Крепостничество

Cлово «крепостничество» означает:

— специфическая форма отношений в обществе, возникающая как результат экстраполяции определенных сторон отношений, сложившихся в древних локальных сообществах, на большое общество, на государство. Эти стороны связаны с растворением индивида в целом, Я в Мы, части в целом, с жестким контролем над личностью. "Основанием крепостного права служил начальный тип великорусского общественного быта — дом и двор" (Кавелин К. Наш умственный строй М., 1989. С. 213). "Крепостническая несвобода крестьян увековечивалась почти безысходной принадлежностью к своему сельскому сословию и сельскому обществу" (Рындзюнский П.Г. 1978. С. 96). государстве эти аспекты древних сообществ носят характер элементов обычного права, служат культурным основанием для прикрепления людей к функции, например к службе; к другим людям, например крестьян — к служилым людям, работника к собственности, например к крепостной мануфактуре и т. д. К в период своего расцвета распространилась на всех, включая правящую элиту. К. возможно при низком уровне медиации, при таком уровне наработанной срединной культуры, который оказывается не в состоянии корректировать экстраполяцию древних миров на современность в соответствии с учетом ее специфики. Высокий уровень медиации на Западе не позволял непосредственно экстраполировать архаичные отношения на все общество. Закрепощение "жидкого элемента" означало прежде всего создание порядка на понятной и приемлемой для большинства основе. Закрепощение опиралось на потребность живущего мифологическими представлениями человека в партиципации, приобщению, особенно в неблагоприятных условиях, к внешней силе, чтобы избежать отпадения от тотема. К разным группам истолковывалось по-разному. Дворянство стремилось истолковывать его по образцу холопства. Государство тяготело к истолкованию взаимоотношения крестьян и землевладельцев как звена отношений крестьян и государства. Крестьяне признавали правомерность зависимости от царя, а следовательно и от его слуг, но отрицали правомерность вмешательства начальства, т. е. тех же слуг, в традиционный уклад жизни (Двойственное отношение народа к власти). К. вступало в противоречия с потребностью в развитии, в росте личностного самосознания, инициативам в условиях изменившихся требований. Однако его административная отмена в 1861 году не изменила и не могла принципиально изменить отношения крестьян на локальном уровне, но поставила их лицом к лицу с большим обществом, с государством, с начальством, с частью населения, склонной к инициативе, к индустриальной трудовой деятельности. Крестьяне лишились при этом сложившихся форм патриархальной социальной защиты, что в свою очередь привело вскоре к мощному росту в стране общинных отношений. Это усилило социальную базу К. В конечном итоге произошел возврат в совершенно неслыханных формах, сопровождаемый массовым террором, т. е. имела место крайность в принятии решений сначала в относительно умеренных формах — на втором этапе (военный коммунизм), а затем в формах тоталитаризма — на четвертом этапе (сталинизм). 4/5 всего хозяйства покоилось на внеэкономическом принуждении (10-15 млн. заключенных и 35 млн. прикрепленных к земле крестьян (Шмелев Н., Попов В. На переломе: экономическая перестройка в СССР. М., 1989. С. 88-89). Однако это состояние в конечном итоге вступило в противоречие с ростом утилитаризма, с разнообразием потребностей и инициативой, что вновь вызвало отступление К. процесс затронул все слои общества. Тем не менее на пути личной инициативы лежат серьезные ограничения. Важнейшим из них является господство отношений, основанных на жестких традиционных связях, слабо смягчаемых рынком, на привязанности к источникам дефицита. К. ослабляется постоянным нажимом органических элементов экономики, урбанизации, разнообразия и т. д., тем, что псевдоэкономика нуждается в скрытой экономике. Однако многие важнейшие параметры еще не вышли за рамки К. Это прежде всего всевозможные ограничения для перемены места жительства и работы, выезда за границу, экономическая зависимость личности от государства, административное манипулирование людьми, например, постоянное использование властью огромных масс людей на различного рода работах, например, редакция газеты должна построить жилой дом в колхозе, включая хозпостройки, работники прокультуры занимаются надоями, проверкой качества разгрузки вагонов и цистерн (Правда. 1988. 19 сент.) и т. д. Все это вытекает из принципа шаха, перерастающего в мат, из возможности административно заставить любого работника выполнять любую работу, т. е. превращение работника в потенциального поденщика. Необходимость развития экономики, гражданского общества — фактор дальнейшего ослабления К. Однако нельзя закрывать глаза на то, что движение в этом направлении может усилить дискомфортное состояние, что способно в третьем глобальном периоде вызвать антимедиацию, новое стремление к К., партиципацию к тотему — первому лицу. "Люди за свою историю не раз боролись за свое порабощение с такой энергией и страстью, с которой позволительно бороться только за свободу" (Г. Бакланов. XIX Всесоюзная конференция КПСС. 1988). Симптомы этого процесса можно видеть в стремлении предприятий избежать работы на рынок и сохранить административный госзаказ, стремление девушки из Бухары стать "рабыней" своего будущего мужа (Комсомольская правда. 1988. 9 сент.), повсеместное стремление искать разных тотемов, которые взяли бы ответственность на себя. Мощным фактором сохранения К. является массовое стремление сохранить порядок "справедливого распределения", поддерживать институты, которые способны "всех равнять". К. не исчезнет, как оно не исчезло в 1861 году, в результате административных актов, так как его корни лежат в конечном итоге в древней культуре локальных сообществ, доживших до большого общества, государства без глубоких ментальных изменений. К. можно преодолеть не законом, но массовым вовлечением людей в торговлю, частную инициативу, увеличением слоя работников, склонных много работать и много зарабатывать, тяготеющих к личному самовыражению и росту ответственности за большое общество.

