Самоубийство

Cлово «самоубийство» означает:

— намеренное лишение себя жизни. В дореволюционном праве С. считалось преступлением. В РФ установлена уголовная ответственность за доведение до самоубийства. В США существует ответственность за помощь в совершении С., которая особенно актуальна в связи с проблемой эвтаназии.

Источник: Юридический словарь

Значение слова «самоубийство» в русском языке

Умышленное лишение себя жизни. Наблюдается при психических заболеваниях, главным образом протекающих с депрессией, а также и у психически здоровых (см. Амбрумовой концепция суицидального поведения). В некоторых случаях С. совершается одновременно двумя, обычно близкими лицами (С. двойное). Иногда С. предшествует убийство наиболее близких лиц с целью избавить их от переносимых ими или предстоящих им, по мнению больного, страданий (С. расширенное, С. альтруистические). Син.: суицид (лат. suis — себя, caedo — убивать).

Источник: Психологический словарь

Психологический словарь

Самоубийство

острая разновидность девиантного доведения, состоящая в добровольном отказе лица от жизни.

Психологический словарь

Самоубийство

— осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни и приведшие к смерти. Являются реализацией желаемых изменений с учетом знания о возможности достижения смерти таким образом и ожиданием смертельного исхода в результате подобных действий. В отношении к психически больным, страдающим эндогенно-процессуальными заболеваниями (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), данный термин может быть применен только в том случае, если больной, совершая самоубийство, мог отдавать себе отчет о совершаемых действиях и руководить ими (например, в состоянии ремиссии).

Психологический словарь

Самоубийство

Лишение себя жизни. Эмиль Дюркгейм, первый, кто систематически изучал самоубийство, выделял три различных типа, в зависимости от того, что побуждает акт самоубийства: альтруистическое, аномическое и эгоистическое; определения каждого из них приведены ниже.

