Самоопределение

Cлово «самоопределение» означает:

— одно из понятий международного права, заключающееся в возможности определённой группы людей, выделенной из общей массы по этническим, конфессиональным, идеологическим или каким-то иным признакам. позволяет такой группе заявить о себе, о своих правах, о своих потребностях и чаяниях. Однако, как это всегда бывает, термин трактуется очень неоднозначно. Так, к примеру, есть положение о праве нации на самоопределение. Это положение всегда трактуется исходя из практики двойных стандартов — некоторые нации обладают таким правом без каких-либо оговорок, а некоторые — исключительно в рамках установленных административных границ государства. Так было с распадом Югославии: Словенцы, Хорваты, боснийские мусульмане и Македонцы получили свои собственные национальные государства по праву нации на самоопределение. Однако сербские меньшинства (а в Боснии и Герцеговине даже и сравнительное этническое большинство) во вновь появившихся государствах были вынуждены под давлением мирового сообщества отказаться от своего права на самоопределение из-за эфемерного права государства на нерушимость границ. Т. е. у Югославии такого права не было, а вот у новых государств — Хорватии и Боснии и Герцеговины в первую очередь, такое право вдруг появилось. То же самое происходит и в России, увеличенной и гипертрофированной копии Югославии. Любой малый народец имеет право на самоопределение, что было продемонстрировано во время парада суверенитетов. Кроме единственного народа — большого Русского народа, являющего собой более 80 % населения России. Иначе и не может быть в многонациональной Российской Федерации, где всё делается за счёт Русских. См. также: конституция, национально-освободительное движение, национальное государство.

Источник: Политический словарь

Значение слова «самоопределение» в русском языке

Любая оценка себя. Этот термин обычно употребляется в отношении приемов оценки личности, с помощью которых индивид получает информацию о себе. Также называется самооценкой.

Источник: Психологический словарь

Психологический словарь

Самоопределение

— понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Профессиональное С. — выбор профессии; личностное С. — формирование взглядов на жизнь, мировоззрения.

Социологический словарь

Самоопределение

— англ. self-determination; нем. Selbstbestimmung. 1. Понимание  или детерминация  субъектом своей собственной природы или основных свойств. 2. Сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.  3. Право  нации, народа  и т. д. самому определять форму правления без вмешательства извне.

Социологический словарь

Самоопределение

(англ. self-determination) — процесс  и результат выбора личностью   своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была неактуальна для отечественной социокультурной ситуации. Вычленялась и обеспечивалась лишь сфера профессионального С. (и то только в области выбора вида профессиональной деятельности). В остальных сферах С. носило формальный и декларативно-демонстративный характер. Актуализация  темы С. обусловлена как минимум двумя социокультурными процессами. Во-первых, это нарастание глобальных изменений в обществе, порождающее для каждого человека  необходимость выработки собственного отношения к происходящему — т.е. С. становится составной частью процессов, связанных с принятием человеком жизненно важных решений (от поиска новой работы или выбора сферы деловой активности до выбора кандидатов в органы власти). Во-вторых, это разрушение выстроенного в советское время  идеологического барьера, который отделял советское "социальное пространство"  от всего того, что составляет духовное богатство  современного общества (достояний мировой культуры, философии, религии, искусства) — т.е. у человека в плане  понимания собственной истории, личных "корней", принадлежности к культурным традициям  и многому другому возникают проблемы С., обусловленные образовавшимся "вакуумом" в том месте, которое ранее занимала марксистско-ленинская идеология.  человек как субъект собственной жизни характеризуется жизненным С. — более широким, чем профессиональное, нравственное или гражданское. Смысл жизненного С. — включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность  субъекта на принципиально иной уровень — уровень жизненного "пути" уже не столько человека как такового, сколько ценностей, с которыми он себя идентифицировал и занял свою позицию в социокультурном пространстве. Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность  в самосовершенствовании, в построении себя как личности. Расширение же границ собственных возможностей есть управление  развитием, которое можно описать формулой: "С. самопреодоление". С. можно понимать как установление внутренних ограничений на собственную деятельность,  как расширение границ собственных возможностей, направленных на реализацию замыслов, осуществляемых в рамках принятых ограничений. Саморазвитие обусловлено осознанием несовпадения Я-идеального и Я-реального, борьбой мотивов, преодолением недостатков через организацию деятельности и поведения. Суть процесса С. и состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения. Результат С. — выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание  самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение. Ситуация С., а не просто выбора из альтернатив, С. как движения в основаниях своих действий, дел и деяний может рассматриваться как своеобразная единица творческого процесса развития личности. Концептуальная схема  С. описана как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и экзистенциальном. Поиск оснований для решений в проблемной ситуации в зависимости от типа С. может разворачиваться: как ситуативное поведение,  направляемое обстоятельствами (ситуативное пространство) ; как социальное действие,  детерминированное локальной целью  (социальное  пространство); как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса  "дела", вписываемого в некоторую культурную традицию (культурное пространство); как рефлексия бытия и, соответственно, движение в вечных ценностях и вопросах (экзистенциальное пространство). Последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в схеме в качестве способа С., побуждением  к которому служат оценивание результатов ситуативного поведения, анализ  результатов и последствий самостоятельной деятельности, установление ограничений на собственные замыслы в процессе рефлексии их реализации. Кроме того, рефлексия служит ключом к реализации, средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мыслекоммуникации, мыследействия). В сфере образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой  процесс — передачи способов С. Образование  становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы С. Концепция  С. по-новому ставит вопрос об "объекте"  образования. Им не может выступать ни отдельная личность, ни класс  (группа,  коллектив) , а лишь образовательный материал (предметы, явления, символы,  модели, ситуации, ценности,  деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит С. и саморазвитие субъекта образования (учителя, ученика, взаимодействующей группы, сообщества и т.д.). С. лежит в основании инновационной педагогики, которая ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, и их взаимодействие,  взаимовлияние. С.Б. Савелова

