Ли

Cлово «ли» означает:

династия в Корее с 1392 до аннексии страны Японией в 1910 г. До 1897 г. короли, затем императоры.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «ли» в русском языке

(Lee) Натаниэль (1653-92) — английский драматург. Трагедии на античныесюжеты "Царицы-соперницы, или Смерть Александра Великого" (1677), "Эдип"(в соавторстве с Дж. Драйденом) и др.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Ли

(Lee) Роберт Эдуард (1807-70) — американский генерал. В Гражданскуювойну в США главнокомандующий армией южан. Одержал ряд побед, но былразбит при Геттисберге (1863), а в 1865 капитулировал.

Большой Энциклопедический Словарь

Ли

(Leigh) Дженнифер Джейсон (р. 1958) — американская киноактриса.Оригинальность создает контраст хрупкой внешности и внутренней силы итемперамента. Снималась в фильмах: "Последний выход в Бруклин" У. Эделя(1989), "Одинокая белая женщина" Б. Шредера (1992), "И. О. Хадсакера" бр.Коэн (1994) и др.

Большой Энциклопедический Словарь

Ли

( Цзундао) (р. 1926) — китайский физик-теоретик. Выдвинул (1956,совместно с Янгом) гипотезу о несохранении четности в слабыхвзаимодействиях. Нобелевская премия (1957, совместно с Янгом).

Большой Энциклопедический Словарь

Ли

Трюгве Хальвдан (1896-1968) — генеральный секретарь ООН в 1946-53. Одиниз лидеров Норвежской рабочей партии. Неоднократно входил в норвежскоеправительство.

Большой Энциклопедический Словарь

Ли

(Lee) Брюс (1941-73) — американский киноактер. Впервые снялся в кино ввозрасте 6-ти месяцев ("Девушка золотых ворот", 1941). В 1946 подпсевдонимом Сяо Кунг (Маленький дракон) исполнил первую главную роль вфильме "Начало". Изучал боевое искусство кун-фу в Гонконге, открылсобственную школу в США. Снимался в телесериале "Зеленый шершень" (1966).В Голливуде дебютировал фильмом "Марлоу" (1969). Снимался в фильмах:"Кулаки ярости" (1972), "Возвращение дракона" (1973).

Большой Энциклопедический Словарь

Ли

(Lee) Роберт Эдуард (1807-70) — американский генерал. В Гражданскуювойну в США главнокомандующий армией южан. Одержал ряд побед, но былразбит при Геттисберге (1863), а в 1865 капитулировал.

Большой Энциклопедический Словарь

Ли

(самоназв. — лай) — народ в Китае, коренное население о. Хайнань. 860тыс. человек (1992). Язык ли. Придерживаются традиционных верований.

Большой Энциклопедический Словарь

Ли

(Lee) Спайк (р. 1956) — американский кинорежиссер и актер. Ключеваяфигура афро-американской культуры 1990-х гг. Поставил фильмы: "Блюз лучшейжизни" (1990), "хорадка в джунглях" (1991), "Малкольм Икс" (1992; охаризматическом чернокожем мусульманском лидере), "Девушка номер 6" (1995)и др.

Большой Энциклопедический Словарь

Ли

(Lie) Софус (1842-99) — норвежский математик, иностранныйчлен-корреспондент Петербургской АН (1896). Создал теорию непрерывныхгрупп, имеющую значение для многих разделов математики и ее приложений.

Большой Энциклопедический Словарь

Ли

(Юань Цзели) — см. Ян.

Большой Энциклопедический Словарь

Ли

династия в Корее с 1392 (до 1897 короли, с 1897 императоры) доаннексии страны Японией в 1910.

Большой Энциклопедический Словарь

Ли

(Leigh) Вивьен (1913-67) — английская актриса. На сцене с 1935 (театр"Олд Вик" и др.). Снималась в фильмах: "Унесенные ветром", "МостВатерлоо", "Леди Гамильтон", "Корабль глупцов" и др.

Большой Энциклопедический Словарь

Ли

Юнас (1833-1908) — норвежский писатель. Реалистическиесоциально-критические романы: "Пожизненно осужденный", "Хутор Гилье" (оба1883), "Майса Йонс" (1888) и др.

