Структура

Cлово «структура» означает:

(от лат. structura — строение, расположение, порядок)  — англ. structure; нем. Struktur. Расположение и связь частей, составляющих целое; внутреннее строение ч.-л. Структуры можно различать: по сфере существования — материальные (физические, биологические, химические) и идеальные (психические, познавательные, логические); по характеру  связи — порядковые, композиционные, топологические; по направленности — субстанциальные и функциональные: по разнообразию связей — простые и сложные.

Источник: Социологический словарь

Значение слова «структура» в русском языке

(от лат. structura — строение — расположение, порядок),совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность итождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств приразличных внешних и внутренних изменениях.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Структура

— строение, расположение, порядок — взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.

Психологический словарь

Структура

— объективно существующее образование, представленное элементами и их взаимосвязи друг с другом и с целым. Важно подчеркнуть, что "в структурах число и особенности подструктур зависят от свойства объекта, взятого как целостность, и не зависят от познающего их субъекта. Он может только правильно или ошибочно, полно или неполно познать их".

Психологический словарь

Структура

— совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы {-> принцип системности). Конфигурация и характер связей внутри системы и есть ее структура, остающаяся неизменной при изменениях системы в определенных пределах, — например, при изменениях состава элементов. Системно-структурный анализ процессов социальных, составляющий одну из методологических основ современного гуманитарного знания, зародился в XIX в. В XX в. он распространился на языкознание, культурологию, этнографию, социологию, другие социальные дисциплины. В психологии принцип структуры восходит к работам X. Эренфельса, описавшего структуры перцептивные (-> перцепция; действие перцептивное), относящиеся к воспринимаемому объекту в целом и не могущие быть объяснены из комбинации его элементов. Эти исследования непосредственно развивались в гештальт-психологии. В отечественной психологии принцип структуры связывался с деятельностью предметной. Для этого принципа характерно: 1) понимание структуры как неразложимых на отдельные элементы образований, устойчиво воспроизводимых в ходе непрерывно меняющихся процессов психических; в этом смысле структуры можно рассматривать как базовые образования психики, на основе коих строятся процессы психические; 2) понимание структур человеческой психики как социально обусловленных; 3) признание наличия многих уровней структур психических, связанных иерархическими отношениями. Переход от глубинной к вышележащей структуре характеризуется трансформациями структуры, причем глубинные структуры могут не выявляться в сознании.

Психологический словарь

Структура

1. Организованная, оформленная, относительно устойчивая конфигурация. Этот термин, конечно, один из наиболее свободно используемых во всей психологии, и он употребляется относительно чисто физических (структура стимула), биологических (мозговая структура), психических (структура памяти), социальных (структура группы), абстрактных (лингвистическая структура) и т.д. структур. Обычно этот термин используется всякий раз, когда автор хочет передать представление о том, что характеризуемое явление рассматривается как целое, имеющее присущую ему организацию, и что эта организация фактически один из наиболее значимых его аспектов. Часто термин структура используется так, как будто автор имеет в виду, что он является антонимом терминов функция, процесс или даже поведение. Трудность здесь заключается в том, что в большинстве случаев функциональные, поведенческие процессы сами имеют структуру, в которой они также организованы, оформлены и относительно устойчивы. Приблизительными синонимами являются конфигурация, Гештальт, организация, система; см. каждую из этих статей. 2. Любая сложная система, которая рассматривается с точки зрения целого, например структура науки. Этот способ употребления отражает представление о том, что структура существует только тогда, когда рассматривается множество.

Психологический словарь

Структура

(лат. structura — взаиморасположение, строение) — совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

Философский словарь

Структура

— совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.

Социологический словарь

Структура

совокупность жестко закрепленных и взаимосвязанных элементов.

Социологический словарь

Структура

(лат. structura) — взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение

Социологический словарь

Структура

(от лат. structure — строение, расположение, порядок) — расположение и связь частей, составляющих целое; внутреннее строение ч.-л. Структуры можно различать: по сфере существования — материальные (физич., биологич., химич.) и идеальные (психич., познавательные, логич.); по характеру связи — порядковые, композиционные, топологические; по направленности — субстанциальные и функциональные; по разнообразию связей — простые и сложные.

