Лабиринт

Cлово «лабиринт» означает:

(греч. lab-yrinthos) — сооружение со сложным и запутанным планом.В переносном смысле — запутанные положения, отношения.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «лабиринт» в русском языке

см. в ст. Внутреннее ухо.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Лабиринт

— в Древней Греции — здание с многочисленными запутанными ходами, из которого трудно найти выход. В переносном значении — сложные, запутанные отношения, сложное расположение, сочетание чего-либо.

Социологический словарь

Лабиринт

(от греч. labyrinthos) — англ. labyrinth; нем. Labyrinth. Сложная система  переплетенных путей, лишь один из к-рых ведет к цели. Л. применяется в экспериментальных исследованиях процесса  обучения и решения задач.

Толковый словарь Даля

Лабиринт

м. греч. запутанные дорожки, переходы, место, откуда трудно найти исход; от древних зданий в Египте и на Крите. | Внутренний слуховой снаряд: преддверие и кружала с улиткою. ный, -товый, к лабиринту относящ.

Толковый словарь Ожегова

Лабиринт

Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [Primo в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами]

Толковый словарь Ожегова

Лабиринт

Сложное, запутанное расположение сочетание чего-нибудь

Толковый словарь Ожегова

Лабиринт

Внутреннее ухо Spec

Словарь символов

Лабиринт

Чрезвычайно сложный символ. Это может быть любое устройство, постройка, тропинка, огороженная скамьями или заборами, может быть танец, ритуальный беспорядок, танец-суматоха, игры или стены. Зачастую расположен под землей, во тьме. ы бывают двух видов. Однонаправленные, где один путь ведет прямо к центру, а потом снова к выходу, где нет выбора, головоломных загадок, попыток сбить путника с пути. При этом путника ведут по максимально длинной дороге таким образом, чтобы она не пересекалась (ведя вначале к центру, тропинка затем поворачивает назад к периметру и, каждый раз снова поворачивая назад, постепенно добирается до центра и выводит из лабиринта). В другом варианте лабиринт имеет множество путей с целью запутать, сбить путника с дороги. В нем есть тупики, в которых требуется искать ключ или решить трудную проблему. Существует множество вариантов объяснения символизма лабиринта. Это возвращение к центру; вновь обретенный рай; достижение реализации после мучений, испытаний и проверок; инициация, смерть и возрождение и обряды перехода от профанного к сакральному; мистерии жизни и смерти; путь жизни через трудности и иллюзии этого мира к центру, просветлению и Небесам; проверка духа; тропочка проезжая и возможность бежать в другой мир (легко войти в этот мир, но войдя, трудно покинуть его); узел, который нужно развязать; опасность, трудность и судьба. Предполагают, что лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение после долгого плена у демонов Зимы. Либо это тело Матери-Земли, где его центр олицетворяет божественную непорочность, и достичь центра значит мистически возвратиться к истоку (regressus ad uterum). Либо это начало морского путешествия в ночи, в котором мужчина спускается в подземный мир — царство Великой Матери в ее пожирающем аспекте. Часто в лабиринте главенствует женщина, а блуждает в нем, как правило, мужчина. охраняется или управляется находящимся в его центре Владыкой а, Судьей Мертвых, как это имеет место в минойском лабиринте. Считается, что он символизирует мир, вселенную, целокупность, непостижимость, движение, сложную проблему. Его непрерывная линия означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие, где нить — это веревка, ведущая к небу, которой связано все и которая пронизывает все в этом мире. разрешает и запрещает, в одно и то же время являясь символом как недопущения, затрудняя путь, так и удерживания, затрудняя выход. Достичь центра могут лишь достойные, обладающие необходимым знанием. Те же, кто рискнет вступить в него, не имея этого знания, пропадет в лабиринте. В этом случае лабиринт имеет символизм заколдованного леса. , будучи путем к скрытому центру, связан с поисками Затерянного Мира и Святого Грааля, либо в восточном символизме с избавлением от сансары и законов кармы. Он имеет также отношение к символизму пещеры, идее подземного мира, таинственного путешествия в другой мир; к обрядам инициации, которые часто проводились в пещерах или склепе; к погребальным обрядам, всегда связанным со смертью и возрождением. разделяет символизм узла, связывая и отпуская, ограничивая, но и соединяя. Кроме того, лабиринт как-то связан с символикой свернувшейся в клубок змеи, с обрядами гадания по внутренностям и символизмом внутренностей земли. Он может быть изображен в виде сети или паука, находящегося в центре своей паутины. в квадрате означает космос и четыре стороны света и может быть связан со свастикой. Изображения лабиринта на домах имеют апотропаическое значение и являются магической формой, предназначенной для защиты от враждебных сил и злых духов. Захоронения, погребальные пещеры и могильные курганы в форме лабиринта защищают мертвых и не позволяют им возвращаться обратно. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, путешествие от рождения к смерти и вновь к возрождению (при этом центр — это место как рождения, так и смерти); путь внутрь и наружу; снижение и восхождение; поход в глубины и восхождение к высотам. Эта символика связана с Танцем Журавля, в котором журавль выступает как психопомп, а лабиринт олицетворяет путь Солнца. Войти в лабиринт означает умереть, а выйти — возродиться. Кельты считают, что названия трои и Троя могут быть дериватами от кельтского тро, означающего поворачивать, быстро вращаться, и имеющего смысл пройти в танце сквозь путаницу (лабиринт). В раннем христианстве этот символ получил противоположное значение и олицетворял дорогу невежества с преисподней в центре и Минотавром, выполняющим роль Дьявола, если Христос, подобно Тезею, не укажет пути. В катакомбном искусстве лабиринт не встречается. Позднее он появляется в церквах и соборах и его символизм трактовался по-разному: то как трудности и разочарования, встречающиеся на пути христианина по этому миру; то как сбивающая с толку и затягивающая греховная природа, не позволяющая человеку идти прямой дорогой; то как паломничество души с Земли на Небеса; то как извилистый путь человека неправого, уступающего искушению; то как дорога, которую человек отыскал, минуя все силки и путы греха; дорога от дома Пилата к Голгофе, называемая иногда дорогой Иерусалима. Полагают, что лабиринты в церквях устраиваются для того, чтобы служить как бы местом паломничества тех кающихся грешников, которые не в состоянии предпринять путешествие в Святую Землю или к отдаленным святыням. У египтян возможна параллель с Аменти — извилистым путем, который проходит направляемый Изидой умерший от смерти к воскрешению, где Гор преодолевает все препятствия, а Озирис является Судьей Мертвых. У греков герой-спаситель Тезей проходит этот путь, направляемый золотей нитью божественного инстинкта, и убивает свирепую природу в образе Минотавра. У Гомера понятие лабиринта не встречается. В минойской культуре бык в центре лабиринта, предположительно, является солярной производительной силой, тогда как сам лабиринт, имеющий форму спирали, олицетворяет лунный и женский аспект. Либо это символ силы Солнца, его жара, осушающего влажную стихию, ее испарения и миазмы. У народов Океании лабиринт олицетворяет дорогу, по которой проходит душа, путешествуя в царстве мертвых. У римлян он символизирует скрытность, непроницаемость. Как никто не может узнать тайны лабиринта, так никому не должно знать монарших намерений. В шумеро-семитской мифологии лабиринт — искусственное подражание миру низшему (из надписи на глиняной табличке, посвященной инициации жреца).

Исторический словарь

Лабиринт

— в мифах древних греков дворец, из которого невозможно найти выход. Самый знаменитый в Греции критский лабиринт был построен Дедалом для царя Миноса по образцу египетского лабиринта, насчитывавшего 3000 комнат под землёй и над землёй, и где, среди прочего, находились гробницы священных крокодилов. Дедал воспроизвёл лишь одну сотую долю египетского лабиринта и сам не знал выхода из него. На стенах в развалинах Кносского дворца, который отождествляли с лабиринтом уже в античности, имеются изображения двойного топора (лабрис), к которому возводится происхождение слова лабиринт.

Психологический словарь

Лабиринт

Любой экспериментальный прибор, состоящий из проходов и culs-de-sac (тупиков), ведущих от начала коробки к выходу или к целевой коробке. Наряду с проблемными коробками лабиринты были необходимыми компонентами лабораторного оборудования в ранних исследованиях инструментального поведения. Возможное разнообразие лабиринтов довольно внушительно: от самого простого Т-лабиринта до сложного двора-лабиринта Хем-птона. Наиболее распространенная форма – сложный Т-лабиринт (и производные от него Y-лабиринты). Имеются также водные лабиринты, через которые нужно проплывать, приподнятые лабиринты, которые состоят из узких наклонных ходов, лабиринты, сделанные по принципу "бумага и карандаш", временные лабиринты, лабиринты с прямыми ходами (которые вряд ли вообще являются лабиринтами), вербальные лабиринты и т.д.

