Благо

Cлово «благо» означает:

— в этике и философии все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, представляет ценность для человека. Противоположность Б. — отрицательная ценность, зло (см. Добро и зло).

Источник: Философский словарь

Значение слова «благо» в русском языке

в философии — то, что заключает в себе определенный положительныйсмысл. "Высшее благо" (термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) — то,в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительнаяценность всех других благ: блаженство, "эвдемония" в древнегреческойэтике, Единое — у Платона и в неоплатонизме, Бог в средневековойсхоластике. С кон. 19 в. понятие благо вытесняется понятием ценности. Вболее узком смысле благо в этике — синоним добра.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Благо

-высшее добро, истинное счастье, святость. Может исходить только от Бога (Мф 19.17).

Философский словарь

Благо

— одна из основных аксиологических категорий, обозначающая исторически исходный, подтверждаемый житейским опытом факт удовлетворения извечных потребностей, ожиданий и желаний людей при условии соединения их устремлений и усилий. Феномен Б. складывается одновременно с формированием родовой жизни людей в качестве ее бессознательно переживаемой и интуитивно удовлетворяемой функции. Переход к цивилизации с необходимостью приводит к осознанию Б. как того изначального, единого и единственно всеобщего основания, по отношению к которому сохраняется актуальной и остается всегда мыслимой разнородность социальных и личностных интересов, множественность социокультурных ориентации индивидов и существенно изменчивый характер их ментальности. Универсальный смысл Б. впервые осознается Платоном. Идея Б. занимает в его учении центральное место: она есть "первопринцип", благодаря которому образован весь идеальный мир, "высшее начало" и "цель всего сущего". "Природа блага отличается от всего, — пребывая во всем, но ни в чем не нуждаясь". Все другие основные понятия метафизики Платона получают свои сушностные определения в зависимости от отношения к Б.: совершенное Бытие является одновременно Прекрасным, м и Правдой. Лишь в сфере реальной жизни Б. утрачивает свое исключительное место и может быть осмыслено только через зло, как свою собственную противоположность. человек, по Платону, не выбирает — жить или не жить, но он свободен в выборе — жить по справедливости и в благе или жить в пороке и зле. Именно этот мотив определяет в дальнейшем всю эволюцию места и роли идеи Б. в философских концепциях античной эпохи. Аристотель объективное существование идеи Б. как таковой отрицает в принципе. В его учении Б. выступает в трех основных отношениях: в метафизическом — Б. есть "то, ради чего", "целевая причина", "конечная цель" (?????); в онтологическом — Б. представлено во множестве своих собственных воплощений (благ), вещественных и "политических", физических и психических, будучи синонимом всего хорошего, полезного, наилучшего (то ??????); и, наконец, в этическом — высшее из всех Б., осуществляемых в поступках, совершенная цель (?? ???????), реализуемая в добродетелях, а в конечном счете — в счастье. У стоиков метафизический смысл Б. сохраняется уже формально: Б. Выступает, наряду со злом, в качестве одного из полюсов, между которыми находятся ценности. В дальнейшем по мере нарастания кризиса античного мира идея Б. все более отождествляется с добром, приобретая тем самым конкретно-этическую значимость и характер. Радикальная переоценка ценностей античной эпохи, осуществленная христианством, возвращает идее Б. ее метафизический, универсально мировоззренческий смысл: Б., наряду с Бытием и Истиной, становится сущностным атрибутом Бога. Бог, творящий бытие свободным актом благодати, становится абсолютным средоточием всех Б. (summum bonum) и конечной целью человеческих устремлений. И вновь в процессе последующей эволюции средневековой эпохи трансцендентальный смысл Б. медленно, но неуклонно размывается, обретая нравственные определения и нагруженные повседневностью оценочные характеристики. Категориальный смысл Б. открывался, т. о., на переломах истории, и сутью его всегда оказывалась конечная цель человеческих устремлений. Именно этот смысл и обнаруживает, хотя и не сразу, современная философия. Поначалу обсуждение проблемы Б. в философии нового времени идет, казалось бы, в том же поисковом поле, что и раньше, т. е. вокруг оппозиций единого и высшего, божественного и изначального, но акценты все более смещаются в сторону основных определений человеческого бытия и познания таковых. Декарт считает высшим Б. познание истины; Гоббс видит величайшее Б. в самосохранении и беспрепятственном движении вперед; Кант считает Б. конечную цель, возможность достижения которой он связывает со свободой; Гегель считает Б. "побуждением", "еще неосуществленной идеей", "последней абстрактной непосредственностью", такой же, как и небытие. К XX в. тема Б. с полной очевидностью обнаруживает свой собственный, соответствующий новому времени, метафизический смысл — встречи с будущим. Трансцендентальное содержание Б. связывается отныне не с непостижимостью космической глубины бытия и не с немыслимой высотой Бога, а с пред-стоянием будущего как такового, в его отношении к наличному благосостоянию людей. Плотников В. И.

