Правда

Cлово «правда» означает:

совместно с кривдой составляет дуальную оппозицию. Абсолютизация их противоположности, отказ от признания их взаимопроникновения, от понимания взаимозависимости добра и зла приводит к смыканию с манихейством. П. — высшее воплощение всего положительного: " …. выше народа и выше России" (Ф. Достоевский). П. — гипоцентр архаических субкультур русской культуры, носит синкретический характер, в котором можно выделить прежде всего нравственные пласты, а также представление об идеале социальной жизни, обычно тяготеющем к идеалу общинного социализма, а также росту утилитарных благ. П. носит крайне неопределенный, абстрактный характер в отличие от кривды, которая обычно воплощена в конкретном образе некоторого носителя зла; буржуев, врагов народа, кооператоров и т. д. П. принципиально отлична от истины и совпадает с некоторым эмоционально комфортным состоянием. П. отличие от истины должна быть неделима и получена сразу, целиком. Ее невозможно получать поэтапно, накапливать как крупицы истины. Она идет от души. "Для того, чтобы осознать правду, не требуется понятий и масштабной работы мысли" (Кожинов В. Наш современник. 1966. № 4. С. 160). Проблема отношения всеобщей и личной П. в синкретизме неразрешима, так как там неизвестно само это различие. Моя П. и есть всеобщая П., как и наоборот. Поэтому жулик Чичиков (Гоголь Н. Мертвые души) имел право сказать, что он "пострадал за правду". истинапроцесс постоянной критики ранее сложившегося комфортного состояния, результат работы ума, постоянное движение, изменяющее границы комфортного и дискомфортного состояния. П. — результат инверсии, истина — результат медиации. П., как основанная на отождествлении осмысляемого явления с крайним полюсом дуальной оппозиции, тем самым противостоит взаимопроникновению, амбивалентности. Различие между П. и истиной — одна из форм раскола общества. В концепции псевдосинкретизма содержится попытка скрыть раскол. Это выражается в отождествлении народной П. и научной истины, что разрушает и то и другое. Для П. характерна некритическая слепая эмоциональная вера в свое собственное мироощущение, противостоящее самокритике познания, что является одним из факторов крайне слабого понимания сторонниками П. специфики. современного мира. Д. С. Лихачев говорит о присущей русской культуре "особой правдивости", при которой человек "во всем доходит до крайней точки". П. прямой дорогой ведет к инверсионной ловушке по пути постоянного нарушения запрета на инверсию. Считается, что П. обладает способностью к самоутверждению, кривда же сама идет к самоликвидации. Для утверждения П. достаточно лишь "доброго слова". Однако кривда может этому воспрепятствовать, и тогда против упорствующего как тождественного кривде надо применить силу (см. принцип Антона Петрова). Еще И. Пересветов отождествлял "грозу" и "правду" и писал, что без "грозы не мочно в царстве правду ввести". Тем не менее, по языческим представлениям, одолеть зло на земле невозможно (Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. С. 464).

Источник: Философский словарь

Значение слова «правда» в русском языке

политический, литературный и общественный журнал-газета патриотического направления. Выходил в Петербурге в 1888-94. Издатель-редактор — М.О. Коялович, позднее — П.Н. Подлигайлов. Журнал стоял на православно-монархических позициях, провозглашая себя "органом исключительно политическим, истинно русского направления".

Источник: Исторический словарь

Исторический словарь

Правда

газета, до августа 1991 орган ЦК КПСС. Основана в апреле 1912 как легальная большевистская газета, выходила в С.-Петербурге до июля 1914. Возобновлена в марте 1917 как орган ЦК и Петроградского комитета РСДРП(б) (из-за преследований неоднократно меняла названия). С марта 1918 издавалась в Москве (до 1952 орган ЦК и Московского Комитета партии). В августе 1991 после прекращения деятельности КПСС издание "П." приостановлено, вскоре возобновлено. В 90-е гг. выходят несколько газет под названием "П.".

