Стресс

Cлово «стресс» означает:

(от англ. stress — напряжение)  — англ. stress; нем. Stress. 1. В физиологии (Г. Селье) — неспецифическая реакция  организма  на воздействие любых неблагоприятных факторов (голод,  холод, физические и психические травмы и т. д.). 2. Состояние  общего напряжения, возникающее у индивида  в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. 3.  социальный  — различные виды соц. напряжения, давления, нагрузок и т. д., требующих многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах  соц. поведения, взаимодействия и т. д 4. информационный — состояние информационной перегрузки, когда индивид не справляется с поставленной задачей, не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе  будучи ответственным за последствия принятых решений.

Источник: Социологический словарь

Значение слова «стресс» в русском языке

(от англ. stress — напряжение) — состояние напряжения, возникающееу человека или животного под влиянием сильных воздействий (см.Адаптационный синдром).

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Стресс

(стресс-реакция) (англ. stress — напряжение) — особое состояниеорганизма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешнийраздражитель. В русском языке термин "стресс" употребляется также дляобозначения и самого раздражителя — физического (холод, жара, повышенноеили пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химического(токсичные и раздражающие вещества), биологического (усиленная мышечнаяработа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог), психического(сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций(синонимы: стрессор, стресс-фактор, стресс-стимул, стресс-воздействие).Иногда термин "стресс" употребляют (не вполне правомерно) по отношению книзшим животным, не имеющим развитой системы нервной и гормональнойрегуляции, к растениям и даже сообществам организмов (в экологии), когдаони подвергаются экстремальным воздействиям. и адаптационныйсиндромКонцепция стресса была разработана канадским физиологом Г. Селье,который впервые применил этот физический термин в биологии в 1936.Согласно Селье любой достаточно сильный внешний стимул (стрессор),физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся вопределенном неспецифическом (т. е. не зависящем от характера стрессора)ответе организма млекопитающего, названном им общим адаптационнымсиндромом (ОАС). Понятие стресса шире, чем ОАС, который иногдарассматривается как клиническое проявление стресса; так, у человека снарушенными функциями эндокринных желез и у крысы с удаленныминадпочечниками возможен стресс без ОАС. Основные механизмы стресса -гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАСявляется так называемая классическая триада: разрастание корынадпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка. Сельеописал и местный адаптационный синдром (например, воспаление), возникающийв органах и тканях в ответ на сильное или разрушительноераздражение.Признаки ОАС формируются в течение нескольких суток от началадостаточно длительного воздействия стрессора в ходе трех стадийстресс-реакции: стадии тревоги (например, шок), в которой происходитмобилизация защитных сил организма (резко уменьшается количество гранул вкоре надпочечников, содержащих запас гормонов — кортикостероидов), стадииустойчивости (количество гранул значительно превышает исходное) и стадииистощения, которая возникает при слишком сильном или слишком длительномвоздействии, а также в том случае, когда адаптивные силы организманедостаточно велики. На стадии истощения количество гранул вновьуменьшается, стресс-реакция принимает болезненный, патологическийхарактер. Таким образом, ОАС возникает в ответ на стрессор, т. е. фактор,вызывающий нарушение (или угрозу нарушения) баланса физиологических системорганизма — относительного постоянства его внутренней среды (К. Бернар),или гомеостаза (У. Кеннон). Как формируется стресс-реакцияВ организмемлекопитающих существует по крайней мере две функциональные системы,созданные эволюцией для противодействия разрушительному действиюстрессоров, для поддержания гомеостаза даже в экстремальных условиях:симпато-адреналовая, открытая Кенноном, и гипоталамо-надпочечниковая,открытая Селье. Первая из них состоит из симпатической нервной системы имозгового вещества надпочечников, выделяющего в кровь гормоны адреналин инорадреналин. Она включается уже через несколько минут после началадействия стрессора, вызывает мобилизацию различных систем организма(расширение зрачка, учащение дыхания и пульса, перераспределениекровотока, усиление мышечной активности, ослабление моторики желудка икишечника и др.) и вскоре прекращает свою деятельность. Во вторую системувходит гипоталамус, передняя, или железистая, доля гипофиза (аденогипофиз)и корковый слой надпочечников. Гипоталамус выделяет гормон кортиколиберин,который