Психологический словарь

Самоубийство

(suicide) Бэйчлер предложил определение, подчеркивающее операциональные функции, к-рые предположительно обслуживает суицидальный акт: "С. наз. любое поведение, к-рое ищет и находит разрешение к.-л. экзистенциальной проблемы посредством попытки покушения на жизнь субъекта". Традиционно С. (суицид) относят к одному из четырех видов — выделяемых из сотен причин — смерти; тремя др. яв-ся естественная смерть, несчастный случай и убийство. Эти 4 вида называют сокращенно (по первым буквам) NASH-категориями смерти. Шнейдман предложил дополнительную классиф., в к-рой все смерти (какой бы ни была их NASH-категория или их причина) относятся к одному из трех видов: преднамеренная, полупреднамеренная (в к-рой индивидуум сыграл частичную, скрытую, завуалированную или неосознанную роль в ускорении кончины) или непреднамеренная. Различные подходы к суицидальным явлениям Выделяется неск. различных подходов к оценке, пониманию и трактовке суицидальных явлений. Теологический. Ни в Старом, ни в Новом Завете не содержится прямого запрета на С. Фома Аквинский подчеркивал, что С. яв-ся смертным грехом, поскольку оно посягает на власть Бога над челов. жизнью и смертью. Представление о С. как грехе приобрело характер стойкого убеждения и на протяжении сотен лет играло (и продолжает играть) важную роль в западной т. зр. на С. Философский. Вообще говоря, "философы суицида" никогда не вкладывали в свои литературные произведения характера руководства к действию, а использовали их лишь как арену для ведения своих собственных интеллектуальных дискуссий. Д. Юм был одним из первых крупнейших западных философов, обратившихся к рассмотрению С. вне контекста понятия греха. Экзистенциальные философы двадцатого столетия — Кьеркегор, Ясперс, Камю, Сартр, Хайдеггер — сделали бессмысленность жизни (и место в ней суицида) своей центральной темой. Демографический. Демографический подход оперирует различными статистическими данными по С. В настоящее время в США показатель количества С. равен 12,6 на 100 000 чел., и С. как причина смерти входит в первый десяток осн. причин смерти взрослых. Показатели количества С. постепенно растут на всем протяжении отрочества-юности, резко повышаются в ранней взрослости, а затем сохраняются примерно на одном уровне до перехода в возрастную группу от 75 до 84 лет, где этот показатель достигает величины 27,9 самоубийства на 100 000 чел. Показатели количества С. среди мужчин превосходят соотв. показатели среди женщин в соотношении 2:1, и С. чаще совершаются белыми американцами, чем представителями др. расовых и этнических групп. С. преобладают среди холостых, овдовевших, живущих раздельно или разведенных людей. Показатели количества С. у молодых людей в возрасте от 15 до 34 лет резко возросли с 1950-х гг. — с 4,2 на 100 000 в 1954 г. до 10,9 на 100 000 в 1974 г. Эти показатели тж значительно увеличились среди небелого населения. В США большинство С. совершается людьми в возрасте старше 45 лет, однако данные отчета за 1994 г. (Гарланд и Зиглер) свидетельствуют о том, что соотв. показатели у подростков и юношей, особенно белых мужского пола, за последние три десятилетия возросли более чем на 200%. Социологический. Капитальный труд Э. Дюркгейма " (Le suicide) продемонстрировал силу социологического подхода. Опираясь на свой анализ данных по С. во Франции, Дюркгейм выделил 4 вида С.; все они подчеркивают силу или слабость отношений или связей индивидуума с об-вом. Альтруистические С. буквально востребуются об-вом. Здесь сами обычаи или нормы соц. группы "требуют" совершения суицида при определенных обстоятельствах: харакири и сати яв-ся наглядными примерами альтруистического С. Эгоистическое С. происходит, когда индивидуум обладает слишком слабыми связями с об-вом и на него не оказывают влияния требования к выживанию. Аномичное С. имеет место, когда внезапно рушатся привычные отношения между индивидуумом и об-вом, как в случае потрясения и внезапной потери работы, близкого друга или удачи. Фаталистические С. возникают из-за чрезмерной контролируемости жизни. Примерами здесь могут служить люди, чье будущее представляется им беспросветным, напр. рабы. Выражая принципиальное несогласие с Дюркгеймом, Дуглас указывает на многообразие соц. смыслов С. и утверждает, что чем более социально интегрирована группа, тем эффективнее она может маскировать его истинные причины; сверх того, соц. реакции на подвергаемое остракизму поведение сами могут стать частью этиологии именно тех действий, к-рые группа стремится контролировать. Мэйрис полагает, что систематическая теория С. должна строиться с учетом, по меньшей мере, четырех широких категорий переменных, относящихся к личности, соц. контексту, биолог. факторам и "характеру времени", часто способствующему "суицидальной карьере". Психодинамический. Принципиальная психоаналитическая т. зр. на С. состояла в том, что С. репрезентирует бессознательную