Идея

Cлово «идея» означает:

— от греческого "idea", философский термин, означающий "небесный прообраз" вещи, духовную матрицу, чьим телесным воплощением являются предметы и существа земной реальности.

Источник: Политический словарь

Значение слова «идея» в русском языке

(греч. idea), 1) первоначально "то, что видно", "видимое", затем "видимая сущность", прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По Канту, идеи — понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте. 2) Мысль, представление. 3) Намерение, план.

Источник: Политический словарь

Психологический словарь

Идея

(Idea; Idee) — в психологии мысль или когнитивный процесс, непосредственно не являющиеся сенсорными по своей природе; ментальное содержание, суть которого не сводима к перцептивному процессу."Я употребляю слово идея для выражения смысла, заключенного в изначальном образе; смысла, абстрагированного от конкретики этого образа" (ПТ, пар. 714).Фактически Юнг использовал термин двояко. С одной стороны, слово относится к смыслу, который возникает из образа. В этом случае идея может выступать как явление вторичное. С другой стороны, "идея" несет в себе основную психологическую нагрузку, без которой нет ни конкретных эмоций, ни концептуализации."<…> я иногда пользуюсь понятием идеи для обозначения известного психологического элемента, имеющего близкое отношение к тому, что я называю образом <…> если образ не имеет мифологического характера, т. е. если он лишен созерцаемых черт и является просто коллективным, тогда я говорю об идее (там же). есть психологическая величина, определяющая не только мышление, но, в качестве практической идеи, и чувство. Правда, я в большинстве случаев пользуюсь термином "идея" лишь тогда, когда говорю об определении мышления у мыслящего; но точно так же я говорил бы об идее и при определении чувств у чувствующего <…> Именно двойственная природа идеи как чего-то первичного ведет к тому, что этим термином пользуются иногда вперемежку с "изначальным образом". При интровертной установке идея является primum movens (первопричиной), при экстравертной — она оказывается продуктом" (там же, пар. 719).

Философский словарь

Идея

— понятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее — знания). Понятие И. является одним из центральных у Платона, обозначая трансцендентный мир истинного бытия, по образцу которого существуют вещи чувственной реальности. Это учение получает развитие в неоплатонизме и средневековой философии, которые трактуют И. как идеальные формы, по образцу которых божественный ум, а затем и сам Бог творят вещи. Таким образом, от античности до Возрождения И. трактуются чисто онтологически. В Новое время И. рассматриваются преимущественно гносеологически, как одна из основных форм человеческого познания. Возникают споры по поводу происхождения И. и их соответствия реальности, которые находят свое выражение в противостоянии рационализма и эмпиризма. Докантовский рационализм рассматривал И. как "врожденные", изначально присущие субъекту и не сводимые к опыту. Эмпиризм видел в И. лишь обобщение чувственных данных, а субъект трактовал как пассивное отражение действительности. В философии Канта И. — это понятие разума, которому ничего не соответствует в опыте. И. возникают в результате попыток разума выйти за пределы чувственного опыта и рассматриваются Кантом как принципы, задающие цель познанию. Для Гегеля абсолютная И. является высшей точкой развития знания, которая включает в себя все предшествующие формы знания и поэтому является высшей объективной истиной, в которой совпадают мышление и реальность. В философии 20 в. слово "И." практически полностью утрачивает свое значение и используется лишь как синоним термина "понятие". (См. также Эйдос.)

Философский словарь

Идея

— форма отражения окружающего мира, синтезирующая определенную совокупность понятий и представлений в целостное единство, выражающее их сущность. И. активно воздействуют на ход развития общества, способствуя или препятствуя его изменению. С т. зр. религии и объективного идеализма И. предшествуют материальным вещам, они выступают как «мысли бога», как ступени в развитии «мир духа» {Гегель) и т. п. Идеализм рассматривает И. как определяющий фактор в жизни человеч. общества. Диалектич. материализм видит в И. особую форму отражения объективного мира. «Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные», — подчеркивал Ф. Энгельс (т. 20, с. 629). Те или иные общественные И. овладевают людьми лишь тогда, когда социально-экономич. условия рождают в них потребность.