Философский словарь

Ли

(кит.): «благопристойность», «этикет, «этика», «ритуал», «церемония». Одна из центральных категорий конфуцианской философии, играет роль основного этического принципа, -регулирующего отношения между людьми в разных сферах жизни. – это нормы поведения, без которых нет совершенного мужа – цзюнь-цзы у Конфуция, а именно: деликатность, учтивость, уравновешенность. Смысл правил. ли – полное и абсолютное послушание. Таким образом, в юнфуцианстве ли – сама общая характеристика правильного общественного устройства и поведения человека по отношению к другому и к себе.

Философский словарь

Ли

— один из важнейших терминов китайской классической философии, в особенности конфуцианства. Л. не имеет однозначного соответствия в европейских языках, поэтому переводы этого термина чрезвычайно многообразны: "культурность", "нормы поведения", "обряд", "обрядность", "почтительность", "правила", "правила поведения", "приличие", "ритуал", "сдержанность", "традиции", "устав", "церемонии", "этика", "этикет", "этико-ритуальные нормы". В синологии понятие Л. интерпретировалось как "плотина, которая сдерживает человеческие страсти; то рассудочное, рациональное, культурное (в конфуцианском понимании), которое управляет и …должно управлять человеческим обществом" (акад. В. М. Алексеев); общественный запрет, налагаемый на "неприличное", и разрешение, даваемое на "приличное", — все это для китайского ученого, культурного и "порядочного" человека вообще. Идея Л. предполагает жизнь в постоянном труде и отвращение к беспечности. Последняя, однако, является для "народа" наивысшей приманкой, поэтому конфуцианцы считали привитие Л. народу трудной задачей. Акад. Н. И. Конрад определял Л. как нормы обычного права и государственного закона, только не надуманные, не искусственные, не изобретенные людьми, а выработанные самой жизнью, подсказанные ею. Л. базируются на незыблемых началах, воплощенных в семье с абсолютной властью отца и в общине с ее идеалом сплоченности всех членов. По мнению С. Кучеры, иероглиф "Л." первоначально обозначал обувь, надеваемую при совершении религиозных обрядов, отсюда два исходных значения: установленные предписания поведения (приличие) и ритуал (этикет). Л. — руководящий принцип, призванный устанавливать гармоничные отношения между людьми. Л. тесно связаны с жэнь — человечностью, гуманностью; человек, лишенный жэнь, не может обладать Л. и действовать в согласии с ними. Человек должен сдерживать себя с помощью Л., ибо только тогда не будет совершать неправильных поступков. М. Л. Титаренко считает возможным расширить круг значений Л., включая туда дух, истину, ясность, верность, применимость и полезность. В современной науке существует четыре основных направления в интерпретации Л. Первое, "социологическое", представлено в нашей стране работами Л. С. Переломова. Согласно этому направлению, Л. есть система моральноэтических принципов, норм поведения,· которые должны соблюдать все жители Поднебесной. Носителем этих норм поведения является "благородный муж" (цзюнь цзы). Значение понятия Л. весьма объемно — сюда входит почитание предков и особенно родителей (сяо); человеколюбие и прежде всего любовь к родственникам; уважение к старшим и подчинение им; честность, искренность; стремление к внутреннему самоусовершенствованию и т. п. Эти морально-этические принципы создавались Конфуцием (551 — 479 гг. до н. э.) с учетом норм поведения, существовавших в общинах. Нормы поведения, интерпретированные Конфуцием, были шире норм обычного права и заключали ряд новых существенных моментов. Представление о почитании старшего поколения, поколения отцов, бытовавшее в общинах, было вынесено Конфуцием за рамки этих социальных ячеек и перенесено на всю страну. Согласно его схеме, правитель возвышался всего лишь на две-три ступеньки над главой большой семьи. Это должно было оказать реальное воздействие на общинников, ибо Конфуций вводил правителя в круг их обычных представлений. Консервируя внутриобщинное деление, Конфуций переносил это же правило и на деление социальное. Если в силу естественных законов в первом случае сыновья могли стать отцами, то в общественной жизни исключались всякие социальные перемещения. Большинство населения принадлежало к общине с ее органами самоуправления. Поэтому