Философский словарь

Правда

— понятие, близкое по значению понятию "истина", но в русской философии оно служит также выражению дополнительного смысла, связанного с указанием, с одной стороны, на подлинную вселенскую истину, а с другой — с указанием на предельную личную убежденность говорящего. Русское слово "правда" этимологически связано с корнем "prav"; соответственно П. может выступать в таких значениях, как "обет", "обещание", "присяга", "заповедь", "правило", "договор", "закон". В основе семантики этого слова лежит представление о божественном порядке (ср. синонимичные выражения "преступить правду" или "преступить закон", а также название Русская правда как свод законов). П. может пониматься как договор между человеком и Богом, и в этом смысле это слово семантически связано со словом "мир" (община). Семантика слова "мир" также воплощает идею божественного договора с людьми, реализованную в социальном (и пространственном) плане (ср. иранск. mitra в значении "договор" — В. Торопов). Уместно вспомнить рассуждения Платона о справедливости, которая есть то, что правит всем. Между тем слово "истина" образовано от местоимения is-to и, следовательно, этимологически соотносится с лат. iste — этот, тот и т. п. Т. о., П. осмысливается как божественное начало, а истина — как человеческое. Так, в Псалтыри говорится, что истина от земли восходит, а П. с небес принимается; в греческом тексте слову П. соответствует ??????????? (справедливость, законность, правосудие), а слову истина — ??????? (действительность). В такой перспективе характерно противопоставление П. и кривды. Итак, если истина соответствует реально переживаемой действительности, то — правда высшей духовной действительности, подлинной реальности. В дискурсе русских философов, начиная с Ф. Достоевского и Вл. Соловьева, устойчиво воспроизводится смысловая иерархия П. и истины. Русский философ, выступающий за П., стоит за такую истину, которой следует еще добиться, за П., включающую в себя такой жизненный идеал, в котором поступки отдельного человека находятся в соответствии с требованиями этики. Истина у русских мыслителей порою становится относительной, ибо ее можно менять по усмотрению. Более того, она оказывается подчиненной П. Флоренский отмечал, что истина происходит от естины, от того, что есть на самом деле и принадлежит самому сущему. И потому истина есть живое существо, и гносеология должна выступить в форме гносеургии, т. е. преобразования познающего субъекта. Ибо истина как воплощение живого, может познаваться только жизнью, цельным способом человеческого бытия, а не отвлеченно логическими средствами. Онтологизм русских мыслителей, по мнению Флоренского, побуждает их к реализации своих идей и жажде осуществления высшей П. Вместе с тем, в русской философии мы находим противостояние метафизике, настаивающей на жестокости бинарной оппозиции "истина — ложь". В противовес этому предлагается тернарная структура — "правда — истина — ложь", которая оказывается более приближенной к жизни. Между тем такая постановка проблемы не является специфически русской. И. Кант в этических размышлениях подчеркивает, что человеку свойственно притворство (симуляция) и в этом нет ничего плохого, ибо оно приобщает его к культуре, делает благородным и вежливым. Но умалчивание действительно может приводить ко лжи, но может приводить и к неправде. Кант предлагает различать ложь и неправду: если мы даем обязательство открыть некую истину и высказываем при этом ложное утверждение, то тем самым творим ложь; но если нас принуждают открыться, и при этом не имеют на это права, наше уклончивое высказывание будет только неправдой. Выдвигая тернарную структуру "истина — ложь — неправда", Кант, по существу, указывает на подвижность границ между истиной и ложью. Ф. Ницше ухе прямо объявляет, что для жизни необходимо лгать. Истина у него — это стадная ложь, которая продолжает жить даже тогда, когда жизнь к этому не располагает. При этом ложь понимается им как в этическом, так и в риторическом смысле, ибо, используя язык, человек неизбежно лжет. Человеческие понятия — это стертые метафоры. А метафоры возникают в результате отождествления своего ощущения с воспринимаемым предметом, т. е. в процессе отклонения от его действительного содержания. С. А. Азаренко

Словарь русских фамилий

Правда

ПРАВДИВЦЕВ ПРАВДИН ПРАВДИВЦЕВ ПРАВДИН
Фамилии образован от прозвищ, восходящих к нарицательному слову правда. Может от прозвища честного человека.

Каким бывает «правда»?

Правда бывает:

  • комсомольская
  • пионерская
  • истинная
  • чистая
  • горькая
  • ленинградская
  • несомненная
  • суровая
  • историческая
  • совершенная
Все определения к слову ПРАВДА

Морфемный и фонетический разбор слова «правда»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова правда. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «правда»

Какими словами можно заменить слово правда? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПРАВДА

Ассоциации к слову «правда» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово правда? В русском языке со словом правда чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПРАВДА

Сочетаемость слова «правда»

Как правильно употребляется слово правда? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абсолютная правда
  • безусловная правда
  • беспощадная правда
  • божественная правда
  • божья правда
  • большая правда
  • великая правда
  • вестготская правда
  • вечная правда
  • внутренняя правда
Полная таблица сочетаемости слова ПРАВДА

Предложения со словом «правда»

Примеры употребления слова правда в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

– Я не могу вам этого сказать… – Видно было, что старик не хочет лгать, но и не может сказать правду.

Кир Булычев, Привидений не бывает

– Говори чистую правду, а если станешь обманывать меня, то я в один миг размозжу твою голову этой железной палкой!

Сборник, Японские сказки

Шансы между тем, что это может быть правдой либо выдумкой, я бы разделил примерно поровну.

Александр Уразов, Улыбка господина Хо

Вастра: (Кларе) Правда одна, а ложь — это слова, слова, слова…

Одиннадцатый Доктор — Сезон 7

Все предложения и цитаты со словом ПРАВДА

Cлово «правда» является ответом на вопросы