Программирование

Cлово «программирование» означает:

— англ. programming; нем. Programmierung. 1.В общем смысле  -процесс  подготовки и составления программы любой деятельности, выполнение к-рой должно привести к определенным целям. 2. Процесс подготовки задач для решения их на ЭВМ, включающий составление плана  решения (задача в виде набора операций), описание  плана решения на языке  программирования, трансляцию программы на машинный язык. 3. В кибернетике — разработка предписаний решения определенной задачи.  4 Раздел прикладной математики, изучающей и разрабатывающей методы  и средства разработки программы для ЭВМ. 5. В педагогике — разработка учебных программ для программного обучения.

Источник: Социологический словарь

Значение слова «программирование» в русском языке

процесс подготовки задач для решения их на ЭВМ,состоящий из следующих этапов: составление "плана решения" задачи в виденабора операций (алгоритмическое описание задачи); описание "планарешения" на языке программирования (составление программы); трансляцияпрограммы с языка программирования на машинный язык (в видепоследовательности команд, реализация которых техническими средствами ЭВМи есть процесс решения задачи). м называют также разделприкладной математики, изучающий и разрабатывающий методы и средствасоставления, проверки и улучшения программ для ЭВМ.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Психологический словарь

Программирование

В компьютерной терминологии – операция подготовки набора компьютерных команд для того, чтобы он выполнял определенную функцию или решал некоторую проблему.

