Фантазия

Cлово «фантазия» означает:

— то же, что воображение. Психическая деятельность человека, создающая образы и мысленные ситуации, не имевшиеся до этого в его непосредственном жизненном опыте.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «фантазия» в русском языке

(Fantasy; Phantasie) — поток психической энергии или совокупность образов и идей в бессознательном психическом, составляющие деятельность воображения; следует отличать от мыслительного или познавательного процессов вообще."Фантазию следует понимать и каузально, и финально. Для каузального объяснения она есть такой симптом физиологического или личного состояния, который является результатом предшествующих событий. Для финального же объяснения фантазия есть символ, который пытается обозначить или ухватить с помощью имеющегося материала определенную цель или, вернее, некоторую будущую линию психологического развития. Так как активная фантазия составляет главный признак художественной деятельности духа, то художник есть не только изобразитель, но творец и, следовательно, воспитатель, ибо его творения имеют ценность символов, предначертывающих линии будущего развития" (ПГ, пар. 828). толковалась Юнгом как изначально независимая от эго сознания, хотя и связанная с ним потенциально. Бессознательная фантазия является прямым результатом действия архетипических структур (см. архетип).Юнг подразделял фантазии на активные и пассивные. Первые, характеризующие творческую деятельность, вызываются интуитивной установкой, направленной на восприятие бессознательных содержаний; пассивные фантазии являются спонтанными и автономными проявлениями бессознательных комплексов."Пассивная фантазия всегда нуждается в сознательной критике, если она не должна односторонне давать дорогу точке зрения бессознательной противоположности. Напротив, активная фантазия как продукт, с одной стороны, сознательной установки, отнюдь не противоположной бессознательному, с другой стороны, бессознательных процессов, также не противоположных сознанию, а лишь компенсирующих его, нуждается не в критике, а в понимании" (ПТ, пар. 822).Юнг разработал метод активного воображения как способ ассимиляции значения фантазий. Важным в нем является необходимость не интерпретировать фантазию, а пережить ее.Как и сновидения, фантазии можно истолковывать. , по мнению Юнга, имеет свое проявление и скрытое содержание, допускающее как редуктивную, так и синтетическую интерпретации.Фантазии не являются вторичными, кодированными версиями эмоциональных или поведенческих проблем, поскольку аналитическая психология — это психология бессознательного, и бессознательное является изначальным динамическим фактором.

Источник: Психологический словарь

Психологический словарь

Фантазия

— см. Воображение.

Социологический словарь

Фантазия

-англ. fancy /fantasy; нем. Phantasie. 1. Способность к творческому воображению. 2. Мечта,  выдумка, нечто неправдоподобное.

Философский словарь

Фантазия

— психич. деятельность человека, создающая образы и мысленные ситуации, не имевшиеся до этого в его непосредств. жизн. опыте. Ф. возникает в процессе труда и обществ, деятельности как необходимое условие преобразования мира человеком. Ф. необходима в различных сферах деятельности человека, в т. ч. в искусстве и науке. Ф. может иметь разное содержание и играть разную роль в об-ве: она способна обгонять естеств. ход событий, ставя в то же время перед людьми реальные задачи и тем самым усиливая их энергию, но может и направлять мысли в сторону от реальности и тем самым расслаблять людей, отвлекать их от познания и преобразования мира. Религ. Ф. относится к этому последнему виду Ф. Создавая мир иллюзорных, сверхъестеств. существ и сущностей, она затемняет сознание людей, уводит их от реальности. В. И. Ленин назвал ре-лиг.-идеалистич. представления «больной фантазией».

Толковый словарь Даля

Фантазия

ж. немецк. франц. воображенье, изобретательная сила ума; творческая сила художника, самобытная сила созиданья. | Пустая мечта, выдумка воображенья, затейливость, причуда; несбыточный бред, разгул необузданной думки. | Муз. свободное сочиненье, по своей причуде, без правил. Фантастический, несбыточный, мечтательный; или | затейливый и причудливый, особенный и отличный, по своей выдумке. Фантазировать, мечтать, воображать, строить воздушные замки, созидая мысленно, умственно; играть мечтою, разукрашая ее по произволу; | в муз. играть наобум, по вдохновенью, сочиняя во время самой игры. Фантасмагория ж. искусство изображать призраки, видения или воздушные картины посредством зеркальных отражений. Фантасмагорическое представленье. Фантом м. картины, явления фантасмагории или что-либо подобное. | Кукла, на коей изучают повивальное искусство.