воздействует на аденогипофиз, вызывая секрецию им гормонакортикотропина. Последний, в свою очередь, стимулирует кору надпочечников,вырабатывающую кортикостероиды. Эта система включается несколько позже иможет действовать на протяжении многих часов и даже суток. Она оказываетмощное влияние на все органы и ткани, включая головной мозг. Подвоздействием кортикостероидов в организме происходит усиление обменныхпроцессов, подавление иммунных и воспалительных реакций, изменениеконцентрации медиаторов (норадреналина, серотонина, гамма-аминомаслянойкислоты) в различных отделах мозга, повышение секреции и кислотностижелудочного сока и другие перестройки. Физиологической основойформирования ОАС является так называемый базальный уровенькортикостероидов, представляющий собой результат нормальногофункционирования гормональной системы гипоталамус-гипофиз-коранадпочечников в отсутствие стрессорных воздействий. Как слишком высокий,так и слишком низкий уровень кортикостероидов не позволяет развитьсястресс-реакции, что резко ослабляет защитные силы организма и приводит кформированию определенных заболеваний (язвенная болезнь, гипертоническаяболезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, психическаядепрессия). Базальный уровень кортикостероидов претерпевает в течениесуток характерные колебания, связанные с центральным ритмоводителеморганизма, находящемся в гипоталамусе, и с системой регуляции цикла сон -бодрствование. Пик секреции кортикостероидов у человека приурочен к раннимутренним часам, когда наблюдается максимальное "давление" парадоксальногосна — той стадии ночного сна, когда отмечаются высокий уровень активностиголовного мозга и эмоционально окрашенные сновидения. Возможно, чтопарадоксальный сон играет роль своего рода эндогенного стрессора. издоровьеИсключительно важно то значение, которое имеет физический иэмоциональный (психический) стресс в жизни человека и в формированиимногих заболеваний. Одну из главных и нерешенных проблем при этом можносформулировать следующим образом: стресс — это хорошо или плохо? На этотвопрос не смог ответить даже сам Селье; если в первых работах онвысказывал мнение о том, что умеренные стресс-стимулы оказываютблаготворное воздействие на организм, стимулируя его защитные силы, итолько чрезмерные или слишком длительные перегрузки могут "выбить изколеи", то в конце жизни он был вынужден выдвинуть понятие "хорошего" и"плохого" стресса (эустресс и дистресс), чем в значительной степениразрушил целостность своей концепции. Действительно, где тот "гомункулюс"в нашем мозге, который отделяет "хорошие" стрессоры от "плохих"? Главныйнедостаток традиционного представления о стрессе заключается в том, чтооно в неявной форме представляет организм пассивным объектом приложениястрессорных воздействий. Между тем, даже лабораторные крысы, а уж темболее человек, осуществляют в ответ на действие стрессора различныеповеденческие реакции, и именно активный либо пассивный характерреагирования в не меньшей степени, чем сила или длительностьстресс-воздействия, определяет общую устойчивость организма. Известно, чтодлительная и напряженная борьба человека за желанную цель, дажесопровождающаяся эпизодическими неудачами (то есть, казалось бы,классическая модель стресса), как правило, не только не приводит кистощению, но, наоборот, способствует сохранению психического и телесногоздоровья. С другой стороны, описаны так называемые болезни достижения, или"синдром Мартина Идена", как иногда называют это состояние. Оно возникаетобычно после того, как субъект достиг желанной цели, но вслед за этим невозникла новая "сверхцель". Экспериментальные и клинические наблюденияпоказывают, что лучше испытывать неприятные переживания, стимулирующие кпоиску выхода из затруднительного положения, чем находиться врасслабленном состоянии пассивного удовлетворения собой и миром ("синдромОбломова"). характер реагирования на стресс-стимулы лишь отчастиобусловлен наследственными факторами и в значительной степени формируетсясоответствующим воспитанием.Сформировавшаяся в середине 20 в. "наука острессе" произвела подлинный переворот в целом ряде классических дисциплин(патофизиологии, эндокринологии, неврологии) и привела к созданию новойобласти медицины — психосоматической (см. Психосоматика). Литература:СельеГ. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. М., 1960.Эмоциональныйстресс: Пер. с англ. Л., 1970.Селье Г. На уровне целого организма: Пер. сангл. М., 1972.Селье Г. без дистресса: Пер. с англ. М., 1979.КоксТ. : Пер. с англ. М., 1981.Ротенберг В. С., Аршавский В. В.Поисковая активность и адаптация. М., 1984.Тигранян Р. А. и егозначение для организма. М., 1988.Чирков Ю. Г. без стресса. М.,1988.Вейн А. М. Три трети жизни. 2-е изд. М., 1991.Selye H. Stress inhealth and desease. Boston; London, 1976.В. М. КовальзонСТРЕТТ Дж. У. — см. Рэлей Дж. У.

