Карнавал

Cлово «карнавал» означает:

— культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим "типом образности" (М.М.Бахтин). Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используется в современной философии культуры. Многомерный анализ К. в культурологическом контексте был впервые осуществлен в книге М.М.Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и "Ренессанса" (первый вариант рукописи был завершен в 1940; первое издание — Москва, 1965; переведена на многие языки). Отказавшись от традиционалистских описаний социального фона эпохи Возрождения и от рассмотрения передовых взглядов Рабле-гуманиста, Бахтин сосредоточился на исследовании античных и особенно средневековых истоков романа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Бахтину удалось понять и разгадать (в контексте реконструкции, по мысли академика АН СССР М.П.Алексеева, "народно-фольклорной традиции средневековья") ряд особенностей изучаемого произведения, давно казавшихся исследователям очень странными. Присущее "Гаргантюа и Пантагрюэлю" парадоксальное сочетание многочисленных "ученых" образов и простонародной (а часто и непристойной) комики Бахтин объяснил значимым воздействием на Рабле площадной смеховой культуры средневековья, возникшей в гораздо более ранний период, но достигшей своего полного расцвета к 16 в. По мнению Бахтина, не только Рабле, но и Дж.Бокаччо, У.Шекспир, М.Сервантес оказались подвластны обаянию жизнеутверждающей и светлой атмосферы, свойственной К. и другим народным праздникам того времени. ьная культура обладала хорошо разработанной системой обрядово-зрелищных и жанровых форм, а также весьма глубокой жизненной философией, основными чертами которой Бахтин считал универсальность, амбивалентность (т.е. — в данном случае — восприятие бытия в постоянном изменении, вечном движении от смерти к рождению, от старого к новому, от отрицания к утверждению), неофициальность, утопизм, бесстрашие. В ряду обрядово-зрелищных форм народной средневековой культуры Бахтин называл празднества карнавального типа и сопровождающие их (а также и обычные гражданские церемониалы и обряды) смеховые действа: "праздник дураков", "праздник осла", "храмовые праздники" и т.д. Народная культура воплощалась также в различных словесных смеховых произведениях на латинском и на народных языках. Эти произведения как устные, так и письменные, пародировали и осмеивали буквально все стороны средневековой жизни, включая церковные ритуалы и религиозное вероучение ("Вечерня Киприана", многочисленные пародийные проповеди, литургии, молитвы, псалмы и т.д.). Веселая вольница карнавального празднества порождала разнообразные формы и жанры неофициальной, а чаще всего и непристойной фамильярно-площадной речи, в значительной мере состоящей из ругательств, клятв и божбы. На карнавальной площади всегда настойчиво звучали возгласы балаганных зазывал, которые — вместе с другими "жанрами" уличной рекламы ("крики Парижа", крики продавцов чудодейственных средств и ярмарочных врачей) — обыгрывались и пародировались, становясь при этом важным элементом народной смеховой культуры. По мысли Бахтина, Рабле объединил в романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" все эти формы, жанры и мотивы, сохранив их для потомков и создав тем самым своего рода "энциклопедию" средневекового смеха. Причем, с точки зрения Бахтина, опора на смеховую народную культуру не только не противоречила гуманистическим идеалам Рабле, но, напротив, гармонично сочеталась с ними и даже помогала их пропаганде, поскольку "карнавальное мироощущение является глубинной основой ренессансной литературы". Как отмечает Бахтин в книге "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и "Ренессанса", "как бы ни были распылены, разъединены и обособлены единичные "частные" тела и вещи — реализм Ренессанса не обрезывает той пуповины, которая соединяет их с порождающим телом земли и народа". Например, "реабилитация плоти", характерная для гуманизма, соотносима и сродственна с "гротескной концепцией тела", с преобладанием "материально-телесного начала жизни", присущим народной культуре. Смеховая народная культура, будучи древней, архаичной по своим истокам, тем не менее предвосхитила некоторые фундаментальные философские концепты, которые специфичны для Нового времени. Согласно оценке Л.Е.Пинского, "в эпоху Ренессанса нерушимую иерархическую вертикаль средневекового официального представления о космосе ("Великую Цепь Бытия") сменила историческая горизонталь: движение во времени. В гротескной концепции тела, переживающего становление в народно-праздничных играх, предметом которых был веселый ход времени, рождалось новое историческое чувство жизни и представление о прогрессе человечества". Ср. в тексте книги Бахтина: "И вот гротескные образы с их существенным отношением к временной смене и с их амбивалентностью становятся основным средством художественно-идеологического выражения того могучего чувства истории и исторической смены, которое с исключительной силою пробудилось в эпоху Возрождения". Именно поэтому понять Рабле и вообще ренессансную литературу невозможно без учета их связи с народной смеховой культурой. Средневековый смех интерпретируется в книге Бахтина как имеющий "универсальный и миросозерцательный