Представление

Cлово «представление» означает:

— наглядный образ — предмета, воспроизведенный по памяти в воображении — . Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия — , но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями — , происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Источник: Психологическая энциклопедия

Значение слова «представление» в русском языке

образ ранее воспринятого предмета или явления(представление памяти, воспоминание), а также образ, созданныйпродуктивным воображением.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Представление

— образ ранее воспринятого предмета или явления. Кроме того, спектакль, аттракцион, цирковое П., а также официальное знакомство, П. третьего лица.

Психологический словарь

Представление

— наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления — к прошлому и возможному будущему. Их существование не связано с наличием предмета предмета и его воздействием на органы чувств. Актуализуются по ассоциациям слово — образ, образ — образ, чувство — образ, а также непроизвольно — через действие неосознаваемых механизмов. Образ представления проецируется в сфере сознания. Проекция представлений в реальное пространство — это галлюцинация. Личностные представления объективируются, становятся доступными другим через словесное описание, графическое изображение и связанное с ними поведение. Двигательные представления производят преднастройку человека на действие и как эталон корректируют его. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в понятие абстрактное. При сравнении качественных характеристик образа восприятия и образов представления бросается в глаза неясность, неотчетливость, неполнота, фрагментарность, неустойчивость и бледность последних в сравнении с образом восприятия. Эти признаки действительно присущи представлениям, но не они существенны. Сущность представлений — в том, что они есть обобщенные образы действительности, сохраняющие самые характерные, важные для особи или личности особенности мира. При этом степень обобщенности некоего представления может быть различной, в связи с чем различаются представления единичные и общие. Представления — исходные данные для оперирования в сознании слепками действительности. Представления — итог чувственного познания мира, опыт, достояние каждой личности. Одновременно образ представления — исходная форма развития и развертывания психической жизни личности. Среди закономерностей прежде всего важна обобщенность образа, характерная даже для представлений единичных; для представлений общих она — главный признак. Чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности — как зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и пр. Выделяются виды представлений., соответственные видам восприятия: представления времени, пространства, движения и пр. Самая существенная классификация — выделение представлений единичных и общих. Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, что требуют нового "видения" ситуации. Опора на представление хорошо знакомых сцен или мест — одно из самых эффективных мнемонических средств (-> мнемоника).

Психологический словарь

Представление

То, что выполняет функции, замещает, символизирует или представляет что-то другое. В исследованиях восприятия и познания часто можно встретить упоминание/мысленного представления стимульного события, которое в зависимости от теоретической ориентации может характеризоваться как прямое отображение стимула (см. непосредственный реализм), результат переработки стимула (см. конструктивизм), его мысленный код (см. идея, образ) или его абстрактная характеристика (см. суждение). В психоаналитической теории – сновидения, воспоминания, фантазии и т.п. также называются представлениями бессознательных факторов и подавленных импульсов.

Психологический словарь

Представление

1. Вообще – любой способ, в котором человеку подается материал для изучения или понимания. 2. В экспериментальной работе — действие помещения стимула перед субъектом. 3. Сам стимул. 4. В психоанализе – способ, которым выражается инстинктивное влечение. 5. В этологии – последовательность поведенческих актов, осуществляемых самкой животного, демонстрирующих готовность к коитусу. 6. В социальных взаимодействиях – способ, которым человек выражает себя; например, см. презентации, ритуалы.

Психологический словарь

Представление

образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.