враждебность, направленную на интроецированный (вызывающий амбивалентное отношение) объект любви. К. Меннингер обрисовывает психодинамику враждебности и утверждает, что побуждения к С. состоят из: а) желания убить; б) желания быть убитым; в) желания умереть. Г. Зилбург утверждал, что каждый суицидальный случай заключает в себе не только бессознательную враждебность, но тж не свойственное большинству людей отсутствие способности любить др. Он вывел рассмотрение этой проблемы за пределы одной лишь области интрапсихических движущих сил, чтобы учесть роль внешнего мира, в частности роль разбитой семьи, в суицидальной наклонности. Литман прослеживает линию развития представлений Фрейда о причинах С. Эти факторы включают неск. эмоциональных состояний — ярость, гнев, вину, тревогу и зависимость — наряду со множеством специфических предрасполагающих условий. Важную роль играют ощущения брошенности и особенно беспомощности и безысходности. Психологический. Психол. подход отличается от психодинамического тем, что он не исходит из к.-л. постулированного набора движущих сил или универсального бессознательного сценария, а делает акцент на определенных психол. особенностях (или признаках), к-рые представляются необходимыми для совершения суицидальной попытки со смертельным исходом. Выделяются 4 таких признака: а) сильное смятение, т. е. обострение переживания чел. состояния полного крушения (планов, надежд и т. п.); б) повышенная неприязнь к себе, проявляющаяся в усилении самоотречения, ненависти к себе, стыда, вины, самообвинения и открыто — в действиях, идущих в разрез со своими собственными жизненными интересами; в) резкое и почти внезапное сужение интеллектуального фокуса, ограничение мыслительных процессов, сужение содержания мышления, ослабление способности видеть жизнеспособные варианты, к-рые бы в обычном состоянии пришли на ум; г) идея прекращения, внезапное озарение, что существует возможность положить конец страданиям путем остановки этого непереносимого потока сознания. В данном контексте С. понимается не как движение в направлении смерти (или прекращения), а скорее как бегство от нестерпимой эмоции. Юридический. В США совершение С. считается преступлением только в двух штатах, но в них не предусмотрено наказания за это противозаконное деяние. В неск. штатах подвергаются судебному преследованию суицидальные попытки, однако эти законы редко применяются. Тридцать штатов не имеют законов против С. или попыток его совершения, однако в каждом штате есть законы, в к-рых оказание помощи в совершении С., советы совершить С. и побуждение к нему чел. квалифицируются как уголовное преступление. Профилактический. Подход к С. с позиций его предупреждения обычно связывают с работами Шнейдмана и его коллег. На основе своего исслед. они пришли к заключению, что подавляющее большинство (около 80%) С. обладают отчетливо распознаваемой предсуицидальной фазой. Покушение на самоубийство Вообще говоря, уже давно считается, что две "популяции" — те, кто совершает С., и те, кто покушается на С., — по существу яв-ся отдельными. Строго говоря, к покушающимся на С. следует относить только тех, кто попытался его совершить и случайно остался в живых. По истечении 10-летнего периода перекрытие процента лиц, к-рые совершают С., с теми, кто ранее покушался на С., составляет 40%, тогда как перекрытие процента лиц, к-рые покушаются на С., с теми, кто впоследствии его совершает, составляет лишь 5%. Любой случай, характеризующийся суицидальной модальностью, представляет собой подлинный кризис, невзирая на то, что его нельзя было бы, при строгом следовании семантическим правилам, назв. "суицидальным" случаем. Косвенные суициды и полупреднамеренные смерти Понятия хронического, фокального и органического суицидов К. Меннингера и понятие полупреднамеренной смерти Шнейдмана — способы, к-рыми люди могут играть скрытую, неосознанную, частичную роль в ускорении собственной смерти, — очевидно, охватывают собой то, что наз. косвенными суицидами. Глобальные, политические и надгосударственные аспекты Совр. (саморазрушающие) гос. неврозы (доходящие до междунар. умопомешательства) могут, как мы это знаем, чрезвычайно эффективно приводить к самоиндуцируемой потере челов. жизни. Мы живем во время, к-рое часто навещает смерть. Безусловно, наиболее важным видом С., о к-ром каждому следует знать и стремиться предотвратить, яв-ся глобальное С., угрожающее всем нам, и к-рое только самим фактом присутствия этой угрозы отравляет наши жизни. В связи с этим Лифтон пытается довести до нашего сознания то обстоятельство, что мы находимся перед лицом великой опасности разрушения наших психол. связей с нашим собственным чувством непрерывности, продуктивности и воображаемого бессмертия — связей, к-рые необходимы для поддержания наших челов. отношений. См. также Альтруистическое самоубийство, Профилактика суицида, Социопсихологические детерминанты войны и мира, Танатология Э. Шнейдман

