Инстинкт

Cлово «инстинкт» означает:

(от лат. instinctus — побуждение)  — англ. instinct; нем. Instinkt; фр, instinct; 1. Врожденный внутренний комплекс  поведенческих программ, свойственный данному виду животных; проявляется по мере созревания организма,  возникает в качестве реакции на внешние и внутренние раздражители. 2. Внутреннее чутье, влечение,  безотчетное чувство. 

Источник: Социологический словарь

Значение слова «инстинкт» в русском языке

(от лат. instinctus — побуждение) — совокупность сложныхврожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ навнешние или внутренние раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой,оборонительный, половой и др.). ы человека контролируются егосознанием.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Психологический словарь

Инстинкт

, СОСТАВНОЙ (instinct, component) Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, сексуальный инстинкт взрослых "постепенно развивается из последовательных вкладов ряда составных инстинктов, представляющих определенные ЭРОГЕННЫЕ ЗОНЫ" — Freud (1940),

Психологический словарь

Инстинкт

(instinct) Врожденное, биологически детерминированное побуждение к действию. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, инстинкт имеет а) биологический источник; б) запас ЭНЕРГИИ этого источника; в) цель, т.е. осуществляет специфические для данного инстинкта действия, ведущие к его удовлетворению (см. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ) и к РАЗРЯДКЕ заключенной в нем энергии; и г) объект, в отношении которого цель может быть достигнута. Неудача в нахождении объекта и достижении инстинктной цели ведет к ФРУСТРАЦИИ А (см. также ФРУСТРАЦИЯ) и к увеличению инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ, причем повышенное напряжение испытывается как СТРАДАНИЕ. В соответствии с ПРИНЦИПОМ УДОВОЛЬСТВИЯ это страдание ведет или к возрастанию активности в достижении разрядки, или к введению механизмов ЗАЩИТЫ для уменьшения напряжения. ЭГО реагирует на угрозу инстинктного напряжения, превышающего ПОРОГ толерантности, ТРЕВОГОЙ (СИГНАЛЬНАЯ ТРЕВОГА), которая стимулирует Эго (СТИМУЛ) к введению защитных мер. Согласно Fiend (1915), инстинкт может подвергаться превратностям четырех видов: а) ОБРАЩЕНИЮ в свою противоположность, обычно — замене активной роли на пассивную; б) ПОВОРОТУ ПРОТИВ СЕБЯ, т.е. использованию себя в качестве инстинктного объекта; в) ВЫТЕСНЕНИЮ — этот термин в 1915 г. охватывал все защитные механизмы, описанные позднее, и г) СУБЛИМАЦИИ, в результате которой инстинктная энергия в конечном итоге разряжается в действиях, лишь символически связанных (см. СИМВОЛ) с первичной инстинктной целью. Эта концепция инстинкта, очевидно, применима с той или иной степенью вероятности только к сексуальным и агрессивным влечениям (см. СЕКС и АГРЕССИЯ); попытки применить ее к другим врожденным паттернам поведения, таким как сон или питание, немедленно приведут к очевидной нелепости. Фактически при ее создании имели в виду сексуальные расстройства истериков (см. ИСТЕРИЯ и ИСТЕРИЧЕСКИЙ), однако связь инстинктного напряжения с сигнальной тревогой была выявлена при изучении защит от агрессии, имеющих место при НЕВРОЗЕ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ. Фрейд был последовательным сторонником дуальной теории инстинктов и полагал, что все инстинкты можно разделить на две группы, антагонистически настроенные по отношению друг к другу, и что конфликты между этими двумя группами и несут ответственность за невроз. Он, однако, не был последователен в своих взглядах на то, что же это были за группы. До начала 1920-х годов это были Ы ЭГО (см. ЭГО-) и СЕКСУАЛЬНЫЙ , соответствовавшие биологическим инстинктам самосохранения и воспроизведения потомства (см. САМОСОХРАНЕНИЕ), но в последних теоретических трудах это были инстинкт жизни и инстинкт смерти. Приведенная выше схема никогда не предназначалась для применения к инстинктам Эго, и непонятно, предполагалось ли применять ее к инстинкту смерти, хотя аналитики склонны предполагать, что существуют и инстинкт, и вид энергии, называемые "агрессией", к которым эта схема применима. Многие аналитики показали, что, хотя понятие КОНФЛИКТ подразумевает наличие по крайней мере двух влечений, нет особой причины отдавать предпочтение дуальной теории, а не тройственной или даже множественной теории инстинктов. Современная психология животных (ЭТОЛОГИЯ) утверждает наличие, по крайней мере, семи инстинктов, или врожденных паттернов поведения: пищевого, ПОЛОВОГО, борьбы, родительского, СНА, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ и ухаживания. Два последних в психоаналитической теории не представлены.

