Причинность

Cлово «причинность» означает:

генетическая связь между отдельными состояниями видов и формматерии в процессах ее движения и развития. Возникновение любых объектов исистем и изменение их свойств во времени имеют свои основания впредшествующих состояниях материи; эти основания называют причинами, авызываемые ими изменения — следствиями. Сущность причинности — порождениепричиной следствия; следствие, определяясь причиной, оказывает обратноевоздействие на нее. На основе причинности организуется деятельностьчеловека, вырабатываются научные прогнозы.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «причинность» в русском языке

Важная характеристика научной психологии: убежденность в том, что события не просто происходят, а имеют некую причину. Если мы предлагаем одну (часто простую) причину для наблюдаемого события — например, избыток дофамина как причину шизофрении — это неадекватно отражает наличие других возможных причин события. Поэтому большинство психологов придерживается принципа множественности причин для тех или иных событий.

Источник: Психологический словарь

Социологический словарь

Причинность

— англ. causality; нем. Kausalitat. 1. Взаимная связь явлений, при к-рой одно является причиной другого. 2. Генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития.

Философский словарь

Причинность

(в морали). — По вопросу о роли П. в мире в истории философии существовали два противоположных взгляда, Первый, детерминистский (лат. determinare — определять), состоит в том, что все явления и процессы, происходящие в природе, об-ве и сознании, причинно обусловлены. Др. взгляд на мир (индетерминизм) так или иначе, отрицает это. Проблема П. применительно к морали связана с решением следующих гл. вопросов: во-первых, существует ли объективное основание нравственных требований, определяется ли их содержание уеловиями, находящимися за пределами морального сознания, или же самим этим сознанием; во-вторых, если признать, что поведение человека причинно обусловлено, то как совместить детерминизм со способностью человека делать моральный выбор и е его ответственностью за те поступки, к-рые он совершил. В истории этических учений имели место самые различные толкования детерминизма. Утверждалось, что содержание моральных требований определяется законами вселенной (Космической телеологии этика), биологической эволюцией (Эволюционная этика), внеисторически понимаемой природой человека, присущим ему стремлением к наслаждению, счастью (Гедонизм, Эвдемонизм) и т. д. Все эти разновидности этического натурализма не улавливали специфического характера П. в морали, толковали ее механистически, что иногда вело к фатализму в понимании общественной истории и человеческого поведения. В противовес детерминизму неоднократно предпринимались попытки доказать, что история якобы развивается в соответствии с нравственными представлениями людей. А происхождение самих моральных представлений чаще всего усматривалось в расположениях, склонностях людей. Это часто приводило к моральвому волюнтаризму (Экзистенциализм, Неопозитивизм). Согласно марксистско-ленинскому пониманию П., требования нравственности отражают социально-историческую необходимость, а же противостоят ей в качестве субъективных пожеланий людей. Это ни в коей мере не умаляет значения личной деятельности людей. «Идея детерминизма, — писал В. И. Левия, — устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, яя оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде ii возможна строгая и правильная оценка…» (т. 1., с. 159). Конфликт, возникающий между требованиями иравсгвемности и объективными условиями для их осуществления, является отражением противоречивости самого исторического процесва. В каждый его момент возникают новые потребности, к-рые разрешаются лишь в ходе последующего развития об-ва. П. в морали лмеет, однако, свою специфику. Социальная необходимость отражается в моральном сознании в виде идеи о должном, в виде цели, к-рую человек должен осуществить, а не просто как причина, действующая помимо era воли. Именно доэтому личность ответственна за свои действия, и ее поступки могут оцениваться как добро или зло (Оценла моральная).

Философский словарь

Причинность

— философский принцип цельности и неразрывности природы, утверждающий всеобщность причинности, и ориентирующийся на исследование причинно-следственных взаимосвязей. имеет много сторон: производство одним объективным явлением другого; воздействие одного предмета на другой; связь, существующая вне и независимо от сознания субъекта; связь во времени. Все явления обусловлены, но не все связи и отношения наступают одинаково: одни из них неизбежны, другие случайны.