Философский словарь

Благо

— нечто из того, что обеспечивает существование человека, которое, в свою очередь, может быть невыносимым, сносным, великолепным и т.п. Блага могут быть материальные и духовные. С философской точки зрения понятие "благо" — наиболее общее обозначение положительной ценности. Хорошо известен факт, что благо одних, зачастую оборачивается злом (несчастьем) для других — классический классовый подход. Но более драматичным является другой факт, заключающийся в том, что "не все, что кажется благом, таковым на самом деле и является". Чувствуя это, например, А. Маршалл в [19] словом благо заменяет понятие товар. Известно, что не всякий товар является благом: наркотики, оружие, рабы, недоброкачественные и опасные изделия и т.п. Избегая слова товар, сохраняя, тем не менее, это понятие, и делая вид, что другие наполнения этого термина не существуют, удается достаточно долго ладить с собственной совестью — заблуждаться. Исторически область деятельности человека, связанная с созданием, распределением и перераспределением товаров, и, что более важно, благ, т.е. экономика и политика, взрывоопасна. В настоящее время в связи с дисбалансом между достигнутыми уровнями в производительности и качестве труда в сферах производственной и интеллектуальной деятельности, заметно отстающей от технологической, эти институты (экономика и политика) стали угрожать существованию самого феномена человека. Ассоциативный блок. Экологическая озабоченность человечества — следствие развития экономики и политики. Фактически экологическая озабоченность является не более, чем имитацией деятельности, не затрагивающей корней явления.

Философский словарь

Благо

понятие, обозначающее нечто положительное для телесного и духовного развития человека, ценное для удовлетворения его потребностей. Различают материальные и духовные блага, а среди последних – абсолютное благо, или Бог, и субъективные блага, т.е. добро, красота, радость и т. д. Понятие блага трактовалось очень широко, в зависимости от исходных установок различных философско-этических школ. Под ним понимали и наслаждение, и воздержание, и разумность и полезность, и свободу и необходимость. В новоевропейской мысли понятие блага постепенно вытесняется понятием ценности. В христианской этике понятие блага входит в концепцию благодати, исходящей от Бога, а в философских системах анализируется чаще всего в терминах общечеловеческих ценностей. Ценность, то есть жизненная и практическая установка, рождает, в свою очередь, конкретный образ блага. Приверженец честности уважает чужое достояние. Любовь к ближнему делает благом подарок другому. Тот, кто считает веру благом, почитает эту установку жизненного поведения. Тот, кто испытывает верность другого, пользуется верой как благом. Аристотель различает блага трех родов: телесные (здоровье, сила), внешние (богатство, честь, слава) и душевные (острота ума, нравственная добродетель).

Философский словарь

Благо

— то, что имеет ценность. является предпосылкой нравственных ценностей. Так, напр., честность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (а не только вещи), которые нужно уважать как владение других; любовь к ближнему предполагает такую ценность блага, как подарок и т. п. другому, правдивость — ценность истинного высказывания. Для того, кто верен, верность является нравственной ценностью, для того, кому верны, верность является ценностью блага.

