Психотерапия

Cлово «психотерапия» означает:

(от греч. psyche — душа и therapeia — лечение). В настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическими, экологическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения. В общих чертах Бастин (Bastine R., 1982) определяет П. как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера. Подчеркивая многоплановость П., Ледер (Leder S., 1993) указывает на возможные представления о психотерапии:1) как о методе лечения, влияющего на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности;2) как о методе оказания влияния или воздействия, приводящем в движение процесс научения;3) как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля;4) как о комплексе явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей.Первое определение основывается на медицинской модели, второе связано с психологическими концепциями, третье — с социологическими, четвертое — с философией.Впервые термин П. введен в конце XIX в. Тьюком (Tuke D. Н.). В опубликованной им в 1872 г. книге "Иллюстрации влияния разума на тело" одна из глав так и названа: ". Общеупотребительным термин П. становится только в 90-х гг. XIX в. в связи с развитием техники гипноза. П., рассматриваемая как часть медицины, претендует на оплату расходов по лечению больных через органы здравоохранения и медицинские страховые компании.Результатом такого понимания П. в современной немецкоязычной литературе стало часто используемое определение, данное Штротцка (Strotzka Н. Н., 1982): " — это взаимодействие между одним или несколькими пациентами и одним или несколькими психотерапевтами (прошедшими соответствующее обучение и подготовку) с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний (преимущественно психосоциальной природы) психологическими средствами (в том числе путем коммуникации, как вербальной, так и невербальной), с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения". В англоязычной литературе термин П. также имеет медицинское, но еще более узкое значение. Это понятие употребляется для обозначения методов лечения, не использующих приемы психоанализа и отличающихся от психоаналитических способов терапии отказом от попыток исследования глубинных слоев психики больного. Для П. с применением техник и приемов работы с глубинными слоями психики используется термин "психоанализ".Однако термин П. не стал чисто медицинским понятием. Психотерапевты, не являющиеся врачами по образованию или роду деятельности, выдвигают иную — философскую и психологическую — модель П., которая основана на первичном значении этого слова — "исцеление душой". Основная цель этого подхода не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником больного, его другом и наставником. Условиями, необходимыми для успешной деятельности психотерапевта, являются не столько наличие у него специального (медицинского) образования, позволяющего ставить правильный диагноз и назначать тот или иной метод лечения, сколько безоценочное отношение к пациенту и принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и честность поведения. Следствием такого понимания П. является распространение ее методов в различных областях в педагогике, социальной работе, прикладной психологии и пр.Об этом свидетельствует содержание Декларации по П., принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990 г. Согласно этой декларации:1) П. является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;2) психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;3) гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов;4) образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах;5) доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности в области гуманитарных и общественных наук.Трудности с определением предмета П. требуют от авторов описания границ этого понятия через внешние признаки психотерапевтического процесса. Под последним понимается, например, заведомо планируемое и отличающееся заранее заданной структурой действие, при котором благодаря целенаправленным усилиям психотерапевта и пациента должны наступать конструктивные изменения в процессах переживания событий, в поведении и социальных контактах пациента. При таком рассмотрении П. отличается от других методов лечения по крайней мере тремя особенностями: 1) при ее проведении применяются психологические средства изменения личности, связанные с использованием основ психологии (в отличие от используемых в медицине, фармакологии, педагогике, социологии и юриспруденции); 2) применяются эти средства и методы профессионально, т. е. подготовленными специалистами и персоналом, действующим осознанно и целенаправленно, умеющим научно обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе П. с различными пациентами и оценивать их; 3) с помощью П. лечат лиц, страдающих расстройствами психики (Bastine R., 1978; Linsenhoff A., Bastine R., Kommer D., 1980).В русскоязычной литературе более принятым является определение П. как системы лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного. И следовательно, будучи методом лечения, П. традиционно входит в компетенцию медицины (Карвасарский Б. Д., 1985). Разрабатывая содержание и границы П., разные авторы подчеркивают интегративный ее характер, включение в ее научный и практический аппарат и в методологию современных достижений в первую очередь психологии и медицины, а также философии, социологии. Психотерапевтическое лечение специфично, основано на психических (психологических) методах воздействия на клинические феномены и отчасти на страдание и поэтому становится точкой пересечения ряда областей знания: медицины, психологии, социологии, педагогики и др. Происходит экспансия П. во внеклиническую среду (реадаптация и реабилитация после пребывания в лечебном учреждении, кабинеты социально-психологической помощи и семейных отношений и др.). П. находит возрастающее признание в общей медицине. В то же время (фактически в условиях превращения ее в самостоятельную дисциплину) в ней, как это нередко наблюдалось в истории науки, практика опережает теоретическое знание.Психологические методы воздействия в П. включают в первую очередь языковое общение, которое, как правило, реализуется во время специально организованной встречи психотерапевта с пациентом или группой пациентов. В последнее время большое значение уделяется и средствам невербальной коммуникации. В общем виде в психологический инструментарий П. входят такие средства и формы воздействия, которые могут влиять на интеллектуальную деятельность пациента, на его эмоциональное состояние и поведение.Учитывая все многообразие концепций, подходов, методов, организационных моделей, социокультурных феноменов, можно говорить о существовании П. в трех основных сферах общественного сознания: 1) академической, которая предполагает разработку научно обоснованных подходов на базе научного мировоззрения; 2) альтернативной, которая основывается на различных исторически обусловленных эзотерических учениях и религиозных системах; 3) интуитивной, которая является результатом влияния первых двух на обыденное сознание большинства общества и выражается в явлениях психологической культуры, в отношении к существующей практике оказания психотерапевтической помощи, в общественном мнении, а также в практике бытовой П. и помощи в решениях психологических (психических) затруднений. Существование П. в трех указанных сферах определяет процессы ее научного и практического развития, причем если П. в академической и альтернативной сферах является поставщиком моделей, концепций, практических подходов, то П. в интуитивной сфере общественного сознания определяет признание той или иной концепции в обществе, формулирует общественный заказ, стимулирует развитие одних и тормозит развитие других (см. Понятие прогресса в психотерапии). Так, сочетание ряда социокультурных факторов способствовало активному распространению психоанализа в Европе в конце XIX — начале XX в., а также всплеску интереса к П. в альтернативной сфере. Альтернативная психотерапия также способна к формированию течений и методов (например, активно развивающегося в последнее время направления христианской П., П., основанной на практике дзэн, и др.), а также приемов практической работы.