Психологический словарь

Инстинкт

— совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека. Составная часть поведения инстинктивного — наименее пластичная его компонента. У животных — генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного вида и связанные прежде всего с пищевой, защитной и репродуктивной сферами (-> поведение инстинктивное). Достаточно постоянны и независимы от локальных изменений внешней среды. Выводы о "слепоте" или "разумности" инстинктов некорректны: следует говорить соответственно об их фиксированности, ригидности и о биологической целесообразности. Ригидность инстинкта тоже целесообразна — она отражает приспособленность животного к постоянству условий его обитания. "Ошибки" инстинкта при попадании животного в непривычные для него условия можно сравнить с "ошибками", иллюзиями восприятия (-> восприятие: иллюзия); инстинктам свойственна такая же "непреодолимость" и даже "принудительность". Те и другие "ошибки" возникают в результате автоматического срабатывания непроизвольных механизмов — правильных, но оказавшихся в "неправильных", искусственных, маловероятных или даже невозможных в природе ситуациях. Согласно этологической теории (-> этология), инстинкты обусловлены действием внешних и внутренних факторов. К внешним относятся специальные раздражители — стимулы ключевые. К внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, приводящая к снижению порога их возбуждения. В этом смысле весьма показательны факты расширения спектра раздражителей, вызывающих инстинктивные действия, особенно — факты спонтанного появления последних. Согласно модели К. Лоренца, обычно эндогенная активность инстинктивных действий заторможена и блокирована. Адекватные стимулы снимают блокировку, действуя как ключ, отчего и получили название. Ныне значительно изменились взгляды на вопрос о соотношении инстинкта и научения. Раньше формы поведения, основанные на инстинкте и научении, противоставлялись. Считалось, что инстинктивные действия строго запрограммированы и их индивидуальная "доводка" невозможна. Позже выяснилось, что это далеко не так: многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного — период обучения облигатного. Так что многие инстинктивные акты "достраиваются" в индивидуальном опыте животного, и эта достройка тоже запрограммирована. Она обеспечивает приноровление инстинктивного действия к условиям среды. Разумеется, пластичность инстинктивного действия ограничена и определяется генетически. Гораздо большую пластичность обеспечивает научение факультативное — процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Если при обучении облигатном все особи вида совершенствуются в одних и тех же видотипичных действиях, то при научении факультативном они овладевают индивидуально-особенными формами поведения, приспосабливая их к конкретным условиям существования. В связи с вопросом о взаимосвязи инстинкта и научения следует также упомянуть традицию поведенческую. По существу, всякое действие животных — сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения. В понятие инстинкта в разные времена вкладывалось различное содержание: 1) иногда инстинкт противопоставлялся сознанию, а применительно человека — служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, "животного начала" в человеческой психике и пр.; 2) в других случаях инстинктом назывались сложные рефлексы безусловные, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и пр. Столь расплывчатая трактовка побудила большинство исследователей отказаться от употребления понятия инстинкта как научного термина, сохранив термин инстинктивное как синоним понятий: генетически фиксированное, наследственно закрепленное (поведение, действие и пр.).