характер, как особая и притом положительная точка зрения на мир, как особый аспект мира в целом и любого его явления". К. (этому термину Бахтин придавал расширенное значение, понимая под ним "не только формы карнавала в узком и точном смысле, но и всю богатую и разнообразную народно-праздничную жизнь средних веков и Возрождения") противопоставил серьезной, высокой культуре средневековья "совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений". К. не просто разыгрывали, это была "как бы реальная … форма самой жизни", которой люди средневековья жили во время праздников, — причем "другая свободная (вольная)", "идеальная" форма. Если официальные праздники утверждали стабильность, неизменность и вечность существующего миропорядка, освящали торжество уже победившей, господствующей, непререкаемой "правды", то К. "был как бы временной приостановкой действия всей официальной системы со всеми ее запретами и иерархическими барьерами": в это время жизнь на короткий срок выходила из своей обычной колеи и вступала "в сферу утопической свободы". Эта свобода была легализована: и государство, и церковь терпели ее, даже каждый официальный праздник имел свою вторую, народно-карнавальную, площадную сторону. Праздничная толпа воспринимала жизнь сквозь призму "веселой относительности", во время К. люди переодевались (обновляли свои одежды и свои социальные образы), избирали, а затем развенчивали и избивали (в символическом плане "умерщвляли") шутовских королей и пап, высмеивали, снижали, пародировали все, чему поклонялись в обычные дни, предавались различным физиологическим излишествам, пренебрегая нормами приличий: "Тема рождения нового обновления, органически сочеталась с темой смерти старого в веселом и снижающем плане, с образами шутовского карнавального развенчания". В гротескной образности К. всячески подчеркивался момент временной смены (времена года, солнечные и лунные фазы, смерть и обновление растительности, смена земледельческих циклов): "этот момент приобретал значение более широкое и более глубокое: в него вкладывались народные чаяния лучшего будущего, более справедливого социально-экономического устройства, новой правды". Обилие пиршественных образов, гиперболическая телесность, символика плодородия, могучей производительной силы и т.д. акцентировали бессмертие народа: "В целом мира и народа нет места для страха; страх может проникнуть лишь в часть, отделившуюся от целого, лишь в отмирающее звено, взятое в отрыве от рождающегося. Целое народа и мира торжествующе весело и бесстрашно". С эстетической точки зрения, карнавальная культура представляет собой особую концепцию бытия и особый тип образности, в основе которых, по мнению Бахтина, "лежит особое представление о телесном целом и о границах этого целого". Это представление Бахтин определяет как гротескную концепцию тела, для которой характерно то, что с точки зрения "классической" эстетики ("эстетики готового, завершенного бытия") кажется чудовищным и безобразным. Если классические образы индивидуализированы, отделены друг от друга, как бы очищены "от всех шлаков рождения и развития", то гротескные образы, напротив, показывают жизнь "в ее амбивалентном, внутренне противоречивом процессе", концентрируются вокруг моментов, обозначающих связь между различными телами, динамику, временную смену (совокупление, беременность, родовой акт, акт телесного роста, старость, распадение тела и т.д.). "В отличие от канонов нового времени гротескное тело не отграничено от остального мира, не замкнуто, не завершено, не готово, перерастает себя самого, выходит за свои пределы. Акценты лежат на тех частях тела, где оно либо открыто для внешнего мира, то есть где мир входит в тело или выпирает из него, либо оно само выпирает в мир, то есть на отверстиях, на выпуклостях, на всяких ответвлениях и отростках: разинутый рот, детородный орган, груди, фалл, толстый живот, нос" (Бахтин). Этот тин образности, характерный для народной смеховой культуры, обусловлен верой народа в свое бессмертие: "… в гротескном теле смерть ничего существенно не кончает, ибо смерть не касается родового тела, его она, напротив, обновляет в новых поколениях". Концепция К., выдвинутая в книге Бахтина о Рабле, вызвала при своем появлении и публикации бурные споры, да и до сих пор далеко не является общепризнанной. Однако она сыграла большую роль в развитии и стимулировании культурологических исследований, в расширении горизонтов научной мысли. В настоящее время истолкование концепции К. продолжается, и возможно как появление ее оригинальных истолкований, так и ее плодотворное использование для изучения различных мировых культур. Многомерные исследования карнавальной культуры, осуществленные Бахтиным, способствовали, в частности, легитимации такого феномена культуры, как "раблезианство". Раблезианство трактовалось, как связанное не столько непосредственно с творчеством Ф.Рабле, сколько с традицией его философской интерпретации, в рамках которой культурное пространство выстраивается в контексте семиотически артикулированной телесности, понятой в качестве семантически значимого феномена (текста), прочтение которого порождает эффект гротеска, что и придает культурному пространству статус карнавального (см. Тело, Телесность, Текст, Бахтин М.М.).