Социологический словарь

Структура

(structure) — 1. Упорядочение элементов в определенную модель,  например, каких-либо институциализированных социальных классификаций (роли, организации и т.д.) в "образовательную структуру" или "структуру занятости" (см. также Социальная структура;  Структурный функционализм) . 2. Правила ("глубинная структура" ), лежащие в основе поверхностной структуры (особенно в аналогичной грамматике) (см. также Лингвистика;  Леви-Стросс). Для Гидденса  (1984) "структура" в этом смысле относится к "правилам и возможностям", содержащимся в воспроизводстве социальных систем (см. также ция;  ционная теория) . Различие  (смыслы 1 и 2), выводимое между "поверхностными" и "глубинными структурами", также важно в структурализме  (значения 3 и 5). Наибольшая критика термина  исходит от теоретиков символической интеракции, социальной феноменологии и герменевтики. По их мнению, социология  должна помещать в центр причастность акторов к созданию и воссозданию социального мира через символическое значение.  Люди, а не структуры, создают социальный порядок.  Даже если к структурам относиться как к "правилам", то и тогда они создаются людьми. Компромисс  между теориями структуры и теориями значения зачастую предпринимался социальными теоретиками. В 1960-х гг. П.Л. Бергер с коллегами предложил "диалектическую" теорию "социального конструирования действительности". Согласно ей, "социальная структура характеризуется не как что-либо способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности", а однажды построенная, она "противостоит индивидууму (и) как чуждая фактичность (и) как средство принуждения" (Бергер и Пулберг, 1966). Сконструированная людьми действительность лишь принимает видимость ее создания некой внешней, нечеловеческой силой. Более позднее предположение Гидденса о том, что "структуры" всегда можно в принципе  исследовать с точки зрения их структурации "как ряда воспроизведенных практик" (Гидденс, 1976) и что структуры "и сдерживают, и облегчают", дает еще один пример подхода,  предлагающего компромисс между теориями деятельности и теориями структуры (см. Дуальность структуры;  ция; ционная теория) . См. также  и воля. 

Социологический словарь

Структура

(лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность  внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта.  Иногда в определении понятия С. добавляют, что указанные внутренние связи устойчивы и что они обеспечивают целостность объекта и его тождественность самому себе. Подобное ограничение, по-видимому, излишне, так как в некоторых отраслях знания рассматриваются объекты с переменной, нестационарной и т.п. Понятие  С. и родственные ему (такие, как связь, отношение,  взаимодействие)  играют важную роль  в общей теории систем и при использовании системного подхода  в различных областях деятельности; понятие С. тесно связано с понятием "функция" . также: Система,  Структурно-функциональный анализ.  Н.Н. Леонов

Философский словарь

Структура

(от лат. structure строение, порядок, связь) — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Уже у Канта структура — "положение и связь частей какого-либо организма, образованного с определенной целью". В новой психологии — одно из гештальткачеств. Многие психологи связывают понятие структуры только со срезом переживания, осуществляемого в данный момент, т.е. с получившей определенную структуру связью психического содержания в определенный момент (описательный структурный анализ; см. Сознание); другие связывают его с последовательностью отрезков во времени, т.е. хотят обосновать структурную связь переживаемого опыта с предшествовавшим опытом, а также с приобретенной или врожденной предрасположенностью (генетический структурный анализ, особенно представленный у Крюгера). Оба понятия о структуре используются для исследования индивида, общих типов, групп и коллективов (напр., структурная психология детей, животных, народов, масс, искусства и религии, культуры и хозяйства, социальная психология, психопатология и т. д.). Согласно Дильтею, психические структуры переживаются. Но под структурой надо понимать также и непереживаемое .предрасположение (конституция, тип, характер и т. д.). В психологии как науке о духе структура является взаимосвязью переживаемых и действующих предрасположений; различается структура по ценностной направленности и связывается с центром, с Я (см. Структурная психология).

Философский словарь

Структура

— способ организации элементов и характер связи между ними. При этом часто существенна не сама природа элементов, а совокупность отношений между ними. системы, определенная как совокупность отношений, задает связь между элементами. Формирование структуры — это возникновение новых свойств и отношений в множестве элементов системы.

Философский словарь

Структура

— философская категория, отражающая внутреннее строение системы, совокупность подсистем, элементов (вместе с их связями, взаимодействиями), входящих систему и предопределяющих характер ее содержания, качество и интенсивность ее функциональных процессов.

