Бюрократия

Cлово «бюрократия» означает:

(от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — 1) высший чиновничий аппарат, администрация, 2) система управления, основанная на формализме, административной волоките, на превалировании формального над сущностным.

Источник: Юридический словарь

Значение слова «бюрократия» в русском языке

— специфическая форма социальных организаций в обществе, существо которых заключается: — в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации; — в приоритете формы над содержанием деятельности организации; — в подчинении правил и задач функционирования организации целям сохранения и укрепления бюрократии. присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Главным признаком бюрократии является существование и рост слоя бюрократов — привилегированной, паразитической и оторванной от народа чиновничье-административной касты. Возрастающая бюрократизация в различных сферах государственного и административного управления в последние десятилетия существования Советской власти свидетельствовала о нарастании кризисных явлений, отклонении от линии строительства коммунизма, чему в свое время не было придано должного значения.

Источник: Политический словарь

Политический словарь

Бюрократия

(фр.bureau — бюро, канцелярия; греч. kratos — власть; — господство канцелярии) — сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально-организационного строения общества и государства. Возникновение бюрократии связано с генезисом государства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осуществляет функцию управления общества в целом (чиновники). Место бюрократии в системе управленческих отношений можно определять как среднее, промежуточное между политической элитой и населением, социальными общностями людей. Она своей деятельностью связывает элиту и массы, являясь основным коллективным субъектом, способствующим реализации руководящих установлений элиты в массы. В этом ее необходимое, прогрессивное значение и роль в обществе и государстве. Но природа бюрократии двойственна. Кроме отмеченной стороны она обладает и негативной, которая проявляется своеобразно в зависимости от способа властвования, т. е. политического режима. Так, развитие бюрократии в условиях тоталитарного режима приводит к возникновению отчужденной системы управления, оторванной от интересов народа. В таких условиях бюрократия характеризуется следующими основными признаками: 1) она выдает свои собственные, профессиональные интересы за всеобщие, выражающие, по ее мнению, потребности и интересы всех членов общества; 2) абсолютизируя собственные узкопрофессиональные интересы, она создает иллюзию (объективное заблуждение) своей независимости как от общества в целом, так и от политически господствующей силы, властвующей в обществе и государстве; 3) в силу того, что деятельность бюрократии связана с механизмом реализации исполнительной власти в обществе и государстве, она может практически оказывать существенное влияние на развитие политического процесса в стране, что и отмечается в России. Ссылки на культуру власти бюрократии в наше стране бесполезны тем, что отдельные ее культурные проявления не могут принципиально изменить отношения господства-подчинения, при которых "на смену прямому действию приходит организационное, и хотя при этом раздаются призывы к солидарности, на самом деле имеет место подчинение "закону олигархии" (Н.Луман).

Политический словарь

Бюрократия

— 1) необходимый и неизбежный для любого государства слой служащих, занятый административно- управленческой работой в государственном, партийном и ином аппарате и организационно-политически обеспечивающий построение и функционирование соответствующей власти, т.е. чиновничество, бюрократы, аппаратчики, работники канцелярий в широком смысле слова; 2) власть аппарата чиновников- бюрократов. Наиболее характерные черты Б. — это привилегированность, властность, авторитарность, замкнутость и кастовость, иерархичность, многоступенчатость, конформизм, деперсонализация, преувеличение роли и значения управленческой деятельности и ее форм. В истории социально- политической мысли особенно много внимания проблеме Б. уделили М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, АТоулднер и др.

Социологический словарь

Бюрократия

— англ. bureaucracy; нем. Burokratie. 1. Система  управления, в к-рой решающую роль  выполняет бюрократический аппарат.  2. По М. Веберу — тип идеальной рациональной организации, к-рый характеризуют: эффективность  административных действий, достигаемая за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей; иерархическая система контроля и подчинения должностных лиц; безличностные отношения, основанные на зафиксированных законах и правилах, определяющих принятие решений;  отделение  административных функций от собственно средств управления. 3. Синоним бюрократизма  — отчуждение  государственного аппарата по отношению к обществу, превращение средств административной деятельности в самоцель; формализм,  канцелярщина, бездушность, рутина,  служебная волокита.  

Бизнес словарь

Бюрократия

от фр. bureau бюро, канцелярия и греч. kratos — власть А. Чиновничий аппарат, администрация. Б. Система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Большой Энциклопедический Словарь

Бюрократия

(букв. — господство канцелярии — от франц. bureau — бюро,канцелярия и …кратия), первоначально — власть, влияние руководителей ичиновников аппарата правительства; в дальнейшем — обозначение слояслужащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества.Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращаетсяв особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгаярегламентация, разделение труда и ответственности в осуществленииформализованных функций, требующих специального образования. Бюрократиисвойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимыйот большинства членов организации, что сопровождается нарастаниемформализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил изадач деятельности организации главным образом целям ее укрепления исохранения. Это находит крайнее выражение в авторитарных системах.Демократическое общество стремится выработать формы контроля и управления,направленные на преодоление или ограничение отрицательных черт бюрократии.

Исторический словарь

Бюрократия

— высшая чиновничья администрация в государстве.

Исторический словарь

Бюрократия

(букв. — господство канцелярии, от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть, господство), власть чиновников. Самосознание русского чиновничества, бывшего опорой и основой государственной власти в Императорской России, до сих пор оставалось за рамками внимания историков. Мы как-то традиционно удовлетворялись карикатурными персонажами гоголевского городничего, грибоедовского Скалозуба и иных, подобных им литературных фигур, совершенно забывая, что с петровских времен влияние бюрократии (далеко не всегда отрицательное) постоянно росло, а после реформ М.М. Сперанского (и проводившейся в том же духе политики Николая /) чиновничество фактически несло на своих плечах весь груз ответственности за судьбу России. Простая справедливость требует признать несомненные заслуги русского чиновника в устроении и упорядочении всех областей жизни страны, во всех успехах и победах Империи, во всем том, что составило славу и доблесть России в XVIII-XIX вв. Столь же безусловна и несомненна огромная доля вины чиновной бюрократии в катастрофе, постигшей Россию в н. XX в. Потому-то и представляет значительный интерес анализ мировоззрения русского административного сословия. В жизни оно выражалось не языком идей, понятий или слов, а языком законов, практических действий и политических решений. Даже и не будучи оформлена словесно, идеология, лежащая в основании этих решений и действий, была вполне определенна и ясна. В ее истоках лежало представление о ведущей, решающей роли государства во всех областях человеческой жизни. К сожалению, искажение основ русского домостроительства не обошло стороной и государственный аппарат. Стремление подчинить ему всякую человеческую деятельность, все проявления человеческого духа вступало в явное противоречие с православным мировоззрением. Утратив чуткость к благодатному духу Церкви, рассматривая ее лишь как один из государственных институтов, этакий "департамент по улучшению нравов народа", бюрократия стремилась поставить под контроль светской власти все стороны церковной деятельности, да и само духовенство. При таком развитии событий Самодержавное Царство, издавна одухотворяющееся христианскими идеалами служения и долга, мало-помалу превращалось в абсолютистскую монархию по западноевропейскому образцу, а сам Самодержец — в простого главу государственного аппарата (нечто вроде современного президента, наделенного неограниченными полномочиями). Не случайно Лев Тихомиров — раскаявшийся террорист-народоволец, ставший впоследствии теоретиком монархизма, — назвал абсолютизм "идеей демократической". Искажалась сама идея Божественного происхождения верховной власти, размывались ее религиозные, вероисповедные основы. Согласно бюрократическому воззрению на Царя как на главу административной системы управления государством, он якобы "делегирует" часть своей власти каждому чиновнику. Константин Леонтъев, понимавший и чувствовавший, какие опасности грозят России, метко выразил эту идею так: "каждый урядник есть тоже немножко Помазанник Божий". Призванный Господом к великому служению, русский народ постепенно низводился к роли детали в грандиозном государственном механизме Империи. Многие видели эти искажения и в меру сил пытались исправить их, но лишь немногие понимали, к чему все это может привести. Митрополит Иоанн (Снычев)

Исторический словарь

Бюрократия

(буквально — господство канцелярии, от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть, господство). Данный термин используется в нескольких значениях. 1) Особый слой людей (чиновников), служащих в различных звеньях государственного аппарата и неразрывно связанных с системой государственного управления. 2) Система государственного управления через чиновничье-административный аппарат, действующий на основании главным образом, письменного канцелярского производства через посредство назначаемых должностных лиц (чиновников). 3) Канцелярская волокита, пренебрежение к существу дела ради выполнения формальностей; бесполезная деятельность.  