сила личного примера продолжала играть большую роль, и прежде всего взоры людей были обращены на руководителей общины, глав больших семей. Стремясь сделать образ правителя более земным и доступным рядовому общественнику, Конфуций обязывает и царя соблюдать весь комплекс правил, связанных с Л. Конфуций стремился ограничить права царя, поэтому и возникла концепция "благородного мужа". Правителю, принявшему концепцию Конфуция, приходилось взваливать на себя бремя обязанностей "благородного мужа". Роль наставников, следивших за соблюдением правителем принципов Л., отводилась конфуциански образованным сановникам, составлявшим ближайшее окружение царя. В рамках "экзистенциалистско-герменевтического" подхода, представленного в работах В. В. Малявина, Л. (ритуал) определяется как со-бытие, событийность, взаимное соответствие, резонанс различных измерений бытия. Он вестник неповторимого мгновения. Но он укореняет все скоротечное во временном. Ритуал был центральным понятием чжоуской традиции (династия Чжоу, XI в. до н. э. — 221 г. до н. э.), причем древние китайцы не делали различия между религиозными обрядами и светскими церемониями. Это обусловлено тем, что в основе китайской религии лежал культ предков, соединяющий в себе божественные и человеческие черты. Загробный мир был непосредственным продолжением земного. Покойники наделялись такими же потребностями и обязанностями, как живые: они нуждались в пище и одежде, им сообщали о земных событиях и ждали от них заступничества. Храм предков был средоточием и религиозной, и семейной, и публичной жизни чжоусцев. В нем устраивали не только жертвоприношения, но и свадьбы, и другие торжества. В родовых храмах правителей уделов объявляли войну и награждали вернувшихся из похода полководцев, принимали иностранных послов, устраивали пиры и т. п. Конфуций увидел в чжоуских ритуалах самое действенное средство возрождения древнего благочестия. Ритуал — главное условие человеческого общежития и лучшее средство воспитания в людях человечности. Конфуций открыл в ритуале фундамент всей человеческой деятельности, рецепт правильного поведения на все случаи жизни. Священнодействие полностью вмещает в себя жизнь. Благородный муж не желает замечать, и сам не делает ничего, противоречащего ритуалу. Конфуцианский человек — ритуальное существо. Л. воплощает вечноживые качества человеческого бытия, ведь всякое ритуальное действие не может не быть общепринятой нормой жизни людей и, следовательно, их общим достоянием. Ритуал принадлежит всем, но никто не имеет на него исключительных прав; он есть и средство, и сама среда человеческого общения. Его роль в обществе двойственна: он ставит предел индивидуальным устремлениям, но утверждает непреходящие, а точнее — переходящие к следующему поколению жизненные ценности. Ритуал от каждого требует самоумаления — об этом его свойстве напоминает знакомое с детства представление о слащаво вежливых китайцах с их "китайскими церемониями". Но тот же ритуал сообщает человеку подлинное достоинство. Конфуциев ритуал — "это поистине каллиграфия сердца, и он далеко не исчерпывается бездумным соблюдением тех или иных правил благопристойности". Жизнь в соответствии с Л. предполагает состояние неусыпного бдения, твердый контроль над собой, но контроль, не притесняющий природные задатки человека, а как бы вовлекающий их в органическую гармонию телесно-духовного бытия, ведущего к единению культуры и природы. Конечно, ритуал — всегда условность, и соблюдение его заключает в жесткие рамки любые человеческие поступки. Но он позволяет с безукоризненной точностью выражать чувства и делает поступки осмысленными и выразительными. В ритуале, по Конфуцию, человеческая практика очищается от всего случайного, обнажается стройная и прочная, как кристалл, матрица человеческой социальности. Согласно третьей, "символистской", концепции И. И. Семененко, понятие Л. включает в себя этикетность, принцип жертвы и чувство благоговения. Этикетность отождествляется с принципом уместности: Конфуций часто говорит о "незнании ли" как о нарушении соответствия между конкретным видом ритуального действия и социальным положением того, кто его совершает. Но этикетностью понятие Л. не исчерпывается. Первоначально оно означало жертвоприношение божеству и жертвенную