Психологический словарь

Лабиринт

Полость, в которой расположено внутреннее ухо млекопитающих.

Психологический словарь

Лабиринт

1. Слово, заимствованное из греческого языка, обозначающее любую структуру, состоящую из запутанных путей. 2. Из-за своей сложности и запутанных мембранных и костных конструкций так называется внутреннее ухо, в котором содержатся сенсорные органы слуха и равновесия.

Философский словарь

Лабиринт

(Греч.) Египет имел "небесный лабиринт", в который ныряли души умерших, а также его представитель на земле, знаменитый , ряд подземных залов и коридоров с самыми неожиданными поворотами. Геродот описывает его как состоящего из 3 000 помещений, половина из которых находилось под землей, половина — снаружи. Даже в его время посторонних не допускали в подземные части, так там хранились гробницы строивших царей и другие тайны. "Отец Истории" нашел этот уже после в развалинах, но тем не менее считал его и в полуразрушенном состоянии гораздо более чудесным, чем пирамиды.

Философский словарь

Лабиринт

образ-метафора постмодернизма — один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см. эссе: "Сад расходящихся тропок", 1944; "Дом Астерия", 1949; "Абенхакан эль Боха-ри, погибший в своем лабиринте", 1949 и др.) и Эко (см.: "Имя розы", 1980; "Заметки на полях "Имени розы", 1983; "Путешествия в гиперреальности", 1987; "Пределы Интерпретации", 1990; "Остров прежнего дня", 1994; "Поиск совершенного языка", 1995 и др.). У Борхеса выступал, в частности, своеобычной моделью вселенского мироустройства: мир суть Вавилонская библиотека, охватывающая "все возможные комбинации двадцати с чем-то орфографических знаков (число их, хотя и огромно, не бесконечно) — или все, что поддается выражению — на всех языках". Согласно Борхесу, такое "книгохранилище" — это Л. или Система, архитектоника которой обусловливается собственными правилами — законами предопределения, высшего порядка, провидения. Вселенная-библиотека у Борхеса структурна, ибо периодична: "Если бы вечный странник пустился в путь в каком-либо направлении, он смог бы убедиться по прошествии веков, что те же книги повторяются в том же беспорядке (который, будучи повторенным, становится порядком: Порядком"). Восприняв борхесовскую идею Л. как образно-знаковую модель Универсума, Эко ("Имя розы") выстраивает своеобразную "двойную метафору — метафору метафоры", акцентированно изображая библиотеку аббатства как Л., непостижимый и недоступный для непосвященных. Монастырское книгохранилище у Эко — своего рода мировой план, в котором любому помещению (в зависимости от его месторасположения) присвоено символическое географическое наименование: по замечанию одного из центральных персонажей, "библиотека действительно построена и оборудована по образу нашего земноводного шара". Пожар, уничтоживший библиотеку, у Эко — это не столько воображаемая на знаковом уровне процедура разрушения борхесовского Л. в результате теоретической и аксиологической полемики, сколько символ смены доминирующей парадигмы мироописания как итога интеллектуальной революции постмодерна. По мнению Эко ("Заметки на полях "Имени розы"), борхесовский Л. Вселенной системен и структурен, выход из него предопределен самим фактом его существования: в нем нет разветвлений и тупиков, отсутствует ситуация перманентного выбора, ибо блуждающий в нем — это фаталист в состоянии пассивной зависимости от прихотей и причуд творца Л. (Таковыми Л. в истории человечества, нередко понимаемой Эко как история мысленного конструирования людьми возможных миров, являлись: а) безальтернативный Л. Минотавра, в котором было в принципе невозможно заблудиться, ибо все дороги вели (безразлично — с помощью нити Ариадны или без оной — к неизбежной развязке — встрече с Минотавром); б) "маньеристический", по Эко, Л., состоящий из разветвленных коридоров со множеством тупиков — выход из которого в конечном счете достижим через конечное число проб и ошибок). Постигнув физиологическую, психологическую или ментальную организацию их создателей — можно проникнуть в тайну самих Л.: герои романа Эко разгадали загадку Л. "извне", а не "изнутри". Скорее мировоззренческий, нежели сюжетный вывод Эко оказался достаточно категоричен: "Хорхе не смог соответствовать собственному первоначальному