Исторический словарь

Бюрократия

(фр. — бюро, канцелярии) — 1) специфическая форма политических, экономических, идеологических и др. социальных организаций, для которых характерны произвол, подчинение правил и задач деятельности организации, прежде всего целями ее сохранения и укрепления; своеобразный социальный организм; 2) система управления осуществляемого с помощью аппарата власти, обладающего специфическими функциями и привилегиями; 3) слой людей, связанных с этой системой.

Исторический словарь

Бюрократия

— господство чиновничества, власть бумаг, когда центры исполнительной власти практически не зависят от народа. Характеризуется формализмом и произволом.

Исторический словарь

Бюрократия

— система управления, осуществляемого с помощью аппарата власти, обладающего специфическими функциями и привилегиями. Характерными чертами ее являются произвол и подчинение всей деятельности целям самосохранения.

Исторический словарь

Бюрократия

(дословно господство канцелярии) лица, принадлежащие к высшей чиновничьей администрации, слой чиновников и администраторов.

Исторический словарь

Бюрократия

( фр. bureaucratie фр. bureau — бюро, канцелярия + греч. kratos — власть): 1) специфическая форма соц. организаций в обществе (политич., эконом., идеологических и др.), в которых центры исполнительной власти практически независимы от большинства их членов; 2) узкий, привилегированный чиновничье-административный слой.

Исторический словарь

Бюрократия

— буквально: господство канцелярии. Лица, принадлежащие к высшей чиновничьей администрации, слой чиновников и администраторов, формальное, бездушное отношение к делу, волокита в решении неотложных вопросов — бюрократизм.

Политический словарь

Бюрократия

— тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение; штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.

Политический словарь

Бюрократия

— 1) система управления обществом, осуществляемая привилегированной кастой чиновников, объединяемых общим корпоративным интересом; 2) тип организации, для которой характерны четкая управленческая иерархия, жесткие правила и стандарты деятельности, специализированное распределение труда.

Политический словарь

Бюрократия

(фр. bureaucratie фр. bureau бюро, канцелярия + гр. kratos власть, господство) — прослойка людей, профессионально занимающихся вопросами управления и выполнением решений высших органов власти. Их деятельность основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур. Б., по М. Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Им же были сформулированы основные требования к чиновникам: лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; имеют устойчивую служебную иерархию; имеют твердо определенную компетенцию; работают в силу контракта (на основе свободного выбора); работают в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном "отрыве" от средств управления и без присвоения служебных мест; подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю. В условиях легального господства всегда существует опасность превращения Б. из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. К способам ограничения Б. относятся: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль над ними со стороны политических институтов.

Политический словарь

Бюрократия

(от франц. вurean) — зеленое сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий, отсюда и термин "бюрократ", т.е. служащий средних звеньев государственного аппарата, чиновник. 

Политический словарь

Бюрократия

— система управления, осуществляемая особым слоем людей, которые призваны обеспечить эффективное функционирование государственных и других социальных институтов, имеют специфические обязанности и работают в соответствии с иерархией полномочий.

Политический словарь

Бюрократия

— 1) специфическая форма политических, экономических и других социальных организаций, для которых характерными чертами являются произвол, подчинение правил и задач деятельности прежде всего целям ее сохранения и укрепления. 2) система управления, осуществляемого с помощью аппарата власти, обладающего специфическими функциями и привилегиями.

Политический словарь

Бюрократия

(франц. bureau — бюро, канцелярия и …кратия), первоначально — власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем — обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения.

Психологический словарь

Бюрократия

— власть уполномоченных над неуполнамоченными.

Социологический словарь

Бюрократия

— организация,  состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.  Система  аппаратного властвования и управления в организации, состоящей из ряда взаимодействующих официальных лиц, должностные статусы  которых образуют иерархию и которые отличаются формально установленными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

Социологический словарь

Бюрократия

— организация,  состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию, и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. 

Социологический словарь

Бюрократия

— аппарат управления, которому в гонке за социальными благами удалось оторваться от парода.

Социологический словарь

Бюрократия

— организация,  состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. 

Социологический словарь

Бюрократия

– организация,  деятельность  которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей, складывающихся на основе четких правил и процедур; социальный  слой, непосредственно осуществляющий функции управления обществом. 

Социологический словарь

Бюрократия

— правление и/или социальная группа  чиновников (госслужащих, занятых исполнительским трудом в сфере управления).

Социологический словарь

Бюрократия

– особый тип организации, особая система  управления, основанная на подчинении человека  не другому человеку, а безличной системе. В социологию в качестве особой категории  бюрократия  введена Вебером, который видел в ней специфическую форму организации, характерную для современного, модерного общества, один из главных "локомотивов модернизации". Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Веберовский идеальный тип  рациональной бюрократии отличается следующими основными особенностями: 1. строго иерархическая структура;  2. формальное статусное подчинение;  3. управление  по формальным, безличным правилам; 4. эмоциональная нейтральность  отношений. Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации ( патриархальная, патерналистская ), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Она пронизывает все основные учреждения капиталистического общества, начиная от государственного управления, экономики и кончая образованием  и церковью.  Современная социология  отмечает ограниченность и неэффективность бюрократии, недостаточную гибкость, связанную именно с ее основным достоинством – предсказуемостью и стандартностью действия. Она способна обеспечить лишь ограниченный социальный контроль,  особенно в современной ситуации, отличающейся быстрыми социальными изменениями и требующей нестандартных решений. В современном мире, характеризующемся нарастанием непредсказуемости развития социальных процессов, бюрократия становится все менее эффективной и вытесняется иными системами организации и управления (см. организация социальная  ).

