Министерство

Cлово «министерство» означает:

центральный орган государственного управления, осу-ществляющий руководство порученной ему отраслью экономического, соци ально-культурного и административно-политического строительства.

Источник: Финансовый словарь

Значение слова «министерство» в русском языке

центральный орган управления отраслью хозяйства государства или сферой деятельности.

Источник: Бизнес словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Министерство

(от лат. ministro — служу — управляю), в большинствегосударств центральный орган государственного управления, ведающийотдельной отраслью хозяйства или управления. В России первые министерствабыли образованы в 1802. В 1946 название "министерство" было введено в СССР(ранее — наркоматы).

Исторический словарь

Министерство

— служу, управляю — в большинстве государств центральный орган управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России первые М. образованы в 1802 г. Александром t, завершив процесс перерождения петровских Коллегий. Главными частями министерства в России были: департаменты, совет министра — под председательством последнего, в который входили: товарищ, помощник министра, директора департаментов и особо назначенные члены, общее присутствие каждого департамента, канцелярия министра, специальные учреждения, комитеты и комиссии.

Исторический словарь

Министерство

(от латинского ministro -служу, управляю), центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России М. образованы в 1802 вместо коллегий. После установления советской власти в октябре 1917 на базе М. созданы наркоматы, которые в 1946 вновь названы М. После ряда преобразовании М. сохраняются в Российской Федерации. (Перечень М. и списки министров см. в Приложении.)

Экономический словарь

Министерство

центральный орган управления отраслью хозяйства государства или сферой деятельности.

Экономический словарь

Министерство

центральный орган управления отраслью хозяйства страны (отраслевые министерства) или сферой деятельности (функциональные министерства). Например, министерства промышленности и торговли относятся к отраслевым, а министерства экономики, финансов, обороны, культуры — к функциональным.

Экономический словарь

Министерство

— центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления.

Экономический словарь

Министерство

(от лат. ministro — служу, управляю) -родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Первые М. были образованы в Западной Европе в XVI-XVD вв. В России учреждены в 1802 г. В некоторых странах М. образуются на основе актов высших законодательных органов (например, в США), или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах — на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.), по принципам построения (внутренняя структура). Например, министерства промышленности и торговли относятся к отраслевым, а министерства экономики, финансов, обороны, культуры — к функциональным.

Толковый словарь Ожегова

Министерство

При парламентаризме: министры данного правительства

Юридический словарь

Министерство

(от лат. ministro — служу, управляю) — родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Впервые были образованы в Западной Европе в XVI- XVII вв. В России учреждены в 18Q2 г. В 1917-1946 гг. назывались "народными комиссариатами". Глава М. (министр) входит в состав правительства.

Cлово «министерство» означает:

Министерство

Министе́рство — орган государственного управления отдельной сферой деятельности. Министерства возглавляются министрами.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ср.Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйствования.

Новый словарь иностранных слов

Министерство

( фр. ministere лат. ministerium служба, должность) центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство определенной его отраслью и возглавляемый министром.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Министерство

ср. Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйствования.

Словарь иностранных выражений

Министерство

[фр. ministereцентральный орган государственного управления, осуществляющий руководство определенной его отраслью и возглавляемый министром.

Словарь русского языка Лопатина

Министерство

минист`ерство, -а

Словарь русского языка Ожегова

Министерство

центральное правительственное учреждение, ведающее какой-н отраслью управления М. финансов. министерство при парламентаризме: министры данного правительства Смена министерства. Кризис министерства.

Современный толковый словарь, БСЭ

Министерство

(от лат. ministro — служу, управляю), в большинстве государств центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России первые министерства были образованы в

1802. В 1946 название «министерство» было введено в СССР (ранее — наркоматы).

Толковый словарь Ефремовой

Министерство

министерство ср. Центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйствования.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Министерство

министерства, ср. (дореволюц. и загр.).

1. Центральное правительственное учреждение, ведающее отдельной отраслью государственного управления. Министрество труда. Служить в министерстве иностранных дел. – Здание, где помещается это ведомство (разг.).

2. Правительство, состав министров какого-н. правительства (называемые обычно по имени премьера или по названию партии). Смена министерства. Падение министерства. Министерство Пуанкаре. Министрество народного фронта.