Философский словарь

Структура

(лат. structure — строение, расположение, порядок) — совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Иногда в определении понятия С. добавляют, что указанные внутренние связи устойчивы и что они обеспечивают целостность объекта и его тождественность самому себе. Подобное ограничение, по-видимому, излишне, так как в некоторых отраслях знания рассматриваются объекты с переменной, нестационарной и т.п. С. Понятие С. и родственные ему (такие, как связь, отношение, взаимодействие) играют важную роль в общей теории систем и при использовании системного подхода в различных областях деятельности; понятие С. тесно связано с понятием "функция". См. также: Система, Ризома, Структурно-функциональный анализ. Н.Н. Леонов

Философский словарь

Структура

общенаучное понятие, выражающее совокупность устойчивых связей между элемнтами объекта, которые обеспечивают его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Философский словарь

Структура

Франц., англ. STRUCTURE. Ключевое понятие структурализма. Интерпретируемая как синхроническая фиксация любой диахронически изменяющейся системы, структура трактовалась как инвариант системы. В лингвистически ориентированном структурализме языковые структуры отождествлялись со структурами мышления, и им приписывался характер законов, адекватных принципам организации мира, существующего якобы по правилам «универсальной грамматики». Цв. Тодоров писал: «Эта универсальная грамматика является источником всех универсалий, она дает определение даже самому человеку. Не только все языки, но и все знаковые системы подчиняется одной и той же грамматике. Она универсальна не только потому, что информирует все языки о мире, но и потому, что она совпадает со структурой самого мира» (Todorov:1969, с. 15). Деррида подверг решительной критике сам принцип «структурности структуры» и традиционные семиотические представления, выявив «неизбежную», с его точки зрения, «ненадежность» любого способа языкового обозначения. В своей ранней работе «, знак и игра в дискурсе о гуманитарных науках» (Derrida: 1972с), впервые представленной в виде выступления на конференции «Наука о человеке» в 1966 г. в Университете Джонса Хопкинса, Деррида сформулировал практически все основные положения своей системы взглядов, составившие впоследствии «обязательный канон» теории постструктурализма: идея децентрации структуры, идея «следа», критика многозначного понятия «наличие» и концепции «целостного человека», а также утверждение ницшеанского принципа «свободной игры мысли» и отрицание самой возможности существования какого-либо первоначала, «первопричины», или, как его называет ученый, «происхождения» любого феномена, его origine. Поскольку именно идея бесструктурности отразилась в самом названии рассматриваемого нами течения, стоит более подробно остановиться на аргументации Дерриды. С его точки зрения, понятие «центра структуры» определяет сам принцип «структурности структуры»: «Функцией этого центра было не только ориентировать, сбалансировать и организовывать структуру — естественно, трудно себе представить неорганизованную структуру — но прежде всего гарантировать, чтобы организующий принцип структуры ограничивал то, что мы можем называть свободной игрой структуры. Поскольку несомненно, что центр структуры, ориентируя и организуя связность системы, допускает свободную игру элементов внутри целостной формы» (там же. с. 324). В то же время, в самом «центре пермутация, или трансформация элементов (которые, разумеется, могут быть в свою очередь структурами, включенными в состав общей структуры) запрещена… Таким образом, всегда считалось, что центр, который уникален уже по определению, представляет собой в структуре именно то, что управляет этой структурой, в то же время сам избегает структурности. Вот почему классическая мысль, занимающаяся проблемой структуры, могла бы сказать, что центр парадоксальным образом находится внутри структуры и вне ее. Центр находится в центре целостности и однако ей не принадлежит, эта целостность имеет свой центр где-то в другом месте. Центр не является центром» (там же, с. 325). И далее: «Вся история концепции структуры … может быть представлена как ряд субституций одного центра другим, как взаимосвязанная цепь определений этого центра. Последовательно и регулируемым образом центр получал различные формы и названия. История метафизики, как и история Запада, является историей этих метафор и метонимий. Ее матрица … служит определением бытия как наличия во всех смыслах этого слова. Вполне возможно показать, что все эти названия связаны с фундаментальными понятиями, с первоначалами или с центром, который всегда обозначал константу наличия — эйдос, архе, телос, энергейя, усия (сущность, субстанция, субъект), алетейя, трансцендентальность, сознание или совесть. Бог, человек и так далее» (там же, с. 325). Таким образом, в основе представления о структуре лежит понятие «центра структуры» как некоего организующего ее начала, того, что управляет структурой, организует ее, в то время как оно само избегает структурности. Для Дерриды этот «центр» — не объективное свойство структуры, а фикция, постулированная наблюдателем, результат его «силы желания» или ницшеанской «воли к власти», а в конкретном случае толкования текста (и прежде всего литературного) следствие навязывания ему читателем своего собственного смысла, «вкладывания» этого смысла в текст, который сам по себе может быть совершенно другим. В некоторых своих работах, в частности в «Голосе и феномене» Деррида рассматривает этот «центр» как «сознание», «cogito» или «феноменологический голос». С другой стороны, само интерпретирующее «я» понимается им как своеобразный текст, «составленный» из культурных систем и норм своего времени, и, следовательно, произвольность интерпретации со стороны этого «я» заранее ограничена исторической обусловленностью его норм и систем.  