Социологический словарь

Бюрократия

(от франц. bureau — канцелярия и греч. kratos — власть,  господство,  сила)  — одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся об-ве, важный элемент  механизма интеграции и соц. регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности профессионализирующихся в управлении лиц. Сущностная характеристика Б. состоит в нарастающем отчуждении исполнительной власти, ее концентрации в руках чиновничества, стремящегося избежать или ослабить демократич. контроль  за своей деятельностью.  Этот процесс  проявляется в трансформации объективно необходимых для нормального функционирования механизма соц. управления инструментальных функций аппарата в целеполагающие и превращении аппарата в самодовлеющую силу об-ва. Б. — сложное соц. явление. Оно может быть рассмотрено в нескольких взаимосвязанных планах. Прежде всего — как разновидность организации публичной власти в условиях развитой соц. дифференциации об-ва, т. е. система  соц. управления, отчужденная от управляемых и стоящая над ними. Структуры публичной власти формируются в историч. длительном процессе обществ. разделения труда,  приводящего к образованию новой его отрасли (управляющие — управляемые), и являются продуктом развития всего об-ва. Первоначально эти структуры возникают для осуществления общесоц. задач, причем организационная эволюция  вырабатывает рациональные способы кооперации и специализации управленческого труда. Дальнейшее развитие  обществ. противоречий и отношений собственности приводит к тому, что выполнявшие функции "общих дел" структуры начинают осуществлять и функции обеспечения интересов имущих господствующих групп. Однако Б. не просто служит орудием одних соц. групп против других, но и своекорыстно стремится подчинять действительные потребности об-ва, задачи,  нормы  и процедуры функционирования целям самосохранения и укрепления собственных позиций, демонстрируя при этом поразительную приспосабливаемое. В процессе организационной эволюции вырабатываются и отбираются эффективные способы специализации и кооперации управленческого труда в структурах  публичной власти. Основные свойства бюрократич. рациональности этих структур — дифференциация  функций, стандартизация методов и условий работы, регламентация  действий безличными правилами; "деперсонализация" , т. е. исключение всех форм личных соображений из исполнения служебных обязанностей; многоступенчатая иерархия  должного и карьера  при условии отвечающего формальным критериям исполнения обязанностей, т. е. продвижение по служебной лестнице с соответствующим увеличением жалованья, льгот и престижных, "символических" условий труда; строгая дисциплина  труда и др. Постепенно формы бюрократической рациональности заимствуются всеми другими соц. организациями. По мере роста их масштабов и увеличения численности работников сферы ведения (компетенции) в них подвергаются дроблению, а масса  рядовых служащих все более оттесняется от процесса принятия решений и оказывается все менее способной иметь ясное представление о деятельности организации в целом. В аппаратах обществ. организаций усиливаются позиции профессиональных работников, растет сила их определяющего воздействия и независимость  от волеизъявлений масс, активность  к-рых иссякает, возникает возможность для оказания большего влияния "сверху вниз", чем "снизу вверх" (в политич. партиях,  профессиональных союзах и иных обществ. объединениях), что подрывает основы внутриорганизационной демократии и способствует бюрократизации всей деятельности. Феномен Б. был исследован в нач. XX в. нем. социологом М. Вебером, к-рый изучал генезис бюрократич. форм управления из крупного хозяйства древних царей и выделил признаки идеального типа бюрократич. систем, присущие в той или иной мере реальным капиталистич. организациям.  В концепции Вебера эффективность  Б. выступает ее сущностной характеристикой, а само это понятие  приобретает позитивное значение,  поскольку, проводя различие  между наукой и политикой, он стремился ограничиваться в научном анализе  технико-экономич. превосходством формально упорядоченных структур над любыми иными формами соц. организаций. Вместе с тем в своих политич. работах  он, напротив, выступал критиком Б., угрожающей либерально-буржуазным свободам  и демократии. Б. выступает и как связанный особыми групповыми интересами и ценностными ориентациями специфич. обществ. слой (иерархия слоев, иерархически организованная общность,  "как бы класс" ). Члены данной соц. группы характеризуются сходством представлений о своем месте в об-ве и представлений об-ва об их месте. Бюрократич. самосознанию свойственны замещение общегос. интересов корпоративными (ведомственными или местническими), пренебрежение демократич. ценностями, представления о престижности и особой значимости своего труда и др. Основные свойства бюрократич. организаций, привилегированный статус,  нек-рые общесоц. факторы  (в частности, неразвитость демократии, ин-тов и традиций, тип и уровень политич. культуры) порождают условия, к-рые формируют специфич. тип личности. Система организационных зависимостей подчиняет себе бюрократизированного индивида  и вырабатывает у него специфич. этику политич. и идейно-морального конформизма,  психологию верности существующим порядкам, ориентацию на соответствие мнениям и требованиям непосредственного окружения. Для поведения "бюрократич. личности" характерна поглощенность стремлением соответствовать системе общепринятых нормативных образцов и поддерживать свою морально-психологич. стандартизированность. Включенный в организацию такой человек  сознательно ориентируется на приспособление  к задаваемой ему роли, и, тщательно соблюдая принятые в ней нормы (труда и "ведомственной морали"), постоянно корректирует свое поведение  требованиями непосредственного окружения. Ядро бюрократич. системы ценностей образует карьера, с мыслью о к-рой коррелируют все помыслы и ожидания, тесно связаны статус и престиж  служащего. Нацеленность на продвижение по иерархической служебной лестнице ведет к предпочтению стабильности существующей соц. системы как условия осуществимости карьерных ожиданий и предсказуемости регулярных повышений по службе. Сознание  бюрократич. личности проецирует на об-во "статусное представление", отражающее нек-рые реалии ее объективного положения в организации. "Статусное сознание" воспринимает об-во как многоступенчатую структуру, в к-рой сохраняется возможность перемещения с одной ступени на др. благодаря личным усилиям. Другим важнейшим элементом бюрократич. системы ценностей выступает самоотождествление служащего с организацией, внутренняя, по крайней мере, демонстрируемая посвященность общим целям ее успеха, ориентация  на единство с ее нормативным порядком, служение организации как средству достижения собственной цели. См. также Теория  бюрократии. Лит.: Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы  организации. М., 1974; Песчанский В.В. Служащие  в буржуазном обществе. М., 1975; Гудков Л., Левада Ю., Ле-винсон А., Седов Л. Бюрократизм  и бюрократия:  необходимость уточнения// Коммунист, 1988, № 12; Миллс Р. Властвующая элита.  М., 1959; Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество,  М., 1969; Гурней Б. Введение в науку управления. М., 1969; П.М.Блау. Исследование  формальных организаций//Американская социология.  М., 1972; Масловский М. Политическая социология  бюрократии. М., 1997; Weber M. Economic and organisation. N.Y., 1947; Walker N. Moral in the civil service: A study of the desk worker. Edinburgh, 1960; Blau P.M. Bureaucracy in modern society. N.Y., 1961; Etzioni A. Modern organisations. New Jersey, 1964; Crozier M. The bureaucratic Phenomen. Chicago, 1964; Blau P., Scott W. Formal organizations: Comparative Approach. L., 1966; Simon H.A. Administrative behaviour. N.Y., 1976. Г.С. Яковлев

