой семье, которая возникла в результате запрещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогамную (см. Эндогамия ) и экзогамную (см. Экзогамия ) разновидности, наконец, о парной семье, которая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко расторжимыми. Можно предположить даже существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе. На всех этих ступенях развития С. основной формой трудовой и бытовой общности людей был род , имевший в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств и прежде всего характера разделения труда между мужчинами и женщинами матриархальную или патриархальную организацию. В качестве устойчивого социального объединения С. возникла в эпоху позднего неолита с разложением родового строя и появлением частной собственности, прибавочного продукта и классов. 'Чем больше, — писал Ф. Энгельс, -… унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер, тем больше они должны были казаться женщинам унизительными и тягостными; тем настойчивее должны были женщины добиваться, как избавления, права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.
56). Однако главной причиной возникновения моногамии была потребность в сохранении, приумножении и передаче по наследству частной собственности. Первая историческая форма моногамной С. — патриархальная С., управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепощению женщин, происшедшему в результате уменьшения их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников — мужчин. Патриархальная С. была строго моногамной лишь для женщин. Перед мужчинами же развитие рабства и других форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европейская патриархальная С. включала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в том числе наложниц (лат. слово familia означает совокупность принадлежащих одному человеку рабов); поэтому Ф. Энгельс определяет её как 'промежуточную форму' между многоженством и моногамией. Патриархальная С. являлась одновременно производственным объединением и обычно была многочисленной. В классическом виде она существовала на первых этапах рабовладельческой формации, но различные её модификации сохранились у многих народов и при феодализме. С ростом рабовладельческого производства оно постепенно обособлялось от домашнего хозяйства. В то же время развитие свободного ремесла и колоната способствовало становлению у соответствующих групп населения чисто моногамной формы С. Вместе с тем устранение многоженства сопровождалось ростом проституции и адюльтера. С переходом к феодализму '… моногамия, развившаяся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность' (Энгельс Ф., там же, с.
72). Распространение мировых религий, прежде всего христианства, усилило идеологические узы, скреплявшие С. Владычество мужчин было освящено, покорность и жертвенность женщин возведены в сан высших добродетелей. На 'экономическом каркасе' брака появился 'трогательно-сентиментальный покров'. Господствующий класс, освобожденный от экономических забот, достиг такой стадии духовного и нравственного развития, при которой могли появиться 'рыцарское отношение к женщине' и 'рыцарская любовь'. Но поскольку частная собственность оставалась основой брачно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне его, как его антиподы. Противоречие в С. между 'поработителем — мужчиной и порабощенной женщиной' было дополнено не менее острым конфликтом между экономическими целями собственнической моногамии и избирательностью полового влечения, которая наиболее сильно проявляет себя в чувстве любви . Капиталистическая индустриализация разрушила — по крайней мере в городах — характерную для феодализма связь между жизнью С. и производством, а из всех экономических функций оставила у многих С. лишь функцию организации быта; в С., связанных с капиталистической частной собственностью, экономическая функция сводится к деятельности по накоплению капитала. В связи с этим при капитализме отпала необходимость в больших 'неразделённых' С. и их патриархальной структуре. Большинство С. стало состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархический и авторитарный характер. Женщины получили широкий доступ к работе на промышленных предприятиях и в сфере услуг. Это в несравненно большей, чем при феодализме, степени обеспечило экономическую самостоятельность женщин и их независимость от мужчин, даже несмотря на сохраняющуюся в буржуазных государствах дискриминацию в оплате женского труда. Под влиянием революционной борьбы пролетариата женщинам во многих странах были предоставлены гражданские права, в том числе право на развод. Среди классов и социальных групп, непосредственно не связанных с частной собственностью, брак из экономического института всё больше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Произошло известное перераспределение обязанностей мужа и жены в С. в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. Однако самая важная часть вклада мужчин падает на более периферийные виды хозяйственной деятельности С., тогда как женщины, независимо от того, работают они на производстве или нет, несут на своих плечах основное бремя домашнего труда. Развитие системы бытового обслуживания, досуга, детских учреждений позволило С. полностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей (т. н. редукция функций С.). С. всё больше сосредоточивалась на своей внутренней жизни, возрастала роль внутрисемейных отношений в обеспечении её стабильности и прочности. Ослабление контроля общественного мнения (в результате урбанизации), а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю С., резко увеличило 'нагрузку' на моральные узы. В капиталистическом обществе действуют две противоречивые тенденции изменения С.: её обновление, 'реконструкция' на основе промышленного и культурного прогресса и дезорганизация. Первая из этих тенденций наиболее характерна для трудовых семей, вторая — для паразитических слоев. Частнособственнические отношения при капитализме способствуют распространённости браков по экономической выгоде, по расчёту. Экономические, политические и моральные противоречия капитализма стимулируют также отчуждение С. от общества. Закономерное сосредоточение С. на внутренних, семейных, проблемах принимает форму её 'самоизоляции'. В то же время возрастают возможности внутрисемейных коллизий и уменьшаются шансы их урегулирования без ущерба для единства С. Всё это ведёт к неустойчивости С., росту числа разводов. Так, в США в 1890 один развод приходился на 16 браков, в 1900 — на 13, в 1911 — на 11, в 1920 — на 6, в 1940 — на 5, в 70-х гг. на 3,5-4 брака. Увеличивается и количество неофициальных разводов — 'дезертирств' (главным образом мужчин). В результате социалистических преобразований семейные отношения освобождаются от социальных установлений старого общества (собственнического права, влияния церкви, классовых, сословных и национальных предрассудков и т. д.). Уничтожаются все формы дискриминации женщин и одновременно систематически расширяется сеть общественных учреждений, призванных помогать С. в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Рост благосостояния и культуры населения ведёт к формированию социалистического типа С. Марксизм-ленинизм отвергает буржуазные и анархистские утверждения, будто обобществление средств производства в социалистическом и коммунистическом обществе должно обязательно сопровождаться 'обобществлением' женщин и детей, разрушением С. В действительности коммунистическим идеалом отношений между полами является… гражданский брак с любовью… ' (Ленин В. И., Соч., 5 изд., т. 49, с.
56). Социалистическая С. отличается от собственнической С. по мотивам брака и характеру внутрисемейных отношений. Подавляющее большинство браков в СССР заключается не по экономическому расчёту или родительскому принуждению, а по личному выбору будущих супругов. В связи с этим внутрисемейная организация характеризуется при социализме гораздо большими, чем в любом другом обществе, равноправием супругов и сплочённостью семейной группы. Всё большее выражение получает тенденция к дроблению больших С. и раздельному жительству старшего и младшего поколений. Главной общественной функцией С. при социализме становится обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве и воспитание детей (см. Семейное воспитание ). Функция накопления частной собственности отмирает уже в ходе социалистических преобразований, а хозяйственно-бытовая функция осуществляется не как цель, а как условие семейной жизни. Существенно изменяется и характер взаимоотношений между С. и обществом, государством, повышается социальная активность С. Вместе с тем определённое число С. в условиях социализма не свободно от феодально-религиозных, мещанских и других пережитков. Это обусловливает ещё сравнительно высокий процент разводов в социалистическом обществе. В СССР в 1960 было 1,3 развода на 1000 чел., в 1965-1,6, в 1970-2,6, в 1973 — 2,