Психологический словарь

Стресс

— понятие , введенное Г.СЕЛЬЕ в 1936г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

Психологический словарь

Стресс

Словообразование. Происходит от англ. stress — напряжение. Автор. Г.Селье (1936 г.). Категория. Состояние психического напряжения. Специфика. Обусловлен выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.

Психологический словарь

Стресс

конфликтное эмоциональное состояние, которое появляется в опасной ситуации.

Психологический словарь

Стресс

(англ., stress — давление, напражение) (Н. Selye, 1936) — состояние человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные патогенные раздражители (смотри Адаптационный синдром). Реакция психики на психотравмирующую ситуацию. Может обуславливать формирование суицидального поведения.

Психологический словарь

Стресс

— состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации.

Психологический словарь

Стресс

— состояние человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды стресса — физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей стресс, несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления. Например, стресс может возникнуть при получении радостного известия. может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. с отрицательным воздействием обозначается как дистресс.

Психологический словарь

Стресс

(в психологии) (англ. stress) — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. С. может оказывать как положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. См. оры.

Психологический словарь

Стресс

Состояние эмоционального напряжения. Чаще всего с ним связывались негативные последствия. Но Ганс Селье, изучая механизмы стресса, установил, что стресс играет адаптационную роль, помогая человеку активней и плодотворней включаться в новую (или изменившуюся) деятельность. Повышение уровня возбуждения дает возможность быстрее и точнее воспринимать раздражитель (ситуацию), оценивать его и адекватно реагировать. Но не всякий стресс, как это обнаружил Селье, является "помощником человека". Все дело в том, что развитие напряжения происходит в три стадии, сопровождающиеся биохимическими изменениями в организме. Первая стадия – активизация организма. Она характеризуется повышением умственной и физической работоспособности, активности, что помогает быстрее ориентироваться и адаптироваться в новых условиях, сложных работах, достижении цели и т.д. Вторая стадия эмоционального напряжения – максимальная мобилизация всех ресурсных возможностей организма. Психологически это проявляется как злость, ярость, одержимость. Третья стадия – астенизации – возникает в ситуациях истощения ресурсов организма и не достижения цели. Психологически она сопровождается "букетом" отрицательных эмоций – тревоги, тоски, ужаса. Если первые два уровня стресса помогают человеку в его деятельности, то наличие третьей стадии в деятельности личности сигнализирует о "завышенном выборе", для достижения которого явно не достаточны индивидуальные потенции. Именно на этой стадии стресс негативно может влиять на весь организм. Известен ряд заболеваний, называемых "психогенными" (язва желудка, гипертония и др.). Если возникающее препятствие кажется человеку непреодолимым, напряжение усиливается. Такое состояние называют фрустрацией.

Психологический словарь

Стресс

(англ. stress — давление, напряжение) [Selye Н., 1936]. Состояния человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды С. — физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей С., несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления. Например, С. может возникнуть при получении радостного известия о том, что считавшийся погибшим близкий человек жив. С. может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. С. с отрицательным воздействием обозначается как дистресс (англ, distress — несчастье, недомогание, нужда). Отсюда положительная оценка и важная роль, по H. Selye, С. без дистресса. См. Селье синдром адаптации.

Психологический словарь

Стресс

— понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма ("общего адаптационного синдрома") в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации — стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный. информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе — при высокой ответственности за последствия решений. эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы — импульсивная, тормозная, генерализованная — приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность — дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса.