Философский словарь

Благо

— в философии наиболее общее понятие для обозначения положительной ценности (противоположность Б.— отрицательная ценность, зло); предмет или явление, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям людей. Различают естественные Б.— результат стихийных природных процессов, напр. плодородие почвы, полезные ископаемые (соответственно естественное зло — стихийные бедствия, болезни), и общественные Б.— продукты деятельности человека. Но в обоих случаях Б. составляет социальное определение предмета, его полезное значение для человека. В зависимости от того, какие потребности удовлетворяются, различают материальные и духовные Б. К материальным относятся предметы питания, одежда, жилье и т. п., а также средства производства, к духовным Б.— знания, достижения духовной культуры человечества, эстетические ценности, моральное добро, заключенное в поступках людей, и т. п. Это деление неполно и условно, т. к. мн. ценностные явления не могут быть отнесены ни к той, ни к др. рубрике или обладают признаками обеих одновременно (достижения исторического прогресса, творчества, социальные события, предметы роскоши). Человек, рассматриваемый с т. зр. его созидательных потенций, способности творить все остальные ценности, сам выступает как высшее Б. Противоположность интересов классов и социальных систем приводит к тому, что Б. для одного класса (об-ва) может быть злом для др. Поэтому Б. носит как общечеловеческий, так и классовый характер. Б. может иметь также индивидуальный характер, если оно отвечает особым потребностям и запросам личности. В этом смысле в понятии Б. выделяют абсолютную (общечеловеческую и общеисторическую) и относительную (исторически ограниченную, классовую, индивидуальную) стороны.

Философский словарь

Благо

— общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Представление о Б. формируется в процессе и на основе практического отношения людей к внешнему миру. Природные и общественные явления становятся Б., лишь поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Различают материальные и духовные Б., утилитарные, эстетические и др. Одна из разновидностей духовного Б.-моральная ценность, добро (иногда слова «Б.» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы). В силу противоречивого характера исторического процесса и противоположности интересов различных классов «всякое благо для одних необходимо является злом для других, всякое новое освобождение одного класса -новым угнетением для другого» (Маркс К; Энгельс Ф., т. 21, с. 177). Классовый подход к Б. проявляется в ориентации на определенные виды благ, в произвольном установлении их субординации (напр., «вещизм» как характерная черта собственнического сознания). Из этого не следует, что Б. не может быть общечеловеческим или что не существует объективных критериев оценки различных явлений, охватываемых понятием «Б». Это значит лишь, что определение Б. через интересы людей является неполным. Марксизм вскрывает объективные источники человеческих интересов и показывает, что интересы зависят от общественного бытия, его исторических законов. Правильность понимания общего Б. тем или иным классом проверяется анализом процесса исторического развития. Объективно Б. является осуществлением коренных интересов того класса, к-рый в данных исторических условиях выполняет миссию революционного, прогрессивного преобразования об-ва, направленного на освобождение человечества в целом. Поэтому то, что является Б. для пролетариата, для социалистического об-ва, в конечном счете представляет Б. для всего человечества. В социалистическом об-ве высшим Б. считается общенародное Б., т. к. только через его осуществление можно обеспечить наиболее полное удовлетворение интересов каждого отдельного человека.

Экономический словарь

Благо

все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

Толковый словарь Ожегова

Благо

даря тому, что

Юридический словарь

Благо

— все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

Cлово «благо» означает:

благо может означать:

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I ср.

1.добро I

1.

2.Счастье, благополучие.

3.см. тж. благаII предик.Оценочная характеристика чего-либо как хорошего. III союз разг.Употребляется при указании на благоприятствующую причину чего-либо, соответствуя по значению сл.: благодаря тому что, тем более что.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Благо

1. ср.
1) Добро (1*
1).
2) Счастье, благополучие.

2. предикатив Оценка чего-л. как хорошего.

3. союз разг. Употр. при указании на благоприятствующую причину чего-л.; соответствует по значению сл.: благодаря тому что, тем более что.

Словарь русского языка Лопатина

Благо

бл`аго 2, союз

Словарь русского языка Ожегова

Благо

1 то, что дает достаток, благополучие, удолетворяет потребности Материальные блага. Земные блага. Ни за какие блага в мире (ни за что) благо 2 благодаря тому, что Гуляет, б. погода хорошая. благо 2 если, раз Бери, б. дают. благо 1 Poet добро, благополучие Стремление к общему благу.

Современный толковый словарь, БСЭ

Благо

в философии — то, что заключает в себе определенный положительный смысл. «Высшее благо» (термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) — то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство, «эвдемония» в древнегреческой этике, Единое — у Платона и в неоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. понятие благо вытесняется понятием ценности. В более узком смысле благо в этике — синоним добра.

Толковый словарь Ефремовой

Благо

благо

1. ср.
1) Добро (1*
1).
2) Счастье, благополучие.

2. предикатив Оценка чего-л. как хорошего.

3. союз разг. Употр. при указании на благоприятствующую причину чего-л.; соответствует по значению сл.: благодаря тому что, тем более что.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Благо

блага, ср.

1. Добро, счастье. Стремление к общему благу. Желаю вам всяких благ.