Философский словарь

Структура

— строение и форма организации вещи (системы), обусловленная дискретностью ее внутреннего наполнения.

Философский словарь

Структура

— совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих воспроизводимость при изменяющихся условиях. В литературе господствует двоякое понимание С. В холистическом понимании С. приравнивается к системе. Система при этом понимается как элементы плюс связи между элементами. Второе определение различает понятие С. и понятие системы. С. при этом понимается как внутренняя организация и упорядоченность объекта. И в том, и в другом случае С. предполагает динамическое и статическое измерения. Статическая парадигма обозначает статику и синхронию С. Как явствует из самой этимологии, латинский термин "structura" обозначает строение, упорядоченное строение. В античной грамматике и риторике и в средневековой герменевтике С. обозначала организацию предложения или композицию речи и текста. В этом смысле субстанция составляющих элементов, а также изменение и развитие системы не принимается во внимание. С. обозначает относительно неизменную сторону системы. Динамическая парадигма особенно успешно развивалась в биологии и психологии, где С. используется в органически-функциональном смысле. При этом динамические С. подчеркивают регулярности процессов и эволюции. Кибернетика и теории систем развивали структурные матрицы и другие модели формализации динамических структур. Пиаже рассматривал динамику как конститутивную характеристику С. вообще. Холистическое определение С. вводит такие характеристики как целостность или единство. В контексте Geisteswissenschaften введение понятия С. традиционно связывается с именем Дильтея. В Strukturlehre Дильтей развивал холистическую парадигму С. в противоположность атомистической психологии. Понятие С. основывается на диалектическом отношении части и целого. , по мысли Дильтея, представляет собой некоторый порядок взаимосвязанных психических фактов. С т. зр. целого, отношения между психическими факторами характеризуются регулярностью. Т. о., С. определяется как холистический организующий принцип, предопределяющий интерпретацию составляющих элементов. В то же время целое и части, по Дильтею, образуют герменевтический круг: части значимы только с т. зр. целого, и наоборот. Холистическая парадигма доминирует и в структурализме. Леви-Стросс определяет С. как модель и выделяет четыре холистических критерия: "Мы полагаем, что модели, достойные наименования структуры, должны удовлетворять четырем требованиям: во-первых, структура обладает свойствами системы. Она состоит из элементов; модификация каждого из них влечет за собой модификацию всех остальных; во-вторых, каждая модель принадлежит к группе преобразований, каждое из которых в свою очередь соотносится с моделью того же семейства; т. о., множество преобразований; в-третьих, указанные особенности позволяют предвидеть, каким образом будет реагировать модель в случае, если ее элементы подвержены определенным модификациям; в-четвертых, модель должна быть сконструирована таким образом, чтобы ее функционирование характеризовало все наблюдаемые факты". В противоположность холистической парадигме, особенно в математике, распространено представление о С. как о сетке отношений, связывающей элементы системы. Система в таком случае представляет собой и совокупность элементов, и сетку отношений между элементами. Т. о., система отличается от С. Система состоит из совокупности элементов, однако они никакого отношения к анализу С. системы не имеют. В противоположность структурализму, который абсолютизирует С. ценой отрицания элементов, данная парадигма рассматривает элементы как далее неразложимые сущности. Согласно Ж. Пиаже, С. можно определить как модель, принятую в лингвистике, математике, логике, физике, биологии и т. д. и отвечающую трем условиям: а) целостности — подчинение элементов целому и независимость последнего; б) трансформации — упорядоченный переход одной подструктуры в другую на основе правил порождения; в) саморегулированию: внутреннее функционирование правил в пределах данной системы. Согласно этому определению, С. тождественна любым системам, в т ч. динамическим. В социальных теориях понятие С. развивается в оппозиции к понятию социального действия. С одной стороны — макротеории типа структурализма, структурного функционализма, теории систем, а с другой — микротеории типа символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Макротеории определяют С. как нечто первичное, независимое от индивидов. Социальное действие оказывается т. о. полностью продуктом и производным социальной С. Микротеории совершенно противоположным образом строят понятие социальной С. как производное от социального действия и взаимодействия. С начала 80-х гг. в социальной теории наблюдается попытка интегративного понимания социальной С. и социального действия. Тенденция интегративного подхода наиболее четко проявляется в "многомерной социологии" Дж. Александера, в теории "коммуникативного действия" Ю. Хабермаса, в "теории структурации" Э. Гидденса, в когнитивном анализе А. Сикурела и др. В частности, Э. Гидденс развивает положение о "дуальности структур": "Структуры следует концептуализировать не просто как налагающие ограничения на человеческую деятельность, но как обеспечивающие ее возможность… В принципе всегда можно изучать структуры на основе их структурации как ряда воспроизводимых практических обычаев. Исследовать структурацию практики — значит объяснять, как структуры формируются благодаря действию и, обратно, как действие оформляется структурно". Анализ С. в научных теориях предполагает ответ на вопрос об онтологическом статусе этих С. Вопрос об онтологическом статусе С. в v-srednie-veka-4690.html»>средние века разделял философов на номиналистов и реалистов В то время как реалисты рассматривали С. в качестве объективной реальности, существующей независимо от исследователя, номиналисты отказывались принять тезис об объективной реальности С. Большее отвращение вопрос об онтологии С. вызывает у структуралистов. К. Леви-Стросс основывает свой ответ на этот вопрос на разведении реальности и модели. Согласно Леви-Стросс у, С. не составляют часть реальности, а конституируют модели реальности. С. никакого отношения к реальности не имеют. Т. о., социальные отношения представляют собой только сырой материал, из которых задним числом строятся модели. Несколько видоизмененный тезис о реальности С. развивается семиотиками, которые, в соответствии с У. Эко, представляют методологический структурализм. Последний рассматривает С. как полезный и необходимый инструмент мышления для целей упрощения различных феноменов с какой-то одной т. зр. У. Эко рассматривает С. как техническое средство в целях гомогенизации различных объектов. С позиций методологического структурализма вопрос об имманентности С. исследуемому объекту или познавательной деятельности исследователя оказывается излишним. С т. зр. "теории структурации" Э. Гидденса С. обладают виртуальным существованием. С. характеризуются Гидденсом как вневременные, бессубъектные. Т. X. Керимов