Толковый словарь Ожегова

Фантазия

Мечта, продукт воображения

Толковый словарь Ожегова

Фантазия

Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное

Толковый словарь Ожегова

Фантазия

Прихоть, причуда

Толковый словарь Ожегова

Фантазия

Музыкальное произведение в свободной форме

Толковый словарь Ожегова

Фантазия

Способность к творческому воображению; само такое воображение

Большой Энциклопедический Словарь

Фантазия

одна из форм воображения.

Большой Энциклопедический Словарь

Фантазия

(от греч. phantasia — воображение) — музыкальная пьеса свободнойформы, в т. ч. на темы из опер, балетов, на мелодии народных песен и т.п., часто виртуозного импровизационного характера.

Психологический словарь

Фантазия

(1) (fantasy and phantasy) Согласно O.E.D., "В современном употреблении слова FANTASY и PHANTASY, несмотря на одинаковое звучание и этимологию, понимаются как разные слова. Преобладающее значение первого — "каприз, прихоть, причудливая выдумкам, а второго — "воображение, воображаемое понятие". Поскольку психоаналитическое представление скорее сродни ВООБРАЖЕНИЮ, чем прихоти, английские психоаналитики неизменно пишут PHANTASY, а не FANTASY, но лишь некоторые, если таковые вообще есть, американские авторы последовали за ними в этом.

Психологический словарь

Фантазия

(2) (PHANTASY) Психоаналитическая концепция фантазии не избежала двусмысленности, свойственной повседневному использованию этого слова. В одном из значений фантазия связана с воображением, грезами, мечтанием, в противоположность адаптивному мышлению и поведению (см. АДАПТАЦИЯ). В этом смысле она является синонимом невротического мечтания. В другом значении относится к образной деятельности, лежащей в основе мышления и чувств. В теоретических работах обычно подразумевается второе значение слова. Отсюда и написание phantasy, принятое английскими, но не американскими авторами (см. (1)). Все школы согласны с тем, что сознательная психическая деятельность сопровождается, поддерживается, обеспечивается, оживляется и находится под влиянием БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ фантазии, которая начинается в детстве, первоначально имеет дело с биологическими процессами и связями и подвергается символическому усложнению (см. СИМВОЛ). Существует, однако, значительное расхождение во мнениях относительно практической ценности построения ИНТЕРПРЕТАЦИЙ на языке бессознательных фантазий. Клейнианцы считают, что только такие интерпретации являются эффективными; Эго-психологи (см. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ) считают их "дикими" (напр., драматические заявления о желании, скажем, атаковать ГРУДЬ или ПЕНИС, в которых мало смысла для взрослого ЭГО пациента). Клейнианская теория использует "бессознательную фантазию" в качестве связующего звена между ИНСТИНКТОМ и мыслью. "По поводу обнаруженных здесь точек зрения: а)фантазии являются первичным содержанием бессознательных психических процессов; б) содержание бессознательных фантазий первоначально связано с телом и представляет инстинктные цели, направленные на объекты; в) эти фантазии прежде всего являются психическими представителями ЛИБИДНЫХ и деструктивных инстинктов;… и г) АДАПТАЦИЯ к РЕАЛЬНОСТИ и реальное мышление требуют поддержки совместно действующих бессознательных фантазий…" — Susan Isaacs (1952). Классическая теория придерживается практически того же мнения, помещая фантазию в ИД. Фантазии могут быть ГЛУБИННЫМИ иди ПОВЕРХНОСТНЫМИ, ОРАЛЬНЫМИ, АНАЛЬНЫМИ, ФАЛЛИЧЕСКИМИ, ГЕНИТАЛЬНЫМИ, СОЗНАТЕЛЬНЫМИ или БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ, ЛИБИДНЫМИ или агрессивными (см. АГРЕССИЯ), ИНФАНТИЛЬНЫМИ или взрослыми, садистскими или мазохистскими (см. САДИЗМ и МАЗОХИЗМ), КРЕАТИВНЫМИ или НЕВРОТИЧЕСКИМИ, ИСТЕРИЧЕСКИМИ, ОБСЕССИВНЫМИ, ДЕПРЕССИВНЫМИ, ШИЗОИДНЫМИ, ПАРАНОИДНЫМИ и т.д. См. также ВООБРАЖЕНИЕ; СИМВОЛИЗМ.