Социологический словарь

Самоубийство

— англ. suicide; нем. Selbstmord. Уничтожение самого себя в результате собственных действий.

Социологический словарь

Самоубийство

(suicide) — "все случаи смерти в результате прямого или косвенного, позитивного или негативного акта самопожертвования, который, как человеку  известно, приведет к такому результату" (Дюркгейм, 1897). Попытка самоубийства и пара-суицид суть разные явления, требующие раздельного изучения. Люди, осуществлявшие "попытку самоубийства" или только симулировавшие самоубийство,  не обязательно служат путеводителем поведения действительных самоубийц. Анализ  самоубийства, проведенный Дюркгеймом, оказал большое влияние  на социологию. С его точки зрения, коэффициенты  самоубийства связаны с типом и уровнем социальной интеграции в обществе. Таким образом, объяснение  различных коэффициентов требовало социологического подхода.  Используя опубликованную статистику, Дюркгейм сначала устранил психологические факторы  и переменные окружающей среды, выдвигавшиеся ранее в качестве объяснения явления, а затем идентифицировал четыре характерных типа: Эгоистическое самоубийство,  Альтруистическое самоубийство,  Аномическое самоубийство  и фаталистское самоубийство, каждое из которых соответствует определенному состоянию общества. Одна из основных проблем в его анализе состоит в том, что официальная статистика,  несомненно, искажает и преуменьшает полные масштабы самоубийства, причем в большей мере для одних, чем для других групп (например, Дюркгейм находил католиков менее склонными, чем протестантов, к совершению самоубийства, но католики могли иметь больше причин для сокрытия таких фактов). Некоторые социологи (например, Дж. Дуглас "Социальное  значение самоубийства", 1967) утверждают, что подобное социальное исследование  должно сначала установить эмпирически, как фиксируются самоубийства, например, полицией, следователями и т.д., прежде чем с какой-то степенью доверия использовать такую статистику, и что Дюркгейм не сумел этого сделать. Несмотря на оговорки, тезисы Дюркгейма были подтверждены другими теоретиками. Так, Сейнсбери (1955) обнаружил, что коэффициенты самоубийств в предместьях Лондона были самыми высокими там, где уровни "социальной дезорганизации" — уровни развода, незаконнорожденности и т.д. — также были максимальными. Согласно Сейнсбери и Бараклау (1968), ранговые последовательности таких коэффициентов для групп иммигрантов в США и для стран их происхождения тесно соотносились, несмотря на изучение разных совокупностей. Таким образом, хотя официальная статистика  требует осторожности в использовании, она более надежна, чем иногда предполагается. Данное представление получает дальнейшее подтверждение постоянностью масштабов самоубийств, которые имеют тенденцию повторяться от культуры к культуре: более высокие коэффициенты среди мужчин, чем женщин, среди овдовевших и разведенных, среди неженатых и бездетных, среди пожилых по сравнению с молодежью.  Большинство этих результатов совпадает с полученными Дюркгеймом.