Экономический словарь

Структура

— совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе

Экономический словарь

Структура

— 1) разделение экономики, экономического объекта или экономической категории на составные части по определенным признакам, установление взаимосвязей между этими частями; 2) состав, строение экономического объекта.

Психологическая энциклопедия

Структура

— объективно существующее образование, представленное элементами и их взаимосвязи друг с другом и с целым. Важно подчеркнуть, что "в структурах число и особенности подструктур зависят от свойства объекта, взятого как целостность, и не зависят от познающего их субъекта. Он может только правильно или ошибочно, полно или неполно познать их".

Толковый словарь Даля

Структура

ж. лат. устройство, строенье, состав, строй, склад.

Толковый словарь Ожегова

Структура

Строение N2, внутреннее устройство

Юридический словарь

Структура

— 1) разделение экономики, экономического объекта или экономической категории на составные части по определенным признакам, установление взаимосвязей между этими частями; 2) состав, строение экономического объекта.

Каким бывает «структура»?

Структура бывает:

  • кристаллическая
  • молекулярная
  • клеточная
  • грамматическая
  • целостная
  • силовая
  • образная
  • аналогичная
  • атомная
  • базовая
Все определения к слову СТРУКТУРА

Фонетический разбор слова «структура»

Звуко-буквенный разбор слова структура. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «структура»

Какими словами можно заменить слово структура? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову СТРУКТУРА

Ассоциации к слову «структура» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово структура? В русском языке со словом структура чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову СТРУКТУРА

Сочетаемость слова «структура»

Как правильно употребляется слово структура? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • административные структуры
  • аналитические структуры
  • аналогичные структуры
  • анатомические структуры
  • армейские структуры
  • атомная структура
  • базовая структура
  • банковские структуры
  • белковые структуры
  • биологические структуры
Полная таблица сочетаемости слова СТРУКТУРА

Cлово «структура» является ответом на вопросы