Источник: Философский словарь

Значение слова «карнавал» в русском языке

массовое гуляние, сопровождаемое шествиями, ряжением, театрализованными играми и др. Обычно совпадает с масленицей.

Источник: Этнографический словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Карнавал

(франц. carnaval) — вид народного гулянья с уличными шествиями,театрализованными играми.

Исторический словарь

Карнавал

массовое гуляние, сопровождаемое шествиями, ряжением, театрализованными играми и др. Обычно совпадает с масленицей.

Социологический словарь

Карнавал

(carnival) — исторические формы социального ритуала,  которые допускают временную отмену социального порядка и в ходе которых нарушаются социальные нормы  (например, сексуальные нравы)  и подвергаются осмеянию богатство  и власть.  См. также Лиминальность;  Бахтин; Обмен ролями. 

Толковый словарь Даля

Карнавал

м. католическая масленница; масленные увеселения, ряженье, окрученье. ьный, к карнавалу относящ. ьщик м. -щица ж. карнавальные гуляки.

Толковый словарь Ожегова

Карнавал

Народное празднество с шествиями, уличным маскарадом [Primo весенние праздники в Италии]

Cлово «карнавал» означает:

Карнавал

Карнава́л (из от от «повозка-корабль»; в народной этимологии от позднелат. «мясо» + «прощай») — праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами и красочными шествиями, отмечаемый перед Великим постом.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

м.

1.Весеннее народное празднество в Италии, позднее во Франции, Испании, Латинской Америке и некоторых других странах с уличными шествиями, маскарадом, театрализованными играми и т.п.

2.Костюмированное народное гулянье, празднество с танцами, играми и т.п.

Новый словарь иностранных слов

Карнавал

( фр. carnaval ит. carnevale) народный праздник под открытым небом, сопровождающийся уличными шествиями, танцами, маскарадами, театрализованными играми и т. д.; первонач. карнавалы появились в Италии в 13 в.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Карнавал

м.
1) Весеннее народное празднество в Италии, позднее во Франции, Испании, Латинской Америке и некоторых других странах с уличными шествиями, маскарадом, театрализованными играми и т.п.
2) Костюмированное народное гулянье, празднество с танцами, играми и т.п.

Словарь Даля

Карнавал

муж. католическая масленница; масленные увеселения, ряженье, окрученье. Карнавальный, к карнавалу относящ. Карнавальщик муж. -щица жен. карнавальные гуляки.

Словарь иностранных выражений

Карнавал

[фр. carnavalнародный праздник под открытым небом, сопровождающийся уличными шествиями, танцами, маскарадами, театрализованными играми и т. д.; первонач. карнавалы появились в италии в 13 в.