3. Период, время управления какого-н. министра или правительства в целом.

Словарь экономических терминов

Министерство

(от лат. ministro — служу, управляю) -родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Первые М. были образованы в Западной Европе в XVI-XVD вв. В России учреждены в 1802 г. В некоторых странах М. образуются на основе актов высших законодательных органов (например, в США) , или главы государства (например, во Франции) , в некоторых странах — на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом) . М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации) , по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.) , по принципам построения (внутренняя структура) . Например, министерства промышленности и торговли относятся к отраслевым, а министерства экономики, финансов, обороны, культуры — к функциональным.

Словарь экономических терминов

Министерство

ВНУТРЕННИХДЕЛ (МВД) — в РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ.

Словарь экономических терминов

Министерство

ИНОСТРАННЫХДЕЛ (МИД) — в РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской федерации с иностранными государствами и международными организациями.

Словарь экономических терминов

Министерство

РФПО НАЛОГАМ И СБОРАМ (МНС) — система федеральных и территориальных органов государственного управления, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства. Главная задача МНС РФ — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правомерностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов. В связи с этой задачей органы МНС РФ контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок.

Словарь экономических терминов

Министерство

ФИНАНСОВРФ — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющий общее руководство организацией финансов в стране. В целях обеспечения единой государственной финансовой политики Минфин РФ направляет деятельность министерств финансов республик и финансовых органов субъектов РФ на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер, создания финансовой базы для комплексного социально-экономического развития соответствующих территорий. Этим же целям служит издание методических указаний, инструкций и других документов по вопросам организации работы финансовых органов. Основными задачами Минфина РФ являются:
1) разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;
3) обеспечение устойчивости государ-ственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а тж. осуществление мер по развитию финансового рынка;
4) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;
5) разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;
6) совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
7) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Словарь экономических терминов

Министерство

ЮСТИЦИИ- в РФ — центральный орган федеральной исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере юстиции. Основными задачами Минюста РФ являются: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов законов, проведение экспертизы законов, систематизация законодательства и т.д.) ; организационно-правовое обеспечение судебной реформы; обеспечение необходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов; государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти; регистрация уставов общественных и религиозных объединений; организация и развитие системы юридических услуг; обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, повышение квалификации кадров; участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан; участие в правовом просвещении граждан, в частности, с использованием средств массовой информации, и т.д.

Однотомный большой юридический словарь

Министерство

(от лат. ministro — служу, управляю) — родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. впервые были образованы в Западной Европе в XVi- XVII вв. в России учреждены в 18q2 г. в 1917-1946 гг. назывались народными комиссариатами. глава м. (министр) входит в состав правительства.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Министерство