Психологический словарь

Представление

Нем.: Vorstellung. -Франц.: repr?sentation. -Англ.: idea or presentation. -Исп.: representaci?n. — Итал.: rappresentazione. — Португ.: representa?ao.o Классический термин философии и психологии: "То, что человек представляет, то, что образует конкретное содержание мыслнтельного акта", "в особенности воспроизводство прежних восприятий" (1). Фрейд противополагает представление и аффект*; у каждого из этих двух видов психических явлений — своя судьба.o Термин Vorstellung по традиции входит в Словарь немецкой классической философии. Поначалу Фрейд понимал его вполне традиционно, а использовал — необычно (а). Нижеследующие соображения поясняют, в чем именно состоит это своеобразие.1) Первые теоретические модели психоневрозов основаны на различении "кванта аффекта"* и представления. При неврозе навязчивости квант аффекта смещается с патогенного представления, связанного с травмирующим событием, на другое представление, которое кажется субъекту малозначимым. При истерии квант аффекта преобразуется в соматическую энергию, а вытесненное представление символизируется той или иной областью тела и телесной активности. Этот тезис, согласно которому разделение аффекта и представления лежит в основе вытеснения, заставляет по-разному описывать их судьбу и особенно связанные с ними процессы: так, представление подвергается "вытеснению", а аффект — "подавлению".2) Когда Фрейд говорил о "бессознательных представлениях", он отдавал себе отчет в парадоксальности совмещения этих двух терминов. И потому в этом выражении традиционный философский смысл термина Vorstellung, а именно акт субъективного представления объекта сознанием отходит на задний план. По Фрейду, представление определяется объектом, но вписывается в "мнесические системы".3) Как известно, память для Фрейда — это не простое вместилище образов в строго эмпирическом смысле слова, но скорее совокупность мнесических систем; он расчленяет воспоминание на различные ассоциативные ряды и в конечном счете обозначает термином "мнесический след"* не столько "слабое впечатление", сохраняющее сходство с объектом, сколько знак, который постоянно соотнесен с другими знаками, но не связан с тем или иным чувственным качеством. И потому у нас есть основания связывать фрейдовское Vorstellung с лингвистическим понятием означающего.4) Здесь уместно вспомнить о том, что Фрейд разграничивал два Уровня представлений: "словесные представления"* и "предметные представления"*. При этом в основу кладется различие, Которому Фрейд приписывал важнейшее значение в своей топике : предметные представления, характеризующие систему бессознательного, теснее связаны с предметами, а потому в случае "первичных галлюцинаций", например, представление об отсутствующем предмете становится для ребенка равнозначным непосредственно воспринимаемому и энергетически нагруженному предмету (см.: "Опыт удовлетворения").И потому, когда Фрейд (ср. его первые описания психоаналитической терапии в 1894-1896 гг.) стремился обнаружить в конце ассоциативных цепочек "патогенные бессознательные представления", конечной целью его поиска выступала та точка, где объект и его следы неразрывны, а означаемое неотделимо от означающего.5) Хотя различие между мнесическим следом и представлением как его нагрузкой всегда неявно присутствовало у Фрейда, оно нигде четко не определялось (4). Причина этого, конечно, в том, что Фрейду трудно было помыслить чис/иьшмнесический след, т. е. такое представление, которое было бы полностью лишено нагрузки как в системе сознания, так и системе бессознательного.

Психологический словарь

Представление

— наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Психологический словарь

Представление

Категория. Наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Специфика. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие. Виды. Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные).

Психологический словарь

Представление

Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе припоминания или же продуктивного воображения, на основе имевших место ощущений и восприятия. В познавательной деятельности П. занимает положение, промежуточное между восприятием и абстрактно-логическим мышлением. В связи с тем, что П. воскрешают прошлый опыт в памяти или воображении, различают П. памяти и П. воображения. П. различают также по их модальности — зрительные, слуховые, кинестетические и т.д. П. является суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. При некоторых психических расстройствах П. могут быть либо более, либо менее яркими, чувственными. При опухолях затылочной области они вовсе отсутствуют в сновидениях [Гринштейн A.M.].

Психологический словарь

Представление

процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

Социологический словарь

Представление

-англ. presentation; нем. Vorstellung. 1. Сохраняющийся и воспроизводящийся в сознании чувственно-наглядный образ  предметов или явлений действительности. 2. знание,  понимание  ч.-н. 3. Письменное заявление с предложением о ч.-н.

Философский словарь

Представление

— образ ранее воспринятого предмета, а также образ, созданный продуктивным воображением.

Философский словарь

Представление

— форма чувственного познания, связанная с воспроизведением образа ранее воспринятого предмета или явления, а также образа, созданного продуктивным воображением в памяти.