Философский словарь

Идея

Идеальное, не представимое по своему существу в чувственных образах, т. е. идеальное, не переводимое в субъективное реальное; то идеальное, какое ни при каких условиях не может быть феноменальным. Идеи нужно отличать от типа идеального, которое не представимо только в своей тотальности, но представимо в частности ("испанский язык", "сфера искусства", "сфера обслуживания г. Новороссийска"). Действительным субстратом такого неидейного идеального является досубъективная поглощенность, маскируемая антропоморфными выделенностями. Пример собственно идей: "число", "три миллиарда семьсот двадцать один", "равнобедренный треугольник", "прямая", "зеленое красное", "одиннадцатимерное пространство", "напряженность электромагнитного поля" и т. д. Идеальности типа "четырехголовый человек", "василиск", "снеговой огонь" идеями не являются.

Толковый словарь Даля

Идея

ж. лат. понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображенье предмета; умственное изображенье. | Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел; | намеренье, замысел. Идеология ж. мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли. Идеал м. мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз; представитель; образец-мечта. Идеаловый, к идеалу относящ.; идеальный, воображаемый, думный, мысленный; первообразный, прообразный или началообразный. Идеальность противоположна реальности, мыслимый первообраз насущному. Идеалист м. -тка ж. умствователь, кто увлекается несбыточными на деле выдумками; мечтатель, мнитель. Идеализм м. философия, основанная не на явлениях вещественного мира, а духовного или умственного. | Наклонность человека к мечтательности этого рода.

Толковый словарь Ожегова

Идея

Это хорошая мысль, хорошо придумано, мысль N5

Толковый словарь Ожегова

Идея

Сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности

Толковый словарь Ожегова

Идея

Мысль, намерение, план

Толковый словарь Ожегова

Идея

Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь

Толковый словарь Ожегова

Идея

Мысленный образ чего-нибудь, понятие о чем-нибудь Lib

Большой Энциклопедический Словарь

Идея

(греч. idea) — 1) первоначально "то, что видно", "видимое" (как иэйдос), затем "видимая сущность", прообраз. Платон называл идеейумопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. ПоКанту, идеи — понятия разума, которым нет соответствующего предмета вчувственном опыте (свобода, бессмертие, бог)…2) Мысль,представление…3) Намерение, план.

Психологический словарь

Идея

— представление о бытии, ограничивающее разнообразие поведения людей. Так, например, навязчивая идея заставляет человека совершать навязчивые действия. о том, что техника — это плохо заставляла луддитов ломать станки. Последствия возникновения, принятия идеи могут быть самыми необыкновенными и вычурными. о том, что любое убийство можно оправдать с моральной точки зрения, может привести, например, к постоянным страхам за свою жизнь, постоянному оглядыванию на улице, либо даже к расстройству психики (см. "Преступление и наказание").

Психологический словарь

Идея

— 1. Мысль, общее понятие, представление о предмете или явлении, отражающее действительность, выражающее отношение к ней. 2. Определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, мировоззрения. 3. Мысль, замысел, намерение, план. 4. Мысленный образ чего-либо, понятие о чем-либо.

Психологический словарь

Идея

1. У Платона – интеллектуальный эквивалент формы. в этом смысле – то, что видится мысленно, посредством интеллектуального зрения. В чисто платоновском смысле, только идеи реальны, и часто это слово писалось прописными буквами, чтобы подчеркнуть это. Например, нет никакого подлинного треугольника, представленного чьим-то ощущениям; истинный, реальный треугольник – это идея Треугольника в сознании. 2. У Декарта представление об "истинной" идее исчезает; оно стало тем, что воспринимается непосредственно сознанием. Эта точка зрения отражена и в работах Локка и развивалась разными представителями британского эмпиризма. 3. В современной когнитивной психологии этот термин по-прежнему употребляется приблизительно таким же образом. То есть идея понимается как психическое явление, в основе которого лежит состояние мозга и которое каким-то образом происходит из опыта. В этом смысле идея рассматривается как связанная с "реальным миром", и предполагается, что сама идея является результатом пока еще неизвестного процесса обработки информации, в результате которого возникает феноменальный опыт. 4. В непрофессиональных понятиях – это план, схема, мнение, озарение и т.д.