замыслу". Согласно Эко, подлинная схема Л. мироздания — это "ризома", устроенная так, что в ней "каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой. Нет центра, нет периферии, нет выхода. Потенциально такая структура безгранична". Путешествие в таком Л. — являет собой ситуацию постоянного выбора, облик создателя такого Л. куда менее значим: мир такого Л. не достроен до конца, не подвластен даже предельному рациональному пониманию: "пространство догадки — пространство ризомы" (Эко). Сопряжение "ризомы" и "структуры", с точки зрения Эко, невозможно и немыслимо — это понятия-антиподы. Постмодернистский Л. ризомы призван сменить традиционалистский, классический Л. мироподобной библиотеки Хорхе Бургосского, прототипом которого для Эко был сам Борхес. Истоки идеи Л. ризомы Эко усматривал в парадигме устройства мироздания средневекового герметизма, а именно в идее о том, что мир целиком отражается в любом своем конкретном проявлении ("принцип всеобщего подобия"), вкупе с отказом от закона причинной обусловленности, результирующимся в трактовке Универсума как "сети переплетающихся подобий и космических симпатий". Семиозис в рамках герметизма, по Эко, органично допускает и фундирует "герметический дрейф" — "интерпретативный обычай, преобладавший в ренессансном герметизме и основывающийся на принципах универсальной аналогии и симпатии". Последний на уровне интеллектуальной практики являет собой бесконечный переход "от значения к значению, от подобия к подобию, от связи к другой связи": знак, тем самым, по Эко, оказывается чем-то таким, посредством познания которого мы постигаем "нечто иное" (ср.: посредством познания знака мы постигаем "нечто большее", по Пирсу). Историческим коррелятом "герметического дрейфа" в предельных его версиях Эко полагал поиск источников бесконечных значений в процедурах каббалы, отдавая предпочтение "процессу свободного лингвистического творения" или "экстатической каббале" (когда почетное место между Текстом и Богом занимал Толкователь) перед "теософической каббалой" (когда посредником между Богом и Толкователем выступал Текст). Пророча наступление Зона (см. Зон) Ризомы, Эко не пренебрег постановкой ряда очевидных проблем: Бесконечна ли ризома? Допустима ли акцентированно безграничная и беспредельная иерархия смыслов и значений применительно к миру людей, понимаемому и интерпретируемому в качестве особого Текста, особого Мира Знаков? Насколько продуктивен в предельных своих проявлениях сопряженный с бытием этого мира бунт Означающего против тирании Означаемого? Отталкиваясь от экстравагантных мистических опытов герметизма и оккультизма, продуцируя мыслимый диапазон траекторий человеческих судеб в Л. пространства ризомы, Эко пришел к выводу ("Маятник Фуко", "Остров прежнего дня"): семиозис в игровой форме есть и безусловно должен быть ограничен. "Рамки" гиперпространства ризомы задаются предельно артикулированной сакральной осмысленностью жизни и ее смыслов: только "осмысленный", по Эко, семиозис — нить из бессмысленного ризоматического Л. "Рождение Читателя оплачено смертью Автора" (Барт). Для человека не может быть ситуации невозможности преодоления Л. — есть неизбывная проблема цены этого. (См.: Борхес, Эко, Ризома, Смерть субъекта). А. А.Грицинов

Психологическая энциклопедия

Лабиринт

1. Слово, заимствованное из греческого языка, обозначающее любую структуру, состоящую из запутанных путей. 2. Из-за своей сложности и запутанных мембранных и костных конструкций так называется внутреннее ухо, в котором содержатся сенсорные органыслуха и равновесия.

Фонетический разбор слова «лабиринт»

Звуко-буквенный разбор слова лабиринт. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «лабиринт»

Какими словами можно заменить слово лабиринт? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ЛАБИРИНТ

Ассоциации к слову «лабиринт» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово лабиринт? В русском языке со словом лабиринт чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ЛАБИРИНТ

Сочетаемость слова «лабиринт»

Как правильно употребляется слово лабиринт? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • бесконечный лабиринт
  • в городском лабиринте
Полная таблица сочетаемости слова ЛАБИРИНТ

Cлово «лабиринт» является ответом на вопросы