утварь, т. е. религиозный обряд, и лишь позднее стало охватывать этикетные нормы вообще. Так же широко понимает ритуал и Конфуций, но в то же время он культивирует и его религиозную схему, считая в нем главным, помимо этикетности, принцип жертвы и чувство благоговения. Именно религиозный ритуал оказывается у Конфуция лежащим в основе всех общественных и нравственных норм, включающих и словесный этикет. Одну из причин смуты и разбоя, царивших в то время, Конфуций видел в невежестве. Его современники предали забвению лучшие заветы древности и, не зная их, нарушали обрядовые и нравственные нормы (Л.). Другую причину общественной смуты он видел в том, что можно назвать оскудением религиозного чувства. Незнание обрядности (Л.) не всегда рассматривалось как препятствие для достижения высшей добродетели. Иное дело — чувство благоговения. Конфуций ставил его в ритуальные рамки и придавал ему культовый смысл. Оно дробилось на множество частных проявлений, выражаясь в почтительности к Небу, к царю — сыну Неба, к другим правителям, к предкам, к родителям и т. д. Их общим знаменателем было благоговение перед Небом как универсальным началом, которое объединяло людей с космосом и между собой в чувстве божественного всеединства. В жертве Конфуций видел смысл учения и человеческой жизни. Средством достижения этой цели Конфуций считал древнюю обрядность, Л., в которой и стремился всех наставить. Чтобы вернуться к древности, требовалось выявить изначальный смысл древних ритуалов и в эти правильно понятые ритуальные формы "оправить" всю жизнь. Формальная сторона казалась особенно важной. Конфуций ставил задачу с помощью Л. формализовать до предела естественную, земную жизнь, воспитать отношение к ней как к необходимой формальности. Жертвовать человеческим естеством во имя божественной нравственной природы, жертвовать земным во имя вечного — вот смысл Л. Т. о., Л. из этикетной формальности превратилось в сакральную основу человеческой жизни. Наиболее адекватной следует признать четвертую концепцию, принадлежащую А. И. Кобзеву. Он переводит Л. как "благопристойность". Эта категория сочетает в себе два основных смысла: "этика" и "ритуал". Этимологическое значение Л. — "культовое действие с сосудом", зафиксированное в его исходной форме, изображающей такой сосуд, — роднит данный иероглиф с фундаментальным онтологическим термином ти ("тело", "строй", "сущность", "субстанция"), графическую основу которого составляет изображение того же ритуального сосуда [в современном начертании эти знаки различаются левыми частями: у ти — это элемент "кости" (гу ), у Л. — "проявлять" (ши)]. В этимологическом родстве Л. и ти заложено зерно позднейшей философской онтологизации этики — ритуала в Китае, где соответствующее понятие стало мыслиться как выражение важнейшего фактора не только культуросозидания, но и космоупорядочения. Если первоначально, в дофилософский период (т. е. до середины I тысячелетия до н. э.) это онтологическое воздействие Л. считалось зиждущимся на религиозном ритуале, то затем оно получило преимущественно этическое истолкование. Встречающаяся уже в древнейших (конец II — начало тыс. до н. э.) письменных памятниках "Шу цзине" и "Ши цзине" категория Л. обозначала обряды, дающие возможность преодолеть политические конфликты, а также храмовые и дворцовые ритуалы, формы поведения сановников по отношению к народу. Конфуцием категория Л. была теоретически осмыслена и превращена в общую характеристику правильного общественного устройства и поведения человека по отношению к другим и к себе. В дальнейшем, проделав семантическую эволюцию от "ритуала" к "этике", а точнее, от "этизированного ритуала" к "ритуализованной этике", категория Л. в самом общем смысле стала выражать идею социального, этического, религиозного и общекультурного норматива. В "Записках об этико-ритуальных нормах" ( Цзи) категории Л. был придан универсальный регулятивный смысл посредством определения с помощью омонимичного термина ли — fS. — ("принцип — резон"). "Принцип" — фундаментальнейшая онтологическая категория китайской философии, и ее прямое отождествление с Л. представляет собой доказательство онтологизированности китайской этики. Указанное богатство подходов свидетельствует о возможности дальнейшего углубления интерпретаций Л. А. Л. Мышинский

