Благодать

Cлово «благодать» означает:

(греч. charisma, лат. gratia) — по религ. представлениям, особая божеств, сила, якобы ниспосылаемая человеку свыше с целью преодоления внутренне присущей ему греховности и достижения спасения в загробном мире. В христианстве западные отцы церкви считали Б. единств, условием спасения, а восточные -допускали наряду с Б. и свободу воли. Первая т. зр. была обоснована в 5 в. Августином Блаженным. Ей противостояло учение Пелагия. допускающее возможность спасения без помощи Б. Христианство приняло т. зр. Августина, но с признанием определенного участия в процессе спасения и человеч. воли. Католики и православные считают носителем и передатчиком Б. духовенство, чем обосновывается решающая роль иерархии церк. в процессе спасения. Протестанты признают возможность не-посредств. получения Б. любым верующим. Своим учением о Б. религия культивирует у своих приверженцев неверие в способность человека собств. силами добиться духовно-нравств. совершенства.

Источник: Философский словарь

Значение слова «благодать» в русском языке

гора на Ср. Урале, близ г. Кушва. Добыча железной руды. Высота(до начала разработки) 364 м. См. Гороблагодатские железорудныеместорождения.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Благодать

-особый, благой дар Божий; дар будущий, но обретаемый теперь верою; дар, явившийся во Христе Иисусе (Ин 1.17). есть синоним Слова (Пс 44.3; Ин 1.14; Деян 14.3), благословения Божия (Зах 4.7), благовестия (Деян 11.23; 13.43), пророчества (Евр 2.9), веры (Евр 13.9), славы Божией (Еф 1.6). часто ошибочно трактуется, как нечто благоприятное (благодатное), данное в настоящей, текущей жизни (на Урале даже есть гора , сложенная сплошь из железной руды). Выражение «под благодатью» (Рим 6.15) имеет смысл: под благовестием, под Евангелием, под Новым Заветом. В Еф 3.8; 4.7 сказано: «благодать дана», но это надо понимать так же, как слова «посажены на небесах» в Еф 2.6 (ср. Рим 8.24). В Пс 83.12; Пр 8.35; 18.22; 2Кор 1.15 и др. словом «благодать» ошибочно переведены такие понятия, как «благо», «выгода», «радость», «милость». А в 1Пет 1.13 в оригинале записано: «на благодать, которая откроется вам в явление Иисуса Христа» (см. Деян 15.11; 1Пет 5.1, ср. ст. 12; Еф 2.7; Евр 4.16).

Исторический словарь

Благодать

гора на восточном склоне Среднего Урала, в Свердловской обл. Высота (до начала разработки) 364 м. Добыча железной руды (с 1735).

Философский словарь

Благодать

(греч. charis, лат. gratia) — 1) Милость Божия к человеку, его любовь, не обусловленная заслугами человека. 2) У многих христианских философов благодать — исходящая от Бога жизненная сила или энергия, производящая любовь к добру и истине, к Богу и ближнему, делающая личность нравственно зрелой, вдохновляющая на поиск истины и на ответственность перед ней и за нее, содействующая ее обретению; благодать даруется Богом для постоянства в совершении добра и в верности истине. 3) По Августину, благодать непринудительным образом касается воли человека, чье сердце раскрылось к Богу, чтобы согласовать ее с волей Отца. Есть также благодать, которая просвещает разум человека, содействует тому, чтобы раскрывались его высшие познавательные способности. 4) У Бонавентуры "благодать есть основание воли", что не всеми принимается безоговорочно (см.: СВОБОДНАЯ ВОЛЯ И ). 5) Н.Бердяев противопоставлял христианский Восток христианскому Западу по признаку их отношения к благодати — на Западе больше говорят об оправдании благодатью, тогда как на Востоке — о преображении человеческой природы и рождении новой твари. Однако, между Востоком и Западом больше общего, чем думал Бердяев. 6) — это "знание, что другие существуют" (С.Вайль). 7) безмерна, она означает, что "сама Жизнь Христа, Дух Божий поднимается в нас" (О.Клеман); ответом человека на благодать является доверие и вера. 8) В томизме: "Единственнай акт, выполненный в царстве благодати, является более ценным, недели все, что имеет место в порядке природы" (С.Свежавски). (См. также: ХАРИЗМА).