Социологический словарь

Программирование

— особая форма  организации проблемного мышления и деятельности. Расширяющееся в настоящее время  пространство  развития — превалирование процессов искусственных преобразований — указывает на то, что в мире массовое распространение  получают гуманитарные технологии,  проявляющие проблемную организацию мышления и деятельности. Такая организация  реализуется в разных формах, из числа которых можно выделить П. Как гуманитарная технология  , П. представляется мысленной имитацией (проигрыванием) предстоящей работы в целом, которая по мере осуществления переходит непосредственно в исполнение самой работы "в натуре" (т.е. П. является гуманитарной технологией "работы с будущим", позволяющей человеку  обеспечить процесс  развития). П. предполагает смену естественно-научного подхода  на деятельностный, который так или иначе включает искусственную компоненту, требует критического анализа,  оценки  и проблематизации настоящего (в рамках естественно-научного подхода строительство будущего невозможно в принципе,  т.к. естественная наука  лишь прогнозирует будущее своих объектов, которое ей неподвластно и от нее не зависит). Именно поэтому гуманитарное П. позволяет наряду с известным программировать также и неизвестное; субъект же П. должен иметь средства и методы:  а) фиксации этого неизвестного ("знания о незнании"), б) преобразования неизвестного в известное. Содержанием П. является разработка программы . Программа  в таком контексте  — особая форма связывания идеальной и социокультурной действительностей, своеобразный способ перехода из одной в другую. В таком понимании программы любого типа и уровня не могут и не должны содержать лозунгов и призывов (место которых в документах другого рода, например, в манифестах): в отличие от лозунга, программа должна давать конкретный и развернутый ответ на вопрос "Что делать?". Кроме того, в отличие от плана,  который всегда составляется "от достигнутого" (т.к. запланировать можно только известное), программа должна обеспечивать прорыв в будущее: она задается как ряд этапов, на которых постоянно производится проектная работа  — создание альтернативных и конкурирующих проектов, направленных на решение  поставленных в рамках программы реализационных задач. Именно поэтому в СМД-методологии под программой понимается искусство  и наука организации, призванные соорганизовывать деятельность  людей, имеющих разнонаправленные цели и интересы.  В программе фиксируются только типы работ (а не их содержание) и принципы их соорганизации, т.е. в отличие от проекта  программа бессодержательна: приступая к решению какой-то сложной социотехнической задачи,  деятель должен себя вообще выключить из работы по содержанию и сконцентрировать все внимание и энергию на осуществляющихся работах независимо от их содержания. Вся суть такой бессодержательной деятельности заключается в том, что в позиции программиста необходимо одновременно в исходный, нулевой момент времени начать и параллельно проводить очень много разных работ, т.к. нет ни средств, ни времени проводить эти работы по отдельности. Проблемный характер мышления и деятельности проявляется в том, что П. включает в себя постоянный процесс проблематизации: еще не решенные проблемы и задачи, еще не выполненные работы — "ячейки или "дырки" — суть основные элементы  программы — непрерывно оконтуриваются, прорисовываются, а затем заполняются. А в ходе их заполнения прорисовываются новые "дырки" — ставятся новые задачи и проблемы, которые необходимо решить в рамках данной программы. Программа считается законченной — реализованной — со "снятием" проблем, лежащих в ее основании (или решением задач, ее породивших). Таким образом, П. выступает средством организации работы и самоорганизации ее участников не только в условиях неопределенности, но и в условиях недостаточности средств и методов, онтологических картин и представлений. Соответственно, можно утверждать, что программная организация работ в корне отличается от т.наз. "плановой" по ряду признаков: 1. Программу нельзя построить, а потом реализовать. Построение программы включает ее реализацию, ибо П. есть средство организации и соорганизации работ, которые выполняются в контексте программы и в процессе П. Иначе говоря, программа — это нечто вроде сетки, "набрасываемой" на человеческую деятельность и мыследеятельность, сетки, особым образом структурирующей и организующей эту деятельность. Но "набрасывается" она не на исполнителей, а на работы, которые, занимая свои функциональные места в ячейках сетки, становятся органической составной частью программы. Таким образом программа естественным образом переходит (или перерастает) в реализацию. 