Психологический словарь

Инстинкт

Корень слова латинский – instinctus, что означает побуждавшим вынуждающий, при этом подразумевается, что такие импульсы естественны или врожденны. Существует четыре общих, различающихся между собой значения этого термина: 1. Неприобретенная реакция, характерная для членов данного биологического вида. 2. Тенденция или предрасположенность реагировать определенным способом, который является характерным для определенного вида. Эта предрасположенность (2) – предполагаемая основа наблюдаемого поведения (1). 3. Сложный, скоординированный набор действий, универсального или почти универсально, проявляющийся у данного вида, возникающих при определенных стимульных условиях, определенных состояниях наличия влечения и определенных условиях развития. Это значение встречается прежде всего в этологии; см., например, врожденный механизм высвобождения, фиксированный паттерн активности и связанные с ними термины. 4. Любая из ряда неприобретенных, наследственных тенденций, которые, как предполагается, выполняют функции мотивационных сил сложных человеческих моделей поведения. Это значение, конечно, выражается в классическом психоанализе. В фактическом использовании, способ применения этого термина резко отличается от теории к теории. Первой школой психологии, которая сделала инстинкт центральным понятием, был Фрейдизм. В своих ранних трудах Фрейд выделил два класса инстинктов: эго-инстинкты, или инстинкты самосохранения, и половые, или репродуктивные, инстинкты. В своих более поздних работах он ограничил этот термин до Танатоса (инстинктов смерти) и Эроса (инстинктов жизни). Однако в обеих схемах Фрейд ясно показывал, что инстинкты были существенными мотивационными силами поведения но, как предполагалось, не определяли специфические поведенческие проявления. Основной акцент делался скорее на том, что является инстинктивным, чем на самих инстинктах; то есть значения 1, 2 и 3 не подразумевались. В гормической психологии Макдугалла инстинкт употреблялся (в значениях 1, 2 и 4) как центральная теоретическая концепция. Все поведение рассматривалось как преднамеренное или целенаправленное и мотивированное основными специфически видовыми наклонностями, инстинктами. В отличие от Фрейда, Макдугалл применял этот термин широко по отношению ко всем мотивационным конструкциям, и полученное в результате быстрое увеличение числа инстинктов подорвало научный базис теории. Употребление этого термина этологами (прежде всего в значении 3, но во взаимодействии со значениями 1 и 2) подчеркивало специфически видовые и биологические аспекты. Это становится ясным из определения Лоренца: "Поведение, которое в значительной степени определяется нервными механизмами, включенными в филогенез вида". Обратите внимание, что эта модель употребления специально включает поведение, в противоположность психоанализу, сосредоточивавшему внимание на мотивации. Путаница во многом возникла из нескольких неразрешенных (и, возможно, неразрешимых) проблем, (а) Проблема наследственности: степень, в которой инстинкты являются биологически запрограммированными или следуют из факторов, относящихся к окружающей среде. См. здесь дискуссию о наследственности-среде, (б) Видовая специфичность: являются ли инстинкты общими мотиваторами или они могут развиваться только внутри отдельных видов? Накапливающиеся свидетельства здесь имеют тенденцию поддерживать этологический подход, в котором основное внимание уделяется внутривидовому анализу, (в) Поведенческая специфика: степень, в которой определенные модели поведения должны включаться в понятие. Хотя понятно, что некоторые поведенческие проявления подразумеваются всегда (как еще узнать о существовании инстинкта?), это является серьезной проблемой. Чем специфичнее предполагаемая модель поведения, тем больше возможность, что этот термин будет принимать недопустимую неопределенность, как это было у Макдугалла. Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны и, конечно, не единственные. Можно сделать вывод, что это общее понятие является слишком жизнестойким, чтобы быть изгнанным из словаря психолога, как предлагали некоторые. Менее устойчивое понятие давно бы уже погибло из-за собственных излишеств. Обращайтесь с ним аккуратно.

Психологический словарь

Инстинкт

(лат. instinctus — побуждение). Врожденные формы поведения и психики, характеризующиеся видовой общностью. По И.П. Павлову, И. — сложные безусловные рефлексы, обеспечивающие осуществление жизненно важных для организма физиологических функций, необходимых для выживания вида и продления рода. Раздражителями, пускающими в ход инстинктивные реакции, являются простые физические и химические признаки значимых для организма животных, растений, объектов неживой природы — их форма, величина, цвет, запах, вкус, окраска и т.д. В психоанализе [Freud S., 1920] И. половому и И. смерти придается важное значение в психической жизни человека: И. половой проявляется в постоянном движении к возрождению, И. смерти — в стремлении живого существа к смерти. Даже некоторые последователи S. Freud [Jones E., 1957] писали о невозможности выведения И. смерти из каких-либо биологических наблюдений. И. смерти нельзя смешивать с И. агрессии, разрушения, поскольку первый направлен субъектом на самого себя, последний же проявляется желанием убивать других [Rycroft Ch., 1979]. S. Freud, утверждая подчиненность поведения примитивным неосознаваемым влечениям и якобы присущему человеку И. смерти, пришел к выводу о неотвратимости войн и человеческого насилия, о пагубном влиянии цивилизации на психическое здоровье [Бассин Ф.В., Ярошевский М.Г., 1989].

Психологический словарь

Инстинкт

— совокупность врожденных поведенческих комплексов, могущих активизироваться при воздействии ключевых раздражителей.