Существование различных моделей П. определяется воздействием разнообразных социокультурных, экономических и других факторов, оказывающих влияние на развитие П. в современном мире, и заостряет вопрос о социальной релевантности целевых установок в П., о ее нормативном аспекте. Развиваясь, основные модели П. влияют на создание новых и совершенствование существующих психотерапевтических методов, методических приемов и форм организации П. Проблема профессиональной ответственности психотерапевта, осуществляющего комплекс диагностических, психотерапевтических, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий, становится особенно актуальной в связи с расширением сети психотерапевтических кабинетов, привлечением к этой работе все большего числа специалистов. Однако, несмотря на очевидный интердисциплинарный характер П. (Карвасарский Б. Д., 1982; Hidas G., 1976; Kratochvil S., 1976; Katzenstein A., 1980, и др.), она, конечно, является лечебной медицинской дисциплиной, а учет и разработка ее клинических основ приобретают сегодня по-прежнему первостепенное значение. Это не исключает использования психотерапевтических методов (соответствующим образом модифицированных) также для решения психогигиенических, психопрофилактических, психокоррекционных и иных задач.Одной из косвенных причин существования различных моделей и методов П. является отсутствие достаточно убедительных критериев большей эффективности одних методов по сравнению с другими. Диапазон их очень широк: разговорная П. и другие психотерапевтические подходы гуманистической ориентации, большое число поведенческих приемов, психодрама, разные школы психоанализа и т. п.Всего в настоящее время насчитывается более 500 самостоятельных методов П. Если бы они претендовали только на лечение определенных патологических состояний, с этим можно было бы согласиться: они дополняли бы друг друга. Но, к сожалению, это не так. Каждый психотерапевтический подход претендует на эффективность при лечении почти во всех областях психопатологии, хотя в большинстве случаев их теоретические основы и методы несовместимы. Уникальная для системы практического здравоохранения ситуация относительно П. состоит в том, что больной обращается к врачу за помощью, а выбор терапии зависит не от диагноза или других объективных характеристик состояния пациента, а от того, к какой школе П. причисляет себя врач, и даже когда терапия оказывается неэффективной, пациент не переводится к психотерапевту другой ориентации. В связи с этим большое значение на современном этапе развития П. имеет поиск, исследование общих факторов психотерапевтического воздействия, что позволит существенным образом приблизиться к определению эффективности психотерапевтических методов, которая применительно к большинству из них до настоящего времени либо не исследовалась вовсе, либо не доказана. В этом смысле представляют интерес попытки выделения общих факторов П. К основным из них Мармор (Marmor J., 1978) относит:1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом — исходная предпосылка, на которой строится П.;2) ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь;3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта;4) оперативная модификация поведения больного за счет одобрения или неодобрения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с врачом;5) приобретение социальных навыков на модели психотерапевта;6) убеждение и внушение, явное или скрытое;7) усвоение или тренировка более адаптивных способов поведения при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.При современном уровне развития медицины, широком использовании П. в соматических клиниках определяющим становится принцип интеграции собственно психотерапевтических, психологических, социотерапевтических и биологических воздействий в системе лечения больного. Только учет этой тенденции обеспечит дальнейшее адекватное развитие теории и практики П. как общемедицинской специальности.Ведущие тенденции развития П. в полной мере отражают общенаучное содержание понятия интеграции. С одной стороны, это тенденция к выделению П. в самостоятельную область медицины, прежде всего из психиатрии, с другой — интегративные тенденции, активное использование в своем становлении не только медицинских, но и психологических, педагогических и других наук, а также интеграция в лечебной практике различных психотерапевтических направлений, подходов, методов и технических приемов.Основная трудность интегративного движения в П. заключается в особенностях ее развития на современном этапе. В то время как в клинике внутренних болезней, хирургии и других областях медицины дифференциация происходила на базе уже сложившихся в теоретическом и практическом отношениях медицинских дисциплин, в П. она осуществляется в условиях, по сути, лишь начинающейся разработки ее научных основ (методов, механизмов лечебного действия, эффективности и др.).Не успев оформиться в самостоятельную область медицины, П. практически уже распалась на множество субспециальностей.С учетом основных факторов П. вне конкретных ее направлений и форм можно выделить формирующиеся модели интегративной П.: гуманистическую, инструментально-интеракционную и инструментально-техническую (Ташлыков В. А., 1992). В гуманистической модели интегративной П. решающим фактором ее действенности может быть признана эмпатическая коммуникация "психотерапевт- пациент". В инструментально-интеракционной модели предпочтение также отдается не техническим приемам, а использованию взаимоотношений "психотерапевт — пациент" как лечебного инструмента, однако психотерапевт занимает более активную позицию и берет на себя определенную долю ответственности и инициативы. Инструментально-техническая модель П. интегративного типа, по сравнению с предыдущей, характеризуется дальнейшим возрастанием активности психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом, более структурированным процессом П.; в ней существенное значение придается использованию разнообразных технических приемов и методов П. В этом случае с пациентом обсуждаются альтернативные формы лечения, согласовываются цели П. и ее методы, лечебный план, длительность и предполагаемые результаты терапии (см. Интегративная психотерапия).Выбор конкретного метода П., постановка и реализация психотерапевтических целей и задач в случае медицинской ее модели определяются взаимовлиянием конкретных клинических показателей больного и болезни, особенностями его личности и других психологических характеристик, уровнем социально-психологической адаптации пациента, синтезированными в многомерном диагнозе, а также структурно-организационной формой проведения П.Значительное число методов и методик П., разнородные принципы классификации, многозначность понятий затрудняют оценку эффективности ее методов, определение показаний и противопоказаний к П., соотношения П. и других видов лечения. Общепризнанным является применение П. при широком круге расстройств. В первую очередь это касается невротических состояний и других пограничных расстройств психогенной этиологии, некоторых форм психосоматических нарушений, реакций дезадаптации, кризисных состояний. П. применяется также у пациентов с личностными нарушениями, психическими расстройствами на этапах формирования медикаментозной ремиссии, с алкогольной и другими формами зависимости. Хотя П. используется при широком круге заболеваний, этиопатогенетическое значение она приобретает преимущественно при психогениях, возникновение и течение которых обусловливается психическими (психологическими) факторами. В этой группе заболеваний П. может выступать в виде единственного метода лечения или включаться в систему комплексного лечения.