Психологический словарь

Идея

В данном труде я иногда пользуюсь понятием "идея" для обозначения известного психологического элемента, имеющего близкое отношение к тому, что я называю образом (см.). Образ может быть личного или безличного происхождения. В последнем случае он является коллективным и отличается мифологическими свойствами. Тогда я обозначаю его как изначальный или первичный (исконный) образ. Но если образ не имеет мифологического характера, то есть если он лишен созерцаемых черт и является просто коллективным, тогда я говорю об идее. Итак, я употребляю слово идея для выражения смысла, заключенного в изначальном образе, смысла, абстрагированного от конкретики этого образа. Поскольку идея есть абстракция (см.), постольку она представляет собой нечто производное или развившееся из более элементарного, она является продуктом мышления. В таком смысле — чего-то вторичного и производного — идею понимает Вундт /101- Bd.7. S.13/ и другие. Но поскольку идея есть не что иное, как формулированный смысл изначального образа, в котором этот смысл был уже символически представлен, постольку идея, по своей сущности, не есть нечто выведенное или произведенное, но с психологической точки зрения она имеется налицо априори, как данная возможность мысленных связей вообще. Поэтому идея по существу (не по своей формулировке) есть априори существующая и обусловливающая величина. В этом смысле идея у Платона есть первообраз вещей, в то время как Кант определяет ее как архетип (Urbild) всего практического употребления разума, трансцендентное понятие, которое, как таковое, выходит за пределы возможности опыта /102/, понятие разума, "предмет которого совсем не может быть найден в опыте". /103- Т.2. С.64/ Кант говорит: "Хотя мы и должны сказать о трансцендентальных понятиях разума: они суть только идеи, тем не менее нам ни в коем случае не следует считать их излишними и ничтожными. Ибо даже если ни один объект не может быть этим определен, все же они могут в основе и незаметно служить рассудку каноном для его распространенного и согласного с собой употребления, причем хотя он не познает этим никакого предмета более, чем он познал бы по своим понятиям, но все же в этом познании он руководится лучше и дальше. Не говоря уже о том, что, может быть, они делают возможным переход от понятий природы к практическим понятиям и, таким образом, могут доставить самим моральным идеям опору и связь со спекулятивными познаниями разума". /102/ Шопенгауэр говорит: "Итак, я понимаю под идеей каждую определенную и твердую ступень объективации воли, поскольку воля есть вещь в себе и потому чужда множественности; эти ступени, конечно, относятся к определенным вещам, как их вечные формы или их образцы". /86- Т.1. §25/ У Шопенгауэра идея, правда, созерцаема, ибо он понимает ее совершенно в том же смысле, в каком я понимаю изначальный образ; все же она непознаваема для индивида, она открывается только "чистому субъекту познания", поднявшемуся над велением и индивидуальностью. /86- Т.1. §49/ Гегель совершенно гипостазирует идею и придает ей атрибут единственно реального бытия. Она есть "понятие, реальность понятия и единство обоих". [Гегель. Эстетика. I, 138] есть "вечное порождение". [Гегель. Логика III. С.242 f] У Лассвица идея есть "закон, указывающий то направление, в котором наш опыт должен развиваться". Она есть "достовернейшая и высшая реальность". У Когена идея есть "самосознание понятия, "основоположение бытия". Я не хочу увеличивать число свидетельств в пользу первичной природы идеи. Достаточно и приведенных ссылок для того, чтобы показать, что идея понимается и как величина основополагающая и наличная априори. Это последнее качество она получает от своей предварительной ступени, от изначального, символического образа (см.). Вторичная же ее природа абстрактности и производности появляется от рациональной обработки, которой изначальный образ подвергается для того, чтобы быть приспособленным к рациональному употреблению. Так как изначальный образ есть психологическая величина, всегда и всюду самобытно возникающая, то в известном смысле то же самое можно сказать и об идее; однако идея в силу ее рациональной природы гораздо более подвержена изменению при помощи обусловленной влиянием времени и обстоятельств рациональной обработки, которая дает ей различные формулировки, всегда соответствующие духу данного времени. Некоторые философы приписывают идее, ввиду ее происхождения от изначального образа, трансцендентное свойство; но, собственно говоря, такое свойство присуще не идее, как я ее понимаю, а, скорее, изначальному образу, ибо ему присуще свойство безвременности потому, что он от века и повсюду придан человеческому духу в качестве его интегрирующей составной части. Свое качество самостоятельности идея также заимствует у изначального образа, который никогда не делается, но всегда имеется налицо и сам из себя вступает в восприятие, так что можно было бы даже сказать, что он сам собой стремится к своему осуществлению, ибо он ощущается нашим духом как активно определяющая потенция. Впрочем, такое воззрение не всеобще; оно, вероятно, зависит от установки (см. главу VII). есть психологическая величина, определяющая не только мышление, но, в качестве практической идеи, и чувство. Правда, я в большинстве случаев пользуюсь термином "идея" лишь тогда, когда говорю об определении мышления у мыслящего; но точно так же я говорил бы об идее и при определении чувств у чувствующего. Напротив, терминологически уместно говорить об определении изначальным образом, когда речь идет об априорном определении недифференцированной функции. Именно двойственная природа идеи, как чего-то первичного, ведет к тому, что этим термином пользуются иногда вперемежку с "изначальным образом". При интровертной установке идея является primum movens (первопричиной), при экстравертной — она оказывается продуктом.