8. В развитом социалистическом обществе в связи с возрастанием роли морального фактора в общественной жизни увеличивается и социальная роль С. Происходит дальнейшее обогащение семейных отношений. Нормы нравственности и законодательство в условиях социализма направлены на укрепление С., утверждение принципов социалистического общежития. В будущем обществе значительно сократится хозяйственно-бытовая функция С. Регистрация брака утратит юридический характер и превратится в чисто моральный и эстетический акт. Но можно предвидеть, что деятельность С., направленная на обеспечение личного счастья людей и воспитание молодого поколения, ещё более расширится.Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., [Письмо] Инессе Арманд 23 мая (5 июня) 1914, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 48; его же, [Письмо] от 4(
17) янв. 1915 г., там же, т. 49; Ковалевский М., Очерк происхождения и развития семьи и собственности, СПБ, 1895; Гроссе Э., Формы семьи и формы хозяйства, пер. с нем., М., 1898; Морган Л., Первобытное общество, пер. с англ., М., 1900; Вольфсон С. Я., Семья и брак в их историческом развитии, М., 1937; Штернберг Л., Семья и род у народов Северо-Восточной Азии, М., 1939; Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., т. 1-2, М., 1939; Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963; Харчев А. Г., Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования, М., 1964; Юркевич Н. Г., Советская семья, Минск, 1970; Ворожейкин Е. М., Семейные правоотношения в СССР, М., 1972; Дарский Л. Е., Формирование семьи, М., 1972; Аннотированная библиография работ по проблемам семьи в СССР (1957-
1971), в. 1-2, М., 1972; Семья как объект философского и социологического исследования, Л., 1974; Семёнов Ю. Ц., Происхождение брака и семьи, М., 1974; Bachofen J. J., Das Mutterrecht, 2 Aufl., Basel, 1897; Mac Lennan J., Primitive marriage, Edin., 1865; Maine Н. S., Dissertations on Early law and custom, L., 1883; Westermarck Е., The history of human marriage, L., 1894; Weber М., Ehefrau und Mutter in der Rechtsentwicklung, Tubingen, 1907; Nimkoff М. F., Marriage and the family, Boston, 1947; Parsons Т., Bales R. F., Family. Socialization and interaction process, L., 1956; Famille et habitation, v. 1-2, P., 1959-60; Piotrowski I., Praca zawodowa kobiety a rodzina, Warsz., 1963; BeII N. W., Vogel Е. F., A modern introduction to the family, Toronto, 1961; Coode W. J., World revolution and family patterns, Chi., 1963; Handbook of marriage and the family, ed. Н. Т. Christensen, Chi., 1964; Sussman М. B., Sourcebook in marriage and the family, 3 ed., N. Y., 1968; Family development in three generation, Camb. (Mass.), 1970; Families incrisis, ed. P. Glasser, L. Glasser, N. Y., 1970; Sex, career and family, L., [1971]; Bell R., Marriage and family interaction, 3 ed., Homewood (III.), 1971; Aldous J., Hill R., International bibliography of research in marriage and the family, 1900-64, Minneapolis, 1967; Mogey J., Sociology of marriage and family behavior, 1957-1968, 'Current sociology', 1969, v. 17, | 1-