В русскоязычной литературе все большую популярность в отношении назначения П. завоевывает представление о трех уровнях ее проведения: 1) профессиональная П. осуществляется врачом-психотерапевтом, который является лечащим врачом и самостоятельно ведет пациента; 2) П. как вспомогательный метод может проводиться как психотерапевтом-профессионалом, так и узким специалистом; 3) П. в общемедицинской практике проводится всеми врачами, что позволяет реализовать биопсихосоциальный подход в медицине. Четкое определение уровня проведения П. способствует обоснованному формулированию ее целей и задач, при этом как недооценка, так и переоценка возможностей П. негативно сказываются на эффективности лечения и имидже психотерапевта и психотерапевтической службы.В академической П. распространена точка зрения о целесообразности разграничения всего многообразия методов психотерапии. При этом, как указывает Ледер, используются такие термины, как сдерживающая и освобождающая, поддерживающая и интегративная, симптоматическая и каузальная, поверхностная и глубинная, познавательная и эмоциональная, механистическая и гуманистическая, динамическая, поведенческая, эмпирическая П. и др.Не существует единой общепринятой классификации методов П. Попытку проанализировать все многообразие значений, в которых используется понятие метода П., сделал Александрович (Aleksandrowicz J.W., 1979):1) методы, имеющие характер техник;2) методы, определяющие условия, которые способствуют достижению и оптимизации целей П.;3) методы в значении инструмента, которым мы пользуемся в ходе психотерапевтического процесса;4) методы в значении терапевтических интервенций (вмешательств).Различаются методы П., раскрывающие причины конфликтов, и методы, не раскрывающие их (имеются в виду различные позиции психотерапевтов в отношении неосознанных комплексов и конфликтов). Методы, раскрывающие причины конфликтов, в основном идентичны психоанализу или методам, ориентированным на психоанализ; они предполагают, что важную роль играет бессознательная составляющая личности. Широко распространено разграничение "большой" и "малой" П. К первой относят методы психоанализа и близких к нему школ, ко второй — рациональную П. (беседы с больным), а также способы, основанные на внушении и релаксации. В зависимости от условий, в которых проводится П., и врачебной подготовки психотерапевта различают П., проводимую врачом-специалистом, и П., осуществляемую домашним врачом и интернистом общего профиля; кроме того, различают П., проводимую в амбулаторных условиях, и П., осуществляемую в условиях стационара (последняя предполагает характерные условия лечения и применение определенных методов воздействия). На практике имеет также значение отличие групповой П. от индивидуальной (Исурина Г. Л., 1995), поскольку каждая из них связана с определенными предпосылками в отношении показаний, подготовки психотерапевта и техники проведения сеансов (см. Классификация методов психотерапии).Ни один из существующих методов не является самым лучшим, разные методы преследуют разные цели и применимы не ко всем больным, а к определенным группам пациентов. Их выбор зависит от психотерапевта — от его личности, уровня подготовки и теоретической ориентации.В отечественной литературе использование понятий метода, методики, формы, приема, техники П. носит преимущественно субъективный характер, что не могло не отразиться на их систематике. Положение ухудшалось слабой информированностью и идеологической ориентацией отечественной П., и поэтому в классификационные схемы не включались многие методы, широко применяемые во всем мире. В. Е. Рожнов (1983) разделял П. на общую и частную, или специальную. Общая П. включает комплекс психических воздействий на больного, направленный на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию и ятрогению. При этом П. является вспомогательным средством, создающим общий фон, на котором применяются другие виды лечения (медикаментозное, физиотерапевтическое и пр.). В 1985г. Б. Д. Карвасарский уже подразделял П. на:1) методы личностно-ориентированной П.;2) методы суггестивной П.;3) методы поведенческой (условно-рефлекторной) П.Несмотря на различные классификационные деления, принято рассматривать П. как симптомо- и личностно-ориентированную. К первой традиционно относят гипнотерапию, аутогенную тренировку, различные виды внушения и самовнушения и др. П., ориентированная на значительные личностные изменения, базируется на основных течениях современной психологии, и соответственно этому выделяются динамическое, поведенческое и гуманистическое направления. (См. Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, опытное) направление в психотерапии, Динамическое направление в психотерапии, Поведенческая психотерапия).В последнее время в России отмечается все большая интеграция П. в здравоохранение, складываются основные системы оказания психотерапевтической помощи, предусматривающей развитие трех основных форм организации психотерапевтического обслуживания:1) психотерапевтический кабинет,2) психотерапевтическое отделение;3) психотерапевтический центр.Совершенствование оказания психотерапевтической помощи предполагается на основе разработки специальных медицинских технологий, позволяющих с привлечением гибкой управленческой структуры и координации значительно повысить качество психотерапевтического обслуживания, преодолеть свойственную организации П. раздробленность и дезинтегрированность учреждений и врачей, оказывающих психотерапевтическую помощь (Назыров Р. К., 1995; Ересько Д. Б., Кондинский А. Г., 1995). Однако системы последней нуждаются в хорошо подготовленных специалистах. Для этого в 1995 г. (впервые в России) Федеральным центром по П. Министерства здравоохранения были разработаны требования к образовательному стандарту, определяющему минимальные сроки установленных видов подготовки и супервизии, с переходом в системе образования психотерапевтов от преимущественно информационного обучения к более совершенным формам: навыковое обучение; обучение на уровне клинического применения П.; обучение, учитывающее индивидуальные особенности личности психотерапевта.Достижения психотерапевтической науки очевидны. В качестве наиболее важных событий для России в области П. последних двух десятилетий можно отметить преодоление собственной ограниченности и начало активного сотрудничества с психотерапевтическими центрами многих стран. В деятельность российских психотерапевтов практически в полном объеме вошли все известные в мировой П. методы и подходы; активно совершенствуется психотерапевтическая наука, намечаются первые и вполне отчетливые шаги в развитии других (кроме Санкт-Петербургской) школ П., с собственной методологией и практикой. Несомненным успехом в области П. явилось введение в конце 90-х гг. преподавания П. и медицинской психологии в медицинских вузах, движение к совершенствованию П. за счет использования при оказании психотерапевтической помощи бригадных форм работы с участием врача-психиатра, врача-психотерапевта, медицинского психолога и специалиста по социальной работе. Важным событием стало и возникновение большего числа профессиональных сообществ врачей-психотерапевтов. Ближайшими задачами являются дальнейшее развитие образования в области П., введение барьера для проникновения в П. неподготовленных специалистов, создание условий для сотрудничества между представителями врачебной и психологической П., для серьезных и фундаментальных разработок в П. и смежных с ней научных областях.

