Концепция

Cлово «концепция» означает:

(от лат. conceptio — понимание,  система,  единый замысел, ведущая мысль) — англ. conception; нем. Konzeption. Система взглядов, способ понимания к.-л. явлений, процессов; основополагающая идея  к.-л. теории.

Источник: Социологический словарь

Значение слова «концепция» в русском языке

система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений.

Источник: Бизнес словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Концепция

(от лат. conceptio — понимание — система), определенный способпонимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения,руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принципразличных видов деятельности.

Исторический словарь

Концепция

( лат. conceptio) — 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-л. произведения, науч. труда.

Исторический словарь

Концепция

— способ понимания, трактовки, оценки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, теоретическое обоснование.

Исторический словарь

Концепция

система взглядов, основополагающая идея какой-либо теории.

Политический словарь

Концепция

(лат. concepcio) — ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-л. явления.

Политический словарь

Концепция

1) Система взглядов по тому или иному вопросу, явлению, его понимание и толкование 2) Идейно-творческая трактовка темы, основная мысль научного или художественного произведения.

Политический словарь

Концепция

(от лат. conceptio — понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Психологический словарь

Концепция

— 1. Система взглядов, некое понимание явлений, процессов и пр. 2. Единый, определяющий замысел, ведущая мысль некоего произведения, научного труда и пр.

Социологический словарь

Концепция

(лат. conceptio — понимание,  единый замысел, ведущая мысль) — система  взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип,  реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. К. — исходный способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции.  Концептуальный  аспект теоретического знания выражает прежде всего парадигмальное "сечение" последнего, задает его топику и риторику, т.е. определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развертывания "порождающей" идеи систем понятий (базовых концептов). К. исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области ("фрагмента" действительности) значений и реализацию максимально широкого "мировидения" (на основе "отнесения" к ценностному основанию познания). Она имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными историческими персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и т.д.), единственно знающего (знающих) исходный замысел. К. вводит в дисциплинарные дискурсы  необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания), без которых невозможна последующая более детальная проработка ("раскрутка") презентируемой идеи. Кроме того, она "онтологизирует" и "маскирует" внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри нее представления, "стыкуя" между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью  ряд дисциплинарных метафор. Таким образом, К. прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки ("абсолютные предпосылки", согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты  и схемы рассуждений, формируя "фундаментальные вопросы" ("идеи"), в соотнесении с которыми получают свое значение  и обоснование  выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение  концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у Тулмина) — наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек,  так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие  мира. К., являясь формой выражения дисциплинарности, по-разному специфицируются в философии, теологии и науке. Наиболее адекватной собственно концептуальной форме является философия,  которую можно трактовать как дисциплинарность по порождению и обоснованию К. (в которых культура  (само)описывает себя), "производству" базовых концептов культуры, определяя "концептуальные возможности" последней. Дисциплинарная концептуальность философии принципиально разомкнута в гиперпространство. В этом отношении теология  принципиально "замыкает" свои горизонты через механизмы догматизации, соответственно — свои догматы. Сам термин  "К." заменяется здесь, как правило, близким ему термином "доктрина" (лат. docere — учить, doctrina — учение, например, доктрина грехопадения), но несущим подчеркнуто христианские коннотации и подчеркивающим элемент разъяснения сути вероучения: в частности, новообращенным, когда она может приобретать форму катехизиса — поучения, аналог которому можно найти в большинстве развитых вероучений, например, "тора" ("указание", "наставление") в иудаизме.  Тем самым, будучи содержательно релевантной К., доктрина в смысловом отношении делает акцент на "непреложности", "конечности" оснований-предпосылок, не подлежащих релятивизации (что периодически происходит в философских К.). В свою очередь, акцент "научения" имплицитно присутствует и в понятии К. как таковой. Этот ее аспект эксплицируется, когда понятие  доктрины переносят за рамки теологии и религии, в частности, в область идеологических и политологических дискурсов (например, коммунистическая доктрина), чтобы специально подчеркнуть элемент "догматики" в К. (отсюда производные понятия — "доктринер", "доктринерство"). В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция  к отождествлению понятия "К." с понятием "теория" . Иногда им обозначали "неполную", "нестрогую" и т.д. теорию именно для того, чтобы подчеркнуть ее "неполноту", "нестрогость" и т.д. В неклассической науке понятие "К." стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы,  основные смыслообразующие категории  и понятия), или (и) к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту)  описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Таким образом, К. редуцируется к предварительной теоретической организации "материала" внутри научной теории, которая в своей полной "развертке" выступает как ее реализация (в том числе "переводящая" исходные базовые концепты в конструкты) . Однако в науке К. способна быть и самостоятельной формой организации знания, особенно в социогуманитарном знании (например, диспозиционная концепция  личности или концепция социального обмена  в социологии), "замещающей" собой теорию. Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещал фокус с "когнитивного", "логического", "внутрисистемного" в теории на "праксеологическое", "семантическое", на ее "открывание" вовне, что актуализировало проблематику социокультурной исторической обусловленности научного знания в целом. Эксплицитно это было осознано в постклассической методологии науки и в социологии знания (К. и (или) концепты: "личностное знание"  и "научное сообщество" Полани, "тематический анализ  науки" Холтона, "исследовательская программа"  Лакатоса, "сильная программа" Д. Блура, "парадигма"  и "дисциплинарная матрица" Куна, "междисциплинарное единство" А. Койре, "дисциплинарный анализ" и "интеллектуальная экология"  Тулмина и др.). В целом постклассическая методология  сильно поколебала и представления о теории как высшей форме организации и структурации научного знания, и представления о возможности преодоления его "гипотетической природы", реабилитировав тем самым и К. как самостоятельную форму знания. также: Дисциплинарность, Концепт, Концептуализация,  Паттерн.  В.Л. Абушенко