Психологический словарь

Фантазия

Под фантазией я подразумеваю два различных явления, а именно: во-первых, фантазму и, во-вторых, воображающую деятельность. Из текста моей работы в каждом данном случае вытекает, в каком смысле следует понимать выражение "фантазия". Под фантазией в смысле "фантазмы" я понимаю комплекс представлений, отличающихся от других комплексов представлений тем, что ему не соответствует никакой внешней реальной объективной данности. Хотя первоначально фантазия может покоиться на вспоминающихся образах действительно имевших место переживаний, все же ее содержание не соответствует никакой внешней реальности, но остается, по существу, выходом творческой активности духа, деятельностью или продуктом комбинации психических элементов, оккупированных энергией. Поскольку психическая энергия может подвергаться произвольному направлению, постольку и фантазия может вызываться сознательно и произвольно как в целом, так и по крайней мере частично. В первом случае она тогда не что иное, как комбинация сознательных элементов. Однако такой случай является искусственным и только теоретически значимым экспериментом. В повседневном психологическом опыте фантазия в большинстве случаев или вызывается вследствие настороженной интуитивной установки, или же является вторжением бессознательных содержаний в сознание. Можно различать активные и пассивные фантазии; первые вызываются интуицией (см.), то есть установкой (см.), направленной на восприятие бессознательных содержаний, причем либидо (см.) тотчас оккупирует все всплывающие из бессознательного элементы и доводит их, через ассоциацию параллельных материалов, до полной ясности и наглядности; пассивные фантазии появляются сразу в наглядной форме, без предшествующей и сопровождающей интуитивной установки, при совершенно пассивной установке познающего субъекта. Такие фантазии принадлежат к психическим "автоматизмам" (Automatismes, Жане). Эти последние фантазии могут, конечно, появляться лишь при наличии относительной диссоциации в психике, потому что их возникновение требует, чтобы существенная часть энергии уклонилась от сознательного контроля и овладела бессознательными содержаниями. Так, например, видение Савла предполагает, что бессознательно он уже христианин, что укрылось от его сознательного понимания, инсайта. Пассивная фантазия всегда возникает из какого-нибудь процесса в бессознательном, противоположного сознанию, — процесса, который содержит в себе приблизительно столько же энергии, сколько и в сознательной установке, и который поэтому способен проломить сопротивление последней. Напротив, активная фантазия обязана своим существованием не только и не односторонне — интенсивному и противоположному бессознательному процессу, но настолько же склонности сознательной установки воспринимать намеки или фрагменты сравнительно слабо подчеркнутых бессознательных связей и, преобразуя их при помощи ассоциирования параллельных элементов, доводить их до полнейшей наглядности. Итак, при активной фантазии дело отнюдь и не всегда сводится к диссоциированному душевному состоянию, но, скорее, к положительному участию сознания. Если пассивная форма фантазии нередко носит на себе печать болезненного или, по крайней мере, ненормального, то ее активная форма принадлежит нередко к высшим проявлениям человеческого духа, так как в ней сознательная и бессознательная личности субъекта сливаются в одном общем объединяющем произведении. , сложившаяся так, может быть высшим выражением единства известной индивидуальности и даже создавать эту индивидуальность именно при помощи совершенного выражения ее единства (ср. понятие "эстетического настроения" у Шиллера). По-видимому, пассивная фантазия обычно никогда не бывает выражением достигнутого единства индивидуальности, так как она, как уже сказано, предполагает сильную диссоциацию, которая со своей стороны может покоиться только на столь же сильной противоположности между сознанием и бессознательным. , возникшая из такого состояния через вторжение в сознание, именно поэтому никогда не может быть совершенным выражением объединенной в себе индивидуальности, но будет преимущественно выражением точки зрения бессознательной личности. Хорошим примером тому может служить жизнь Павла: его обращение в христианскую веру соответствовало принятию дотоле неосознанной точки зрения и вытеснению прежнего антихристианского образа мыслей, который впоследствии обнаруживался в его истерических припадках. Поэтому пассивная фантазия всегда нуждается в сознательной критике, если она не должна односторонне давать дорогу точке зрения бессознательной противоположности. Напротив, активная фантазия как продукт, с одной стороны, сознательной установки, отнюдь не противоположной бессознательному, с другой стороны, бессознательных процессов, также не противоположных сознанию, а лишь компенсирующих его, нуждается не в критике, а в понимании. Как в сновидении (которое есть не что иное, как пассивная фантазия), так и в фантазии следует различать явный и скрытый смысл. Первый выясняется из непосредственного созерцания фантастического образа, этой непосредственной манифестации фантастического комплекса представлений. Конечно, явный смысл почти и не заслуживает названия — в фантазии он всегда оказывается гораздо более развитым, чем в сновидении, — это, вероятно, должно