(от лат. ministro — служу, управляю), центральный орган государственного управления. Впервые М. были образованы в Западной Европе в 16-17 вв. В дореволюционной России М. образовались со вступлением на престол Александра I; член Негласного комитета Н. Н. Новосильцевым был подготовлен проект учреждения М., допускающий временное сочетание единоначалия с коллегиальностью. Манифестом от 8 сентября 1802 были учреждены должности министров (внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции, народного просвещения, военно-сухопутных сил, военно-морских сил и иностранных дел). Сохранившиеся до того времени коллегии были расписаны между министрами, при которых для сношения с коллегиями были первоначально учреждены только канцелярии ('департаменты'). В одних случаях в состав М. вошла одна коллегия (Военная, Адмиралтейская, Коммерции), в других — по нескольку коллегий. Министры входили в состав Сената и Комитета министров и имели право личного доклада царю. С июня 1803 руководство отдельными отраслями управления в отдельных М. полностью сосредоточивается в М. (например, М. внутренних дел). В 1810 последовало более чёткое распределение дел между М.; министры по должности стали членами Государственного совета . Разработанное М. М. Сперанским 'Общее учреждение министерств' (25 июня
1811) завершило министерскую реформу: определило окончательно единоначалие как основной организационный принцип организации и деятельности М., установило единообразие их структуры, делопроизводства и отчётности, систему взаимоотношений их структурных частей внутри М., а также с другими учреждениями и т. п. Каждое М. возглавлялось министром, который имел заместителя (товарищ министра); министр и его заместитель назначались царём. При министре был совещательный орган из начальников структурных частей М. — совет министра (впоследствии — Совет министерства), а для связи со всеми структурными частями — канцелярия министра (М.). Исполнительный аппарат каждого М. состоял из департаментов (от 1 до
9). В состав М. входили и т. н. 'особенные установления' (особые канцелярии для важных и секретных дел), учёные комитеты, вспомогательные учреждения финансового, технического и другого специального назначения. Внутри М. была установлена бюрократическая соподчинённость чиновников и крайняя бюрократическая централизация: вся полнота власти и окончательное решение большинства дел принадлежали только министрам. М. управляли подчинёнными им местными учреждениями с помощью циркуляров и распоряжений (в гражданских учреждениях) и приказов (в военных); проводили ревизии подчинённых учреждений, обязанных ежегодно представлять в М. отчёты, разного рода ведомости и т. д. Министры подавали ежегодные финансовые отчёты в министерство финансов и Государственный совет, а о 'видах и предприятиях к усовершенствованию' — царю. С разрешения царя министр мог входить в Государственный совет с представлениями об изменении, отмене старых законов и принятии новых. Разработанные в М. и специальных комиссиях (комитетах) законопроекты утверждались царём в Государственном совете или сразу после обсуждения — в Комитете министров, в других высших комитетах и во время личных докладов министров царю, установившихся регулярно с 20-х гг. 19 в. После 1811 'Общее учреждение министерств' было распространено на большинство М. К 1861 существовало 9 М. Усложнение задач управления государством породило чёткое разграничение функций не только в центре, но и на местах. М. с их местными органами составили отдельные ведомства со своими административными порядками, штатом чиновников, бюджетом, а иногда даже ведомственным территориальным делением, не совпадавшим с общим административным делением (ведомственные округа). С течением времени в министерской организации произошли изменения: увеличилось число товарищей министров, усложнилась внутренняя организация М. и т. д. В 60-70-х гг. 19 в. значительно расширился круг вопросов, решаемых органами М., а также начальниками отдельных их структурных частей. В связи с этим в ряде М. отдельные департаменты были преобразованы в главные управления и управления, появились отделы, имевшие иную организацию, чем департаменты. Возросло число совещательных советов и комитетов, в состав которых привлекались представители буржуазии и буржуазной интеллигенции. К концу 19 в. особенно усложнилась организация министерства внутренних дел — основного карательного органа самодержавия, заведовавшего администрацией, полицией, жандармерией и политическим сыском (с
1880), цензурой и пр. Несмотря на все эти перемены, в организации М. до 1917 сохранились основные принципы, заложенные 'Общим учреждением министерств'

1311. К 1917 в России существовало 12 М. После свержения самодержавия в 1917 все М. подвергались в большей или меньшей степени реорганизации: было упразднено министерство императорского двора, отдельные структурные части министерства внутренних дел и министерства юстиции; в некоторых М. созданы новые структурные части; проведена известная демократизация ведомств. Со 2 марта по 25 октябрь 1917 сменилось четыре состава министров буржуазного Временного правительства . Великая Октябрьская социалистическая революция ликвидировала все М. помещичье-буржуазной России. М. в дореволюционной России (1802-1917, по старому стилю): внутренних дел (1802-
1917); военное (1802-1917, до 1808 — военно-сухопутных сил); морское (1802-1917, до 1815 — морских сил); иностранных дел (1802-
1917); финансов (1802-
1917); народного просвещения (1802-1917; в 1817-1824 — духовных дел и народного просвещения); коммерции (1802-
10); путей сообщения (1865-1917; в 1809-10 — Главное управление водяных и сухопутных сообщений; в 1810-32 — Главное управление путей сообщения; в 1832-65 — Главное управление путей сообщения и публичных зданий); императорского двора и уделов (1826-1917; в 1852-56 разделено на М. императорского двора и М. уделов; с 16 марта по 25 октября 1917 — Главное управление уделов): земледелия (1915-17; в 1837-94 — М. государственных имуществ; в 1894-1905 — М. земледелия и государственных имуществ; в 1905-15 — Главное управление землеустройства и земледелия); полиции (1810-
19): почт и телеграфов (1865-68; 1880-81; 5 мая — 25 октября
1917); юстиции (1802-
1917); торговли и промышленности (1905-
17); труда (5 мая — 25 октября
1917): продовольствия (5 мая — 25 октября
1917); вероисповеданий (5 августа — 25 октября
1917); государственного призрения (5 мая — 25 октября
1917).Лит.: Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968; Справочник по истории дореволюционной России, М., 1971, с. 176-