Психологический словарь

Инстинкт

(instinct) Понятия "И." и его часто используемый (неск. "очищенный") синоним "врожденное поведение" не имеют единого общепринятого значения. Полезность понятия И. для объяснений и описаний господствует в умах мн. исследователей, а широта его применения варьировала в разные периоды истории психологии. Вследствие сомнительной истинности и двусмысленности, а тж из-за изменений философии науки, одни ученые прямо отвергали это понятие, тогда как др. энергично поддерживали его очевидную полезность. Большинство самых стойких противников в чем-то даже изменили свои дефиниции оснований поведения, чтобы согласовать их с нек-рыми аспектами понятия И. Врожденное, или видотипичное поведение занимает выдающееся место в работах по этологии. Поведение, объединяемое под этим назв., часто, но отнюдь не всегда обладает неск. общими характеристиками; оно: 1) преследует какую-то цель и заканчивается достижением определенных рез-тов — пищи, воды или полового партнера; 2) обеспечивает получение выгоды как отдельным особям, так и виду в целом; 3) адаптировано к обычным условиям окружающей среды и сообразуется с ними (хотя зачастую плохо приспособлено к необычным условиям); 4) является обычным для большинства, если не всех, представителей вида (хотя его частные проявления могут варьировать у разных особей); 5) развивается или появляется в определенной последовательности в процессе жизни индивида в соответствии с процессами роста и созревания; 6) ему нельзя научиться на основе индивидуального опыта (хотя оно и может возникать в связи с научением, а научение может происходить в тесной связи с таким поведением). Существенными признаками понятия врожденного поведения являются его адаптированность и генетическая причинная орг-ция. ивное поведение часто контрастирует с "выученным", к-рое возникает постепенно или вдруг, отличается большим разнообразием среди представителей вида, сильно различается по рисунку движений и зависит от множественности и разнообразия ключевых признаков. Дэниел Лерман подверг сомнению утверждение, что понятия "И." и "врожденный" имеют смысл, потому что не существует поведения, абсолютно независимого от обучения, к-рое может происходить in utero (внутриутробно) или, как у птиц, на стадии яйца. Нико Тинберген признавал, что два процесса — межпоколенная филогения и интраиндивидное научение — достаточно обособлены, но заявлял, что поведение практически всегда является продуктом обоих этих процессов и что все попытки провести между ними четкие различия ведут к ложной дихотомии. Конрад Лоренц высказал предположение о том, что внутренние побуждения ("драйвы") вызывают активацию фиксированных паттернов действий (ФПД), обусловленных генетически. В обычных условиях эти ФПД не актуализированы, поскольку внутренние побуждения, необходимые для их экспрессии, обычно не достигают порога активации. Специфичный для реакции драйв, регулирующий запуск ФПД, был назв. специфическим потенциалом действия (СПД). Он может приводится в действие сигнальным раздражителем, соотв. врожденному механизму запуска (ВМЗ). Хотя частные теорет. представления о ВМЗ были отвергнуты, они продемонстрировали, что для объяснения поведения животных отнюдь не обязательно привлекать преднамеренные интенции. Н. Тинберген выдвинул альтернативную гипотезу: поведение организовано иерархически, с широкими мотивационными центрами, доминирующими над многочисленными разветвленными специфическими уровнями, каждый из к-рых заканчивается специфическим ФПД. Т. о., ВМЗ трансформируются в регуляторы путей, чтобы животное могло дойти от предельно обобщенного аппетитивного паттерна через все более предсказуемые и специализированные реакции до финала, когда при наличии соотв. релизоров достигается консумматорный (завершающий) акт. Большинство исследователей поведения животных придерживаются мнения о том, что поведение низших организмов в подавляющем большинстве случаев является инстинктивным, тогда как поведение высших организмов обогащается за счет научения, при типично больших индивидуальных различиях в его проявлении. Тем не менее, З. Фрейд утверждал, что челов. поведение вырастает из выражения двух противоположных групп инстинктов: инстинктов жизни, обогащающих жизнь и рост, и инстинктов смерти, толкающих нас к разрушению. А. Маслоу тж разраб. иерархическую структуру мотивов, начинающуюся такими простейшими физиолог. потребностями, как голод и жажда, и заканчивающуюся самоактуализацией. См. также Сравнительная психология, Эволюция, ивное поведение А. Дж. Риопелле

Психологический словарь

Инстинкт

Термин с трудом поддается определению, но обычно означает любую естественную (т. е. врожденную, а не усвоенную) реакцию, характерную для данного вида. ы считаются мотиваторами различных схем поведения животных, таких как ухаживание, спаривание, отношения между родителями и детьми, хотя их роль в человеческом поведении представляется более спорной. Фрейд пользовался термином «инстинкт» по отношению к Эросу и Танатосу (инстинкты жизни и смерти), которые являются глубинными причинами многих аспектов человеческого поведения, особенно половых и агрессивных проявлений. Ныне термин используется в психологии гораздо реже, чем раньше, так как его первоначальное значение не было подкреплено убедительными доказательствами.

Психологический словарь

Инстинкт

(Instinct). Врожденное, локализующееся на уровне тканей организма, состояние возбуждения, стремящееся выразиться вовне и привести к снятию напряжения. Согласно Фрейду, представляет собой психические проявления врожденных телесных состояний возбуждения, выражающиеся в форме желаний.