Социологический словарь

Бюрократия

(фр. bureaucratie, буквально — господство  канцелярии, от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч.: kratos — сила,  власть,  господство) — способ осуществления публичных властных функций, специфическая форма  устройства социальных организаций в обществе, сущность которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли большинства членов этой организации, в подчинении правил и задач функционирования организаций целям ее сохранения и укрепления. Б. — разновидность человеческой деятельности, превращающая функцию управления социальными системами в прямую или скрытую власть индивидов или социальных групп как самодостаточных, замкнутых на себя социальных сил (субъектов) в общественных взаимодействиях. Ход социально-экономического развития в 20 в. привел к выработке общих моделей работы организаций, которые описывали принципиальную структуру управления, стандартную иерархию должностей и постов, разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях, ответственность.  Бюрократическая рационализация  управления и организации власти в обществе были специально исследованы М. Вебером , выделившим признаки идеального типа бюрократических систем: эффективность,  достигаемую через фиксированное четкое разделение обязанностей между членами организации; строгую иерархизацию власти по принципу  "сверху вниз"; формализованную нормативную систему, обеспечивающую единообразие деятельности и стандартность (а также предсказуемость) схем принципиальных решений; обезличенность деятельности и нейтральность отношений между функционерами организации, в которой индивид  выступает как частичная функция  — носитель определенного должностного статуса.  Все эти признаки необходимы для успешной работы любой организации и сами по себе еще не означают Б. Предполагается, что Б. — это обязательное подавление инициативы нижестоящих уровней организации как условие усиления собственных позиций и самосохранения как социальной группы. В этом ракурсе Б. исследовалась как особым образом организованный социальный  слой ("как бы класс" ) и как носитель определенного "статусного сознания", обладающие специфической системой ценностей. В центре последней находится комплекс  представлений о карьере как иерархическом перемещении в управленческо-властном социальном пространстве благодаря личным усилиям и комплекс представлений о корпоративном этосе, предполагающем самоотождествление служащего с организацией, его целей с общими целями организации как условий личностного успеха. Конечное основание подобной корпоративной культуры — ценность  порядка как такового. Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой являются политический, идейный и моральный конформизм,  ориентация  на выполнение нормативных формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов. Б., как способ специализации и кооперации управленческого труда,  — продукт  многомерности человеческой деятельности. Б., как внутренний принцип организации отношений, "укорачивает" эту деятельность  до непосредственных, жестких зависимостей, а затененные ее структуры использует в качестве источника собственной власти и привилегий. Узурпировав функции распределения первоочередных жизненных средств при социализме  , Б. присвоила возможность распоряжаться не только ими (т.е. продуктами деятельности людей), но и самими жизнями граждан общества. Для описания такого положения вещей Г.Х. Поповым был предложен термин  "административно-командная система" . Б. стала трактоваться как такая ее историческая разновидность, которая не может быть рассмотрена только в рамках отношений власти и управления, но обязательно предполагает анализ  отношений собственности. Последняя в данном случае формально фиксировалась как "общественная" или "общенародная", будучи выраженной через категорию "всеобщего". На уровне повседневной практики это оборачивалось "ничейностью" собственности, что предоставляло Б. реальную возможность монополистически распоряжаться ею от лица общества как такового. Второй отличительной чертой бюрократического аппарата такого типа стала его максимальная идеологизированность в отличие от классической Б., что позволяло представить любое сопротивление системе как идейно-нравственное (а не только политическое и уголовное) преступление.  Третья черта такой Б. — сращивание ее интересов (при всей ее выделенности и отделенности от остальных слоев общества) с нивелированным массовым интересом основной части населения по принципу "негативной дополнительности" — принятие обезличенных компромиссных правил игры внутри системы. Важные стороны этого процесса  (в несколько иных терминах) также охарактеризовали А. Авторханов , М. Джилас и М. Восленский . В.Л. Абушенко, А.А. Грицанов

Социологический словарь

Бюрократия

социальная структура,  состоящая из иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и базирующаяся на разделении функций и власти. Согласно М. Веберу, идеальный тип  рациональной организации общества, характеризующийся максимальной эффективностью  управления.

Экономический словарь

Бюрократия

1) высший чиновничий аппарат, администрация; 2) система управления, основанная на формализме, превалировании формального над сущностным, на административной волоките.

Социологический словарь

Бюрократия

(bureaucracy) — 1. Тип организации, управление  в которой основано на безличных, письменных инструкциях  и иерархии, проводящей явное различие  между "ведомством" и должностными лицами, а официальные должности заполняются на основе формальной квалификации. Понятие  впервые было систематически определено Вебером (см. Идеальный тип) , заложившим основу множества социологических исследований современных крупных организаций. 2. (Буквально) управление должностными лицами. Следовательно, бюрократы или "бюрократия"  обозначают лиц, которые проводят в жизнь  правила или фактически "правят". Использование термина  в данном значении восходит к французским физиократам 18-го столетия и было принято скорее в политической теории, чем в социологии (Олброу, 1970). 3. (Уничижительное) обозначение неэффективных организаций из-за громоздких правил, "бюрократизма"  и процедур, съедающих время.  Идея о том, что бюрократия — синоним неэффективности, часто упоминается в повседневном языке,  а также в критике идеального типа "рациональной бюрократии" Вебера. Вебер анализирует бюрократию в рамках теории власти, господства и легитимности (см. Легитимный авторитет) . Современная рациональная бюрократия наиболее тесно увязана с легально-рациональными формами господства (Вебер, 1922), зависимыми от развития товарной экономики, свободного рынка, кодификации законов и расширения администрации (особенно в государстве). Его идеальный тип бюрократии включает: (а) господство  на основе письменных инструкций в иерархии специализированных ведомств; (б) пополнение рядов на основе квалификации; (в) безличные ведомства, явно отличаемые от должностных лиц, а также отделенные от частной жизни и частной собственности. Следовательно, пост в ведомстве — это "профессия" , основанная на экспертном обучении, обеспечивающая жалованье с пенсией и срок пребывания, а также карьеру, поддержка которой зависит от вышестоящего начальства и/илй способностей. В чистом виде рациональная бюрократия рассматривается как технически более высокая, чем все предыдущие формы администрации (патриархализм, патримониализм) , по причине быстродействия, предсказуемости, точности и беспристрастности в рассмотрении "дел" безотносительно к собственным соображениям. Таким образом, Вебер проводил различие между рациональной бюрократией и более ранними ее формами в древних обществах, где основой служила личная преданность правителю и оплата натурой. Современная бюрократия пронизывает государственную администрацию и все основные учреждения капиталистического общества, включая армию, церковь,  образование  и частное предпринимательство.  Распространение бюрократии отражает процесс  рационализации в современном мире с ее парадоксальными последствиями. С одной стороны, она "формально рациональна" и "эффективна", подобно машине, но с другой  — несет угрозу дегуманизации демократии и человеческой свободе, отрицание  фундаментальных ценностей и того, что Вебер называл основой независимой рациональности (см. Рациональность) . В этом смысле ее первичная основа иррациональна. Пессимизм Вебера относительно усовершенствования бюрократической власти при капитализме  отражен в его представлении о бюрократии как о неизбежной, даже при социализме.  Единственный вопрос: кто управляет бюрократической машиной? (Ср. Железный закон олигархии) . Конфликт  между бюрократией и демократией был темой, пронизывавшей работы таких известных теоретиков, как Моска (1884), и идею "революции менеджеров" (Бернхэм, 1943). См. Фашизм;  Корпоративизм;  Теория элит;  Революция менеджеров.  Маркс, в отличие от Вебера, сводил свое краткое рассмотрение бюрократии к одному из аспектов теории государства. Бюрократу является паразитической, служащей интересам правящего класса  в качестве орудия классового господства; она не обладает автономной основой власти, но зависима от власти частного капитала.  В будущем социалистическом обществе бюрократия, подобно капиталу, должна была "отмереть" (см. государство;  Социализм; Большевик;  Правящий класс). Различия между Марксом и Вебером в вопросе о природе власти и класса вызвали многочисленные дебаты о структуре власти в советских и восточноевропейских обществах, где глубоко укоренилась бюрократия (см. Ленин; Троцкий; Государственный капитализм и Государственно-монополистический капитализм) . Проблема  отношения между бюрократией и социализмом четко обозначена Джиласом (1957), который расценивал партийную бюрократию в Восточной Европе как новый класс,  базирующийся скорее на управлении государством, нежели на частной собственности (см. также Восточный деспотизм  в плане  значения бюрократической власти в анализе  Маркса азиатских обществ). Таким образом, очевидно влияние  Вебера на исследования противоречий социализма. Но одно из наиболее важных ответвлений критики его теории отталкивается от марксистского подхода.  Например, Маркузе (1968) полагал, что изучение Вебером формальной рациональности отвлекало внимание от использования бюрократии в качестве формы капиталистического господства, поскольку признавало методы  бюрократического управления нейтральными и неизбежными. Это вызывает следующую проблему: можно ли говорить о "формальной рациональности" администрации независимо от намерений или целей, ради которых учреждена бюрократическая администрация.  В подобном ключе  подчеркивается классовая основа бюрократического господства и, следовательно, ее временный характер в противоположность пессимизму Вебера. Его акцент на неистребимости бюрократии был подвергнут критике и с иной точки зрения в известном эссе Гоулднера (1955), который не признавал «метафизический пафос», свойственный фаталистеким формулировкам Вебера и представляющий бюрократию как отрицание всякой возможности человеческого выбора, игнорирование альтернативных форм бюрократии, в большей мере отвечающих демократии. В другом его исследовании "представительная" бюрократия противопоставляется "преимущественно карательной" (Гоулднер, 1954). После Вебера множество эмпирических исследований и критических анализов идеального типа создало основу современной Теории организации (см. также Организация) . Их результаты указывают, что современная бюрократия функционирует в разрез с идеальным типом Вебера из-за наличия неофициальных структур, противоречивых интересов подгрупп внутри бюрократии, а также закостенелости формальных норм, ведущих к неэффективности. Например, изучение, предпринятое Мертоном и Селзником (1966), стало классическим, показывая способ, которым бюрократические правила превращаются в дисфункциональные и вызывают нежелательные последствия, становясь скорее целями в себе, чем средством достижения целей (см. Целевое смещение;  Функционализм) . Изучение Блау Федерального ведомства по осуществлению законов (1955) показывает, что неформальные действия более эффективны, чем строгая приверженность закостенелым формальным. Кроме того, инструкции могут использоваться членами организаций в собственных интересах и в противовес официальным целям (Крозье, 1964). Поствеберовские исследования подтвердили его правоту, но их значение  по части критического анализа Вебера все еще спорное (Олброу, 1970; Моузелис, 1975). Нет никаких сомнений в том, что многое вызвано непониманием его подхода и сведением работ о самых широких социальных последствиях бюрократии к узкой теме эффективности организаций. Путаница имеет место и в подходе к идеальному типу — как он должен оцениваться и таит ли гипотезы. Однако, даже если идеальный тип доказан, остаются проблемы с формулировками Вебера относительно отсутствия какого-либо "значимого понимания" (метода, защищавшегося Вебером) в действиях подчиненных бюрократов и доказательств альтернативных идеальных типов бюрократии своей большой полезности. Последние работы возвращаются к его темам с точки зрения критического анализа теории процесса труда  и управления менеджеров. Анализ внутренних рынков труда и бюрократического управления использовался для изменения подхода к процессу труда в рамках логики деквалификации, основанной на научном управлении. В первые послевоенные годы узкий анализ организационной эффективности уступил место изучению развития капитализма и структур господства, которые были в центре внимания у Маркса и Вебера.