97. Н. П. Ерошкин.В СССР М. — центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство определённой отраслью народного хозяйства, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности. Важнейшая часть сов. государственного аппарата. Главная задача каждого хозяйственного М. — обеспечение всемерного развития порученной ему отрасли как составной части народного хозяйства СССР, высоких темпов развития производства и производительности труда, выполнения заданий государственного плана и строгого соблюдения государственной дисциплины, рационального использования капитальных вложений и повышения их эффективности и т. д. Плановое руководство отраслью М. про водит на научной основе с учётом требований комплексного развития всего народного хозяйства СССР в целом, союзных республик и отдельных экономических районов. Правовое положение М. определяется Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик, Общим положением о министерствах СССР 1967 (СП СССР, 1967, | 17, ст.
116), положениями об отдельных М. и др. Советское М. — преемники народных комиссариатов , созданных в первые же дни после победы Октябрьской революции

1917. Законом от 15 марта 1946 'О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик' наркоматы были преобразованы в М. В соответствии с Конституцией СССР, М. образуются Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик. Деятельность М. объединяется и направляется Советом Министров СССР, Советами Министров союзных и автономных республик. М. СССР подразделяются на общесоюзные (руководят порученной им отраслью на всей территории СССР, непосредственно или через создаваемые ими органы) и союзно-республиканские (руководят соответствующими отраслями через одноимённые М. союзных республик). На 1 января 1974 в СССР насчитывалось 29 общесоюзных и 31 союзно-республиканских М. СССР, большинство из них — хозяйственные М., руководящие различными отраслями народного хозяйства СССР. К общесоюзным относятся М.: авиационной промышленности; автомобильной промышленности; внешней торговли; газовой промышленности; гражданской авиации; машиностроения; машиностроения для животноводства и кормопроизводства; машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; медицинской промышленности; морского флота; нефтяной промышленности; оборонной промышленности; общего машиностроения; приборостроения, средств автоматизации и систем управления; путей сообщения; радиопромышленности; среднего машиностроения; станкостроительной и инструментальной промышленности; строительного, дорожного и коммунального машиностроения; строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности; судостроительной промышленности; тракторного и с.-х. машиностроения; транспортного строительства; тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения; химического и нефтяного машиностроения; химической промышленности; целлюлозно-бумажной промышленности; электронной промышленности; электротехнической промышленности. К союзно-республиканским относятся М.: внутренних дел; высшего и среднего специального образования; геологии; заготовок; здравоохранения; иностранных дел; культуры; лёгкой промышленности; лесной и деревообрабатывающей промышленности; мелиорации и водного хозяйства; монтажных и специальных строительных работ; мясной и молочной промышленности; нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности; обороны; пищевой промышленности; промышленного строительства; промышленности строительных материалов; просвещения; рыбного хозяйства; связи; сельского строительства; сельского хозяйства; строительства; строительства предприятий тяжёлой индустрии; торговли; угольной промышленности; финансов; цветной металлургии; чёрной металлургии; энергетики и электрификации; юстиции. М. СССР решает все вопросы по соответствующим отрасли в пределах предоставленных ему прав. Решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, М. может передавать одноимённым М. союзных республик, а также предприятиям, организациям и учреждениям союзного подчинения. В союзных республиках также существуют два вида М.: союзно-республиканские (находятся в подчинении как Совета Министров союзных республик, так и одноимённого союзно-республиканского М. СССР) и республиканские (подчиняются только Совету Министров союзной республики). Например, в РСФСР образованы следующие республиканские М.: автомобильного транспорта; бытового обслуживания населения; жилищно-гражданского строительства; жилищно-коммунального хозяйства; местной промышленности; речного флота; социального обеспечения; строительства и эксплуатации автомобильных дорог; топливной промышленности. М. возглавляется министром, который назначается Верховным Советом по представлению председателя Совета Министров (в период между сессиями Верховного Совета назначение министров и освобождение их от должности производится Президиумом Верховного Совета, с последующим утверждением