Источник: Психологический словарь

Значение слова «психотерапия» в русском языке

(от греч. psyche — душа и therapeia — лечение) — англ. psychotherapy; нем. Psychotherapie. Различные методы  и техника  лечения неврозов и нек-рых псих, расстройств (психоанализ,  гипноз,  внушение, самовнушение  и т. д.).

Источник: Социологический словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Психотерапия

(от психо… и терапия) — психическое воздействие (словом,поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью. Выделяютрациональную психотерапию, или разъяснение, внушение (в состояниибодрствования или гипноза), самовнушение (аутогенная тренировка) и др.

Психологический словарь

Психотерапия

(psychotherapy) П. — это метод работы с пациентами/клиентами в целях оказания им помощи в модификации, изменении или ослаблении факторов, мешающих эффективной жизни. Она предполагает взаимодействие между психотерапевтом и пациентами/клиентами ради достижения этих целей. В зависимости от имеющихся симптомов и затруднений используются специфические методы, а тж теорет. концепции, к-рыми руководствуется психотерапевт. Люди, обескураженные жизнью и подавленные своей неспособностью к достижению целей, могут испытывать тревогу в связи с их фрустрацией и депривацией. Одной из целей П. могла бы быть помощь таким людям в получении реалистичного представления о своих "активах и пассивах". В качестве следующего шага можно было бы научить их щадящим образом справляться с фрустрацией и депривацией. Др. целью П. могла бы быть помощь таким людям "актуализироваться" или жить, полностью используя свои "активы". Полная актуализация достигается редко, но чем больше человек приближается к этой цели, тем более вознаграждающей оказывается жизнь. П. можно рассматривать в качестве метода помощи людям в распознавании своих потенциальных возможностей, обучения использованию этого потенциала и устранения или ослабления помех на этом пути. Терапевтической целью может быть помощь человеку в модификации или устранении симптомов и паттернов поведения, мешающих жить с чувством удовлетворенности и счастья. Живя в об-ве, люди иногда испытывают трудности, вызванные действием мн. факторов. Нек-рые из них яв-ся следствием неадекватного воспитания в раннем детстве. Нек-рые — результатом воздействия текущих обстоятельств, плохих отношений в межличностных ситуациях или искаженного видения мира. Еще одной целью П. могла бы быть помощь в снижении или устранении чувства тревоги, совладании со стрессом и его последствиями. Стресс и тревога могут быть затяжными состояниями или результатом актуальных ситуаций. История психотерапии П. практиковалась уже в глубокой древности. Первыми психотерапевтами были колдуны и шаманы. Ритуалы, танцы, церемонии и песнопения использовались, чтобы помочь людям, к-рые считали себя серьезно больными, проблемы к-рых носили скорее эмоциональный, нежели физ. характер. Целью колдунов было добиться облегчения страдания и вернуть пациентов к более эффективному функционированию. Даже сегодня нек-рые люди верят в эффект колдовства, черной магии и вуду. В ср. века господствовало убеждение, что дьявол или злые духи овладевают человеком. Более формальный подход к П. начался, когда вера в дьяволов была заменена представлением об эмоциях как причине эмоциональных расстройств. В индивидуальной терапии имеют место диадные отношения между психотерапевтом и пациентом/клиентом. Психотерапевт может встречаться с пациентом/клиентом нечасто, или с частотой в 3 и более сеансов в педелю; длительность сеансов варьирует от 30 до 60 мин. В групповой терапии с людьми, обычно имеющими общие проблемы, может работать один или неск. психотерапевтов. Групповые занятия обычно проводятся 1 раз в неделю или чаще, длительность их составляет ок. 90-120 мин. Разновидностью групповой П. яв-ся марафон, участники к-рого собираются на продолжительное время и прорабатывают или исследуют специфические вопросы. Подход семейной терапии может рассматриваться в качестве моста между индивидуальным и групповым подходами. При "системном" подходе каждый член семьи считается одинаково важным для всех остальных членов семьи. Психотерапевт ищет причину нарушения функционирования семейной системы. Членам семьи помогают реорганизовать систему и восстановить себя как эффективное семейное целое. В качестве вспомогательного средства в П. часто используются различные психотропные препараты, такие как анксиолитики и нейролептики. Эти лекарственные средства помогают снизить тревогу, затрудняющую способность человека к вербализации, сосредоточению внимания и участию в дискуссии. Антипсихотические средства могут снижать тяжесть нарушений до уровня, когда пациент оказывается способным к сотрудничеству в процессе П. Психотерапевтические школы Динамические или реконструктивные школы П. подчеркивают значение биографических данных пациента — важность понимания прошлого индивидуума и изучения воздействия прошлых событий на текущее функционирование. Гарри Стэк Салливан создал интерперсональную школу П., в к-рой подчеркивается первостепенное значение межличностных отношений в жизни человека. Интерперсональная П. Салливана включает процесс проработки отношений между пациентом и значимыми лицами его соц. окружения. Карл Роджерс, американский психолог, разраб. теорию, согласно к-рой люди стремятся к росту и совершенству, но постоянно сталкиваются на этом пути с препятствиями. Функцией психотерапевта в таком случае будет помочь индивидууму преодолеть эти препятствия. П. по Роджерсу в большей степени сфокусирована на ситуации "здесь и сейчас" и на путях прямого подхода к препятствиям в жизни человека. Поведенческая терапия развилась в 50-х гг. Этот подход осн. гл. обр. на работах Джозефа Вольпе и Б. Ф. Скиннера. Поведенческий подход сфокусирован на открытом, измеримом поведении индивидуума. Чистый бихевиорист исходит из того, что единственно важной вещью яв-ся измеримое поведение. У людей возникает тревога как следствие усвоенного дезадаптивного поведения. Устраните это дезадаптивное поведение, и у них не будет больше эмоциональных проблем. Направления исследований Вначале осн. предметом научных исслед. П. были переменные, характеризующие пациента. Акцент делался на сотрудничестве пациента и его реакции на психотерапевтический процесс. Исследователи обнаружили, что взрослые пациенты в относительно молодом возрасте, хорошо владеющие языком, достаточно интеллектуальные и уже добившиеся определенного соц. успеха имеют наилучшие шансы положительного исхода П. Позднее интерес исследователей сместился к изучению эффективности методик П. По мере того как исслед. становились все более детализированными, психотерапевты осознали, что акцент на специфических методиках не яв-ся продуктивным. И тогда интерес переключился на переменные, характеризующие психотерапевта. Исследователи обнаружили, что такие переменные как душевная теплота, эмпатия, терпение, открытость и честность, наиболее важны для достижения успеха П. вне зависимости от специфических методик или психотерапевтической школы. Исслед. 60-х и 70-х гг. были сконцентрированы на всех факторах взаимодействия между психотерапевтом и пациентом/клиентом, повышающих или снижающих вероятность положительного исхода П. Изучая переменные пациента, исследователи обнаружили, что хороший результат достигается у мотивированных, испытывающих тревогу и желающих добиться изменений пациентов. Пациент должен был тж принять предположение о том, что эмоциональные факторы оказывают влияние на поведение. Среди факторов взаимодействия, связанных с вероятностью положительного исхода, оказались доверие, определенная степень открытости и мотивация к вовлеченности в терапевтические отношения. Исслед. показали, что П. яв-ся эффективной. П. снижает длительность пребывания на больничном листе и яв-ся экономически эффективной как в отношении профилактики, так и в отношении реабилитации. Исслед. подверглась тж возможность получать удовлетворительные результаты за более короткий промежуток времени. Были разработаны технические приемы кризисного вмешательства, оказавшиеся полезными в кризисных ситуациях и при снятии непосредственных результатов стрессовых воздействий. Продолжались основанные на различных теорет. направлениях П. эксперименты с интенсивностью психотерапевтического воздействия, частотой сеансов и глубиной эксплорации. Различные подходы П. разрабатываются для разных категорий лиц и проблем. См. также Актуализирующая терапия, Адлерианская психотерапия, Аналитическая психология, Арт-терапия, Тренинг ассертивности, Библиотерапия, Биоэнергетика, Сокращенная терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Когнитивная терапия, Совместная терапия, Кризисное вмешательство, Современные методы психотерапии, Эклектическая психотерапия, Эмпирическая психотерапия, Семейная терапия, Феминистская терапия, Гештальт-терапия, Групповая психотерапия, Терапия тупика / преимущества, Имплозивная терапия, Новаторские психотерапии, Марафон-терапия, Найкан-терапия, Оргонотерапия, Игровая терапия, Терапия поэзией, Психоанализ, Терапия реальностью, Переоценочное консультирование, Транзактный анализ Б. Фэбрикант

Психологический словарь

Психотерапия

(psychotherapy) — психологические (в противоположность физическим) методы лечения психических заболеваний и расстройств. В психотерапии существует множество различных подходов, в том числе психоанализ, рогерианская, групповая и семейная терапия. Однако при всех этих подходах врач придерживается той точки зрения, что от- ношения между ним и пациентом должны постоянно оставаться в центре внимания, что конечной целью врача является оказать помощь в развитии личности пациента и улучшении его самопонимания, а не только в устранении симптомов болезни, и что врач не должен никак подталкивать своего пациента к принятию им тех или иных решений. Все эти подходы широко применяются в процессе оказания помощи людям, попавшим в сложные жизненные ситуации, однако их роль в процессе лечения психических заболеваний сравнительно невелика. См. также Терапия поведенческая. Терапия когнитивная. Консультация. — Психотерапевтический (psychotherapeutic). — Психотерапевт (psychotherapist).