проистекать из того, что сонная фантазия обычно не нуждается в особой энергии для того, чтобы действенно противостоять слабому сопротивлению спящего сознания, так что уже малопротивоположные и лишь слегка компенсирующие тенденции могут дойти до восприятия. Напротив, бодрствующая фантазия уже должна располагать значительной энергией для того, чтобы преодолеть тормозящее сопротивление, исходящее от сознательной установки. Чтобы бессознательная противоположность дошла до сознания, ей необходимо быть очень важной. Если бы эта противоположность состояла лишь в неясных и трудноуловимых намеках, то она никогда не смогла бы настолько завладеть вниманием, то есть сознательным либидо, чтобы прорвать связь сознательных содержаний. Поэтому бессознательное содержание приковано к прочной внутренней связи, которая именно и выражается в выработанном явном смысле. Явный смысл всегда имеет характер наглядного и конкретного процесса, однако последний, вследствие своей объективной нереальности, не может удовлетворить сознания, притязающего на понимание. Поэтому оно начинает искать другого значения фантазии — ее толкования, то есть скрытого смысла. Хотя существование скрытого смысла фантазии сначала вовсе не достоверно и хотя вполне возможно оспаривать даже и саму возможность скрытого смысла, однако притязание на удовлетворительное понимание является достаточным мотивом для тщательного исследования. Это отыскание скрытого смысла может сначала иметь чисто каузальную природу, при постановке вопроса о психологических причинах возникновения фантазии. Такая постановка вопроса ведет, с одной стороны, к поводам, вызвавшим фантазию и лежащим далее, позади; с другой стороны, к определению тех влечений и сил, на которые энергетически следует возложить ответственность за возникновение фантазии. Как известно, Фрейд особенно интенсивно разрабатывал это направление. Такого рода толкование я назвал редуктивным. Право на редуктивное понимание ясно без дальнейших разъяснений, и точно так же вполне понятно, что этот способ толкования психологических данных дает некоторое удовлетворение людям известного темперамента, так что всякое притязание на дальнейшее понимание у них отпадает. Когда кто-нибудь издаст крик о помощи, то этот факт будет достаточно и удовлетворительно объяснен, если мы сможем доказать, что жизнь данного человека в данный момент находится в опасности. Если человеку снится уставленный яствами стол и доказано, что он лег спать голодным, то такое объяснение сна удовлетворительно. Если человек, подавляющий свою сексуальность, например средневековый святой, имеет сексуальные фантазии, то этот факт достаточно объяснен редукцией на подавленную сексуальность. Но если бы мы захотели объяснить видение Петра ссылкой на тот факт, что он голодал и что поэтому бессознательное побуждало его есть нечистых животных или же что поедание нечистых животных вообще лишь исполнение запретного желания, то такое объяснение дает мало удовлетворения. Точно так же наш запрос не будет удовлетворен, если мы захотим свести, например, видение Савла к его вытесненной зависти, которую он питал к роли Христа среди его соотечественников и при помощи которой он отождествлял себя с Христом. В обоих этих объяснениях может быть доля правды, но к психологии Петра или Павла, обусловленной духом их времени, объяснения эти не имеют никакого отношения. Это объяснение чересчур просто и дешево. Нельзя трактовать мировую историю как проблему физиологии или как вопрос личной скандальной хроники. Эта точка зрения была бы слишком ограниченна. Поэтому мы вынуждены значительно расширить наше понимание скрытого смысла фантазии, прежде всего в смысле причинности: психологию отдельного человека никогда нельзя исчерпывающе объяснить из него самого, но надо ясно понять, что его индивидуальная психология обусловлена современными ему историческими обстоятельствами и как именно. Она не есть лишь нечто физиологическое, биологическое или личное, но и некая проблема истории того времени. И потом, никакой психологический факт никогда не может быть исчерпывающе объяснен только из одной своей причинности, ибо в качестве живого феномена он всегда неразрывно связан с непрерывностью жизненного процесса, так что хотя он, с одной стороны, есть всегда нечто ставшее, с другой стороны, он все же есть всегда нечто становящееся, творческое. У психологического момента лик Януса: он глядит назад и вперед. В то время как он становится, он подготавливает и будущее. В противном случае намерение, задание, установка целей, учет будущего и предвидение его были бы психологически невозможны. Если кто-нибудь выражает какое-либо мнение и мы относим этот факт только к тому, что до него кто-то другой высказал такое же мнение, то это объяснение практически совершенно недостаточно, ибо мы хотим знать не просто причину этого -поступка для его понимания, но еще и то, что он имеет при этом в виду, в чем его цель и намерение и чего он хочет этим достигнуть. Узнав и это все, мы обыкновенно чувствуем себя удовлетворенными. В повседневной жизни мы без дальнейшего рассуждения и совершенно инстинктивно прибавляем к этому еще объяснение и с финальной точки зрения; очень часто мы даже считаем именно эту финальную точку зрения решающей, совершенно оставляя в стороне момент, в строгом смысле причинный, очевидно инстинктивно признавая творческий