2. Программа не может быть "спущена" исполнителям, "доведена" до них. Программная организация предполагает, что каждый участник работы — исполнитель — сам программирует свою работу, но обязательно в рамках и контексте целого (иначе он не сможет самоопределиться и прорисовать ситуацию). Следовательно, по своей сути П. — демократическая форма организации коллективной работы. 3. Характерной чертой П. является проблемная организация работ. Благодаря такой организации дело движется не только вперед — на раз и навсегда зафиксированном уровне понимания ситуации и целей (что характерно для задачной организации), — но и вглубь: мы периодически пересматриваем свое самоопределение,  цели, ситуацию, сообразуясь с непрерывно перестраивающейся сеткой (которая, соответственно, тоже перестраивается и меняется с пересмотром целей, ситуации). Таким образом, функционирование программы обеспечивается движением вперед — к уже поставленным целям, ее развитие  (впрочем, как и программистов) — движением вглубь, к пересмотру целей и задач. Такое двойное движение накладывает запрет на последовательное выполнение отдельных видов работ, входящих в схему П. Именно поэтому их приходится выполнять одновременно и тогда (в отличие от плана или проекта) в программе не разделяются ее разработка и реализация (в частности, реализация программы начинается одновременно с ее разработкой). 4. Обоснование  входит в программу как ее органическая составная часть, т.е. программа не нуждается в специальном обосновании. Основанием программы оказывается неудовлетворенность ее будущих авторов и исполнителей существующей ситуацией. Эта неудовлетворенность проявляется и в прорисовке ими ситуации, и в самоопределении, и в целеполагании. И именно этот блок  выполняет функции обоснования программы. В этом случае оказывается, что программа может "зародиться" в любой точке общества: она может стать продуктом деятельности любого "не-удовлетворенного", начавшего анализировать ситуацию, в которую он так или иначе вписан, и которая его (по тем или иным причинам)  не устраивает. Это и есть то, что называется инициатива,  но облеченная в особую форму — программную). 5. Двигателем программы является проблематизация,  а ее "горючим" — конфликты:  различие  ценностных ориентаций, разнонаправленность целей и интересов участников общей работы непрерывно порождает конфликты. Если при этом в споре рождается "истина" , то мы получаем задачи, которые нам надо решать (чаще же в споре рождается проблема,  требующая для своего решения разработки специальных средств и методов, но это уже задача науки и методологии). "Истина" — это не то абсолютное понимание  значения и смысла, одинаковое для всех и всегда. Под истиной здесь понимаются те смыслы, о которых договорились участники работы с будущим, т.е. согласованные ими для себя и актуальные в этом временном периоде значения понятий, с которыми им предстоит работать. Это в таком ракурсе и есть "концепция"  — идеальное представление о будущем, разделяемое теми, кто программирует ее (концепции) осуществление. Для программистов необходимыми условиями осуществления концептуализации (разработки концепции и, соответственно, разработки своих замыслов) являются проблематизация имеющейся ситуации и ее самоопределение. Под самоопределением понимается основной механизм обретения и проявления внутренней свободы — процесс и результат выбора человеком своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, в котором последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в качестве способа самоопределения. Именно рефлексия служит и ключом к реализации замыслов, и средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мысль-коммуникации, мыследействия), образующих систему мыследеятельности. Поэтому отсутствие рефлексии столь губительно для человека и общества, тогда как именно ее наличие является необходимым условием осуществления гуманитарной технологии — строительства будущего. Такое понимание базируется на деятельностной парадигматике: мир человека — это мир его мышления и деятельности, и природа (социокультурная ситуация, информация  и т.д.) входит в него не непосредственно, а опосредованно — как объект  деятельности и мышления. Следовательно, при работе с будущим "переделке" подлежит непосредственно мир мышления и деятельности работающего (а то, в какой мере и как это скажется на включенной в него природе — вещах, социальных институтах, профессиональной деятельности и т.д. — отдельная тема для рассмотрения), т.