Источник: Философский словарь

Значение слова «крепостничество» в русском языке

— система социальных отношений, в основе которой лежала наиболее полная и суровая форма крестьянской зависимости при феодализме. На Руси прослеживается с XI-XII вв., хотя вплоть до конца XVI в. охватывала лишь отдельные категории сельского населения. В 1597 г. вводится бессрочное запрещение выхода для владельческих крестьян, а Соборным Уложением 1649 г. — бессрочный сыск. Оформление крепостнической системы завершилось во второй половине XVIII в. (продажа крепостных без земли, права помещиков ссылать или заключать их в тюрьму), а уже в XIX в. ее постиг кризис, приведший к отмене крепостного права в 1861 г.

Источник: Исторический словарь

Социологический словарь

Крепостничество

(крепостное право)  — форма  зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение  административной и судейской власти феодала.

Толковый словарь Ожегова

Крепостничество

Реакционная идеология поборников крепостного права

Cлово «крепостничество» означает:

ср.

1.Личная, земельная, административная и судебная зависимость крестьян от помещика; крепостное право ( в Российском государстве до 1917 г. с XI в. до 1867 г. ) .

2.Взгляды, образ жизни и мыслей крепостника.

Источник: Большой современный толковый словарь русского языка

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

ср.
1) Общественный строй, основанный на крепостной зависимости крестьян от феодалов.
2) Взгляды, образ жизни и мыслей крепостника.

Словарь русского языка Лопатина

Крепостничество

крепостн`ичество, -а

Словарь русского языка Ожегова

Крепостничество

реакционная идеология поборников крепостного права Закоснелое к. крепостничество == крепостное право

Толковый словарь Ефремовой

Крепостничество

крепостничество ср.
1) Общественный строй, основанный на крепостной зависимости крестьян от феодалов.
2) Взгляды, образ жизни и мыслей крепостника.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Крепостничество

(сн), крепостничества, мн. нет, ср. (публиц.).

1. Общественный уклад, основанный на крепостных отношениях (см. крепостной).

2. Взгляды, образ мыслей, поведение крепостника. Крепостничество лежало в основе политических воззрений дворянства.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Крепостничество

см. Феодализм , Крепостное право .

Полный орфографический словарь русского языка

Крепостничество

крепостничество, -а

Викисловарь

Крепостничество

общественный строй, основанный на крепостном праве взгляды, образ мыслей, поведение крепостника

Морфемный и фонетический разбор слова «крепостничество»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова крепостничество. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «крепостничество»

Какими словами можно заменить слово крепостничество? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову КРЕПОСТНИЧЕСТВО

Сочетаемость слова «крепостничество»

Как правильно употребляется слово крепостничество? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • остатки крепостничества
  • отмена крепостничества
  • пережитки крепостничества
Полная таблица сочетаемости слова КРЕПОСТНИЧЕСТВО

Предложения со словом «крепостничество»

Примеры употребления слова крепостничество в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Окончательно он должен был быть построен к 50-летнему юбилею отмены крепостничества.

Олег Рассохин, Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов

В 1859 году после одной из таких публикаций, посвящённой критике крепостничества, купец угодил в разряд неблагонадёжных.

Сборник, Нефть. Люди, которые изменили мир

Русское дворянство в XIX столетии всё больше говорит о конституции и реформах, задумывается о проблеме крепостничества.

А. Т. Урушадзе, Вольная вода. Истории борьбы за свободу на Дону

Все предложения и цитаты со словом КРЕПОСТНИЧЕСТВО

Cлово «крепостничество» является ответом на вопросы