Полифония

Cлово «полифония» означает:

(от поли… и греч. phone — звук — голос), вид многоголосия,основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (впротивоположность гомофонии). Виды полифонии — имитационная (см.Имитация), контрастная (контрапунктирование разных мелодий) иподголосочная (соединение мелодии и ее вариантов-подголосков, характерноедля некоторых жанров русской народной песни). В истории европейскойполифонии выделяют 3 периода. Основные жанры раннеполифонического периода(9-14 вв.) — органум, мотет. Полифонии эпохи Возрождения, или хоровойполифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику, плавнаямелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры -месса, мотет, мадригал, шансон. свободного стиля (17-20 вв.) -преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры токкаты,ричеркара, фуги и др. Ее особенности связаны с эволюцией гармонии,тональности, в 20 в. — также с додекафонией и другими видамикомпозиционной техники.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «полифония» в русском языке

— многоголосие, одновременное гармоническое сочетание и движение нескольких мелодий или голосов.

Источник: Исторический словарь

Психологический словарь

Полифония

1. В лингвистике – описание отдельных графем, которые используются для представления многих различных звуков; например, английская буква s в словах sin, sure, treasure и lose. 2. В музыке – описание двух или более мелодий одновременно.

Философский словарь

Полифония

(от греч. polys — многочисленный, phone — звук, голос) — понятие музыковедения, означающее вид многоголосия в музыке, основанный на гармоническом равноправии голосов. Переосмыслено М. М. Бахтиным ("Проблемы творчества Достоевского", 1929), придавшим ему более широкое философско-эстетическое значение, характеризующее не только стиль литературного романа, но и метод познания, концепцию мира и человека, способ отношений между людьми, мировоззрениями и культурами. П. берется в тесном единстве с др. близкими понятиями — "диалог", "контрапункт", "полемика", "дискуссия", "спор" и т. д. Концепция полифонического диалогизма Бахтина покоится, прежде всего, на его философии человека, согласно к-рой сама жизнь человека, его сознание и отношения с др. имеют диалогическую природу. В основе человеческого, по Бахтину, лежит межчеловеческое, интерсубъективное и интериндивидуальное. Два человеческих существа составляют минимум жизни и бытия. Бахтин рассматривает человека в качестве неповторимой индивидуальности и личности, подлинная жизнь к-рой доступна только диалогическому проникновению в нее. Что касается полифонического романа, то главную его особенность составляет "множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов", чем он принципиально отличается от традиционного, монологического романа, в к-ром безраздельно господствует единый мир авторского сознания. В полифоническом романе устанавливаются совершенно новые отношения между автором и созданными им героями: то, что раньше делал автор, теперь делает герой, освещая себя самого со всех возможных сторон. Здесь автор говорит не о герое, а с героем, давая ему возможность ответить и возразить, отказываясь от монопольного права на окончательное осмысление и завершение. Сознание автора при этом активно, но эта активность направлена на углубление чужой мысли, на раскрытие всего заложенного в ней смысла. Бахтин остается верным диалогическому подходу при рассмотрении стиля, истины, др. проблем. Его не устраивает известное определение стиля, согласно к-рому стиль — это человек. В соответствии с концепцией диалогизма для понимания стиля нужно по меньшей мере два человека. Поскольку мир полифонического романа не является единым, а представляет собой множество миров равноправных сознаний, постольку этот роман многостилен или даже бесстилен, ибо в нем народная частушка может сочетаться с шиллеровским дифирамбом. Вслед за Достоевским Бахтин выступает против истины в теоретическом смысле, истины-формулы, истины-положения, взятой вне живой жизни. У него истина экзистенциальна, она наделена личностным и индивидуальным измерением. Он не отвергает понятие единой истины, однако считает, что из него вовсе не вытекает необходимость одного и единого сознания, оно вполне допускает множественность сознаний и точек зрения. Вместе с тем Бахтин не становится на позиции релятивизма, когда каждый сам себе судья и все правы, что равносильно тому, что никто не прав. Единая истина, или "истина в себе", существует, она представляет собой горизонт, к к-рому движутся участники диалога, причем никто из них не может претендовать на законченную, завершенную и тем более абсолютную истину. Спор не рождает, но приближает к единой истине. Даже согласие, отмечает Бахтин, сохраняет свой диалогический характер, никогда не приводит к слиянию голосов и правд в единую безличную правду. В своей концепции гуманитарного знания в целом Бахтин также исходит из принципа П. Он считает, что методами познания гуманитарных наук являются не столько анализ и объяснение, сколько интерпретация и понимание, принимающие форму диалога личностей. При изучении текста исследователь или критик всегда должны видеть его автора, воспринимая последнего как субъекта и вступая с ним в диалогические отношения. Принцип П. и диалога Бахтин распространяет на отношения между культурами. Полемизируя со сторонниками культурного релятивизма, к-рые в контактах культур усматривают угрозу для сохранения их самобытности, он подчеркивает, что при диалогической встрече культур "они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются". Концепция П. Бахтина стала значительным вкладом в разработку совр. методологии гуманитарного знания, оказала большое влияние на развитие всего комплекса гуманитарных наук.

Психологическая энциклопедия

Полифония

1. В лингвистике – описание отдельных графем, которые используются для представления многих различных звуков; например, английская буква s в словах sin, sure, treasure и lose. 2. В музыке – описание двух или более мелодий одновременно.

Фонетический разбор слова «полифония»

Звуко-буквенный разбор слова полифония. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «полифония»

Какими словами можно заменить слово полифония? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПОЛИФОНИЯ

Cлово «полифония» является ответом на вопросы