Психологический словарь

Инстинкт

Термин, введенный в обиход биологами, в основном исследователями поведения животных, и нашедший широкое применение при описании поведения человека. Согласно самому широкому определению, инстинкт есть специфический для вида поведенческий паттерн, преимущественно основанный на наследственности и поэтому относительно независимый от научения. Термин инстинкт применялся для обозначения широкого круга поведенческих паттернов (материнский инстинкт, гнездовой, сезонно-миграционный и т.д.). Эта феномены, как оказалось, не подчиняются ни анализу с точки зрения компонентного поведения, ни физиологическому объяснению. Как следствие, термин имел сильную телеологическую коннотацию. Это отражается в использовании термина инстинктивная цепь, обозначающего предполагаемую цель, укорененную в инстинктивном поведении. Заданная цель подразумевается, например, в понятии инстинкт самосохранения, игравшем главную роль в ранних гипотетических построениях.На современную теорию инстинкта повлияло развитие ряда смежных областей. Наблюдения, в особенности этологической школы (Лоренц, Тинберген и др.), а также социобиологов (Э. О. Уилсон) и нейробиологов (Э. Кэнделл) внесли существенные сомнения относительно валидности и эвристической ценности понятия инстинкт. Внимательное наблюдение за внешне целенаправленным инстинктивным поведением позволяет ученым расчленить его на частные паттерны взаимосвязанных и последовательных реакций. Как было показано, элементы этих последовательных паттернов подвержены внешним манипуляциям, извращающим их очевидные (то есть телеологически правдоподобные) цели в естественном состоянии (Hassler, 1960).Тенденция этих паттернов сохраняться в природе в целом объясняется с точки зрения эволюции: те или иные поведенческие последовательности предпочтительны настолько, насколько лучше по сравнению с другими они обеспечивают выживание. Но существует и третья возможность: имеются также нейтральные (то есть не затрудняющие выживание и не способствующие ему) генетически закодированные паттерны поведения.Поэтому большинство современных биологов, следуя Шнейрле, подвергают эту концепцию инстинкта критике. Они предпочитают говорить о типичных для вида паттернах поведения, предположительно укорененных во врожденном, генетически детерминированном оснащении. При этом поведенческие проявления подобных паттернов почти всегда в той или иной мере зависят от среды. Можно сформулировать принцип, согласно которому роль среды возрастает с усложнением нервной системы.В ранних психоаналитических теориях термин инстинкт использовался для описания мотивационных сил человеческого поведения; в настоящее время эти силы обычно обозначаются как инстинктивные влечения.

Психологический словарь

Инстинкт

(лат. instinctus — побуждение) — врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Психологический словарь

Инстинкт

Когда я говорю об инстинкте, то я разумею при этом то самое, что обычно понимают под этим словом, а именно понуждение, влечение (Trieb) к определенной деятельности. Такая компульсивная устремленность может возникать от какого-нибудь внешнего или внутреннего раздражения, которое психически разряжает механизм влечения-инстинкта, или же от каких-нибудь органических оснований, лежащих вне сферы психических каузальных отношений. характер инстинкта присущ каждому психическому явлению, причинно происходящему не от волевого намерения, а от динамического понуждения, независимо от того, что это понуждение проистекает непосредственно из органических и, следовательно, внепсихических источников или же существенно обусловлено энергиями, которые только разряжаются волевым намерением, — в последнем случае с тем ограничением, что созданный результат превышает действие, намеченное волевым намерением. Под понятие инстинкта подпадают, по моему мнению, все те психические процессы, энергией которых сознание не располагает. При таком понимании аффекты (см.) принадлежат настолько же к процессам влечения-инстинкта, насколько и к чувственным процессам (см. чувство). Те психические процессы, которые при обычных условиях являются функциями волн (то есть безусловно подлежащими контролю сознания), могут, уклоняясь от нормы, становиться процессами влечения-инстинкта вследствие присоединения некоторой бессознательной энергии. Такое явление обнаруживается всюду, где или сфера сознания оказывается ограниченной вследствие вытеснения неприемлемых содержаний, или же где вследствие утомления, интоксикации или вообще патологических процессов мозга наступает понижение ментального уровня, где сознание уже не контролирует или еще не контролирует наиболее ярко выделяющиеся процессы. Такие процессы, которые некогда у индивида были сознательными, но со временем стали автоматическими, я бы не хотел называть процессами инстинктивными, но автоматическими процессами. При нормальных условиях они и не протекают наподобие инстинктивных, потому что при нормальных условиях они никогда не проявляются в компульсивном виде. Это случается с ними только тогда, когда к ним притекает энергия, чуждая им.