Философский словарь

Бюрократия

— особая форма деятельности людей, превращающая функцию управления социальными системами в прямую или скрытую власть индивидов и социальных групп. Б. использует многомерность человеческой деятельности, она "спрямляет" эту деятельность до прямых и жестких зависимостей, а "затененные" ее структуры использует в качестве источника своей власти и привилегий. Так, например, выполняя функцию распределения каких-то жизненных средств, Б. присваивает себе возможность распоряжаться ими, а стало быть, и чужой деятельностью. В. Е. Кемеров

Философский словарь

Бюрократия

(франц.-бюро, стол канцелярский и власть): власть стола, управленческой должности. Тип управления, основанного не на избрании и участии граждан, а на назначении специально подбираемых чиновников и организованного по принципу иерархии и строгого подчинения всех звеньев управления центральному. Образуется могущественный слой чиновников-управленцев, полагающих себя главной силой в государстве. Этот тип характерен как для государства, так и для различных организаций общества. Как специализированная корпорация профессиональных чиновников бюрократия возникает с появлением государства и складывается уже в рамках древневосточных деспотий. Теория бюрократии разработана немецким социологом М. Вебером, видевшим в ней естественную и необходимую форму всякой социальной организации, которая появляется в силу объективной потребности в специализации управления, в рационализации деятельности коллективов и организаций. Однако требования компетентности, четкости, эффективности управления далеко не всегда воплощаются в деятельности бюрократического аппарата. Гораздо чаще ее отличают рутинность и неповоротливость, формализм и безразличие к людям, безответственность и не оперативность. Отрываясь от основной массы народа, бюрократический аппарат нередко становится орудием угнетения и подавления. Этим объясняется негативный оттенок понятия «бюрократия» в обыденном сознании людей. В СССР возникает особая тоталитарно-бюрократическая система.

Философский словарь

Бюрократия

(фр. bureau — бюро, канцелярия, греч. kratos — власть) — организация профессиональных государственных служащих для квалифицированного, эффективного исполнения общественной политики. Начиная с М. Вебера большинство исследователей Б. (М. Крозье, Ф. Селзник, А. Гоулднер, С. Липсет и др.) главное внимание уделяли изучению ее структуры и функций как рациональной системы управления обществом. Наиболее полно основные принципы рациональной бюрократической организации представлены в работах Вебера: Б. имеет иерархическую структуру; каждое учреждение обладает своей собственной областью компетенции; чиновники назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломах, или по результатам экзаменов; чиновники получают заработную плату в соответствии с рангом; для чиновника его работа представляет профессию или, по крайней мере, основное занятие; чиновник не владеет учреждением, в котором работает; чиновник подчиняется дисциплине и находится под контролем; смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций. Вебер представлял государственную Б. как систему высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных подготовкой, с высокой сословной честью, гарантирующей безупречность. По его мнению, без этого возникла бы опасность чудовищной коррупции и низких моральных нравов, что поставило бы под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата. При этом подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего беспристрастно (данное требование применимо даже к т.н. политическим управленческим чиновникам), по меньшей мере официально, коль скоро под вопрос не поставлены “государственные интересы”, т.е. жизненные интересы господствующего порядка. Sine ira et studio — “без гнева и пристрастия” должен он вершить дела. Вебер полагал, что чиновник не должен делать именно то, что всегда и необходимым образом обязан делать политик — бороться. Принятие решений, борьба и страсть — стихия политика. Деятельность политика всегда подчиняется ответственности, прямо противоположной ответственности чиновника. Если вышестоящее учреждение настаивает на приказе, кажущемся чиновнику ошибочным, дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно. Вебер полагал, что без такой дисциплины разваливается весь бюрократический аппарат. В послевеберовский период происходит постепенный отход от рациональной модели Б., предлагаются более реалистические модели, описывающие Б. как естественную систему, где наряду с рациональными значительную роль играют иррациональные, личностные, неформальные моменты. Так, Р. Майкелсон, Т. Парсонс, Р. Мертон применяют к анализу Б. понятие дисфункции. Типичной дисфункцией Б. является перенос чиновниками акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства управления — иерархия, дисциплина, инструкции и пр. — превращаются в самоцель. Одновременно внутри бюрократической организации происходит замещение главных целей побочными, рациональных — иррациональными. Но самой главной проблемой Б. в послевоенный период становится процесс ее политизации. Если “классическая Б.” начала 20 столетия ориентировалась на “общее благо” и “общественные интересы”, будучи убежденной в том, что государственные проблемы должны решаться на чисто деловой основе, политически нейтрально, то современная политизированная Б. откровенно ориентируется на различные политические группы давления, пытаясь решать проблемы в процессе политических переговоров, используя плюралистическую полосу обеспечения (парламент, партии, лоббирование). Англ, политолог Б. Хидей утверждает, что современная Б. даже пытается руководить политиками: “Как минимум, чиновники осуществляют значительное влияние на политику министра. Они принимают решения, которые министр лишь визирует или о которых ему даже не докладывают. На более высоком уровне власти крупные чиновники, действуя индивидуально, планируют автономную политическую стратегию и пытаются навязать ее министру… Наконец, самая мрачная интерпретация сводится к тому, что не только отдельные чиновники, но и вся высшая администрация выступает сплоченно за определенную политику и пытается диктовать ее правительству”. Серьезные изменения в современной теории Б. возникли также с эволюцией стиля бюрократического управления. Если в нач. 20 в. чиновники избегали рискованных действий, не любили изменений, боялись допустить ошибки, поскольку они были административно наказуемы, то в конце столетия стиль Б. стал принципиально иным. В условиях постоянного применения инноваций в государственном управлении современный чиновник охотно идет на риск в необходимых ситуациях, стремится к изменениям, концентрирует внимание на появляющихся возможностях (часто в противовес инструкциям), выдвигает на первый план необходимость их реализации. Б. сегодня не является безразличной, предсказуемой и определенной, как в идеальной модели Вебера, а представляет собой динамично развивающийся феномен, в котором ведущую роль играют инновационные изменения. В отличие от “идеальной модели” современная концепция Б. включает очень сложные характеристики. Прежде всего это обусловлено тем, что Б. активно использует сегодня современные информационные технологии, которые являются оперативным средством рационализации управленческой деятельности. Профессиональная деятельность Б. включает: разработку, осуществление и оценку государственных программ с использованием современных методов социально-политической и экономической диагностики, агрегирования информации и ее компьютерной обработки с помощью методов математического моделирования социальных процессов на локальном, региональном и национальном уровнях; организацию и проведение эмпирических исследований по изучению экономических и социально-политических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений; анализ, обобщение, интерпретацию социально-политических и экономических показателей, характе- ризующих состояние района, региона, страны с применением рациональных приемов поиска, обработки и хранения информации; определение потребностей в изменениях и нововведениях и осуществление практических действий по их реализации. Современная Б. стремится держать под контролем наиболее важную сферу управления — информационную, чем и объясняется ее все возрастающее воздействие на развитие современного общества. О Вильсон Б. Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений. М., 1905; Гурней Б. Введение в науку управления. М., 1969; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Зверев А.Ф. Теория бюрократии от М. Вебера кЛ. фон Мизесу// Государство и право. 1992. № 1; Эрхард Л. Полвека размышлений. М., 1993; ВасиленкоИ.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998; Weber M. The Theory of Social and Economic Organization. New York, 1946; Headey B. The Civil Service as an Elite in Britain and Germany // Revue international des sciences administrative. 1972. Vol. 38. N 1. И.А. Василенко