момент психического существа. Если мы так поступаем в повседневном опыте, то и научная психология должна считаться с таким положением дела и поэтому не должна становиться исключительно на строго каузальную точку зрения, заимствованную ею первоначально у естественных наук, но принимать во внимание и финальную природу психического. И вот, если повседневный опыт утверждает как несомненное финальное ориентирование содержаний сознания, то с самого начала нет никаких поводов для того, чтобы отвергнуть это применительно к содержаниям бессознательного, конечно до тех пор, пока опыт не обнаружит обратного. По моему опыту, нет никаких оснований отрицать финальное ориентирование бессознательных содержаний, напротив, есть множество случаев, в которых удовлетворительное объяснение достижимо только при введении финальной точки зрения. Если мы будем рассматривать, например, видение Савла с точки зрения мировой миссии Павла и придем к заключению, что Савл хотя сознательно и преследовал христиан, но бессознательно принял уже христианскую точку зрения и стал христианином вследствие перевеса и вторжения бессознательного, потому что его бессознательная личность стремилась к этой цели, инстинктивно постигая необходимость и значительность этого деяния, то мне кажется, что такое объяснение значения этого факта будет более адекватным, чем редуктивное объяснение при помощи личных моментов, хотя последние, в той или иной форме, несомненно соучаствовали в этом, ибо "слишком человеческое" имеется всюду налицо. Точно так же данный в Деяниях Апостолов намек на финальное объяснение видения Петра является гораздо более удовлетворительным, чем предположение физиологически-личных мотивов. Итак, объединяя все вместе, мы можем сказать, что фантазию следует понимать и каузально, и финально. Для каузального объяснения она есть такой симптом физиологического или личного состояния, который является результатом предшествующих событий. Для финального же объяснения фантазия есть символ, который пытается обозначить или ухватить с помощью имеющегося материала определенную цель или, вернее, некоторую будущую линию психологического развития. Так как активная фантазия составляет главный признак художественной деятельности духа, то художник есть не только изобразитель, но творец и, следовательно, воспитатель, ибо его творения имеют ценность символов, предначертывающих линии будущего развития. Более ограниченное или более общее социальное значение символов зависит от более ограниченной или более общей жизнеспособности творческой индивидуальности. Чем ненормальнее, то есть чем нежизнеспособнее индивидуальность, тем ограниченнее социальное значение созданных ею символов, хотя бы эти символы и имели для данной индивидуальности абсолютное значение. Оспаривать существование скрытого смысла фантазии можно только тому, кто полагает, что естественный процесс вообще лишен удовлетворительного смысла. Между тем естествознание уже выделило смысл естественного процесса в форме законов природы. Признано, что законы природы суть человеческие гипотезы, установленные для объяснения естественного процесса. Но поскольку удостоверено, что установленный закон согласуется с объективным процессом, постольку мы имеем право говорить о смысле совершающегося в природе. И поскольку нам удается установить закономерность фантазий, постольку мы имеем право говорить и об их смысле. Однако найденный смысл лишь тогда удовлетворителен или, другими словами, установленная закономерность лишь тогда заслуживает этого имени, когда она адекватно передает сущность фантазии. Есть закономерность при естественном процессе и закономерность самого естественного процесса. Это закономерно, например, что человек видит сновидения, когда спит, однако это не такая закономерность, которая высказывает нечто о сущности сновидений. Это простое условие сновидения. Установление физиологического источника фантазии есть лишь простое условие ее существования, а отнюдь не закон ее сущности. Закон фантазии, как психологического феномена, может быть только психологическим законом. Мы подходим теперь ко второму пункту нашего объяснения понятия фантазии, а именно к понятию воображающей деятельности (imaginative Tatigkeit). Воображение есть репродуктивная или творческая деятельность духа вообще, не будучи особой способностью, ибо оно может осуществляться во всех основных формах психической жизни, в мышлении, чувстве, ощущении и интуиции. , как воображающая деятельность, есть для меня просто непосредственное выражение психической жизнедеятельности, психической энергии, которая дается сознанию не иначе как в форме образов или содержаний, подобно тому как и физическая энергия проявляется не иначе как в форме физического состояния, физическим путем раздражающего органы чувств. Подобно тому как всякое физическое состояние с энергетической точки зрения есть не что иное, как система сил, точно так же и психическое содержание с энергетической точки зрения есть не что иное, как являющаяся сознанию система сил. Поэтому с этой точки зрения можно сказать, что фантазия в качестве фантазмы есть не что иное, как определенная сумма либидо, которая никогда не может явиться сознанию иначе как именно в форме образа. Фантазма есть idee-force. Фантазирование, как воображающая деятельность, тождественно с течением процесса психической энергии.