Психологический словарь

Психотерапия

(psychotherapy) — система лечения, при которой клиент (пациент) и терапевт используют слова и действия для того, чтобы клиент мог преодолеть психологические проблемы.

Психологический словарь

Психотерапия

— процесс лечебного воздействия врача психологическими методами на психику отдельного больного или группы больных. По В.П. Мясищеву, основная задача психотерапии заключается в изменении личности больного на основе сознания причин и характера развития болезни и перестройки отношения больного к патогенным факторам заболевания.

Психологический словарь

Психотерапия

Под психотерапией понимается система психических воздействий, используемая для лечения нервных, психических и других заболеваний.Различают косвенную психотерапию, заключающуюся в воздействии на психику больного целенаправленно подобранными факторами внешней среды (обстановка, режим, поведение медицинского персонала, различные манипуляции и процедуры), и прямую психотерапию, заключающуюся в воздействии на больного словесным внушением. В развитии и течении любого заболевания врач должен учитывагь влияние психического воздействия, психической реакции на болезнь и стараться влиять как словом, так и созданием соответствующей лечебной обстановки на психическое состояние больного. В осуществлении этого влияния значительную роль играет создание в лечебном учреждении режима, охраняющего или, наоборот, стимулирующего психику больного.Важное значение имеет внедрение режима нестеснения, открытых дверей. Решетки на окнах, лязгающие замки, постоянное ограничение внутренней и внешней свободы больного ведут к нарастанию напряжения, тревоги, раздражения, затрудняют контакт с больным, мешают его лечению. Техника и обстановка проведения врачебных осмотров, лечебно-диагностических манипуляций и процедур должны быть построены таким образом, чтобы как можно меньше травмировать больного, болезненные или неприятные процедуры следует проводить в отдельном помещении, а не в присутствии больных.Важное значение имеет поведение медицинского персонала, оно должно быть неизменно ровным, внимательным, спокойным. Громкие разговоры, обсуждение в присутствии больных внутренних дел лечебного учреждения могут быть неправильно восприняты больными, волновать и раздражать их. Следует обращать внимание на внешний вид персонала и на больного, оторванные пуговицы, спадающие тапочки угнетают больного, вызывают у него справедливое чувство протеста, недовольства.Психотерапевтическим фактором в общем режиме и обстановке является не только создание покоя, но и стимуляция деятельности больных. Общее укрепление и восстановление нарушенных функций могут быть достигнуты индивидуально подобранным и сочетающимся режимом покоя и тренирующим, стимулирующим режимом. Методами стимуляции, тесно связанными, а порой неотделимыми от психотерапевтического воздействия, являются трудовая терапия, лечебная гимнастика.Наряду с внешней средой мощным средством воздействия на психику человека является слово, которое, по И. П. Павлову, есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные. Словесное внушение уже издавна используется как один из важных терапевтических факторов. Неосторожное слово врача, необдуманное высказывание могут травмировать психику больного, вызывать невротическое состояние (иатрогению).Методом косвенного внушения является назначение больному с психотерапевтической целью тех или иных манипуляций или лекарственных средств. В этом случае врач предварительно внушает больному безусловную эффективность мероприятий, которые он собирается назначить, убеждает больного в бесспорно благоприятном влиянии предписываемых медикаментов. Необходима крайняя осторожность в назначении больному ничего не значащих, не оказывающих действия средств), так как выявление больным этого обстоятельства может подорвать доверие к врачу и свести на нет все психотерапевтические усилия. Прямая психотерапия. Методы ее многообразны; все они сводятся к словесному внушению, производимому в бодрственном или гипнотическом состоянии. в бодрственном состоянии ставит своей задачей лечебное перевоспитание больного, своеобразную <психоортопедию> и добивается мобилизации активности больного, создания новых здоровых условных связей, вызывающих торможение или ликвидацию патодинамических очагов, обусловливающих заболевание. в задачи такой психотерапии входят также устранение патологических стереотипов и тренировка нервных процессов больного. К этим методам относится прежде всего разъяснительная рациональная психотерапия. Она основана на разъяснении больному, логическом обосновании и доказательстве причин его поступков, благодаря чему в ряде случаев удается стимулировать активность личности или подавить ее. Внимательно выслушав жалобы больного, тщательно разобравшись в характере заболевания, врач в том случае, когда речь идет о под-дающемся психотерапевтическому воздействию состоянии, проводит с больным разъясняющую беседу, доказывает логическими доводами необоснованность тех или иных заявлений, ощущений или переживаний больного, убеждает его во временности и преходящем характере этих явлений, разрабатывает вместе с больным тот ре-жим и медикаментозное лечение, которые должны помочь улучшению болезненного состояния.Решающее значение имеют индивидуальный подход и умение врача завоевать в глазах больного авторитет, убедить его в правильности своих доводов.Рациональная психотерапия может быть использована в тех случаях, когда речь идет о невротических состояниях, реактивных заболеваниях. Однако элементы ее могут и должны быть применены и в беседе с психически больными, конечно в той мере, в которой позволяют состояние больного и характер его заболевания.