Социологический словарь

Самоубийство

книга  Э. Дюркгейма , увидевшая свет в 1897. Опровергая исключительно психологические трактовки С., Дюркгейм социологически исследовал этот феномен. При анализе  С. становится преобладающим понятие  аномии — отсутствия или дезинтеграции норм, правил. Кроме того, Дюркгейм обращает внимание при анализе С. на такие феномены, как экономический кризис, плохое приспособление  трудящихся к условиям работы, необузданность требований индивидов по отношению к коллективу.  Все эти феномены — социальная патология,  подталкивающая индивидов к добровольному уходу  из жизни. По определению Дюркгейма, "самоубийством  называется каждый смертный случай,  который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах". Положительное действие  в таком случае: выстрелить себе в висок из пистолета. Отрицательный поступок: не покидать горящего дома или отказываться от какой бы то ни было пищи до наступления смерти. Голодовка, приводящая к смерти, есть пример С. Дюркгейм считал, что необходимо отличать С. как индивидуальный феномен (такой-то человек  при таких-то обстоятельствах покончил с собой) от уровня С. как социального феномена, который и должен изучить и объяснить социолог. С теоретической точки зрения самое важное здесь — определить зависимость между индивидуальным (С.) и общественным (уровень С. в обществе) феноменом. Определив суть явления С., Дюркгейм отбрасывает разного рода психические объяснения, когда врачи или психологи при исследовании индивидуальных С. детерминировали их психологическими или психопатологическими факторами. Он, конечно, признает наличие психологической предрасположенности к С., которую можно объяснить с точки зрения психологии или психопатологии, но основной фактор,  предопределяющий С., носит, по его мнению, не психологический, а социальный характер.  Дюркгейм выделял три типа С.: 1) эгоистическое, 2) альтруистическое, 3) аномическое. 1) Эгоистическое С. рассматривается посредством корреляции между показателями С. и социальными рамками — интеграторами, в частности религией и семьей, причем последняя рассматривается в двух аспектах: брак  и дети. Попытки С. варьируются в зависимости: 1) от возраста, т.е., как правило,  растут вместе с ним; 2) от пола: у мужчин показатель  выше, чем у женщин; 3) от религии: у протестантов чаще, чем у католиков; 4) от семейного положения: для замужних женщин, не имеющих детей, характерно возрастание числа С. Таким образом, от решимости совершить С. человека защищает не столько сам брак, сколько семья  и дети. Притом женщина без детей страдает больше от фрустрации. Этот тип С. обозначается Дюркгеймом термином "эгоизм" : мужчины или женщины более склонны к покушению на собственную жизнь,  когда они думают только о самих себе, не интегрированы в общественную группу, когда двигающие их желания не соотнесены с групповой оценкой этих желаний и со значением  долга, налагаемого близкой и прочной окружающей средой. 2) Альтруистическое С. — акт, совершаемый вследствие бескорыстной готовности жертвовать собой для других или ради возвышенной идеи, служения долгу. В архаичном обществе: вдова у индейцев готова взойти на костер, где должно быть сожжено тело  ее мужа. Здесь С. происходит не от избытка индивидуализма,  а наоборот, вследствие полного растворения индивида  в группе. В современном обществе: командир корабля, не желая пережить его гибель, из альтруизма  кончает жизнь С. Он жертвует собой во имя интериоризированного социального императива, сознательно подавляя в себе инстинкт  самосохранения. 3) Аномическое С. — специфический тип добровольного ухода из жизни, приобретающий широкое распространение в те периоды развития общества, когда происходит массовое нарушение наиболее значимых для общества и индивида норм, правил поведения ("аномия" , по терминологии Дюркгейма). Оно выявляется с помощью статистической корреляции между частотой С. и фазами экономического цикла. Статистика  обнаруживает тенденцию роста числа С. в периоды экономических кризисов и, кроме того (что самое интересное и неожиданное), в периоды высшего благополучия. Интересен и другой  феномен: во время  значительных политических событий обнаруживается тенденция  к сокращению частоты С.: в годы войны число С. уменьшается. Аномические С. относятся не только к тем, число которых возрастает во время экономических кризисов, но и к тем, частота которых соразмерна числу разводов. Итак: С., в понимании Дюркгейма, — это индивидуальный феномен, причины которого социальны. Первопричиной их служат не отдельые индивиды (хотя некоторые из них имеют определенную предрасположенность к этому), а социальные силы, изменяющиеся от общества к обществу, от группы к группе, от религии к религии. Дюркгейм утверждал, что рост С. в современном обществе — это патология, что сегодняшний уровень С. обнаруживает некоторые патологические черты современного общества. Наибольшее внимание он уделял аномическим С., число которых резко возрастает во время экономических кризисов, во всех тех случаях, когда имеет место усиление конкурентной деятельности, расширение обмена  и обострение соперничества. Сократить С., — считал Дюркгейм, — не в силах  ни семья, ни государство,  ни религия.  Единственная группа,  которая может способствовать вовлечению индивидов в коллектив и их интеграцию — это профессиональная группа, или корпорация. Сплачивая нанимателей и нанимающихся, корпорация стоит достаточно близко к индивидам, чтобы быть школой дисциплины и солидарности, пользоваться престижем и властью.  Отдельный человек — это человек желаний, а поэтому первейшая обязанность и потребность  морали и общества — дисциплина.  Человека нужно дисциплинировать с помощью высшей авторитетной и приятной силы, т.е. достойной любви. Такой силой, которая одновременно, но неотвратимо внедряется в жизнедеятельность индивидов и одновременно притягивает их к себе, объединяет их, может быть только само общество.  Е.М. Бабосов