3. А. Г. Харчев.

Полный орфографический словарь русского языка

Семья

семья, —и, мн. семьи, семей, семьям

Викисловарь

Семья

группа людей или животных, связанных близко-родственными отношениями и, обычно, живущих вместе группа людей, объединённых общими интересами, идеями группа объектов, объединённых общими свойствами , группа людей, вступивших в мафию

Каким бывает «семья»?

Семья бывает:

  • небогатая
  • многодетная
  • дружная
  • благополучная
  • интеллигентная
  • добропорядочная
  • знатная
  • неполная
  • профессорская
  • армянская
Все определения к слову СЕМЬЯ

Морфемный и фонетический разбор слова «семья»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова семья. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «семья»

Какими словами можно заменить слово семья? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову СЕМЬЯ

Ассоциации к слову «семья» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово семья? В русском языке со словом семья чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову СЕМЬЯ

Сочетаемость слова «семья»

Как правильно употребляется слово семья? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • августейшая семья
  • американская семья
  • английская королевская семья
  • английская семья
  • арабские семьи
  • аристократические семьи
  • армянская семья
  • бедная семья
  • бездетная семья
  • благополучная семья
Полная таблица сочетаемости слова СЕМЬЯ

Предложения со словом «семья»

Примеры употребления слова семья в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Сможет ли она почувствовать себя членом большой семьи уже совсем скоро?

Блейк Пирс, Обретая

– Все ждут коронацию, – объяснила дружелюбная такса. – Сегодня новая королевская семья переезжает во дворец.

Белла Свифт, Собачка, которая мечтала о доме

Власть над деревнями принадлежала узкому слою элиты, прежде всего членам царских семей разных хурритских государств.

С. В. Волков, Элитные группы традиционных обществ

А у нас вся семья говорящая. Отец говорит, мать говорит… А дед говорит: «Делай добро, бросай его в воду. Оно не пропадёт — добром к тебе вернётся».

Ух ты, говорящая рыба!

Все предложения и цитаты со словом СЕМЬЯ

Cлово «семья» является ответом на вопросы