Психологический словарь

Фантазия

(dereism) — вымысел, который не может исполниться в реальной жизни. Заметное преобладание фантазий над мыслями, соответствующими реальности, может быть проявлением шизоидной личности или шизофрении.

Психологический словарь

Фантазия

(fantasy) — комплекс последовательных представлений, в которых несколько элементов этих представлений сплетаются вместе в историю. Чрезмерное увлечение такими собственными представлениями может быть симптоматическим или проявлением трудностей в восприятии реальности. В психоаналитике для контролирования поведения допускается наличие у человека неосознанных фантазий (unconscious fantasies), так что психологические симптомы могут быть обозначением или, наоборот, защитой от таких фантазий (см. Символизм).

Психологический словарь

Фантазия

(fantasy) Слово "фантазия" обозначает: а) способность к фантазированию, а также б) продукт этой деятельности. Ф. занимает промежуточное место между мышлением и сенсорно-перцептивными процессами. Когда разум продуцирует Ф., фантазирующий чел. испытывает наплыв чувственных образов. Хотя само продуцирование фантазий, их направление и содержание м. б. подчинены сознательным интенциям, обычно фантазии возникают помимо контроля сознания, под влиянием воспоминаний, прошлых и настоящих эмоциональных состояний, а тж надежд и ожиданий фантазирующего. В своих Ф. люди создают то, чего не существует, что когда-нибудь может произойти, а может и не произойти, а тж то, чего никогда не было. Ф. могут тж просто искажать реальность. Продуцирование нереального обычно происходит в угоду эго. Может ли Ф. как творческая функция создать что-то подлинно новое, не яв-ся лишь новой комбинацией или композицией элементов уже имеющегося знания и опыта, — этот филос. вопрос актуален со времен Аристотеля и его трактата "О душе" (De anima). В своей первичной форме Ф. возникают у субъекта спонтанно из его бессознательного. Вторичные Ф. инициируются на сознательном уровне и пробуждаются намеренно, с определенной целью. По мере развертывания спонтанных Ф. переживающий их чел. нередко утрачивает чувство нереальности происходящего. В норме при ретроспективном анализе субъект без всяких затруднений относит Ф. к сфере нереального. Ф. могут полностью захватить фантазирующего чел., лишая его способности адекватно реагировать на требования окружающей среды. Если Ф. наделяется статусом реальности, она перестает быть Ф. и, по определению, попадает в область патологии, как в случаях бреда, галлюцинаций, pseudologia fantastica и паранойи. В ходе возрастного развития Ф. предшествуют началу логического мышления. Ф. играет значительную роль в жизни ребенка, в частности как важный элемент игры. Эгоцентрическое мышление ребенка вполне совместимо с нечеткостью границы между реальностью и Ф.; воображаемые товарищи могут восприниматься как реальные и в то же время нереальные. Сами дети часто принимают свои фантастические выдумки за правду. Магическое мышление яв-ся реалистическим компонентом фантастического мира, в к-ром проявляются волшебные фантазии. До тех пор пока у детей не сформировалось ясное чувство реальности, мы не в состоянии отличить их фантазии от бредового мышления. Основное назначение Ф. — представить альтернативу реальности. Как таковая Ф. служит двум основным целям: она стимулирует творчество, позволяя создать то, чего еще нет (пока), и она действует как балансировочный механизм души, предлагая индивидууму средство самопомощи для достижения эмоционального равновесия (самоисцеления). Нереальный мир служит людям убежищем от действительности. Исполнение желаний, компенсация, проектирование и спасение — все эти механизмы работают как своего рода отдушины или источники жизненных сил. Для робкого чел. проектирование своего будущего поведения и его репетиция повышают готовность рисковать и добиваться успеха. Деструктивное использование Ф. усугубляет существующие эмоциональные проблемы. Стремление обрести постоянное убежище в мире Ф. путем придания ему статуса реальности приводит к самообману и созданию бредовых систем. Др. вариант отрицательного исхода может возникать в тех случаях, когда Ф., используемая в целях освобождения от вызванного подавляемыми эмоциями напряжения, приобретает функцию репетиции, особенно если ее содержанием становится насилие, самоубийство или убийство. Сравнительно мало известно о Ф. в жизни здорового, хорошо адаптированного чел., ибо Ф. обычно связаны с неудовлетворенными потребностями, страхами и желаниями. Известно, что Ф. о смерти чаще возникают у детей, подростков и пожилых людей. Их темой обычно яв-ся собственная естественная смерть, суицид или тяга к убийству. Ф. тж используется в клинических целях; рез-ты проективных психол. тестов и методик основываются на проекциях фантазий (как это имеет место в ТАТ). Кроме того, в различных психотерапевтических подходах Ф. отводится роль разведочного или терапевтического средства. См. также Страхи детей, Страх, Иллюзии Э. Вик

Психологический словарь

Фантазия

(fantasy) — защитный механизм Эго, когда человек использует воображаемые события, чтобы удовлетворить неприемлемые импульсы.