Философский словарь

Благодать

— христианско-богословское понятие для обозначения особой живой и деятельной силы Божией, содействующей спасению каждого человека и подаваемой людям вследствие искупительного подвига Спасителя. В Новом завете Б. прямо именуется силою Христовой, которая безвозмездно даруется человеку независимо от его достоинства и заслуги. Эта сила изливается в души людей непосредственно от Святого Духа, поэтому Б. можно также определить как силу Св. Духа, даруемую людям для усвоения спасения во Христе. В понятии Б. различают два аспекта· а) это свойство Бога в отношении к падшему человеку как дарование ему спасения, б) это и сама сила Божия, которой совершается спасение человека. Согласно христианскому вероучению, Б. от вечности принадлежит Богу и есть в Нем как предопределение о спасении. Ее действие началось с самого грехопадения, выразилось в обещании искупления и проявилось как любовь к падшему человеку. Обладая Б., Бог слышит молитву верующего, прощает кающегося, дарует ему жизнь. Б. — божественная сила, обитающая в человеке и действующая в нем как земной подвиг человека; она помогает человеку познать Бога, дарует все необходимое "к животу и благочестию", с нее начинается и ею завершается спасение людей. Церковь различает два вида евангельской Б.: а) предваряющую Б., которая просвещает нас, и б) оправдывающую Б., позволяющую внутренне очиститься от грехов и освящающую человека посредством таинств. Действуя внутри самого человека и в единстве с его духовной природой, Б. тем самым отличается от внешних проявлений Бога, например, от чудесных знамений. Учение о Б. (и предопределении поступков людей) в некотором смысле противоречит учению о свободе воли человека. Западные отцы церкви считали Б. единственным условием спасения, а восточные отцы допускали наряду с Б. и свободу воли человека. Римские католики и православные христиане признают носителем и передатчиком Б. духовенство, а протестанты веруют в возможность непосредственного получения Б. любым верующим. *** Б. — одно из ключевых понятий Библии, смысл которого заключается в том, что Бог являет незаслуженное человеком милосердие и совершает ради него то, что он не в состоянии сделать сам. В Ветхом завете для обозначения Б. используются два термина: hen — в переводе с иврита означает проявление милосердия вышестоящего по отношению к нижестоящему, этим словом описывается милость и забота Бога по отношению к Израилю (см. Иер., 31:2 — 3); hesed — это слово означает Б., проявленную в неизменной любви Бога, изобилие Божьих даров, которое дается человеку независимо от его заслуг (см. Пс., 62:4; Пс., 47:10 — 11). В Новом завете для обозначения Б. используется греческое слово charts, которое означает милосердие Бога и спасительную силу, необходимую для искупления погрязшего в грехах человечества (см. Еф., 2:8). Слово charts — это корень слова charisma, которое буквально означает "свободный дар благодати" (см. Рим., 6:23). Согласно библейскому богословию, грехопадение лишило человека духовной силы, необходимой для искупления греха, поэтому в своем спасении человек должен полностью полагаться на Б. Божию (Деян., 15:11; Рим., 3:23; 5:15; Тит., 2:11; 3:7). Особое внимание новозаветному учению о Б. уделяется в посланиях ап. Павла. Здесь Б. как центральное понятие Нового завета противопоставляется ветхозаветному закону, который был дан Богом человеку для восстановления утраченной в грехопадении связи с Ним. В результате непослушания людей закон привел к умножению греха (см. Рим., 5:20). Но крестной смертью Иисуса Христа Бог свободной Б. вмешивается в судьбу людей, давая им спасение и искупление от греха и открывая перспективу новой жизни с Богом. Вера в Иисуса Христа дает людям свободный доступ к Б. (см. Рим., 5:2). Б. дается не по делам, а по вере (см. Рим., 11:6). Прощение и примирение людей с Богом оказываются возможными именно в силу того, что Б. дается даром и всем людям без исключения (см. Лк., 3:6; Рим., 5:18). Т. о., если грех Адама привел к преступлению, разрушению природы человека и смерти, то Б. Бога восстанавливает эту природу и дает вечную жизнь (см. Рим., 5:21). Б. несоизмерима с грехом, поскольку грех есть поступок человека, а Б. — это дар Бога. В западном и восточном христианском богословии ведется длительная дискуссия по поводу смысла и значения учения о Б. Бл. Августин отстаивал учение о Божьей Б. (как единственном условии спасения человека, несоизмеримом с любыми возможными заслугами человека) в полемике с Пелагием, который утверждал, что поскольку первородный грех не переносится на следующие поколения, то и для освобождения от греха не нужна никакая особая помощь со стороны Бога. Эта полемика определила основные направления дискуссии о Б. В католическом богословии было широко распространено учение о спасении, которое обретут все души, пройдя через чистилище и получив в конечном счете доступ к Б., а также об оправдании делами, т. е. целенаправленными действиями человека, которые могут привести к спасению и от которых зависит Б., даваемая человеку. Это учение было подвергнуто критике М. Лютером, утверждавшим, что спасение — это результат действия Б., дарованной всем без исключения, не зависимой от человеческих усилий и опознаваемой в акте веры; человек не может быть абсолютно уверен в данной ему Б. и в своем спасении, а поэтому никакие дела не могут оправдать и спасти его. Общая позиция протестантизма заключается в том, что только Б. Бога может спасти падшего и греховного человека. В некоторых направлениях протестантизма (например в кальвинизме) было распространено учение о предопределении, согласно которому еще до сотворения мира Бог избрал одних к спасению, других к проклятию, следовательно, Б. дается людям не одинаково, и никакие человеческие усилия не могут изменить волю Бога. В других протестантских конфессиях существует учение об отпадении от Б., т. е. в нем утверждается, что Б. не воздействует на человека автоматически, но зависит от его поведения и может быть утрачена. В результате дискуссии с протестантизмом в католической теологии в понимании Б. произошел возврат к т. зр. Бл. Августина. В наше время широкое распространение получило т. н. харизматическое движение, которое основано на допущении возможности для некоторых людей, избранных Святым Духом, обрести особую Б. и личную святость при жизни. В протестантизме предполагается возможность непосредственного получения Б. верующим, тогда как католики и православные считают духовенство носителем и передатчиком Б., что определяет исключительную роль церковной иерархии в спасении. В православной традиции, основоположенной восточной патристикой, понятие Б. рассматривается в рамках учения о спасении и искуплении. Спасение понимается как обожение человеческого естества, которое является благодатным действием Бога, совершаемым при участии человеческой свободы. Искупительная жертва Христа и есть высшее проявление Б., которой Христос дает человеку возможность стать новым творением, равным Богу по Б. Ее невозможно заслужить никакими добрыми делами, поскольку это есть действие Бога, однако спасение возможно лишь при свободном принятии человеком дара Б., которое выражается в подвиге и делах веры. Большинство людей не имеет достаточной силы расстаться со своей греховной природой, но некоторые испытывают на себе действие Б. за подвиг веры и мученичество — такие люди являются святыми и особо почитаются в православии. В целом учение о Б. является христианской постановкой проблемы свободы воли человека, и с этой т. зр. вопрос заключается в том, зависит ли Б., даваемая Богом, от человеческих усилий или же нравственное поведение человека возможно лишь в результате воздействия Б.