Социологический словарь

Идея

— англ. idea; нем. Idee. 1. Форма  и продукт  человеческого мышления, способ отражения, познания объективной реальности, 2. Цель,  замысел, т. е. предполагаемый результат человеческой деятельности. 3. Логический принцип,  лежащий в основе теоретической системы. 4. В идеализме  — духовная первооснова вещей, смысл,  сущность.

Философский словарь

Идея

(греч.-букв. «то, что видно», образ): философский термин, с помощью которого обозначают смысл, значение, сущность предметов, явлений и процессов окружающего мира. В различных философских школах и направлениях идея означает либо то, что находится в человеческом сознании (тогда идея понимается как средство, при помощи которого человек формирует знание о мире), либо то, что присуще самой реальности (тогда идея, как в философии Г. Гегеля, есть «логически разумная» сторона самой действительности, к которой человеческое сознание только «подключается»). Кроме того, в одних философских учениях идея означает «основной замысел» объекта; способ его построения, а также отвечает на вопрос: «Для чего он существует?»; в других, наоборот, сам «логический каркас» мира представляется как сложная иерархия идей, универсально охватывающих все «этажи» объективной реальности.

Философский словарь

Идея

(греч. idea — буквально: “то, что видно”, образ) — философский термин, обозначающий “смысл”, “значение”, “сущность” и тесно связанный с категориями мышления и бытия. В истории философии категория “И.” употребляется в различных смыслах. Когда И. рассматривается только как существующая в сознании, она обозначает: I) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов (Наивный реализм); 2) “смысл” или “сущность” вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир (Субъективный идеализм). В нек-рых философских системах И. обозначала и материалистический принцип (так, Демокрит называет свои атомы “идеями”). В системах объективного идеализма. И. считается объективно существующей сущностью всех вещей (Объективная идея). У Гегеля, напр., И.— смысл и творец всех вещей,— развиваясь чисто логически, проходит стадии объективную, субъективную и абсолютную. Решение вопроса об И. зависит от правильной постановки вопроса об отношении мышления к бытию. Последовательно научно он разработан только в диалектическом материализме, где И. рассматривается как отражение объективной реальности. Вместе с тем подчеркивается и обратное влияние И. на развитие материальной действительности в целях ее преобразования. Под И. понимается также одна из форм, способ познания, смысл к-рых заключается в формулировании обобщенного теоретического принципа, объясняющего сущность, закон явлений. Таковы, напр., идеи о материальности мира, о двойственном корпускулярно-волновом характере вещества и поля и т. д.

Философский словарь

Идея

В древней философии так обозначается умопостигаемая и вечная сущность предмета в противоположность его чувственному, преходящему явлению (см. Платон). У Канта И. есть априорное понятие чистого разума, не отвечающее никакому внешнему предмету, но выражающее функцию самого разума — завершать высшим единством всякое рассудочное познание (см. Кант). У Гегеля своеобразно соединяются оба эти главные смысла слова И. с упразднением их ограниченности: его И. есть Платоновская сущность, но не вне процесса, а в нем самом, и вместе с тем это Кантовское понятие чистого разума, но не лишенное бытия, а создающее всякое бытие в себе и из себя. — У английских и французских философов, не подчинившихся влиянию кантианства и гегельянства, И. сохранила чисто психологическое значение: идеями называются здесь не только все общие отвлеченные понятия, но и простые представления. Вл. С.

Философский словарь

Идея

(греч "idea") — философский термин, означающий "небесный прообраз" вещи, духовную матрицу, чьим телесным воплощением являются предметы и существа земной реальности.

Философский словарь

Идея

— выражение смысла в познавательной интенции. Если смысл — отношение содержания изначального самоопределения воли и ее инобытийных воплощений, то идея — это отношение изначального самоопределения воли к познавательной интенции. частный аспект смысла.