Философский словарь

Ли

(в кит. философии) — понятие, означающее закон, порядок вещей, форму и т. п. Идеалисты истолковывали Л. как духовное, нематериальное начало в противоположность материальному началу, цu. В конфуцианстве понятие Л. означало осн. этический принцип, регулирующий отношения между людьми в различных сферах жизни, нормы их поведения.

Толковый словарь Даля

Ли

ль, союз послесловный, приставочный, означающий вопрос, но иногда: | либо, нибудь; | хотя, хоть бы; а повторенный, выражает: или, либо, и нередко предлагает выбор. Хочешь ли петь? Не хочешь ли пить? Знавал ли горе, умирывала ль у тебя жен

Экономический словарь

Ли

— letter of intent — письмо о намерениях.

Cлово «ли» означает:

ли используется как имя собственное в русских текстах для передачи различных англоязычных (Lee, Leigh), китайских (Li) и других имён и названий:

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I нескл. мн.

1.Коренное население острова Хайнань ( КНР ) .

2.Представители этого народа. II нескл. ср.Единица веса — от 30 до 40 мг ( в некоторых странах Дальнего Востока ) . III нескл. ср.Единица длины — от долей мм до 500 м ( в некоторых странах Дальнего Востока ) . IV нескл. ср.Единица площади ( в некоторых странах Дальнего Востока ) . V союз ; = ль

1.Употребляется при выражении разделительности при перечислении.

2.Употребляется при выражении условности, соответствуя по значению сл.: если, ежели. VI част. ; = ль

1.Употребляется для усиления вопросительности.

2.Употребляется при выражении сомнения, удивления.

Большой современный толковый словарь русского языка

Ли

нескл. мн.династия в Корее с 1392 г. ( до 1897 г. — короли, а с 1897 г. — императоры ) до аннексии страны Японией в 1910 г.

Новый словарь иностранных слов

Ли

в ряде стран Дальнего Востока: а) единица длины, размер меняется от долей мм до 500 м; б) единица площади, в Китае равная приблизительно 6 ма, во Вьетнаме 0,04 м; в) единица массы, равная от 30 до 40 мг.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Ли

1. ср. нескл.
1) Единица массы — от 30 до 40 мг (в некоторых странах Дальнего Востока).
2) Единица длины — от долей мм до 500 м (в некоторых странах Дальнего Востока).
3) Единица площади (в некоторых странах Дальнего Востока).

2. союз (а также разг. ль)
1) Употр. при выражении разделительности (при перечислении).
2) Употр. при выражении условности; соответствует по знач. союзам: если, ежели.

3. частица (а также разг. ль)
1) Употр. при усилении вопросительности.
2) Употр. при выражении сомнения, удивления.

Словарь Даля

Ли

ль, союз послесловный, приставочный, означающий вопрос, но иногда: | либо, нибудь; | хотя, хоть бы; а повторенный, выражает: или, либо, и нередко предлагает выбор. Хочешь ли петь? Не хочешь ли пить? Знавал ли горе, умирывала ль у тебя жена? Иди куда ли, архан. куда-нибудь. Ищи где ли, где-либо. Так ли, сяк ли, а сделать надо, как бы то ни было. Брат ли, сват ли, да свой. Жена ль моя не баба, дети ль мои не ребята? Близко ли, далеко ли; низко ли, высоко ли. Льзя ли, нельзя ли, а пришли да взяли! Тот ли, другой ли, все одно, кто бы ни был. Я ли, не я ли! Я ль не молодец! Если, ежели, выражает условие: когда, буде. Что ли, ну ли, означает понуканье:, решайся, что ли; да ну ли, иди! Так ли? сомненье. Неужели? изумленье. Ой ли? и то и другое. В песне ли иногда ставится впереди слова Ли с шелками шемаханскими, ли с камками со кружащатыми, ли со красными со красотами. Иногда принимает знач. темное: уж твоя ли жена замуж пошла, извещенье и сожаленье о сем. Либо, или. Либо рыбку съесть, либо раком спеть. Либо полон двор, либо с корнем вон. Либо утку хлоп, либо парня в лоб. Либо в стремя ногой, либо в пень головой. Либо сена клок, либо вилы в бок, т. е. быку, корове. Либо пан, либо пропал. Либо коня хорошего держать, либо плеть. Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь. Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя! Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет! | За мест. кто, что, какой, означает неопределенность. Скажи кому-либо, подай что-либо; какой-либо, какой-нибудь, причем либо опускают: Коли ты что (либо) возьмешь, то скажи. Коли какой (либо) понравится, возьми. Либо-что южн. , новг. , костр. что ли, что-нибудь. Привели кобылу, купить, либо-что? купить ли, купить что ли? Принес бы либо-что, что-либо, что-нибудь, что б ни было.