2. чаще мн. То, что служит к удовлетворению потребностей, материальные утехи жизни (книжн.). Поеду на юг: там все земные блага. Всех благ (разг. фам.) – до свиданья (приветствие при прощании). Ни за какие блага (в мире) – ни за что, ни в каком случае.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Благо

союз (разг.). Тем более, что; благодаря тому, что. Кончайте работу, благо вечер близко. Бери, благо дают.

Словарь экономических терминов

Благо

— все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Благо

(в этике и философии), то, что заключает в себе определённый положительный смысл. Вопрос о Б. ставился в философии в связи с уяснением смысла бытия и человеческого существования как вопрос о высшем Б. (термин введён Аристотелем, лат. summum bonum), в зависимости от которого определялась соотносительная ценность всех других Б. Античная философия усматривала высшее Б. в блаженстве — 'эвдемонии', содержание которой трактовалось различно представителями разных направлений: как наслаждение (киренаики, Эпикур) или воздержание от страстей (киники), как добродетель в смысле господства высшей, разумной природы над низшей (Аристотель, стоики) и т.д. Платон называет 'благом' 'единое' как основу всякого бытия. Аристотель различает блага трёх родов: телесные (здоровье, сила и т.п.), внешние (богатство, честь, слава и т.п.) и душевные (острота ума, нравственная добродетель и т.п.). В средневековой схоластике , перерабатывавшей идеи античной философии на основе принципов христианского теизма, в качестве высшего Б. выступает бог, являющийся источником всех Б. и конечной целью человеческих устремлений. Новоевропейская философия подчёркивает роль субъекта в определении чего-либо как Б. (Т. Гоббс, Б. Спиноза: Б. есть то, к чему стремится человек, то, что ему нужно). Другим характерным явлением новоевропейской этики является утилитаристское истолкование Б., сведение его к полезности (см. Утилитаризм ). Кант различает высшее Б. и совершенное Б.: первое — это добрая воля, нравственная добродетель, второе требует соединения добродетели с блаженством. В дальнейшем понятие Б. постепенно утрачивает своё значение и с середины 19 в. вытесняется понятием ценность . В более узком, собственно этическом смысле слова понятие Б. синонимично понятию добра (см. Добро и зло ). Ю. Н. Попов.Б. материальные рассматриваются в экономике в двух аспектах: с точки зрения их полезности (способности удовлетворить определенную человеческую потребность) и с точки зрения вклада человека в их производство, чему соответствуют понятия ценности: потребительная стоимость и стоимость . Обычно из материальных благ выделяют потребительские Б., удовлетворяющие многообразные человеческие потребности, которые охватывают товары и услуги. См. Уровень жизни .

Викисловарь

Благо

нечто хорошее, доброе, полезное; добро, польза, счастье, благополучие

Викисловарь

Благо

(указывает на благоприятствующую причину для чего-либо) тем более что; благодаря тому что

Каким бывает «благо»?

Благо бывает:

  • несомненное
  • общее
  • общественное
  • безусловное
  • всеобщее
  • великое
  • народное
  • абсолютное
  • истинное
  • собственное
Все определения к слову БЛАГО

Морфемный и фонетический разбор слова «благо»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова благо. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «благо»

Какими словами можно заменить слово благо? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову БЛАГО

Ассоциации к слову «благо» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово благо? В русском языке со словом благо чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову БЛАГО

Сочетаемость слова «благо»

Как правильно употребляется слово благо? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абсолютное благо
  • безусловное благо
  • бесчисленные блага
  • божественное благо
  • большое благо
  • будущие блага
Полная таблица сочетаемости слова БЛАГО

Предложения со словом «благо»

Примеры употребления слова благо в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Вокруг вас есть десятки руководствующихся благими намерениями людей, которые всегда готовы дать совет, как вам следует жить, строить карьеру или стать счастливым.

Клейтон Кристенсен, Стратегия жизни

Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага являются политическими.

Василий Пугачёв, Политология

Видимо, кто-то там, наверху, решил, что настоящим сыщикам не обязательно пользоваться благами цивилизации, а всё своё внимание надо сосредоточить на раскрываемом деле.

Николай Леонов, Судить будет полночь

Никакое благо (ἀγαθῶν) не вредоносно (379b)

Государство (Платон)

Все предложения и цитаты со словом БЛАГО

Cлово «благо» является ответом на вопросы