Словарь русского языка Лопатина

Карнавал

карнав`ал, -а

Словарь русского языка Ожегова

Карнавал

народное празднество с шествиями, уличным маскарадом [Primo весенние праздники в Италии]

Современный толковый словарь, БСЭ

Карнавал

(франц. carnaval), вид народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми.

Толковый словарь Ефремовой

Карнавал

карнавал м.
1) Весеннее народное празднество в Италии, позднее во Франции, Испании, Латинской Америке и некоторых других странах с уличными шествиями, маскарадом, театрализованными играми и т.п.
2) Костюмированное народное гулянье, празднество с танцами, играми и т.п.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Карнавал

карнавала, м. (ит. carnevale).

1. В романских странах Западной Европы – весенний народный праздник, сопровождающийся маскировкой и мимическими играми (соответствующий русской масленице). Римский карнавал.

2. Праздничная революционно-политическая демонстрация с аллегорическими изображениями лозунгов (нов.). Первомайский карнавал.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Карнавал

(франц. carnaval, итал. carnevale, вероятно, от лат. carrus navalis — потешная колесница, корабль праздничных процессий), вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми. Происходит главным образом под открытым небом. Истоки лежат в языческих обрядах, связанных со сменой времён года, в весенних с.-х. и ярмарочных праздниках. Название утвердилось в Италии в конце 13 в. С К. связан наиболее популярный народный итальянский театр 16 в. — комедия масок ( комедия дель арте ) . В России К. носили своеобразную национальную форму празднования проводов зимы (масленицы). В 18 в. К. особенно популярен был в Италии (Венеция, Рим), Германии, Франции (Ницца), ныне в Латинской Америке, Испании. В СССР К. устраиваются в дни молодёжных, студенческих, физкультурных и др. празднеств.

Полный орфографический словарь русского языка

Карнавал

карнавал, -а

Викисловарь

Карнавал

весенний народный праздник в Италии, позднее в ряде других стран, сопровождающийся уличными шествиями, плясками, маскарадом и т. п. костюмированное народное гулянье, празднество с танцами, играми, маскарадом и т. п.

Каким бывает «карнавал»?

Карнавал бывает:

  • венецианский
  • новогодний
  • ежегодный
  • шумный
  • нескончаемый
  • праздничный
  • весёлый
  • весенний
  • зимний
  • традиционный
Все определения к слову КАРНАВАЛ

Морфемный и фонетический разбор слова «карнавал»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова карнавал. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «карнавал»

Какими словами можно заменить слово карнавал? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову КАРНАВАЛ

Ассоциации к слову «карнавал» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово карнавал? В русском языке со словом карнавал чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову КАРНАВАЛ

Сочетаемость слова «карнавал»

Как правильно употребляется слово карнавал? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • большой карнавал
  • бразильский карнавал
  • венецианский карнавал
  • весёлый карнавал
  • вечный карнавал
  • до следующего карнавала
  • ежегодный карнавал
  • зимний карнавал
  • на городской карнавал
  • настоящий карнавал
Полная таблица сочетаемости слова КАРНАВАЛ

Предложения со словом «карнавал»

Примеры употребления слова карнавал в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Одним из факторов может быть национальное наследие – русский классический балет, японский театр кабуки, ирландские танцы, бразильский карнавал.

А. Б. Титов, Арт-менеджмент

Но предупредил, что увольнительных… то есть новогоднего карнавала не будет до тех пор, пока не появятся журналы и не объявится их похититель.

Валерий Гусев, Грабеж средь бела дня

Но сильнее всего поражала свобода в отношениях между костюмированными участниками карнавала.

Владимир Бутенко, Честь дороже славы

Иногда перспектива улицы напоминала балет, где огни, цветы, лошади и живописная теснота людей, вышедших из тысячи сказок, в масках и без масок, смешивали шум карнавала с играющей по всему городу музыкой.

Грин Александр, Бегущая по волнам

Все предложения и цитаты со словом КАРНАВАЛ

Cлово «карнавал» является ответом на вопросы