Философский словарь

Самоопределение

(англ. self-determination) — процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была неактуальна для социокультурной ситуации нашей страны. Вычленялась и обеспечивалась лишь сфера профессионального С. (и то только в области выбора вида профессиональной деятельности). В остальных сферах С. носило формальный и декларативно-демонстративный характер. Актуализация этой темы обусловлена как минимум двумя социокультурными процессами. Во-первых, это нарастание глобальных изменений в обществе, порождающее для каждого человека необходимость выработки собственного отношения к происходящему — т.е. С. становится составной частью процессов, связанных с принятием человеком жизненно важных решений (от поиска новой работы или выбора сферы деловой активности до выбора кандидатов в органы власти). Во-вторых, это разрушение выстроенного в советское время идеологического барьера, который отделял советское "социальное пространство" от всего того, что составляет духовное богатство современного общества (достояний мировой культуры, философии, религии, искусства) — т.е. у человека в плане понимания собственной истории, личных "корней", принадлежности к культурным традициям и многому другому возникают проблемы С, обусловленные образовавшимся "вакуумом" в том месте, которое ранее занимала идеология. Человек как субъект собственной жизни, характеризуется жизненным С. — более широким, чем профессиональное, нравственное или гражданское. Смысл жизненного С. — включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально иной уровень — уровень жизненного "пути" уже не столько человека как такового, сколько ценностей, с которыми он себя идентифицировал и занял свою позицию в социокультурном пространстве. Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности. А расширение границ собственных возможностей есть управление развитием, которое можно описать формулой: "С. + самопреодоление". С. можно понимать как установление внутренних ограничений на собственную деятельность, как расширение границ собственных возможностей, направленных на реализацию замыслов, осуществляемых в рамках принятых ограничений. Саморазвитие обусловлено осознанием несовпадения Я-идеального и Я-реального, борьбой мотивов, преодолением недостатков через организацию деятельности и поведения. Суть процесса С. и состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения. Результат С. — выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение. Ситуация С, а не просто выбора из альтернатив, С. как движения в основаниях своих действий, дел и деяний может рассматриваться как своеобразная единица творческого процесса развития личности. Концептуальная схема С. описана как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и экзистенциальном. Поиск оснований для решений в проблемной ситуации в зависимости от типа С. может разворачиваться: как ситуативное поведение, направляемое обстоятельствами (ситуативное пространство); как социальное действие, детерминированное локальной целью (социальное пространство); как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса "дела", вписываемого в некоторую культурную традицию (культурное пространство); как рефлексия бытия и, соответственно, движение в вечных ценностях и вопросах (экзистенциальное пространство). Последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в схеме в качестве способа С, побуждением к которому служат оценивание результатов ситуативного поведения, анализ результатов и последствий самостоятельной деятельности, установление ограничений на собственные замыслы в процессе рефлексии их реализации. Кроме того, рефлексия служит ключом к реализации, средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мыслекоммуникации, мыследействия). В сфере образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой процесс — передачи способов С. Образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы С. Концепция С. по-новому ставит вопрос об "объекте" образования. Им не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллектив), а лишь образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит С. и саморазвитие субъекта образования (учителя, ученика, взаимодействующей группы, сообщества и т.д.). С. лежит в основании инновационной педагогики, которая ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, и их взаимодействие, взаимовлияние. СВ. Савелова

Экономический словарь

Самоопределение

— степень самооценки себя; содержательная сторона направленности личности; определение человеком себя в обществе как личности, занятие им активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определение смысла своего существования ( с ориентацией на будущее)

Психологическая энциклопедия

Самоопределение

Любая оценка себя. Этот термин обычно употребляется в отношении приемов оценки личности, с помощью которых индивид получает информацию о себе. Также называется самооценкой.

Толковый словарь Ожегова

Самоопределение

Определение, выявление народом своей воли в отношении своего национального и государственного устройства

Каким бывает «самоопределение»?

Самоопределение бывает:

  • национальное
  • профессиональное
  • культурное
  • свободное
  • политическое
  • духовное
  • полное
  • новое
Все определения к слову САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Фонетический разбор слова «самоопределение»

Звуко-буквенный разбор слова самоопределение. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «самоопределение»

Какими словами можно заменить слово самоопределение? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Ассоциации к слову «самоопределение» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово самоопределение? В русском языке со словом самоопределение чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Сочетаемость слова «самоопределение»

Как правильно употребляется слово самоопределение? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • личностное самоопределение
  • национальное самоопределение
  • профессиональное самоопределение
Полная таблица сочетаемости слова САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Cлово «самоопределение» является ответом на вопросы