Психологический словарь

Инстинкт

(instinct) — 1. Сложный образец поведения, присущий индивидууму обычно с рождения и наблюдающийся у всех представителей одного вида. Поведение проявляется и изменяется под воздействием окружающих стимулов, однако его основа остается относительно неизменной и предопределена заранее. 2. Врожденная сила, принуждающая индивидуум двигаться в направлении к достижению определенной цели (например, либидо в психоанализе).

Социологический словарь

Инстинкт

(instinct). Особый способ поведения, закладывающийся на генетическом уровне, существует у всех представителей любого вида.

Социологический словарь

Инстинкт

— биологически обусловленное и генетически наследуемое (врожденное) побуждение  живого существа к определенному поведению или образу  действий. В структуре И. и схеме его осуществления традиционно выделяются: а) биологический источник; б) энергия этого источника; в) цель,  на которую направлено действие  И. с целью достижения удовлетворения и разрядки соответствующей энергии; г) объект  И. Реализуясь автоматически, И. не допускают предвидения предполагаемого действия: они, преимущественно, имеют смысл лишь в обычных, естественных условиях. При резкой трансформации последних И. становятся нецелесообразными и в перспективе могут исчезнуть. И. невыводимы из индивидуального опыта, хотя и могут усиливаться либо ослабляться в течение жизни.  Современная этология  предполагает наличие нескольких врожденных И. (паттернов поведения): питания, сна, половой активности, ухаживания, родительского И., И. борьбы (агрессии), территориальных отношений и др. Нереализованность И. в перспективе ведет к росту сопряженных психических напряжений и страданиям его носителя. В случае перехода данными напряжениями порога толерантности — у индивида  конституируется чувство  тревоги и, как правило,  активизируются защитные механизмы  личности. А.А. Грицанов

Социологический словарь

Инстинкт

(instinct) — 1. (Этология)  врожденные побудительные стимулы,  ведущие к определенным образцам поведения. ивное поведение  обычно наблюдается у животных и вызывается стереотипами ("фиксированным образом действия") — построение гнезда или ухаживание. Некоторые виды человеческого повеления, например, материнского, обычно оцениваются как инстинктивные. Однако материнское поведение гораздо сложнее, даже у животных, и, конечно, поддается усвоению, хотя некоторые психологи считают его, прежде всего, усвоенным и поэтому не инстинктивным у людей. Хотя некоторые виды поведения могут основываться на унаследованных склонностях, развитие  человеческого мозга предопределило, что они гораздо меньше зависят от "встроенных" механизмов и намного более управляемы, усваиваемы и выбираемы, животные ниже филогенетической шкалы имеют сравнительно меньше участков мозга для усвоения и больше для инстинктивных процессов, так что их поведение менее пластично и более предсказуемо, то есть управляется скорее инстинктом, чем усвоением. 2. (Психоанализ)  в теории Фрейда унаследованная, побудительная сила  или стимул, находящийся в подсознании. См. Эрос;  Танатос. 

Философский словарь

Инстинкт

(лат. instinctus — побуждение) — форма психической деятельности, тип поведения. В широком смысле И. противопоставляется сознанию. ивный тип поведения характерен для животных; он построен на основе биологических форм существования, вырабатывающихся в процессе приспособления к среде. Сознательное же поведение выражается в целенаправленном изменении природы человеком и строится на основе осознания ее закономерностей. В более специфическом смысле И.— закрепленное биологической наследственностью, свойственное данному виду животных поведение. По И. П. Павлову, И.— цепь безусловных рефлексов. Наиболее резко И. выражен у относительно низкоорганизованных животных (насекомых, рыб, птиц). По мере эволюционного развития все большее значение приобретает сложно-рефлекторная деятельность, опирающаяся на индивидуальный опыт. ы присущи и человеку. Однако они не играют решающей роли, т. к. специфически человеческая деятельность возникает и развивается как следствие общественно-исторических процессов и побуждается гл. обр. не биологическими, а социальными мотивами.

Философский словарь

Инстинкт

(лат. — побуждение, стимул) — естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя исход более или менее сложных, "целенаправленных" действий, но так, что необходимое сознательное предвидение исхода рассматриваемых инстинктивных действий — не говоря уже об осознании их целесообразности или необходимости — отсутствует. Такими инстинктами, постоянно связанными с определенной склонностью, являются в основном инстинкт питания, чистоты, спаривания, случки, откладывания яиц, заботы о потомстве, общения, защиты и перелетов. ы необъяснимы из опыта отдельного индивида; будучи врожденными, они вместе с тем могут усиливаться или ослабляться в течение жизни. О происхождении инстинктов существует множество гипотез, ни одна из которых не является вполне удовлетворительной. ивные действия отличаются от сознательных главным образом тем, что они совершаются и имеют смысл только в определенных (обычных, естественных) условиях и при резком изменении этих условий могут исчезнуть или стать нецелесообразными. Какую роль инстинкты играют в жизни человека, выяснено недостаточно. Точно известно, что, с одной стороны, сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются инстинктами, с др. стороны, вызывающая сожаление лабильность современного культурного человека по отношению к угасанию жизненно необходимых для него инстинктов основывается на образе его жизни, что уже отличает человека от животных. При этом нужно думать, что как раз эта лабильность, эта изменчивость всех склонностей и способностей открывает разуму возможность неограниченной деятельности и очень важна для человека. У Паскаля инстинкт — внутренний опыт, основывающийся на интуиции и движимый ею.