Философский словарь

Причинность

(каузальность, лат. causa — причина) — философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из к-рых одно (наз. причиной) обусловливает др. (наз. следствием или действием). Различают полную причину и причину специфическую. Полная причина — это совокупность всех обстоятельств, при наличии к-рых необходимо наступает следствие. Специфическая причина — это совокупность ряда обстоятельств, появление к-рых (при наличии мн. др. обстоятельств, уже имевшихся в данной ситуации и до наступления следствия и образующих собой условия действия причины) ведет к появлению следствия. Установление полной . причины оказывается возможным лишь в сравнительно простых случаях, и обычно научное исследование направлено на раскрытие специфических причин данного явления. Это происходит еще и потому, что в специфическую причину объединены наиболее существенные в данной ситуации компоненты полной причины, а остающиеся компоненты выступают лишь как условия действия этой специфической причины. Материализм отстаивает тезис об объективном и всеобщем характере П., считает причинные связи связями самих вещей, существующими вне и независимо от сознания. Субъективный идеализм либо вообще отрицает П., сводя ее лишь к привычной для человека последовательности ощущений (Юм), либо, признавая П. как необходимую связь, считает, что она привносится в мир явлений познающим субъектом, имеет априорный характер (Кант). Объективный идеализм может признавать существование П., независимой от познающего субъекта, но корни ее видит в духе, идее, понятии, к-рые считает независимыми от субъекта. Диалектический материализм не только признает объективный и всеобщий характер П., но и отвергает упрощенный взгляд на нее, в частности характерное для метафизики противопоставление друг другу причины и следствия, и рассматривает их как моменты взаимодействия, в к-ром следствие, определяясь причиной, в свою очередь играет активную роль, оказывая обратное воздействие на причину. Причинные связи носят многообразный характер, и их нельзя сводить, как это делал метафизический материализм (напр., лапласовский детерминизм, к-рый абсолютизировал механическую П.), к к.-л. одной форме, Развитие совр. науки, отвергая абсолютизацию ранее известных форм причинно-следственных связей, раскрывая их многообразный характер, подтверждает, углубляет и обобщает диалектико-материалистическое понимание П. Особенно выпукло это выступает в квантовой физике, где существует противоречие между эмпирическим фактом неоднозначности результата взаимодействия макроскопического тела с микрообъектом и традиционным пониманием П., согласно к-рому одинаковые причины при одинаковых условиях сопровождаются одинаковыми следствиями. Это означает следующее: либо мы должны признать, что в микромире реализуется статистическая П. и при одинаковых условиях одинаковые микрообъекты ведут себя в известных пределах по-разному, либо должны надеяться, что неоднозначность результата взаимодействия макротела с микрообъектом будет объяснена вариациями состояния макротела на более глубоких уровнях материи. В настоящее время этот вопрос дискутируется, но большинство ученых склоняется к первому решению. Категория П. представляет одну из ведущих категорий научного исследования, к-рое в конечном счете всегда направлено на раскрытие осн. причинных зависимостей (Детерминизм и индетерминизм).

Психологическая энциклопедия

Причинность

Важная характеристика научной психологии: убежденность в том, что события не просто происходят, а имеют некую причину. Если мы предлагаем одну (часто простую) причину для наблюдаемого события — например, избыток дофамина как причину шизофрении — это неадекватно отражает наличие других возможных причин события. Поэтому большинство психологов придерживается принципа множественности причин для тех или иных событий.

Каким бывает «причинность»?

Причинность бывает:

  • механическая
  • психическая
  • естественная
  • всеобщая
  • физическая
Все определения к слову ПРИЧИННОСТЬ

Фонетический разбор слова «причинность»

Звуко-буквенный разбор слова причинность. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «причинность»

Какими словами можно заменить слово причинность? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПРИЧИННОСТЬ

Сочетаемость слова «причинность»

Как правильно употребляется слово причинность? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • естественная причинность
  • линейная причинность
  • механическая причинность
  • психофизическая причинность
Полная таблица сочетаемости слова ПРИЧИННОСТЬ

Cлово «причинность» является ответом на вопросы