е. его работа с мечтой — расширение плана идеального, которая становится первым шагом П. развития. "Идеальный план" — это гуманитарное знание  (собранные человеком воедино смыслы, соответствующие им знаки  и их значения, которые "живут" в его понятийном аппарате). Концепция как особая форма существования понятий является средством формирования идеальной действительности, образования и самообразования, самосотворения участников процесса работы с будущим. При этом необходимо четко понимать, что производимые ими действия по программе изменяют первоначальную ситуацию. Следовательно, каждый раз новая ситуация требует пересмотра концепции (что изначально должно быть предусмотрено в программе) и, соответственно, перенормирования деятельности. Получается, что разработка идеи и есть собственно П., "втягивающие" в себя и проектирование,  и процесс ее (идеи) реализации. Поэтому ответственность  за реализацию своих идей должна ложиться на плечи авторов-разработчиков: гуманитарные программу и проекты, разработанные одной авторской группой, нельзя передать кому-то другому для их осуществления. При необходимости расширения пространства работ, каждый раз включающихся в программу новых участников необходимо "посвящать" в деятельность, передавая им всю полноту программного замысла. Соответственно, реализуемость, практичность и эффективность  замыслов оказывается прямой функцией форм самоорганизации, принимаемых авторской группой. С позиций деятельностного подхода жизнедеятельность человека характеризуется постоянным воспроизведением отношений "ситуация — способ деятельности", где "ситуация" означает условия протекания жизненных процессов, а "деятельность" — способы присвоения, а значит, и формирования ситуации. Соответственно, уровень социальной активности человека будет определяться качеством  присваиваемой и образуемой им ситуации, владением способами присвоения и образования ситуации, организации деятельности по ее преобразованию, реализации преобразований и проявлению отношения к преобразованной ситуации и своим действиям по ее преобразованию. Перечисленные факторы  являются составными частями П. как средства реализации гуманитарных технологий. человек же, обладающий данными технологиями, является профессионалом — человеком, способным не только выполнить существующие нормы  профессиональной деятельности, но и реализовать то, что он хочет (считает нужным), изменяя при этом в случае необходимости и сами нормы профессиональной деятельности (известные ему как нормативно-одобренные способы деятельности), который в отличие от специалиста  способен к развитию себя, собственной деятельности и целостной сферы своей профессиональной деятельности, кооперации с другими людьми и т.д. Активность  профессионала выражается в мышлении, характере его мыследеятельности и регулируется его личностными ценностями и ситуационными целями. Профессионал — это субъект, у которого профессиональная деятельность  входит в сферу его личностных ценностей и смыслов. Он деятель, обладающий своей профессиональной позицией. Профессиональная позиция  человека описывается не только совокупностью  его символических "капиталов" (экономическим, информационно-образовательным, социальным потенциалами), но и теми специфическими видами практик, которые он осуществляет; она рассматривается как понятие,  характеризующее профессиональную деятельность человека и его возможности в обеспечении развития сферы профессиональной деятельности. Содержательно профессиональная позиция определяется как личностная философия  человека (ценности,  носителем которых он является) в сочетании со способностью занимать определенные места в кооперированной сфере деятельности. Профессиональную позицию человека можно описать через определение  его: а) уровня целеполагания, характеризующего наличие или отсутствие личностного смысла в деятельности и ее направленность; б) профессионального тезауруса (оперативного понятийного аппарата), предъявляющего уровень владения профессиональным языком и возможность артикулировать то, что он делает и собирается делать; в) технического репертуара (имеющегося набора средств и навыков для осуществления деятельности в профессиональной сфере), обеспечивающего возможность реализации человеком своей собственной профессиональной концепции. Профессиональные позиции людей проявляются в профессиональных сообществах, которые, разрабатывая в сфере профессиональной деятельности идеальные представления, призваны обеспечить продуктивную совместную работу его участников, взаимоподдержку, интеллектуальный успех, выработку коллективно согласованных решений. Именно клубная организация деятельности является необходимым условием осуществления П.: если необходимо не только добиться цели, но и совершить осмысленное действие,  то начинать свою работу надо в сфере клуба. Профессиональное сообщество  как разновидность клуба является социумом профессионалов, совместно осуществляющим изменения характера и содержания профессиональной деятельности на основании реализации П. При П. многокомплексных динамических систем (к которым можно отнести и образовательные системы) недостаточно одного руководства: традиционная для организации отечественных систем деятельность руководства является достаточно эффективной только в условиях технологизированных производственных процессов. Реформирование образования (как программная задача реализации гуманитарной технологии) делает необходимой управленческую деятельность. Ее осуществление возможно при появлении в образовании методологической позиции, которая не фиксируется институционально, а присваивается сообществом неформальным образом: методолог не проектирует системы, он занимается соорганизацией деятельности субъектов, ее проектирующих. Н.