Функциональная тренировка или психоортопедия может быть применена в сочетании с рациональной психотерапией. Сущность ее заключается в постепенной тренировке больного в целях преодоления некоторых болезненных симптомов (фобии, истерические парезы, мутизм и др.). Больному агорофобией предлагают постепенно расширять возможности его передвижений. При каждом успехе врач подчеркивает возможности полного исцеления, -избавления его от страхов. При наличии истерических парезов больного заставляют постепенно производить сначала самые мелкие, едва заметные движения парализованной конечностью, а затем, беседуя с больным, объясняя ему сущность заболевания, демонстрируя его успехи, добиваются все большего диапазона и свободы движений. Иногда для лечения истерических состояний можно попытаться добиться успеха и за один сеанс лечения путем внушения в бодрственном состоянии, настойчивого приказа произвести те или иные действия. Возможно сочетание такого метода психотерапии с действием суггестивно направленных физиотерапевтических процедур или иных манипуляций. Одним из методов психотерапии в бодрственном состоянии является аутогенная тренировка. Особенность этого метода заключается в том, что больного систематически приучают погружаться в состояние, напоминающее легкую дремоту: больной, сидящий в мягком кресле или лежащий на кушетке, по возможности ярко представляет себе, что его верхние, затем нижние конечности, а затем и все тело становятся теплыми и тяжелыми. Достигнув такого состояния, больной приучается к произвольному регулированию ритма дыхания, к достижению ощущения общего покоя и расслабленности, чем, по мнению авторов метода, достигается снятие эмоционального напряжения, регулировка вегетативной нервной системы.Применение всех методов психотерапии в бодрственном состоянии должно основываться на полном клиническом обследовании больного, учете его состояния, точном знании характера заболевания.В связи с этим психотерапия должна проводиться при точно определенных показаниях.Внушение при гипнотическом состоянии.В основе метода лежит возможность погрузить больного в своеобразное сноподобное состояние с торможением его нервной системы, но с сохранение частичного контакта с врачом — раппорта. Согласно учению И. П. Павлова, в гипнотическом состоянии происходит торможение больших полушарий головного мозга с наличием отдельных пунктов возбуждения. Иначе говоря, речь идет не о полном сне, а о <парциальном> сне. Благодаря заторможенности нервной системы внушение в этом состоянии достигается легче и имеет большую силу, чем внушение в бодрственном состоянии. Сфера применения внушения в состоянии гипноза должна быть строго ограничена. Недопустимо применение гипнотического внушения психически больным в психотическом состояния, так как сама методика может привести к усилению страхов, обострению и актуализации бреда.Техника. Началу гипнотерапии должна предшествовать, как и всякому другому методу психотерапии, беседа врача с больным с разъяснением смысла и цели применяемого лечения. Больного следует убедить в обычном лечебном значении и серьезности применяемых манипуляций. В кабинете, где проводится гипнотерапия, должны быть мягкий ковер, удобное кресло и неяркое освещение. Определение внушаемости и методы усыпления сводятся к монотонному воздействию на один из органов чувств больного в сочетании со словесным внушением, расслабленности, дремоты и сонливости, Обычной формулой внушения сна может быть следующая: <Вы сидите свободно, спокойно, расслабленно… Расслабьте мышцы ног, ноги расслабились, лежат тяжело и спокойно. Расслабьте тело, все тело расслабилось.. Вы чувствуете себя спокойно и удобно. Ваше тело отдыхает. Расслабьте мышцы рук, шеи, лица, закройте глаза. Вы чувствуете себя приятно, свободно и расслабленно. Вам ничто не мешает. У вас появляются легкая дремота, чувство тумана в голове. Дремота все больше овладевает вами, веки все тяжелее опускаются на глаза, вам все больше хочется спать… Спите>. Вся эта формула произносится ровным монотонным и уверенным тоном. Для ускорения усыпления можно сочетать словесные внушения с поглаживанием кожи, фиксацией взгляда больного на блестящем предмете, легким прикосновением к глазным яблокам. При достаточной настойчивости и уверенности врача у большинства больных если неоднократным, то повторным применением таких приемов удается вызвать глубокий сон.Степень выраженности сна может быть различная. При малом гипнозе больной находится в дремотном состоянии, но не теряет связи с окружающим, способен противостоять словесным воздействиям. При среднем гипнозе наблюдается притупление органов чувств с сохранением ориентировки, пассивным подчинением внушению. Больному может быть внушена каталепсия. Самостоятельно больной выйти из этого состояния не может; после выхода из гипнотического состояния имеет место неполная амнезия. Глубокий гипноз выражается в полном отсутствии ориентировки в ок-ружающей среде и последующей амнезии.Гипнотический сон и его стадии могут быть по-разному вызваны у больных с различным болезненным состоянием. Наиболее внушаемы больные с истерическим неврозом, алкоголизмом и наркоманией. У больных психастенией и неврозом навязчивых состояний гипнотический сон вызывается труднее и реже удается достигнуть значительной глубины.Для словесного внушения не следует добиваться глубокого гипноза. Достаточно достигнуть первой или. второй его стадии.Характер словесного внушения зависит от заболевания и от цели, которую ставит перед собой психотерапевт, а также от особенностей пациента. В первые сеансы лучше внушать общие сведения: улучшение общего состояния, самочувствия, более глубокий и освежающий ночной сон. В дальнейшем переходят к более частным внушениям. Алкоголику внушают отвращение к алкоголю, больному с истерией — исчезновение истерических стигм и т. п, Обычно после первых сеансов гипнотического сна в последующие сеансы состояние сна удается вызвать значительно легче и в более короткое время, поэтому при отсутствии необходимости в углубленной индивидуальной психотерапии больной может включаться в коллективную психотерапию, т. е. участвовать в коллективном гипнотическом сеансе группы однородных больных. Число гипнотических сеансов обычно не превышает 10-15. Выведение больного из гипнотического состояния также производится путем словесного внушения. Больному внушают, что по приказу врача он проснется, не будет испытывать никаких неприятных ощущений и будет чувствовать себя свежим, бодрым и отдохнувшим. После этого говорят тоном приказа: <Проснитесь, встаньте!>. Если во время сеанса гипнотический сон перейдет в естественный, то больному нужно дать выспаться, оставляя его, однако, под наблюдением.Нежелательными последствиями и осложнениями гипноза могут быть ощущение утомляемости, разбитости, иногда обмороки, судорожные припадки, привыкание некоторых больных к гипнозу, снижение их волевых установок.Противопоказаниями к гипнозу является наличие у больного бредовых идей, выраженных страхов, растерянности, нарушения сознания. должна рассматриваться как неотъемлемая часть общего лечебного комплекса. Ее не следует противопоставлять фармакологии или другим методам лечения. Различные методы и приемы психотерапии и общих лечебных мероприятий должны гармонично сочетаться и дополнять друг друга.Показания к психотерапии при отдельных нервных и психических заболеваниях упомянуты в соответствующих разделах справочника.