Психологический словарь

Стресс

1. Вообще – любая сила, которая, будучи примененной к системе, вызывает некоторое значительное изменение ее формы, обычно с коннотацией того, что это изменение представляет собой деформацию или искажение. Этот термин употребляется в отношении физических, психологических и социальных сил и давлений. Обратите внимание, что стресс в этом смысле относится к причине; стресс является антецедентом некоторого эффекта. 2. Состояние психологического напряжения, вызванное видами сил или давлений, указанными в значении 1. Обратите внимание, что в этом смысле стресс – это эффект; стресс – результат других давлений. Когда имеется в виду значение 2, термин стрессор обычно используется для обозначения причинного агента.

Психологический словарь

Стресс

(англ. stress — давление, напряжение) — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Психологический словарь

Стресс

Существует несколько различных определений стресса: 1. Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т. д.). 2. Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства. Отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой (модель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстановки становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять эти требования. Важным аспектом этой модели является акцент на предполагаемых способностях и требованиях обстановки, а не на фактических требованиях и реальных способностях. Вполне может существовать настоящий разрыв между требованиями и способностями, но если человек не осознает этого, он не испытывает стресса. имеет различные последствия, включая следующие: а) Субъективные эффекты: чувство общей усталости, апатия, низкая самооценки. б) Поведенческие эффекты: злоупотребление алкоголем, потеря аппетита и суетливость. в) Когнитивные эффекты: чрезмерно острая реакция на критику и неспособность сосредоточивать внимание. г) Физиологические эффекты: повышенное кровяное давление и содержание глюкозы в крови, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание. д) Проблемы со здоровьем: коронарная недостаточность, язва желудка, головные боли. е) Организационные последствия: неудовлетворенность работой, плохие отношения с коллегами и прогулы.

Психологический словарь

Стресс

— внутреннее психическое давление, позитивное или негативное, чаще всего связанное с тягостным внешним событием (конфликт, траур и т.д.), а также с любой ситуацией изменения жизненного стереотипа (брак, отпуск и т.д.). Используя работы Селье (1956), Холмс установил шкалу стресса (1967). Накопленный стресс ослабляет иммунную систему и благоприятствует возникновению болезней (рак и т.д.). Выражение эмоций, приветствуемое Гештальт-подходом, уменьшает напряжение и стресс.