Философский словарь

Самоубийство

— добровольный уход из жизни стоики считали нравственно допустимым: "Они усматривали в этом именно высшее обнаружение нравственной свободы, шаг, с помощью которого человек доказывает, что он причисляет жизнь к безразличным вещам, и на который человек правомочен, как только какие-либо обстоятельства заставляют его считать более естественным покинуть жизнь, чем оставаться в ней" (Э.Целлер). Напротив, в иудео-христианской традиции самоубийство подпадает под прямой запрет "не убий" (Втор.5.17). Фома Аквинский видел в нем 1) грех против естественного закона, согласно которому человек должен любить себя, 2) грех против церковной общины и 3) грех против Бога, право которого давать или отбирать дар жизни никто не должен присваивать себе. По мере дехристианизации культуры вновь стали обосновывать право на самоубийство. Д.Юм (XVIII в.) утверждал, что воля Божия в отношении к миру ограничивается вопросами порядка и стабильности природы и не распространяется на решения человека, жить ему в мире или нет. Тем самым самоубийство — не больший грех, чем эмиграция. А.Камю, однако, настаивал: " — ошибка", оно означает духовную капитуляцию перед абсурдом мирового бытия.

Философский словарь

Самоубийство

сознательное, намеренное лишение человеком себя жизни посредством духовно-волевых усилий и определенных физических действий. Среди разнообразия причин, провоцирующих людей на суицидапьные попытки, чаще всего выделяют внешние, социальные и внутренние, нравственно-психологические. В ряду первых называют экономические кризисы общегосударственных масштабов и материальноденежные затруднения частного характера, социальный гнет, семейные конфликты, несчастную любовь, крупные неприятности на работе, страх перед уголовным наказанием, алкоголизацию организма и сопутствующие ей деструктивные изменения в психике. К причинам второго ряда относится в первую очередь то, что называют экзистенциальной катастрофой, крахом всей системы жизненных ценностей, утратой смысла жизни. В этом же ряду стоит и такая причина, как одиночество, ощущение своей покинутости. Все указанные причины приводят к одному и тому же результату: собственная жизнь обесценивается, утрачивает привлекательность в глазах человека, превращается в невыносимое бремя и рождает желание избавиться от него. Надежным способом решения этой проблемы может стать обращение человека к высшим ценностям, к процессу самоактуализации и духовного совершенствования.

Психологическая энциклопедия

Самоубийство

Умышленное лишение себя жизни. Наблюдается при психических заболеваниях, главным образом протекающих с депрессией, а также и у психически здоровых (см. Амбрумовой концепция суицидального поведения). В некоторых случаях С. совершается одновременно двумя, обычно близкими лицами (С. двойное). Иногда С. предшествует убийство наиболее близких лиц с целью избавить их от переносимых ими или предстоящих им, по мнению больного, страданий (С. расширенное, С. альтруистические). Син.: суицид (лат. suis — себя, caedo — убивать).

Толковый словарь Ожегова

Самоубийство

Намеренное лишение жизни

Каким бывает «самоубийство»?

Самоубийство бывает:

  • коллективное
  • медленное
  • массовое
  • двойное
  • сущее
  • предполагаемое
  • верное
  • чистое
  • бессмысленное
  • политическое
Все определения к слову САМОУБИЙСТВО

Фонетический разбор слова «самоубийство»

Звуко-буквенный разбор слова самоубийство. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «самоубийство»

Какими словами можно заменить слово самоубийство? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову САМОУБИЙСТВО

Ассоциации к слову «самоубийство» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово самоубийство? В русском языке со словом самоубийство чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову САМОУБИЙСТВО

Сочетаемость слова «самоубийство»

Как правильно употребляется слово самоубийство? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • верное самоубийство
  • групповое самоубийство
  • двойное самоубийство
  • духовное самоубийство
Полная таблица сочетаемости слова САМОУБИЙСТВО

Cлово «самоубийство» является ответом на вопросы