Верховным Советом), заместители министра назначаются Советом Министров. Министр СССР несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на М.; в пределах компетенции М. он издаёт приказы и инструкции, руководствуясь при этом действующими законами, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР. Приказы и инструкции, а также указания министра обязательны для одноимённых М. союзных республик, предприятий, организаций и учреждений системы М. Для рассмотрения и решения основных вопросов деятельности М. образуется коллегия (под председательством министра), в состав которой входят заместитель министра (по должности) и члены коллегии, утверждаемые Советом Министров. Важную роль в деятельности М. играет научно-технический (научный) совет, состоящий из крупных учёных и высококвалифицированных специалистов данной отрасли, новаторов производства и представителей научно-технических обществ и других организаций. Для рассмотрения хозяйственных споров между входящими в его систему предприятиями, организациями и учреждениями М. образует арбитраж, положение о котором утверждается министром (см. также Государственный арбитраж ) .В своей деятельности М. руководствуются курсом КПСС на развитие демократических начал в управлении, на создание условий для проявления инициативы и активного участия трудящихся и их общественных организаций в работе по совершенствованию государственного управления, ускорению экономического и социального развития, наиболее полному использованию имеющихся резервов. Эта работа требует постоянного укрепления государственной дисциплины и социалистической законности. Успех работы М. в значительной мере зависит от правильного сочетания коллегиальности в обсуждении и решении всех вопросов с единоначалием, установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы и выполнение конкретных заданий. Важнейшее значение для повышения роли М. в системе органов советского государственного управления имели решения Сентябрьского (
1965) пленума ЦК КПСС по вопросам дальнейшего улучшения управления промышленностью и строительством. Пленум признал необходимым восстановить на качественно новой основе отраслевой принцип управления народным хозяйством через М., отказавшись от действовавшего с 1957 территориального принципа управления через совнархозы. Организационная работа М. направлена на совершенствование структуры управления, стиля и методов руководства, внедрение научной организации управления с применением электронно-вычислительной техники и других современных технических средств. Во многих М. созданы отраслевые автоматизированные системы управления, которые в дальнейшем будут объединены в единую общегосударственную автоматизированную систему управления. В зарубежных социалистических странах М. образуются, как правило, высшими органами государственной власти. М. возглавляет единоличный руководитель — министр, входящий в состав правительства; он назначается на должность высшим органом государственной власти и несёт перед ним ответственность за свою деятельность. В республиках с единоличным президентом (председателем) изменения в составе правительства производятся президентом с последующим утверждением высшим органом государственной власти. При министре, как правило, образуется коллегия, в состав которой наряду с министром входят заместительминистра и отдельные руководящие работники М. В ЧССР в 1968 в М. введена должность государственного секретаря, являющегося как бы соруководителем федерального М. (он входит наряду с министром в состав правительства). Если министр является гражданином одной из республик, входящих в состав ЧССР, то государственный секретарь должен быть гражданином другой республики. Этим обеспечивается пропорциональное представительство Чехии и Словакии в союзном правительстве. На Кубе образование М., а также назначение и освобождение от должности министров осуществляются декретом президента. В некоторых зарубежных социалистических странах министры при вступлении в должность приносят присягу в верности народу и государству. В Югославии система М. была упразднена в 1953, вместо М. созданы федеральные государственные и союзные секретариаты, функции которых близки к функциям М. других социалистических государств. В. Н. Ершов.