Философский словарь

Представление

— 1) — Форма индивидуального чувственного познания, имеющая своим результатом целостный (ср. ощущение) образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств (ср. восприятие). Конституируется как на основе памяти предшествующего сенсорного опыта, чувственно связывая настоящее с прошлым, так в контексте продуктивного воображения, связывая настоящее с будущим. Допуская возможность обобщения, П. выступает исходным инструментарием мыслительных операций. В отличие от других форм чувственного познания, П. связано с языком, что позволяет квалифицировать устанавливаемые в индивидуальном мышлении вербально выраженные связи между П. в качестве суждений, посредством которых может быть реализовано массовое и индивидуальное обыденное сознание (мышление повседневности). Реальное функционирование обыденного сознания, таким образом, может протекать вне обязательного для понятийного мышления требования наличия эксплицитных дефиниций членов суждения, четко очерчивающих их содержание и объем (суждение ребенка "елка зеленая" устанавливает отношение между наглядным образом чувственно артикулированного феномена и актуализирующимся в зрительной памяти хроматико-сенсорным опытом, а не между понятием, фиксирующим в своем содержании хвойное многолетнее и т.д., включая специфические видовые признаки, растение, с одной стороны, и понятием о способности поверхности объекта отражать световые волны определенной длины и частоты (из хорошо представляющих себе зеленый цвет взрослых также далеко не каждый может назвать эту частоту) — с другой). В силу этих своих особенностей П. позволяют конструировать поднимающееся над непосредственной данностью единичных объектов обобщенное знание, сохраняющее при этом исходный наглядно-образный характер и полноту сенсорного опыта, что обеспечивает П. важную гносеологическую роль в осуществлении творческих и прогностических когнитивных процедур, связанных с необходимостью формирования принципиально нового ракурса видения ситуации. 2) — Форма фиксации коллективного опыта в содержании культуры: в максимально обобщенном своем виде П. выступает структурно-содержательной формой конституирования мировоззрения как системы наиболее общих П. о мире, человеке и месте человека в мире, выступая в качестве глубинных семантико-аксиологических оснований той или иной культурной традиции (универсалии или категории культуры — соответственно — объектного, субъектного и субъект-объектного рядов). С точки зрения своего гносеологического статуса универсалии культуры могут быть оценены именно как П. максимальной степени общности, задающие основы не только миропонимания и мироистолкования, но и мироощущения, мировосприятия, миропереживания. В каждой культурной традиции может быть выделен набор ключевых П., веер возможных (семантически адаптивных и допустимых в аксиологической системе отсчета данной культуры) интерпретаций которых задает характеризующий данную культуру тип мировоззрения (А. Лавджой). Овладение соответствующим набором общих П. представляет собою содержательный аспект процесса социализации, очерчивая фундаментальные для данной культуры границы нормы и легитимности, с одной стороны, и девиантного поведения — с другой, а также — в семантических пределах своего варьирования — определяет типичные для данной традиции версии отстройки индивидуального сознания и личностные поведенческие стратегии. М.А. Можейко

Философский словарь

Представление

— чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. В П. у человека закрепляется и сохраняется то, что объективно становится его достоянием благодаря практике. Хотя П. является формой индивидуального чувственного отражения, у человека оно неразрывно связано с общественно выработанными значениями, опосредствовано языком, наполнено общественным содержанием и всегда осмыслено и осознано. П.— необходимый элемент сознания, т. к. оно постоянно связывает значение и смысл понятий с образом вещей и в то же время дает возможность сознанию свободно оперировать чувственными образами предметов.

Философский словарь

Представление

— 1) предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто восг принимаемое. В узком смысле представление есть появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира, после того как представляемое объективно уже не присутствует. Большинство представлений — представления прошлого (см. Воспоминание, Память). Но они могут также относиться и к будущему (вызываться ожиданием, предвкушением радости, предчувствием, заботой, страхом и т. п.) или представлять собой более или менее свободную переработку восприятий (фантастические представления; см. Фантазия). Самостоятельным видом представлений, отличающихся особенной наглядностью и интенсивностью, являются эйдетические наглядные образы (см. Эйдетика). Представления и установки — существенные элементы мышления; 2) психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое, предполагаемое, предчувствуемое, вспоминаемое, ожидаемое, планируемое, задуманное, познаваемое в понятиях "поднимается" из сферы бессознательного (в настоящее время) и превращается в частичное содержание сознания. Результатом этого процесса является представленное.