Словарь иностранных выражений

Ли

в ряде стран дальнего востока: а) единица длины, размер меняется от долей мм до 500 м; б) единица площади, в китае равная приблизительно 6 ма, во вьетнаме 0,04 м; в) единица массы, равная от 30 до 40 мг.

Словарь русского языка Лопатина

Ли

ли 2, нескл., мн., ед. м. и ж. (народ)

Словарь русского языка Лопатина

Ли

Ли, нескл., мн. (династия)

Словарь русского языка Ожегова

Ли

и ль ль Употр. в вопросительных и относительных предложениях. + Придешь ли ты? Не знаю, приду ли.

Современный толковый словарь, БСЭ

Ли

династия в Корее с 1392 (до 1897 короли, с 1897 императоры) до аннексии страны Японией в

1910. — (Ли Цзундао) (р.
1926), китайский физик-теоретик. Выдвинул (1956, совместно с Янгом) гипотезу о несохранении четности в слабых взаимодействиях. Нобелевская премия (1957, совместно с Янгом). — (самоназв. — лай), народ в Китае, коренное население о. Хайнань. 860 тыс. человек (
1992). Язык ли. Придерживаются традиционных верований. — (Юань Цзели) , см. Ли Ян. — (Lee) Брюс (1941-
73) , американский киноактер. Впервые снялся в кино в возрасте 6-ти месяцев («Девушка золотых ворот»,
1941). В 1946 под псевдонимом Ли Сяо Кунг (Маленький дракон) исполнил первую главную роль в фильме «Начало». Изучал боевое искусство кун-фу в Гонконге, открыл собственную школу в США. Снимался в телесериале «Зеленый шершень» (
1966). В Голливуде дебютировал фильмом «Марлоу» (
1969). Снимался в фильмах: «Кулаки ярости» (
1972), «Возвращение дракона» (
1973). — (Leigh) Вивьен (1913-
67) , английская актриса. На сцене с 1935 (театр «Олд Вик» и др.). Снималась в фильмах: «Унесенные ветром», «Мост Ватерлоо», «Леди Гамильтон», «Корабль глупцов» и др. — (Leigh) Дженнифер Джейсон (р.
1958), американская киноактриса. Оригинальность Ли создает контраст хрупкой внешности и внутренней силы и темперамента. Снималась в фильмах: «Последний выход в Бруклин» У. Эделя (
1989), «Одинокая белая женщина» Б. Шредера (
1992), «И. О. Хадсакера» бр. Коэн (
1994) и др. — (Lee) Натаниэль (1653-
92) , английский драматург. Трагедии на античные сюжеты «Царицы-соперницы, или Смерть Александра Великого» (
1677), «Эдип» (в соавторстве с Дж. Драйденом) и др. — (Lee) Роберт Эдуард (1807-
70) , американский генерал. В Гражданскую войну в США главнокомандующий армией южан. Одержал ряд побед, но был разбит при Геттисберге (
1863), а в 1865 капитулировал. — (Lee) Роберт Эдуард (1807-
70) , американский генерал. В Гражданскую войну в США главнокомандующий армией южан. Одержал ряд побед, но был разбит при Геттисберге (
1863), а в 1865 капитулировал. — (Lie) Софус (1842-
99) , норвежский математик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (
1896). Создал теорию непрерывных групп, имеющую значение для многих разделов математики и ее приложений. — (Lee) Спайк (р.
1956), американский кинорежиссер и актер. Ключевая фигура афро-американской культуры 1990-х гг. Поставил фильмы: «Блюз лучшей жизни» (
1990), «Лихорадка в джунглях» (
1991), «Малкольм Икс» (1992; о харизматическом чернокожем мусульманском лидере), «Девушка номер 6" (
1995) и др. — Трюгве Хальвдан (1896-
1968) , генеральный секретарь ООН в 1946-

53. Один из лидеров Норвежской рабочей партии. Неоднократно входил в норвежское правительство.

Толковый словарь Ефремовой

Ли

1. ср. нескл.
1) Единица массы — от 30 до 40 мг (в некоторых странах Дальнего Востока).
2) Единица длины — от долей мм до 500 м (в некоторых странах Дальнего Востока).
3) Единица площади (в некоторых странах Дальнего Востока).