Философский словарь

Бюрократия

(фр. bureaucratie, буквально — господство канцелярии, от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч.: kratos — сила, власть, господство) — способ осуществления публичных властных функций, специфическая форма устройства социальных организаций в обществе, сущность которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли большинства членов этой организации, в подчинении правил и задач функционирования организаций целям ее сохранения и укрепления. Б. — разновидность человеческой деятельности, превращающая функцию управления социальными системами в прямую или скрытую власть индивидов или социальных групп как самодостаточных, замкнутых на себя социальных сил (субъектов) в общественных взаимодействиях. Ход социально-экономического развития в 20 в. привел к выработке общих моделей работы организаций, которые описывали принципиальную структуру управления, стандартную иерархию должностей и постов, разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях, ответственность. Бюрократическая рационализация управления и организации власти в обществе были специально исследованы М. Вебером, выделившим признаки идеального типа бюрократических систем: эффективность, достигаемую через фиксированное четкое разделение обязанностей между членами организации; строгую иерархизацию власти по принципу "сверху вниз"; формализованную нормативную систему, обеспечивающую единообразие деятельности и стандартность (а также предсказуемость) схем принципиальных решений; обезличенность деятельности и нейтральность отношений между функционерами организации, в которой индивид выступает как частичная функция — носитель определенного должностного статуса. Все эти признаки необходимы для успешной работы любой организации и сами по себе еще не означают Б.Б. — это обязательное подавление инициативы нижестоящих уровней организации как условие усиления собственных позиций и самосохранения как социальной группы. В этом ракурсе Б. исследовалась как особым образом организованный социальный слой ("как бы класс") и как носитель определенного "статусного сознания", обладающие специфической системой ценностей. В центре последней находится комплекс представлений о карьере как иерархическом перемещении в управленческо-властном социальном пространстве благодаря личным усилиям и комплекс представлений о корпоративном этосе, предполагающем самоотождествление служащего с организацией, его целей с общими целями организации как условий личностного успеха. Конечное основание подобной корпоративной культуры — ценность порядка как такового. Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой являются политический, идейный и моральный конформизм, ориентация на выполнение нормативных формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов. Б., как способ специализации и кооперации управленческого труда, — продукт многомерности человеческой деятельности. Б., как внутренний принцип организации отношений, "укорачивает" эту деятельность до непосредственных, жестких зависимостей, а затененные ее структуры использует в качестве источника собственной власти и привилегий. Узурпировав функции распределения первоочередных жизненных средств при социализме, Б. присвоила возможность распоряжаться не только ими (т.е. продуктами деятельности людей), но и самими жизнями граждан общества. Для описания такого положения вещей Г. Поповым был предложен термин "административно-командная система". Б. стала трактоваться как такая ее историческая разновидность, которая не может быть рассмотрена только в рамках отношений власти и управления, но обязательно предполагает анализ отношений собственности. Последняя в данном случае формально фиксировалась как "общественная" или "общенародная", будучи выраженной через категорию "всеобщего". На уровне повседневной практики ото оборачивалось "ничейностью" собственности, что предоставляло Б. реальную возможность монополистически распоряжаться ею от лица общества как такового. Второй отличительной чертой бюрократического аппарата такого типа стала его максимальная идеологизированность в отличие от классической Б., что позволяло представить любое сопротивление системе как идейно-нравственное (а не только политическое и уголовное) преступление. Третья черта такой Б. — сращивание ее интересов (при всей ее выделенности и отделенности от остальных слоев общества) с нивелированным массовым интересом основной части населения по принципу "негативной дополнительности" — принятие обезличенных компромиссных правил игры внутри системы. Важные стороны этого процесса (в несколько иных терминах) также охарактеризовали Авторханов, Джилас и Вселенский. В.Л. Абушенко, А.А. Грицанов

Философский словарь

Бюрократия

(фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — 1) иерархически организованная, оторванная от народа и чуждая ему управляющая (политическая, экономическая и др.) система, делающая осн. правилом своего функционирования собственное сохранение и воспроизводство; 2) носитель этой системы — слой привилегированного чиновничества. С деятельностью Б. связаны чинопочитание, карьеризм, угодничество и т. п. явления и то, что обычно называют бюрократизмом: формализм, бездушие, волокита. Б. неизбежно возникает и развивается в классово антагонистическом об-ве, начиная с ранних рабовладельческих государств и кончая совр. государственно-монополистическим капитализмом, в условиях к-рого она обрела значительные масштабы и силу. Вебер создал социологическую теорию Б., согласно к-рой под Б. понималась рационально построенная организация, отвечающая определенным формальным критериям. В марксистской традиции Б. связана как раз с возникновением превращенных форм (Форма превращенная) деятельности организации, искажением ее функций и провозглашаемых целей. Теория марксизма ставила перед социалистической революцией задачу уничтожения Б. Считалось, что социалистическая демократия, требующая широкого привлечения масс к управлению государственными и общественными делами, развития их социальной активности, несовместима с Б. Поэтому социалистическая революция ломает бюрократическую систему, старой государственной машины. Однако в результате деформаций целей и идеалов социалистической революции в СССР сложилась административно-командная система с бюрократическим аппаратом, к-рый фактически отстранил народ от участия в управлении, привел к его отчуждению от власти. Поэтому перестройка предполагает преодоление Б., ломку авторитарной бюрократической системы. В совр. условиях борьба с бюрократизмом приобретает особое значение. Она связана с борьбой против командно-административных деформаций социализма, за высокую организованность, дисциплину, ответственность и самостоятельность в работе; предполагает развитие социалистического самоуправления народа в рамках правового государства, защиту прав и свобод личности.