Психологический словарь

Психотерапия

— комплексное психологическое воздействие врача на психику больного посредством слова. Целью психотерапии является устранение болезненных симптомов, изменение отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач любого профиля, общаясь с больным, оказывает на него психологическое воздействие. Беседуя с больным, врач стремится оценить его душевное состояние, понять и выяснить причины, приведшие к ухудшению психологического состояния пациента. Основу всех психотерапевтических методик составляют внушение и разъяснение, предлагаемые в различных соотношениях и последовательности. Рациональная (разъяснительная) психотерапия — метод воздействия на больного путем логически аргументированного разъяснения. Проводится обычно в форме диалога между врачом и пациентом. Цель такого собеседования — разъяснение причин и характера заболевания, его возможных исходов, необходимости и целесообразности назначенного лечения, исправление неверных представлений пациента о своей болезни. Врач терпеливо и внимательно выслушивает больного, ибо это имеет огромное значение для установления эмоционального контакта между врачом и пациентом. Врач, обладающий ясностью и четкостью мышления, использует научную, логически построенную аргументацию, доступным для понимания языком внушает больному надежду на выздоровление, воодушевляет его, помогает преодолеть ложное понимание болезни и ее последствий. Суггестивная терапия — внушение различных мыслей, включая неприязнь и отвращение (например, к алкоголю). Внушение осуществляется как в состоянии бодрствования, так и в состоянии гипнотического сна. Внушение принимается больным без критического осмысления. В момент внушения пациент воспринимает информацию пассивно, без размышлений. Влияние оказывается в основном на эмоциональную сферу. В состоянии бодрствования внушение проводится либо в индивидуальном порядке, либо коллективно. Для проведения внушения необходимы соответствующие условия: изолированное от шума затемненное помещение, удобные кресла (чтобы больной расслабился). Большое значение имеют мимика, движения, речь врача, его внешний вид. Гипноз — лечебное внушение, проводимое в состоянии гипнотического сна. Перед началом лечения больному объясняют сущность метода, чтобы он не боялся, не напрягался во время сеанса. Каждый сеанс состоит из трех этапов: усыпление, собственно внушение, выход из гипноза. Число сеансов на курс лечения — 10-15. Можно проводить сеансы гипноза с группой больных. Для этого подбирают пациентов с одинаковыми болезнями и проблемами. Самовнушение — метод направлен на внушение самому себе представлений, мыслей, чувств, рекомендованных врачом и способствующих устранению болезненных явлений и улучшению общего самочувствия. Реализуется самовнушение через аутогенную тренировку, которой больной обучается с помощью врача-психотерапевта. Коллективная и групповая психотерапия — взаимное лечебное воздействие пациентов, осуществляемое под руководством врача. Данный вид лечения предусматривает не только воздействие врача на больных, но и членов группы друг на друга. С помощью опытного врача в группе создается атмосфера взаимопонимания и доверия, откровенности, заинтересованности в достижении единой цели, что способствует коррекции многих психологических нарушений. Поведенческая психотерапия — комплекс психотерапевтических приемов, направленных на разрыв патологических условнорефлекторных связей и выработку желательных форм поведения. Данный метод успешно используется при лечении различных страхов (страх темноты, воды, метро). Пациент под руководством врача путем тренировки учит себя преодолевать страх, возникающий в психотравмирующей ситуации. Семейная психотерапия — метод лечебного воздействия, направленный на урегулирование межличностных отношений в семье больного. Используется для профилактики и лечения неврозов, реабилитации психически больных после выписки из стационара с целью создания благоприятного микроклимата в семье. Вышеперечисленные методы психотерапии широко используются, сочетаются с различными физиотерапевтическими методами воздействия, включая электросон, иглорефлексотерапию, санаторно-курортное лечение, трудотерапию.

Психологический словарь

Психотерапия

В узком смысле — лечение человека с помощью психологических средств воздействия. В широком смысле — оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различных психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни. Подобная помощь оказывается в двух основных формах — индивидуальной и групповой. Существует множество подходов, различающихся пониманием природы человека, человеческих отношений, групповых процессов. Наиболее известные подходы — психоаналитический, когнитивный, бихевиористский, гуманистический и т. д.

Психологический словарь

Психотерапия

— оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях — комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических. совокупность разнообразных психических воздействий, направленных на устранение болезненных отклонений и на излечение. В общем предполагает влияние на психику, в том числе на отношение к самому себе, своему состоянию, к другим людям, к окружению и жизни в целом. Может проводиться в формах индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры, дискуссии и пр.). . Близка к коррекции психологической (психокоррекции) и выступает, по сути, особой ее частью, связанной с лечением нарушенного поведения посредством психологических приемов. Чаще всего обращена к личностным проблемам, ставящим человека на грань психических нарушений или даже переводящим за эту грань, с чем связаны тягостные переживания, нарушения социального поведения, изменения сознания и самосознания, и пр. Изначально была связана именно с лечением психических и заболеваний психосоматических психологическими средствами, но позже распространилась вообще на случаи психического неблагополучия, в том числе в пределах нормы, — на внутренние конфликты, депрессии, тревоги, страхи, нарушения общения и связанные со всем этим переживания. Условно различаются: 1) психотерапия клиническая, направленная преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики; ее методы — гипноз, тренировка автогенная, внушение и самовнушение, терапия рациональная; 2) психотерапия личностная — индивидуальная и групповая — ставящая задачей содействие клиенту в изменении его отношений к окружению социальному и собственной личности. Личностно ориентированная психотерапия широко применяет различные варианты анализа конфликтных переживаний больного. В психотерапии индивидуальной решающий фактор эффективности лечебных воздействий — психотерапевтический контакт терапевта и клиента, основанный на взаимном уважении и доверии, на способности терапевта к сопереживанию, эмпатии. Как методы активирующего терапевтического воздействия широко применяются трудотерапия, психотерапия групповая, психотерапия семейная, способствующие повышению компетентности клиента в отношениях межличностных, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, программирование нейролингвистическое.

Психологический словарь

Психотерапия

(от греч. psyche — душа и therapeia — уход, лечение) — комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Психологический словарь

Психотерапия

(психо + терапия). Процесс лечебного воздействия врача психологическими методами на психику отдельного больного или группы больных. По В.Н. Мясищеву [1968, 1973], основная задача П. заключается в изменении личности больного на основе осознания причин и характера развития болезни и перестройки отношения больного к патогенным факторам заболевания. Описание основных методов и методик П. в тексте Словаря приводится в отдельных статьях.

Психологический словарь

Психотерапия

(PSYCHOTHERAPY)В буквальном понимании — психологическое лечение. Термин психотерапия обозначает произвольный метод, используемый профессионально обученными терапевтами для лечения любых расстройств, независимо от их происхождения. В более узком смысле термин психотерапия применяется ко всему спектру психических заболеваний, независимо от их выраженности, а также к соматическим расстройствам, обусловленным влиянием психологических факторов, и/или нарушениям адаптивного поведения (если при этом пациент активно ищет помощи).Всякое принудительное лечение является нарушением прав человека. Поэтому психотерапевтическое лечение может осуществляться лишь при условии добровольного согласия пациента. В сущности, психотерапевт использует методы, основанные на общении и взаимодействии (вербальном и невербальном) с пациентом. Основной целью психотерапии является достижение специфических изменений, сдерживание, подавление или противодействие патологическому процессу, препятствующему нормальной деятельности индивида или его развитию. В исторической перспективе при психотерапевтическом лечении использовались такие методы, как разъяснение, подбадривание, поддержка, разубеждение, перевоспитание, внушение, гипноз и коррекция поведения. При столь широком спектре воздействий в качестве одной из форм психотерапии следует рассматривать и психоанализ, хотя при этом имеются и существенные различия, позволяющие разграничить психотерапию и психоанализ. Наряду с другими психотерапевтическими методами, психоанализ отличается большей частотой и интенсивностью лечебного воздействия, 'математичностью' и четкостью выводов о процессах переноса, широтой понимания и точностью определения патологических и патогенетических механизмов и т.д.К психоаналитической психотерапии (иногда обозначаемой как инсайт-терапия) принято относить более очерченные, ограниченные формы воздействия на пациентов, основанные на определенных достижениях психоаналитической теории и техники. Термином поддерживающая терапия обозначают систему воздействий, направленных либо на прямую поддержку (подбадривание или увещевание), либо но создание с помощью косвенных методов 'опоры' для личностных сил, ресурсов и возможностей пациента. Экспрессивная психотерапия призвана облегчать осознание и вербализацию ранее вытесненных или подавленных представлений и аффектов. Супрессивноя терапия, напротив, направлена но сдерживание пациентом чрезмерно 'разрушительных, с его точки зрения, феноменов и переживаний'. Целью интеракционной терапии является лечебное использование взаимодействия между терапевтом и пациентом без сопутствующего анализа и объяснения факторов переноса. Ее эффективность можно сравнить с положительным воздействием обычной психологической поддержки со стороны друзей и близких.