Г. Алексеев выделяет пять методологических принципов (под которыми понимается совокупность сознательных, рефлексируемых и бессознательных, неотрефлексированных установок, определяющих получаемый в итоге продукт  по схеме акта деятельности; постановка задач; используемые для их решения средства; общая организация процесса и т.д.), которые достаточно полно очерчивают совокупность различных видов деятельности и их возможную со-организацию в общих процессах П. и проектирования гуманитарных систем: 1) построение взаимодействующей системы субъектов проектирования (их совместность); 2) развитие мыследеятельности как ядро создания и организации образовательных общностей; 3) "выворачивание" в образование  других сфер деятельности (как ведущий процесс построения сферы образования); 4) рефлексивное развертывание одновременных и взаимосвязанных процессов проектирования и реализации; 5) индивидуализация  проектирования. При этом необходимо помнить, что в методологических принципах выделяются два взаимосвязанных, но далеко не тождественных слоя (без единства которых любой методологический принцип перестает работать): онтологический (слой видения и понимания) и организационно-деятельностный (слой действия и его организации). Реализационными категориями П. являются: 1) организованности мышления (метод, онтологическая схема,  предметные знания); 2) организованности деятельности (исследование,  технология и инфраструктура  функционирующей программы, мониторинг  и анализ ситуации); 3) феноменальность (образование и образовательный процесс, подготовка кадров и разворачивание квалификации, материальные преобразования), задающие 9 срезов программы, движение по которым организуется линейно со своим временным хронотопом и содержанием. Обеспечивая осуществление П., прежде всего необходимо выделить основные ориентации мысли профессионалов, намеривающихся произвести те или иные преобразования, разрабатывая программу. Вспоминая схему "шага развития", можно заметить, что необходимо: а) прорисовать и проанализировать ситуацию предстоящего действия, собирающую в себе историю и современное состояние подлежащей преобразованию системы; б) сделать прогноз,  а если это невозможно, попытаться предсказать траекторию естественной эволюции системы и зафиксировать то ее будущее состояние, которое, собственно, не устраивает и побуждает к преобразованиям; в) прорисовать желательное состояние системы; г) выложить свои ценности, самоопределиться, произвести инвентаризацию наличных подходов и представлений, методов и средств предстоящей работы, а при наличии дефицита озаботиться разработкой недостающих. Далее: 1) наметить ту или иную стратегию планируемых преобразований (с учетом выявленных ранее обстоятельств и необходимости поддерживать стабильность  жизни системы в процессе преобразований; 2) продумать возможные последствия своих действий и возможные ответные действия представителей других позиций, чьи интересы  так или иначе затрагиваются намеченными преобразованиями. Из этого схематичного перечня (именно перечня взаимосвязанных и взаимно дополнительных ориентаций, а не последовательности работ) можно сделать ряд важных выводов: 1. Развертываемая по перечисленным направлениям работа мысли может закончиться только вместе с завершением намечаемых преобразований, оестествлением их результатов. 2. Разработка концепции — самый ответственный и сложный (а следовательно, дорогой и длительный) фрагмент преобразований. Ее (концепции) существенное изменение,  по сути дела, означает, что всю работу надо начинать сызнова: если видение исходной ситуации, прогнозы и картины будущего могут (и должны) существенно меняться по ходу работы, то концепция, по идее, может лишь уточняться и корректироваться в деталях, в целом оставаясь неизменной. По смыслу дела концепция разрабатывается в качестве долгоживущей организованности. 3. Работы по разным направлениям могут и должны осуществляться параллельно и во взаимной увязке. 4. Реализация этой сложной интеллектуальной деятельности требует организации особой команды, каждый из членов которой имел бы свою специализацию, свои функции и границы ответственности. С.Б. Савелова