Философский словарь

Инстинкт

импульс, повелевающий действовать определенным образом. Это действие (особенно у животных) отличается следующими тремя особенностями. Оно будет: 1) врожденным (осы-одиночки, так называемые «осы-кладчики», строят свое гнездо всегда одинаково, несмотря на то что «родители» умирают до того, как разовьется оса-«ребенок», которая, следовательно, не может «научиться» у них строить гнездо. Точно так же существуют перелетные птицы, обладающие врожденным знанием пути их перелета – от 6000 до 12 000 км, – даже если это первый год их жизни, а «родителей», которые могли бы указать им дорогу, нет рядом); 2) единообразным (инстинкт не совершенствуется; так, например, техника построения бобрами запруд с течением времени нисколько не прогрессировала); 3) специфическим (каждому виду присущи свои инстинкты). Итак, инстинкты – это сложные рефлексы, от природы данные индивиду. Однако эти рефлексы могут быть дополнены приобретенными обусловленными рефлексами, вносящими в инстинкт определенную гибкость и способность к адаптации. У человека, как правило, инстинкты «вышколены» социальными нормами, замаскированы вмешательством разума (рассуждение, рациональная мотивация и ретроспектива инстинктивного поведения), и они выходят на сцену лишь при наличии состояния умственного торможения (мечта, эмоции, страсти, умственная отсталость).

Философский словарь

Инстинкт

(философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare — побуждать; побуждение, точнее — побудок), означ. способность и стремление (у животных и людей) к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотчетностью и приводят к результату полезному не только для действующего индивида, но еще более для его рода. Исключая ясную сознательность и преднамеренность, понятие инстинктивного действия не совпадает, однако, с понятием действия механического или машинального, но требует известного внутреннего ощущения и стремления, хотя и безотчетного; поэтому, говоря, напр., о половом И. у животных, мы не употребляем того же термина относительно высших растений, хотя и размножающихся тем же способом, именно потому, что вся жизнь растений, а следовательно и функция размножения у них, представляется как чисто физический процесс, не сопровождаемый никаким внутренним чувством или стремлением в самом организме (насколько основательно такое представление — другой вопрос). В мире животном инстинкт есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (рода) в единичном и целого в частях; в мире человеческом это есть лишь основной элементарный способ, все более и более теряющий свое преобладание. "Всеобщее" присутствует в человеке не только как родовой И., но, нераздельно с тем, и как разумное сознание (так, напр., язык, основное средство общения между людьми, будучи порождением инстинктивным, есть вместе с тем откровение разума и начаток сознания); точно также связь целого, или взаимность частных существ выражается в человеке не только как невольная симпатия, но и как нравственно-обязательное сознание солидарности с другими. Как род, человечество отличается от животных тем, что оно прогрессирует, оставаясь самим собою, т.е. не переходя в новые органические формы. Этот прогресс существенно характеризуется тем, что инстинкты, первоначально общие у человека с животными, не теряя своей реальной силы, перестают быть темными стихийными влечениями, просветляются сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием. Так, инстинкт самосохранения теряет свой исключительно физический характер, переходя в охранение человеческого достоинства; инстинкт половой превращается в супружескую любовь; инстинкт родительский становится выражением нравственной связи и преемственности поколений, началом предания; инстинкт политический, начатки которого встречаются у общественных и стадных животных, получает новое и огромное значение, переходя в чувство гражданского долга, в патриотизм и, наконец, в начало всеобщей солидарности или братства. Уже в животном царстве различные И. находятся в отношении подчинения между собою; так, И. самосохранения приносится в жертву половому и родительскому (самцы, гибнущие в бою за обладание самкой, матери — при защите детенышей); у муравьев и пчел И. политический господствует над всеми другими, и частное приносится в жертву общественной организации целого. Тем более в мире человеческом следует признать такое подчинение низших инстинктивных требований высшим, имеющим здесь характер нравственных обязанностей; и если непозволительно, напр., оправдывать инстинктом самосохранения какое-нибудь отступление от патриотического долга, то нельзя опираться и на этот последний против высшего требования всечеловеческой солидарности. С другой стороны, по мере духовного развития человечества взаимоотношение различных групп и элементов в нем теряет свойство внешней исключительности и несовместимости; единство целого понимается все более и более как внутренняя нравственная солидарность всех, предполагающая и требующая самостоятельного бытия и свободного развития каждого. Когда, таким образом, все истинное содержание многоразличных инстинктов примет форму разумного сознания, тогда осуществится всеобщий нравственный порядок, вне которого останутся только слепые разрушительные страсти, лишенные всякого оправдания, а потому бессильные. Вл. С.