Экономический словарь

Бюрократия

— тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.

Экономический словарь

Бюрократия

(от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — 1) высший чиновничий аппарат, администрация, 2) система управления, основанная на формализме, административной волоките, на превалировании формального над сущностным.

Экономический словарь

Бюрократия

от фр. bureau бюро, канцелярия и греч. kratos — власть А Чиновничий аппарат, администрация. Б. Система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Психологическая энциклопедия

Бюрократия

— власть уполномоченных над неуполнамоченными.

Психологическая энциклопедия

Бюрократия

— власть уполномоченных над неуполнамоченными.

Толковый словарь Ожегова

Бюрократия

Бюрократы

Толковый словарь Ожегова

Бюрократия

Бюрократы

Cлово «бюрократия» означает:

Бюрократия

Бюрокра́тия (от  «бюро, канцелярия» +  «господство, власть») — система управления, осуществляемая с помощью аппарата, стоящего над обществом. Определение бюрократии как системы управления, осуществляемой с помощью оторванного от народа и стоящего над ним аппарата, наделенного специфическими функциями и привилегиями, и как слоя людей, связанных с этой системой, может использоваться при выполнении педагогических и пропагандистских функций.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I ж.

1.Иерархически организованная система управления обществом ( обычно действующая в узких, ведомственных интересах ) ; бюрократизм I.

2.Крупные чиновники-бюрократы [ бюрократ I] как представители такой системы управления. II ж.

1.Формализм в вед'ении дел, пренебрежение существом дела ради соблюдения формальностей; бюрократизм II, канцелярщина, волокита.

2.Должностные лица, пренебрегающие при исполнении своих обязанностей существом дела ради соблюдения формальностей; бюрократы [ бюрократ II], формалисты, волокитчики.

Новый словарь иностранных слов

Бюрократия

( фр. bureaucratic фр. bureau бюро, канцелярия гр. kratos власть, господство, букв, господство канцелярии)
1) слой высших чиновников, высшая чиновничья администрация в феодально-абсолютистском и капиталистическом государстве;
2) то же, что бюрократизм

2.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Бюрократия

ж.
1) То же, что: бюрократизм.
2) То же, что: бюрократы.

Словарь иностранных выражений

Бюрократия

[фр. bureaucratic

1. слой высших чиновников, высшая чиновничья администрация в феодально-абсолютистском и капиталистическом государстве;

2. то же, что бюрократизм

2.

Словарь русского языка Лопатина

Бюрократия

бюрокр`атия, -и

Словарь русского языка Ожегова

Бюрократия

В буржуазных государствах: система управления чиновнической администрации, оторванной от народа и защищающей интересы господствующего класса бюрократия бюрократы

Современный толковый словарь, БСЭ

Бюрократия

(букв. — господство канцелярии, от франц. bureau — бюро, канцелярия и …кратия), первоначально — власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем — обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения. Это находит крайнее выражение в авторитарных системах. Демократическое общество стремится выработать формы контроля и управления, направленные на преодоление или ограничение отрицательных черт бюрократии.

Толковый словарь Ефремовой

Бюрократия

бюрократия ж.
1) То же, что: бюрократизм.
2) То же, что: бюрократы.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Бюрократия

бюрократии, мн. нет, ж.

1. Система управления, в к-рой власть принадлежит чиновнической администрации (бюрократам) без всякого сообразования с реальными интересами масс.

2. собир. Представители этой системы управления, бюрократы. Профсоюзная бюрократия (вожди профсоюзов, оторванные от масс и пренебрегающие их интересами).

3. Чрезмерная забота о формальностях, канцелярских условностях, в ущерб сущности дела (разг. фам.). Разводить бюрократию.

Словарь экономических терминов

Бюрократия

(от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) —
1) высший чиновничий аппарат, администрация,
2) система управления, основанная на формализме, административной волоките, на превалировании формального над сущностным.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Бюрократия