В буржуазных государствах М. осуществляют исполнительную деятельность и руководят отдельными отраслями управления. Глава М. — обычно деятель, входящий в состав правительства. В некоторых странах М. образуются на основании актов высших законодательных органов (например, в США) или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах (например, в Великобритании) — на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. как органы управления появились в западно-европейских странах в 16-17 вв. Министр, которому поручалось руководство отраслью управления, направлял деятельность М. по указанию назначившего его монарха и нёс ответственность непосредственно перед ним. С установлением в ряде стран конституционной монархии и развитием парламентаризма сложился институт ответственности министров перед парламентом. В период домонополистического капитализма деятельность М. ограничивалась, как правило вопросами внешней политики, руководства армией, полицией, средствами связи, сбором налогов. В период монополистического капитализма с ростом буржуазной государственной машины и усилением исполнительной власти число М. в буржуазных государствах постоянно увеличивается, усложняется их структура и расширяются функции. После 2-й мировой войны 1939-45 наряду с традиционными М. были образованы М. в сфере регулирования экономики, здравоохранения и социального обеспечения, по проблемам идеологии и пропаганды. Важнейшую роль играют М., осуществляющие руководство вооруженными силами, а также выполняющие охранительные функции (М. обороны, внутренних дел, юстиции). Растёт число М., осуществляющих идеологические и социальные функции буржуазного государства (информации, культуры, образования). Вместо одного М. иностранных дел в ряде государств образуется целая система внешнеполитических М., значительное место в деятельности которых занимают проблемы внешнеэкономических связей. В 60-х — начале 70-х гг. 20 в. в большинстве стран система М. перестроена на основе т. н. функциональной специализации. М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и отдельных штатов в США), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т. д.), по принципам построения (внутренняя структура). Одна из характерных черт персонала М. — деление на несменяемых профессиональных чиновников и т. н. политических администраторов, смещаемых при смене правительства (как правило, это глава М. — министр, государственный секретарь в США и т. д.). Министр назначается и смещается главой исполнительной власти или правительства (президентом в США и Франции, премьер-министром в Великобритании и т. д.). В некоторых государствах (например, в Великобритании) министр должен быть членом парламента, во Франции, напротив, — депутатский мандат несовместим с министерским постом. В республике президентского типа (например, в США) министр не может быть членом законодательного органа. Роль высших слоёв постоянного профессионального чиновничества М. в принятии важных политических решений, в законодательном процессе и в осуществлении судебных функций (т. н. административная юстиция) постоянно возрастает. Внутренняя структура М. чрезвычайно разнообразна даже в пределах одной страны. Она зависит от размера М., объёма и характера его деятельности. М. имеют центральный аппарат, иногда также региональный и местный аппарат в отдельных частях страны. При М. существуют различные вспомогательные органы (совещательные и консультативные комитеты, межведомственные координационные управления, автономные специализированных организаций и т. д.). В эпоху государственно-монополистического капитализма М. — важные организационно-правовые каналы в центральном аппарате управления, с помощью которых обеспечивается соединение силы монополий с силой государства в единый механизм путём создания смешанных органов, непосредственного привлечения бизнесменов к работе М. и др. Однако в развитых капиталистических странах, где происходит процесс усиления личной власти главы государства или правительства, важнейшие вопросы управления изымаются из компетенции М. и решаются главой исполнительной власти и его аппаратом.Лит.: Административное право, М., 1970, с. 69-84, 132-41; Конституционный механизм диктатуры монополий, М.,

1964. Н. С. Крылова.

Полный орфографический словарь русского языка

Министерство

министерство, -а

Викисловарь

Министерство

центральное правительственное учреждение, ведающее делами целой отрасли

Каким бывает «министерство»?

Министерство бывает:

  • британское
  • морское
  • военное
  • германское
  • федеральное
  • ответственное
  • бывшее
  • английское
  • американское
  • восточное
Все определения к слову МИНИСТЕРСТВО

Морфемный и фонетический разбор слова «министерство»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова министерство. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «министерство»

Какими словами можно заменить слово министерство? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову МИНИСТЕРСТВО

Ассоциации к слову «министерство» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово министерство? В русском языке со словом министерство чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову МИНИСТЕРСТВО

Сочетаемость слова «министерство»

Как правильно употребляется слово министерство? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • английское министерство
  • британское военное министерство
  • военно-морское министерство
  • военное министерство
Полная таблица сочетаемости слова МИНИСТЕРСТВО

Cлово «министерство» является ответом на вопросы