Психологический словарь

Фантазия

— воображение, продукт воображения.

Психологический словарь

Фантазия

— 1. Синоним воображения. 2. Продукт воображения. изменяет облик действительности, отраженной в сознании; для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазия, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности. В сфере патопсихологии фантазия больных служит предметом исследования диагностического. С позиций психологии аналитической, фантазия — самоизображение бессознательного, образованного забытыми или вытесненными личными переживаниями и архетипами бессознательного коллективного. Фантазии возникают при падении интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред). Согласно З. Фрейду, фантазия — так называемые сны наяву — это бессознательное или сознательное иллюзорное исполнение честолюбивых и эротических желаний, не переживаемых галлюцинаторно. Форма выражения конституциональных свойств личности, ее вытесненных стремлений, влечений и желаний, посредством коей человек помощью воображения сглаживает недостатки реального мира и собственные неудачи. В общем, фантазии-желания воплощаются либо опосредованно — путем художественного и научного творчества, либо ведут к неврозу. Наряду с путем от реальности к фантазии как форма удовлетворения существует и путь от фантазии к реальности, примером коему служит искусство. Бессознательные фантазии — источники сновидений и симптомов невротических.

Психологический словарь

Фантазия

Термин, обычно используемый для обозначения психического процесса воображения объектов, символов или событий, не присутствующих в данный момент. Однако он также используется в отношении самих символов или образов. Вообще, фантазия считается нормальным явлением, даже показателем психологической стабильности и здоровья индивида. Обычно она приятна, часто причудлива, это творческий процесс. Нередко упоминаемые патологические аспекты ограничиваются теми случаями, когда фантазия становится бредовой или когда она доминирует в психической жизни человека и скорее служит средством ухода от реальности, чем дополнением к ней.

Философский словарь

Фантазия

(греч. phantasia — психический образ, плод воображения) — воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Философский словарь

Фантазия

(от греч. phantasia — воображение) — творческая сила, объединяющая непосредственные переживания с действительностью духа, причем внутреннее содержание ее представляет собой базу всех разновидностей способностей к творческому воображению (называющихся поэтому также "чувственной способностью"). Отличают сенсорную фантазию, характеризующуюся созерцательностью, внутренней направленностью на основе воспоминаний, от моторной фантазии с присущей ей спонтанностью; ранней активной формой последней являлась игра. Благодаря переходу сенсорной фантазии к моторной рождается творческая фантазия ученого, художника или инженера. Трудно представить действительность великого естествоиспытателя без этого высокого дара, имея в виду такую фантазию, которая не покидает земной почвы и подходит с меркой действительного и познанного к вещам, которые предчувствуются, предполагаются. Образы фантазии и фантазию как процесс обычно называют фантазирование м, правда чаще в отрицательном смысле; ср. Галлюцинация. Фрошаммер считает всю действительность продуктом мировой фантазии.

Психологическая энциклопедия

Фантазия

— см. Воображение.

Cлово «фантазия» означает:

Фантазия

Фанта́зия ( — «воображение») — ситуация, представляемая индивидом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия — это импровизация на свободную тему.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I ж.

1.Творческое воображение. отт. Способность воображать, выдумывать.

2.Продукт воображения.

3.Нечто неправдоподобное, несбыточное; вымысел, выдумка.

4.Неожиданный, необъяснимый, странный поступок; прихоть, причуда. II ж.Название некоторых — обычно музыкальных — произведений свободной формы, импровизационного характера.

Новый словарь иностранных слов

Фантазия

( гр. phantasia воображение)
1) способность к творческому воображению;
2) мечта; выдумка; нечто неправдоподобное;
3) муз. пьеса в свободной форме, импровизационного характера;
4) причуда, каприз.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Фантазия

ж.
1) а) Творческое воображение. б) Способность воображать, выдумывать.
2) Продукт воображения; мечта.
3) Нечто надуманное, неправдоподобное.
4) разг. Неожиданный, необъяснимый, странный поступок; прихоть, причуда.
5) Название некоторых — обычно музыкальных — произведений в свободной форме.

Словарь Даля

Фантазия

жен. , нем. , франц. воображенье, изобретательная сила ума; творческая сила художника, самобытная сила созиданья. | Пустая мечта, выдумка воображенья, затейливость, причуда; несбыточный бред, разгул необузданной думки. | муз. свободное сочиненье, по своей причуде, без правил. Фантастический, несбыточный, мечтательный; или | затейливый и причудливый, особенный и отличный, по своей выдумке. Фантазировать, мечтать, воображать, строить воздушные замки, созидая мысленно, умственно; играть мечтою, разукрашая ее по произволу; | в муз. играть наобум, по вдохновенью, сочиняя во время самой игры. Фантасмагория жен. искусство изображать призраки, видения или воздушные картины посредством зеркальных отражений. Фантасмагорическое представленье. Фантом муж. картины, явления фантасмагории или что-либо подобное. | Кукла, на коей изучают повивальное искусство.