Философский словарь

Идея

(от греч. idea) — в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в философии со времени Платона метафизическая сущность вещи, которую Аристотель мыслил как силосозидающую и формообразующую (см. Энтелехия), неоплатонизм — как излучение высшего мирового принципа, средневековое христианство — как "божественную мысль". Постепенно идею начинают понимать все более субъективистски. Начиная с Декарта и Локка идея означает лишь "образ вещи, создаваемый духом", представление, которому действительная вещь соответствует лишь несовершенным образом. Платоновское понятие идеи тем самым бледнеет; ибо, по Платону, идеи суть вечные и неизменные, постигаемые не чувственно, а лишь духовно, на основе врожденной способности воспоминания, реально существующие прообразы вещей. Вещь является отражением идеи, она причастна к идее, идея присутствует в ней. Идеи являются "подлинно-сущим". Со времени нем. идеализма (Шеллинг, Фихте) подготовлялось новое, динамическое понимание идей: идея есть не что иное, как понятие совершенства, которого (совершенства) еще не существует в опыте, напр. идея совершенного, справедливо управляемого государства. Пусть только наша идея будет правильной, и тогда, несмотря на наличие препятствий, стоящих на пути к ее осуществлению, она не будет невозможной (Кант). Гёте находит идеальное "в духе действительного". ", там, где она проникает в жизнь, дает неизмеримую силу и мощь, и только идея является источником силы" (Фихте). Гегель видит в идее объективную истину и одновременно истинное бытие. есть развертывающееся в диалектическом процессе мышление, действительность есть развитая идея. Исторический материализм (см. Материализм, Материализм исторический) рассматривает идею как обусловленную экономическими отношениями, а провозглашение идеи — просто как идеологию; представители идеалистического понимания истории ищут движущие силы исторических событий в идеях.

Философский словарь

Идея

(от греч. idea) — мысль, представление; намерение, план; понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте.

Философский словарь

Идея

— понятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее — знания). Понятие И. является одним из центральных у Платона, обозначая трансцендентный мир истинного бытия, по образцу которого существуют вещи чувственной реальности. Это учение получает развитие в неоплатонизме и средневековой философии, которые трактуют И. как идеальные формы, по образцу которых божественный ум, а затем и сам Бог творят вещи. Таким образом, от античности до Возрождения И. трактуются чисто онтологически. В Новое Время И. рассматривается преимущественно гносеологически, как одна из основных форм человеческого познания. Возникают споры по поводу происхождения И. и их соответствия реальности, которые находят свое выражение в противостоянии рационализма и эмпиризма. Докан-товский рационализм рассматривал И. как "врожденные", изначально присущие субъекту и не сводимые к опыту. Эмпиризм видел в И. лишь обобщение чувственных данных, а субъект трактовал как пассивное отражение действительности. В философии Канта И. — это понятие разума, которому ничего не соответствует в опыте. И. возникают в результате попыток разума выйти за пределы чувственного опыта и рассматриваются Кантом как принципы, задающие цель познанию. Для Гегеля абсолютная И. является высшей точкой развития знания, которая включает в себя все предшествующие формы знания и поэтому является высшей объективной истиной, в которой совпадают мышление и реальность. В философии 20 в. И. практически полностью утрачивает свое значение и используется лишь как синоним понятия. (См. также Эйдос). А.В. Филиппович

Философский словарь

Идея

— мысленное образование, включающее в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.

Философский словарь

Идея

(от греч. idea — образ, представление) — многозначное понятие, использовавшееся в философии в существенно разных смыслах. В философии до Платона И. — это форма, вид, природа, образ или способ, класс или вид. У Платона И. — вневременная сущность, динамический и творящий архетип существующего; И. образуют иерархию и органическое единство, являясь образцами как для всего, что существует, так и для объектов человеческого желания. У стоиков И. — общие понятия человеческого ума. В неоплатонизме И. истолковываются как архетипы вещей, находящиеся в космическом Уме. В раннем христианстве и в схоластике И. являются прообразами вещей, вечно существующими в уме Бога. В Новое время, в 17—18 вв. понятие «И.» субъективируется, и И. отождествляются с понятиями человеческого ума. Согласно Р. Декарту и Дж. Локку, И. означает «образ вещи, создаваемый духом», представление, которому реальная вещь соответствует лишь несовершенным образом. В нем. идеализме на первый план выдвигается динамический, нормативный аспект И.: если И. правильна, она, несмотря на препятствия, непременно реализуется. Для Г.В.Ф. Гегеля И. является объективной истиной и одновременно истинным бытием; И. — это развертывающееся в диалектическом процессе мышление, а действительность есть развитая И. Марксизм сохранил динамическую трактовку И.: она отражает реальность не только в ее наличности, но и в необходимости и возможности, в тенденции развития. «…Ниспровергающий характер истины придает мышлению качество императивности… предикат «есть» подразумевает «должно быть», — пишет неомарксист Г. Маркузе. — Этот основывающийся на противоречии двухмерный стиль мышления составляет внутреннюю форму не только диалектической логики, но и всей философии, вступающей в схватку с действительностью».