2. союз (а также разг. ль)
1) Употр. при выражении разделительности (при перечислении).
2) Употр. при выражении условности; соответствует по знач. союзам: если, ежели.

3. частица (а также разг. ль)
1) Употр. при усилении вопросительности.
2) Употр. при выражении сомнения, удивления.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Ли

и ль (ставится после слова, к к-рому относится).

1. Вопросительная Частица в прямом вопросе без отрицания. Далеко ли тут до беды? Тургенев. Занятий мало ль есть у ней? Пушкин. || То же в прямом вопросе со словом "не". Не стыдно ли тебе так долго мучить меня. Пушкин. || То же в косвенном вопросе без отриц. Не знаю, соберусь ли я к вам. Пушкин. || То же в косвенном вопросе со словом "не". Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Пушкин.

2. Разделительный союз: ли – ли или ли – или. Не знаю, куда отправить тебе деньги, в Москву ли, в Волоколамск ли, в Калугу ли.

3. Условно-уступительный союз. Придет ли ночь и мрак печальный, – идем к дороге столбовой. Лермонтов.

4. В народных песнях и подражаниях им – Частица без определенного значения. Ты река ли моя, реченька, ты течешь, не колышешься. Песня. Ах ты ночь ли, ноченька. Дельвиг.

6. Частица, употр. в нек-рых выражениях, первоначально бывших вопросительными, а теперь потерявших такое значение, напр.: вряд ли, едва ли, едва ли не, чуть ли не, мало ли, то ли дело, шутка ли, ой ли, что ли, чорт ли (см. эти слова).

Викисловарь

Ли

: : : : : : : : . : : ой ли, уж ли : вряд ли, едва ли, едва ли не, чуть ли не, навряд ли, мало ли, то ли дело, шутка ли, что ли, чёрт ли, есть ли

Викисловарь

Ли

устаревшие названия китайских единиц измерения: расстояния: (市里 или 里, Lǐ) — (в древности) для больших расстояний в 300 или 360 шагов (步, бу), =500 м. (市厘) для расстояний в ⅓ мм массы, =1/1000 ляна мера длины, площади, массы в ряде стран Дальнего Востока общее китайское название таиязычных аборигенов о. Хайнань (КНР) (Bli, Dai, Day, Dli, Hlai, Klai, La, Lai, Le, Li, Loi, Slai) — один из двух языков народа ли, на котором говорят в округах Байша, Ваньнин, Даньсян, Туньчян, Ченмай центральной и южной частей провинции Хайнань в Китае категория китайской философии

Викисловарь

Ли

в конфуцианствепонятие ритуала, этикета

Викисловарь

Ли

груша обряд польза

Викисловарь

Ли

используется как имя собственное в русских текстах для передачи различных англоязычных (Lee, Leigh), китайских (Li) и других имен и названий города в Великобритании муниципалитет в округе Мэдисон (штат Флорида, США) ряд тауншипов в Миннесоте ряд округов в США коммуна во Франции, в регионе Центр, департамент Эндр, кантон Валансе приток Темзы (река в Англии, впадает в Темзу на юге Лондона) река в Ирландии, графство Корк астероид, открытый в 1921 году мужское имя фамилия народов юго-восточной Азии, Норвегии и Великобритании

Фонетический разбор слова «ли»

Звуко-буквенный разбор слова ли. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «ли»

Какими словами можно заменить слово ли? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ЛИ

Предложения со словом «ли»

Примеры употребления слова ли в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Прежде чем искать ответ на вопрос, могут ли слепые видеть сны, нам нужно узнать немного о зрении и сне.

Элиэзер Штернберг, Нейрологика: Чем объясняются странные поступки, которые мы совершаем неожиданно для себя

– Да, что сделать с трупом? Я конечно готов на многое, но это для меня знаете ли слишком..

Антон Фарутин, Арсанты. Дети богов

Сеньоры, ну можно ли быть хорошим испанцем, если не носишь одежды старинного покроя?

Бенито Перес Гальдос, Кадис

Дословный перевод: Найдется ли кто-то, кто, бросая целый день дротик, не попадет однажды в цель?

Латинские пословицы

Все предложения и цитаты со словом ЛИ

Cлово «ли» является ответом на вопросы