Психологический словарь

Стресс

(stress) В наиболее общем смысле термин "С." употребляется для ссылки на ситуацию, в к-рой чел. испытывает перенапряжение. Однако внутри этой общей концепции выделилось неск. более конкретных определений, подчеркивающих разные аспекты этой ситуации перенапряжения, но в целом согласующихся между собой. Каждое из этих определений тж содержит эксплицитную или имплицитную ссылку на деформацию — отрицательное или патологическое последствие С. Первый тип определения формулируется исходя из реакции организма на к.-л. ситуацию. В формулировке Ганса Селье акцентируется роль стрессоров как стимулов, к-рые, в силу их чрезвычайной важности для организма, приводят к реакции, названной им общим адаптационным синдромом. Первой фазой этого синдрома является реакция тревоги, т. е. индивид реагирует на сигнал вхождением в состояние тревоги. Следующая фаза — реакция сопротивления, посредством к-рой организм пытается ограничить воздействие данного стрессора. Эта фаза подготавливает организм либо к нападению, либо к бегству от стрессора. Если какая-либо из этих реакций не приводит к успеху, индивид переходит в фазу истощения, к-рое может повлечь за собой полный упадок сил организма или даже вызвать смерть. Др. словами, продолжающийся С. может приводить к физ. повреждениям организма. Реакция организма на С. проявляется в повышении кровяного давления, увеличении уровня адреналина, учащении сердцебиения, увеличении количества эритроцитов, замедлении пищеварения и т. д. Однако Селье утверждал, что нек-рый С. может быть положительным опытом; слишком мало С. — тоже плохо. Второй тип определения С. фокусируется на ситуации, или на стимулах, определяемых независимо от реакции человека на них, и даже независимо от того, как они им воспринимаются. Как правило, эти ситуации оказываются настолько серьезными, что представляют собой испытание для большинства людей, поэтому не будет большой ошибкой пренебречь вариациями в их восприятии различными людьми. Разнообразие таких ситуаций влечет за собой значительные трудности при их описании и измерении. Тем не менее было установлено, что эти С. приводят к таким видам деформации, как болезни (напр., язвы и инфаркты), биохимические изменения в организме (напр., уровня мочевой кислоты) и изменение кровяного давления, депрессия, тревога, алкоголизм и даже смерть. Третье определение фокусируется на восприятии людьми требований различных ситуаций. Томас Холмс и Р. Г. Раэ измеряли индивидуальное восприятие различных типов событий, предлагая респондентам оценить степень своего приспособления к каждому из них. Респондентов просили тж указать частоту возникновения этих событий в их собственной жизни. После этого частота встречаемости каждого события (для каждого респондента в отдельности) умножалась на соотв. оценку адапт. и полученные произведения суммировались. Оказалось, что эти суммарные показатели, названные показателями соц. приспособления (Social Readjustment Scores, SRS), коррелировали с такими видами деформации, как хронические болезни (включая сердечно-сосудистые заболевания, диабеты и язвы; алкоголизм); несчастные случаи и травмы; трудности в обучении; неудачи в профессиональной деятельности и ситуациях соревнования (конкурса). Более того, в нек-рых случаях показатели SRS позволяли предсказать такие деформации. Четвертый — интерактивный — подход представлен концепциями Джозефа Мак-Грэта, Ричарда Лазаруса и Джона Френча, к-рые еще в большей степени сконцентрировались на анализе реакций индивидуума на ситуацию перегрузки. Этот подход был сформулирован в своем наиболее общем виде Френчем как неудовлетворительное соответствие между ресурсами индивидуума и требованиями окружения. Такое понятие С. сходно с представлением Селье о том, что слишком низкий уровень стимуляции тж может приводить к С. Френч и его коллеги обнаружили, что работники, чьи способности не до конца использовались, испытывали неудовлетворенность. С др. стороны, ситуация может предъявлять требования, выходящие за пределы возможности индивидуума справиться с ними, даже при наличии необходимых для этого ресурсов. Очевидно, степень С. является функцией от способности данного индивидуума справляться с этими требованиями ситуации. Неудовлетворительное соответствие может выражаться либо в восприятии чел. собственной неспособности справиться с требованиями данной ситуации и удовлетворить личные мотивы, либо в действительной неспособности данного чел. решить проблему. Отдельные люди с высоким уровнем притязаний могут сами ввергать себя в С., ставя перед собой чрезмерно высокие цели. Нек-рые исследователи классифицируют людей на А-тип и В-тип, при этом для людей А-типа характерно стремление прилагать усилия и фокусироваться на все больших и больших достижениях. Такие люди характеризуются более высокой степенью риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая ранний инфаркт, по сравнению с подвергающими себя меньшему напряжению людьми B-типа. Точный процесс, посредством к-рого С. вызывает деформацию, остается до сих пор не вполне понятным. Кроме того, мы мало знаем о том, почему эта деформация приобретает у разных людей столь различные формы. Для одних она может выражаться в специфических, преходящих, физиолог. изменениях, таких как изменения кровяного давления и концентрация кислот в крови. У др. она может быть связана с серьезными нарушениями здоровья: сердечно-сосудистые заболевания, рак, повышенное кровяное давление или язвенная болезнь. У третьих она может обнаруживать себя в психич. проблемах, таких как приступы тревоги, депрессия или даже психозы. А у кого-то могут возникать поведенческие проблемы: алкоголизм, преступность, употребление наркотиков или суицид. Виды, к-рые принимает деформация, могут зависеть как от типа С., так и от склонности индивидуума проявлять перенапряжение присущими ему специфическими способами. Связи между этими различными формами деформации тж остаются не вполне понятными. Как выяснилось, нек-рые из факторов способны ослаблять степень деформации в личной жизни, хотя остается неясным, снижают ли эти факторы С. или его последствия (т. е. деформацию), либо то и др. вместе. Наиболее значимым из них является соц. поддержка со стороны людей своего круга, супруга или даже непосредственного руководителя. Др. важный фактор — физ. упражнения или, в более широком смысле, физ. нагрузка. См. также A-тип личности, В-тип личности, Общий адаптационный синдром, Последствия стресса Э. Стотленд

Психологический словарь

Стресс

(stress) — любой фактор, который может нанести вред здоровью человека или негативно сказывается на функции его организма (к таким факторам относятся, например, травма, болезнь или сильное волнение). Существование какого-либо одного вида стресса приводит к ослаблению сопротивляемости человеческого организма к другим видам стресса. Длительный стресс вызывает различные гормональные изменения в организме человека.