(буквально — господство канцелярии, от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть, господство), специфическая форма социальных организаций в обществе (политических, экономических, идеологических и др.), существо которой заключается, во-первых, в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации, во-вторых, в главенстве формы над содержанием деятельности этой организации, в-третьих, в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления. Б. присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Коренным признаком Б. является существование и рост слоя бюрократов — привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты. Формы Б. менялись на протяжении истории в связи со сменой эксплуататорских общественно-экономических формаций. Её зачатки возникают в связи с обособлением сферы государственного управления в рабовладельческих государствах Древнего Востока. Наиболее развитой Б. в этот период была система власти в Китае. Сложные бюрократические системы управления существовали в Римской империи и Византии. В средние века в феодальных государствах Западной Европы бюрократический аппарат имели королевская власть и церковь во главе с папской курией. Усиление королевской власти и абсолютизма сопровождалось ростом Б. С развитием капитализма и приходом к государственной власти буржуазии бюрократический режим утверждается в сфере политической жизни. Огромное влияние на степень бюрократизации политической жизни в отдельных странах имели социально-политические традиции: формирование централизованных феодальных государств и абсолютизм служили исторической базой для формирования буржуазно бюрократической машины государственной власти. Так было в 19 в. в Европе, в отличие, например, от США, где буржуазно-демократические порядки возникли в 'чистом' виде и некоторое время препятствовали всестороннему развитию Б. в политической жизни страны. Если в докапиталистических формациях Б. существовала прежде всего как форма политической организации, то в период господства капиталистических отношений она становится также формой организации экономической жизни. Переход от эпохи свободной конкуренции к монополистическому капитализму привёл к возникновению Б. и в области экономики. С развитием государственно-монополистического капитализма Б. превратилась в универсальную форму социальной буржуазной организации, начиная с монополий и кончая различного рода добровольными организациями. В России Б. развивалась в тесной связи с централизацией государства и ростом аппарата самодержавия, превратившись в 18-19 вв. в военно-полицейскую государственную машину, душившую революционное движение рабочего класса и крестьянства. Б. не тождественна организации и организованности вообще. В 20 в. в развитых индустриальных странах отмечается значительный рост организованности во всех сферах жизни. В экономической области это выразилось в возникновении огромных производственных комплексов и централизации управления ими, в политической — в формировании политических партий, в области культуры — в возникновении централизованной сети средств массовой коммуникации и т.д. Объективный ход социально-экономического развития в 20 в. приводит к выработке общих принципов работы социальных организаций, которые включают чёткую структуру управления, иерархию должностей и постов, строгое разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях, дисциплину. Все эти правила необходимы для работы организации и сами по себе ещё не означают Б. Бюрократия — это независимость аппарата власти от исполнителей, подавление инициативы отдельных частей организации. Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой являются политический, идейный и моральный конформизм ,ориентация на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов. Б. представляет собой определённое вырождение социальной организации. Впервые научное понимание природы и существа Б. дал К. Маркс. В работе 'К критике гегелевской философии права' Маркс показал, что Б. заключается прежде всего в потере организацией содержательной цели своей деятельности, в подчинении правил её функционирования, деловых принципов задаче сохранения и укрепления её как таковой. 'Бюрократия, — писал К. Маркс,- должна… защищать мнимую всеобщность особого интереса, корпоративный дух, чтобы спасти мнимую особенность всеобщего интереса, свой собственный дух' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с.
270). В основе Б. лежит стремление верхов подчинить работу организации сохранению и укреплению своего господства. Именно отсюда Маркс выводил такие черты Б., как формализм, бездушие, крючкотворство, бюрократический произвол. Как писал К. Маркс, бюрократия '… вынуждена… выдавать формальное за содержание, а содержание — за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи — в государственные' (там же, с.
271). Строгие правила и жёсткие предписания в Б. уживаются с возможностью принимать волюнтаристские решения, что особенно ярко демонстрирует практика работы полицейско-бюрократических машин. К. Маркс впервые в истории вскрыл классовые основы Б. как формы политической жизни; в работе 'Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта' он сформулировал задачу слома бюрократической буржуазной машины как первое условие победы социалистической революции. В. И. Ленин в работе 'Государство и революция', говоря о тенденции превращения чиновничьего аппарата в условиях капитализма '… в бюрократов, т. е. в оторванных от масс, в стоящих над массами, привилегированных лиц' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с.
115), разработал принципы ликвидации Б. в ходе победоносной социалистической революции путём последовательной передачи функций по управлению обществом широким массам. Явление Б. привлекает особое внимание буржуазных учёных с начала 20 в., когда рост бюрократических организаций принял огромный размах. Основы немарксистских социологических концепций Б. были заложены в работах немецкого социолога М. Вебера ,который рассматривал Б. как 'естественную' и 'необходимую' форму всякой социальной организации. Сам термин 'Б.' приобрёл у Вебера позитивный характер и относился к организации вообще. В таком же смысле он употребляется во многих немарксистских социологических работах. Безличность, рациональность, строжайшую регламентированность, ограниченность ответственности Вебер считал 'идеалом' всякой организации. В капиталистических странах идеи Вебера нашли применение в системе управления коллективами в рамках политики 'научного руководства' (особенно в США). С усложнением организаций, ростом квалифицированности работников и умножением числа обслуживающего и инженерно-технического персонала концепция, делающая акцент на безличном характере отношений людей, была дополнена концепцией 'человеческих отношений', согласно которой эффективность работы связывается с морально-психологическим климатом, господствующим в организации, личными отношениями, настроениями, симпатиями и антипатиями членов организации. В качестве противоядия против 'бюрократизма' выдвигается программа улучшения личных отношений людей. Концепция 'человеческих отношений' не учитывает, что упорядочение и 'очеловечение' отношений не уничтожает присущего буржуазной организации антидемократизма управления и тем самым не спасает её от превращения в Б. Б. современного буржуазного общества и защищающие её концепции вызывают резкую критику как со стороны марксистов, так и со стороны прогрессивно настроенных учёных в буржуазных странах. Процессы роста отчуждения во всех сферах жизни буржуазного общества, атмосфера конформизма и беспринципности являются непосредственным итогом развития Б. Великая Октябрьская социалистическая революция в России разрушила старую полицейско-бюрократическую машину и положила начало качественно новому типу социальной организации. В. И. Ленин в своих работах заложил основы теории социалистической организации, показав, что социализм создаёт предпосылки для ликвидации бюрократизма. В качестве одной из основных задач по созданию демократического аппарата власти В. И. Ленин выдвинул задачу изгнать из государственного аппарата '… все следы излишеств, которых в нем осталось так много от царской России, от ее бюрократическо-капиталистического аппарата' (там же, т. 45, с.
405). Борьбу с бюрократизмом В. И. Ленин рассматривал не только как борьбу с пережитками старого социального строя, но и как предупреждение бюрократических извращений, возможных в условиях социализма в результате нарушения норм социалистической демократии. Главным орудием предотвращения бюрократического стиля руководства в условиях социализма В. И. Ленин считал всестороннее развитие внутрипартийной, государственной и хозяйственной демократии в рамках осуществления принципа демократического централизма . В условиях социализма общество вырабатывает не только принципиально иной, в отличие от буржуазного, тип социальной организации, но постоянно с помощью критики и самокритики осуществляет контроль за соблюдением норм демократического централизма. Развивая и расширяя сеть организаций (экономических, политических, культурно-просветительские и др.), укрепляя централизм и единоначалие, борясь за дисциплину и ответственность в выполнении своих обязанностей каждым членом организации, социалистическое общество одновременно расширяет возможности для привлечения масс к управлению обществ. жизнью и отдельными организациями.Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; его же, Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Ленин В. И., Заключительное слово по докладу о партийной программе 19 марта. [VIII съезд РКП (б) 18-23 марта 1919 г.], Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38; его же. Странички из дневника. 2 января 1923 г., там же, т. 45; Замошкин Ю. А., Кризис буржуазного индивидуализма и личность, М., 1966; его же. Идейно-теоретические дискуссии вокруг проблемы бюрократии, 'Вопросы философии', 1970, | 11; Миллс P., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; Weber М., The theory of social and economic organization, L.- N. Y., 1947: Merton R. [a. o.] (eds), Reader in bureaucracy, Glencoe, 1952; Simon Н. A., Administrative behavior, N. Y., 1957; Parsons Т., Structure and process in modern societies, Glencoe, 1960; Etzioni A., A comparative analysis of complex organizations, N. Y., 1961; Blau P. М., Bureaucracy in modern society, N. Y.,

1961. Н. В. Новиков.

Полный орфографический словарь русского языка

Бюрократия

бюрократия, -и

Викисловарь

Бюрократия

иерархически организованная система управления обществом формализм в ведении дел, пренебрежение существом дела ради соблюдения формальностей

Каким бывает «бюрократия»?

Бюрократия бывает:

  • правящая
  • партийная
  • сталинская
  • правительственная
  • имперская
  • государственная
  • царская
  • петербургская
  • российская
  • советская
Все определения к слову БЮРОКРАТИЯ

Морфемный и фонетический разбор слова «бюрократия»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова бюрократия. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «бюрократия»

Какими словами можно заменить слово бюрократия? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову БЮРОКРАТИЯ

Ассоциации к слову «бюрократия» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово бюрократия? В русском языке со словом бюрократия чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову БЮРОКРАТИЯ

Сочетаемость слова «бюрократия»

Как правильно употребляется слово бюрократия? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • военная бюрократия
  • высшая бюрократия
  • государственная бюрократия
  • имперская бюрократия
  • коммунистическая бюрократия
  • коррумпированная бюрократия
  • либеральная бюрократия
  • местная бюрократия
  • механистическая бюрократия
  • национальная бюрократия
Полная таблица сочетаемости слова БЮРОКРАТИЯ

Предложения со словом «бюрократия»

Примеры употребления слова бюрократия в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

– Разумеется, – усмехнулась я в трубку. – Каждый документ по законам российской бюрократии должен вылежаться по меньшей мере месяц!

Ирина Градова, Вскрытие покажет

Это назначение явилось проявлением сложных взаимоотношений высшей бюрократии и либеральной общественности во время летнего политического кризиса 1915 г.

Петр Бернгардович Струве, Торговая политика России

На деле советская бюрократия является сейчас одним из самых злокачественных отрядов мировой реакции.

Лев Троцкий, Сталин. Красный «царь» (сборник)

Именно потому, что они, не имея другого опыта, воспринимают, как должное, как нечто само собой разумеющееся, ту свободу, которую мы для них отвоевали, и которую пока не совсем отняло государство. Свободу выезда, свободу слова (пусть в Интернете), свободу выбора работы и так далее. Они не знают, как быстро бесконтрольная бюрократия отнимет все это. Увы, им, возможно, предстоит узнать. И тогда наступит новый этап революционных реформ.

Михаил Борисович Ходорковский

Все предложения и цитаты со словом БЮРОКРАТИЯ

Cлово «бюрократия» является ответом на вопросы