Философский словарь

Идея

(вид, образ, форма) — во многих философских учениях понятие, имеющее символическое значение; относится не только к эпистемологии, но и к онтологии, эстетике и др. разделам. Не во всякой философии И. ассоциируется с мыслью (в субъективно-человеческом смысле). В античной философии И. понималась как умозримо-телесная форма, как высшее выражение самого бытия. Так, Парменид понимает мысль онтологически, когда отождествляет ее с созданной им категорией бытия: "одно и то же мыслить и то, о чем мысль, ведь не найти тебе мысль без бытия, в котором она высказана" (перевод М. К. Петрова). С возникновением категории И. последняя тоже противопоставляется небытию и пустоте (пространству). И. понимается как активное мужское начало, а оформляемая ею пустота — как женское. Затем складывается еще менее напряженная оппозиция "понятие — идея" в связи с формированием категории "материя". Смысл древесной метафоры, образующей данную категорию, переносится на всякий материал в качестве возможности для эйдоса-формы. Одним из первых термин "эйдос" категориально употребляет Анаксагор. Он называет эйдосы частиц, из которых возник мир, "семенами всех вещей" и говорит о том, что "все явления суть зрение невидимого". Демокрит также говорит о недоступных чувственному восприятию идеях-атомах, из которых слагаются все явления, как из букв слагаются слова. -атом как единое и неизменное бытие наследует некоторые черты Парменидова бытия. Пустота располагается между движущимися атомами. Несмотря на то, что термины "эйдос" и И. не часто употребляются Платоном, его теория И. представлена лучше благодаря сохранности текстов. В целом, при всей изменчивости и неоднозначности взглядов, Платон ближе к элейской традиции, чем Демокрит. Его И. образуют как бы самостоятельный мир, подобно бытию Парменида, открываемому восхождением по "пути истины". В отличие же от последнего, мир И. Платона не столь статичен и обладает собственной иерархией с И. блага во главе (влияние моральной философии Сократа). И. также подобны геометрическим фигурам (влияние пифагорейцев), они выступают порождающими образцами всего существующего. Человек в мире подобен узнику пещеры, созерцающему лишь тени, лишь подобия И. Познание должно отвратиться от чувственных вещей, и тогда душа, посредством припоминания, совершит восхождение к совершенным эйдосам. Эрос, любовь и символизируют данное стремление. Термин "эйдос" у Аристотеля обычно переводится как "форма". Основание данного перевода в том, что Аристотель отрицает самостоятельное, т. е. независимое от вещей, существование И. Для него И. — это основа бытия и целевая причина становления самой вещи. Эрос самостоятельного становления выражается у Аристотеля категориями энергии и энтелехии. Эйдосы всеобщего космического становления образуют иерархию, на вершине которой И. идей — неподвижный ум (подобный миру И. Платона), как причина всего становления. Материя же есть возможность эйдоса. Представление о реальном существовании общего в самих вещах стало впоследствии теоретическим основанием умеренного реализма, или концептуализма, т. к. общее постигается в концепте. Истолкование процесса познания у Аристотеля стало теоретическим основанием эмпиризма. Для него слова есть знаки душевных впечатлений, а последние есть подобия действительных вещей. Стоики объясняли возникновение понятия через ассоциации ощущений и восприятий. Слово-понятие есть элемент речи. И. как смысл высказывания называлась стоиками "лектон" (отглагольное прилагательное от "говорить"). Лектон — это то, что говорящий "имеет в виду", т. е. И. называемых им вещей. Полнота лектона возрастает соответственно развернутости и сложности высказывания. От стоиков, через У. Оккама, англо-саксонский эмпиризм и вплоть до лингвистической философии, идет линия номиналистического понимания И. В среднем платонизме и неоплатонизме мир И. противопоставляется чувственному, но в рамках античной интуиции космоса. Привлекаются элементы учения Аристотеля о мировом уме, учения стоиков о логосе и др. С возникновением христианства меняются символические основания теорий И.: представление о трансцендентном миру Боге, его личностном воплощении, триединстве и др. До возникновения схоластической философии в обоснованиях нового мировоззрения господствует платонизм. Так, Бл. Августин говорит об И. Творца, предшествующих сотворению мира (его линию продолжают Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский и др.). В средневековой философии большое значение придается проблеме универсалий, т. е. проблеме реальности общих понятий. Это связано с теологической проблемой истолкования триединства. Как следует понимать единство трех ипостасей? Если общее есть только имя (отсюда термин "номинализм"), то возникает опасность троебожия, для избежания которой необходимо четко разграничить области теологии и науки (У. Оккам, Н. Орем, И. Буридан и др.). Если же реальность родового понятия противопоставляется реальности его видовых определений, возникает опасность пантеизма (крайний реализм). Католическая церковь канонизировала решение проблемы универсалий в духе умеренного реализма (Фома Аквинский). В схоластике преобладает