Словарь иностранных выражений

Фантазия

[

1. способность к творческому воображению;

2. мечта; выдумка; нечто неправдоподобное;

3. муз. пьеса в свободной форме, импровизационного характера;

4. причуда, каприз.

Словарь русского языка Ожегова

Фантазия

музыкальное произведение в свободной форме Ф. на темы русских народных песен. фантазия нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное Не верить глупым фантазиям. фантазия способность к творческому воображению; само такое воображение Богатая ф. фантазия мечта, продукт воображения Предаваться фантазиям. Полет фантазии. фантазия Colloq прихоть, причуда Пришла ф. прокатиться.

Современный толковый словарь, БСЭ

Фантазия

(от греч. phantasia — воображение), музыкальная пьеса свободной формы, в т. ч. на темы из опер, балетов, на мелодии народных песен и т. п., часто виртуозного импровизационного характера. — одна из форм воображения.

Толковый словарь Ефремовой

Фантазия

фантазия ж.
1) а) Творческое воображение. б) Способность воображать, выдумывать.
2) Продукт воображения; мечта.
3) Нечто надуманное, неправдоподобное.
4) разг. Неожиданный, необъяснимый, странный поступок; прихоть, причуда.
5) Название некоторых — обычно музыкальных — произведений в свободной форме.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Фантазия

фантазии, ж. (греч. phantasia – воображение).

1. только ед. Творческое воображение. Художественная фантазия. У этого живописца богатая фантазия. || Способность воображения, выдумки, догадки. Напрягать свою фантазию. У этого лжеца слишком богатая фантазия.

2. Мечта, продукт воображения. Предаваться фантазиям.

3. Выдумка, ложь, нечто невероятное, неправдоподобное. Я не верю этим фантазиям.

4. Прихоть, причуда (разг.). У всякого барона своя фантазия. Пословица. Какому-нибудь скоту придет фантазия за вас свататься, а вы должны итти за него! А. Островский. Что за фантазия пришла вам вдруг в голову? Тургенев.

5. Название нек-рых литературных произведений фантастического, причудливого содержания (лит.).

6. Название нек-рых музыкальных пьес, не имеющих определенной формы (муз.). "Фантазия" Шумана. || Название, даваемое иногда музыкальным попурри (муз.).

Полный орфографический словарь русского языка

Фантазия

фантазия, -и

Викисловарь

Фантазия

способность выдумывать, представлять что-либо продукт воображения каприз, причуда произведение свободной формы, импровизационного характера

Каким бывает «фантазия»?

Фантазия бывает:

  • буйная
  • необузданная
  • безудержная
  • неуёмная
  • изощрённая
  • богатая
  • небогатая
  • пылкая
  • больная
  • бредовая
Все определения к слову ФАНТАЗИЯ

Морфемный и фонетический разбор слова «фантазия»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова фантазия. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «фантазия»

Какими словами можно заменить слово фантазия? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ФАНТАЗИЯ

Ассоциации к слову «фантазия» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово фантазия? В русском языке со словом фантазия чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ФАНТАЗИЯ

Сочетаемость слова «фантазия»

Как правильно употребляется слово фантазия? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • авторская фантазия
  • архитектурная фантазия
  • безграничная фантазия
  • безудержная фантазия
  • безумные фантазии
  • бесплодные фантазии
  • беспочвенные фантазии
  • бессознательные фантазии
  • богатая фантазия
  • болезненные фантазии
Полная таблица сочетаемости слова ФАНТАЗИЯ

Предложения со словом «фантазия»

Примеры употребления слова фантазия в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Лет до десяти я не понимал, как это возможно, а когда осознал, то мои собственные полёты фантазии стали пугать.

Келли Маккалоу, Дитя огня и волшебная корона

Но то, что со мной произошло, я не мог представить даже в самых смелых детских фантазиях, когда ещё молодое воображение рисует яркие сюжеты и эпические приключения.

Луис Шульга, Кот из параллельного мира, или Тайна острова Котеонос

Его детские произведения, пронизанные духом бунтарства и буйной фантазией автора, просто обожают юные читатели.

Роальд Даль, Джеймс и Чудо-Персик

Моя самая большая фантазия был этот образ жизни рок-звезды. И теперь я в этом образе!

Адам Ламберт

Все предложения и цитаты со словом ФАНТАЗИЯ

Cлово «фантазия» является ответом на вопросы