Философский словарь

Благодать

бескорыстный дар, благосклонность как результат чистой благожелательности. Очень важный вопрос, что определяет наступление и действенность благодати: человеческие качества или божественный выбор? Можно предположить, что глубины нравственного начала в человеке питаются абсолютной, сверхчеловеческой божественной реальностью. Не имеет формы нравственного закона, как, например, «категорический императив» И.Канта, который требует своего исполнения из уважения к самому закону, но без любви к Богу и внутренней жизни в нем. – это богочеловеческая основа человеческого существования, без которой вообще нет нравственной жизни; пробуждение человеческой души, воспоминание о Божественном источнике жизни; дарованное Богом человеку высшее, абсолютное начало духовности и нравственности, благодаря чему человек возвышается над природой, хотя и не теряет в себе физической, телесной стороны своего существования. выше естественного закона, не отменяет, но совершенствует его.

Философский словарь

Благодать

христианско-богословское понятие для обозначения особой живой и деятельной силы Божией, содействующей спасению каждого человека и подаваемой людям вследствие искупительного подвига Спасителя. Эта сила изливается в души людей непосредственно от Святого Духа, поэтому благодать можно также определить как силу Святого Духа, даруемую людям для обретения ими спасения во Христе.

Словарь воровского жаргона

Благодать

умывальник

Толковый словарь Ожегова

Благодать

Ниспосланная свыше сила

Cлово «благодать» означает:

Благодать

Благода́ть (, , ) — одно из ключевых понятий христианского богословия, рассматривается как дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения и освящения («возрастания в благодати»).

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I ж.Благоволение, добро, помощь, исходящие — по религиозным представлениям — от Бога [ Бог I], ниспосланные им. II ж.

1.Состояние удовлетворенности, душевного покоя.

2.Состояние природы, окружающего мира, вызывающее у человека чувство покоя, умиротворенности, блаженства.

3.Изобилие каких-либо материальных благо I

1..