Экономический словарь

Представление

PRESENTATIONСм. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ К ОПЛАТЕ

Юридический словарь

Представление

акт реагирования прокурора на судебное решение, вносимый в порядке, установленном УПКРФ (п. 27 УПК РФ).

Cлово «представление» означает:

Представление

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ср.

1.процесс действия по гл. представлять , представить , представляться

1., представиться

2.Официальное письменное заявление, доклад в вышестоящую инстанцию, содержащие ходатайство о чем-либо.

3.Сценическое зрелище, спектакль. отт. Что-либо, что напоминает спектакль.

4.Чувственно-наглядный образ явлений внешнего мира, являющийся результатом обобщения отдельных восприятий ( в психологии ) . отт. Конкретный образ предмета или явления, который в данный момент непосредственно не воспринимается, а лишь воспроизводится в сознании.

5.Понимание чего-либо, знание о чем-либо, основанное на опыте.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Представление

ср.
1) Процесс действия по знач. глаг.: представлять, представить, представляться (
1), представиться.
2) Официальное письменное заявление, доклад в вышестоящую инстанцию, содержащие ходатайство о чем-л.
3) а) Сценическое зрелище, спектакль. б) Что-л., что напоминает спектакль.
4) а) Чувственно-наглядный образ явлений внешнего мира, являющийся результатом обобщения отдельных восприятий (в психологии). б) Конкретный образ предмета или явления, который в данный момент непосредственно не воспринимается, а лишь воспроизводится в сознании.
5) Понимание чего-л., знание о чем-л., основанное на опыте.

Словарь русского языка Лопатина

Представление

представл`ение, -я

Словарь русского языка Ожегова

Представление

театральное или цирковое зрелище, спектакль Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п. представление знание, понимание чего-нибудь Не иметь никакого представления о чем-н. Составить себе п. о чем-н. Книга дает хорошее п. о предмете. представление <= представить, представиться представление воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий Spec П — образ предмета или явлений. представление письменное заявление о чем-нибудь Admin П. прокурора (акт прокурорского надзора).

Современный толковый словарь, БСЭ

Представление

образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

Толковый словарь Ефремовой

Представление

представление ср.
1) Процесс действия по знач. глаг.: представлять, представить, представляться (
1), представиться.
2) Официальное письменное заявление, доклад в вышестоящую инстанцию, содержащие ходатайство о чем-л.
3) а) Сценическое зрелище, спектакль. б) Что-л., что напоминает спектакль.
4) а) Чувственно-наглядный образ явлений внешнего мира, являющийся результатом обобщения отдельных восприятий (в психологии). б) Конкретный образ предмета или явления, который в данный момент непосредственно не воспринимается, а лишь воспроизводится в сознании.
5) Понимание чего-л., знание о чем-л., основанное на опыте.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Представление

представления, ср. (книжн.).

1. Действие по глаг. представить во всех знач., кроме 11 – представлять. Представление документов. Представление нового учителя ученикам. Впредь до представления достаточно веских причин. Представление сцены убийства.

2. Действие по глаг. представиться в 1 знач. – представляться.

3. Письменное заявление, письменный доклад (офиц. канц.). Представление о переводе на новую должность.

4. Изображение какой-н. пьесы в формах сценического искусства, спектакль, сценическое зрелище (театр.). Театральное представление. Пойти на первое представление пьесы. Давать представление (ср. Давать в 3 знач.).

5. Воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий (филос. и псих.). Процесс представления. || Умственный образ предмета (филос. и псих.). Представления единичные. Общее представление.

6. Понимание чего-н., знание о чем-н., основанное на опыте. иметь смутное представление о чем-н. Не иметь никакого представления о чем-н. Сохранить неясное представление о чем-н. В моем представлении. Давать представление о чем-н. (сообщать нек-рые сведения о чем-н.).