Психологический словарь

Психотерапия

Словообразование. Происходит от греч. psyche — душа + theraрeia — лечение. Категория. Оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях, а также в их саморазвитии. Специфика. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование. Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры и дискуссии) формах.

Психологический словарь

Психотерапия

В наиболее общем смысле – использование абсолютно любой методики или процедуры, оказывающей паллиативное или лечебное действие на любое психическое, эмоциональное или поведенческое расстройство. В этом общем значении термин нейтрален относительно теории, которая может лежать в основе психотерапии, фактически применяемых процедур и методов или форм и продолжительности лечения. Могут, однако, возникать юридические и профессиональные вопросы в связи с реальной практикой того, что называется психотерапией. В специальной литературе этот термин должным образом используется только тогда, когда эта практика осуществляется кем-то, кто имеет признанное образование, и применяются признанные методы. Более подробно об этом вопросе см. психиатр, психоаналитик, психолог и психотерапевт. Этот термин часто используется в сокращенной форме – терапия, особенно когда добавляются определяющие слова, чтобы указать форму терапии или теоретическую ориентацию терапевта, применяющего. Специальные формы включены в этот словарь согласно алфавитному порядку определяющих слов.

Психологический словарь

Психотерапия

(Psychotherapy; Psychotherapie) — комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на психику человека при многих психических, психосоматических и нервных расстройствах.Условно различают клинически ориентированную психотерапию и личностно' ориентированную. Пользование той и другой психоаналитическими или аналитико-психологическими методами в сочетании с другими техниками представляет, строго говоря, аналитически ориентированную психотерапию, но не психоанализ или аналитическую психологию.Юнг развил свою собственную теорию психотерапии, считая ее первичной целью — способствовать индивидуальному развитию; он прослеживал происхождение психотерапевтических элементов в исцеляющих церемониалах древних, в которых "человек становится тем, кем он всегда был". Поскольку психику невозможно лечить фрагментарным путем, так как в психических расстройствах все взаимосвязано и аффектированной оказывается личность в целом, то аналитический психотерапевтический процесс представляет собой диалектическое взаимоотношение между двумя психическими системами, реагирующими и отвечающими друг другу.Психотерапевт — это не просто посредник в лечении или абстрактный "лечебный фактор", но активный соучастник лечебной работы. Он имеет дело с символическими проявлениями с множественными скрытыми смыслами и, как минимум, различными соблазнами. Это требует от самого психотерапевта способности к "моральному разграничению", иначе "психотерапевт-невротик будет неизменно лечить у пациента свой собственный невроз" (CW 16, par. 23; ЮПП, пар. 23).В аналитической психологии психотерапия строится на принципе, когда символические фрагменты из бессознательного переходят в сферу сознательной жизни, и результатом этого оказывается некоторая форма психического существования, не только более здоровая, но и способствующая дальнейшему оздоровлению, потому что она более полно соответствует собственной личности индивида. При аналитическом психотерапевтическом лечении восстановительный процесс пациента активизирует наличествующие в нем архетипические и коллективные содержания. Причиной невроза считается несоответствие между сознательной установкой и намерением бессознательного. Данная диссоциация, в конечном счете, перекрывается ассимиляцией или интеграцией бессознательных содержаний.Юнг различал "большую психотерапию", имеющую дело со случаями резко выраженных неврозов или пограничными психотическими состояниями, и "малую психотерапию", в которой порой достаточно доброго совета или объяснения. Он считал, что ни медицинское образование, ни академическая психология сами по себе недостаточны для занятий практической психотерапией, полагая необходимым основательную и продолжительную работу с будущими психотерапевтами.

Психологическая энциклопедия

Психотерапия

(от греч. psyche — душа и therapeia — забота, уход лечение) — оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры — и дискуссии) формах. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики — выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование.

Социологический словарь

Психотерапия

(psychotherapy) — клиническая практика  лечения разума.  Помощь людям с умственными или психологическими проблемами может исходить от многих источников — друзей, семей, консультантов, клинических психологов, психотерапевтов, психиатров. Психотерапевты, как правило,  проходят обучение, часто интенсивное  и экстенсивное  (юнговские или фрейдистские психотерапевты), но в общем не получают медицинской квалификации, что в первую очередь отличает их от психиатров (см. Психиатрия) .  стремится помогать душевнобольному путем "разговорного лечения", исследования прошлых и настоящих интересов, поощрения человека  к лучшему пониманию себя самого. См. также Фрейд; Юнг; Психоанализ. 

Философский словарь

Психотерапия

терапия, использующая только методы психологии. Выделяют четыре вида. 1. Поощряющая психотерапия (совокупность психологических советов), воздействие которой может быть непродолжительным и поверхностным. 2. Внушение (убеждение с помощью доводов) или гипнотическое внушение: его действие длится, при условии доверия со стороны пациента, не более 3 – 6 месяцев. Внушение может дополняться внушением же, осуществляемым посредством общения с сильной личностью, которая служит для пациента образцом для подражания. 3. Перевоспитание (например, терапия, применяемая к призывникам) имеет методический характер, однако все же остается на достаточно поверхностном уровне поощряющих советов, психологического образования. 4. Психоаналитический анализ или глубинная психотерапия, чье действие может быть достаточно продолжительным (несколько лет). Их научные методы относятся к психоанализу. Может практиковаться также групповая психотерапия, например, при подготовке беременных женщин к родам без боли.

Философский словарь

Психотерапия

(от греч. psyche душа и therapeia — лечение) — лечение души; метод лечения больного средствами психического воздействия (словом, поступками, обстановкой). Лечение душевных нарушений (а также и их телесных выражений) происходит гл. о. путем воздействия на психику одного человека (пациента) др. человеком (психотерапевтом) благодаря психоаналитическому методу (см. Глубинная психология), убеждению, гипнозу, а также влиянию диеты, климата, ландшафта.

Каким бывает «психотерапия»?

Психотерапия бывает:

  • рациональная
  • индивидуальная
  • глубинная
  • коллективная
  • традиционная
  • семейная
  • современная
  • западная
Все определения к слову ПСИХОТЕРАПИЯ

Фонетический разбор слова «психотерапия»

Звуко-буквенный разбор слова психотерапия. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «психотерапия»

Какими словами можно заменить слово психотерапия? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПСИХОТЕРАПИЯ

Ассоциации к слову «психотерапия» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово психотерапия? В русском языке со словом психотерапия чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПСИХОТЕРАПИЯ

Сочетаемость слова «психотерапия»

Как правильно употребляется слово психотерапия? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • групповая психотерапия
  • индивидуальная психотерапия
  • клиническая психотерапия
  • краткосрочная психотерапия
  • ориентированная психотерапия
  • патогенетическая психотерапия
  • позитивная психотерапия
Полная таблица сочетаемости слова ПСИХОТЕРАПИЯ

Cлово «психотерапия» является ответом на вопросы