4.Исключительно благоприятные условия жизни, деятельности в сравнении с общераспространенными.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Благодать

ж.
1) а) Благоволение, добро, помощь, исходящие — по религиозным представлениям — от Бога, ниспосланные им. б) устар. Благо, добро, благополучие.
2) Состояние удовлетворенности, душевного покоя.
3) Состояние природы, окружающего мира, вызывающее у человека чувство покоя, умиротворенности, блаженства.
4) а) перен. разг. Изобилие каких-л. материальных благ. б) Исключительно благоприятные условия жизни, деятельности в сравнении с общераспространенными.

Словарь русского языка Лопатина

Благодать

благод`ать, -и

Словарь русского языка Ожегова

Благодать

очень хорошо, прекрасно (где-нибудь) Весной здесь б. Какая тут б.! благодать В религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила Б. низошла на кого-н. благодать Colloq о чем-нибудь хорошем, имеющемся в изобилии В лесу всякая б. : и грибы, и ягоды.

Современный толковый словарь, БСЭ

Благодать

гора на Ср. Урале, близ г. Кушва. Добыча железной руды. Высота (до начала разработки) 364 м. См. Гороблагодатские железорудные месторождения.

Толковый словарь Ефремовой

Благодать

благодать ж.
1) а) Благоволение, добро, помощь, исходящие — по религиозным представлениям — от Бога, ниспосланные им. б) устар. Благо, добро, благополучие.
2) Состояние удовлетворенности, душевного покоя.
3) Состояние природы, окружающего мира, вызывающее у человека чувство покоя, умиротворенности, блаженства.
4) а) перен. разг. Изобилие каких-л. материальных благ. б) Исключительно благоприятные условия жизни, деятельности в сравнении с общераспространенными.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Благодать

благодати, мн. Нет, ж.

1. Полнота благ, довольство (разг.). Какая у вас тут благодать!

2. Свыше ниспосланная сила, помощь (церк.). Нет ни в чем вам благодати; с счастием у вас разлад. Пушкин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Благодать

гора на восточном склоне Среднего Урала, в Свердловской области РСФСР, вблизи г. Кушвы. Высота 364 м. Месторождение магнетитовых железных руд, залегающих в контакте сиенитов с толщей сланцев, туфов и известняков среднепалеозойского возраста. Запасы 154,9 млн. т (
1956). Ежегодная добыча 3 млн. т. Разработка железной руды начата в 1735 и ведётся главным образом открытым способом на восточном склоне Б. На базе этих руд были построены Кушвинский, Верхнетуринский, Верхне- и Нижнебаранчинский железоделательные заводы. Реконструированные за годы Советской власти рудники Б. обеспечивают рудой и агломератом Нижнетагильский комбинат.

Полный орфографический словарь русского языка

Благодать

благодать, -и

Викисловарь

Благодать

милость, благоволение, дар, исходящие от высших сил, ниспосланные ими благо, добро, благополучие изобилие природных или материальных благ, обеспечивающих благоденствие, доставляющих радость, счастье , очень хорошо (о приволье, об условиях, доставляющих удовольствие, счастье)

Фонетический разбор слова «благодать»

Звуко-буквенный разбор слова благодать. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «благодать»

Какими словами можно заменить слово благодать? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову БЛАГОДАТЬ

Ассоциации к слову «благодать» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово благодать? В русском языке со словом благодать чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову БЛАГОДАТЬ

Сочетаемость слова «благодать»

Как правильно употребляется слово благодать? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • божественная благодать
  • божья благодать
  • большая благодать
  • великая благодать
  • высшая благодать
  • духовная благодать
  • истинная благодать
  • настоящая благодать
  • небесная благодать
Полная таблица сочетаемости слова БЛАГОДАТЬ

Предложения со словом «благодать»

Примеры употребления слова благодать в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Божественная благодать стала обнаруживаться в ней видимо. Так, однажды крокодил, пожиравший людей, издох по её слову.

Владимир Зоберн, Благословите женщину. Идеал женственности. Книга вторая

Это один из многих даров благодати, который дан верным в помощь для назидания христианам в церквях.

Валентин Юрьевич Катасонов, В начале было Слово, а в конце будет цифра.

Сокровенность и неизъяснимость даже нужна в действиях благодати, дабы дать свойственное место и достоинство вере.

Анна Чуднова, Казанская икона Божией Матери

Божья благодать быстро разрушает мечты («Жизнь в христианском общении», Гл.1)

Дитрих Бонхёффер

Все предложения и цитаты со словом БЛАГОДАТЬ

Cлово «благодать» является ответом на вопросы