Толковый словарь психиатрических терминов

Представление

Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе припоминания или же продуктивного воображения, на основе имевших место ощущений и восприятия. В познавательной деятельности П. занимает положение, промежуточное между восприятием и абстрактно-логическим мышлением. В связи с тем, что П. воскрешают прошлый опыт в памяти или воображении, различают П. памяти и П. воображения. П. различают также по их модальности – зрительные, слуховые, кинестетические и т.д. П. является суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. При некоторых психических расстройствах П. могут быть либо более, либо менее яркими, чувственными. При опухолях затылочной области они вовсе отсутствуют в сновидениях (Гринштейн A.M.).

Словарь экономических терминов

Представление

ПРОКУРОРА- акт прокурорского надзора. В соответствии с ФЗ РФ "О Прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурорам или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Словарь экономических терминов

Представление

СЛЕДОВАТЕЛЯ- в уголовном процессе РФ — документ, составляемый следователем на основании доказательств, собранных на предварительном следствии, и содержащий информацию: о причинах и условиях, способствовавших совершению расследуемого преступления, о лицах, действия или бездействие которых создали ситуацию, благоприятствующую совершению преступления; об обстоятельствах, попутно установленных в ходе предварительного следствия, которые не относятся к данному преступлению, но могут способствовать совершению других; о лицах, в т. ч. потерпевших и свидетелях, поведение которых в связи с совершенным преступлением или в связи с выполнением ими своего гражданского долга и процессуальных обязанностей требует принятия мер общественного или правового воздействия. В соответствии со сложившейся практикой П.с. составляются тж. в связи с необходимостью отметить мужество, образцовое выполнение гражданского долга при предупреждении, пресечении, раскрытии преступлений. Составление и внесение П.с. является процессуальной обязанностью следователя, оно вносится как по делам, направляемым в суд, так и по прекращаемым производством. П.с. составляется и подписывается следователем и направляется в государственный орган или организацию, компетентные устранить выявленные нарушения и применить меры воздействия к лицам, ответственным за них.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Представление

образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения ; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от восприятия , П. поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с общим началом, с понятием . П. осуществляется в двух формах — в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то П. одновременно относится и к настоящему, и к прошлому. П. есть вспоминающее созерцание, спецификой которого является промежуточность между созерцающим и мыслящим сознанием. Без воспоминания было бы невозможно узнавание: '… так называемое воспоминание в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по своей форме является общим, под представление, имеющее то же самое содержание' (Гегель, Соч., т. 3, М., 1956, с.
257). С помощью воображения создаются П. и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в действительности. Чем реальнее отражение в П., тем продуктивнее его регулятивная и стимулирующая деятельность во всех видах человеческого творчества. Восприятие и П. не есть независимые силы или способности сознания. Они образуют неразрывное единство. При этом П. является синтезом многих чувственных впечатлений. Характеризуя диалектику взаимоотношения П. и мышления , В. И. Ленин писал: 'Представление ближе к реальности, чем мышление- И да, и нет. Представление не может схватить движения в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300 000 км. в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить' (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с.
209).Лит. см. при ст. Воображение .А. Г. Спиркин.

Полный орфографический словарь русского языка

Представление

представление, -я

Викисловарь

Представление

зрелищное действо, спектакль официальный документ, прошение или ходатайство (как правило, о награде) знание о чём-либо воспроизведённое памятью и вызванное в сознании ощущение виртуальная таблица, результат запроса из базы данных совокупность атрибутов процесса передачи массива информации

Каким бывает «представление»?

Представление бывает:

  • цирковое
  • театральное
  • чёткое
  • смутное
  • целостное
  • расхожее
  • неверное
  • ложное
  • абстрактное
  • адекватное
Все определения к слову ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Морфемный и фонетический разбор слова «представление»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова представление. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «представление»

Какими словами можно заменить слово представление? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Ассоциации к слову «представление» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово представление? В русском языке со словом представление чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Сочетаемость слова «представление»

Как правильно употребляется слово представление? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абстрактные представления
  • адекватное представление
  • аналогичные представления
  • базовые представления
  • бесплатное представление
  • бессознательные представления
  • большое представление
Полная таблица сочетаемости слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Cлово «представление» является ответом на вопросы