Философский словарь

Инстинкт

— генетически закрепленная адаптивная реакция, форма отражения действительного мира живым организмом того или иного биологического вида.

Философский словарь

Инстинкт

Несмотря на оговорки, глубокое различие между инстинктом и привычкой не подлежит сомнению. Если взять крайние случаи, то каждое животное от рождения может брать пищу, руководствуясь инстинктом, перед тем, как у него появляется возможность учиться; с другой стороны, никто не может инстинктивно ездить на велосипеде, хотя после обучения необходимые движения становятся такими же автоматическими, как если бы они были инстинктивными. Популярная концепция инстинкта допускает ошибку, приписывая ему безошибочность и изначальную мудрость, а также неспособность к изменению. Это — полное заблуждение. , как правило, действует очень просто и способен к достижению своего результата в обычных обстоятельствах, однако легко вводится в заблуждение чем-то необычным. Можно сказать, что сущность инстинкта состоит в обеспечении механизма таких не ["не"??? — АБ] предусмотренных заранее действий, которые обычно имеют биологические преимущества. Отчасти именно по этой причине так важно понимать фундаментальное место инстинкта в поведении как животных, так и человека.

Психологическая энциклопедия

Инстинкт

(лат. instinctus — побуждение). Врожденные формы поведения и психики, характеризующиеся видовой общностью. По И.П. Павлову, И. — сложные безусловные рефлексы, обеспечивающие осуществление жизненно важных для организма физиологических функций, необходимых для выживания вида и продления рода. Раздражителями, пускающими в ход инстинктивные реакции, являются простые физические и химические признаки значимых для организма животных, растений, объектов неживой природы — их форма, величина, цвет, запах, вкус, окраска и т.д. В психоанализе [Freud S., 1920] И. половому и И. смерти придается важное значение в психической жизни человека: И. половой проявляется в постоянном движении к возрождению, И. смерти — в стремлении живого существа к смерти. Даже некоторые последователи S. Freud [Jones E., 1957] писали о невозможности выведения И. смерти из каких-либо биологических наблюдений. И. смерти нельзя смешивать с И. агрессии, разрушения, поскольку первый направлен субъектом на самого себя, последний же проявляется желанием убивать других [Rycroft Ch., 1979]. S. Freud, утверждая подчиненность поведения примитивным неосознаваемым влечениям и якобы присущему человеку И. смерти, пришел к выводу о неотвратимости войн и человеческого насилия, о пагубном влиянии цивилизации на психическое здоровье [Бассин Ф.В., Ярошевский М.Г., 1989].

Толковый словарь Даля

Инстинкт

м. лат. безотчетное побужденье, по которому действуют животные; побудок сев. побудка вост. У человека, разум и воля; у животного, то и другое слито в побудке. ивный, побудочный, побудковый. до того дурно, что нельзя не пожелать замены его побудкою.

Толковый словарь Ожегова

Инстинкт

Врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчетному побуждению

Юридический словарь

Инстинкт

— совокупность врожденных поведенческих комплексов, могущих активизироваться при воздействии ключевых раздражителей.

Каким бывает «инстинкт»?

Инстинкт бывает:

  • стадный
  • собственнический
  • безошибочный
  • материнский
  • врождённый
  • первобытный
  • развитый
  • обострённый
  • неистребимый
  • животный
Все определения к слову ИНСТИНКТ

Фонетический разбор слова «инстинкт»

Звуко-буквенный разбор слова инстинкт. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «инстинкт»

Какими словами можно заменить слово инстинкт? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ИНСТИНКТ

Ассоциации к слову «инстинкт» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово инстинкт? В русском языке со словом инстинкт чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ИНСТИНКТ

Сочетаемость слова «инстинкт»

Как правильно употребляется слово инстинкт? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • агрессивный инстинкт
  • атавистические инстинкты
  • базовые инстинкты
  • безошибочный инстинкт
  • бессознательный инстинкт
  • биологические инстинкты
  • боевой инстинкт
  • верный инстинкт
  • внутренний инстинкт
  • волчьи инстинкты
Полная таблица сочетаемости слова ИНСТИНКТ

Cлово «инстинкт» является ответом на вопросы