аристотелизм, "сущности" Аристотеля и их познание номиналисты понимали больше в духе "Метафизики", а реалисты — в духе "Категорий". В рационализме нового времени И. понимаются как общие для людей и присутствующие в душе значения. Предлагаются различные логико-теологические обоснования. Антропоцентрический поворот начинается с Р. Декарта. Как Платон и схоласты, он считает И. врожденными, но понимает врожденность как способность души к мышлению. Чувственные восприятия — лишь повод для И. как априорных значений души. И. могут выражаться в различных знаковых формах. Б. Спиноза видит в мышлении атрибут Бога. Бог причина как И., так и вещей, поэтому "порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей". Познаются И. в интеллектуальном созерцании, а затем выражаются дискурсивно. Г. В. Лейбниц говорит об И. как "экспрессиях" (выражениях) души, они не подобны, но лишь аналогичны вещам. Знаковое соответствие И. вещам установил Бог. Знаки обозначают И., а И. есть знаки вещей, имеющиеся в душе (ср. Аристотель, стоики, У. Оккам). Понятия (концепты), в отличие от И., есть искусственные знаки вещей. В британском эмпиризме (Ф. Бэкон, Т. Гоббс и др.) происхождение И. связывается с чувственным опытом. Дж. Локк отрицает наличие врожденных И. и принципов. Для него И. — это индивидуальные значения ума, образуемые либо через ощущения, либо через самонаблюдение ума (рефлексию). И. — это некоторое "восприятие ума" (ощущение, представление, фантазия и т. д.). Сходство с вещами имеют И. "первичных качеств" (фигура, движение, протяженность, плотность), И. "вторичных качеств" (цвет, запах, звук, вкус) такого сходства не имеют. Абстрактные понятия существуют в уме, но сходства с вещами также не имеют. Общие термины используются лишь для произвольной классификации вещей и удобства в общении. Дж. Беркли отходит от эмпиризма Локка, уникальность его позиции заключается в соединении примата ощущений для познания с элементами неоплатонизма. Беркли называет ощущения "реальными идеями" Творца, из них слагаются вещи и мир в целом. Все же абстрактные понятия, которые сконструированы человеком по собственной воле, ложны. Существуют только духовные субстанции. И. творятся на воле, а познаются в качестве объекта пассивных восприятий души. В отличие от Беркли, Д. Юм агностически решает вопрос о существовании духовной субстанции, он также отказывается от отождествления И. с восприятием (Локк). Восприятия делятся им на впечатления (внешние и внутренние ощущения) и И. как их вторичные образы в мышлении. Кант отграничивает И. разума от понятий и категорий рассудка. В познании И. могут функционировать только в качестве проблематических понятий, для которых нет предмета в чувственном опыте. Они служат архитектонике разума, выполняют регулятивную функцию объединения и систематизации познания в форме науки. Роль И. передается оптической метафорой "мнимого фокуса". Если модальность категорий рассудка — "возможно…" (область возможного опыта), то модальность И. — "как если бы…". В практической философии И. понимается как идеал (моральный). Для Г. В. Ф. Гегеля "вещи суть то, что они суть, лишь через пребывающие в них божественные и поэтому творческие мысли". Однако, в отличие от Беркли, последние открываются у Гегеля не в ощущениях, а в логическом саморазвертывании. истина же заключается в соответствии вещей И., истина есть должное. Неистинное, заблуждение есть плохое как неполнота воплощения И. Абсолютная И. является "снятием", синтезом всех конечных определений, она обладает наибольшей полнотой и "конкретностью". Логическому развертыванию И. соответствует ее развертывание в природе (самоотчуждение абс. И.) и в человеческом духе (снятие самоотчуждения, "отрицание отрицания"). Врожденные И. признаются как И. "в себе", в ходе развития становящиеся "в себе и для себя", т. е. как способности. Э. Гуссерль строго разграничивает сущность от существования. "Эпохе" для него есть воздержание от суждений о существовании рассматриваемого предмета, т. е. от экзистенциальных суждений обыденного сознания. Сущность же предмета есть его эйдос. И. Кант тоже не считал существование реальным предикатом, тоже понимал И. как чисто смысловую форму, однако подход Гуссерля весьма своеобразен. Он отрицает все традиционные теории понятийного абстрагирования: И. постигаются в особого рода интеллектуальной — эйдетической интуиции. Усмотрение сущности, эйдоса начинается с "эпохе". Затем предмет, взятый в чисто смысловом аспекте, рассматривается как частный случай, частный вариант некоторой сущности. Это достигается методом свободной вариации рассматриваемого предмета в воображении. Смысловая вариация предмета имеет свои границы, свой горизонт. Эйдос и есть этот горизонт возможностей, сохраняющий инвариантность сущности предмета. Эйдосы есть элементы сознания и не зависят от конкретной психологической и знаковой формы. Моральные, религиозные и др. И. рассматриваются как важный фактор общественной интеграции и солидарности в социологии Э. Дюркгейма. Исследователи идеологии отмечают "натурализацию" И. в последней, когда должное представляется как "истинное", идеальное в качестве "природного" и т. д. Д. В. Анкин