Социологический словарь

Концепция

(от лат. conceptio — понимание,  система)  — 1. определенный способ понимания, трактовки к.-л. явлений; 2. изложение основной т. зр. или идеи для описания и объяснения явлений; 3. ведущий замысел, принцип  организации различн. видов деятельности.

Философский словарь

Концепция

— способ трактовки предмета на основе понятий, руководящая идея, принцип систематического освещения предмета.

Экономический словарь

Концепция

система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений.

Философский словарь

Концепция

(от лат. conceptio) ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления; внезапное рождение идеи, осн. мысли, художественного или др. мотива.

Философский словарь

Концепция

1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.

Философский словарь

Концепция

— данное в развертке, идейно и содержательно целостное, аргументированное, последовательное и завершенное изложение оригинальной научной теории или версии.

Экономический словарь

Концепция

(от лат. conception — понимание, система) — система взглядов на что-либо; основная мысль.

Экономический словарь

Концепция

(лат. conceptio) -1) замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе.

Экономический словарь

Концепция

— 1. система взглядов, то или иное понимание явлении, процессов; 2. единый, определяющий замысел.

Экономический словарь

Концепция

1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе.

Экономический словарь

Концепция

— исходный замысел, в котором концентрированно сформулированы смысл проекта, цель его реализации и предполагаемы результаты

Психологическая энциклопедия

Концепция

— 1. Система взглядов, некое понимание явлений, процессов и пр. 2. Единый, определяющий замысел, ведущая мысль некоего произведения, научного труда и пр.

Психологическая энциклопедия

Концепция

— 1. Система взглядов, некое понимание явлений, процессов и пр. 2. Единый, определяющий замысел, ведущая мысль некоего произведения, научного труда и пр.

Толковый словарь Даля

Концепция

ж. лат. понятие, образ понятия, способ пониманья, соображения и выводы.

Толковый словарь Даля

Концепция

ж. лат. понятие, образ понятия, способ пониманья, соображения и выводы.

Толковый словарь Ожегова

Концепция

Система взглядов на что-нибудь; основная мысль

Толковый словарь Ожегова

Концепция

Система взглядов на что-нибудь; основная мысль

Юридический словарь

Концепция

(лат. conceptio) -1) замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе.

Юридический словарь

Концепция

(лат. conceptio) -1) замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе.

Каким бывает «концепция»?

Концепция бывает:

  • целостная
  • оригинальная
  • марксистская
  • стратегическая
  • теоретическая
  • альтернативная
  • абстрактная
  • американская
  • базовая
  • биологическая
Все определения к слову КОНЦЕПЦИЯ

Фонетический разбор слова «концепция»

Звуко-буквенный разбор слова концепция. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «концепция»

Какими словами можно заменить слово концепция? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову КОНЦЕПЦИЯ

Ассоциации к слову «концепция» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово концепция? В русском языке со словом концепция чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову КОНЦЕПЦИЯ

Сочетаемость слова «концепция»

Как правильно употребляется слово концепция? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абстрактные концепции
  • авторская концепция
  • альтернативная концепция
  • библейская концепция
  • единая концепция
  • идеологическая концепция
  • изложенная концепция
  • историческая концепция
Полная таблица сочетаемости слова КОНЦЕПЦИЯ

Cлово «концепция» является ответом на вопросы