Философский словарь

Программирование

— особая форма организации проблемного мышления и деятельности, предполагающая составление программы; П. — форма связывания идеальной и социокультурной действительностей, своеобразный способ перехода из одной в другую. Поскольку программа должна обеспечивать прорыв в будущее, поскольку П. выступает средством организации работы и самоорганизации ее участников не только в условиях неопределенности, но и в условиях недостаточности средств и методов, онтологических картин и представлений. П. обеспечивает развитие и сохранение социотехнических систем, систем профессиональных деятельностей. При этом П. задается как ряд этапов, на которых постоянно производится проектная работа: создание альтернативных и конкурирующих проектов. Проблемный характер мышления и деятельности проявляется при П. в том, что оно включает в себя постоянный процесс проблематизации (еще не решенные проблемы и задачи, еше не выполненные работы: "пустоты" непрерывно оконтуриваются, прорисовываются, а затем заполняются; в ходе же их заполнения прорисовываются новые "лакуны" — ставятся новые задачи и проблемы, которые необходимо решить в рамках данной программы). Программная организация работ в корне отличается от плановой по ряду методов: 1. Программу нельзя построить, а потом реализовать. Построение программы включает ее реализацию, ибо П. — средство соорганизации работ, которые выполняются в контексте и процессе П. Иначе говоря, программа апплицируется на человеческую деятельность, особым образом эту деятельность структурируя и организуя. Таким образом, программа естественным образом переходит или перерастает в реализацию. 2. Программа не может быть привнесена извне. Программная организация предполагает, что каждый участник работы, исполнитель, сам программирует свою работу, но обязательно в рамках и контексте целого, — иначе он не сможет самоопределиться и прорисовать ситуацию. Следовательно, П. — по своей сути — демократическая форма организации коллективной работы. 3. Источником развития П. выступают конфликты, а механизмом его разворачивания — проблематизация. Различие ценностных ориентаций, разнонаправленность целей и интересов участников общей работы непрерывно порождают конфликты. Если при этом в споре рождается истина, мы получаем задачу, которую надо решать. (Чаще же в споре рождается проблема, требующая для своего решения разработки специальных средств и методов. Это уже задача науки и методологии). 4. Характерная черта П. — проблемная организация работ (в отличие от задачной), благодаря которой дело движется не только вперед — на раз и навсегда зафиксированном уровне понимания ситуации и целей, — но и вглубь: мы периодически пересматриваем свое самоопределение, цели, ситуацию, сообразуясь с непрерывно перестраивающейся программой. (Но и наоборот: пересмотр целей, ситуации заставляет нас менять и перестраивать программу). Движение вперед — к уже поставленным целям — обеспечивает функционирование программы, движение вглубь — к пересмотру целей — ее (и наше) развитие. Такое двойное движение накладывает запрет на последовательное выполнение отдельных видов работ, входящих в схему П. Поэтому их приходится выполнять одновременно: в частности, одновременно с ее разработкой начинается реализация программы или (точнее) разработка и реализация программы (в отличии от плана или проекта) не разделяются. 5. Обоснование входит в программу как ее органичная составная часть, т.е. программа не нуждается в отдельном обосновании. Основанием программы оказывается неудовлетворенность ее авторов и исполнителей существующей ситуацией, которая находит отражение в прорисовке ситуаций, самоопределении и целепологании. Именно этот блок выполняет функции ее обоснования. В этой связи программа может оформиться в любой точке общества: она может стать продуктом деятельности любого субъекта, начавшего анализировать ситуацию, в которую он так или иначе вписан, и которая его — по тем или иным причинам — не устраивает. Это и есть то, что называется инициативой, но облеченной в особую, программную форму. Т.о., понимание П. как гуманитарной технологии представляет его как мысленную имитацию, проигрывание предстоящей деятельности в целом, которая по мере осуществления переходит непосредственно в ее исполнение. Путем П. реализуется управление как особый вид профессиональной деятельности. При этом П. предполагает смену естественнонаучного подхода на деятельностный, который так или иначе включает искусственную компоненту, требует критического анализа, оценки и проблематизации настоящего, т.к. в рамках естественнонаучного подхода строительство будущего невозможно в принципе: естественная наука лишь прогнозирует будущее своих объектов, которое нам неподвластно и от нас не зависит. Гуманитарное П. позволяет, наряду с известным, программировать также и неизвестное. Следовательно, субъект П. должен иметь средства и методы фиксации этого неизвестного (знание о незнании) и его преобразования в известное. Программа считается законченной (реализованной) со снятием проблем, лежащих в ее основании, или решением задач, ее породивших. С.Б. Савелова

Психологическая энциклопедия

Программирование

В компьютерной терминологии – операция подготовки набора компьютерных команд для того, чтобы он выполнял определенную функцию или решал некоторую проблему.

Каким бывает «программирование»?

Программирование бывает:

  • компьютерное
  • экстремальное
Все определения к слову ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Фонетический разбор слова «программирование»

Звуко-буквенный разбор слова программирование. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «программирование»

Какими словами можно заменить слово программирование? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Ассоциации к слову «программирование» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово программирование? В русском языке со словом программирование чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Сочетаемость слова «программирование»

Как правильно употребляется слово программирование? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • внутреннее программирование
  • генетическое программирование
  • жёсткое программирование
  • компьютерное программирование
  • лингвистическое программирование
  • линейное программирование
  • негативное программирование
  • ориентированное программирование
  • по спортивному программированию
  • родительское программирование
Полная таблица сочетаемости слова ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Cлово «программирование» является ответом на вопросы