Психологическая энциклопедия

Стресс

— понятие, введенное Г. Селье — в 1936 г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности — в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

Социологический словарь

Стресс

(stress) — состояние напряженности, вызванное затруднениями или противоречивыми требованиями, с которыми человек  не может справиться должным образом. Оно субъективно, поскольку разные люди переживают один и тот же случай  по-разному, и для одного это может быть стресс,  а для другого нет. , вызванный жизненными обстоятельствами, представляет интерес  для изучения психологических расстройств (см. Невроз) , социальных явлений (типа самоубийства) и физических недугов (например, сердечных заболеваний). Личностно-центристское консультирование  и многие виды нетрадиционной медицины стремятся обращаться с человеком в контексте  жизненного опыта и текущих проблем. Используя аналогию с механикой, можно сказать, что их цель  — укрепить человека и позволить ему/ей противостоять воздействию жизненных невзгод.

Философский словарь

Стресс

— в психологии и биологии любое напряжение или препятствие функционированию организма. Человек реагирует на физический или психологический стресс сочетанием физических и психологических защитных механизмов. Если стресс слишком силен или защитные силы недостаточны, результатом может оказаться психосоматическое или иное психическое отклонение. неразрывно связан с процессом жизнедеятельности и представляет собой сложный феномен современного технологического общества. Нет сомнения в том, что способность или неспособность индивида контролировать потенциально стрессовые ситуации может иметь решающее значение для его функционирования. Способность "справляться" со стрессом явилась предметом многих психосоматических исследований. Была выявлена статистическая зависимость между сердечно-сосудистыми заболеваниями и склонностью индивида к стрессу (тип поведения, обозначаемый как "тип А"). Этот тип связан со стилем жизни, характеризуемым нетерпением, спешкой, жесткой конкуренцией и озабоченностью профессиональным и иным успехом. Существуют разообразные эффективные стратегии по отношению к психологическому и физиологическому стрессу. Умеренный стресс может быть преодолен физическими упражнениями или медитацией (напр., йогой или иными восточными методами медитации). При сильном стрессе часто необходима психотерапия для раскрытия и устранения его причин. Одна из форм поведенческой терапии, известная как биофидбек, позволяет пациенту осознать внутренние процессы и научиться контролировать реакции на стресс. Иногда изменение окружения или жизненной ситуации может оказать терапевтический эффект.

Философский словарь

Стресс

состояние напряженности, вызванное затруднениями или противоречивыми требованиями, с которыми человек не может справиться должным образом. Оно субъективно, поскольку разные люди переживают один и тот же случай по-разному, и для одного это может быть стресс, а для другом нет. , вызванный жизненными обстоятельствами, представляет интерес для изучения психологических расстройств (невроз), социальных явлений (типа самоубийства) и физических недугов (например, сердечных заболеваний).

Толковый словарь Ожегова

Стресс

Вызванное каким-нибудь сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжен ия, перенапряжения

Юридический словарь

Стресс

конфликтное эмоциональное состояние, которое появляется в опасной ситуации.

Каким бывает «стресс»?

Стресс бывает:

  • хронический
  • эмоциональный
  • чрезмерный
  • нервный
  • психический
  • психологический
  • постоянный
  • физиологический
  • сильный
  • колоссальный
Все определения к слову СТРЕСС

Фонетический разбор слова «стресс»

Звуко-буквенный разбор слова стресс. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «стресс»

Какими словами можно заменить слово стресс? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову СТРЕСС

Ассоциации к слову «стресс» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово стресс? В русском языке со словом стресс чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову СТРЕСС

Сочетаемость слова «стресс»

Как правильно употребляется слово стресс? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • боевой стресс
  • большой стресс
  • внутренний стресс
  • глубокий стресс
  • длительный стресс
  • дополнительный стресс
Полная таблица сочетаемости слова СТРЕСС

Cлово «стресс» является ответом на вопросы