Философский словарь

Идея

Он (Беркли) называет "идеей" все, что известно нам непосредственно, как, например, известны факты ощущений.

Экономический словарь

Идея

— исходное теоретическое положение, с позиции которого отражается широкий спектр содержания реального педагогического явления

Психологическая энциклопедия

Идея

(Idea; Idee) — в психологии мысль или когнитивный процесс, непосредственно не являющиеся сенсорными по своей природе; ментальное содержание, суть которого не сводима к перцептивному процессу."Я употребляю словоидея для выражения смысла, заключенного в изначальном образе; смысла, абстрагированного от конкретики этого образа" (ПТ, пар. 714).Фактически Юнг использовал термин двояко. С одной стороны, слово относится к смыслу, который возникает из образа. В этом случае идея может выступать как явление вторичное. С другой стороны, "идея" несет в себе основную психологическую нагрузку, без которой нет ни конкретных эмоций, ни концептуализации."<…> я иногда пользуюсь понятием идеи для обозначения известного психологического элемента, имеющего близкое отношение к тому, что я называю образом <…> если образ не имеет мифологического характера, т. е. если он лишен созерцаемых черт и является просто коллективным, тогда я говорю об идее (там же). есть психологическая величина, определяющая не только мышление, но, в качестве практической идеи, и чувство. Правда, я в большинстве случаев пользуюсь термином "идея" лишь тогда, когда говорю об определении мышления у мыслящего; но точно так же я говорил бы об идее и при определении чувств у чувствующего <…> Именно двойственная природа идеи как чего-то первичного ведет к тому, что этим термином пользуются иногда вперемежку с "изначальным образом". При интровертной установке идея является primum movens (первопричиной), при экстравертной — она оказывается продуктом" (там же, пар. 719).

Каким бывает «идея»?

Идея бывает:

  • навязчивая
  • бредовая
  • гениальная
  • неплохая
  • оригинальная
  • абстрактная
  • отличная
  • плодотворная
  • стоящая
  • базовая
Все определения к слову ИДЕЯ

Фонетический разбор слова «идея»

Звуко-буквенный разбор слова идея. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «идея»

Какими словами можно заменить слово идея? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ИДЕЯ

Ассоциации к слову «идея» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово идея? В русском языке со словом идея чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ИДЕЯ

Сочетаемость слова «идея»

Как правильно употребляется слово идея? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абсолютная идея
  • абстрактные идеи
  • абсурдная идея
  • авторская идея
  • альтернативные идеи
  • американская идея
  • аналогичные идеи
  • анархистские идеи
  • анархические идеи
  • базовая идея
Полная таблица сочетаемости слова ИДЕЯ

Cлово «идея» является ответом на вопросы